проект "Русский язык и национальная безопасность"
план-конспект занятия на тему

Давыдова Ольга Рудольфовна

проект о русском языке и национальной безопасности страны может быть применен как материал уроков по дисциплине " Русский язык"

Для общеобразовательных дисциплин "Учебный матeриал к разделу "Основная школа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ.К.А.ТИМИРЯЗЕВА»

Проект

Тема «Русский язык и национальная безопасность»

Подготовила: студентка 2 курса 1 группы «Страховое дело» Рамазанова Ирина Сергеевна

Руководитель проекта: Давыдова Ольга Рудольфовна, преподаватель русского языка и литературы

2018

Оглавление

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Язык - ядро национальной культуры
  2. Гуманитарная составляющая информационной культуры
  3. Языковые проблемы
  4. Хранители русского слова
  1. Практическая часть
  2. Заключение
  3. Список используемой литературы

Цели и задачи проекта:

  1. Показать языковые проблемы в их взаимосвязи с вопросами национальной культуры и безопасности.
  2. Раскрыть понятия гуманитарного аспекта информационной культуры.
  3. Привлечь внимание к современным языковым проблемам.
  4. Познакомить с уникальными учеными, которые являются хранителями культуры и русской словесности.
  1. Познакомить с практической частью, в которую вошли результаты тестирования и проведенных мероприятий.

Идея проекта

Говоря об исследуемой теме надо, прежде всего четко представлять суть проблемы ,которая заключается и в самом названии проекта и в реальной жизни. Значение слов «национальный», «нация» и «безопасность» в толковом словаре Ожегова трактуется следующим образом:

1. Нация.

1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, появляющегося в общности культуры.

  1. Страна, государство.
  2. Безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому- чему-нибудь.

2.Национальный.

  1. Относящийся к общественно-политической жизни наций, связанный с их интересами.
  2. Принадлежащий, свойственный данной нации, выражающий её характер.

         3.Безопасность.

        1.Положение , при котором не угрожает опасность кому-чему нибудь.

Актуальность темы

Сегодня, когда так остро встает вопрос о сохранении национальных традиций и культуры, единственно правильный путь их сохранения, несомненно, связан с бережным отношением к родному языку. История и культура любого государства начинается с формирования языка, поэтому язык определяет состояние и уровень жизни страны, нравственных и духовных ценностей.

То государство, которое проявляет заботу о статусе родного языка, имеет будущее и может рассчитывать на долголетие и процветание.

« Язык –это история народа. Язык-это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием»

                                           А.Куприн.

Введение

Как часто рассуждая о величии русского языка, мы подразумеваем, прежде всего, его небесную красоту, богатство, силу, выразительность, святость, но язык-это еще и наша национальная гордость и безопасность.

«Крупный русский мыслитель И.А. Ильин в статье «О России» очень оригинально выразил мысль о глубокой органической связи языка - народа- Родины: «пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почувствуют нашу речь. А да тех пор Россия будет им непонятна и недоступна, до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.

Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о ней, а Её»[1]

Выбор темы реферата неслучаен, он раскрывает проблему деградации языка, которая, в конечном счете, сказывается на развитии нашей духовности, нравственности национальной гордости и безопасности.

Наблюдая за тем как утрачивается интерес к языку, теряются национальные корни и традиции, как с высоких трибун только говорят и мало что делают, не сознавая той опасности, которая грозит народу, приходит осознание того, какие трудные времена переживает наш язык, какой опасности подвергается он, а вместе с ним и наша духовная и национальная безопасность.

Причин массовой деградации речи - множество и все они, несомненно, напрямую зависят от экономической нестабильности, политической неустойчивости нашего государства и напрямую являются угрозой нашей национальной безопасности.

За свою многовековую историю русский язык переживал разные проблемы, но, пожалуй, никогда не испытывал таких значительных преобразований, как в 21 столетии. Это связанно с состоянием политики, экономики и культурой нашего государства.

Сегодня вопрос сохранения наших культурных ценностей и национальной безопасности напрямую связан с проблемой сохранения статуса родного языка, как ядра нашей культуры и безопасности. Эта проблема касается не только школы, учебников, образования в целом, язык должно «культивировать» с самого раннего детства, а затем «прививать» и « взращивать».

Чтобы упрочить статус «великого и могучего» необходимо решить проблему негативного отношения к языку понять и разобраться в причинах его деградации. Этому вопросу посвящается данная работа.

Конкретизация целей и задач:

  1. Показать языковые проблемы в их взаимосвязи с вопросами национальной культуры и безопасности.
  2. Раскрыть понятия гуманитарного аспекта информационной культуры.
  3. Привлечь внимание к современным языковым проблемам.
  4. Познакомить с уникальными учеными, которые являются хранителями культуры и русской словесности.
  1. Познакомить с практической частью, в которую вошли результаты тестирования и проведенных мероприятий.

Язык - ядро национальной культуры

Говоря об исследуемой теме надо, прежде всего четко представлять суть проблемы ,которая заключается и в самом названии проекта и в реальной жизни. Значение слов «национальный», «нация» и «безопасность» в толковом словаре Ожегова трактуется следующим образом:

1. Нация.

1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, появляющегося в общности культуры.

  1. Страна, государство.
  2. Безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому- чему-нибудь.

2.Национальный.

  1. Относящийся к общественно-политической жизни наций, связанный с их интересами.
  2. Принадлежащий, свойственный данной нации, выражающий её характер.

         3.    Безопасность.

         1.Положение , при котором не угрожает опасность кому-чему нибудь.

Сегодня, когда так остро встает вопрос о сохранении национальных традиций и культуры, единственно правильный путь их сохранения, несомненно, связан с бережным отношением к родному языку. История и культура любого государства начинается с формирования языка, поэтому язык определяет состояние и уровень жизни страны, нравственных и духовных ценностей.

То государство, которое проявляет заботу о статусе родного языка, имеет будущее и может рассчитывать на долголетие и процветание.


Гуманитарная составляющая информационной культуры.

        Концепция национальной безопасности РФ – документ (комплекс мер, рекомендации к действию), отражающие совокупность целей и взглядов, мер и стратегий в отношении обеспечении безопасности государства, общества и каждого гражданина от внутренних и внешних угроз (информационных, экологических, техногенных, военных, социальных, политических и экономических).

        Концепция национальной безопасности 10 января 2000 года утратила свою юридическую силу и была преобразована в Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом 12 мая 2009 года. Новый документ действует до 2020 года. Необходимость создания нового документа была озвучена в 2008 году, в период вооруженного противостояния в Южной Осетии.

        Русский язык является национально-культурной ценностью и представляет собой объект системы национальной безопасности. В Концепции национальной безопасности РФ указывается, что «духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения многонациональной России».

Сегодня существует ряд угроз сохранности русского языка, к которым относятся:

1) засорение русского языка терминами и словесными оборотами иностранного происхождения, не свойственными традициям русской словесности;

2) вытеснение русского языка из зоны «дальнего зарубежья» и всё большее ограничение его использования в качестве одного из мировых языков международного общения;

3) широкое использование в русской речи слов и оборотов жаргонного характера;

4) активное сокращение русскоязычного информационного пространства в «ближнем зарубежье», т.е. в государствах СНГ.

Огромную роль в оформлении национальной гордости, любви к своему Отечеству играет информация, которая пропагандирует те или иные ценности , побуждает на разные поступки, формирует мировоззрение и стиль жизни, нравственные и моральные качества.

В современном мире все большую роль играет информация в разных видах - книги, средства массовой информации, Интернет.

«Человечество осуществляет переход к новому цивилизованному этапу- информационному обществу. Сегодня само понятие информация изменилось и расширило своё содержание. Информация представляет собой ресурс, не знающий географических и национальных границ. Появилось даже понятие информационной политики, которая охватывает своим воздействием все сферы общественной жизни: экономику, культуру, образование, сферу межгосударственных отношений и т.д.

Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 утверждена «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации” которая призвана защищать не только информационное пространство нашего государства, но и сохранять нравственные ценности общества, традиции патриотизма, культурного и научного потенциала страны. Информатизация становится важным ресурсом развития России. В Доктрине информационной безопасности определены источники угроз информационной безопасности. Одна группа угроз касается технико-технологических аспектов, другая - гуманитарных.

Особого внимания заслуживают угрозы, касающиеся непосредственно человека, его духовного мира, индивидуального и общественного сознания. Они включают:

  • нарушение прав и свобод граждан в области массовой информации;
  • девальвацию духовных ценности, пропаганду образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
  • снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России;
  • манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Информационная безопасность сейчас следует называть культурно-информационной безопасностью. В конце ХХв. в мире активизировался новый вид противоборства - информационное и новый вид войн - информационные войны. Особое значение такого рода войнах играют средства массовой информации, тем более что их роль в обществе и формировании духовного составляющего непрерывно возрастает.»[2]

Книги и журналы ушли в прошлое, но сегодня телевидение все больше навязывает свое мнение людям, формирует вкусы и взгляды, отношение к событиям, их оценку. Именно СМИ позволяют управлять людьми, применяя разные методы воздействия.

«Ученые утверждают, что, в 90-е гг. ХХв произошла десоветизация. И чтобы преодолеть её, нужна продуманная, опирающаяся на серьезную научную базу государственная информация политика. А её тоже нет.

Одних из элементов информационной культуры является филологический, или языковой. Он выступает в качестве этического, правового или иного содержательного элемента информационной культуры. К примеру, неточность языка в публикации может породить произвольное толкование текста с юридической точки зрения. Использование определенной лексики в СМИ может нарушать этические нормы и т.д. Язык имеет богатый арсенал средств, что позволяет осуществлять такой отбор, который бы с наибольшей полнотой и эффективностью сможет выполнять коммуникативные задачи. Наконец, язык является важной культурной иниверсализацией нации.»[3]

Языковые проблемы

Проблемы языка  в современном обществе существуют, и от них

напрямую зависит наша духовность, патриотизм и национальная безопасность. «Характеризуя состояние языка сегодня, необходимо выделить ряд особенностей в его состоянии:

  1. Язык никогда не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядом, по партийной ориентации) состав участников массовой коммуникации.
  2. Почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверии тельной, непринужденной.
  3. Начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная. Выступление государственных деятелей разного ранга, депутатов, политиков и ученых носят произвольный характер.
  4. Разнообразие ситуаций общения приводит к изменению характера общения. Оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованнее.

Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводит не только к демократизации речи, но и к резкому снижению её культуры. Это проявляется в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм русского языка.»[4]

Речь телевизионных и радиоведущих изобилует жаргонизмами и иностранными словами, от незнания правильного ударения искажается смысл слов, тем самым дикторы и персоны масмедиа выступают в роли лингвистических террористов.

«Контроль на государственном уровне сегодня не в состоянии следить за СМИ и это наносит ущерб языковой безопасности России.

Популярные у молодежи программы и их телеведущие попирают все, что связанно с русской культурой и русским языком. Речь К.Собчак, Лолиты, М.Швыдко не отличается пламенной любовью к русскому языку. Такие примеры можно было соотнести со многими популярными и публичными людьми, чья речь, несомненно, должна быть образцом и эталоном, но она, к сожалению, не всегда отличается грамотностью и выразительностью.»[5]

В настоящее время происходит снижение уровня грамотности говорящих, относящихся к элитарному типу, их единицы. «Большинство культурных, грамотных людей, даже тех, кого мы безоговорочно готовы признать языковыми авторитетами, принадлежат к так называемому среднелитературному типу речевой культуры. Носитель языка среднелитературного типа не делает грубых ошибок в произношении, образовании форм слов и в построении предложений, обладает достаточно богатым словарем, умеет говорить и писать правильно, понятно и выразительно, понимать сложные тексты, следует речевому этикету. Но в речи спонтанной и неподготовленной и эта группа говорящих нарушает

нормы языка, допускает неточности.»[6]

Немаловажной языковой проблемой следует считать наводнение русского языка иностранными словами, увлечение «матерной» и «жаргонной» лексикой как обычных пользователей языка, так и элитной группы.

«Русский язык теряет и статус самого распространенного языка в мире. Количество изучающих «великий и могучий» падает стремительно, что, по прогнозам ректора МГУ В.Садовничего, к 2025 русский перестанет быть мировым, уступив место хинди, арабскому и португальскому.

Известный актер Олег Басилашвили, рассуждая о статусе языка, сказал: «Причин того, что наши ближайшие «соседи» не говорят по-русски, множество. Главная - ложно понимаемый лозунг возрождения национального самосознания. Если бы эти республики зависели от России экономически и стремились жить лучше, они хотели изучать русский язык. Так же, как мы хотим изучать английский. Но пока у них нет такого желания.

Между тем мы сами плохо пользуемся русским языком. Не умеем построить  фразу. В речи постоянно звучат слова - паразиты, лагерный жаргон. Это все свидетельство того, что мы ещё не изжили то жуткое прошлое, в котором страна пребывала практически столетие. Наш язык, его значимость в мире возродится только тогда, когда Россия станет на самом деле передовой демократической страной, в которой будут жить хозяева, умеющие достойно зарабатывать. Только тогда на нас будут равняться и наша страна вместе с нашим языком обретет вес в мировом обществе».[7]

Бытует мнение, что Интернет с одной стороны наносит вред развитию языка, а с другой открывают новые перспективы и возможности. В Интернете по адресу www.ruscorpopa.ru при поддержке компании «Яндекс» создан национальный корпус русского языка - это справочно-информационная система русского языка, которая была создана коллективом специалистов Института русского языка им Е.В. Виноградова. Этот институт является главным учреждением, занимающимся кодификацией языка, составлением самых авторитетных словарей, объединяет всех, кто неравнодушен к проблемам родного языка.

Степень востребованности данного сайта может все же служить утешением, что не все так безнадежно плохо в решении языковых проблем.

«Если в целом оценивать значение Корпуса для русистики, то без преувеличения можно сказать, что с появлением Национального корпуса мы впервые получаем материальную базу для объективных и достоверных суждений о современном состоянии и путях развития русского языка. Более того, согласно сегодняшним мировым стандартам, только корпус может служить основой для словарей, грамматик и учебников нового поколения.»[8]

Особую радость вызывает тот факт, что именно молодежь заговорила о проблемах национальной безопасности и её взаимосвязи с родным языком. Свою позицию в отношении проблем языковой безопасности молодежь России активно проявляет в крупных общественных конференциях и симпозиумах. В 2007 год - Год русского языка проводилось мероприятия, на которых по инициативе молодежи, наконец, стали обсуждаться проблемы языковой безопасности.

«В мае 2007 года в Калуге в рамках II Оптинского форума состоялся «круглый стол» на тему: «Проблемы безопасности и обеспечения национальных интересов в истории современной России». По итогам «круглого стола», в работе которого активное участие принимала молодежь,

была принята резолюция защищающая интересы русского языка.»[9]

Хранители русского слова

Одним из хранителей русского языка является Фазиль Ирзабеков. «Для него, коренного бакинца, русский язык стал родным - после окончания Института русского языка и литературы им. М.Ф.Ахундова. Переехав в 1992году в Москву, работая ответственным секретарем Общества российско-азербайджанской дружбы, Фазиль Ирзабеков стал ещё глубже ощущать глубинное родство двух культур, В 1995 году на Русской земле он принял таинство Святого Крещения с именем Василий. В 2001 году создал и возглавил Православный центр во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), получивший благословение Святейшего Патриарха Московского, и всея Руси Алексия II, является помощником настоятеля храма Косьмы и Дамиана на Маросейке. Для Василия Ирзабекова русский язык стал сутью и нервом его жизни.»[10]

Академика Олега Николаевича Трубачева тоже по праву можно отнести к хранителям русского языка.

«В 1984 году в «Правде» вышла его статья «Славяне, язык и история». Строгая статья была неожиданная для директивного органа партии, была заряжена такой сдержанной болью и духовной силой, что даже напугала газету обвалом звонков и писем.

Патриарх русистики академик Виктор Владимирович Виноградов в разгар Великой Отечественной войны пишет свою знаменитую работу о единстве языка и народа «Великий русский язык». Ученый утверждает: «Язык - не только важнейший фактор духовного развития нации, но и очень активная и выразительная форма национального творчества, национального самосознания»[11]

«В Москве живёт вузовский преподаватель - русист Зинаида Савиновна Дерягина, которая много сил и энергии тратит на защиту родного языка.

Она выросла и окончила университет в Екатеринбурге. Корни у нее вятские,

из стойких старообрядцев. Она - скромная подвижница русского языка. Её покойный супруг, доктор филологии Виктор Яковлевич Дерягин, беззаветный русист, прямо - таки «горел» на посту заведующего отделом рукописей Публичной библиотеки («Ленинки»). Дерягин был из прирожденных стражей - русистов.»[12]

Ольга Борисовна Сиротинина - всемирно известный ученый-филолог, ведущий специалист по русскому языку, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и речевой коммуникации СГУ, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный профессор СГУ, действительный член Международной Академии высшей школы, член- корреспондент РАЕН, директор Института русского языка, литературы и журналистики при факультете филологии и журналистики СГУ (на общественных началах).

Ольга Борисовна Сиротинина - создатель и руководитель научной школы изучения функционирования русского языка в современном обществе, признанной не только в России, но и за рубежом. Она - автор более 350 научных трудов, человек фанатично преданный идее защиты родного языка.

Практическая часть

В нашем техникуме преподаватели общеобразовательной комиссии и комиссии гуманитарных дисциплин проводят огромную пропагандистскую работу по национальной безопасности , в том числе и национальной безопасности русского языка — это и информационные часы, беседы, диспуты по вопросам опасности терроризма, национальной гордости и безопасности. При кабинете русского языка и литературы создана инициативная группа, которая работает над проектом «за чистоту родного языка». Этот проект был представлен на конкурсе студенческих проектов средних специальных учебных заведений Саратовской области и был отмечен в номинации «Лучший теоретик». В районном конкурсе «Лидер - 2009» проект «За чистоту родного языка» занял почетное II место.

С целью изучения отношения молодых людей, обучающихся к проблеме национальной гордости за родной язык в техникуме  было проведено тестирование студентов I и II курсов, специальности «Страховое дело» (по отраслям), «Механизация сельского хозяйства» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». По итогам тестирования, в котором приняли участие 150 респондентов, выяснилось, что 80% опрошенных считают, что языковая безопасность существует. На вопрос о мерах борьбы за сохранение статуса родного языка 75% респондентов ответили, что он должен решаться на государственном и законодательном уровне, 50% респондентов сознались, что имеют пробелы в изучении родного языка и хотели бы их исправить.

Такие объективные данные говорят о том, что молодому поколению небезразличны проблемы языковой безопасности, и они готовы работать над собой и совершенствовать свои знания. С этой целью в рамках данного проекта проведены мероприятия, задачей которых является сохранение статуса родного языка, привлечение внимания к языковым проблемам.

Была организована общетехникумовская акция по защите родного языка от сквернословия.

Во время акции велась разъяснительная работа, а всем участникам было предложено поучаствовать в акте сожжения записок, в которых содержались нелитературные слова и выражения.

При кабинете литературы организован уголок культуры речи, в котором размещена полезная информация о том, как следует использовать богатство родного языка. На этом стенде еженедельно вывешиваются списки, в которых содержится информация, как правильно произносить и употреблять слова, а также есть раздел для любознательных «Хочу знать всё об этих удивительных словах».

Во время классного часа на тему «Молодежные субкультуры», подготовленного и проведенного студентами 2 курса 1 группы специальности «Страховое дело» (по отраслям) вниманию всех присутствующих были представлены сленговые слова различных молодежных группировок и разъяснялось их значение и употребление. Участники классного часа узнали очень много полезной информации о молодежных сленгах.

В рамках данного проекта наши волонтеры посетили близлежайшие сельские школы , где провели различные мероприятия, направленные на поддержание статуса родного языка.

Заключение

Совершенно очевидно, что в условиях обострившихся проблем языковой безопасности необходимо использовать все возможные меры и механизмы по защите и сохранению государственного языка, с умом использовать статус великой державы для сохранения русскоязычного пространства за рубежом, для распространения русской культуры среди населения иностранных государств.

Процесс распространения  «русофобии» во всем мире сегодня имеет как своих сторонников , так и противников , которых с каждым годом становиться все больше. Вытеснение и гонение  русского языка в Прибалтике , на Украине и других когда то дружественных государств так же вызывает разностороннее мнение. Политический авторитет нашего государства в настоящее время  позволяет надеяться на то , что и статус русского языка возрастет до заслуженных высот.

Сегодня , когда весь мир обсуждает допинговые скандалы с нашими спортсменами на зимних Олимпийских играх в Корее , хочется сказать тем , кто их инициировал  : «Вы можете сколько угодно вредить российскому спорту , запрещать выносить наш флаг, запрещать наш гимн , но запретить говорить на русском языке вам не под силу. Поэтому на Олимпиаде будет звучать русская  речь  спортсменов и их болельщиков как представителей Великого государства «Россия» и наши спортсмены добьются хороших результатов, а на лицах болельщиков появятся слезы радости и гордости ».

Молодое поколение россиян обязано не только сохранить и защитить свой государственный язык, но достойно и с гордостью пропагандировать его богатство . Нам есть чем гордиться , ведь именно наш язык дал всему миру Пушкина и Толстого, Достоевского и Гумилева и многих других талантливейших писателей.

Список используемой литературы:

Введенская Л.А., Павлова JI.T., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи Ростов н/Д. Изд-во «Феникс» 2002.с - 544

Сидорова М.Ю., Савельев B.C., Русский язык. Культура речи: конспект лекций. - М.: Айрис - пресс, 2007.с - 208

Журнал Народное образование - 2009.- №5 - с.24-45.

Панферова В.В. - Информационная политика в современной России - Журнал Социально-гуманитарные знания - 2005.- №5 - с.53-68

Газета Аргументы и факты - 2008 №11 - с. 10-11


[1] Панферова В.В. – Информационная политика в современной России – Журнал Социально-гуманитарные знания -2005-№5-с.54

[2]Панферова В.В,- Информационная политика в современной России -Журнал Социально - гуманитарные знания-2005-№5-с.60»

[3]Панферова В.В,- Информационная политика в современной России -Журнал Социально - гуманитарные знания-2005-№5-с.62

[4] Введенская Л.А., Павлова Л.Т., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д. Из-во «Феникс» 2002.с-30

[5] Мальков А. Молодежь России и проблемы языковой безопасности// Народное образование -2009. - №5.-с29

[6] Сидорова М.Ю., Савельев B.C., Русский язык. Культура речи: конспект лекций. - М.: Айрис - пресс, 2007.C-33-34

[7]Газета Аргументы и факты -2008г№11 - с. 10-11

[8]Молдован А. Национальный корпус русского языка // Народное образование.-2009.-с 34-35.

[9] Мальков А. Молодежь России и проблемы языковой безопасности // Народное образование.-2009-№5.-с29

[10] Раш К. Забота о русском языке связана с духовной защитой своего народа и государства // народное образование.-2009.-№5.с46

[11] Ирзабеков.В. Пророчество министра Порталиса или несколько слов о национальной безопасности // Народное образование -2009,- №5.-с24

[12]Раш К. Забота о русском языке связана с духовной защитой своего народа и государства// Народное образование.-2009.-№5.-с 47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по учебной дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) Тема «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»

Методическая разработка по учебной дисциплине по  учебной дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии с ФГОС СПО для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтер...

Включение национально-культурного компонента в содержание обучения иностранным языкам

Данный материал студентки ГБПОУ «Отрадненский государственный техникум» Козловой Л. Р. предназначен для студентов и даже преподавателей английского языка, заинтересованных в глубоком изучении, как и а...

Конспект открытого урока по теме: "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление"

Конспект окрытого урока по русскому языку для студентов среднего профессионального образования по теме: "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Яз...

Выпускная квалификационная работа "РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ТУРА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПО ОБЪЕКТАМ НАЦИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА ХМАО"

Выпускная квалификационная работа по теме "РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ТУРА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПО ОБЪЕКТАМ НАЦИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА ХМАО"...

Открытый урок для студентов 1 курса «Русский язык как форма существования национальной культуры»

ЭпиграфПеред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас,наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…Н. В. ГогольТема нашего ур...

статья: национальная специфика ФЕ английского языка

Любой язык в значительной степени метафоричен. Это присуще и английскому языку, языку с богатым культурно-историческим наследием, фразеологичексим фондом,насчитывающим огромное множество выражений, вы...

БУКВА Ё: ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

БУКВА Ё: ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ....