Проблемно-эвристический интегрированный урок "Общее и различное в структуре сложноподчинённого предложения в русском и немецком языке".
план-конспект урока на тему

 Это интегрированный урок русского и немецкого языка, проводимого в форме интеллектуального кафе.Тип урока:обобщение и систематизация знаний умений и навыков по теме "Структура сложного предложения в русском и немецком языке". Используется коллективная работа и метод исследования. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Проблемно-эвристический  интегрированный урок

(русский язык и немецкий язык в 8 классе)

Форма урока:  интеллектуальное  кафе

Оформление: несколько столиков, накрытых белыми листами ватмана, с заданиями для участников игры

Оборудование: компьютер, медиапроектор, дидактические карточки, сигнальные карточки.

Тема: Общее и различное в структуре сложноподчинённого предложения в русском и немецком языке.

  • Цель: знать способы связи придаточного предложения с главным;
  • уметь распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного в составе сложноподчиненного предложения, конструировать сложные предложения, ставить знаки препинания между частями СПП, производить синтаксический разбор СПП;
  • развивать интерес к изучению языков

. Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Структура сложного предложения в русском и немецком языке».

Вид урока:  Интеллектуальное кафе

Технология: коллективная работа

Методы и приемы: исследование

Описание хода урока:                                                                                                                                                                                                                                          Класс разбит на 4 группы по 4 человека, в каждой группе свой модератор. За каждым столом своя проблема. Ребята анализируют проблему, выполняют задание в тетради, а выводы  записывают на листах ватмана.  Затем группы меняются столиками, модераторы остаются на месте.

Главным модератором является учитель.

Ход урока

  1. Организационный момент (3 минуты)

Модератор: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в нашем интеллектуальном  кафе. Сегодня у нас не совсем обычная обстановка. Вы можете заработать бонусы своим собственным умом,  исследовать  поставленные проблемы, сделать выводы.  Перед нами стоит проблема «Структура сложного предложения в русском и немецком языке». Мы должны её исследовать с разных точек зрения. А для этого нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о сложноподчиненном предложении на родном  для нас языке, русском, и на изучаемом нами, немецком. Это не так просто, но вы интеллектуалы и можете зарабатывать свои бонусы на любом из этих двух языков. Вы можете их дарить, брать в долг, копить, оплачивать свои промахи и та команда, которая заработает больше всех бонусов и не растратит их на свои ошибки – станет победителем нашего интеллектуального кафе. Модераторы выбирают карточку, на которой указано, о каком языке идёт речь: о русском языке или немецком.

  1. Блиц-опрос (7минут)

А теперь начнём блиц – опрос по теоретическому материалу. Отвечает тот столик, который поднимает сигнальную карточку, если ответ неправильный, другой столик может поднять карточку. Зачёт бонусов идёт в командную копилку.

  1. Какие предложения называются сложными?
  2. Какие предложения называются сложноподчиненными?
  3. Что значит “придаточное” и “главное” предложение? (Вопрос может быть задан в том случае, если не был дан полный ответ на предыдущий).
  4. Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?
  5. Назовите средства связи придаточного предложения с главным.
  6. Назовите основные виды придаточных предложений.
  7. Как называются слова, которые могут находиться в главном предложении и указывать на вид придаточного предложения?
  8. Как определить, что служит средством связи частей сложноподчиненного предложения: союз или союзное слово?
  9. Назовите основные группы обстоятельственных придаточных предложений.
  1. Исследовательская работа. ( Работа за столиками рассчитана на 7 минут. После выполнения заданий группы переходят за другой столик, а модераторы остаются за своим.  На этом этапе урока используется  28 минут).

Модератор: А теперь мы начнём работу по исследованию проблем за каждым столиком. Вы должны выполнить задание по русскому языку и немецкому языку, обобщить знания и записать выводы на столике. Руководит работой модератор – ученик.

                  ( Модератор должен заранее изучить дополнительный материал, чтобы иметь возможность организовать работу).

1 столик

Проблема №1

Исследовать предложения и составить их схемы.

Определить место придаточных в сложноподчинённом предложении.

2 столик                                                                                                               Проблема №2                                                                                                              Из простых предложений построить сложноподчиненное по схеме  и указать вид придаточного предложения.

Исследовать предложения и составить их схемы.

Определить место придаточных в сложноподчинённом предложении.      

Русский язык

  1. Из-за того, что лето очень жаркое и сухое, стали поливать каждое дерево.
  2. Когда неожиданно выглянуло солнце, всё вокруг осветилось радостным светом.
  3. Не было никакой надежды, что небо прояснится.
  4. Где некогда всё было пусто,голо,теперь младая роща разрослась.
  5. Волны моря звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру.

Немецкий язык

Даны словосочетания, составить предложения, не забывая о порядке слов в сложноподчинённом немецком предложении.

1.(Die altrussischen )Staedte, sind)

(sehr schoen,) (und die Touristen) besuchen sie gern.)

2.In Leipzig findet )jedes Jahr eine Buchmesse statt,) deshalb nennt man es) die Stadt des Buches.)

 

Перевести на немецкий язык

Дети помогают родителям в сельскохозяйственных работах, потому что в деревне всегда много работы.

Так как я интересуюсь музыкой, я пою в хоре.

Русский язык                                             1.Откурлыкали в небе журавли. В песне тетеревов поутихла ярость. Налетел второй селезень.

2.Кедровка навсегда останется в нашей памяти. Здесь мы провели свое детство и юность.

3.Поезд уже отправлялся.                             Мы прибежали на вокзал.        

[              ],( когда…).                                                                                                                    4. Я нашел гриб. Гриб оказался боровиком.

[              ],( хотя…).

Немецкий язык

1.Bonn ist ein wichtiges politisches Zentrum Deutschlands. Viele Touristen besuchen diese Stadt gern.

2.Am Wochenende koennen wir einige Museen besichtigen. Wir koennen auch bei einer Rundfahrt mitmachen.

Перевести на немецкий язык

Многие молодые люди хотят стать программистами, так как они интересуются компьютерами.

Wir haben erfahren, das sich die Kinder auf die Ferien freuen.

3 столик

Проблема №3

Определить порядок слов в придаточных предложениях.

4 столик

Проблема№4

  Найти пунктуационные ошибки, определить вид придаточного предложения. (В целях экономии времени задание выполняется на карточках).

Русский язык

Произвести синтаксический разбор предложений.

1.Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист, вероятно, оттого, что я свистел недостаточно естественно.

2.Едва редела ночи мгла, Людмила к водопаду шла умыться холодною струёй.

3.Волны моря звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру.

Немецкий язык

Составить предложения из данных слов.

Da (das Wetter heute)schlecht ist, koennen) wir nicht spazieren) gehen.

(Da die Ernte (beginnt, fahren) (wir aufs Land).

(Da wir) (die Natur lieben), (wollen wir )sie auch schuetzen.)

Русский язык

  1. Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум который бывает только днем
  2. В комнате не было ни души.
  3. Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая и угрюмая, прошлась по комнате.
  4. Кроме двери которая вела в переднюю, была еще дверь.
  5. Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату.
  6. Тут на кровати, укрывшись байковым одеялом, спал заказчик в котором она узнала вчерашнего незнакомца.

Немецкий язык

Составить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения с переводом на немецкий язык.

Даны примерные: Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ)

Многие дети занимаются спортом, но не все делают это систематически.

Птицы и звери нуждаются в нашей помощи, поэтому мы заботимся о них.

Мы сажаем деревья, потому что леса в опасности.

                                                                                                                                                                                                                                                                               IV. Выступления учащихся. Подведение итогов (5 минут)

Оказавшись за своим столиком,  каждая команда готовит резюме по данному заданию с выводами и сопоставлениями на русском и на немецком языке. Модератор назначает выступающего от своего столика или выступает сам, анализируя проделанную работу. К примеру: все предложения в немецком и русском языках делятся на простые и сложные. Сложные предложения делятся, в свою очередь, на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочинённые предложения с сочинительными союзами -  und, aber, oder, denn, которые не влияют на порядок слов, и с союзными словами – darum, deshalb, deswegen, которые требуют обратного порядка слов, (т.е.на первом месте сказуемое, затем подлежащее). Сложноподчинённые  предложения  в немецком языке бывают  разных  типов, к примеру,  с придаточными дополнительными, с придаточными причины, с  придаточными условными, с придаточными определительными и другими. Чтобы разобраться в структуре предложения и понять его, надо действовать следующим образом:

  1. В  простом предложении найти сказуемое (его спрягаемую и неспрягаемую часть), затем подлежащее, и второстепенные члены предложения;
  2. В  сложном – найти запятую, затем союз или союзное слово, определить какое это предложение (сложносочинённое или сложноподчинённое), найти в каждой части сложного предложения сказуемое, подлежащее, остальные члены предложения.

В русском языке необходимо уметь правильно поставить вопрос к сложноподчинённому предложению,  чтобы определить вид придаточного предложения. (Придаточное изъяснительное, определительное или обстоятельственное). Учащиеся разбирая особенности сложноподчинённых предложений  в русском и немецком языках анализируют и самостоятельно  делают обобщение и выводы об употреблении сложноподчинённых предложений в устной и письменной речи. (Учащиеся наглядно,  при помощи схем и рисунков, демонстрируют свои выводы и решения проблемы, делая совместный синквейн или кластер на ватмане).

  1. Модератор – учитель даёт оценку работе интеллектуального кафе и объявляет домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Зимнее утро», используя сложноподчинённые предложения, на русском или немецком языке.(2 минуты)

                                                         

Примеры работ, которые учащиеся оставляют на ватманах. Они вывешиваются на доску.

                                 Предложение.                                      

                          Простое и сложное.

        Содержательное, занимательное, поучительное.

                    Развивает мысль человека.

                                 Здорово!  

Der Satz

Lustig und traurig

Interessant, lerreich, wissbegirig

Der Mensch denkt, schreibt,analisiert

Toll! Prima!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение изученного материала по теме: «Сложноподчинённое предложение» (9 класс)

Пояснительная записка к уроку Данная работа представлена по гуманитарному направлению в номинации «Русский язык и литература». Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предлож...

Календарно-тематический план по дисциплине: Иностранный язык (Немецкий) к УМК И.Л. Бим "Немецкий язык"

Календарно-тематический план по дисциплине: Иностранный язык (Немецкий) к УМК И.Л. Бим "Немецкий язык" 10-11 класс....

Рабочая тетрадь по немецкому языку для самостоятельной работы над текстами к учебнику Жебит Л.И. "Немецкий язык для пищевых и торговых специальностей средних специальных учебных заведений"

Рабочая тетрадь содержит методические указания, предназначенные для организации самостоятельной работы студентами специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» на основе ...

План урока "Сложноподчинённое предложение"

Представляется план обычного (рядового) урока по предмету "Русский язык и литература.Русский язык" для проведения в группах 1 курса СПО. Используется повторение, самостоятельная работа, логическое мыш...

Сложноподчинённое предложение

Конспект урока на тему "Сложноподчинённое предложение"...

Памятка по структуре английских предложений

В памятке приводятся различия между построением утвердительных и вопросительных предложений в английском языке...

13.06 Задание по русскому языку по теме "Сложноподчинённое предложение" для группы 1БС92

Задание по русскому языку  по теме "Сложноподчинённое предложение" предназначено  для студентов  группы 1БС92...