методические рекомендации к уроку по физике "Оптические приборы"
методическая разработка на тему

Литвинюк Ирина Павловна

Данные рекомендации для преподавателей НПО и СПО. В ней вложен урок и презентация по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план урока87 КБ
Office presentation icon презентация1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Урок №

Тема урока: Оптические приборы.

Цель урока: Рассмотреть  каким образом исследование оптических явлений способствовало развитию умений управлять ходом световых лучей и конструированию различных оптических приборов. Выявить особенности зрения человека.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Структура урока.

  • Орг. момент.
  • Изучение нового материала. Презентации учащихся.
  • Закрепление материала.
  • Рефлексия.
  • Итоги урока.

Ход урока.

2.

  • Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с устройством, работой и назначением некоторых оптических приборов. Практически в каждой семье есть фотоаппарат или видеокамера, в школе на уроках биологии мы работаем с микроскопом, на уроках астрономии наблюдаем звёздное небо в телескоп и, конечно же, видим окружающий нас мир глазами.

Все оптические приборы можно разделить на две группы:

      а\ приборы. При помощи которых получают оптические изображения на экране             \ проекционные аппараты, фотоаппараты, киноаппараты и др. \

      б\ приборы, которые действуют только совместно с человеческим глазом и не образуют изображений на экране \ лупа, микроскоп, телескоп\. Такие приборы называют визуальными. Слайд № 5

Рассмотреть внимательно и запечатлеть его неповторимость и красоту нам помогает  оптический прибор-фотоаппарат. Фотография так прочно вошла в нашу жизнь, что трудно представить, как человек обходился без неё? Ведь история фотографии началась не так давно – в XIX веке!

Первые фотоаппараты были дороги и громоздки, но наука и техника не стоят на месте – размеры фотоаппаратов значительно уменьшились, они стали проще в эксплуатации, лучше стало качество снимков, фотография из черно-белой превратилась в цветную.

Наша первая группа работала над темой "Фотоаппарат" и подготовила презентацию фотоаппаратов разных моделей: здесь мы увидим старенький советский "Зенит", "чудо" техники – знаменитый "Полароид", делающий моментальные снимки, пленочный "Кодак" и цифровую камеру – "Олимпус".

Как же устроен и как работает этот чудо-прибор – фотоаппарат?

Об этом расскажет наш первый докладчик. Слайд № 6, 7

     Фотография была изобретена в 30–х годах XIX века и прошла долгий путь развития. Современная фотография, ставшая малоформатной, моментальной, цветной, стереоскопической, нашла широчайшее применение во всех областях нашей жизни. Велика её роль в исследовании природы. Фотография позволяет рассматривать различные объекты (от микроскопических до космических), невидимые излучения и т.д. Всем известное значение художественной фотографии, детищем которой является кино.

      Основными частями фотоаппарата являются непрозрачная камера и система линз, называемая объективом. Простейший объектив представляет собой одну собирающую линзу. Объектив создаёт вблизи задней стенки камеры действительное  перевёрнутое изображение фотографируемого предмета. В большинстве случаев предмет находится на расстоянии, большем двойного фокусного, поэтому изображение получается уменьшенным. В том месте, где получается изображение, помещается фотоплёнка или фотопластинка, покрытая слоем светочувствительного вещества – фотоэмульсией.

    Фотографируемые предметы могут находиться на разных расстояниях от аппарата, следовательно, расстояние между объективом и плёнкой также необходимо изменять, что осуществляется обычно перемещением объектива.

     Световая энергия, попадающая на светочувствительный слой, дозируется фотографическим затвором, который даёт доступ свету лишь на определённое время – время экспозиции. Время экспозиции зависит от чувствительности фотоэмульсии и от освещённости плёнки, которая зависит, в частности, от диаметра объектива. Диаметр действующей части объектива можно менять с помощью диафрагмы и этим регулировать освещённость фотоплёнки.  

      Но диафрагма играет ещё и другую роль. Уменьшая отверстие диафрагмы, можно добиться того, что изображение предметов, находящихся на различных расстояниях от аппарата, будут достаточно чёткими. Возрастёт, как говорят, глубина резкости. Слайд №8,9

   Мы рассмотрели как устроен фотоаппарат, но прообразом фотоаппарата послужил живой оптический аппарат – глаз. Приглашаем к доске докладчика второй группы, которая работала над этой темой. Слайд №10,11

Медицинские осмотры показывают, что сегодня совершенно здоровым является только один ученик из десяти. Поэтому сохранение здоровья это потребность не только нашего, но и будущих поколений. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывают старшие  или ребенок испытывает недомогание, а дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это так важно.

Слайд №12,13,14

Долгое время люди полагались только на своё зрение. Наука строилась на утверждении – мир таков, каким мы его видим. Но как далеко мы видим? Существуют ли во Вселенной другие миры? Чтобы ответить на эти вопросы, человек изобретает зрительную трубу – прообраз современного телескопа. Телескоп – основной источник информации для астрономов, с его устройством и принципом работы нас познакомит третья группа. Слайд №15,16

        Назначение телескопа – собрать как можно больше света от исследуемого объекта и увеличить его видимые угловые размеры.

      Основной оптической частью телескопа служит объектив, который собирает свет и создаёт изображение источника.

               Если объектив телескопа представляет собой линзу или систему линз, то телескоп

         называют фрерактором, а если вогнутое зеркало – то рефлектором.

        Собираемая телескопом световая энергия зависит от размеров объектива. Чем больше площадь его поверхности, тем более слабые светящиеся объекты можно наблюдать в телескоп. Изображение небесного объекта, построенное объективом, можно либо рассматривать через линзу, называемую окуляром, либо фотографировать. Слайд № 17,18

С помощью микроскопа мы заглядываем в микромир. Мы можем увидеть то, что обычным глазом не видно – клетки, бактерии, микробы, мельчайшие частицы вещества. Микроскоп совместно с оптическим устройством наших глаз увеличивает угол зрения, и на сетчатке глаза получается увеличенное изображение ничтожно малых или невидимых невооруженным глазом объектов. Микроскоп как бы "увеличивает" рассматриваемый предмет. Слайд №19

Подробнее об этом замечательном приборе расскажет наш четвертый докладчик.

Для получения больших угловых увеличений (порядка несколько сот) применяют микроскоп. Прибор состоит из двух  систем линз: объектива и окуляра. Предмет располагается непосредственно за фокусом объектива, при помощи которого достигается

действительное увеличенное изображение.

        Необходимо подчеркнуть, что принцип действия микроскопа сводится к последовательному увеличению угла зрения сначала объективом, а затем окуляром.

Слайд № 20,21

3. Закрепление.

Ребята вы прослушали 4 сообщения, давайте проанализируем полученную информацию. И так на слайде вы видите вопросы.

Слайд №22

  1.  В каком случае хрусталик глаза делается более выпуклым: если мы смотрим на близкие или далёкие предметы?

(Ответ: когда мы смотрим вблизи)

 2.   Какие линзы (собирающие или рассеивающие) в очках для близорукого глаза?

(Ответ: рассеивающие)

  3.   Вам дали очки. Как, не касаясь рукой линз очков, определить, для близоруких или для дальнозорких глаз они предназначены?

(Ответ: Если линзы вогнутые – очки для близоруких, если выпуклые – для дальнозорких)

 4.   Какой оптический прибор по своему устройству наиболее похож на глаз человека?

(Ответ: фотоаппарат)      

На партах у вас находятся технологические карты поставьте соответствие и постройте изображения в линзах.        

          поставьте соответствие

                                                                                                 

  1.     Хрусталик.
  2.     Сетчатка.
  3.     Рецептор.
  4.     Зрачок.
  5.     Стекловидное тело.
  6.     Зрительный нерв.
  7.     Белочная оболочка и роговица.
  8.     Радужная оболочка.
  9.     Сосудистая оболочка.
  10.     Зрительная зона коры мозга.

  1.     Воспринимает зрительные раздражения
  2.     Различает зрительные раздражения
  3.     Проводит возбуждение в мозг
  4.     Преломляет световые лучи
  5.     Меняет свою форму (кривизну)
  6.     Состоит из светочувствительных клеток колбочек и палочек
  7.     Защитные оболочки глаза
  8.     Отверстие в радужной оболочке
  9.     Окрашенная часть сосудистой оболочки
  10.     Питающий слой глазного яблока      

 Ответы: Ответ: 1-V, 2-VI, 3-I, 4-VIII, 5-IV, 6-III, 7-VII, 8-IX, 9-X, 10-II

4. Итог урока.

Мы прекрасно понимаем, что за один урок невозможно познакомиться с устройством и работой всех оптических приборов, но то, что мы сегодня увидели и услышали, значительно расширяет наши познания о таких знакомых нам приборах, как микроскоп, телескоп и фотоаппарат. Спасибо всем за работу и внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА «Оптические приборы»

Слайд 2

Содержание: Линза Глаз, как оптический прибор Фотоаппарат Телескоп Проверь себя Релаксация Домашнее задание

Слайд 3

Владея опытом естественных наук, Изучим все, что есть в подлунном мире. Тогда лишь станет ясным все вокруг. И пониманье человеческое шире.

Слайд 4

Все оптические приборы можно разделить на две группы: а\ приборы. При помощи которых получают оптические изображения на экране \проекционные аппараты, фотоаппараты, киноаппараты и др. \ б\ приборы, которые действуют только совместно с человеческим глазом и не образуют изображений на экране \ лупа, микроскоп, телескоп\. Такие приборы называют визуальными.

Слайд 5

На что не взглянет этот глаз- Все картинки передаст.

Слайд 6

Группа № 1 тема «Фотоаппарат» Фотография (греч.) – рисование светом, светопись Первые в мире снимки

Слайд 7

Фотоаппарат. Любой фотоаппарат состоит из: светонепроницаемой камеры, объектива (оптического прибора, состоящего из системы линз), затвора, механизма для наводки на резкость и видоискателя.

Слайд 8

При фотографировании предмет располагается на расстоянии, большем фокусного расстояния объектива. Изображение действительное, уменьшенное и обратное (перевернутое)

Слайд 9

«Глаз….Кто бы мог подумать, что столь тесное пространство способно вместить в себя все образы Вселенной?» Леонардо да Винчи

Слайд 10

Группа № 2 тема « Глаз как оптический прибор» Другая важная сфера применения линз – офтальмология, где без них невозможно исправление недостатков зрения – близорукости и дальнозоркости, астигматизма и др. Линзы используют в очках и контактных линзах.

Слайд 11

Как воспринимают цвет разные животные? Что Вы знаете о дальтонизме? Так ощущает цвета человек (различает около 60 цветов). У собак чёрно – белое зрение. Летучие мыши в полной темноте ориентируются с помощью ультразвука, а цвета не различают. Пчела красную часть спектра не видит, но зато ощущает ультра- фиолетовый свет. Термоскопические глаза глубоководных кальмаров воспринимают только тепловые лучи и расположены по всей поверхности нижней части хвоста ПРИЧИНА различий? В разном строении головного мозга и принимающих свет рецепторов.

Слайд 12

Строение глаза человека 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Передняя камера Хрусталик (16-20 дптр) Радужная оболочка Роговица (40 дптр) Связки хрусталика Мышцы глаза Стекловидное тело (3 – 5 дптр) 8. Белочная оболочка 9. Сосудистая оболочка 10. Пигментный слой 11. Сетчатка 12. Жёлтое пятно 13. Слепое пятно 14. Зрительный нерв

Слайд 13

Изображение действительное, уменьшенное и обратное (перевернутое).

Слайд 14

На рисунке представлен ход лучей в глазе человека. Какой дефект зрения наблюдается, какие линзы нужны для исправления этого дефекта? А) дальнозоркость, собирающие; В) близорукость, рассеивающие;

Слайд 15

Дефекты зрения Миопия (или близорукость) и гиперметропия (или дальнозоркость )

Слайд 16

Наблюдать за звездным пространством людям нравилось испокон веков, и лишь у немногих была возможность разглядеть их через специальные устройства.

Слайд 17

Группа № 3 тема « Телескоп» Телескоп - прибор для наблюдения очень удалённых объектов (он увеличивает угол зрения).

Слайд 18

Телескопы Рефрактор Рефлектор

Слайд 19

Ход лучей в телескопах Телескоп - рефлектор Телескоп - рефрактор

Слайд 20

Группа № 4 тема « Микроскоп» Микроскопы – приборы для изучения очень мелких объектов. Возможное увеличение - до 1000 раз.

Слайд 21

Микроскоп применяют для получения больших увеличений при наблюдении мелких предметов. Современный оптический микроскоп с цифровой видеокамерой . Эритроциты в оптическом микроскопе.

Слайд 22

Микроскоп состоит из оъектива и окуляра

Слайд 23

1. В каком случае хрусталик глаза делается более выпуклым: если мы смотрим на близкие или далёкие предметы? 2. Какие линзы (собирающие или рассеивающие) в очках для близорукого глаза? 3. Вам дали очки. Как, не касаясь рукой линз очков, определить, для близоруких или для дальнозорких глаз они предназначены? 4. Какой оптический прибор по своему устройству наиболее похож на глаз человека? тест

Слайд 24

Построить ход лучей и дать характеристику изображению 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ собирающая рассеивающая d=3F d=3F 3 ВАРИАНТ собирающая d

Слайд 25

Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси (персидский поэт)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине «Контрольно-измерительные приборы» в виде набора заданий.

Методические рекомендации  по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине "Контрольно-измерительные приборы" в виде набора заданий. Для профессии начального  профессиона...

Методическая разработка открытого урока по МДК «Эксплуатация, расчет и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» тема «Требование Правил Госгортехнадзора к устройству и эксплуатации котлов. Приборы безопасности и арматура»

Открытый урок по теме: «Требование Правил Госгортехнадзора к устройству и эксплуатации котлов. Приборы безопасности и арматура» проводится с применением современных информационно-компьютерных...

Методические рекомендации к уроку производственного обучения

Методические рекомендации для молодых мастеро производственного обучения по подготовке к уроку производственного обучения...

методические рекомендации к уроку производственного обучения

Рекомендуется для мастеров производственного обучения профессиональных учебных заведений по специальности «Токарь»....

Методические рекомендации к уроку

Методические рекомендации к уроку...