Методические разработки по истории и философии для студентов 2 курса в соответствии с ФГОС
план-конспект занятия на тему

Панченко Елена Витальевна

Методические разработки составлены по дисциплинам " История" и " Основы философии" для студентов 2 курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevniy_vostok.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon mezhnatsionalnye_konflikty_sssr.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Древний восток – колыбель философской мысли».

1. Пояснительная записка.

2. Информационно- методический блок с описанием хода занятия.

3. Приложение.

4. Материал презентации.

Пояснительная записка.

Методическая разработка  составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы философии» в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка занятия предназначена для преподавателей дисциплины «Основы философии» для работы со студентами 2 курса.

Основными целями данной разработки являются:

* создать  условия для формирования познавательного интереса студентов к изучению дисциплины «Основы философии», а именно:

* привлечь  интерес и внимание  студентов к изучению вопросов зарождения и развития философии на Востоке; вкладу философии Востока в развитие современной науки;

*ознакомить студентов с основными философскими категориями   по теме «Древний Восток – колыбель философской мысли»;

*развивать навыки  самостоятельной работы;

*создать  условия  для формирования творческого и логического мышления;

*создания условия для формирования универсальных учебных действий

*создать  условия  для формирования личностных результатов.

Данная задача может быть решена за счет использования технологии проблемного обучения. Технология включает поисковую деятельность студентов, вопросы проблемного характера с опорой на практический, собственный опыт. Проблемный метод используется для создания условий формирования логического мышления, развития речи, расширения кругозора студентов, формирования философского мировоззрения, формирование личностных качеств.

Использование мультимедийной презентации способствует успешному усвоению учебного материала, поддержанию внимания студентов на высоком уровне.

Информационно – методический блок.

Тема: «Природа философского знания».

Вид занятия: теоретическое.

Тип: изучение нового материала.

Форма занятия: лекция.

Методические рекомендации к проведению теоретического занятия.

Занятие проводится с целью формирования у студентов общих компетенций, а именно универсальных учебных действий на основании изучения дисциплины.

Задачи преподавателя:

-создать  благоприятные  условия  для формирования компетенций;

- формировать  навыки  учебной деятельности и  самостоятельной работы,

-активизировать  интерес  студентов  к вопросам развития  философии Древнего Востока: Индии и Китая.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель занятия: 

- учебная : рассмотреть  особенности  зарождения философской мысли в Индии и Китае; знание основных положений   буддизма, натурфилософии и  философское содержание различных школ Древнего Китая.

- развивающая: создать  условия   для формирования умения высказывать аргументированно свою точку зрения; использовать   примеры   из практики; давать оценку   приобретенных  знаний в соответствии  с личным опытом; организовывать  собственную  деятельность; осуществлять  выбор типовых методов и способов для решения поставленных задач.

- воспитательная:  привлечь  внимание студентов к рассматриваемым вопросам; формировать  современное  критическое   мировоззрение и собственной жизненной позиции; формировать бережное  отношения к природе.

Уровни усвоения материала:

2 уровень:  реорганизация, соотнесение.

3 уровень:  рефлексия.

Место проведения: аудитория колледжа.

Оснащение: оборудование кабинета, мультимедийный проектор, дидактический материал.

Продолжительность занятия: 90 минут.

План занятия:

Организационный момент-2 минуты.

Проверка раннее усвоенных знаний – 20 минут.

Темополагание.  Целеполагание.  Мотивация деятельности – 5 минут.

Актуализация знаний студентов – 3 минуты.

Открытие нового знания – 35  минут.

Применение усвоенных знаний – 3 минуты.

Системная рефлексия- 3 минуты.

Домашнее задание – 2 минуты.

Ход занятия.

Этапы занятия.

Формиро-

вание

компетенций.

Деятельность студентов.

Условия для формирование компетенций.

Деятельность преподавателя.

Организацион-ный момент.

ОК:12, 1.

 

Студенты готовятся к проведению занятия, отмечаются отсутствующие на занятии.

Создание благоприятной психологической атмосферы, проведение занятия в соответствии с планом и расписанием. Своевременное начало занятия, проверка отсутствующих.

Проверка домашнего задания.

ОК: 2,3,6.

Студенты разбиваются на микрогруппы, каждая из которых получает вопрос проблемного характера:

- Как вы считаете, нужна ли философия современному человеку? Свою точку зрения обоснуйте.

- Как вы считаете, почему зародилась философия? Какие вопросы философии на ваш взгляд  наиболее актуальны в современном обществе? Почему?

- Какая, на ваш взгляд, функция отражает высказывание Б.Рассела: «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства»?

- Какую роль играет философия в формировании современного мировоззрения? Свою точку зрения обоснуйте.

-И.Кант: «Философию вообще нельзя выучить. Математике, истории, физике можно обучиться, а философии нельзя, можно только научиться философствовать. Философии нельзя обучиться уже потому, что еще не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях. Итак, философии нельзя обучиться уже потому, что ее еще нет до сих пор. Не мыслям надобно учить, а мыслить». Как вы понимаете высказывание И.Канта? Разделяете ли вы их? В чем заключена сложность философского познания? Почему не создана целостная система философского знания?

Создаются условия для формирования компетенций на основании метода проблемного обучения и эвристической беседы.

 Каждая группа в соответствии с поставленными задачами выполняет самостоятельную работу: составление плана ответа, конкретизация примеров, оценка значимости собственного мнения.  Затем начинается обсуждение.

Задача преподавателя обеспечить уверенность студентов в собственных силах и возможности для достижения успеха. Работа с афоризмами  создает  условия для элементов исследовательской работы, а так же  дает возможность привлечь   студентов  к обсуждению проблемных вопросов: умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы, вести диалог, конкретизировать примеры,  дополнять ответы друг друга, выступать оппонентом.

Темополага-ние. Целеполага-ние. Мотивация деятельности

Открытие нового знания.

ОК: 1, 2,3.

ОК: 2, 3, 4, 5.

Для мотивации деятельности студентов. преподаватель может рассказать миф о жизни Будды и предложить

студентам своими словами сформулировать цели занятия, составить приблизительный план изучения материала.

На основании использования мультимедийной презентации студенты осуществляют отбор необходимой информации и ведение опорного конспекта, самоменеджмент.

План лекции.

1.Зарождение философской мысли.

2. Философия Древней Индии: буддизм.

3. Философия Древнего Китая: основные школы и направления. Конфуций – древнекитайский философ и политик (на основании сообщения студента)

4. Значение философии Древнего Востока в структуре современной философии (на основании собственных выводов)

Преподаватель должен стимулировать  познавательную деятельность студентов на основании проблемных вопросов для привлечения студентов к групповому обсуждению плана занятия.  План и цели, сформулированные студентами  записывается на доске.

Использование метода проблемного изложения, эвристической беседы создаст условия для формирования общих компетенций как результат деятельности студентов на занятии. Деятельность преподавателя строится на постановке вопросов: Как вы считаете… Сравните ….Почему….Как вы думаете… Выделите   Соотнесите… Приведите примеры из практики   ».

В ходе рассмотрения нового материала создаются условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Индивидуальная самостоятельная работа позволяет каждому студенту  стать активным участником учебного процесса.

Применение усвоенных знаний.

ОК: 3, 4, 6.

Студентам предлагается ответить на вопрос:

-Как вы считаете, в чем заключается значение философии Древнего Востока в современную философию? Самостоятельно сформулируйте основные выводы.

 Проблемное задание строится на посильности выполнения (т.к. каждый студент имеет свою точку зрения), на актуальности для аудитории, наличии противоречия.

Наблюдение за деятельностью студентов, контроль и анализ выполненной работы.

Системная рефлексия.

ОК: 2,6.

Студенты получают возможность проанализировать свою деятельность на занятии, выявить уровень усвоения материала, проводить анализ собственной деятельности.

Студенты должны самостоятельно определить уровень усвоения знаний, выделить «+» и «-« самостоятельной работы на занятии.

  Наблюдение за деятельностью студентов. Использование карт рефлексии для дальнейшего определения плана работы с группой.

Выставление оценок, подведение итогов.

Домашнее задание.

ОК: 2,3, 4, 5,

Учебник: Кохановский «Основы философии»: стр.20-21,37-38.

- Прокомментируйте высказывание Будды: «Когда ты вошел в этот мир, ты громко плакал, а все вокруг радостно смеялись. Сделай свою жизнь такой, чтобы покидая этот мир, ты радостно смеялся, а все вокруг горько плакали».

- Конфуций: «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

-Подготовить краткое сообщение по теме «Йога как философия и медицина»

Контроль и анализ деятельности студентов.



Предварительный просмотр:

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

 «Курский базовый медицинский колледж»

Методическая разработка для преподавателя

по дисциплине «История»

«Межнациональные конфликты

 и распад СССР»

рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК ООД  ОГСЭ и ЕН

Протокол №________________

от_________________ 201   г

Преподаватель: Панченко Е.В..

Курск

Содержание.

1. Пояснительная записка.

2. Информационно- методический блок с описанием хода занятия.

3. Приложение.

4. Материал презентации.

Пояснительная записка.

Методическая разработка  составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «История»  в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка занятия предназначена для преподавателей дисциплины «История» для работы со студентами 2 курса.

Основными целями данной разработки являются:

Создание условий для формирования познавательного интереса студентов к изучению дисциплины «История», а именно:

* привлечение интереса и внимания студентов к проблемам современной истории;

*знакомство студентов с основными датами и событиями межнациональных конфликтов;

*развитие навыков самостоятельной работы;

*создание условий для формирования творческого и логического мышления;

*создание условий для формирования универсальных учебных действий.

Тема занятия создает возможность для формирования общих компетенций у студентов.

В связи с этим положением, основной задачей преподавателя является:

-создание благоприятных условий для формирования компетенций;

- формирование навыков учебной деятельности и  самостоятельной работы,

-активизация интереса студентов  к вопросам современной  истории,

- создание условия для формирования личностных  результатов.

Данная задача может быть решена за счет использования технологии проблемного обучения. Технология включает поисковую деятельность студентов, вопросы проблемного характера с опорой на практический, собственный опыт. Проблемный метод используется для создания условий формирования логического мышления, развития речи, расширения кругозора студентов, формирования философского мировоззрения, формирование личностных качеств.

Использование мультимедийной презентации способствует успешному усвоению учебного материала, поддержанию внимания студентов на высоком уровне.

Форма организации учебного процесса: комбинированное занятие.

Тип занятия: изучение нового материала.

Цели занятия –  создать условия для формирования общих компетенций.

Учебные:  обсудить основные положения по теме «Перестройка»; рассмотреть основные межнациональные конфликты  на постсоветском пространстве; причины и последствия. Дать оценку распада СССР.

- воспитательные: организация собственной деятельности, выбор методов и способов выполнения поставленных задач; создать условия для формирования интереса к  отечественной истории; повысить уровень коммуникативной культуры студентов, формирование критического мировоззрения, собственных убеждений и взглядов; формирование межэтнической толерантности.

-развивающие: формирование умения анализировать материал, делать выводы, сопоставлять и систематизировать материал; создание условий для формирования критического мышления, внимания, развитие коммуникативной культуры, развитие личностных качеств, самоконтроля,

В результате освоения данной темы студент должен:

Уметь: проводить анализ, систематизировать знания, делать выводы на основании рассматриваемых вопросов.

Знать: проявление национальных конфликтов на постсоветском пространстве, их причины, распад СССР.

Методы обучения: проблемно – поисковый.

Место проведения занятия: аудитория колледжа.

Оснащение занятия: разработка занятия для преподавателя, мультимедийная презентация, тестовые задания для студентов.

Межпредметные связи: история, обществознание.

Продолжительность: 90 минут

Этапы занятия

Действия преподавателя

Действия студентов

Методический комментарий

Компетенции

Время

1. Органи-зационный момент.

Преподаватель приветствует присутствующих студентов, фиксирует готовность аудитории и ТСО к занятию.

Приветствуют преподавателя, организуют рабочие места.

Создание благоприятной психологичес-кой атмосферы, проведение занятия в соответствии с планом.

ОК

2, 10

3

мин

2. Проверка домашнего задания.

Студенты разбиваются на 4 группы. Преподаватель распределяет вопросы:

1. В чем особенность реформирования экономической сферы?

2. В чем особенность реформирования политической сферы?

3. Дайте оценку развития международных отношений.

4.Проанализируйте соответствие целей и итогов перестройки.

В течении 10-15 минут студенты работают по подгруппам, используя план – конспект домашнего задания.

Затем начинается обсуждение

Задача преподавателя создать условия для формирование универсальных учебных действий: личностных, познаватель-ных, регулятивных, коммуникатив-ных.

ОК

2,3,6,7,8

35 мин

3.Мотива-ция учебной деятель-ности и актуали-зация базовых знаний, темопола-гание.

Студенты совместно с преподавателем определяют цели и план занятия.

План.

1.Межнациональные конфликты: понятие и причины.

а ) Прибалтика,

б) Абхазия и Южная Осетия,

в) Чечня,

г) Преднестровье,

д) Нагорный Карабах

Вопросы преподавателя, используемые при рассмотрении темы.Какие национальные конфликты вы знаете? Можно ли было их избежать? Как вы считаете, можно ли связать национальные конфликты с распадом СССР и почему?

В ходе беседы преподаватель акцентирует внимание студентов на значимости изучаемой темы в истории государства с позиции межнациональной толерантности.

Участие в составлении плана занятия.

Осмысливают информацию, анализируют план занятия, ставят перед собой развивающие цели.

Формирование познавательно-го интереса к занятию и изучаемой теме на основании обсуждения проблемных вопросов.  

Методы объяснительно- иллюстрационный, метод эврестической беседы способсвуют формированию мышления, самоконтроля, способствуют формированию собственной точки зрения, взглядов.  

ОК

4,5,

8,10,11

3

мин

4.  Формиро-вание нового уровня знаний.

На основании мультимедийной презентации в ходе беседы с элементами проблемного изложения рассматриваются основные положения темы в соответствии с планом занятия.  

(Приложение №1.)

Осуществляется отбор необходимой информации и ведение опорного конспекта, самоменеджмент.

Создаются условия для формирования универсаль-ных учебных действий: личностных, познаватель-ных, регулятивных, коммуникатив-ных.

ОК

2-5,7,8,10,11.

30 мин

5.Обобще-ние и система-тизация материала.

Преподаватель предлагает сделать выводы:

-как вы считаете, можно ли было избежать национальных конфликтов на постсоветском просранстве? Почему?

-почему многие национальные конфликты не решены до сих пор? Как это влияет на современные международные отношения?

Студенты анализируют, систематизирует изученный материал, делают выводы.

Студенты получают возможность высказать свою точку зрения, дать оценку рассматрива-емому вопросу.

ОК

 2,3,7,8,11.

4

мин

6. Рефлек-сия. Подведе-ние итогов занятия

Преподаватель предлагает студентам оценить собственную деятельность на занятии, выделив плюсы и минусы деятельности. Подводит итог, комментируя работу студентов на занятии. Выставляет оценки.

Каждый студент должен дать оценку собственной деятельности, получает оценку за работу на занятии.

Установка на форму самоконтроля, самоменедж-мент.

ОК 2,8

2 мин.

7.Домашнее задание

Конспект.

Подготовка домашнего задания.

Формирование самоконтро-

ля, самооценки.

ОК

8

2

мин

Библиографический список.

Интернет -ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика разработки и написания программы промежуточной аттестации по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу в соответствии с ФГОС СПО

Реализация требований ФГОС СПО напрямую связана с созданием фонда оценочных средств и современных средств контроля качества подготовки студентов и выпускников. Документами, по которым осуществляется э...

Методическая разработка открытого урока английского языка для студентов 3 курса СПО по специальности "Технология машиностроения"

Методическая разработка открытого урока английского языка по теме "Станки"  для студентов 3 курса СПО по специальности "Технология машиностроения" предназначена для проведения итогового занятия п...

Методическая разработка открытого урока английского языка для студентов 4 курса специальности 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение» по теме "Двигатель внутреннего сгорания"

Урок соответствует рабочей программе, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования. Выбор формы проведе...

Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"

Методическая разработка урока по русскому языку  для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Фразеологическая викторина" для студентов 1 курса СПО

Методическая разработка представляет собой внеаудиторное мероприятие по ОУП.01 «Русский язык» по теме «Фразеология». Для участия в викторине приглашаются обучающиеся 1 кур...

Методическая разработка олимпиады по физической культуре для студентов I-II курсов

Методическая разработка содержит задание по теории в виде теста и практические задания по разделу футбол и баскетбол...

Методическая разработка викторины по иностранному языку для студентов 1 курса

Методическая разработкавикторины по иностранному языку для студентов 1 курса Выполнил: преподаватель английского языкаБондаренко А.А....