Дидактические игры на уроках истории
учебно-методический материал на тему

Небрат Елена Александровна

Современное общество живет в мире информационных технологий. В образовании   осуществляется переход от традиционных систем обучения к новым информационным. Сегодня главными стратегическими направлениями развития систем образования являются развивающее обучение, формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся. Человек, не умеющий грамотно работать с информацией и самостоятельно приобретать знания, не может рассчитывать на успех в информационном обществе. Поэтому обучающиеся должны уметь гибко адаптироваться в изменяющейся жизни, работать с информацией, использовать современные технологии, критически и творчески мыслить.

          Достижение творческого уровня развития личности является конечной целью любой педагогической технологии. Но творческая  активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
     Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ                                                     

                                                     Развитие человека-это и есть развитие его способностей,

                                             а развитие способностей человека- это и есть то. что

                                                        представляет собой развитие как таковое.

                                                                        С.Л.Рубинштейн  

       Современное общество живет в мире информационных технологий. В образовании   осуществляется переход от традиционных систем обучения к новым информационным. Сегодня главными стратегическими направлениями развития систем образования являются развивающее обучение, формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся. Человек, не умеющий грамотно работать с информацией и самостоятельно приобретать знания, не может рассчитывать на успех в информационном обществе. Поэтому обучающиеся должны уметь гибко адаптироваться в изменяющейся жизни, работать с информацией, использовать современные технологии, критически и творчески мыслить.

          Достижение творческого уровня развития личности является конечной целью любой педагогической технологии. Но творческая  активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
     Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках истории.

        К данной теме я обратилась в связи с тем, что  столкнулась с проблемой:       
Успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к самообразованию, но на протяжении ряда лет у ребят наблюдалось снижение       познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности обучаемых
       Проблему дидактической игры как педагогической технологии исследуют Л. П. Борзова в методическом пособии для учителя "Игры на уроке истории"; А. Гин в пособии для учителя "Приемы педагогической техники"; Владимир Михайлович Григорьев в своей диссертационной работе "Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков";  Н. И Люрья и Н. Ю.Черепова в статье "Игра как метод обучения мышлению"; Сталь Анатольевич Шмаков в кандидатской диссертации "Игра учащихся как педагогический феномен культуры";

       Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы студента, но и удовлетворяет сегодняшние. Преподаватель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей обучающегося.

Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Важно заметить, что термин “занимательность” точно отображает суть игры (не “забавность”, “развлекательность” или “состязательность”.) В забавности и развлекательности есть элемент отсутствия деятельности: далеко не все игры состязательны. В то же время понятие “занимательность” отражает больше увлеченности деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры. Какова же структура игры:

В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: при объяснении игры для учеников главное – сама игра, а для преподавателя главное – дидактический результат.

Если преподаватель не играл раньше на уроках, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия.

Однако игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Структура организации игры:

  1. Выбор игры
  2. Подготовка игры

а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)

б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)

  1. Введение в игру

а) предложение игры детям

б) объяснение правил игры

в) выбор участников игры

  1. Ход игры

Чем интересны и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

а) начало игры (уточнение нюансов)

б) развитие (кульминация)

в) заключение (важно вовремя поставить точку)

  1. Подведение итогов.

Оценка и поощрение студентов

  1. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)

Игра – это вид деятельности, где подросток может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.

Так же я хочу отметить, что игра помогает сдружиться группе, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность тянутся в центр ко всем, а не оставаться на периферии, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “ на равных” , где исчезает робость, возникает ощущение – “ я тоже могу”, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа.

В игре “ именно овладение знаниями становиться новым уникальным условием сплочения школьников – сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “ обретения себя”” (В.М. Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. М.1997г.)

Классификация исторических игр

Игры при изучении нового материала на уроках истории.

Организация изучения нового материала на уроках достига​ется:

*​ посредством устного изложения материала;

*​ посредством работы с печатным текстом;

*​ в процессе работы с наглядностью;

*​ в ходе практической работы учащихся.

При изучении нового материала учащиеся должны иметь возможность и слышать (устное изложение) его, и зрительно воспринимать (наглядность), и практически выполнять какое-либо задание, то есть привлекать моторику. Задания даются как перед изучением нового материала, так и во время его изложе​ния. Таким образом, материал проходит через все каналы вос​приятия: это, с одной стороны, тренирует все виды памяти, с другой - является гарантом индивидуального подхода. Устное изложение исторического материала реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение.

Игра «Три предложения». Это несложная игра с некоторы​ми правилами. В ее основе лежит логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры - есть обычное учебное задание. Один из вариантов этой игры -работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание.

   Детям нравится игра «Чистая доска». Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах школьной Доски записывают вопросы, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой, картой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала, учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре со​стоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Как известно, студенты должны уметь составлять конспект и работать с ним. Чтобы составлять конспект, необходимо, во-первых, научиться сокращать слова, а также выделять главное и опускать второстепенное; во-вторых, важно научиться расшифровывать конспект, то есть краткую запись развернуть в полный текст, максимально приближенный  исходному материалу.
В связи с этим предлагается 
игра «Реставрация», в которой сочетается методический прием конспективного изложения с подготовкой учащихся к умению создавать конспект и работать с ним. Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями (возможно, без точек и с пропусками для общеупотребительных слов).  Ученикам  необходимо восстановить текст и увеличить его. Учитель предваряет игру примерно следующим образом:
«Представьте себе, что вы — работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст».
Данная игра была проведена при изучении темы: «Россия на рубеже XVIII-XIX веков». Материал о населении страны зашифрован в нижеприведённой записи:
Население (XVIII в.): в 4 раза=44 млн. чел., 3 млн. – за Уралом. Нац. состав - неоднородный. Основа – русские, юг, запад европ. части - украинцы, белорусы. На севере Европ. Р., Поволжье > S заселена финно-угорскими, тюркскими народами. Сибирь – народности: якуты, эвены, юкагиры, буряты и др. Исповедовали религии: гос. – православие (87%), католич., ислам, буддизм. Сословия: дворянство, духовенство, купечество - (по 1%), крестьяне (90%), мещане (4%), казачество.
Когда игра проходит в первый раз, необходимо на первом предложении показать, что значит расшифровать его. 
Население (XVIII в.): в 4 раза,=44 млн. чел., 3 млн. – за Уралом. Население в XVIII в. увеличилось в 4 раза, составило 44 млн. человек, из них 3млн. проживало в Сибири. Можно и по-другому расшифровать текст: В XVIII в. в 4 раза возросла численность населения и к концу XVIII в. она составляла около 44 млн. человек. Однако, только лишь 3 млн. человек проживало в восточных районах страны за Уралом. У каждого получается свой вариант. При проверке учителю целесообразно познакомить с интересными вариантами разных «расшифровок». Проведение этой игры готовит учащихся к игре с противоположным значением «Зашифруй текст».

Игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.

Эти игры приближены к тем, в которые дети играют на улице, в  лагерях отдыха, поэтому очень просто объяснить им правила игры. Главным критерием отбора игр является их занима​тельность. На основе создания условной игровой ситуации уста​навливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имен, дат, фактов, фраз, небольших отрывков текста. Студентов при​влекает процесс отгадывания, проявление сообразительности, сме​калки, быстроты реакции. Вот некоторые из игр.

Игра «Аукцион». Эта игра проводится после прохождения одного из исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения предлагается ребятам игра: «Продается» оценка «5». Каждый из учащихся может ее «купить». Для этого ученику нужно назвать любое историческое лицо, жившее в эпоху правления царя Ивана IV. Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом называемые имена не должны повторяться. Повторившийся участник выбывает из игры. Каждое имя записывается на доске и в тетрадях (это делает повторение более эффективным). Если ученик называет малоизвестное лицо, то надо сказать о нем несколько слов! Если после очередного названного имени возникает пауза, медленно ударяется молотком три раза; ребята за это время могут назвать других исторических героев. Выигрывает тот, кто последним назовет имя героя. После третьего удара молотком никто не должен произносить имен. Победитель получает «5».

Для формирования практических навыков по уяснению хро​нологической последовательности исторических событий,  повторению дат ис​пользуется игра «Исторические пятнашки».  Игра «Исторические пятнашки». Эта игра проведена на уроке обобщающего повторения . На доске рисуется квадрат, делится на 16 клеток, в которых записаны даты. Ученикам предлагается восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату, необходимо назвать событие, о котором идёт речь:

1223

1480

1237

1547

1380

988

1147

1242

962

1480

1478

1556

1240

1581

1497

1552

Игра «Мнемотехника»
По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов) Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке — достаточно простые для запоминания, во втором сложнее, в третьем наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания. Игра проводится в три тура. Учитель зачитывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя — того, кто запомнил больше всех: «Поднимите руки, кто записал 10 слов? « (или 9 слов, 8 и т.д., пока не выяснится, кто является автором самого длинного списка).
Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот, кто победил во всех З турах, получает оценку
По теме «Отечественная война 1812 г. могут быть использованы следующие слова:

I тур

IIтур

III тур

Бородино

Наполеон

Батарея

Канонада

Баталия

Штурм

Сражение

Смоленск

Пожар

партизаны

Барклай де Толли

Кутузов

Коновницын

Ермолов

Горчаков

Тучков

Раевский

Платов

Давыдов

Багратион

Редут

Даву

Ней

Тарутино

Березина

Фили

Тормасов

Флеши

Шевардино

Богарне

Игра направлена на развитие памяти и внимания учащихся.
    Довольно часто на уроках проводится игра «Три направления». При повторении «Передняя Азия в древности» ученики распределились на страны: «Финикия», «Ассирия», «Вавилон». Медленно называю слово, которое относится к истории одной из этих стран. Задача каждого ряда встать сразу, как сказано слово, относящееся к стране. Примеры заданий: Хаммурапи, алфавит, железо, пурпурная краска, Вавилон, клинопись, колонии, таран, Ниневия, Библ, библиотека глиняных книг, законы, Ливанские горы.
Данную игру можно провести:

  • Представители направлений в общественном движении России конца XIX века: консерваторы, либералы, социалисты.
  • Представители разных областей культуры: наука, живопись, музыка, театр.
  • Представители разных направлений в культуре: классицизм, романтизм, реализм.

«Исторический снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к доске и строятся в одну линию.  При изучении темы «Куликовская битва» была проведена данная игра. Первый участник игры называет имя исторического героя, например «Дмитрий Донской». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать другое имя, слово или словосочетание, например,  «Дмитрий Донской, Куликово поле». Следующий повторяет слова 1 и 2 участников, добавляя слово. В конце концов получается длинный ряд, относящийся к теме «Куликовская битва». Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры и садится на своё место. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся  цепочку
Игра «Вассал – сеньор» проведена при изучении в  темы «Феодальная лестница». Используя нарисованную на доске схему феодальной лестницы, ученики должны назвать, кто является вассалом, кто сеньором. Я говорю: «Граф», ученики: «барон». Я называю: «Король», ученики: «Герцог, граф» и т.д. Игру можно изменить: учитель называет вассала, ученики – сеньора.

Достоинство такой методики урока состоит в следующем:

1) игра мотивирует, стимулирует и активизирует познава​тельные процессы учеников: внимание, восприятие, мышле​ние, запоминание, воображение;

2) игра, востребовав полученные знания, повышает их проч​ность;

3) одним из главных достоинств является повышение инте​реса к предмету практически у всех учащихся группы;

4) посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении;

5) игры позволяют развивать специальные способности уча​щихся к занятиям истории:

- способность к ретроспективному мышлению, мысленной реконструкции картины исторического исследования;

- способность к историческому сопереживанию;

6) игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные и осознанные знания.

Хорошо известно, что игра на уроках истории помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показать им необходимость надежных и прочных знаний.

Таким образом, можно сделать вывод: игра - это яркий эмо​циональный праздник, одна из эффективных форм обучения, которая должна включаться в учебный процесс в тесной связи с другими видами учебной работы. Она дает хороший результат. Игра повышает мотивацию учащихся. Даже те ученики, которые не интересуется историей, с удовольствием участвуют в играх на уроках.

Список использованной литературы:

1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. М. «Учитель» 2005.

2.Игры и занимательные задания по истории. Авт.- сост. Субботина М.А.-М. «Дрофа» 2003.

3.История. 5-11 классы: технология современного урока/ авт.-сост. В.В. Гудкова и др. –Волгоград: Учитель, 2009./ 207с.: ил.

4. История. 5-11 классы: игровые технологии на уроках истории и внеклассных занятиях / авт.-сост. Ярцева Н.Н и др. –Волгоград: Учитель, 2009.- 95с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических материалов (внеклассные мероприятия, игры на уроках истории и обществознания)

Сборник может быть полезен преподавателям истории и обществознания при проведении внеклассных мероприятий. Подобраны методические приёмы для  активизации интереса обучающихся к изучению истории и...

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...

методическая разработка "Дидактические игры на уроках географии"

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотру...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Методическая разработка на тему «Дидактическая игра-конкурс «Своя игра»

Проведение соревновательного командного мероприятия, позволяющего принять в нем участие наиболее большему количеству обучающихся, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика»....

Дидактические игры на уроках СБО

Разработка дидактических игр на уроках СБО...

Дипломная работа на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ". Содержит теоретическую и практическую части.

Сегодня педагоги ищут способы эффективного обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников...