Главные вкладки

    Конспект урока Тема революциив творчестве Маяковского
    план-конспект урока на тему

    Черных Ирина Владимировна

    Конспект открытого урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc93.5 КБ
    Microsoft Office document icon bulgakov.doc259.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН ЗАНЯТИЯ

        Дисциплина: литература, история

    Преподаватели: Черных И. В., Аристархов А. С.

    Группа: 110 Нал.

    Тема: «Творчество В. Маяковского в годы революции (анализ стихотворения «Левый марш»)

    Цель учебного занятия:
    обобщить данные и сделать вывод о социальной значимости темы «Революция» на примере творчества Маяковского.
    Задачи учебного занятия:
    Обучающая:
    Формирование представлений о событиях Октябрьской революции; тема революции в творчестве Маяковского.
    Развивающая:
    Развить навыки работы с поэтическим текстом, историческим документом; формировать умения сопоставлять исторические факты и художественное произведение
    Воспитательная:

    Воспитание патриотизма и уважительного отношения к историческому прошлому своей страны

    Тип учебного занятия: 
    изучение нового материала

    Вид учебного занятия:
    комбинированный; бинарный.

    Средства обучения (оборудование, дидактический материал):
    мультимедийное оборудование: презентации, фрагменты документальных  фильмов,  песня «Аврора», статья «Социально-экономическое развитие России накануне революции»; «слепой» кластер, стих. Маяковского «Левый марш»,  картина А. Дейнеки «Левый марш».

    Междисциплинарные связи:

    Русский язык, МХК, Экономика, Музыка.

    Формируемые компетенции:.
    ОК 1: понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет  к ней устойчивый интерес;

    ОК 2: организовывает собственную деятельность;

    ОК 4: осуществляет поиск и использование информации;

    ОК 5: использует информационно-коммуникативные технологии;

    ОК 6: работает в коллективе и команде  

    ОК 8: самостоятельно определяет задачи, занимается самообразованием.

    Формируемые умения:

    По литературе
    воспроизводить содержание литературного произведения;

    анализировать художественное произведение;

    соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, выявлять авторскую позицию;

    выразительно читать изученные произведения и выступать с сообщением

    По истории:

    Устанавливать пространственно-временные рамки исторических процессов и явлений;

    работать с исторической информацией и фактами;

    формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

    Формируемые знания:

    По литературе:

    знать содержание изученных литературных произведений;

    основные факты жизни и творчества писателей 19-20 вв.;

    знать основные закономерности историко-литературного процесса

    По истории: Знать основные этапы и ключевые события истории.


    Ход занятия

    Этапы занятия/время

    Задачи этапа

    Деятельность преподавателя

    Деятельность студентов

    Ожидаемый результат (ОК, ПК, знает, умеет)

    1. Организацион-ный этап

    (1 мин.)

    Обеспечить внимание каждого обучающегося  и создать психологический настрой.

    Преподаватель литературы:

    Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Необычен он не только по форме, но и по содержанию. Проводить урок будут два преподавателя.

    Преподаватель истории:

    Сегодня вы получите две оценки: по литературе и по истории.

    Преподаватель литературы:

    У каждого из вас на партах следующий материал: статья «Социально-экономическое развитие России накануне революции»; стихотворение Маяковского «Левый марш», стихотворения, «слепой» кластер.

    Приветствуют преподавателя

    Слушают. Принимают учебную задачу.

    ОК 1, ОК 2.

    2. Мотивация и целеполагание

    (2 мин.)

    Мотивация учебной деятельности.

    Преподаватель истории:

    Ребята, как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня перед собой?

    О чем пойдет сегодня речь, судя по тому. какой учебный материал лежит у вас на столах?

    Возможные ответы:

    О революции. О творчестве Маяковского? Какое отражение нашла тема революции в творчестве Маяковского?

    О стихотворении «Левый марш»

    Студенты замотивированы на учебную деятельность. Самостоятельно определяют цель занятия.

    ОК 8.

    3. Актуализация темы.

    (2 мин.)

    Организуется подготовка уч-ся к основному этапу знаний и первичному усвоению новых знаний.

    Преподаватель  литературы:

    Попробуйте сформулировать тему занятия

    Преподаватель  литературы:

    Правильно. Сегодня нам предстоит выяснить причины возникновения  революции в стране; какое отражение нашла Октябрьская революция в лирике Маяковского на примере стихотворения «Левый марш».

    Возможные ответы:

    Тема революции в творчестве Маяковского.

    Самостоятельно определяют тему занятия.

    ОК 8.

    4. Первичное усвоение новых знаний.

    (20 мин.)

    сформулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

    закрепить навыки выразительного чтения изучаемого произведения и выступления с сообщением.

    Преподаватель  истории:

    Чтобы лучше представить общественно-политическую обстановку в России периода революции посмотрим

    фрагмент фильма «Революция 1917 года»

    Подумайте, ребята, каковы были причины возникновения революции. (3 мин.)

    Прочитайте статью «Социально-экономическое развитие России накануне революции» и ответьте на вопрос: «Что представляла собой экономика в период революции?» (3 мин.)

    Преподаватель  литературы:

    Ребята, вы только что познакомились с событиями 1917 года. Какое же место занимала литература в это непростое  для России время? Какое отношение к событиям революции было у Маяковского?

    Преподаватель  литературы:

    Главное место в литературе периода 1917- 1921 гг. занимала поэзия. Повсеместно проводились поэтические конкурсы. Несмотря на полиграфические трудности, на стр. газет, журналов публиковались стихи. Центральными фигурами поэзии тех лет были Блок, Маяковский, Есенин, Бедный, Хлебников. В поэзии ярче выразился двуединый пафос времени: восторженные оды в честь революции и эмоциональные проклятия в ее адрес. Партия большевиков ставила перед художниками задачу создать пролетарскую литературу, доступную многомиллионной аудитории. Появлялись противоборствующие литературные группы. Борьба развертывалась между теми, кто примыкал к классической лит. традиции и теми, кто относил себя  к «новой» пролетарской культуре. Новаторство особенно приветствовалось в поэзии. Футуристическая поэзия Маяковского  и его последователей представляла собой полнейший разрыв с традицией.(3 мин.)

    Индивидуальные  домашние задания «Работа Маяковского в  РОСТА» (3 мин.)

    Литературная визитка «История создания стихотворения Маяковского «Левый марш»

    (3 мин.)

    Выразительное чтение стихотворения «Левый марш» (2 мин.)

    Преподаватель  истории:

    В стихотворении говорится о том, что Росси не быть под Антантой. Подумайте, почему поэт выступает против союзников России? Ответит на этот вопрос вам поможет фрагмент фильма «Иностранная интервенция» (3 мин.)

    Возможные ответы:

    Революция произошла по причине голода, нищеты, заговора против царя. Возникло непонимание между рабочими и капиталистами, крестьянами и помещиками.

    Возможные ответы:

    Литература была зеркалом, отражением этих печальных событий. Литература была реалистичной.

    Сообщение-презентация «Работа Маяковского в РОСТА»

    Выступление студента с индивидуальным заданием

    Чтение стихотворения «Левый марш»

    Соотносят художественную литературу с общественной жизнью, историей  и культурой.

    выразительно читают стихотворение и выступают  с сообщением, сформулируют собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

    ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6.

    5. Усвоение новых знаний (самостоя-

    тельная работа с самопроверкой) (15 мин.)

    знать содержание стихотворения Маяковского «Левый марш», толкование литературоведческих и общественно-политических терминов

    Преподаватель  литературы:

    Для того чтобы лучше понять содержание стихотворения Маяковского, выполним словарную работу по литературным терминам: риторический вопрос и ритор. восклицание, олицетворение, метафора, разговорная лексика, военная лексика, оратор, манифест, динамичность, ритм, рефрен., аллитерация, неологизмы. Определите значение слов общественно-исторического характера: кляуза, товарищ маузер, киль, коммуна, двоевластие, интервенция, Антанта, пролетариат, полит. борьба, оппонент, революция

    Чтение и комплексный анализ стихотворения «Левый марш».

    Выполняют словарную работу.

    ОК 4.

    6. Проверка выполненной самостоятельной работы.

    (5 мин.)

    Релакс - пауза

     (5 мин.)

    Закрепить основное композиционное содержание стихотворения «Левый марш» Маяковского.

    Обогатить знания студентов другими произведениями, в которых нашла отражение тема «Революция»

    Проверка заполнения таблицы.

    Преподаватель литературы :

    Проверим, ребята, выполнение словарной работы.

    Выступление. Обсуждение.

    Прослушивание песни «Аврора»

    Воспроизводят и анализируют  содержание литературного  и музыкального произведений.

    ОК 2, ОК 3.

    7. Обобщение и систематизация знаний (контроль усвоенных знаний)

    (15 мин.)

    Обобщить  основные закономерности историко-литературного процесса.

    Заполнение « слепого» кластера – обобщение урока.

    Преподаватель  литературы:

    Ребята, обобщим полученные знания, запишите данные по уроку, заполнив кластер.

    (10 мин.)

    Проверка кластера.

    Преподаватель истории:

    Давно минула революция и ушла в прошлое, но в памяти народной навсегда останутся страшные страницы кровавого времени, мы должны помнить об этом -это наша история.

    Индивидуальное дом. задание.

    Сообщение-презентация «Памятник борцам революции в Тюмени» (2 мин.)

    Преподаватель истории о полит, ситуации в современном мире. (3 мин.)

    Заполняют кластер.

    Выступление студентки с сообщением.

    Обобщают полученные знания в ходе урока

    ОК 2, ОК 3, ОК 4.

    8. Рефлексия (подведение итогов занятия) и домашнее задание.

    (25 мин.)

    Подвести итоги учебного занятия.

    Обогатить знания студентов другими произведениями искусствав которых нашла отражение тема «Революция».

    Преподаватель литературы:

    Какова роль темы революции в творчестве Маяковского? Провозглашал революцию или отрицал поэт?

    Сумели  мы ответить на поставленный вопрос в начале занятия?

    Обращение к картине «Левый марш», автор А. Дейнека (презентация)

    Учитель литературы:

    Поэт предпринимает поиски путей обновления поэзии и стремится слить свою судьбу с судьбой народа.

    Заполните лист экспресс-диагностики, которую мы проанализируем на следующем занятии.

    Выставление оценок за занятие.

    Домашнее задание: 

    Выучить стихотворение наизусть.

    Написать эссе на одну из предложенных тем:

    «Актуальны ли стихи Маяковского для сегодняшних дней?»

    «Возможна ли революция сегодня (О современной политической обстановке в мире)?»

    Рефлексия:

    У вас на парте флажки разного цвета. Красный флажок – если вам было все понятно и урок понравился; желтый флажок – если вам хотелось бы узнать больше по этой теме; белый флажок – если осталось что-то непонятным, урок не вызвал интереса. Поднимите флажок, соответствующий названным параметрам.

    Возможные ответы:

    Как и для всех писателей эта тема не оставляла равнодушным Маяковского, он принимал активное участие в общественно-политической обстановке в стране. Провозглашая революцию, Маяковский хотел, чтобы закончилась буржуазная цивилизация. «Левый марш» - глубочайшая вера в светлое будущее.

    Студенты заполняют листы экспресс-диагностики.

    Подводят итоги, делают вывод.

    ОК 2, ОК 3.



    Предварительный просмотр:

                                           Негосударственное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»

    (НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»)

    Методическая разработка по дисциплине « Литература»

    (1 курс 101 группа 080402 Товароведение)

    Преподаватель Черных И. В.

    г. Тюмень 2009 г.

    Цели:

    1. анализ художественного произведения с точки зрения сатирической направленности повести;

    2. связь с современностью поставленной в повести проблеме перевоспитания;

    3. знакомство с отдельными главами повести;

    4. поддержание интереса к страницам художественной литературы;

    5. осмысление эпизодов фильма, поставленного по мотивам повести.

    Эпиграф:

    «Наука еще не знает способа

    обращать зверей в людей».

    Тема: Сатирическая направленность проблемы перевоспитания человека в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

    Ход занятия.

    1. Вступление. 

    Историческая справка.

    В 20-е годы в Советской республике верилось, что с приходом народной власти и человек будет другой, новый. В сатирической повести Булгакова «Собачье сердце» отражена попытка коренного преобразования живого существа.

    Студенты делятся для работы на три группы: группа 1. «Булгаковцы», группа 2. «Ученый совет», группа 3. «Группа защитников животных».

    2. Группы получают по шесть вопросов.

    Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 1:

    Что представляет собой личность Профессора Преображенского?

    (Ответ:

    это крупный ученый – физиолог, ученый с мировым именем, открыл тайну гипофиза – придатка мозга. Он доказал, что, гипофиз определяет человеческий облик, свойства личности. Он опытный хирург, имеет большое количество состоятельных и влиятельных пациентов; прекрасно материально обеспеченный специалист; гурман; гуманный человек. Он предстает как воплощение высокой культуры.)

    Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 2.

    Какую цель поставил перед собой профессор, подбирая несчастного дворнягу Шарика?

    (Ответ:

    профессор Преображенский пытается провести эксперимент: превратить человекоподобное существо с уголовной и алкогольной наследственностью в нормального человека.)

    1. Демонстрация эпизода фильма.

    Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 1.

    Дайте краткий пересказ истории жизни Шарика. (До встречи с профессором). (Чтение эпизода из текста произведения.)

    Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 3.

    Какие возможности и условия были у профессора для перевоспитания.

    (Ответ:

    1) прекрасные материальные условия (квартира, питание, услуги, уклад жизни);

    2) возможность приобщения к подлинной культуре, благодаря образованному, интеллигентному окружению;

    3) внимательная опека, забота хозяев.)

    Вопрос. Группа 2 «Ученый совет» вопрос 4.

    Назовите способы воспитательного воздействия на Шарика. (Чтение эпизода из текста произведения.)

    (Ответ:

    расписание музыкальных часов;

    просьба Филиппа Филипповича вести себя прилично в доме, в цирке, на улице;

    запрещение употреблять водку, ловить блох зубами, плевать в доме, бросать окурки, преследовать псов; не приставать к прислуге, не грубить и не ругаться;

    обучение правильному поведению, постоянный контроль.)

    Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 2.

    Как объяснить, что Шариков выбирает имя и отчество для себя Полиграф Полиграфович? ( Ответом служит чтение эпизода из текста произведения.)

    Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 3.

    Приведите примеры поведения существа в условиях воспитания.

    (Ответ:

    замучивает всех бренчанием на балалайке; устраивает беспорядки и потоп в квартире; преследует прислугу, котов; дерзит, требует документы на жилплощадь; ворует сам и приводит в дом воров; доносит на Преображенского и Борменталя, т. е. терзает хозяев непрерывным террором.)

    2. Демонстрация эпизода фильма.

    Вопрос. Группа 2. «Ученый совет» Вопрос 6.

    Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

    (Ответ:

    Возможно, прав доктор Преображенский говоря, что у Шарикова «именно человеческое сердце», потому-то Шариков «оживил» в себе человека, мозг которого послужил донором при операции. От Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения и полную бездуховность.)

    Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 4.

    Почему Полиграф Полиграфович отличается отрицательным поведением?

    (Ответ: 

    Шариков вобрал в себя качества донора – пьяницы Клима Чугункина.)

    Вопрос. Группа 3 «Группа защитников животных» вопрос 5.

    Как можно оценить результат попытки профессора перевоспитать Шарикова?

    (Ответ:

    Шариков не поддается воспитанию, хотя для этого созданы прекрасные условия.)

    3. Демонстрация эпизода фильма.

    Вопрос. Группа 1«Булгаковцы»  вопрос 1.

    Почему писатель изобразил такого не поддающегося воспитанию человека?

    (Ответ:

    скорее всего, потому, что автор не верил  в возможность формирования  «нового прекрасного человека», в «переделку людей».)

    Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 2.

    Каково отношение автора к личности Шарикова?

    (Ответ:

    резко отрицательное, т.к. автор не приемлет хамской природы этого аморального субъекта. Историей Шарикова Булгаков убеждает читателей в невозможности «переделки» человека по причине его генетической наследственности, глубоко личных дефектов.)

    3. Запись вывода в тетрадь.

    1. Вывод.

              Таким образом, речь в повести идет не только о непредсказуемости последствий научных опытов, но и о невозможности перевоспитания личности, генетически заряженной страшными пороками и инстинктами. Чем сильнее и настойчивее Преображенский и Борменталь стараются привить Шарикову культурные навыки, тем сильнее в нем проявляются наследственные гены, полученные от Клима Чугунова.

    Вопрос Группа 2. «Ученый совет» Вопрос 5.

    Как сам Филипп Филиппович оценивает результат уникальной операции?

    (Ответ:

    он потрясен отрицательными последствиями своих благих, далеко идущих замыслов. (Чтение эпизода из текста произведения.) «Милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают! (Чтение эпизода из текста произведения.) 

              Ученый видит последствия своего  эксперимента: перемена гипофиза дает полное «очеловечивание», несущее черты донора.

    Сделав уникальную, но ненужную, даже вредную операцию, он устроил разруху в своем доме, в Москве, т.к. слухи об операции взбудоражили столицу.)

    4. Демонстрация эпизода фильма.

    Вопрос Группа 3. Вопрос 6.

    «Группа защитников животных»

    Почему была проведена обратная операция?

    (Ответ:

    профессор, доведенный до крайности доносом Шарикова, написанным под явную диктовку Швондера (Шариков обвиняет Преображенского в контрреволюции. Сколько таких доносов потом посыпалось на невинных людей в 1937 году?), Преображенский делает над Шариковым новую операцию, пересаживает ему в мозг гипофиз, вырезанный ранее.)

    5. Демонстрация эпизода фильма.

    4. Запись вывода в тетрадь.

    2. Вывод.

                     Булгаков выразил свое резко негативное отношение к умозрительным экспериментам, которые разрушительны и не способны создать нового человека. Это под силу только эволюции и культуре.

    Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 5.

    В чем смысл заглавия повести «Собачье сердце»?

    Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 3.

    Какие проблемы, поставленные в рассказе, кажутся вам фантастическими, а какие вполне реальными?

    Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 4.

    На кого направлено остриё сатиры повести М. Булгакова?

    (Ответ:

    острие сатиры повести направлено против таких, как Шариков, Швондер, т.к. их дикость, низость и наглость обличены Булгаковым без всякого снисхождения и сочувствия.)

    Вопрос Группа 1. «Булгаковцы» Вопрос 6.

    В чем причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наши дни?

    (Ответ:

    К сожалению, таких людей как шариков много. Внешне они ничем не отличаются от всех остальных, но их «нелюдская  сущность» проявляется во всем.)

    5. Запись вывода в тетрадь.

    3. Вывод.

                      Сатира и юмор писателя в этой повести достигают высшей степени мастерства. Сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Низкий и скошенный лоб Шарикова настолько разителен, что создает не просто комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.

                       Во время сцены с милицией, пришедшей разыскивать Шарикова, Профессор Преображенский предъявляет собаку как доказательство своей невиновности. Представители власти в растерянности. Преображенский объясняет, указывая на пса: «То есть он говорил… Это еще не значит быть человеком…», «Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние…»

            6. Демонстрация эпизода фильма.

    6. Запись вывода в тетрадь.

    4. Вывод.

                Булгаков в повести «Собачье сердце» с огромной силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. Веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изменить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива – нет. Таким образом, повесть окрашена  в пессимистические тона.

    7. Подведение итогов и запись домашнего задания.

    Домашнее задание.

                  Написать письмо Булгакову, профессору Преображенскому, в общество защиты животных (по группам) и высказать свое мнение к поставленной в повести проблеме – проблеме перевоспитания человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока Тема: "Виды кокеток, способы ее соединения с основной деталью".

    "Виды кокеток, способы ее соединения с основной деталью"....

    Конспект урока "Тема добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

    Вприведенном методическом материале   приведен план проведения урока литературы с применением технологии проблемного обучения и мультимедийная презентация....

    Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"

    В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....

    Конспект урока. Тема: Планирование обработки нижнего среза рукава имитирующей манжетой.

    В данной работе представлен Конспект урока.Тема: Планирование обработки нижнего среза рукава имитирующей манжетой....

    Методическая разработка конспекта урока по творчеству В.В.Маяковского. Тема: Я поэт - этим и интересен.

    Творчество Маяковского уникально. Поэт пришел в поэзию из живописи. Его метафоры надо читать буквально. Читай стихи Маяковского, бери карандаш и рисуй - получится удивительная картина, которую может с...

    Конспекты уроков темы: Виды и формы огранок

    Изучая тему "Виды и формы огранок" студенты знакомятся с разными видами огранки камней....