Целесообразность использования произведений художественной литературы на уроках истории.
статья

Яковишина Наталья Сергеевна

Развитие личности человека с самого детства сопровождают художественные произведения. В статье рассмотрены особенности использования произведений художественной литературы на уроках истории в образовательных прогрпаммах среднего профессионального образования для образного понимания исторических событий, персонажей, эпох. Примеры художественной литературы на уроках истории способствуют эмоциональной вовлеченности в исторические процессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целесообразность использования произведений художественной литературы на уроках истории.

Развитие личности человека с самого детства сопровождают художественные произведения. Еще в раннем детстве ребенок  знакомится с русскими народными сказками, такими как: «Колобок», «Теремок», «Золушка», «Кошкин дом», которые демонстрируют детям в доступных их пониманию сюжетах  существующие в этике две основные нравственные категории: добро и зло. Далее в начальной школе в жизнь ребенка входят сказки Пушкина, которые помимо того, как привносят в жизнь ребенка понятие морали и мудрости, еще и обогащены духовным наследием русского народа, знакомясь с которым ребенок обогащает свой словарный запас, развивает воображение и эрудицию.  Далее, переходя в старшие классы, литературные произведения входят в жизнь ребенка не только на уроках чтения и литературы, но и на уроках истории. Использование художественной литературы на уроках истории способствует более прочному закреплению исторического материала у учащихся и является настоящим подспорьем для учителя.

Когда то история, публицистика и литература вообще были неотделимы. Например, древние летописные своды «Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Эти сочинения одновременно и исторические, и литературные и публицистические.

Близость исторической науки к художественной литературе сохраняется с самого момента ее появления – в самостоятельную область знаний историческая наука выделилась примерно в  XVIII веке. Одной из характерных черт русской литературы был интерес ее представителей к историческому прошлому своего народа, своей страны, всего человечества.

К вопросам истории писатели подходили по-разному. Некоторые из них, такие как А. С. Пушкин, Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов выступают в отдельных своих произведениях даже, как историки профессионалы и тем самым оказываются в одном ряду с теми, кто внес непосильный вклад в развитие исторической науки в России.

Основные знания об истории учащиеся получают через рассказ учителя, в сознание детей попадают связи с прошлым народа и страны. Однако учитель не всегда находит подходящий набор изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. Поэтому использование на уроках истории произведений писателей и поэтов  внесет яркие краски и обогатит образное мышление учащихся. Художественная литература также может стать мощным инструментом для поддержания внимания учащихся и поспособствовать развитию интереса и внимания учащихся к предмету. Отрывки из художественных произведений помогают учителю перенести обучающихся в определенную историческую эпоху с ее особенностями и колоритом, дает портретное описание образа и чувственное описание характера исторического персонажа.

Стоит отдельно выделить исторические источники, написанные непосредственно участниками исторических событий – например, воспоминания Маршала Г. К. Жукова и т.д. Зачитывание отдельных фрагментов из воспоминаний….. Таким образом, исторические источники являются весомым информационным подспорьем для изучения прошлого. Однако исторические источники не всегда могут быть понятны ученикам, на уроке используются лишь те фрагменты, которые заранее отбирает педагог. Зачитывая их на уроке и предлагая к анализу, педагог дополняет их необходимыми комментариями и разъяснениями.

Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе изучения исторических источников, научного исследования прошлого, монографий, научных исследований. После чего автор создает историческое прошлое в форме художественного произведения. Необходимо иметь ввиду, что при подаче отрывков исторической беллетристики, учащиеся видят изображение исторической действительности сквозь призму взглядов автора, как представителя определенного класса своего времени, как сторонника конкретных философских, литературных и социальных позиций. Поэтому и здесь тоже, зачитывая фрагменты на уроке, необходимы оговорки учителя о критическом подходе учащихся к этому художественно-историческому материалу.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что художественная литература помогает лучше усваивать исторические события.  Однако необходим тщательный отбор: самого литературного произведения и его зачитываемых фрагментов; необходимы комментарии и разъяснения учителя об исторической эпохе, социального положения автора произведения и его гражданской позиции. А также, желательно, чтобы отрывки, используемые для работы на уроках истории, содержали в себе: образы исторических деятелей и народных масс; картинное описание обстановки, в которой изображается описываемое прошлое; представление исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории

План. Введение. 1. Основные цели использования изобразительных средств наглядности на уроках истории. 2. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. 3. К...

Формирование навыка самоорганизации учащихся через педагогически целесообразное использование информационно-коммуникационных технологий

В условиях модернизации школьного образования одной из важных целей образования становится развитие у учащихся способности к самоорганизации, наличие которой определяет успешность индивида, его конкур...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информац...

Доклад на тему: Использование методов проблемного обучения на уроках истории (из опыта работы)

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестно...

ВКР: Формирование интереса к миру художественной литературы посредством поэтических произведений у детей среднего дошкольного возраста

Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей среднего возр...

Работа с текстами, характеризующими повседневность. Пример художественной литературы и произведения искусства.

Работа с текстами, характеризующими повседневность.Пример художественной литературы и произведения искусства....

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОСТЕРОВ С ПОМОЩЬЮ WEB-СЕРВИСА «LEARNINGAPPS.ORG»

В статье приведена сравнительная характеристика применение  технологии использования клипового мышления на уроках истории,  во благо в контексте минимакса....