Конспект урока Тема революциив творчестве Маяковского
план-конспект урока на тему

Черных Ирина Владимировна

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc93.5 КБ
Microsoft Office document icon bulgakov.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

    Дисциплина: литература, история

Преподаватели: Черных И. В., Аристархов А. С.

Группа: 110 Нал.

Тема: «Творчество В. Маяковского в годы революции (анализ стихотворения «Левый марш»)

Цель учебного занятия:
обобщить данные и сделать вывод о социальной значимости темы «Революция» на примере творчества Маяковского.
Задачи учебного занятия:
Обучающая:
Формирование представлений о событиях Октябрьской революции; тема революции в творчестве Маяковского.
Развивающая:
Развить навыки работы с поэтическим текстом, историческим документом; формировать умения сопоставлять исторические факты и художественное произведение
Воспитательная:

Воспитание патриотизма и уважительного отношения к историческому прошлому своей страны

Тип учебного занятия: 
изучение нового материала

Вид учебного занятия:
комбинированный; бинарный.

Средства обучения (оборудование, дидактический материал):
мультимедийное оборудование: презентации, фрагменты документальных  фильмов,  песня «Аврора», статья «Социально-экономическое развитие России накануне революции»; «слепой» кластер, стих. Маяковского «Левый марш»,  картина А. Дейнеки «Левый марш».

Междисциплинарные связи:

Русский язык, МХК, Экономика, Музыка.

Формируемые компетенции:.
ОК 1: понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет  к ней устойчивый интерес;

ОК 2: организовывает собственную деятельность;

ОК 4: осуществляет поиск и использование информации;

ОК 5: использует информационно-коммуникативные технологии;

ОК 6: работает в коллективе и команде  

ОК 8: самостоятельно определяет задачи, занимается самообразованием.

Формируемые умения:

По литературе
воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать художественное произведение;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения и выступать с сообщением

По истории:

Устанавливать пространственно-временные рамки исторических процессов и явлений;

работать с исторической информацией и фактами;

формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Формируемые знания:

По литературе:

знать содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей 19-20 вв.;

знать основные закономерности историко-литературного процесса

По истории: Знать основные этапы и ключевые события истории.


Ход занятия

Этапы занятия/время

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемый результат (ОК, ПК, знает, умеет)

1. Организацион-ный этап

(1 мин.)

Обеспечить внимание каждого обучающегося  и создать психологический настрой.

Преподаватель литературы:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Необычен он не только по форме, но и по содержанию. Проводить урок будут два преподавателя.

Преподаватель истории:

Сегодня вы получите две оценки: по литературе и по истории.

Преподаватель литературы:

У каждого из вас на партах следующий материал: статья «Социально-экономическое развитие России накануне революции»; стихотворение Маяковского «Левый марш», стихотворения, «слепой» кластер.

Приветствуют преподавателя

Слушают. Принимают учебную задачу.

ОК 1, ОК 2.

2. Мотивация и целеполагание

(2 мин.)

Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель истории:

Ребята, как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня перед собой?

О чем пойдет сегодня речь, судя по тому. какой учебный материал лежит у вас на столах?

Возможные ответы:

О революции. О творчестве Маяковского? Какое отражение нашла тема революции в творчестве Маяковского?

О стихотворении «Левый марш»

Студенты замотивированы на учебную деятельность. Самостоятельно определяют цель занятия.

ОК 8.

3. Актуализация темы.

(2 мин.)

Организуется подготовка уч-ся к основному этапу знаний и первичному усвоению новых знаний.

Преподаватель  литературы:

Попробуйте сформулировать тему занятия

Преподаватель  литературы:

Правильно. Сегодня нам предстоит выяснить причины возникновения  революции в стране; какое отражение нашла Октябрьская революция в лирике Маяковского на примере стихотворения «Левый марш».

Возможные ответы:

Тема революции в творчестве Маяковского.

Самостоятельно определяют тему занятия.

ОК 8.

4. Первичное усвоение новых знаний.

(20 мин.)

сформулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

закрепить навыки выразительного чтения изучаемого произведения и выступления с сообщением.

Преподаватель  истории:

Чтобы лучше представить общественно-политическую обстановку в России периода революции посмотрим

фрагмент фильма «Революция 1917 года»

Подумайте, ребята, каковы были причины возникновения революции. (3 мин.)

Прочитайте статью «Социально-экономическое развитие России накануне революции» и ответьте на вопрос: «Что представляла собой экономика в период революции?» (3 мин.)

Преподаватель  литературы:

Ребята, вы только что познакомились с событиями 1917 года. Какое же место занимала литература в это непростое  для России время? Какое отношение к событиям революции было у Маяковского?

Преподаватель  литературы:

Главное место в литературе периода 1917- 1921 гг. занимала поэзия. Повсеместно проводились поэтические конкурсы. Несмотря на полиграфические трудности, на стр. газет, журналов публиковались стихи. Центральными фигурами поэзии тех лет были Блок, Маяковский, Есенин, Бедный, Хлебников. В поэзии ярче выразился двуединый пафос времени: восторженные оды в честь революции и эмоциональные проклятия в ее адрес. Партия большевиков ставила перед художниками задачу создать пролетарскую литературу, доступную многомиллионной аудитории. Появлялись противоборствующие литературные группы. Борьба развертывалась между теми, кто примыкал к классической лит. традиции и теми, кто относил себя  к «новой» пролетарской культуре. Новаторство особенно приветствовалось в поэзии. Футуристическая поэзия Маяковского  и его последователей представляла собой полнейший разрыв с традицией.(3 мин.)

Индивидуальные  домашние задания «Работа Маяковского в  РОСТА» (3 мин.)

Литературная визитка «История создания стихотворения Маяковского «Левый марш»

(3 мин.)

Выразительное чтение стихотворения «Левый марш» (2 мин.)

Преподаватель  истории:

В стихотворении говорится о том, что Росси не быть под Антантой. Подумайте, почему поэт выступает против союзников России? Ответит на этот вопрос вам поможет фрагмент фильма «Иностранная интервенция» (3 мин.)

Возможные ответы:

Революция произошла по причине голода, нищеты, заговора против царя. Возникло непонимание между рабочими и капиталистами, крестьянами и помещиками.

Возможные ответы:

Литература была зеркалом, отражением этих печальных событий. Литература была реалистичной.

Сообщение-презентация «Работа Маяковского в РОСТА»

Выступление студента с индивидуальным заданием

Чтение стихотворения «Левый марш»

Соотносят художественную литературу с общественной жизнью, историей  и культурой.

выразительно читают стихотворение и выступают  с сообщением, сформулируют собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6.

5. Усвоение новых знаний (самостоя-

тельная работа с самопроверкой) (15 мин.)

знать содержание стихотворения Маяковского «Левый марш», толкование литературоведческих и общественно-политических терминов

Преподаватель  литературы:

Для того чтобы лучше понять содержание стихотворения Маяковского, выполним словарную работу по литературным терминам: риторический вопрос и ритор. восклицание, олицетворение, метафора, разговорная лексика, военная лексика, оратор, манифест, динамичность, ритм, рефрен., аллитерация, неологизмы. Определите значение слов общественно-исторического характера: кляуза, товарищ маузер, киль, коммуна, двоевластие, интервенция, Антанта, пролетариат, полит. борьба, оппонент, революция

Чтение и комплексный анализ стихотворения «Левый марш».

Выполняют словарную работу.

ОК 4.

6. Проверка выполненной самостоятельной работы.

(5 мин.)

Релакс - пауза

 (5 мин.)

Закрепить основное композиционное содержание стихотворения «Левый марш» Маяковского.

Обогатить знания студентов другими произведениями, в которых нашла отражение тема «Революция»

Проверка заполнения таблицы.

Преподаватель литературы :

Проверим, ребята, выполнение словарной работы.

Выступление. Обсуждение.

Прослушивание песни «Аврора»

Воспроизводят и анализируют  содержание литературного  и музыкального произведений.

ОК 2, ОК 3.

7. Обобщение и систематизация знаний (контроль усвоенных знаний)

(15 мин.)

Обобщить  основные закономерности историко-литературного процесса.

Заполнение « слепого» кластера – обобщение урока.

Преподаватель  литературы:

Ребята, обобщим полученные знания, запишите данные по уроку, заполнив кластер.

(10 мин.)

Проверка кластера.

Преподаватель истории:

Давно минула революция и ушла в прошлое, но в памяти народной навсегда останутся страшные страницы кровавого времени, мы должны помнить об этом -это наша история.

Индивидуальное дом. задание.

Сообщение-презентация «Памятник борцам революции в Тюмени» (2 мин.)

Преподаватель истории о полит, ситуации в современном мире. (3 мин.)

Заполняют кластер.

Выступление студентки с сообщением.

Обобщают полученные знания в ходе урока

ОК 2, ОК 3, ОК 4.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) и домашнее задание.

(25 мин.)

Подвести итоги учебного занятия.

Обогатить знания студентов другими произведениями искусствав которых нашла отражение тема «Революция».

Преподаватель литературы:

Какова роль темы революции в творчестве Маяковского? Провозглашал революцию или отрицал поэт?

Сумели  мы ответить на поставленный вопрос в начале занятия?

Обращение к картине «Левый марш», автор А. Дейнека (презентация)

Учитель литературы:

Поэт предпринимает поиски путей обновления поэзии и стремится слить свою судьбу с судьбой народа.

Заполните лист экспресс-диагностики, которую мы проанализируем на следующем занятии.

Выставление оценок за занятие.

Домашнее задание: 

Выучить стихотворение наизусть.

Написать эссе на одну из предложенных тем:

«Актуальны ли стихи Маяковского для сегодняшних дней?»

«Возможна ли революция сегодня (О современной политической обстановке в мире)?»

Рефлексия:

У вас на парте флажки разного цвета. Красный флажок – если вам было все понятно и урок понравился; желтый флажок – если вам хотелось бы узнать больше по этой теме; белый флажок – если осталось что-то непонятным, урок не вызвал интереса. Поднимите флажок, соответствующий названным параметрам.

Возможные ответы:

Как и для всех писателей эта тема не оставляла равнодушным Маяковского, он принимал активное участие в общественно-политической обстановке в стране. Провозглашая революцию, Маяковский хотел, чтобы закончилась буржуазная цивилизация. «Левый марш» - глубочайшая вера в светлое будущее.

Студенты заполняют листы экспресс-диагностики.

Подводят итоги, делают вывод.

ОК 2, ОК 3.



Предварительный просмотр:

                                       Негосударственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»

(НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»)

Методическая разработка по дисциплине « Литература»

(1 курс 101 группа 080402 Товароведение)

Преподаватель Черных И. В.

г. Тюмень 2009 г.

Цели:

1. анализ художественного произведения с точки зрения сатирической направленности повести;

2. связь с современностью поставленной в повести проблеме перевоспитания;

3. знакомство с отдельными главами повести;

4. поддержание интереса к страницам художественной литературы;

5. осмысление эпизодов фильма, поставленного по мотивам повести.

Эпиграф:

«Наука еще не знает способа

обращать зверей в людей».

Тема: Сатирическая направленность проблемы перевоспитания человека в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Ход занятия.

1. Вступление. 

Историческая справка.

В 20-е годы в Советской республике верилось, что с приходом народной власти и человек будет другой, новый. В сатирической повести Булгакова «Собачье сердце» отражена попытка коренного преобразования живого существа.

Студенты делятся для работы на три группы: группа 1. «Булгаковцы», группа 2. «Ученый совет», группа 3. «Группа защитников животных».

2. Группы получают по шесть вопросов.

Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 1:

Что представляет собой личность Профессора Преображенского?

(Ответ:

это крупный ученый – физиолог, ученый с мировым именем, открыл тайну гипофиза – придатка мозга. Он доказал, что, гипофиз определяет человеческий облик, свойства личности. Он опытный хирург, имеет большое количество состоятельных и влиятельных пациентов; прекрасно материально обеспеченный специалист; гурман; гуманный человек. Он предстает как воплощение высокой культуры.)

Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 2.

Какую цель поставил перед собой профессор, подбирая несчастного дворнягу Шарика?

(Ответ:

профессор Преображенский пытается провести эксперимент: превратить человекоподобное существо с уголовной и алкогольной наследственностью в нормального человека.)

1. Демонстрация эпизода фильма.

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 1.

Дайте краткий пересказ истории жизни Шарика. (До встречи с профессором). (Чтение эпизода из текста произведения.)

Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 3.

Какие возможности и условия были у профессора для перевоспитания.

(Ответ:

1) прекрасные материальные условия (квартира, питание, услуги, уклад жизни);

2) возможность приобщения к подлинной культуре, благодаря образованному, интеллигентному окружению;

3) внимательная опека, забота хозяев.)

Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 4.

Назовите способы воспитательного воздействия на Шарика. (Чтение эпизода из текста произведения.)

(Ответ:

расписание музыкальных часов;

просьба Филиппа Филипповича вести себя прилично в доме, в цирке, на улице;

запрещение употреблять водку, ловить блох зубами, плевать в доме, бросать окурки, преследовать псов; не приставать к прислуге, не грубить и не ругаться;

обучение правильному поведению, постоянный контроль.)

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 2.

Как объяснить, что Шариков выбирает имя и отчество для себя Полиграф Полиграфович? ( Ответом служит чтение эпизода из текста произведения.)

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 3.

Приведите примеры поведения существа в условиях воспитания.

(Ответ:

замучивает всех бренчанием на балалайке; устраивает беспорядки и потоп в квартире; преследует прислугу, котов; дерзит, требует документы на жилплощадь; ворует сам и приводит в дом воров; доносит на Преображенского и Борменталя, т. е. терзает хозяев непрерывным террором.)

2. Демонстрация эпизода фильма.

Вопрос. Группа 2. «Ученый совет» Вопрос 6.

Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

(Ответ:

Возможно, прав доктор Преображенский говоря, что у Шарикова «именно человеческое сердце», потому-то Шариков «оживил» в себе человека, мозг которого послужил донором при операции. От Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения и полную бездуховность.)

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 4.

Почему Полиграф Полиграфович отличается отрицательным поведением?

(Ответ: 

Шариков вобрал в себя качества донора – пьяницы Клима Чугункина.)

Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 5.

Как можно оценить результат попытки профессора перевоспитать Шарикова?

(Ответ:

Шариков не поддается воспитанию, хотя для этого созданы прекрасные условия.)

3. Демонстрация эпизода фильма.

Вопрос. Группа 1«Булгаковцы»  вопрос 1.

Почему писатель изобразил такого не поддающегося воспитанию человека?

(Ответ:

скорее всего, потому, что автор не верил  в возможность формирования  «нового прекрасного человека», в «переделку людей».)

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 2.

Каково отношение автора к личности Шарикова?

(Ответ:

резко отрицательное, т.к. автор не приемлет хамской природы этого аморального субъекта. Историей Шарикова Булгаков убеждает читателей в невозможности «переделки» человека по причине его генетической наследственности, глубоко личных дефектов.)

3. Запись вывода в тетрадь.

1. Вывод.

          Таким образом, речь в повести идет не только о непредсказуемости последствий научных опытов, но и о невозможности перевоспитания личности, генетически заряженной страшными пороками и инстинктами. Чем сильнее и настойчивее Преображенский и Борменталь стараются привить Шарикову культурные навыки, тем сильнее в нем проявляются наследственные гены, полученные от Клима Чугунова.

Вопрос Группа 2. «Ученый совет» Вопрос 5.

Как сам Филипп Филиппович оценивает результат уникальной операции?

(Ответ:

он потрясен отрицательными последствиями своих благих, далеко идущих замыслов. (Чтение эпизода из текста произведения.) «Милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают! (Чтение эпизода из текста произведения.) 

          Ученый видит последствия своего  эксперимента: перемена гипофиза дает полное «очеловечивание», несущее черты донора.

Сделав уникальную, но ненужную, даже вредную операцию, он устроил разруху в своем доме, в Москве, т.к. слухи об операции взбудоражили столицу.)

4. Демонстрация эпизода фильма.

Вопрос Группа 3. Вопрос 6.

«Группа защитников животных»

Почему была проведена обратная операция?

(Ответ:

профессор, доведенный до крайности доносом Шарикова, написанным под явную диктовку Швондера (Шариков обвиняет Преображенского в контрреволюции. Сколько таких доносов потом посыпалось на невинных людей в 1937 году?), Преображенский делает над Шариковым новую операцию, пересаживает ему в мозг гипофиз, вырезанный ранее.)

5. Демонстрация эпизода фильма.

4. Запись вывода в тетрадь.

2. Вывод.

                 Булгаков выразил свое резко негативное отношение к умозрительным экспериментам, которые разрушительны и не способны создать нового человека. Это под силу только эволюции и культуре.

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 5.

В чем смысл заглавия повести «Собачье сердце»?

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 3.

Какие проблемы, поставленные в рассказе, кажутся вам фантастическими, а какие вполне реальными?

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 4.

На кого направлено остриё сатиры повести М. Булгакова?

(Ответ:

острие сатиры повести направлено против таких, как Шариков, Швондер, т.к. их дикость, низость и наглость обличены Булгаковым без всякого снисхождения и сочувствия.)

Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 6.

В чем причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наши дни?

(Ответ:

К сожалению, таких людей как шариков много. Внешне они ничем не отличаются от всех остальных, но их «нелюдская  сущность» проявляется во всем.)

5. Запись вывода в тетрадь.

3. Вывод.

                  Сатира и юмор писателя в этой повести достигают высшей степени мастерства. Сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Низкий и скошенный лоб Шарикова настолько разителен, что создает не просто комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.

                   Во время сцены с милицией, пришедшей разыскивать Шарикова, Профессор Преображенский предъявляет собаку как доказательство своей невиновности. Представители власти в растерянности. Преображенский объясняет, указывая на пса: «То есть он говорил… Это еще не значит быть человеком…», «Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние…»

        6. Демонстрация эпизода фильма.

6. Запись вывода в тетрадь.

4. Вывод.

            Булгаков в повести «Собачье сердце» с огромной силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. Веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изменить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива – нет. Таким образом, повесть окрашена  в пессимистические тона.

7. Подведение итогов и запись домашнего задания.

Домашнее задание.

              Написать письмо Булгакову, профессору Преображенскому, в общество защиты животных (по группам) и высказать свое мнение к поставленной в повести проблеме – проблеме перевоспитания человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Тема: "Виды кокеток, способы ее соединения с основной деталью".

"Виды кокеток, способы ее соединения с основной деталью"....

Конспект урока "Тема добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Вприведенном методическом материале   приведен план проведения урока литературы с применением технологии проблемного обучения и мультимедийная презентация....

Конспект урока. Тема: Планирование обработки нижнего среза рукава имитирующей манжетой.

В данной работе представлен Конспект урока.Тема: Планирование обработки нижнего среза рукава имитирующей манжетой....

Конспекты уроков темы: Виды и формы огранок

Изучая тему "Виды и формы огранок" студенты знакомятся с разными видами огранки камней....

Конспект урока Тема Художественная гладь

Конспект урока по Теме  Художественная гладь...

План-конспект урока Тема: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания»

Тема «Средства индиви­дуальной защиты населения»Средства индивидуальной защиты органов дыханияПлан-конспект урока Цели урока:Актуализировать и расширить знания уча­щихся...