Конспект урока Тема Художественная гладь
план-конспект урока
Конспект урока по Теме Художественная гладь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezintatsiya_hudozh._glad.pptx | 1.9 МБ |
konspekt_urokatema_hudozhestvennaya_glad.docx | 91.67 КБ |
prilozhenie_3_pr.rabota.doc | 28 КБ |
instruktsionnaya_karta._prilozhenie_1.doc | 47 КБ |
ppilozhenie2.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: - познакомить учащихся с разновидностью двусторонней глади - глади с эффектом светотени; -учить выполнять вышивку в технике художественной глади; -развивать умение подбирать цветовую гамму, добиваясь гармонии; воспитывать эстетический вкус .
Вышивание -древних славян ремесло, И душою я в нём растворяюсь. И становится снова на сердце тепло, Когда пялец привычно касаюсь. автор Е.Краснова
Цветная художественная гладь Художественная гладь - это способ вышивки, выполненный параллельными и непараллельными стежками двусторонней глади с постепенным «вливанием» тонов одного цвета и постепенным переходом в другой цвет.
Цветовое решение вышивки. Тон - это степень интенсивности, насыщенности одного и того же цвета. Интенсивность окраски ниток - признак цвета при определении его как светлый или темный. Колорит - определенное взаимоотношение всех тонов и цветов ниток в смысле подчинения общему тону всей вышивки.
1 3 4 5 2 4 5 4 4 5 5 Приемы работы в технике художественная гладь
5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 4 3
1 3 4 5 2 4 5 4 4 5 5
Подготовка к практической работе
Выбор мотивов для вышивки Шиповник
Техника цветной художественной глади 1 2 3 4 5
Инструменты и приспособления для ручной вышивки Наперсток Сантиметровая лента Ножницы Игольница и ручные иголки пяльцы карандаши
Требования безопасности до начала работы при ручных работах Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
Требования безопасности во время работы с ручными инструментами Быть внимательной. Надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его. Вкалывать иглы и булавки только в игольницу. Класть ножницы с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Материалы для вышивки Калька – прозрачная белая бумага. Используется для перевода изображений, рисунков, орнаментов. Ткань, нитки для вышивания – мулине.
Заправка изделия в пяльцы Положить меньший обруч пялец на стол, закрыть его тканью. Прижмите большим обручем ткань к меньшему. Подтяните винт. 4. Натяните ткань в направлении нитей основы и по утку. 5. Ткань небольшого размера трудно заправить в пяльцы, поэтому к ее краям катушечными нитками пришивают полосы любой ткани, а затем запяливают. По окончанию работы их можно легко удалить.
Выбрать нужный цвет нитей
Заправка нитей в иглу Подготовка нити к заправке в иглу Отрезание под углом. Скручивание по часовой стрелке. Вдевание нитки в иглу
Правильное положение рук при вышивании Во время работы большое значение имеет правильная постановка рук вышивальщицы: а) левая рука держит пяльцы; б) правая выполняет вышивку.
Способы закрепления нити В начале работы По окончанию работы С четным количеством ниток С нечетным количеством ниток 1 способ 2 способ
1 2 3 4 Техника выполнения лепестков цветка
Техника выполнения листьев
Правильная посадка при ручных работах Физкультминутка Предполагается ребятам отдохнуть, расслабиться, выполнить несложные упражнения Укрепление вестибулярного аппарата. Упражнения выполняют сидя. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины. Повороты головы вправо и влево до упора. Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.
Методическое обеспечение 1. Симоненко В. Д. Технология: учебник для учащихся 8 класса.2008 г. 2. Иванова А. Ручное вышивание. 2005 г. 3. Поурочное планирование 5. Интернет – сайт: http://www.embroidery.needle-work.ru/materials.html .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
Урок 47-48 ( Технология 8 класс)
Тема: Художественная гладь
Цели урока: -познакомить учащихся с разновидностью художественной глади , глади с эффектом светотени;
-учить выполнять вышивку в технике художественной глади;
-развивать умение подбирать цветовую гамму, добиваясь гармонии; воспитывать эстетический вкус.
Оборудование для учителя: компьютер с видеопроектором, слайды с изображением изделий с художественной вышивкой, образцы изделий, вышитых в технике художественной глади; рисунки для вышивания (раздаточный материал), таблицы для самостоятельной работы, выставка работ учащихся, презентации учащихся.
Оборудование для учащихся: однотонная плотная ткань, цветные нитки мулине, иглы, ножницы, наперсток, пяльцы.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организация урока.
- приветствие;
- сообщение темы и цели урока;
- проверка готовности учащихся к уроку.
II.Вступительная беседа.
Учитель (обращает внимание уч-ся на слайд 3,4,5 работ):
-Нравится ли вам украшения, сделанные своими руками? Чем?
-Почему работа своими руками так ценится? Кто из вас украшает свой дом работами сделанными своими руками?
III. Сообщение темы урока.
Учитель. Раздел декоративно-прикладного творчества на уроках технологии, который мы сейчас изучаем, непрост, но интересен. Художественная вышивка -уникальный вид женского рукоделия, который мы - носители своей родной культуры не должны потерять.
Вышивание -древних славян ремесло,
И душою я в нём растворяюсь.
И становится снова на сердце тепло,
Когда пялец привычно касаюсь.
Вы познакомились на прошлых уроках с разными вариантами глади:
Ученики отвечают(односторонней и двусторонней, одноцветной и многоцветной. )
Умение работать в этой технике позволяет создавать прекрасные вышивки. Но это лишь первые шаги к еще одной разновидности глади - художественной. Сегодня на уроке вы будете . .осваивать приемы вышивания в технике художественной глади, познакомитесь с творческими возможностями этой техники.
Хочу, чтобы работа на сегодняшнем уроке подарила вам радость.
IV. Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:
- Какие разновидности двусторонней глади вы знаете?
-Для каких целей применяют в вышивке разные виды двусторонней глади?
- Проверка знаний прошлого урока выполняется в форме соревнования. Одна из учениц выбирает девочку Получает карточку – задание с вопросами и ответами. Ученица задает вопрос и получает ответ. Правильный ответ-1балл и выдается жетон. Подводятся итоги и определяется какая ученица лучше подготовлена к уроку.
Карточка №1
Вопрос | Ответ |
1. Что называется композицией? | 1.Композиция-это объединение элементов изображения в одно художественное целое, определяющее пропорции элементов и цветовое решение |
2. Назовите виды гладьевых вышивок? | 2.Владимирская гладь («верхошов»), александровская, мстёрская белая гладь, художественная гладь |
Карточка №2
Вопрос | Ответ |
1. Что называется орнаментом? | 1. Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров |
2. Какие способы перевода рисунка на ткань вы знаете? | 2. Копировальный, метод «припороха», использование термокарандаша |
Карточка №3
Вопрос | Ответ |
1. Что называется гладьевой вышивкой? | 1. Гладьевая - это вышивка по рисованному контуру простейшими швами |
2. Что означает цветовой тон? | 2. Цветовой тон – это разница в цвете |
V. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
1. Художественная гладь - вершина мастерства вышивальщицы.
Художественная гладь - это способ вышивки, выполненный параллельными и непараллельными стежками двусторонней глади с постепенным «вливанием» тонов одного цвета и постепенным переходом в другой цвет.
Учащиеся записывают тему урока
Учитель дополняем новым названием вид художественной вышивки (записывают в тетрадь "художественная гладь")
Учитель демонстрирует на экране образцы вышивки художественной гладью.
Можно без преувеличения выделить эту технику вышивки как самую сложную, поскольку при выполнении художественных работ кроме чисто профессиональных качеств - совершенства владения всеми приемами вышивки, обязательно требуется наличие художественных навыков, фантазии и вкуса самой вышивальщицы.
Учитель -Как вы думаете, почему техника названа гладь?
Учащиеся отвечают.
Основой этой техники являются гладьевые стежки, которые образуют ровную и гладкую поверхность - отсюда и название «гладь».
Вышивку художественной гладью выполняют на нарядной одежде, салфетках, дорожках, украшая ею предметы обихода, и при создании художественных работ - панно, картин, портретов.
При выполнении вышивки в художественной глади необходимо уметь создать из ограниченного количества оттенков цветных ниток возможность самых различных их цветосочетаний, поэтому необходимо познакомиться с терминами и правилами, применяемыми в этих работах.
На доске записаны словосочетания с новыми терминами:
Вливание тонов
Свет и тень
Линии ориентиры
Радиальное расположение стежка
Учитель Обратите внимание на словосочетания на доске. В ходе урока мы выясним, что они означают, поскольку без данных знаний нам не обойтись, работая в технике художественной глади.
2. Цветовое решение вышивки.
Ученица даёт определения, подготовленные заранее, терминам по изучению цвета.
На доске один за другим появляются новые термины, которые учащиеся записывают в тетрадь.
Цвет, колорит в художественной вышивке играет важную роль.
Интересно задуманная работа может быть испорчена неудачным подбором ниток и наоборот. Не стоит приступать к вышивке, если целиком не подобраны нитки для всей работы. Цветных ниток каждого цвета обязательно должно быть 2-3 тона.
Тон - это степень интенсивности, насыщенности одного и того же цвета.
Интенсивность окраски ниток - признак цвета при определении его как светлый или темный. Например, красный цвет может быть светлым -розовым или темным - бордовым. Синий цвет светлым - голубым или темным -синим.
Насыщенность окраски ниток изменяется в зависимости от присутствия серого цвета и обычно характеризуется яркостью, неяркостью, мягким цветом, сероватостью тона и т. д.
Цвета разделяются на теплые (красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый) и холодные (зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Деление это условно. Название «теплые тона» обычно связывают с представлением солнечного цвета, тепла, а «холодные цвета» - с представлением льда, воды и т. д.
В подборе цветовых сочетаний большую роль играет колорит.
Колорит - определенное взаимоотношение всех тонов и цветов ниток в смысле подчинения общему тону всей вышивки. Колорит от преобладания тонов может быть темным, ярким или приглушенным.
В работах художественной глади необходимо, вводя стежки другого цвета, соблюдать гармонию, чтобы они в сочетании со стежками других цветов не «выпячивались», а усиливали бы общее впечатление главного, основного тона.
3. Приемы работы в технике художественной глади.
Направление гладьевых стежков зависит от расположения и формы различных деталей рисунка, например: в листиках от жилок, у животных -по росту шерсти. Направление стежков на вышивку наносят карандашными линиями.
При наложении гладьевых стежков нитками одного цвета, но расположенных в разном направлении, также достигается объемное изображение вышиваемого предмета.
Вышивая листья с загнутыми краями, заполняют гладьевыми швами вначале правую половину листа, затем левую для удобства. По контуру загнутой части сначала делают настил швом «пунктир», затем гладьевой настил - это создает впечатление рельефности. Если основную часть листа вышивают светлыми нитями, то загнутую темными или наоборот.
При наложении цвета следует учитывать расположение листа в узоре. Если лист находится на переднем плане, его вышивают более светлыми нитями, если на втором плане - темными, в центре или где-нибудь в глубине – самым темными, делая плавные переходы от тона к тону.
При вышивании цветов каждый лепесток делят на части и карандашом намечают на правление стежков. Карандашом также обводят границы светлого и темного тонов. Вышивают в три-четыре тона, постепенно сгущая границы светлого и темного тонов.
V I. Выбор мотивов для вышивки
шиповник
Учитель:
-Какой вы выберете символ для своей вышивки. Почему?
V II. Инструкционной карты раздать
VI II. Практическая работа.
Задание: подобрать мотив ,цветовое решение, выполнить вышивку в технике художественной глади .
- Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы;
- ознакомление с объектом труда (образцом);
- ознакомление со средствами обучения;
- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по инструкционной карте);
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнение работы;
- инструктаж по технике безопасности.
Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами и правильной посадкой и организацией рабочего места.
Правила техники безопасности
- Быть внимательным к работе.
- Надевать наперсток на средний палец правой руки.
- Вкалывать иглы и булавки только в игольницу.
- Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
- Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
- Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы.
Организация рабочего места
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков - в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
II. Самостоятельная двухэтапная работа учащихся по учебно-технической документации.
Этап №1. Выполнение образца в технике двусторонней глади.(Приложение 3)
План работы ( раздать)
- Выбрать элемент рисунка для вышивки в данной технике.
- Подобрать подходящий цвет ниток
- Отрезать нить.
- Закрепить нить предлагаемым способом.
- Выполнить первый стежок, согласно направлению и контура рисунка.
- Заполнить рисунок стежками, прокладывая их параллельно друг друга.
- Уделить внимание правильному закреплению нити по окончанию работы.
- Соблюдать правила техники безопасности, следить за осанкой.
- Во время работы уделять внимание самоконтролю.
По окончанию работы провести взаимоконтроль.
Демонстрация приемов работы в технике художественной глади.
Учитель показывает приемы выполнения теневой глади, обращая внимание учащихся на плавность перехода от одного тона к другому.
Целевые обходы:
- Контроль правильности выполнения приемов работы.
- Контроль соблюдения правил охраны труда.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполненной работы.
Ix. Физкультминутка
Предполагается ребятам отдохнуть, расслабиться, выполнить несложные упражнения
Укрепление вестибулярного аппарата.
Упражнения выполняют сидя.
- Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
- Повороты головы вправо и влево до упора.
- Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.
Дежурный по классу проводит зарядку.
Далее учитель просит провести гимнастику для глаз (офтальмотренаж). (Видео гимнастика)
Ученики:
- Слушают ведущего и по его команде выполняют упражнения.
- Самостоятельно выполняют зарядку для глаз.
x. Подведение итогов урока.
1. Рефлексия
-Продолжить по очереди фразу "Мне понравилась работа по данной теме, потому что..."
2. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы познакомились с приёмами вышивания художественной гладью и убедились, что это непростая техника. Необходим опыт, освоение более сложных приемов работы для того, чтобы в результате получились прекрасные образцы вышивального творчества. Но все в ваших руках! Изучение специальной
литературы, ваше терпение, ваш труд помогут достичь хороших результатов.
3. Выставление оценок.
xI. Домашнее задание: записи в тетради. Завершить практическую работу.
Идея открытки ручной работы с использованием вышитого символа.
Учебное и научно-методическое обеспечение .
1. Симоненко В. Д. Технология: учебник для учащихся8 класса.2008 г.
2. Иванова А. Ручное вышивание. 2005 г.
3. Симоненко В. Д. Поурочное планирование
4. Интернет – сайт: http://www.embroidery.needle-work.ru/materials.html.
Предварительный просмотр:
Практическая работа
I. Этап Выполнение образца художественной глади
План работы
- Подобрать элемент рисунка для вышивки в данной технике.
- Распределить рисунок на несколько частей, для вышивки разными тонами, длина стежка не больше 0,7 см.
- Подобрать подходящие тона ниток и отрезать.
- Закрепить нить предлагаемым способом.
- Выполнить первый ряд стежков светлым тоном, располагая первый стежок по центру от края к середине и делая их разной длины.
- Выполнить стежки следующего ряда, укладывая их в направлении от середины цветка к краю , и заполняя стежками просветы первого ряда, используя более темный тон ниток.
- Заполнить рисунок подобранными тонами ниток.
- Уделить внимание правильному закреплению нити по окончанию работы.
- Соблюдать правила техники безопасности, следить за осанкой.
- Во время работы уделять внимание самоконтролю.
По окончанию работы провести взаимоконтроль
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта.
Художественная гладь
Скрутить нить по часовой стрелке
Цветная художественная гладь- это способ вышивки, выполненный параллельными и непараллельными стежками двусторонней глади с постепенным «вливанием» тонов одного цвета и постепенным переходом в другой цвет.
Отмерить нить |Отрезать под углом
Закрепление нити
Подготовка нитей к работе
Правила техники безопасности
- Быть внимательным к работе.
- Надевать наперсток на средний палец правой руки.
- Вкалывать иглы и булавки только в игольницу.
- Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
- Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
- Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы.
- Убрать рабочее место.
В начале работы
По окончанию работы
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта Художественная гладь
Техника вышивки лепестка Техника вышивки листьев