Методические рекомендации к самостоятельным работам по русскому языку и литературе
методическая разработка на тему

Тихонова Светлана Ханифовна

Данное учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию для организации самостоятельной деятельности студентов, а также может быть использовано при повторении пройденного материала, подготовке к экзамену.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ   ОУД.01  «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

по профессиям  15.01.19 Машинист лесозаготовительных и трелёвочных машин, 19.01.17 Повар, кондитер

Усть-Илимск,  2016 г.

                                            Экспертное заключение

на учебно-методическое пособие

методические указания к самостоятельным работам

по учебной дисциплине «Русский язык и литература»

преподавателя русского языка и литературы

Тихоновой Светланы Ханифовны.

        Представленное на экспертизу учебно-методическое пособие разработано на основе рабочей программы по учебной дисциплине Русский язык и литература по профессиям: 19.01.17 Повар, кондитер, 15.01.19 Машинист лесозаготовительных и трелёвочных машин.

        Учебно-методическое пособие имеет практическую значимость для обучающихся ГБПОУ УИ ТЛТУ. В методических указаниях чётко сформулирована тема, цель самостоятельной работы, порядок её выполнения (план выполнения, инструктаж),требования к результатам работы, представлены задания, рекомендуемые для контроля знаний после проведения самостоятельной работы, указана литература (основная, дополнительная), интернет-ресурсы.

      Целью учебно-методического пособия является повышение эффективности образовательного процесса, развитие общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по профессиям: 19.01.17 Повар, кондитер, 15.01.19 Машинист лесозаготовительных и трелёвочных машин.

     Данное учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию для организации самостоятельной деятельности студентов ГБПОУ УИ ТЛТУ, а также  может быть использована при повторении пройденного материала, подготовке к экзамену.

Председатель                                                             Директор ГБПОУ УИ ТЛТУ

Экспертного совета                                                   Т.А. Туранчиева                                                        

                                                 

                                               

 

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………….….

Блок русского языка

Раздел 1-2. Введение. Язык и речь. Функциональные стили речи

Раздел 3. Лексика и фразеология………………………………………………..

Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, графика и орфография………………………..

Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография……………………..…

Раздел 6. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи…………

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация……………………………………………....

Блок литературы

Раздел 1 Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века…………………………………………………………………………………

Раздел  2 Развитие русской литературы и культуры второй половины XIX века…………………………………………………………………………………

                               

                                       

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, а ее общий объем по учебной дисциплине определяется учебным планом.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по русскому языку и литературе  предназначены для изучения русского языка и литературы в ГБПОУ УИ ТЛТУ, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.

        В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая:

  • чтение текста первоисточника;
  • чтение дополнительной литературы;
  • подготовка сообщений;
  • подготовка рефератов;
  • подготовка презентаций
  • составление плана текста;
  • составление схем, таблиц, алгоритмов;
  • конспектирование текста;
  • работа со словарями и справочниками;
  • анализ текста;
  • выполнение упражнений и тестовых заданий;

БЛОК РУССКИЙ ЯЗЫК:

Раздел 1- 2.  Введение. Язык и речь. Функциональные стили речи

I. Тема: Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Тема: Язык и культура.

Тема: Культура речи. Нормы русского языка.

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1.  Введенская Л. А. Формы существования национального языка / Л. А. Введенская // Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – С. 12-19.

Интернет-ресурсы

http:// ru.convdocs.org/docs/index-23716.html

http://www.coolreferat.com

http://revolution.allbest.ru/languages/00228366

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

Рефераты по темам: « Язык и его функции. Русский язык в современном мире». «Язык и культура». «Культура речи. Нормы русского языка».

 Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу;

–самостоятельно дополните перечень источников на основе Интернет-ресурсов;

– напишите  план-конспект по обозначенной теме, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания плана-конспекта:

- ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;

- выделите информационно значимые места в тексте;

- составьте план конспекта;

- выделите в тексте тезисы в соответствии с составленным планом;

- обобщите материал и сформулируйте общие выводы.

- напишите реферат.

II Функциональные стили.

Тема: Написание текстов различных функциональных стилей. Написание рефератов, подготовка презентаций.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1.  Введенская Л. А. Научный стиль и его особенности / Л. А. Введенская // Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – С. 54-57.

Интернет-ресурсы

http://enc-dic.com/stylistic/Nauchn-stil-221/

http://www.studfiles.ru/dir/cat9/subj260/file13027/view135839.html

http://www.coolreferat.com/

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Анализ самостоятельно подобранного текста

А) Научного стиля.

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу;

– самостоятельно подберите текст научного стиля, докажите его принадлежность к указанному стилю, выделив его стилеобразующие черты. Заполните таблицу:

Стилеобразующие черты

Примеры из текста

– выбранный текст необходимо приложить к работе.

        Б) Официально-делового стиля речи

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1.  Введенская Л. А. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие / Л. А. Введенская // Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – С. 58-62.

Интернет-ресурсы

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/90

http://ru.science.wikia.com/wiki

http://www.coolreferat.com/

http://otherreferats.allbest.ru/languages/00171714_0.html

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

Анализ предложенного текста (отрывок из рассказа В. М. Шукшина «Страдания молодого Ваганова»).

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу по теме «Официально-деловой стиль речи;

– прочитайте рассказ В. М. Шукшина «Страдания молодого Ваганова», проанализируйте приведенную в нем «характеристику».

 Возможно ли отнести ее к официально-деловому стилю? Почему? Ответ аргументируйте, подберите примеры из текста.

    В) Разговорного   стиля  речи

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1.  Введенская Л. А. Разговорная речь, ее особенности / Л. А. Введенская // Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – С. 65-68.

Интернет-ресурсы

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/102-razgovornyistilrechi.html

http://otherreferats.allbest.ru/languages/00057753_0.html

http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk/razgovornyiy-stil

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=586956

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

Анализ предложенного текста (рассказ В. М. Шукшина «Хозяин бани и огорода»).

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу по теме «Разговорный стиль речи»;

– прочитайте рассказ В. М. Шукшина «Хозяин бани и огорода», обращая особое внимание на диалоги.

– заполните таблицу:

Черты разговорного стиля

Примеры из текста

    Г)  Художественного   стиля  речи

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1.  Введенская Л. А.  Средства речевой выразительности / Л. А. Введенская // Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – С. 81-91.

Интернет-ресурсы

http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk/hudozhestvennyiy-stil-yazyik-i-osobennosti

http://enc-dic.com/stylistic/Hudozhestvenn-stil-rechi-ili-hudozhestvenno

http://litirus.ru/lektsii/hudozhestvennyiy-stil-rechi.html

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

Картотеку «Средства художественной выразительности»

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу по теме «Художественный стиль речи»;

– с помощью основной и дополнительной  литературы выделите основные  средства художественной выразительности, дайте им определения, подберите примеры. Задание может быть выполнено в форме таблицы:

Средства выразительности

Определения

Примеры из художественной литературы

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ»

Определите, к какому функциональному стилю принадлежат приведенные ниже тексты. Ответ аргументируйте.

1) Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго.  

2)  К нашему большому сожалению, мы должны сообщить Вам, что партия лакокрасочных материалов, отгруженных Вами на судне "Ленинград" по контракту 27-005/40289, не соответствует по качеству нашим спецификациям, на основании которых был заключен контракт.

Согласно параграфу №.... в договоре, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара. Однако, принимая во внимание наши длительные деловые отношения и то обстоятельство, что предыдущие поставки лакокрасочных материалов в счет данного контракта были произведены в соответствии с условиями договора и надлежащего качества, мы согласны принять эту партию товара, если Вы предоставите нам скидку в 10%.

3) У ворот бабка Маланья повстречала соседку и стала громко рассказывать:

- Зовет Павел-то в Москву погостить. Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не приложу.

"Приезжай, - говорит,- мама, шибко я по тебе соскучился".

Соседка что-то отвечала. Шурка не слышал что, а бабка ей громко:

- Оно, знамо дело, можно бы. Внучат ни разу не видела еще, только на карточке. Да шибко уж страшно...

Около них остановились еще две бабы, потом еще одна подошла, потом еще... Скоро вокруг бабки Маланьи собралось изрядно народа, и она снова и снова начинала рассказывать:

- Зовет Павел-то к себе, в Москву. Прямо не знаю, что делать...

Видно было, что все ей советуют ехать.

         4) ...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св.Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето - осень ядреная"... Помню ранее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправить их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге.

5) Функциональные стили как системы речевых средств отличаются, прежде всего,  тем, что эти средства обладают необходимым качеством - функциональной целесообразностью употребления. Эти специфические для каждого стиля средства определяются условиями, целями и задачами конкретного общения, т.е. экстралингвистическими факторами, и не разрушают единой системы общелитературного языка, который является нейтральной основой разных стилей. Специфические функциональные речевые средства и нейтральные общелитературные находятся в постоянном взаимодействии. Их соотношение между стилями и в пределах каждого функционального стиля изменчиво: общелитературные средства могут обособляться и закрепляться за определенной сферой общения, и, наоборот, специфические средства - переходить в разряд нейтральных.

6) Реклама работает на подсознательном уровне, обращается к иррациональному в природе человека. Ее влияние и глубже и сильнее, чем мы думаем, потешаясь над каким-нибудь слабоумным персонажем вроде пропагандиста бытовой техники. Кого и в чем может убедить этот шут гороховый? Оказалось - нас. Но не в том, что его товары дешевле и лучше, а совсем в другом - в преимуществе нового образа жизни.

От рекламы не требуется реализма. Задавая высокие нравственные стандарты, она порождает особое позитивное мышление. Задача рекламы состоит в том, чтобы потребитель подсознательно стремился отождествить себя с героем "коммершелз". Тогда он купит сковородку не для того, чтобы жарить яичницу, а для того, чтобы стать участником идеальной экранной жизни.

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема:  Сбор профессионализмов, терминологической лексики.

Написание рефератов  и докладов по модулю.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Введенская Л. А.  Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

Интернет-ресурсы

http://slovari.gramota.ru

http://www.glossary.ru

http://www.lingvotech.com/priamoeperenosnoeznachenieslova

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part3.htm

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

1.Не менее 10 слов терминологической лексики. Рефераты по темам.

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу по теме «Профессиональные слова»;

– с помощью словаря определите  многозначные слова, имеющие отношение к терминологической профессиональной лексике;

– запишите найденные слова, определите прямое и переносное значение слов.

Раздел 4 Лексикология и фразеология.

Тема: «Стилистика и синонимические средства языка» ( в зависимости от модуля)

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Введенская Л. А.  Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

Интернет-ресурсы

http://www.xenoid.ru/materials/russkiy/uch_rus_lex09.php

http://padeji.ru/leksikologiya/leksika-russkogo-yazyka-s-tochki-zreniya-proiskhozhdeniya

http://www.yarus.aspu.ru/?id=226

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

1.  Рефераты по темам.

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу по теме «Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления»;

 – используя дополнительную и справочную литературу, заполните таблицу (дополнительно).

Язык

Период

Примеры (4-5)

 

Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография

Тема:  Определение способов образования профессионализмов. Написание рефератов на тему «Строение русского слова. Способы образования профессионализмов в профессиональной деятельности повара, кондитера/ машиниста трелёвочной машины/автомеханика».

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://5-ege.ru/sposoby-slovoobrazovaniya/

http://irgali.narod.ru/files/rus_lang/slovoobrazovanie1.htm

http://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Рефераты по темам

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Способы словообразования»;

– заполните предложенную таблицу (дополнительно)

Способы словообразования

Примеры (3-4)

Раздел 6. Морфология и орфография.

Тема:  Трудные случаи употребления именных частей речи. Написание рефератов.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Малюшкин А. Б. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену.  – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Миронова Н. И. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2011.

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.goldrussian.ru/imja-sushhestvitelnoe-kak-chast-rechi.html

http://morfema.ru/publ/7-1-0-22

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Именные части речи», «Существительное»;

–  выполните задания:

1. Среди перечисленных существительных выберите личные: поэт, мошенник, винт, земляк, земля, сон, соня, сонник, грубость, грубиян, красота, красавчик, вояка, демократ, деревенщина, дочка.

        2. Выпишите нарицательные существительные: поэт, Некрасов, Токио, страна, столица, «Обломов», вещь, Иркут, иркутянин, Амур, Тузик, «Шипр», девушка, Маргарита.

        3. Определите одушевленность/неодушевленность существительных: толпа, козырь, туз, народ, матрешка, марионетка, игрушка, взвод, батальон, митинг, ферзь, коллектив.

        4. Распределите существительные по группам: 1) конкретные, 2) вещественные, 3) абстрактные, 4) собирательные: бархат, оптимизм, мошкара, картина, зачетка, честность, профессура, соль, сироп, деталь, ответственность, молодежь, листва, старье, тряпье, хлОпок, туфелька, детвора, ребенок, человечество, идея, вера, журнал, суп, крупа, вокзал.

  «Имя прилагательное»

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Малюшкин А. Б. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену.  – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Миронова Н. И. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2011.

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.goldrussian.ru/imja-prilagatelnoe-kak-chast-rechi.html

http://padeji.ru/morfologiya/imya-prilagatelnoe-kak-chast-rechi

http://morfema.ru/publ/7-1-0-22

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Имя прилагательное»;

–  выполните задания:

1. Определите разряд прилагательных: малиновое варенье, малиновый шарф, задумчивый взгляд, иркутский техникум, лебяжий пух, птичий гомон, добрый совет, серебряный голос, серебряный кулон, туманный ответ, туманное утро, отцовский галстук, студенческое общежитие, древний мир, бабушкины очки, читальный зал, пристальное внимание, забывчивый человек, лисий хвост, лисий воротник, горячий привет, горячий чай, глухая полночь.

2. Раскройте скобки: (серо)зеленый плащ, отметить (тридцати)(пяти)летие, (автомобильно)тракторная мастерская, (жаро)понижающее средство, (свеже)выжатый сок, (васильково)синий цвет, (военно)административный округ, (северо)западный ветер, (пусто)порожние разговоры, (аэро)фото съемка, (высоко)идейное содержание, (бензо)заправочная станция, (ближне)восточный кризис, (высоко)поставленный чиновник.

« Имя числительное»

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Малюшкин А. Б. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену.  – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Миронова Н. И. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2011.

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.goldrussian.ru/imja-chislitelnoe-kak-chast-rechi.html

http://rusolimp.kopeisk.ru/morfologia/?file=106

http://lik-bez.com/board/morfologija/chislitelnoe/imja_chislitelnoe_kak_chast_rechi/33-1-0-80

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Склонение числительных»;

– просклоняйте числительные 84, 483, 555, 1995.

« Глагол»

Тема: Образование форм глагола. Употребление глагольных форм в речи. Написание рефератов.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Малюшкин А. Б. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену.  – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Миронова Н. И. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2011.

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.goldrussian.ru/glagol-kak-chast-rechi/

http://padeji.ru/morfologiya/glagol-kak-chast-rechi

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание. Реферат.

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Глагол»;

– выполните задание:

1. Определите спряжение глаголов: выходить, узаконить, вытащить, бриться, дышать, засмотреться.

2. Определите вид глаголов: разжечь, раскалывать, уничтожать, разбросать, подытожить, отправить.

3. Определите переходность/непереходность глаголов: укоротить путь, отправиться в путь, рассказать анекдот, позвонить рано, поймать вора.

4. Составьте по два-три предложения: а) с глаголом в изъявительном наклонении; б) с глаголом в повелительном наклонении; в) с глаголом в сослагательном наклонении.

«Причастие»

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Малюшкин А. Б. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену.  – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Миронова Н. И. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2011.

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.goldrussian.ru/prichastie-kak-chast-rechi.html

http://lik-bez.com/board/morfologija/prichastie/prichastie_kak_chast_rechi/36-1-0-165

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Таблицу «Правописание Н и НН в суффиксах причастий» (дополнительно)

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Правописание суффиксов причастий»;

– заполните таблицу

Н

НН

условия

примеры

условия

примеры

«Наречие»

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Малюшкин А. Б. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену.  – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Миронова Н. И. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2011.

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=narechie_kak_chast_rechi

http://padeji.ru/narechie/narechie-kak-chast-rechi

http://www.goldrussian.ru/narechie-kak-chast-rechi.html

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Таблицу «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий»

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Правописание наречий»;

– заполните таблицу (дополнительно)

Слитно

Раздельно

Через дефис

Условия

примеры

условия

примеры

условия

примеры

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Тема:  Словосочетание. Употребление словосочетаний в речи. Написание рефератов.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://russkiy-na-5.ru/articles/436

http://4students.info/

http://www.madrace.ru/sintaksis/kurs-osnovnie-ponyatiya-sintaksisa/tipi-slovosochetaniy

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание. Рефераты.

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Словосочетание»;

– определите виды синтаксической связи в словосочетаниях:

Полная поддержка, дом из камня, туман перед рассветом, восторженно отзываться, повадки лисы, говорить тихо, серьезный разговор, по-настоящему полезно, кофе по-арабски, сделать с умыслом, боязнь отстать, говорить открыто, березовая роща, холодок вечера, вечерний холодок, сигнальные огни, цвет бордо, серебристый иней,  прогулка верхом, яркий свет.

Тема: Способы выражения подлежащего и сказуемого в текстах на техническую тему/ тему кулинарии. Написание рефератов.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.orfo.ru/Tutorial/html/Def_SentType.htm

http://www.licey.net/russian/syntax/part1

http://elhow.ru/ucheba/russkij-jazyk/sintaksis/chto-takoe-prostoe-predlozhenie

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Рефераты по теме.

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме;

– заполните предложенную таблицу ( дополнительно):

Виды предложений

примеры

по цели высказывания:

а)

б)

в)

по эмоциональной окраске

а)

б)

по структуре

а)

б)

утвердительные и отрицательные

Тема:  Односоставные предложения

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.licey.net/russian/syntax/r1_1_8

http://bugaga.net.ru/ege/rus/odnosostav.php

http://lit-ru.ru/files/odnosostav_pred.htm

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме;

– выполните  задание:

Распределите предложения по группам: а) определенно-личные; б) неопределенно-личные; в) обобщенно-личные; г) безличные; д) назывные:

1. Вот заскрипело где-то вдалеке, завыло прерывисто и печально. 2. Ветер, ветер на всем белом свете. 3. Хочется сесть у костра, слушать шум леса и треск дров. 4. Пустой мешок не поставишь стоймя. 5. Стою один среди равнины голой. 6. Что нового в газетах пишут? 7. Смеркается зимой рано. 8. Не хочу ни утомлять, ни расстраивать вас. 9. Вижу его лицо, простое, загорелое. 10. Волны, чайки и свежий ветер. 11. Повеет полем, первой бороздой. 12. Что посеешь, то и пожнешь. 13. Вам звонят. 14. Давай останемся здесь до завтра. 15. За окном темнеет.

Тема:  Второстепенные члены предложений. Осложнённые предложении в текстах технического характера/ на тему кулинарии. Написание рефератов.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://rustest.edu.ru/rules/punktuazia/odnopod/3268/

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_190

http://pravopisanie_i_stilistika.academic.ru/85/

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

Сравнительную таблицу «Однородные и неоднородные определения»

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Однородные и неоднородные определения»;

– заполните таблицу:

однородные определения

неоднородные определения

Тема:  Предложения с обособленными определениями

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/obosoblennie-opredeleniya/

http://www.lingvotech.com/oo

http://jewish-books.ru/rozental/spravochnik-po-russkomu-yazyku-punktuacziya/5/2-1.htm

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Тестовые задания

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме;

– выполните тестовые задания:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

1. Он сумел заметить сдержанную оживленность (1) играющую в лице Анны (2) и (3) порхающую между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой (4) изгибавшей ее румяные губы.

А) 1, 4                 Б) 2, 3, 4                       В) 1, 2, 3                              Г) 4

        2. Снежок (1) выпавший ночью (2) тая у нас на глазах (3) делает склон еще более скользким.

А) 1, 2                 Б) 1, 2, 3                       В) 1, 3                                 Г) 2, 3

        3. За дорогой (1) блестевшей мелкой муравой (2) рожь (3) клонясь в вечернем свете (4) лоснилась против солнца (5) уходившего в небо.

А) 1, 3, 4, 5         Б) 1, 2, 3, 4, 5                В) 2, 3, 4, 5                        Г) 1, 2, 3, 4

        4. Алексей обратил внимание на ее взгляд (1) доверчивый (2) и одновременно (3) озабоченный (4) совсем ей не присущий.

А) 1, 4               Б) 1, 2, 4                        В) 1, 3, 4                                Г) 2, 3, 4

        5. Оставаться в крепости (1) подвластной Пугачеву (2) и управляемой Швабриным (3) было невозможно.

А) 1, 2              Б) 1                                 В) 1, 3                                   Г) 1, 2, 3

        6. Возмущенный до глубины души (1) он (2) стиснув зубы (3) и сжав кулаки (4) бросился на них.

А) 1, 2, 4         Б) 2, 4                             В) 1, 2, 3, 4,                          

        7. Ущелья (1) усеянные громадами скал (2) и (3) остроглавые гребни (4) пересекающие белогорья (5) были для нас серьезными препятствиями.

А) 1, 2, 3, 4, 5   Б) 1, 2, 3, 4                 В) 1, 2, 3, 5                           Г) 1, 2, 4, 5

        8. Слова (1) образованные от географических названий (2)  довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

А) 2, 3               Б) 1, 2, 4                       В) 2, 4                                   Г) 1, 3, 4

        9. Ручеек (1) добежавший до моря (2) увидя перед собой неоглядные просторы (3) не должен забывать родник (4) начавший его путь.

А) 1, 3, 4          Б) 2, 3, 4                        В) 1, 2, 4                              Г) 1, 2, 3, 4

        10. Алексей (1) улыбающийся (2) и (3) сдерживающий волнение (4) поднялся (5) опираясь руками на стол.

А) 1, 2, 5         Б) 1, 2, 3, 4                    В) 1, 2, 3                                Г) 1, 4, 5

Тема:  Предложения с уточняющими членами

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/274

http://dic.academic.ru/dic.nsf/lingvistic/1758

http://www.licey.net/russian/syntax/r1_2_8

http://znanija.com/task/1742216

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Конспект «Обособление уточняющих членов предложения»

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме;

– напишите конспект «Обособление уточняющих членов предложения»

 Тема:  Вводные слова и знаки препинания при них

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://evartist.narod.ru/text1/47.htm

http://www.lingvotech.com/vvod

http://www.gramota.ru/spravka/punctum/punctum_attach2/

http://www.licey.net/russian/syntax/r1_2_10

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Таблицу «Значения вводных слов»
  2. Алгоритм «Разграничение вводных и невводных слов»

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме;

– заполните таблицу:

значения

примеры

Тема:  Знаки препинания при прямой речи

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.rusyaz.ru/pr/pzpr.html

http://www.lingvotech.com/znaki_prepinaniya_pri_pryamoy_rechi

http://www.ahmerov.com/book_1197_chapter_150_Znaki_prepinanija_pri_prjamojj_rechi.html

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме;

– подберите по два-три примера из художественной литературы к случаям, когда:

а) слова автора стоят перед прямой речью;

б) слова автора стоят после прямой речи;

в) слова автора разрывают прямую речь

г) прямая речь находится внутри слов автора;

БЛОК ЛИТЕРАТУРА:

Раздел 1 Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века.

Тема: Подготовка презентации, рефератов на тему «Основные тенденции развития литературы в конце  XVIII–  начала XIX  века. Творчество М.В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, Н.М. Карамзина».

Цель: Познакомиться с основными тенденциями развития литературы через призму творчества писателей, поэтов 19 века.

Рекомендуемая литература:

Основная

Буслакова Т.П. Русская литература 19 века. Учебный минимум для абитуриента. –М.: Высш. Шк., 2005г.                

Кутузов А.Г. В мире литературы 10 кл.: Учебник для общеобр. Учрежд. – 4-е изд., стер. –М.: Дрофа, 2003г.                

Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для общеобр.Учрежд. В 2ч. Ч.1. – 4-е изд. – М.: просвещение, 2003г

Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. СПО. – М.: академия, 2006г.        

     Интернет-ресурсы

http://eor .it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР

http://www .ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка –

информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в  электронной форме

www .uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации,

контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические

разработки по русскому языку и литературе

www .Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»

(www .uroki.ru)

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

- изучить литературу по теме;

-отобрать материал;

-создать презентацию.

Тема: Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века. Создание презентации с картинами художников-романтиков 19 века, выявление основных черт романтизма, проявившихся в картине. Написание рефератов по темам на выбор: А. С. Пушкин: лирика, повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин».

Цель: Изучить тенденции развития русской культуры (литературы) в первой половине 19 века.

Рекомендуемая литература:

Основная

Буслакова Т.П. Русская литература 19 века. Учебный минимум для абитуриента. –М.: Высш. Шк., 2005г.                

Кутузов А.Г. В мире литературы 10 кл.: Учебник для общеобр. Учрежд. – 4-е изд., стер. –М.: Дрофа, 2003г.                

Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для общеобр.Учрежд. В 2ч. Ч.1. – 4-е изд. – М.: просвещение, 2003г

Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. СПО. – М.: академия, 2006г.        

     Интернет-ресурсы

http://eor .it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР

http://www .ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка –

информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в  электронной форме

www .uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации,

контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические

разработки по русскому языку и литературе

www .Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»

(www .uroki.ru)

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание, презентацию

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

- изучить литературу по теме;

-отобрать материал;

-создать презентацию.

Тема: Критики об А.С. Пушкине. В.Г. Белинский о Пушкине. Теория литературы: Элегия. Работа со словарём, энциклопедией. «Виртуальная» экскурсия в музей Пушкина (презентация).

Цель: Изучить  литературу о Пушкине для сравнительного анализа с читательской позицией.

Рекомендуемая литература:

Основная

Буслакова Т.П. Русская литература 19 века. Учебный минимум для абитуриента. –М.: Высш. Шк., 2005г.                

Кутузов А.Г. В мире литературы 10 кл.: Учебник для общеобр. Учрежд. – 4-е изд., стер. –М.: Дрофа, 2003г.                

Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для общеобр.Учрежд. В 2ч. Ч.1. – 4-е изд. – М.: просвещение, 2003г

Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. СПО. – М.: академия, 2006г.

Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., доп. – М.: ИТИ Технологии, 2003г.

      Интернет-ресурсы

http://eor .it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР

http://www .ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка –

информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в  электронной форме

www .uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации,

контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические

разработки по русскому языку и литературе

www .Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»

(www .uroki.ru)

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание, презентацию

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

- изучить литературу по теме;

-отобрать материал;

-создать презентацию.

Тема: «Демон» как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы, ее философское звучание. Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове. Теория литературы:  Развитие понятия о романтизме. Антитеза. Композиция. Для самостоятельного чтения: «Маскарад». Написание рефератов, составление презентации с картинами Демона художника Врубеля. Виртуальное путешествие в музей Лермонтова ( презентация).

Цель: Изучить основные тематические направления в поэме Лермонтова. «Демон».

Рекомендуемая литература:

Основная

Буслакова Т.П. Русская литература 19 века. Учебный минимум для абитуриента. –М.: Высш. Шк., 2005г.                

Кутузов А.Г. В мире литературы 10 кл.: Учебник для общеобр. Учрежд. – 4-е изд., стер. –М.: Дрофа, 2003г.                

Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для общеобр.Учрежд. В 2ч. Ч.1. – 4-е изд. – М.: просвещение, 2003г

Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. СПО. – М.: академия, 2006г.

Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., доп. – М.: ИТИ Технологии, 2003г.

      Интернет-ресурсы

http://eor .it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР

http://www .ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка –

информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в  электронной форме

www .uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации,

контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические

разработки по русскому языку и литературе

www .Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»

(www .uroki.ru)

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание, презентацию

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

- изучить литературу по теме;

-отобрать материал;

-создать презентацию.

Тема: «Петербург в жизни и творчестве Н.В. Гоголя», «Н.В. Гоголь в воспоминаниях современников». Виртуальный музей ( презентация)

Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата)

Цель: Изучить творчество Н.В. Гоголя, роль Петербурга в его жизни и творчестве.

Рекомендуемая литература:

Основная

Буслакова Т.П. Русская литература 19 века. Учебный минимум для абитуриента. –М.: Высш. Шк., 2005г.                

Кутузов А.Г. В мире литературы 10 кл.: Учебник для общеобр. Учрежд. – 4-е изд., стер. –М.: Дрофа, 2003г.                

Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для общеобр.Учрежд. В 2ч. Ч.1. – 4-е изд. – М.:просвещение, 2003г

Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ.СПО. – М.: академия, 2006г.

Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., доп. – М.: ИТИ Технологии, 2003г.

      Интернет-ресурсы

http://eor .it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР

http://www .ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка –

информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в  электронной форме

www .uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации,

контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические

разработки по русскому языку и литературе

www .Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»

(www .uroki.ru)

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание, презентацию

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

- изучить литературу по теме;

-отобрать материал;

-создать презентацию.

Раздел 2 Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.

Тема: Исследование  и  подготовка  докладов  (сообщений  или  рефератов): «Что делать?»  —  главный вопрос эпохи 1850—1860-х годов»; «Духовные искания русской культуры второй половины XIX века». Подготовить заочную экскурсию «По залам Третьяковской галереи».

Цель: Научиться выделять значимую информацию, получить сведения о главных вопросах общества 19 века.

Рекомендуемая литература:

Основная

Буслакова Т.П. Русская литература 19 века. Учебный минимум для абитуриента. –М.: Высш. Шк., 2005г.                

Кутузов А.Г. В мире литературы 10 кл.: Учебник для общеобр. Учрежд. – 4-е изд., стер. –М.: Дрофа, 2003г.                

Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для общеобр.Учрежд. В 2ч. Ч.1. – 4-е изд. – М.:просвещение, 2003г

Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ.СПО. – М.: академия, 2006г.

Интернет-ресурсы

http://eor .it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР

http://www .ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка –

информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в  электронной форме

www .uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации,

контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические

разработки по русскому языку и литературе

www .Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»

(www .uroki.ru)

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание, презентацию

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

- изучить литературу по теме;

-отобрать материал;

-создать презентацию.

Тема: Развитие реалистических традиций в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др.). Новые типы героев в русской литературе Нигилистический и антинигилистический роман (Н. Г. Чернышевский, И. С. Тургенев). Драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалистическая поэзия). Для чтения и обсуждения. В. Г. Белинский «Литературные мечтания»; А.  И.  Герцен  «О  развитии  революционных  идей  в  России»;  Д.  И.  Писарев «Реалисты»;  Н.  Г.  Чернышевский  «Русский  человек  на  rendez-vous»;  B.Е. Гаршин «Очень коротенький роман» (по выбору преподавателя). Рефераты.

Цель:

Тема: Драма  «Гроза».  Статья  Н.А.Добролюбова«Луч света в темном царстве». Драма «Бесприданница».Для чтения и  обсуждения.  Драмы А. Н. Островского  «Бесприданница»;  «Таланты  и поклонники»  (одна  драма  по выбору преподавателя). Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы» (фрагменты).  Комедии А.Н.  Островского«Свои люди  –  сочтемся»,  «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные  деньги»  (одну  комедию  по  выбору  преподавателя).  Н.А.  Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Работа в библиотеке. Написание отзывов.

Цель:

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы для обучающихся по дисциплине ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)

   Методические указания по выполнению самостоятельных работ в рамках освоения учебной дисциплины  ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература) разработаны  в соот...

Методические рекомендации к практическим работам по русскому языку и литературе

В методических указаниях чётко сформулирована тема, порядок выполлнения, представлены задания, рекомнедуемые для контроля знаний после проведения практической работы. Целью данного методического пособ...

Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» для студентов первого-второго курсов

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык». В методических указаниях определена цель ...

методические рекомендации по выполнению студентами практических работ по дисциплине "Русский язык и литература"

рекомендации по выполнению студентами практических работ по дисциплине "Русский язык и литература"...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Методические рекомендации для практических занятий по ОУД.01 Русский язык и литература

Практические  занятия  служат  связующим  звеном  между  теорией  и  практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теорет...