Открытый урок "Публицистический стиль речи"
план-конспект занятия на тему

Урсакова Ольга Александровна

        В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь россиян всех возрастов. Газетные жанры настойчиво проникают в учебные заведения и обретают свои права. Повсюду проводятся конкурсы на лучшее сочинение. Сочинения в газетных жанрах, как никакие другие, отвечают духу современного образования. Начатая на занятиях, работа находит естественное продолжение уже в новых формах, не менее интересных для курсантов, во внеурочное время (издательская работа - в форме выпуска стенгазет, рукописных журналов, стендов, создание проектов).

        Привить учащимся потребность в публицистических выступлениях (устных и письменных) и дать необходимые навыки в этом увлекательном и нужном деле - одна из актуальных задач современного образования, преподавателя русского языка и литературы.

      

Скачать:


Предварительный просмотр:

moscow1

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА  МОСКВЫ    

  «КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»

ОКПО 08665176,   ОГРН 1037739013410,   ИНН 7733020995     КПП  773301001

125363 г. Москва, ул. Фабрициуса, д. 26, телефон / факс: (499) 492-86-88

Официальный сайт: spo-kp.mskobr.ru                E-mail: spo-kp@edu.mos.ru

Методическая разработка

открытого урока по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 Тема: Публицистический стиль речи

          Автор: Урсакова О.А., преподаватель русского языка и культуры речи ГБПОУ «Колледж полиции» города Москвы, olia-ursakowa@yandex.ru

Ключевые слова: публицистический стиль речи, методы обучения из классификации по уровню познавательной деятельности Скаткина – Лернера

Пояснительная записка

         На своих уроках (как правило, это уроки комбинированного типа) я использую методы обучения из классификации по уровню познавательной деятельности Скаткина – Лернера. Как видно из сравнительной таблицы методов обучения в монографии Татарченковой С.С. «Урок как педагогический феномен», это самые продуктивные и наиболее приближенные к реальной учебной деятельности методы.

        В моей педагогической деятельности выбор метода зависит от типа урока и его места в системе других уроков.

        Если урок первый по теме, то на этапе объяснения нового материала я использую объяснительно - иллюстративный метод в различных его приемах: эвристическая беседа, лекция, конспект, составление тезисов, работа с таблицей, учебником, презентацией по теме урока, просмотр видео.  Здесь самое широкое поле для использования ТСО. Форма работы – фронтальная. При первичном закреплении материала использую репродуктивный метод в таких приёмах: рассказ курсанта по новой теме с использованием опорных и ключевых слов, по составленному совместно алгоритму, выполнение заданий по образцу. Если взвод с высоким уровнем знаний, то можно применить и частично–поисковый метод в таких его приёмах: рассуждение по данному образцу, выполнение творческих заданий, работа по карточкам, создание алгоритма, подготовка вопросов по теме. Преподаватель при этом наблюдает и оказывает помощь в затруднительных случаях, исправляет ошибки.

        Таким образом, основными методами обучения и организации познавательной деятельности курсантов на моих уроках являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый в разнообразных их приёмах. 

        В качестве демонстрации моей работы предлагаю разработку урока по русскому языку и культуре речи для курсантов, изучающих предмет на базе общего полного образования.

План проведения занятия

Курс 2, взвод 21

Время – 90 минут

Тема: Публицистический стиль речи.

Цель: повторить признаки публицистического стиля речи; показать особенности его функционирования и общественную значимость; совершенствовать навыки анализа текста.

Задачи:

образовательные:

познакомить курсантов с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля;

формировать языковые компетенции обучающихся в области стилистики;

закрепить навыки;

развивающие:

содействовать развитию коммуникативных компетенций; 

развивать навыки самоанализа, анализа, сопоставления и сравнения;

способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности курсантов;

воспитательные:

способствовать воспитанию гражданских чувств;

воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

воспитывать духовно-нравственную культуру курсантов.

Форма работы: объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, частично-поисковая. 

Методы обучения: исследовательский, проблемный, творческий. 

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: раздаточный материал, проектор, ноутбук, учебники «Русский язык и культура речи», авт. Е.С. Антонова стр.36-38; авт. Н.В. Кузнецова стр.341-342, тематическая выставка газет, журналов, книг.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Командир взвода сдает рапорт, приветствие преподавателя курсантами, проверка присутствующих на уроке.)

  1. Активизация внимания.

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.

-Господи! Это Ты? – воскликнула она с радостью.

-Да, это Я, - ответил Бог.

-А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.

-У меня можно купить все, - прозвучал ответ.

-В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром.

Через некоторое время Он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

-И это все?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина.

-Да, это все, - ответил Бог.

-Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?

Слово преподавателя. Пусть эта древняя притча будет для вас жизненным ориентиром, какие семена вы заложите, то и вырастит из вас. Желаю нам плодотворной, полезной работы.

– К какому стилю можно отнести данную притчу? (Художественный)

– Какие ещё стили речи вы знаете?

(Научный, официально-деловой, публицистический)

– Вы уже знаете, что любой стиль можно охарактеризовать по ряду признаков. Что это за признаки? Назовите их.

(Цель использования, жанры, языковые средства, стилевые особенности, сфера употребления.)

     3.Сообщение темы урока.

Совместная постановка цели урока.

•        Вы имеете общее представление о стилях речи, а сегодня мы более подробно поговорим об особенностях публицистического стиля (запись темы занятия в тетрадь).

•        Зачем нам необходимо знать основные особенности публицистического стиля?

(Для того, чтобы научиться распознавать тексты публицистического стиля.)

•        Зачем нам нужно это умение?

(Для создания собственных хороших, полноценных текстов публицистического стиля и для успешного составления собственных хороших выступлений)

4.Просмотр презентации «Публицистический стиль речи», подготовленной курсантом.

5.  Актуализация знаний. Работа с презентацией, подготовленной преподавателем.

Задания. (Слайд 2)

1.Подберите однокоренные слова к слову «публицистический» (публика, публицист, публицистика), запишите в тетрадь эти слова.

Слово «публицистический» образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными словами являются:

«публицистика» (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и

«публицист» (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову «публика», имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

2.Составим таблицу на тему «Публицистический стиль речи», пользуясь учебниками «Русский и язык и культура речи», авт. Е.С. Антонова стр.36-38; авт. Н.В. Кузнецова стр.341-342, приложением 13.

Приложение 1 (Слайд 3)

Цель использования

Жанры

Языковые средства

Стилевые особенности

Сфера употребления

Цель использования

Жанры

Языковые средства

Стилевые особенности

Сфера употребления

Информирование и воздействие

(убеждением, внушением, побуждением)

Информационные: заметка, репортаж, отчет, обозрение, хроника, интервью;

аналитические: статья, обзор, комментарий, рецензия;

художественно-публицистические: памфлет, очерк, фельетон.

Устные выступления: речи, доклады

Общественно-политическая лексика, научная терминология, фразеологизмы, клише, эмоциональная лексика, использование сложных слов, аббревиатур, интернациональных приставок (а-, анти-, де-, меж-), суффиксов (-ци(я), -изаци(я), -изм, -ист, -ость;

преобладание сущ-х, собирательных сущ-х,

инверсия, вводные слова и предложения, СП, риторические вопросы, обращения, побудит. и воскл. предложения

Совмещение книжной и разговорной лексики. Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность

Общество, политика, экономика, культура:

средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии и т.п.

6.Словарная работа.

Приложение 2. Задания для 1 группы курсантов.

Поставьте ударение в словах.

Аноним, анатом, арест, алкоголь, бармен, блудница, бунгало, вдовство, вероисповедание, вечеря, взаперти, втридорога, вчистую, гербовый, гражданство, досуг, договор, донельзя, досыта, завидно, запломбировать, закупорить, знамение, издревле, иначе, инсульт, каталог, кашлянуть, корысть, мельком, мытарство, наговор, наотмашь, начать,  некролог, новорожденный, облегчить, обнаружение, оптовый, осведомить, понял, пасквиль, пломбировать, поимка, приговор, принудить, принять, псевдоним, процент, премировать, рапорт, сегмент, созыв, табу, таинство, углубить, украинский, фетиш, ходатайство, христианин, цемент, чистильщик, экскурс, эксперимент.

Приложение 3. Задания для 2 группы курсантов.

Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных.

Грузины, килограммы, апельсины, джинсы, макароны, помидоры, очки, плечи, войска, места, яблоки, валенки, шаровары, чулки, сапоги, партизаны, солдаты, туфли, дела, дрязги, копья, погоны, гейши, ясли, судьи, бананы, ботфорты, клипсы, колесики, консервы, лампасы, гектары, граммы, кроссовки, места, ведомости.

Приложение 4. Задания для 3 группы курсантов.

Составьте словосочетания с приведенными паронимами.

Пароним – это близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова одной грамматической категории с ударением на одном и том же слоге, но с разным лексическим значение, например: адресат – адресант.

Воинственный – воинствующий

Призывной – призывный

Абонент – абонемент

Эффектный – эффективный

Дипломник – дипломант

Дефектный – дефективный

Войти – взойти

Враждебный – вражеский

Гуманизм – гуманность

Явный – явственный

Приложение 5. Задания для 4 группы курсантов.

Составьте словосочетания со словами-синонимами, приведенными ниже, и словами, данными в скобках.

Лечебный, лекарственный, целебный (источник, трава, учреждение, сила, средство, грязи, препарат, растение);

старый, старинный, древний (друг, обычай, язык, книга, режим, предание, дуб, времена, квартира);

тихий, беззвучный, безмолвный (голос, плач, ночь, городок, согласие, смех, тишина, поля, жизнь).

7.Слово учителя.

        Сегодняшнее наше занятие проходит в преддверии профессионального праздника «День юриста», который отмечается 3 декабря. Работник библиотеки Светлана Александровна подготовила тематическую выставку газет, журналов и других печатных изданий, о которой сейчас и расскажет.

Выступление библиотекаря.

8.Далее работа с прессой. Обсуждение заметок, статей, очерков, репортажей, интервью, посвященных актуальным, злободневным темам.

Анализ текста. Задание по группам. (Каждой группе выдается газета «Щит и меч». Курсанты анализируют любой, понравившийся им текст, используя приложения 6, 7, 8, 9, 10,11, 12, 13, 14)

Приложение 6 (Слайд 4)

Опорные вопросы.

1.Найдите в тексте приметы публицистического стиля.

2.Определите жанр публицистического текста.

3.Какова тема текста?

4.Какую задачу ставит перед собой автор текста?

5.Какие лексические средства использует автор для воздействия на читателей?

6.Какие стандартные фразы вы заметили?

7.Приметы каких других стилей попались вам в тексте?

Приложение 7

Статья (публицистическая) – аналитический жанр, в котором глубоко и обстоятельно рассматриваются проблемы социальной действительности. Главным стилистическим признаком статьи считается логизированность изложения. Рассуждения разворачиваются от основного тезиса через соответствующие аргументы к обобщениям и выводам. В начале статьи формулируется проблема, дается её оценка, выдвигается авторская гипотеза. В главной части проблема анализируется, выясняются причины её возникновения, доказывается гипотеза, намечается программа действий по решению проблемы. Заключение носит обобщающий характер.

Публицистическая статья предполагает включение различного рода вставок (яркое описание эпизодов события, иллюстративные факты, мини-интервью и т.д.), оживляющих рассуждение.

Приложение 8

Очерк – художественно-публицистический жанр, позволяющий оперативно, ярко и доходчиво откликнуться на событие, раскрыть образ интересного человека, дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах, обычаях людей и т.п.

В очерке гармонично сочетаются документализм (опора на реальные жизненные факты), аналитизм (исследовательское начало) и художественность (образная форма изложения).

Очерк может строиться как рассказ о событии, включающий завязку, развитие действия, кульминацию и развязку; как авторское рассуждение на социально значимую тему, опирающееся на эпизоды тех или иных событий в качестве повода для размышления, аргумента для доказываемого положения и т.д.  

Повествование в очерке ведется в форме 1-го или 3-го лица. Функции повествователя в форме 1-го лица различны: «Я» героя (рассказ героя о самом себе), авторское «Я» (рассказ журналиста как участника события, исследователя, собеседника героя и т.п.).

В форме 3-го лица автор выполняет роль наблюдателя или комментатора.

В зависимости от тематической направленности различают очерки портретные, проблемные, путевые, событийные.

Приложение 9

Эссе – художественно-публицистический жанр, выражающий индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссе представляет собой сочинение небольшого объема и свободной композиции, имеющее философский, историко-биографический, литературно-критический, беллетристический характер; отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. В эссе на первый план выдвигается личность автора.

Приложение 10

Репортаж - это информационный оперативный жанр журналистики, отклик с места события, подтвержденный документами, фактами, свидетельствами очевидцев. Автор репортажа, обрабатывая материал, взятый из «первых рук», устанавливает взаимосвязь между фактами, «домысливает» внешнюю связь   публицистические черты, а рассказ о событии перемежаться с раздумьями автора, экскурсами в прошлое.

Приложение 11

Интервью - это одно из иноязычных слов, появившихся в русском языке сравнительно недавно - в 19 веке, пришедшее из английского языка: interview, то есть беседа.

Интервью́ (англ. interview) — опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся журналистом с целью публикации или вещания в СМИ.

9. Слово учителя. (Слайд 5)

Еще один публицистический жанр – интервью, это жанр с характером. Журналисту интересны люди. События, конечно, тоже. Но что есть событие без субъективного и объективного взгляда на него? Людей, которые могут поделиться информацией, в журналистской среде называют ньюсмейкерами. Обычно они же и являются поводом события, его инициаторами – намеренными или случайными. Ошибкой будет относить ньюсмейкеров только к области новостей и считать их объектом интереса лишь в качестве носителей информации. Для интервью как жанра такие люди тоже любопытны, зачастую в контексте того события, в котором они участвуют. Ньюсмейкеры для интервью-жанра должны быть интересны большинству. Цель интервью – показать личность через беседу.

Наши курсанты сейчас представят интервью корреспондента газеты «Щит и меч» и сотрудника уголовного розыска.

Интервью

5 октября сотрудники уголовного розыска уже в 97-й раз отмечали свой профессиональный праздник. В этот день в 1918 году было организовано Центральное управление уголовного розыска. Об опасной и изнурительной профессии, которая обеспечивает спокойствие и безопасность граждан, рассказал действующий сотрудник отдела уголовного розыска.   -=Расскажите, пожалуйста, с чем связана сейчас Ваша работа?

- Сейчас я занимаюсь раскрытием преступлений против личности, к которым относятся убийства, нанесение тяжких телесных повреждений и преступления против половой неприкосновенности граждан.

- Почему Вы решили связать свою жизнь с полицией?

- Не с раннего детства, а с юности, лет с 13-15 я мечтал связать свою жизнь с военной службой. Благодаря определенному стечению обстоятельств, поступил в Московскую высшую школу милиции и связал свою жизнь с работой в уголовном розыске, так как учился на факультете криминальной милиции. По окончании учебного заведения пришел работать в отдел.

- Почему Вы выбрали именно уголовный розыск?

- В первую очередь, это была моя спецификация во время обучения, которая заинтересовала меня, и где я захотел себя реализовать.

- На Ваш взгляд, полицейский – это профессия или призвание?

- Конечно, это призвание. Тот, кто приходит сюда ради профессии, надолго не задерживается.

- Расскажите, пожалуйста, как складывается Ваш рабочий день.

- Одинаковых дней не бывает никогда. Рабочий день начинается гораздо раньше общего распорядка и заканчивается глубоко вечером. Я выезжаю на каждое место преступления, будь то дневное или ночное время, будни, выходные или праздничные дни. Отдыхать получается только тогда, когда в городе спокойно.

- Какие трудности возникают по ходу Вашей работы?

- Трудностей в нашей работе нет. Тот, кто боится трудностей, и у кого они возникают, тому тяжело работать. Поэтому у нас и происходит естественное отсеивание и отбор.

- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать настоящий оперуполномоченный?

- Во-первых, это честность, справедливость, отзывчивость к любому горю людей. Во-вторых, человек должен уметь жертвовать собой, своим свободным, подчас личным, временем. Кроме этого опер, в какой-то степени, должен быть авантюристом. Без авантюризма нам никуда! Очень важное качество – коммуникабельность, так как оперуполномоченному нужно свободно вступать в разговоры с незнакомыми людьми. Также ему нужно уметь проявлять свои навыки, которые у него были приобретены до службы: он должен быть спортивным, физически подготовленным, знать и уметь применить приемы самбо, владеть оружием. Немаловажно для опера быть грамотным.

- Сейчас, по прошествии стольких лет службы в органах внутренних дел, Вы могли бы представить себя в другой профессии?

- Было бы приятно, конечно, увидеть себя в другой отрасли, но уже не мыслишь себя без борьбы с преступностью. Честно признаюсь, я не мыслю себя без работы в уголовном розыске.

         Главная ценность любого коллектива – люди. Многих сотрудников внутренних дел можно назвать профессионалами своего дела. Спасибо за интервью.

3 декабря профессиональный праздник «День юриста». До 1917 года юристы отмечали свой профессиональны праздник 20 ноября (по старому стилю). 20 ноября 1864 года были приняты важные судебные и законодательные акты, которые в последствии послужили основой судебной реформы. По-новому стилю этот день приходится на 3 декабря. Очевидно, что именно в память об этом дне была выбрана дата для официального профессионального праздника юристов. а ведь мы будущие юристы, и мне хочется поздравить всех курсантов и наших преподавателей с предстоящим праздником. 

10. Обобщение и закрепление материала.

а) Блиц-опрос (Слайд 6)

  1. Что значит слово «публицистический»?
  2. Где используется публицистический стиль речи?
  3. Какова задача публицистической речи?
  4. Назовите жанры публицистики.
  5. Что общего у публицистического стиля и научного?
  6. Что роднит публицистический стиль со стилем художественной литературы?
  7. Назовите важнейшее требование, предъявляемое к публицистике.

  б) Определите, к какому стилю относятся предложения. Устно обоснуйте свой ответ.

Приложение 12 (Слайд 7)

1.Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

   Исполнись волею моей,

   И, обходя моря и земли,

   Глаголом жги сердца людей.  (А. Пушкин)

(Художественный)

2. «Почему…двусмысленность выражения считается главным недостатком?» – спрашивает Гельвецкий, и делает далее вывод о распространении двусмысленности слова на идею.

(Публицистический)

3. Сейчас Северный магнитный полюс движется к географическому северу со средней скоростью около 10 километров в год, но иногда бывает, что за день он отклоняется от своей средней позиции на 80 километров.

(Научный)

4.Потерпевшая Рюмина показала, что различные прохожие закрывали своими головами лица виновных, а потому она ничего разглядеть не могла.

(Официально-деловой)

5.Кризис в системе образования страшен уже тем, что «невежество - … ночь безлунная и беззвездная». (В.Я. Брюсов)

(Публицистический)

6.Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского. Здесь созрело наше национальное самосознание. (Л. Леонов)

(Публицистический)

11.Подведение итогов урока, оценки.

1.Достигнута цель, которую мы ставили в начале занятия?

Научились распознавать тексты публицистического стиля.

2. А зачем нам нужно это умение?

Для создания собственных хороших, полноценных текстов публицистического стиля и для успешного составления собственных хороших выступлений.

3.Как вы считаете, когда роль публицистических произведений усиливается, становится особенно важной для общества?

(Роль публицистических произведений возрастает в наиболее острые для страны, переломные моменты истории.

Примерами могут служить патриотический пафос публицистики времён ВОв (произведения А.Н. Толстого, Л.М. Леонова, И.Г. Эренбурга и др.), гражданский пафос демократической публицистики времён «перестройки» (статьи В.Я. Лакшина, Ю.Ф. Карякина, Г.А. Попова и др., выходившие далеко за рамки литературной критики), современная публицистика.)

Публицистика ставит перед обществом важнейшие проблемы, привлекая внимание к процессам, происходящим в обществе.

4.Выставление оценок.

Приложение 15 (Слайд 8)

12.Самостоятельная работа (дифференцированная) на дом

1.Написать статью для сайта колледжа о работе правоохранительных органов.

2. Сделайте видеозапись интервью, используя Интернет-сайты, телевидение. Установите зависимость языковых средств от ситуации публичного общения.

3. Из газет, журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметить черты, характерные для данного стиля.

4. Найти дома или в библиотеке старые газеты (вышедшие 5, 10, 20 лет назад) и сопоставить их лексику с лексикой современных газет; то же можно сделать, сравнивая и другие языковые средства.

13.Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке: насколько результативно вы сегодня поработали. Оценку занесите в карточку. Также отметьте: интересно ли вам было на уроке, что особенно запомнилось.

Лист рефлексии

Ф.И. _____________________________________

Взвод ____________________________________

Я оцениваю свою работу на уроке ___________

_________________________________________

Мой вклад в подготовку взвода к занятию я оцениваю ________________________________

_________________________________________

Моё мнение об уроке ______________________

_________________________________________

_________________________________________

Приложение 13

Публицистический стиль речи

Слово «публицистический» образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Цель публицистического стиля – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля – общественно-экономические, политические, культурные отношения: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии и т.д.

Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля характерны: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути её решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, – общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует метафоры, эпитеты, сравнения и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи, цитирует высказывания великих людей.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики, стереотипных, устойчивых оборотов и выражений, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), побудительные предложения.

Специфической чертой публицистического стиля считается соединение в нем противоположного: стандарта и экспрессии, строгой логичности и эмоциональности, доходчивости и лаконичности, информативной насыщенности и экономии языковых средств.

Приложение 14

Жанры публицистического стиля

Заметка – краткое сообщение в печати.

Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).

Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

Отзыв – отклик, мнение о ком-чём-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т.п.

Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приёмов изложения.

Устное выступление

диалог – разговор между двумя или несколькими лицами

дискуссия – вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого её решения

диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему

оппонент – тот, кто оспаривает тезис

полемика – спор при обсуждении, выяснении научных, литературных, политических вопросов

пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис

спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.

Использованная литература

1. Антонова Е.С., Воителева Т.В. Русский язык и культура речи. Изд. центр «Академия». М. 2014.

2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Изд. «Форум». М. 2009.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Изд. ООО «КноРус». М. 2012.

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М. 1996.

5. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М. 2005.

6. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Изд. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2014.

7. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. Изд. «Союз». Санкт-Петербург. 2001.

8. Шулепина Л.Н. Методическая разработка урока.  Сайт Мультиурок. 2015.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Публицистический стиль речи Занятие №7

Слайд 2

Публицистический, публика , публицист, публицистика Слово «публицистический» образовано от латинского слова publicus , что значит «общественный, государственный». «Публицистика » - общественно-политическая литература на современные, актуальные темы. Публицист - автор произведений на общественно-политические темы. Этимологически все эти слова родственны слову «публика» , имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2 ) люди, народ.

Слайд 3

Публицистический стиль речи Цель использования Жанры Языковые средства Стилевые особенности Сфера употребления . Информирование и воздействие (убеждением, внушением, побуждением) Информационные: заметка, репортаж, отчет, обозрение, хроника, интервью; аналитические : статья, обзор, комментарий, рецензия; художественно-публицистические: памфлет, очерк, фельетон. Устные выступления: речи, доклады Общественно-политическая лексика, научная терминология, фразеологизмы, клише, эмоциональная лексика, использование сложных слов, аббревиатур, интернациональных приставок (а-, анти-, де-, меж-), суффиксов (- ци (я), - изаци (я), - изм , - ист , -ость; преобладание сущ -х, собирательных сущ -х; инверсия, вводные слова и предложения, СП, риторические вопросы, обращения, побудит. и воскл . предложения Совмещение книжной и разговорной лексики. Логичность, образность, эмоциональность, оценочность , призывность Общество, политика, экономика, культура: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии и т.п.

Слайд 4

Анализ текста по опорным вопросам. 1.Найдите в тексте приметы публицистического стиля. 2.Определите жанр публицистического текста. 3.Какова тема текста? 4.Какую задачу ставит перед собой автор текста? 5.Какие лексические средства использует автор для воздействия на читателей? 6.Какие стандартные фразы вы заметили? 7.Приметы каких других стилей попались вам в тексте?

Слайд 5

Интервью – это жанр с характером

Слайд 6

Блиц-опрос 1.Что значит слово «публицистический»? 2.Где используется публицистический стиль речи? 3.Какова задача публицистической речи? 4.Назовите жанры публицистики. 5.Что общего у публицистического стиля и научного? 6.Что роднит публицистический стиль со стилем художественной литературы? 7.Назовите важнейшее требование, предъявляемое к публицистике .

Слайд 7

Определите, к какому стилю относятся предложения. Устно обоснуйте свой ответ . 1. Восстань , пророк, и виждь , и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. ( А.Пушкин ) Художественный 2 . «Почему…двусмысленность выражения считается главным недостатком?» – спрашивает Гельвецкий , и делает далее вывод о распространении двусмысленности слова на идею . Публицистический 3. Сейчас Северный магнитный полюс движется к географическому северу со средней скоростью около 10 километров в год, но иногда бывает, что за день он отклоняется от своей средней позиции на 80 километров . Научный 4. Потерпевшая Рюмина показала, что различные прохожие закрывали своими головами лица виновных, а потому она ничего разглядеть не могла . Официально-деловой 5. Кризис в системе образования страшен уже тем, что «невежество - … ночь безлунная и беззвездная». ( В.Я.Брюсов ) Публицистический 6. Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского. Здесь созрело наше национальное самосознание. ( Л,Леонов ) Публицистический

Слайд 8

Самостоятельная работа (дифференцированная ) на дом. 1. Написать статью для сайта колледжа о правоохранительной деятельности. 2. Сделайте видеозапись интервью, используя Интернет-сайты, телевидение. Установите зависимость языковых средств от ситуации публичного общения . 3 . Из газет, журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметить черты, характерные для данного стиля . 4 . Найти дома или в библиотеке старые газеты (вышедшие 5, 10, 20 лет назад) и сопоставить их лексику с лексикой современных газет; то же можно сделать, сравнивая и другие языковые средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Функциональные стили речи"

Это открытый урок по "Культуре речи", "Русскому языку" и "стилистике" по теме "Функциональные стили речи", включающий в себя план, лекцию и приложения с презентацией, тестом, таблицей. Цели и зад...

Контрольная работа « Язык и речь. Функциональные стили речи»

Контрольная работа по разделу « Язык и речь. Функциональные стили речи». 2 варианта по 15 вопросов. ...

Методические рекомендации использование научного стиля речи в выпускных квалификационных работах

Методические рекомендации адресованы студентам и преподавателям средне-специальных учебных заведений, с целью помочь овладеть технологией выполнения выпускных квалификационных  работ, раскрыть су...

Проверочная работа "Функциональные стили речи"

Проверочная работа по русскому языку по теме «Понятие о функциональных стилях речи". Три варианта. В каждом варианте по 10 отрывков на разные стили речи. Задача студентов - оп...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Стили речи.

Тема урока:  «Стили речи».Тип урока: урок закрепления знаний.Технологии: личностно-ориентированная, групповая.Цели:1) тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тем...

Тест по разделу "Язык и речь. Функциональные стили речи"

Тест по разделу "Язык и речь. Функциональные стили речи"...