Лекционный материал по философии потеме Философия Просвещения""
план-конспект урока на тему

Представлены лекции по философии по теме 2Философия Просвещения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya_prosveshcheniya.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Философия эпохи Просвещения

18 век в истории европейской культуры характеризуется как век Просвещения. Данная эпоха генетически связана с предшествующей эпохой 17 в. (Новое время). На данном этапе происходит дальнейшее развитие и укрепление индустриальной капиталистической цивилизации. Благодаря научной революции 17 в., ускоренному развитию различных отраслей науки, установлению связи между научными знаниями и сферой производства в наиболее развитых странах Европы, в первую очередь, в Англии, создаются условия для промышленного переворота. Данный факт способствовал тому, что в рамках философской мысли эпохи Просвещения нашли свое отражение дальнейшее развитие основополагающих принципов философии Нового времени - наукоцентризма, рациональности. Однако в 18 в. начинает все более остро ощущаться противоречие между новой индустриальной цивилизацией и сохранением ряда пережитков средневековой Европы (остатки феодальных отношений, сохранившиеся в большей или меньшей степени во всех европейских странах, сохранение сословной структуры общества и сословных привилегий, определяющая роль церкви и духовенства в сфере духовной культуры). С точки зрения новой цивилизации, выступавшей от имени разума и науки, указанные пережитки прошлого провозглашались противоречащими разуму. Поэтому главная идея философской мысли эпохи Просвещения - идея переустройства жизни общества на разумных началах. Это переустройство понималось как результат распространения положительных, практически полезных знаний о природе и обществе среди образованных кругов населения. Просветители выступали за распространение знаний, за продуманное воспитание человека, который, как они полагали, по своей природе добр, и его пороки обусловлены пороками общества. Отличая просвещенную элитарную часть общества от непросвещенной (народа), эти мыслители считали своей важнейшей заботой его просвещение и воспитание. Особое внимание в данной связи уделялось правителям, так как просвещенные монархи Европы, по мысли философов-просветителей, должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих государств. Поскольку же новые знания противоречили старым общественным отношениям и традициям, главную свою задачу просветители видели в критике всего того, что, по их мнению, мешало организации жизни общества на началах разума. В ходе данной критики сформировалось убеждение, что вся предшествующая жизнь была основана на предрассудках и заблуждениях. Поэтому с самого начала просветительская философия программно критична.

Философия Просвещения является внутренне неоднородной. К ней причисляются ряд различных идейных течений. Идейные различия в рамках философии Просвещения во многом являются результатом различия условий, воспроизводящих духовную жизнь общества в разных европейских странах. Наиболее значительными культурными феноменами в этом плане являются английское, французское и немецкое Просвещение.

Вместе с тем, несмотря на различие мировоззренческих и социально-политических позиций, можно выделить ряд общих черт, характеризующих специфику философии Просвещения:

антиклерикализм, критика традиционного церковного мировоззрения, провозглашение разума единственным судьей в вопросах познания;

неразрывная связь философских воззрений с достижениями естествознания;

доминирующая ориентация на рассмотрение проблемы человека и общества;

направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и усовершенствования общества. философия европейский просвещение мировоззренческий

Раньше всего философские идеи Просвещения возникают в Англии. Их формирование происходило во многом под влиянием взглядов Дж. Локка. Локк отвергает наличие врожденных идей в человеческом разуме, утверждает идею о том, что источником всякого познания является чувственный опыт, критикует принимаемые на веру стереотипы, которые невозможно объяснить с позиций разума. Вместе с тем Дж. Локк пытается согласовать рациональное познание с догматами христианства. Однако его последователи (Джон Толанд, Энтони Коллинз, Дэвид Гартли и т.д.) выступают с критикой ортодоксальной религии с позиций деизма. Под деизмом понимается учение, признающее Бога только как творца мира, который после этого не вмешивается в его существование. Сотворенный Богом мир существует и развивается в соответствии с собственными законами и принципами. Поэтому провозглашается несостоятельной вера в различные чудеса, которые противоречат законам природы. В их творчестве находит отражение учение о том, что движение является неизменным атрибутом материи, а также материалистический редукционизм (сведение духовно-психических процессов к материальным). Вместе с тем большинство английских просветителей не порывает полностью с христианством, пытается согласовать его с деизмом. В середине 18 в. идеи деизма получили широкое обоснование во взглядах Дэвида Юма. Агностицизм и скептицизм Д. Юма (опираясь на тезис Д. Локка о том, что единственным источником познания выступает чувственный опыт, он вместе с тем указывает на то, что установить связь между комплексом чувственным ощущений и реальной действительностью невозможно, поэтому достоверное познание мира невозможно) - конечный пункт в развитии английской новоевропейской традиции эмпиризма.

Социально-политические воззрения: рецепция идеи «общественного договора» Дж. Локка, прагматизм. Специфика условий в Англии - отсутствие сильных препятствий на пути капиталистической индустриализации. Социально-политический критицизм достаточно умеренный.

Во Франции конфликт между новой цивилизацией и пережитками прошлого проявился в наиболее острой форме, что в конце 18 в. отразилось в Великой Французской революции. Основные представители французского Просвещения: Шарль Луи Монтескье, Франсуа Вольтер, Дени Дидро, Жан дАламбер, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Жан-Жак Руссо.

Для французских представителей характерна наиболее резкая критика церкви и традиционной религиозной идеологии, которая зачастую становилась критикой основ христианского вероучения.

Это было связано с огромным экономическим и политическим влиянием церкви во Франции, препятствовавшей развитию новых общественных отношений. Традиция резкой критики церкви ведет начало во Франции с издания «Философских тетрадей» Вольтера в 1734 г., где утверждалось, что предрассудки традиционной религии являются главным тормозом на пути переустройства общества на принципах разума. В противовес церковному христианству в трудах Вольтера, Руссо, Дидро, дАламбера выдвигается основанная идея основанной на принципах деизма «естественной религии». Под «естественной религией» французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие для всего человечества принципы нравственности. Природа является храмом единого божества и в ней господствует универсальная мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе». Наиболее радикальные французские просветители (Ламетри, Гольбах) приходят к полному отрицанию религии как порождения человеческого невежества и к атеизму.

В трудах французских просветителей находит наиболее последовательное отражение материалистическая концепция природы. В качестве сущности и основы всех процессов природы определяется материя. Выдвигается идея субстанциальности материи и её неразрывной связи с движением. Механистический детерминизм. Рассмотрение человека как существа материального (постоянная природа человека), материалистический редукционизм (результат крайнего развития сенсуализма - «человек-машина» Ламетри).

Рассматривая человека как часть природы, французские просветители наиболее четко развивают положение о том, что от природы все люди равны - они одинаково стремятся к выгоде и личному благосостоянию, рождаются ни добрыми, ни злыми. В зависимости от среды, в которой они живут, у них развиваются хорошие или плохие инстинкты. Поэтому велика роль общественного воспитания. Характер среды определяется мнением людей, особенно мнением людей, находящихся у власти. Идея «просвещенной монархии». Социальный радикализм в рамках концепции «просвещенного абсолютизма». Вместе с тем мысли и об ограничении монархии (Ш. Монтескье). Развитие теории «общественного договора» у Ж.Ж. Руссо: человек изначально добр, в естественном состоянии все люди равны; частная собственность - начало неравенства - раздор между людьми - возникает государство, оно постепенно превращается в орудие насаждения неравенства, критика идеи прогресса. Идея республики, прямой демократии и социального эгалитаризма. Все французские просветители против революции, за эволюционный путь развития. Идея поступательного прогресса.

Немецкое Просвещение: компромиссность с социально-политическим строем и церковью. Главный упор на развитие национального самосознания. Просвещение как возрождение национальной культуры. Основные представители: Лессинг, И. Гердер, И. Гете, Ф. Шиллер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Основные средства"

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Основные средства"...

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Нематериальные активы"

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Нематериальные активы"...

Лекционный материал по дисциплине "Экономика организаций". Оплата труда

Лекционный материал по дисциплине "Экономика организаций" содержит Основные понятия в сфере оплаты труда. Организацию тарифной оплаты труда и основные направления ее совершенствования. Формы и систе...

Лекционный материал по дисциплине "Клиническая фармакология"

Курс лекций по клинической фармакологии для отделения "Сестринское дело"...

Лекционный материал по предмету Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Данный материал поможет студентам специальности Преподавание в начальных классах освоить дисциплину Детская литература с практикумом по выразительному чтению...

Лекционный материал МДК 02.02

Информация для подготовки к зачету по МДК 02.02...

Лекционный материал для проведения родительского собрания по профилактике употребления наркотических средств обучающимися

Цель лекции: профилактика употребления наркотиков и ПАВ подростками, информирование родителей о причинах, признаках и лечении наркозависимости у подростков...