рабочая программа 1-3 курс нпо
рабочая программа на тему

рабочая программа 1-3 курс нпо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1-3_kurs_npo.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Специальность:

19.01.07. Кондитер сахаристых изделий: изготовитель конфет; машинист расфасовочно-упаковочных машин

          15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы);

                           электросварщик ручной сварки      

                                        НИЖНИЙ НОВГОРОД

                                                                                                                         

                                                                                                                                       

                                                                                                                       1

ОДОБРЕНА

Предметно- цикловой комиссией

Протокол  №  _______

от « ___ »  _______________  2015 г.

Председатель

______________  /____________________/                                  

(подпись)                         (Ф.И.О.)

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора

по учебной работе

_________________ Т.М.Андреева

 (подпись)

                                                                 2

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17мая 2012г. №413)

2. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо министерства образования Нижегородской области об организации получения среднего образования №318-01-100-938/15 от 23 марта 2015г.).

3.Примерной программы «Русский язык и литература» для профессиональных образовательных организаций, разработанной ФГАУ «ФИРО»  от 23июля 2015г.

           4.Учебного плана специальности 19.01.07. Кондитер сахаристых изделий, 15.01.05.Сварщик,  утвержденного директором ГБПОУ СМТ «25» августа 2015 года.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова»

Разработчики:

________________/В.Ю.Федина/,  преподаватель  

«_______»_______________________ 2015г.

                        

        

                        СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

30

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

38

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и литература

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины предназначена для изучения русского языка и литературы  при  реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования на основе требований соответствующих федеральных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Общеобразовательные учебные дисциплины.

1.3. Результаты освоения дисциплины

1.3.1. Таблица соответствия личностных и метапредметных результатов общим компетенциям

Общие компетенции

Личностные результаты

Метапредметные результаты

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-

Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

-

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

        

1.3.2.Предметные результаты изучения учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык и литература», к обучающимся предъявляются следующие  предметные требования:

  1. Сформированность понятий о нормах русского и применение знаний о них в речевой практике;

  1. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  1. Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  1. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  1. Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

  1. Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

  1. Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  1. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  1. Владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  1. Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 427 часов,

в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 285часов;

- самостоятельной работы обучающегося 142 часа;

- практических работ  43.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

427

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

285

в том числе:

     практические занятия, из них:

43

     контрольные работы

15

Самостоятельная работа обучающегося

142

Промежуточная  аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины                                                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практических занятий, самостоятельных работ обучающихся

Количество часов

               1

                                                         2    

        3

Раздел 1

Введение

Тема 1

Язык как система и явление. Язык как средство общения.

Содержание учебного материала

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Историко-культурный процесс и периодизация  русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы.

   Самостоятельная работа обучающихся: сообщения о русских лингвистах

2                  

2ч.

Раздел 2. Тема 1

Функциональные стили речи.

Содержание учебного материала.

Язык и речь. Основные требования к речи. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Публицистический стиль речи, его назначение, основные жанры. Художественный стиль речи, его основные признаки. Лингвистический анализ текста.

Практическая работа №1.

5

Раздел 3. Тема 1

Русская литература  первой половины 19века. А.С.Пушкин..

Раздел3. Тема 2

М.Ю.Лермонтов.

Раздел 3. Тема 3 Н.В.Гоголь.

Содержание учебного материала

 Историко-культурный процесс рубежа 18-19 веков.  Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики.

 А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики.  Тема поэта и поэзии. Лирика любви и дружбы.

Теория литературы:  лирический герой и лирический сюжет. Элегия. Поэма. Трагедия. Конфликт. Проблематика. Практическая работа  № 2. 3.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение статей А.А.Ахматовой о Пушкине.

Чтение поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».                      

Чтение и конспектирование статьи В.Г.Белинского «Пушкин».

М.Ю.Лермонтов. личность и жизненный путь поэта. Темы, мотивы и образы лирики. Тема одиночества. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.

Теория литературы: развитие понятия о романтизме. Антитеза. Композиция.

Практическая работа № 4.

Самостоятельная работа обучающихся: чтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад».

Н.В.Гоголь. Личность писателя. Жизненный и творческий путь.

Теория литературы: литературный тип, деталь. Гипербола, гротеск, юмор, сатира.

Контрольная работа по разделу «Русская литература  первой половины 19 века»

14

2ч.

1ч.                

.              

2

2ч.

2

2 часа

Раздел 4. Тема.

Фонетика, орфоэпия, графика орфография.

Содержание учебного материала

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Фонема и орфограмма. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Практическая работа №  5,6.

Самостоятельная работа обучающихся: орфоэпический анализ текста .                      

           

10

4ч.

 Раздел 5. Тема 1

Русская литература  второй половины 19 века.

Содержание учебного материала

Культурно-историческое развитие России середины 19 века.  Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистических направлений в русской живописи  (Айвазовский, Верещагин, Васнецов, Ге, Крамской, Перов, Репин, Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа ( Левитан, Поленов, Саврасов, Шишкин, Васильев, Куинджи. Содружество русских композиторов «Могучая кучка».

Малый театр – «второй Московский университет в России».

Литературная критика и журнальная полемика 1869-х годов о «лишних людях и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Развитие реалистических  традиций в прозе. Новые типы героев  в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман (Н.Г.Чернышевский и И.С.Тургенев). Драматургия А.Н.Островского и А.П.Чехова и её сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства» и реалистическая поэзия.

 2          

Раздел 5. Тема 2. А.Н.Островский

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь  А.Н.Островского. Социально-культурная новизна драматургии. Тема  «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве писателя.

Драма «Гроза». Творческая история. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и  его обитатели ( система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика  грозы.  Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. Двойственный характер конфликта.  Катерина в оценке Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.

Малый театр и драматургия А.Н.Островского.

Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в драме.

Теория литературы. Драма. Комедия.

Практическая работа  № 8

Самостоятельная работа обучающихся:  чтение пьес А.Н.Островского «Лес», «Свои люди –сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги» (1 по выбору обучающихся).

Раздел 5. Тема 3

И.А.Гончаров.

Содержание учебного материала

Жизненный путь и творческая биография И.А.Гончарова. Творческая история романа «Обломов» своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в произведении. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Типичность образа, эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблема любви в романе.

Оценка романа «Обломов» в критике (Н.Добролюбов, Д.Писарев, И.Анненский и др.)

Теория литературы. Социально-психологический роман.

Практическое занятие  № 12.

Самостоятельная работа обучающихся: роман  «Обломов» в оценке критиков  (Н.Добролюбов, Д.Писарев, И.Анненский); чтение и конспектирование критических статей.

2

4ч.

Раздел 5. Тема 4

И.С.Тургенев.

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь  писателя. Психологизм творчества Тургенева.  Тема любви в творчестве  Тургенева. «Стихотворения в прозе», их художественное своеобразие. Тургенев-романист. Типизация общественных явлений в романах писателя. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста.

Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе  общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников, Кукшина). Взгляды  Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и её роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Конфликт «отцов и детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д.Писарев, Н.Страхов, М.Антонович).

Практическое занятие № 13, 14.

Самостоятельная работа обучающихся: 

Чтение статьи Д.И.Писарева «Базаров».

Чтение романов И.С.Тургенева «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо» (одно из произведений по выбору обучающихся).

 Раздел 5. Тема 5

Ф.И.Тютчев.

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь  Ф.И.Тютчева. Философская, общественно-политическая и любовная лирика  Ф.И.Тютчева. Художественные особенности лирики.

Теория литературы. Жанр лирики. Авторский афоризм.

Самостоятельная работа обучающихся: чтение стихотворений «С поляны коршун поднялся,,,», «Полдень», «Видение», «Тени сизые сместились…», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать…», «День и ночь».

2

1ч.

Раздел 5. Тема 6

 А.А.Фет.

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь А.А.Фета. Эстетические взгляды и  художественные особенности лирики А.А.Фета. Темы. Мотивы и художественное своеобразие лирики А.А.Фета.

Самостоятельная работа обучающихся: чтение стихотворений: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и всё забудь», «Какое счастье – ночь, и мы одни…»,  «Ещё майская ночь…», «Ещё одно забывчивое слово».

Контрольная работа за  1 семестр обучения

2

1 час

Раздел 5. Тема 7

А.К.Толстой

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь А.К.Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики. Многожанровость наследия А.К.Толстого. Сатирическое мастерство.

Самостоятельная работа обучающихся:  чтение стихотворений «Против течения»,  «Не верь мне, друг!», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Тебя так любят все…», «Минула страсть и пыл её тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай…».

2

1ч.

Раздел 5. Тема 8 Н.А.Некрасов

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова. Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Некрасова 1840-1850-х и 1860-1870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие  крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н.А.Некрасова.

Практическая работа № 23.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение стихотворений «Памяти Добролюбова», «Тройка», «Плач детей».

Чтение и конспектирование критических статей  Ю.Айхенвальда, К.Чуковского, Ю.Лотмана (по выбору обучающихся).

6

1ч.

2ч.

Раздел 5. Тема 9 Н.С.Лесков

Содержание учебного материала

Сведения из биографии.  Художественный мир писателя. Праведники Лескова. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести.  Особенности повествовательной манеры Н.С.Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник».

Самостоятельная работа обучающихся: чтение повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

2

2ч.

Раздел 5.Тема 10 М.Е.Салтыков-Щедрин.

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Жанровое своеобразие тематики и проблематики сказок писателя. Своеобразие фантастики в сказках  М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная  образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль М.Е.Салтыкова-Щедрина в истории  русской литературы.

Теория литературы. Развитие понятия сатиры. Понятие об условности в искусстве ( гротеск, эзопов язык).

Самостоятельная работа обучающихся:  чтение сборника «Сказки для детей изрядного возраста» (2-3 пол выбору обучающихся).

2

2ч.

Раздел 5.Тема 11

Ф.М.Достоевский..

Содержание учебного материала

Сведения из жизни писателя.

Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и  философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной  личности» и толпы, «твари дрожащей» и «имеющих право» и её опровержение в романе. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Образ Сони  Мармеладовой. Петербург Достоевского.

Теория литературы. Полифонизм романов  Ф.М.Достоевского.

Практическая работа №  24, 25.

Самостоятельная работа обучающихся:  

Чтение романа  «Бедные люди».

Критика вокруг романа Ф.М.Достоевского: Н.Страхов, Д.Писарев, В.Розанов  (по выбору обучающихся).

14

2ч.

.

Раздел 5. Тема 12

Л.Н.Толстой.

Содержание учебного материала

Жизненный путь и творческая  биография.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Символическое значение понятий «война» и «мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности  и лжепатриотизма. Авторский план семьи в романе. Правдивое изображение войны и русских солдат – художественное открытие Л.Н.Толстого. Бородинская битва – величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанское движение в романе. Образы Тихона Щербатова и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов, Кутузов и Наполеон в авторской оценке.

Теория литературы. Понятие о романе-эпопее.

Практическое занятие  26, 27.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение сборника «Севастопольские рассказы» (2-3 по выбору обучающихся)

Чтение произведений Л.Н.Толстого : «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат» (по выбору обучающихся).

18

2ч.

4ч.

Раздел 5. Тема 13

А.П.Чехов.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Своеобразие чеховского творчества.. Периодизация творчества.

Новый тип рассказа. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова.

Драматургия. Комедия «Вишневый сад».  История создания, жанр, система образов. Лиризм и юмор в пьесе. Смысл названия пьесы.

Драматургия Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. Роль А.П.Чехова в мировой драматургии театра.

Теория литературы. Развитие понятия о драматургии.

Практическая работа № 28, 29.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение рассказов А.П.Чехова «»О любви», «Дома», «Студент»,  «Дама с собачкой», «Палата №:6», «Дом с мезонином».

Критика о Чехове :И.Анненский, В.Пьецух  (по выбору  обучающихся).

Чтение  зарубежной литературы: В.Шекспир «Гамлет», О.Бальзак «Гобсек», Г.Флобер «Саламбо» (по выбору обучающихся).

Контрольная работа по литературе 2-й половины 19 века.

10

2ч.

2ч.

2ч.

2 часа

Раздел 6. Тема Морфемика, словообразование, орфография.

Содержание учебного материала

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики  и терминов. Словообразовательный анализ.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при/пре. Правописание сложных слов.

Практическая работа № 9, 10, 11.

Самостоятельная работа обучающихся:  составление словообразовательных гнёзд («словесных деревьев», состоящих из родственных слов).  

Орфографический анализ текста.                                        

Итоговая контрольная работа за  первый курс обучения

14

4ч.

4ч.

2 часа

Раздел 7. Тема 1

Литература ХХ века.

Русская литература на рубеже веков.

Содержание учебного материала

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Основные тенденции развития прозы. Стилевая дифференциация реализма (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, И.С.Шмелев).

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение и конспектирование статей Д.Мережковского «О причинах упадка и дальнейших путях развития  русской литературы», В.Ленина «Партийная организация и партийная литература», В.Брюсова «Свобода слова», А.Блока «Интеллигенция и революция» (по выбору обучающихся).

2

2ч.

Раздел 7. Тема 2

И.А.Бунин.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Лирика И.А.Бунина.  своеобразие поэтического мира. Философичность лирики. Поэтизация родной природы. Особенности поэтики И.А Бунина.

Проза И.А.Бунина.Судьбы мира и цивилизации в творчестве писателя. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в  творчестве писателя, её новизна в сравнении с классической традицией.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение стихотворений: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час»…, «Ковыль» и рассказов «Деревня», «Антоновские яблоки, «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Темные аллеи» (по выбору обучающихся).

2

2ч.

Раздел 7. Тема 3

А.И.Куприн.

Содержание учебного материала

Сведения о биографии. Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Трагизм  любви в творчестве А.И.Куприна. Тема «Естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев.

Повесть «Гранатовый браслет» Смысл названия повести,  спор о сильной, бескорыстной любви. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека».

Теория литературы. Повесть. Автобиографический роман.

Практическая работа № 30.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение рассказов «Олеся», «Поединок» (по выбору обучающихся).

4

2ч.

Раздел 7. Тема 4

А.М.Горький.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Ранние романтические произведения. Правда жизни в рассказах  Горького.  Типы персонажей.  Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способы её воплощения.

Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и её философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы её выражения.  Новаторство Горького-драматурга.

Теория литературы. Развитие понятия о драме.

Практическое занятие № 31.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение рассказов «Коновалов», «Старуха Изергиль» (по выбору обучающихся).

Критика о Горьком: А.Луначарский, В.Ходасевич, Ю.Анненский.

6

2ч.

2ч.

Раздел 7. Тема 5

Поэзия начала 20 века. Серебряный век русской поэзии.

Содержание учебного материала

Обзор русской поэзии к.19 – н.20 века. Проблема традиций и новаторства  в литературе н.20в.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений).

Новокрестьянская поэзия.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение стихотворений В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Белого, Н.Гумилева, И.Северянина, В.Хлебникова, Н.Клюева.

Раздел 7. Тема 6

А.Блок.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Тема  исторического прошлого в лирике А.Блока. Тема Родины.

Поэма «Двенадцать» Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и её герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала. Образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Теория литературы. Развитие понятия о художественной образности (образ-символ). Развитие понятия о поэме.

Практическое занятие № 32.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение стихотворений А.Блока: «Вхожу я в темные храмы», «Коршун», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы», цикла  «Кармен».

Чтение поэмы «Соловьиный сад», драматических произведений.

4

2ч.

2ч.

Раздел 8. Тема 1

Морфология и орфография.

Тема 2.

Имя существительное.

Тема 3.

Имя прилагательное.

Содержание учебного материала

Грамматические признаки слова ( грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные  выразительные средства морфологии

Самостоятельная работа обучающихся:

Эссе на тему «Учитель и ученик».

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имён существительных. Правописание окончаний существительных. Правописание сложных существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

Практическая работа № 15.

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление сводной таблицы «Части речи».

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

Практическая работа № 16

 32

4ч.

4ч.

Тема 4.

Имя числительное.

Имя числительное.  Лексико-грамматические разряды имен числительных.  Правописание числительных. Морфологический разбор числительных.

Употребление числительных в речи.

Практическая работа № 17

Тема 5.

Местоимение.

Местоимение.  Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Практическая работа № 18

Тема 6.

Глагол.

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание  НЕ с глаголами. Морфологический разбор глаголов.

Употребление форм глаголов в речи.

Практическая работа № 19.

Тема 7.

Причастие как особая форма глагола.

Причастие как особая форма глагола.  Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.. Морфологический разбор причастия.

Практическая работа  № 20.

Тема 8.

Деепричастие как особая форма глагола.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Особенности построения предложений с деепричастиями.

Практическая работа № 21.

2

Тема 9.

Наречие.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречий.

Употребление наречий в речи.

Тема 10. Слова категории состояния.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Тема 11. Служебные части речи. Предлог как часть речи.

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов ( в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно) и др.

Самостоятельная работа  обучающихся:

Морфологический анализ текста.

4ч.

Тема 12.

Союз как часть речи.

Союз как часть речи. Правописание  союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Тема 13.

Частица как часть речи.

Частица как часть речи.  Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Тема  14.

Междометия и звукоподражательные слова.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Раздел 9. Тема 1.

Литература 20-х годов.

Содержание учебного материала

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы.  Политика партии в области литературы в 20-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.Блок, А.Белый,  М.Волошин, А.Ахматова,  М.Цветаева, О.Мандельштам, Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М.Светлов и др.)

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение публицистических статей «Грядущие перспективы» М.Булгакова, «Несвоевременные мысли М.Горького», «Письмо Луначарскому» В.Короленко, «Окаянные дни» И.Бунина (по выбору обучающихся).

2

2ч.

Раздел 9. Тема 2

В.В.Маяковский.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, пластика и гиперболичность образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.  Характер и личность автора в стихах о любви.

Сатира Маяковского. Обличение  мещанства и «новообращенных». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского.

Теория литературы. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

Практическое занятие № 34.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение поэм «Во весь голос»,  «Облако в штанах»; стихотворений «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову…», «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Про это»; пьес «Баня», «Клоп» (по выбору обучающихся).

4

2ч.

Раздел 9. Тема 3

С.А.Есенин.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины, как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм. Необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись,  принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

Теория литературы. Развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

Практическое занятие № 35.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение поэмы «Анна Снегина», стихотворений «Русь», «Сорокоуст».

4

2ч.

Раздел 10. Тема 1

Синтаксис и пунктуация.

Содержание учебного материала

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное  синтаксическое целое. Основные  выразительные средства синтаксиса.

2

Раздел 10 .Тема 2

Словосочетание.

Содержание учебного материала

Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении  предложения. Синонимия словосочетаний.

Самостоятельная работа обучающихся:

Синтаксический анализ текста.

2

4ч.

Раздел 10. Тема 3

Простое предложение.

Содержание учебного материала

Виды предложений по цели высказывания.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, дополнение, обстоятельство). Роль второстепенных членов  предложения в построении текста.

Односоставное и неполное предложение.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Использование неполных предложений в речи.

Практическое занятие №33

12

Раздел 10. Тема 4

Односложное простое предложение.

Содержание учебного материала

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения.  Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.

Знаки препинания при обращении.

Самостоятельная работа обучающихся:

Пунктуационный анализ текста.

4

4ч.

Раздел 11. Тема 1

Литература 30-х-40-х годов.

Содержание учебного материала

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе) Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод.

Тема индустриализации и коллективизации страны: поэтизация социалистического идеала в творчестве Н.Островского, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, М.Светлова, Э.Багрицкого, Н.Тихонова и др.)

Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Булгаков).

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение произведений М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова, А.Аверченко (по выбору обучающихся).

2

2ч.

Раздел 11.Тема 2

М.И.Цветаева

Содержание учебного материала

Сведения из биографии.  Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии  М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике  Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Теория литературы. Развитие понятия о средствах художественной выразительности.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение произведений зарубежных поэтов-импрессионистов: Ш.Бодлера, А.Рембо, П.Малларме.

2

1ч.

Раздел 11. Тема 3

ОЭ.Мандельштам.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Мандельштама. противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в природе и искусстве. Теория поэтического слова Мандельштама.

Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение произведений И.Бабеля, А.Фадеева, Вс.Иванова, Д.Фурманова, Б.Лавренева (по выбору обучающихся).

2

2ч.

Раздел11. Тема 4

А.П.Платонов.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А.Платонова., своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического, метафоричность образов).

Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение рассказа А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

1

2ч.

Раздел 11. Тема 5

И.Э.Бабель.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

1

Раздел 11. Тема 6

М.А.Шолохов.

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь писателя.

Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.Шолохова.

Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман о судьбах русского народа и казачества в годы гражданской войны.

Своеобразие жанра. Особенности композиции. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория  Мелехова. Женские судьбы в романе. Многоплановость повествования. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя.

Практическое занятие № 37.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение «Донских рассказов» М. Шолохова.

6

2ч.

Раздел 12. Тема 1

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение.

Содержание учебного материала

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика  сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление  ССП в речи.

Практическое занятие №39.

Самостоятельная  работа обучающихся:

Эссе на тему «зык мой – друг мой».

4

Раздел 12.Тема 2

Сложноподчиненное предложение.

Содержание учебного материала

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова. Использование  СПП в разных типах и стилях речи.

Практическое занятие № 41.

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление словаря специальных терминов (по своей профессии)

4

4ч.

Раздел 12. Тема 3

Бессоюзное сложное предложение.

Содержание учебного материала

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2

Раздел 12. Тема 4.

Способы передачи чужой речи.

Содержание учебного материала

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2

Раздел 13. Тема1

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Содержание учебного материала

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки, А.Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет ( С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов фронтовиков ( О.Бергольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.)

Публицистика военных лет. (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой).

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л.Соболева, В.Кожевникова, М.Шолохова, К.Паустовского).

Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и человеческого подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др.

Практическая работа № 38.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение публицистических  произведений М.Шолохова, И.Эренбурга А.Н.Толстого (по выбору обучающихся).

4

2ч.

Раздел 13. Тема 2

А.А.Ахматова.

Содержание учебного материала

Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта.  Тематика лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы. Тема любви к России. Пушкинская тема. Тема гражданского мужества. Тема поэтического мастерства.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение стихотворений: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко», «Сероглазый король», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя».

2

1ч.

Раздел 13. Тема 3

Б.Л.Пастернак.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.

Роман «Доктор Живаго» (обзор). Тема интеллигенции и революции и её разрешение в романе. Тема творческой личности, её судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение романа «Доктор  Живаго».

Итоговая контрольная работа за  2-й курс обучения.

2

4ч.

3часа

Раздел 14. Тема 1

Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

Содержание учебного материала

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине 20 века. Развитие литературы 1950-1980-х годов в контексте культуры.  Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература  периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы.

Теория литературы. Художественное направление. Художественный метод.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение произведений Ю.Бондарева, В.Богомолова, В.Быкова, Б.Васильева, Ю.Трифонова, Ф.Абрамова, В.Распутина, А.Арбузова (по выбору обучающихся).

2

4ч.

Раздел 13. Тема 2

А.Т.Твардовский.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Обзор творчества  писателя.  Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии А.Т.Твардовского. Военная лирика. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения.

Практическое занятие №40.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение поэмы «По праву памяти».

2

1ч.

Раздел 14. Тема 3

А.И.Солженицын

Содержание учебного материала

Обзор жизни и творчества. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство Солженицына-психолога: глубина характеров,  историко-философское обобщение. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза». «Архипелаг ГУЛАГ».

Теория литературы. Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публицистика.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».

2

2ч.

Раздел 14. Тема 4

В.Т.Шаламов.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии.  Художественное своеобразие прозы. Отсутствие деклараций, простота, ясность – художественные принципы  В.Шаламова. Лагерная тема. Сборник  «Колымские рассказы». Чтение и анализ рассказа «Сгущенное молоко».

Практическое занятие № 42.

2

Раздел 14. Тема 5

В.М.Шукшин.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии. Жанровое и художественное своеобразие прозы В.М.Шукшина.   Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека.

Практическое занятие № 43.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение рассказов В.Шукшина « Обида», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство», «Микроскоп». «Ораторский прием».

2

1ч.

Раздел 15. Тема 1

Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции).

Содержание учебного материала

Первая волна эмиграции  русских писателей. Характерные черты русского зарубежья 1920-1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б.Зайцева, В.Набокова, Г.Газданова, Б.Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б..Ширяева, Д.Кленовского, И.Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г.Владимова.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение произведений  русского  зарубежья: В.Набокова, Вл.Максимова, В.Некрасова, И.Бродского, Г.Владимова (по выбору обучающихся)

2

2ч.

Раздел 16. Тема 1

Особенности развития литературы к.1980-2000 годов.

Содержание учебного материала

Общественно-культурная ситуация в России к.20-н.21 века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х  годов «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А.Солженицына, А.Бека, Н.Рыбакова, В.Дудинцева, В.Войновича. Отражение постмодернистского  мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. Проза А.Солженицына, В.Распутина, Ф.Искандера, Ю.Коваля, В.Маканина, С.Алексиевич,  О.Ермакова, В.Астафиева, Г.Владимова, Л.Петрушевской, Т.Толстой и др.

Развитие  разных традиций в поэзии Б.Ахмадулиной, Т.Бек,  Н.Горбаневской, А.Жигулина, В.Соколова, О.Чухонцева, А.Вознесенского, Н.Искренко, Т.Кибирова, М,Сухотина и др. духовная поэзия С.Аверинцева, И.Ратушинской, Н.Горбаневской и др.  Развитие рок-поэзии.

Драматургия постперестроечного времени.

Теория литературы. Литературное направление. Художественный метод. Постмодернизм.

Самостоятельная работа обучающихся:

Чтение произведений Э.Хемингуэя, Э.-М.Ремарка, Г.Маркеса, П.Коэльо.

Итоговая контрольная работа

Зачет

2

2ч.

2часа

3часа

Всего:

Максимальное количество часов

Аудиторная учебная нагрузка

Практические занятия

Контрольные  работы

Самостоятельная работа  обучающихся

427ч.

285 ч.

43 ч.

15ч.

142ч.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для первого курса

Рабочая программа по специальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"...

Рабочая программа для первого курса

Рабочая программа по специальности "Информационные системы"...

рабочая программа для 1 курса по истриии

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04.«История» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 38.02.01 Экономика и бух...

Рабочая программа по элективному курсу

Данный курс предназначен, в основном, для знакомства студентов с особенностями профессиональной деятельности в сфере «Человек - природа»...

рабочая программа нпо 1 курс

рабочая программа нпо 1 курс...

Рабочая программа «Подготовительный хореографический курс»

Цель: развитие творческой личности дошкольника средствами хореографического искусства, укрепление здоровья детей. Задачи:1. Воспитательные:·        адаптация ре...