РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК для специальностей 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»
рабочая программа на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

для специальностей

35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

 

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы для специальностей

35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_bash_yaz_urgaza_pravilnyy.doc294 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

филиал Государственного Бюджетного Профессионального Образовательного Учреждения Зауральский агропромышленный колледж село Ургаза

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель филиала

_____________  Мухарлямов М.Я.

«____» _____________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

для специальностей

35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Ургаза 2015

Рассмотрено

на заседании ЦК общепрофессиональных дисциплин филиала ГБПОУ ЗАПК с.Ургаза

Протокол № 1  

от 28 августа  2015 г.

Составлена в соответствии  с  Федеральным Государственным образовательного стандарта, утвержденным приказом  Минобрнауки РФ от 5.10.2009 г. № 370 по специальности 35.02.01 Механизация сельского хозяйства и  приказом  Минобрнауки РФ от 7.05. 2014 г. № 455 по специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Председатель ЦК общепрофессиональных дисциплин

 

_________________ Ж.М.Мусина.

Заведующий учебной частью филиала ГБПОУ ЗАПК с.Ургаза

______________ Н.А. Вахитов

               

Организация разработчик:  государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Зауральский  агропромышленный колледж

Разработчик:  З.Ю.Султанова – преподаватель башкирского языка и

литературы

Рецензенты:

Внутренняя рецензия: Ф.А.Саяхова, преподаватель высшей категории  ГБПОУ ЗАПК

Внешняя рецензия: Д.З.Султанова, преподаватель высшей категории ГБОУ СПО "Сибайский политехнический колледж.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы для специальностей

35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

5

2. Структура и содержание учебной дисциплины

6

3. Условия реализации учебной дисциплины

19

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

20


 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Название дисциплины

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью программы подготовки специалистов

35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

базовой подготовки в соответствии с ФГОС СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина   входит в состав общеобразовательных дисциплин.    

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        Базовая часть не предусмотрено.

Вариативная часть

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • Составлять и вести монологическую и диалогическую речь  на башкирском языке;
  • Выстраивать свою речь в соответствии с нормами башкирского языка;
  • Вести профессионально направленную беседу на башкирском языке.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • Лексическую и грамматическую основу башкирского языка;
  • Особенности монологической и диалогической речи;
  • Культуру профессиональной речи башкирского языка.

        Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ для специальностей

35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента  117 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 78 часов;
  • самостоятельной работы студента 39 часов


1. 5.Пояснительная записка

Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан изучается в образовательных учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования в соответствии со ст. 7 Закона Республики Башкортостан «Об образовании» от 28 сентября 2005 года.

Введение второго государственного языка в национальных республиках предусмотрено Конституцией Российской Федерации, статья 68: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 п.1 Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан», государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории являются башкирский и русский языки.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.6, п.6) изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируется законодательством этих республик.

Согласно пояснительной записке Базисных учебных планов, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, 75% нормативного учебного времени отводится изучению предметов федерального компонента содержания образования, 25% оставляется на изучение предметов национально-регионального компонента.

Изучение башкирского языка в качестве государственного языка организовано за счет учебного времени, отведенного на изучение часов регионального компонента – 78 часов

Разработаны и изданы три линии учебников по башкирскому языку: для обучающихся национальных башкирских школ, для русскоязычных башкир и для учащихся небашкирской национальности.

Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению башкирскому языку.

В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности обучающихся осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями государственного языка, а также развитие и воспитание обучающихся средствами учебного предмета.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение обучающихся к культуре республики изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами государственного языка, включение обучающихся в диалог культур.

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:  

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижения обуч-ся следующих результатов:

 Личностными результатами освоения выпускниками профессионального образования программы по башкирскому языку являются:

1) понимание башкирского языка как одной из основных национально-культурных ценностей башкирского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности башкирского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту башкирского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками профессионального образования программы по башкирскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного башкирского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками профессионального образования программы по башкирскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли башкирского языка как национального языка башкирского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии башкирского языка, основными нормами башкирского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

лабораторные занятия

39

практические занятия

не предусмотрено

контрольные работы

1

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

самостоятельная работа студента (всего)

39

Перевод текстов

15

Написать автобиографию.

1

Составить шежере.

1

История моей семьи, составление презентаций.

1

«Мой дом- Моя крепость». Оформление альбома.

1

Составление диалогов.

10

Написать реферат на тему: «Лекарственные травы Башкортостана»

1

Сделать проект: «Достопримечательности Башкортостана».

1

Написать реферат: «Зерновые культуры».

1

Составить рассказ по темам

5

Составить словарь с агропромышленными терминами.

1

Сообщение: по темам

1



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Башкирский языки культура профессиональной речи.

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем часов.

Уровень освоения

              1

                                2

3

       4

Раздел 1. День знаний

Тема 1.1. Вводный курс
Башкирский язык – государственный язык (1-2)

Грамматика: Входной контроль. Алфавит. Правильное произношение звуков.
Выполнение фонетических упражнений. Упражнение 1-5.  Стр. 11-12. Читать и произносить слова. Обратить внимание на специфические буквы и звуки.

2

Самостоятельная работа студентов: выразительное чтение стихотворения Р.Гарипова «Родной язык»

1

Тема 1.2. Мы стали студентами. (3-4)

    Грамматика: Чтение текста. «Знакомство». Перевод текста и составление диалога.
Выполнение письменных упражнений по образцу. Упражнение 4-6.стр.17.Ответы даны. Составить вопросы и переписать.

2

Самостоятельная работа студентов: составить рассказ на тему «Я студент Зауральского агропромышленного колледжа».

1

Тема 1.3. День знаний.(5-6)

 Грамматика: Закон сингармонизма. Ударение.

Работа с текстом. Слова обращения. Чтение, перевод и ответы на вопросы.
Чтение и перевод диалога «Новый студент». Речевой этикет башкир. Специфика речевого этикета башкир.
Выполнение письменных  заданий. Упражнение 15. Стр.23 Правильное произношение букв. Запоминать слова прощания.

2

Самостоятельная работа студентов: составить рассказ на тему «Как я готовился на 1 сентября».

1

Тема. 1.4. Будем знакомы.(7-8)

Грамматика: Вопросительные частицы. Употребление в речи вопросительных частиц.
Слова приветствия, обращения, знакомство.
Работа с текстом. «Исемең матур икән?» Чтение по ролям.Перевод со словарем.
Выполнение письменных упражнений. Выписать с текста собственные имена существительные.
Составление  диалога на тему:« Кабинет эҙләйем»

2

Самостоятельная работа студентов: составить диалог на тему «Будем знакомы»

1

Раздел 2.

Наша семья.

Тема 2.1. О себе

 (9-10)

Грамматика: Понятие о существительном. Имена собственные и нарицательные. Изменение имен существительных по числам.
Работа с текстом. «Автобиография». Чтение и перевод текста.
Выполнение письменных упражнений. Упражнение 4.стр. 28.Поставить глаголы. Упражнение 5.стр. 28.Вставлять нужные местоимения.

2

Самостоятельная работа студентов по теме: Написать автобиографию.

1

Тема 2.2. Мои родители и родственники.(11-12)

Грамматика: Категория принадлежности. Особенности категории принадлежности в башкирском языке.
Выполнение письменных упражнений. Упражнение18, 19.стр.34 Ответить письменно на вопросы.

2

Самостоятельная работа студентов по теме: «История моей семьи». Составление родословной, или фото коллажа о семье.

1

Раздел 3. Получаем образование

Тема 3.1.Выбор профессии

(13-14)

 Грамматика: Аффиксы местно-временного падежа.  Заимствованные слова.
Работа с диалогом. Дополнить диалог репликами.

Работа с текстом. «Друзья». Чтение и перевод текста.
Выполнение письменных упражнений. Упражнение 10, 12.стр.47.Ответы на вопросы.

2

Самостоятельная работа студентов по теме: «Наш колледж». Составить и записать рассказ о своем учебном заведении и подготовиться к пересказу.

1

Тема 3.2. Добро пожаловать в наш колледж

 (15-16)

Грамматика: Имя прилагательное. Антонимы.
Работа с текстом «Добро пожаловать в наш колледж». Чтение и перевод текста.
Составить вопросы по тексту.
Выполнение письменных упражнений. Упражнение 19. стр.50. Упражнение 25. стр.54.Письменный перевод и ответы на вопросы.

2

Самостоятельная работа студентов: составить диалог на тему «Наша группа».

1

Раздел 4.

Моя малая родина

Тема 4.1.  Наш дом.

(17-18)

 Грамматика: Прошедшее определенное время. Спряжение глаголов в прошедшем определенном времени.
Работа с текстом «Семья – начало начал». Выразительное чтение и перевод текста.
Выполнение письменных упражнений. Упражнение 2, стр. 57.Поставить нужные падежные аффиксы. Упражнение 7.стр.58. Выполнение упражнения по образцу 3, стр.57

2

Самостоятельная работа студентов по теме: «Мой дом – моя крепость». Оформление фотоколлажа.

1

Тема 4.2. Дом моей мечты

 (19-20)

Грамматика: Прошедшее неопределенное время. Спряжение глаголов в прошедшем неопределенном времени. Вводные слова. Синонимы.

Выполнение письменных упражнений. Упражнение 11 (стр.59), 12 (стр.60),15, стр.61, упражнение 26.

Работа с текстом. Диалог. коммуникативная ситуация Монолог – описание – Опиши свой дом, двор, квартиру.

2

Самостоятельная работа студентов по теме: составить рассказ “Дом моей мечты”

Тема 4.3. Что такое счастье?

(21-22)

Грамматика: Составные числительные. Инфинитив. Глаголы очищения.

Работа над текстом “Уборка дома” ». Выразительное чтение и перевод текста.

“Как старик своих сыновей испытывал” (башкирская народная сказка). Рассказать содержание текста.
Выполнение письменных упражнений. Упражнение 28, стр. 68, Упражнение 30, стр. 70.Поставить нужные падежные аффиксы. Упражнение 32 стр.70. Выполнение упражнения по образцу 33, стр.71

Дополнительная литература Башҡорт теле “Бәхет сығанағы” (59-сы бит)

Самостоятельная работа студентов по теме: «Мой дом - моя крепость». Оформление альбома, презентации, коллажа.

Раздел 5 Мой друг

Тема 5.1. Мои друзья

(23-24)

Грамматика  Усилительная частица. Винительный падеж.
Знакомство словами, характеризующие характер, нрав, увлечения, внешность человека.
Работа с диалогом. Чтение и перевод. Поставить нужные падежные аффиксы.

Работа с текстом “День рождение”. Выразительное чтение и перевод текста.
Выполнение письменных упражнений.

Упражнение 2, стр.73.Употребляя новые слова, описать друга.
Упражнение 3, 4, 6.стр.74-75.

2

Самостоятельная работа студентов по теме: «Мой друг». Написать рассказ о своем друге.

1

Тема 5.2. Мой лучший друг

(25-26)

Грамматика Повелительное наклонение. Отрицательная форма повелительного наклонения.

Лексика: Знакомство словами, характеризующие характер, нрав, увлечения, внешность человека.

Работа с текстом “Какой он мой друг?”, ответиь на вопрос “А вы сами какой человек?”

Выполнение упражнений. Упражнение 8, стр.85. Упражнение 31, стр.86

 Чтение и перевод диалога. Поставить нужные падежные аффиксы.

2

1

Тема 5.3. Условия сохранения дружбы.

(27-28)

Грамматика: Фразеологизмы.
Работа с текстом «Каким должен быть настоящий мальчишка?» Чтение и перевод текста. Ответы на вопросы.
Выполнение письменных упражнений.Упражнение 29.стр.83.Поставить нужные падежные аффиксы.
Работа с диалогом стр.85.Чтение, перевод. Вместо точек поставить нужные падежные аффиксы.

2

1

Самостоятельная работа студентов по теме: «Мой друг». Написать крылатые выражения, пословицы о дружбе.

1

Раздел 6. Чем вы увлекаетесь?

Тема 6.1. (29-30)

Мои увлечения. Хобби.

(29-30)

Грамматика: Повторение и закрепление предыдущих тем (имя существительное, глагол).

Работа с текстом. «Мое увлечение» Чтение и перевод текста.
Составление диалога. «Чем ты увлекаешься?» Выполнение письменных упражнений.Упражнение 5.стр 90. Глагол поставить в нужной форме. Уражнение 6.стр.91. Дописать  предложения.

Работа над текстом “Основной и важный человек”. Построить цепь рассуждений о профессии учителя и врача.

2

1

Самостоятельная работа студентов по теме: «Моё хобби». Составить рассказ.

1

Тема 6.2. Занимаюсь спортом.

(31-32)

Грамматика:Причастие. Причастие настоящего времени. Причастие простой формы. Сложная форма причастия.

Лексика: Термины из области спорта. Работа с диалогом стр.97.Чтение, перевод.

Дополнительная литература Башҡорт теле, З.М.Габитова, С.А.Тагирова (стр. 61-65)

Выполнение упражнений: упражнение 12,13 стр. 95; упражнение 16, 17  стр 97.  

2

1

Самостоятельная работа студентов Термины из области спорта.

Тема 6.3. Повторение пройденных тем

Рубежный контроль. (33-34)

Работа над текстом “Самые дорогие деньги”. Чтение , перевод и обсуждение текста.
Выполнение письменных упражнений. Упражнение 19.стр.98-99.Найти фразеологизмы и выписать.
Упражнение 20.стр.100. Написать ответ на вопрос «Что такое счастье?»

Грамматика: Оценочные средства для проведения рубежного контроля.

Раздел 7. Время. Времена года.

Тема 7.1. Время дороже золота.

(35-36)

Грамматика: прошедшее определенное время глагола.Правописание числительных.
Время. Умение называть дату, время.Названия дней недели. Названия временных периодов:век,неделя,год,месяц,сутки,день.  
Работа с текстом.” Сто лет назад”.Чтение, перевод текста. Перессказ текста своими словами.
Выполнениеупражнений.Упражнение3.стр.102.Упражнение4.стр.103.Вопросы и ответы.

2

1

Самостоятельная работа студентов по теме: «У природы нет плохой погоды» Написать мини- сочинение.

1

Тема 7.2. Времена года.

(37-38)

Грамматика: Ограничительные частицы. Глаголы и существительные отражающие явлений природы ( снег тает, дождь идет. Солнце светит). Грамматика Повторение: правописание и произношение сложных числительных. Приблизительные числительные.

Лексика  Название дней. Месяцев.Времена года. Зимний день. Весенний день. Летний день. Осенний день.Народные приметы о погоде.

2

1

Самостоятельная работа студентов: по теме «Моё любимое время года».

Творческая работа (составление презентаций, оформление альбома)

1

Раздел 8.  Какая погода будет завтра?

Тема 8.1. Погода.

(39 -40)

Грамматика Наречия времени (сегодня, завтра, утром.)

Лексика: Прилагательные характеризующие признаки погоды (солнечный, дождливый, снежный, ветреный.)

Чтение стихотворений “Ҡайҙан белдең?”, “Ҡотора буран”.

Выполнение упражнений. Упражнение4.стр.113.Дать утвердительный и отрицательный ответ. Работа с диалогом на стр.118. Правописание глаголов.

2

1

Самостоятельная работа студентов:

Тема 8.2. Прогноз погоды.

(41-42)

Грамматика разделительные частицы. Составные глаголы.

Лексика: Название санаториев Башкортостана. Санаторий “Талкас”

Чтение текста «Сәскә сәғәте” (стр.184), Башҡорт теле З.М.Габитова, С.А.Тагирова

Выполнение упражнений: упражнение 7 стр.115., 8 стр.117

Составление диалога.

2

1

Самостоятельная работа студентов: составить рассказ на тему: “Лето – время отдыха”

Тема 8.3. У природы нет плохой погоды

(43-44)

Грамматика: наклонение желательное, отрицательная форма

Лексика: народные приметы о погоде.

Самостоятельная работа обучающихся по теме: «В осеннем лесу». Выучить стихотворение.

Тема 8.4. Развитие речи

(45-46)

Грамматика: повторение и закрепление предыдущих тем (Причастие прошедшего времени, ограничительные частицы, причастие будущего времени. Приблизительные числительные, образование прилагательных, разделительные числительные, составные глаголы)

Лексика: стихи и рассказы о погоде и временах года

1

Раздел 9. Мой режим дня

Тема 9.1.

Мой режим дня

(47-48)

 Грамматика: Употребление местоимений в предложениях. Образование глагольных форм.

Работа с текстом «Мой режим дня». Чтение текста, перевод и ответы на вопросы.  Выполнение упражнений.

Работа с текстом «Моя мечта сбылась». Чтение текста, перевод. Выполнение упражнений 2, 4,5.

        2

Самостоятельная работа студентов: по теме «Мой обычный день» Подготовить рассказ по образцу.

1

Тема 9.2. Обычный день студента.

(49-50)

Грамматика: Сравнить употребление глагола барыу в башкирском и русском языках. Таблица.

Лексика: Работа по картине. Упражнение 6.стр.128. Выполнить по образцу. Упражнение 9.стр.130.

Работа с текстом «День студента». Перевод текста (указать время, заменив число словами.)

Тема 9.3. Мой выходной день

(51-52)

Грамматика: Повторение и закрепление предыдущих тем (глагол, имя прилагательное, имя числительное).

Выполнение упражнений. Упражнение 13.стр.131.Задавать друг - другу вопросы и написать ответы.

Лексика: слова, связанные с режимом дня. Работа с текстом «Жаворонки и совы»

 Самостоятельная работа студентов: по теме «Зимняя сессия» Подготовить рассказ по образцу.

2

Раздел 10.Праздники

Тема 10.1 Башкирские народные праздники

(53-54)

Грамматика: Условное наклонение

Работа с текстом «Башкирские народные праздники» Чтение текста. Составление вопроса по тексту и ответы на них.  Пересказ текста на русском языке.

Выполнение упражнений. Упражнение 3.стр.136.Найти наречия. Упражнение 4.стр.136. Глаголы поставить в нужной форме. Переводить предложения, наречия подчеркнуть.

Самостоятельная работа студентов: по теме «Мой любимый праздник» Оформление фотоколлажа по образцу.

Тема 10.2. Курбан-Байрам

(55-56)

Грамматика: Наречие. Степени сравнения наречий.  Простые и сложные предложения. Работа с текстом «Курбан – байрам». Рассказ содержания текста.

Выполнение упражнений. Упражнение 9.стр.139.Проспрягать по степеням.

2

Самостоятельная работа студентов: по теме «Мой любимый праздник» Оформление фотоколлажа по образцу.

1

1

Тема 10.3. Мой любимый праздник

(57-58)

Грамматика: Простые и сложные предложения.

Работа с текстом «Кунак күрһәтеү». Рассказ содержания текста.

Выполнение упражнений. Упражнение 13.стр.140.Поставить нужные падежные аффиксы.
Работа с диалогом стр.141. Чтение по ролям и перевод.

Лексика: Как выразить неопределенный ответ на приглашение

2

Самостоятельная работа студентов: составить словарь по теме «Башкирские народные праздники».

1

Раздел 11. Уфа – столица Башкортостана

Тема 11.1. Из истории Уфы.

(59-60)

Грамматика: Деепричастие

Работа с текстом «Древняя Уфа». Рассказ содержания текста. Перевести

Выполнение упражнений. Упражнение 3.стр.145.Подчеркинуть деепричастия. Работа с текстом «Тайны древних городов» стр.144. Чтение текста и перевод.

Лексика: варианты слов, связанные с возникновением названия города Уфы

2

Самостоятельная работа обучающегося: по теме «Памятные места моего города», составить монолог по памятным местам г. Уфы или г. Баймака.

Тема 11.2. Уфа мне дорогой город

(61-62)

Грамматика: Степени сравнения прилагательных

Работа с текстом «Из истории Уфы». Чтение текста. Перевод. Выполнение заданий 1,2.

Чтение текста «Уфа – мне дорогой город». Перевод текста. Записать краткое содержание.

Выполнение упражнений 7,8,9 стр.147.

2

Самостоятельная работа студентов по теме: «Башкортостан богатая страна» Подготовка к контрольному диктанту, повторение пройденных тем.

Тема 11.3. Уфа – наша столица

(63-64)

Грамматика: Повторение существительных

Работа с текстами «Уфа – столица нашей республики», «Агидель». Чтение текста. Перевод. Выполнение заданий 1, 2.Чтение стихотворений об Уфе. Выполнение упражнений 12, 15 стр.149.

2

Самостоятельная работа студентов по теме: Составить тематический словарь по теме «Моя родина».

Тема 11.4. Памятные места города Уфы

(65-66)

Грамматика: Повторение числительных.

Работа с текстом «Дом – музей М.Гафури». Рассказ содержания текста. Перевод.

Выполнение упражнений. Упражнение 3.стр.145.Подчеркинуть деепричастия. Работа с текстом «Салават Юлаев» стр.151. Чтение текста и перевод.

Улицы Уфы.

2

Самостоятельная работа студентов по теме: Составить рассказ «Памятники города Баймак»

Раздел 12. Путешествия и экскурсии

Тема12.1. Путешествия по республике

(67-68)

 Грамматика: Антоним. Аффиксы степеней сравнения прилагательных. Употребление глаголов с существительными.

Выполнение упражнений 1,2,3,4. Чтение диалога стр.153, 154. Перевод.

Чтение текста «Я подумал путешествовать …»

2

Самостоятельная работа студентов: написать рассказ о вашем путешествии

1

Тема 12.4. Путешествия и экскурсии.

(69-70)

  Грамматика: Давнопрошедшее время.

Работа с текстом. «Я люблю свою звезду». Чтение текста. Перевод. Пересказ содержания текста.

Выполнение упражнений. Упражнение 6,7, 8.стр.160.

2

1

Самостоятельная работа студентов: написать сообщение на тему: «Любимые места отдыха»

1

Тема 12.3. Туристы. Развитие речи

(71-72)

Работа над текстом «Турист-пенсионер». Чтение текста, перевод.

Разыграть диалог, который мог бы состояться при обсуждении вопроса о путешествии.

Выполнение упражнении 10, 11, 12.Ответы на вопросы. Как отдыхает молодежь? Какой любимый вид отдыха молодежи?

2

1

Самостоятельная работа студентов: написать сообщение о санаториях РБ

1

Тема 12.4.Памятные места Башкортостана

(73-74)

Грамматика: повторение имен существительных

Самая большая пещера Башкортостана. Заповедники Башкортостана.

Выполнение творческих заданий.

2

1

Самостоятельная работа студентов: составить рассказ «Капова пещера»

1

Раздел 13. Прекрасны летние дни

Тема 13.1. Сельские труженики летом

(75-76)

Грамматика: Полное и неполное предложение. Термины из области агропромышленного комплекса.

Поэты Башкортостана. Стихи о человеке труда.
Выполнение упражнений. Ознакомление с пословицами и поговорками о земле. Объяснение смысла пословиц.

Составление диалога с терминами из области агропромышленного комплекса и названиями лекарственных трав.

2

Самостоятельная работа студентов по теме: составить рассказ на тему: «Лето в селе ».

1

Тема13.2. Музей филиала Ургаза

(77-78)

 Обобщающий урок.

 Экскурсия в музей. Составить рассказ о понравившемся экспонате или человеке труда. Изучить дневниковые записи.

Подготовка к зачету. Выполнение тестовых заданий

2

Самостоятельная работа студентов по теме: составить рассказ на тему: « Музей – гордость нашего филиала».

1

 Грамматика: Повторение всех пройденных тем.

Дифференцированный зачет. Оценочные средства для проведения итогового контроля освоения обучающимися программы в пределах ОПОП СПО.

Самостоятельная работа студентов по теме: «Асылыкуль», «Ямантау», «Агидель», «Яик». Чтение легенд.

1

Всего:

117


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета -Башкирский язык как государственный язык РБ

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству студентов
  • рабочее место преподавателя
  • доска меловая

3.2. Информационное обеспечение обучения  

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники

Для преподавателей

     1.Башкирский язык для учреждений начального и среднего профессионального                            образования с изучением башкирского языка как государственного.

З.М. Габитова, С.А.Тагирова Уфа:Китап,2009,160 стр .

2.Методическое пособие к учебнику «Башкирский язык и культура речи».

М.Б.Юлмухаметов , А.С.Ракаева , И.А.Шарапов.Уфа: Китап ,2010г.-168 стр.

Для студентов

  1. Башкирский язык для учреждений начального и среднего профессионального  образования с изучением башкирского языка как государственного.

З.М. Габитова, С.А.Тагирова Уфа:Китап,2009,160 стр.

    2.  Методическое пособие к учебнику «Башкирский язык и культура речи».

   М.Б.Юлмухаметов , А.С.Ракаева , И.А.Шарапов.Уфа: Китап ,2010г.-168 стр.

Дополнительные источники

Для преподавателей

  1. Грамматика башкирского языка в таблицах и схемах. Уфа: Китап,2007.-112стр.
  2. Башкирский язык. З.Ф.Абубакирова.-Уфа,2007.-151 стр.

Для студентов

  1.Башкорт азабиате. М.Б.Юлмухаметов .-Уфа: Китап,2009.-376 стр.

   2.Грамматика башкирского языка в таблицах и схемах.Уфа:Китап,2007.-112 стр.


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

-составлять и вести монологическую и диалогическую речь на башкирском языке;

-выстраивать свою речь в соответствии с нормами башкирского языка;

-вести профессионально направленную беседу на башкирском языке.

Оценка в рамках текущего контроля:

-результатов выполнения домашней работы;

-результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий;

- результатов тестирования;

- экспертная оценка на практических занятиях

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 «ХРАНЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО 35.02.06 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»

  Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы  по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35....

Рабочая программа дисциплины "Экономика отрасли и организации" для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства(углубленная подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы  подготовки специалистов среднего звена специальности:   35.02.07   Механизация сельского хозяйства (угл...

ОП.08.Информационные технологии в профессиональной деятельности Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине для студентов заочного отделения специальности 35.02.07. «Механизация сельского хозяйства»

Материал учебно-методической разработки составлен в соответствии со стандартом по специальности  35.02.07. «Механизация сельского хозяйства» на основании рабочей программы по предмету «Информацио...

Рабочая программы дисциплины БД.10 Информатика для специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Рабочая программы дисциплины БД.10 Информатика для специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 Английский язык среднего профессионального образования по профессии 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства

Программа учебной дисциплины Английский язык является частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13  Тракторист – машинист се...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 04 Иностранный язык (английский язык) по профессии 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки   квалифицированных рабочих, служащих  в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13  Тракторист – машинис...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03. «Иностранный язык» для специальностей 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании и 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Учебная дисциплина ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности является обязательной частью гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в с...