ФОС по дисциплине Русский язык и культура речи
учебно-методический материал на тему

Ухина Татьяна Валентиновна

Фонд оценочных средств по дисциплине Русский язык и культура речи для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fos_kultura_rechi.rar67.01 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение ФОС №1    

Задания для контроля знаний    по разделу 1: «Язык и речь»                                  

Задание №1. Учитывая динамический характер нормы русского литературного языка, определите старый и новый вариант употребления языковых единиц. С чем связано возникновение нового варианта в языке? Отметьте случаи, где новый вариант еще не стал нормой.

Образец: призрак призрак (новая форма). Возникновение повои нормы связано с тенденцией перемещения ударения в двух-, трехсложных словах мужского рода ближе к началу слова. В некоторых случаях такой вариант еще не стал нормой: документ, аргумент и др.

1. Дыш[у]т, мол;[у]т — дыш[ь]), мол'[ъ]т.

2. Моло[шн]ый, 6уло[шн]ая — моло[чн]ый, було[чн]ая.

3. До[ш'], дро[ж'и] — до[шт'], дро[жы].

4. Лю[д']мила, [в']месте, [з']верь, пе[н']сия — Лю[д]мила, [в]месте [з]верь, пе[н]сия.

5.  [у]осподи, бо[х] — [г]осподи, бо[к].

6.  Бледны, глупы, грязны, жалки, вредны — бледны, глупы, грязны, жалки, вредны.

7.  Кружат, вертят, звонят, растят — кружат, вертят, звонят, ростят.

8. Приговор, суффикс, каталог, квартал, планёр — приговор, суффикс, каталог, квартал, планер.

9.  Петля, нужда, маслина, свёклапетля, нужда, маслина, свекла.

10. Блокировать, баллотировать, премировать блокировать, баллотировать, премировать.

11. Докторы, тополи, инженеры, бухгалтеры — доктора, тополя, инженера, бухгалтера.

12. Совершен, медлен — совершенен, медленен.

13. Широкое авеню, черное кофе, огромное цунами — широкая авеню, черный кофе, огромная цунами.

14. Высокая роэ, закрытая жэк, ТАСС уполномочено заявить — высокое роэ, закрытый жэк, ТАСС уполномочен заявить.

15. Перед матчем-реваншем, с романом-газетой — перед матч-реваншем, с роман-газетой.

16.Надежда о выздоровлении, характеристика гражданина Сидорова — надежда на выздоровление, характеристика на гражданина Сидорова.

17.  С Владимиром Короленкой — с Владимиром Короленко.

18.  Под городом Ярцевом, под селом Голицыном — под городом - Ярцево, под селом Голицыно.                                                                                                                                                            

19.  Пятью тысячами шестьюстами \семьюдесятью; четырьмя,— пять тысяч шестьсот семьюдесятью четырьмя.

Задание №2  Разграничьте лексические, фонетические, морфологические, синтаксические диалектизмы, т.е. слова и грамматические формы, встречающиеся в диалекте, и просторечные слова и обороты.

  Ржать (в знач. «смеяться»); воцупком (ощупью); вытурить (выгнать); посиденочка (табуретка); напыриться (наткнуться); мордовать (бить); рожа; пузо; бригадирить (выполнять обязанности бригадира); склыка (склока): спереть (украсть); бандура (глупый Человек); литра; метра; матеря; делов; прибавок; ложить; яблок (яблоко); свякрова; вернуться с армии; тра[н]вай; жизня; боки; луги; полуклиника; браты; ведры; даси (дашь); нет апельсин; несть (нести); обратить внимание об этом; обождать; прибраться; поехать у дровы; средства.

Задание №3. Определите характер нарушения норм русского литературного языка в следующих просторечных выражениях.      Образец : Вылазь с транвая. В предложении нарушены орфоэпические нормы русского языка (произношение- слова «трамвай»); грамматические нормы: неправильно образована форма повелительного наклонения от глагола «вылезать» (в данном случае уместнее употребить глагол, «выходить»); предлог «с» употреблен вместо предлога «из».

1.Олег только с армии пришел, подрался, теперь он на зоне. 2.Мы обменялись и решили принять решение. 3. Завсегда; через э[н]тот транспорт опаздываешь. 4. Обождите, не ложите записки на стол, сначала определимся. 5. Я нехорошо чувствую. 6. Матеря жалуются, как начался год — делов с дитями не переделать. 7. Ваня красивее Коли. 8. Этот проект более лучше, о чем я ниже обращаю внимание. 9. Хочу ознакомить товарищей о поступивших предложениях. 10. Мы обговорили и решили принять. 11. Уплатите двадцать рублей за курей.12. Такого преце[н']дента еще не было. 13. Без прениев мы не обойдемся. 14. Ляжь и не вылазь, пока не скажу. 15. Сходи в магазин, купи пару чулков и пару носок.

Задание 4. Расположите предложения так, чтобы получился связный текст.

  1. Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь, «перечислено».
  2. Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении — конец разговора.
  3. Рамку в общении создают начало и конец разговора.
  4. Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.
  5. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора — подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей.
  6. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседа, как то, чем они закончились.
  7. Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, который часто называют «фактором ряда».

8) Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.

9) Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.

Критерии оценки:

5 баллов  выставляется студенту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок

3-4 балла, если при выполнении заданий допущено 3-4 ошибки

1-2, если при выполнении заданий допущено 5 ошибок

0 баллов, если при выполнении заданий допущено 6 и более ошибок

Приложение ФОС №2    

Задания для контроля знаний    по разделу   2:  «Текст. Стили речи»      

                           

Задание 1. Определите стилевую принадлежность каждого фрагмента текста. Аргументируйте свое решение:  назовите основные функции и языковые признаки стиля, к которому относится каждый текст, и приведите из этих текстов примеры, подтверждающие наличие в них таких признаков.

Текст 1. Установление трудового стажа. Порядок подтверждения трудового стажа изложен в Правилах подсчета и подтверждения трудового стажа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.02. Основным документом, подтверждающим периоды работы до введения в действие нового законодательства, является трудовая книжка. Сохраняется возможность установления трудового стажа на основании свидетельских показаний.

Если документы, подтверждающие трудовой стаж, утрачены в связи со стихийным бедствием (пожаром, наводнением и т. п.) и восстановление их невозможно, стаж может быть установлен на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя (п. 28 Правил).

Текст 2. Федеральная служба государственной статистики провела интернет-конференцию, на которой руководитель российских статистиков Владимир Соколин сообщил сенсационную новость: через 5 лет нас перепишут опять! Дело в том, что на 2010 год ООН запланировала очередной всемирный раунд переписей, в котором, конечно, не обойтись без России. Федеральная служба госстатистики уже направила в правительство соответствующее предложение и очень надеется, что его поддержат. Правда, удовольствие получается дорогое. Последняя «перепись-2002» обошлась казне в 4 миллиарда рублей. В 2002-м нас было 145 миллионов. Сколько насчитают в 2010-м?

Текст 3. Наука, которая изучает поведение больших коллективов частиц, называется статистической физикой. Закономерности этой науки, так называемые статистические закономерности, имеют огромное значение прежде всего в силу того, что они не требуют для своего вывода знания о поведении (фактически – о движении) отдельных частиц, составляющих коллектив. В то же время всякая макроскопическая система содержит колоссальное количество частиц и, следовательно, подчиняется статистическим законам. Для систем с малым количеством частиц указанные законы становятся бессодержательными.

Задание 2. Из слов, перечисленных в скобках, выберите наиболее подходящее для использования в научном стиле.

 (Публика, аудитория, толпа, люди) слушает то, что интересно ей. То, что интересно нам, она слушает постольку, поскольку это затрагивает ее интересы. (В общем, поэтому) если мы хотим быть услышанными, то нам (нужно, следует, придется, требуется) говорить о проблемах аудитории. Свои проблемы нам следует оставить для себя. Если собрать сведения об аудитории (не получается, не выходит, не представляется возможным), то (надо, лучше, следует) поставить себя на ее место и с (точки зрения,  позиции) здравого смысла (попробовать, попытаться) понять ее картину мира, интересы, позицию, проблемы. Поняв интересы и позицию аудитории, мы ей кратко (называем, рисуем, говорим, обрисовываем) тему нашего выступления. Так же как путешественники имеют карту местности, так и аудитории (лучше, желательно) знать, что будет обсуждаться и какой (приз, выигрыш, награду) она получит от этого обсуждения. Предварительная структуризация сообщения позволяет заранее (срастить, сблизить, соединить) картины мира, интересы и позиции. Зная о чем (идет разговор, идет речь), аудитория легче (понимает, усваивает, переваривает) материал. Заранее обговоренные темы сообщения (делают меньше, уменьшают) вероятность возникновения (ошибок, искажений, неточностей) и неоднозначных (пониманий, объяснений, толкований) слов лектора.

Задание №4. Найдите и исправьте стилистические ошибки в приведенных ниже примерах. Распределите предложения со стилистическими ошибками по следующим типам: 1. Смешение разностильной лексики. 2. Тавтология. 3. Употребление канцеляризмов. 4. Речевые штампы. 5. Плеоназм, т.е. появление лишних слов. 6. Пропуск необходимых слов.

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Согласно фактам, приведенным в «Мертвых душах», можно сделать вывод, что Гоголь по линии лирических отступлений ярко и полно раскрыл образы своих героев. 4. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 5. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 6. Им овладела ностальгия по родине. 7. Туркины проживают в губернском городе С. 8. Вернув коров на зимнее содержание, мы провели большую разъяснительную работу. 9. Это люди честные, добрые, у них есть нравственный потенциал, который нам так необходим. 10. Я хочу остановить ваше внимание на очень важной актуальной проблеме. 11. Это лекарство не является панацеей от всех бед. 12. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей. 13. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию «Молодая гвардия». 14. Его жизненный путь проходил не по гладкой дорожке, а по широкой дороге, полной рытвин, ухабов, извилин. 15. Каждый чиновник корчил из себя человека. 16. Мать-медведица следила, чтобы дети не получили травмы. 17. Русский народ свято хранит своих полководцев. 18. Упаковка посылки признаков повреждений не имеет, и вес посылки соответствует весу отправителя.19. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка.20. Потом поросята сами будут выходить и залезать в ящик, но первые дни это приходится делать свинарке. 21. Площадь этого виноградника — около пяти квадратных гектаров. 22. К пристани подъехала карета, и из нее вылезла прекрасная девушка. 23. Бабка вырвала куст крапивы и залегла в осаду. 24. Воздушная среда смягчает контуры дальних деревьев.

Задание №5. Сформулируйте своими словами смысл следующих пословиц.

Образец: У злой Натальи все люди канальи. — Злому человеку все окружающие его люди кажутся отвратительными.

Мирская молва что морская волна. 2. Богатому сладко естся, да плохо спится. 3. Дурная трава быстро растет. 4. На крепкий сук — острый топор. 5. В людях — Илья, дома — свинья. 6. Денежка дорожку прокладывает. 7. Жалеть вина — не видать гостей. 8. Не быв звонарем, не быть и пономарем. 9. Не бей в чужие ворота плетью, не ударили бы в твои дубиной. 10. Бодливой корове бог рог не дает. 11. У злой Натальи все люди канальи. 12. Не из корысти собака кусает, из лихости. 13. Сытый волк смирнее завистливого человека. 14. Кобыла с волком тягалась: один хвост да грива осталась. 15. Заработанный ломоть лучше краденого каравая. 16. Голодный, и архиерей украдет. 17. Краденое порося и в ушах визжит. 18. С одного вола двух шкур не дерут. 19. Игумен — за чарку, братья — за ковш. 20. Кот — из дому, мыши — в пляс. 21. Куда конь с копытом, туда и рак с клешней. 22. Было бы болото, черти будут. 23. От копеечной свечи Москва загорелась. 24. Что ворам с рук сходит, за то воришек бьют. 25. Кривая рожа от зеркала отворачивается. 26. Люди схвастают — иглы не подобьешь, а он соврет — целое бревно подсунешь. 27. Полюбится сова лучше ясного сокола. 28. Охота пуще неволи.

Критерии оценки:

5 баллов  выставляется студенту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок

3-4 балла, если при выполнении заданий допущено 3-4 ошибки

1-2, если при выполнении заданий допущено 5 ошибок

0 баллов, если при выполнении заданий допущено 6 и более ошибок

Приложение ФОС №3  

Задания для контроля знаний    по разделу 3 «Фонетика».

  Задание №1  Запишите слова с помощью фонетической транскрипции

  Реклама, распространять, продвигать, расширять, производить, привлекать, показывать, представлять, продюсер, буклет, афиша, изображать, многообразный, энергичный, впечатление, стабильный, социальный, современный, прогрессивный, размещать, креативно, своевременно, творчески, позитивно, озадачивать, многократный, масштабно, ярко, натурально,

 Задание №2.Распределите слова по четырем группам в соответствии с тем, как в них произносятся согласные ЧН, ЧТ

Конечно, яичница, прачечная, горчичный, почта, подсвеч-ник, нарочно, ничто, двоечник, нечто, сливочный, пи ча что, Саввична, скучно, подсолнечный.

 Выпишите все случаи:

  • на произношение тонких согласных как глухих;
  • на непроизносимую еоглаеггую п корне;
  • на чередование гласных к корне.

 Задание №3.Расставьте ударения в приведенных словах, выписав отдельно те, которые имеют различную семантику в зависимости от постановки ударения. Подтвердите разницу значения спомощью словосочетаний или предложений.

Атлас, алфавит, документ, договор, квартал; лавровый, языковой; маркировать, дозировать, начать.

Кулинария, мука, кремень, ломоть, замок, опошление; нормировать, призывный, развитый, облегченный.

 Задание №4. Составьте слова из следующих звуков:

[э,к,р,в',а,т], [п',д,л',у,э], [л',и,д,к,э,н'], [г,л,и,а,к,о], [н',т,а,э,м,а], [п,к',а,т,э,р].

Сделайте их орфографическую запись. Из всех букв этих слов составьте другие слова и выполните их фонетический разбор. Сравните звуковой состав новых слов со звуковым составом слов, из букв которых они были образованы. Отметьте случаи несовпадения.

 Задание №5        Запишите слова с помощью фонетической транскрипции.

  1. Вез — везший — извозчик; явление — явиться — явь.
  2. Ночь была звездная и безветренная.
  3. Задание №6.  Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить на соответствующие им глухие: будить, обрызгать? Приведите два-три аналогичных примера.

Задание №7 Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение.

1 Вариант. Ассамблея, ассорти, баллада, буддизм, терраса, грамм, диссонанс, касса, анналы, корректура, масса, ассимиляция, массивный, аллея, параллельный, симметричный, атташе, аттракцион, грипп, гриппозный. аббревиатура, диссертант, группировать, миллион, миллиард, палаццо, диффузия, беллетристика

2 Вариант. Ассоциация, ассортимент, ассистент, аппарат, металл, аннотация, ассирийцы, ванна, террор, территория, корреспондент, тоннель, иррегулярный, диссимиляция, суббота, балласт, грамматика, грамматический, гамма. аккуратный, аттестат, классный, программный, ирреальный, аккордеон, целлофан, баллотировать, марокканский

Задание №8. В каких словах иноязычного происхождения сохраняется безударный звук [о]?

1 Вариант. Ароматный, баобаб, бордо, браво, досье, зоолог, коммюнике, концертный, кооперация, колледж, модель, ноктюрн, поэт, оратор, тореадор, трио, фойе, шоссе.

2. Вариант Боа, бокал, бордовый, вето, болеро, конкретный, концерт, коттедж, маэстро, оазис, портфель, поэзия, поэтесса, роман, сомбреро, соната, сонет, трио, хаос.

Критерии оценки:

5 баллов  выставляется студенту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок

3-4 балла, если при выполнении заданий допущено 3-4 ошибки

1-2, если при выполнении заданий допущено 5 ошибок

0 баллов, если при выполнении заданий допущено 6 и более ошибок

Приложение ФОС №4  

Задания для контроля знаний    по разделу 4. «Лексика и фразеология»                                

Задание №1.Определите  самостоятельно лексическое значение слов и составьте с ними словосочетания.

1.Вариант   Авантюра, варвар, ажиотаж, ухаживать, беззаветный, многозначительный , отвратить, помешаться, рутина, таинство, упоительный, роптать, куражиться, карапуз, обескуражить, лебезить, потворство, сногсшибательный, обаяние, вероломство,

2.Вариант безответственность, благородство, гордость, гордыня, добродушие. злоба. злодейство. гений, покаяние, раскаяние, раскрепощённость, самодовольство, самоотверженность. смирение, сомнение,  терпимость. эгоизм, ханжество. дерзость.

Задание №2. В каких словосочетаниях используются слова в переносном значении?

1.Вариант Натянутые нервы,  развешанное бельё, пилить студентов за отсутствие усердия, промчались годы, дети подросли, подбросить письмо, подвернулась интересная книга, распилить бревно, вздёрнутый нос

1.Вариант отбросы общества, ответвление сюжета, отвести обвинения, наградить за отвагу, отрывок из сочинения, обломок старого быта, мухи облепили хлеб, наброситься на работу, лихорадочная деятельность.

Задание №3. Распределите данные слова на три группы: архаизмы, историзмы, неологизмы.

 Имиджмейкер, вотще, ди-джей, синод, гость ( в значение «приезжий торговец, купец»), файл, смерд, выя, видеодвойка, зерцало, армяк, конка, ликбез, острог, палица, припарковаться, живот ( в значении «жизнь»), женотдел, видеоклип, виндсерфинг, зеницы, иноземец, понеже, отверзнуть, боярин, металлист ( член неформальной молодежной группы), панк, фортуна, экипаж, пиццерия, спонсор, рэкетир, стезя, слайд, денница, телемост, рабфак, ток-шоу, стрельцы, князь, престолонаследник, канделябр, ночлежка, дьяк, приют, перст, скипетр и держава, универсам, байкер, лик, лицедей ( актер), язык (народ), аршин.

Задание № 4. С данными словами-паронимами составьте словосочетания.

1.Вариант Бережный - бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.

2. Вариант Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание – обоснование, особый – особенный, подметить – заметить, представить – предоставить, романтичный – романтический, эффектный – эффективный.

Задание № 5. Найдите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.

1. Милая, добрая, отзывчивая – так отзывались о ней все. 2. Автор «Слова о полку Игореве» считает, что следовать рассказам Баяна не следует. 3. Это свойство свойственно всем писателям. 4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 5. Питательная маска подпитывает кожу. 6. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства. 7. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 8. Мне приятно наградить столь великого музыканта высшей наградой нашей страны. 9. Я думаю, что красивая женщина должна быть просто красавицей.

Задание №6.В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.

1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено. 6. Особенный интерес ученики проявили к выставки школьных поделок. 7. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 8. Вы должны туда собственноручно сходить.

Задание №7. Ниже приведены слова, которые имеют в русском языке очень ограниченную сочетаемость (слова с фразеологически связанным типом значения). Приведите фразеологические сочетания, в которых обычно встречаются эти слова. Попробуйте придумать выражения, в которых эти слова имели бы необычную сочетаемость.

 Образец: подколодный – подколодная змея. Необычная сочетаемость: Выйти замуж мне посоветовала моя подколодная подруга Галя.

Закадычный, дремучий, обложной, скоропостижно, перочинный, кромешный, непролазный, истошный, терновый, бразды, анфилада, угрызения, вперить, кануть, утолить, морочить, полыхать, расквасить, вилять, вдребезги, восвояси, впопыхах, врасплох, наповал, наутек, опрометью, навзрыд, назвничь.

Критерии оценки:

5 баллов  выставляется студенту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок

3-4 балла, если при выполнении заданий допущено 3-4 ошибки

1-2, если при выполнении заданий допущено 5 ошибок

0 баллов, если при выполнении заданий допущено 6 и более ошибок

Приложение ФОС №5      

Задания для контроля знаний    по разделу 5. «Словообразование»

                             

Задание№1. Укажите способ образования слов:

Приумножение, угон, помещичий, смелость, посмешище, глуповатенький, поверенный, излучение, безрукавка, привратник, бездарь, прикоснуться, приветливый, ледокол, мороженое, лягушонок, второгодник, мечтатель, кофейный, снежный, дубовый, присесть, бессовестный, переплет, плащ-палатка, лесопарк, ВУЗ, АТС, зам, главбух, водонепроницаемый.

Задание№2 Образуйте имена сущёствительных при помощи сложения основ.

Делать брак, молодая гвардия, сплавлять лес, строить самолёты, любить труд, мало крови, кранная речь, газовый обмен, белые руки, рыбный завод, желать добра, метать огонь, резать волны, воспитываться самому, сушить зерно, водить флот, мясной комбинат, возить лес, обрабатывать лен, дробить камень, излучать свет, тушить огонь, гасить пламя, бить молотом, любить себя, шариковый подшипник, поставлять хлеб, варить сталь, ничего не делать, родиться зимой, учиться самому, любить книги, сеять хлопок.

Задание№3. Образуйте при помощи суффиксов слова, со значением лица:

-ик, -ник, -ец, -анец, -чик, -щик, -тель, -ист, -иц, -к;

слова, со значением предмета, вещи:

-ик, -ник, -льник, -лк;

слова, с отвлеченным значением:

-ни(е), -ени(е), -ств, -еств, -ость, -изм.

Задание№4. Образуйте имена прилагательных при помощи суффиксов.

-к, -ск, -еск, -инс, -н, -ан, -енн, -онн, -тельн, -ив, -лив, -чив, -ов, -ев, -ист.

Задание№4.  От данных слов образуйте новые слова и укажите способ словообразования

Реклама, распространять, продвигать, расширять, производить, привлекать, показывать, представлять, продюсер, буклет, афиша, изображать, многообразный, энергичный, впечатлять, стабильный, социальный, современный, прогрессивный, размещать, креативный, своевременный, творческий, позитивный, задача, многократный, масштаб, яркий, натуральный.

Задание№5.  Выполните тестовые задания

1. Морфема – это…:

А) наименьшая значимая часть слова;

Б) звук;

В) Буква;

Г) слово;

Д) словосочетание

2.Какое слово образовано путём сложения основ:

А) оконный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ЗАМ,

Д) кресло-кровать.

3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

А) синтаксисом

Б) фонетикой

В) морфологией

Г) морфемикой

Д) фразеологией

4. Основы бывают:

А) непроизводные и производные

Б) прямые и косвенные

В) глухие и звонкие

Г) сильные и слабые

Д) парные и непарные

5.. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) по-плохому,    

Б) новизна,  

 В) охотник,  

Г) отложить.

6.. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) пересчитать – приставочный,  

Б) разбег – бессуффиксный,  

В) лесоруб – бессуффиксный,  

Г) зевота – суффиксальный.

7. Аббревиатурами называются :

А) сложносокращённые слова

Б) иноязычные слова

В) устаревшие слова

Г) новые слова

Д) заимствованные слова

8. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены слова (т.е. из каких частей состоят)  и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается лексическое значение и употребление слов.        

Д) изучается история слова,

9. Какое слово образовано приставочным способом?  

А) синь,

Б) управляемый,

В) распланировать,

 Г) семилетка.

10. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать,

 Б) преодолеть,

 В) походка,

 Г) разрушения

Критерии оценки:

5 баллов  выставляется студенту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок

3-4 балла, если при выполнении заданий допущено 3-4 ошибки

1-2, если при выполнении заданий допущено 5 ошибок

0 баллов, если при выполнении заданий допущено 6 и более ошибок


Приложение ФОС №6                           

Задания для контроля знаний    по разделу6  «Части речи»

Вариант 1

 Задание№1.  Подберите к существительному определение-прилагательное: рояль, бра, кофе, тюль, кафе, шимпанзе, Батуми, алоэ, ябеда, ГАИ, фламинго, сладкоежка, панно, бюро, визави.

 Задание№2. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа: автор, бухгалтер, воз, год, директор, доктор, инспектор, катер, китель, корпус.

Задание№3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных: англичане, баклажаны, гусары, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, рентгены, туфли, чулки, цапли, ясли.

Задание№4. Употребите правильную форму собственных имен (в скобках даны имя и фамилия в именительном падеже): В детстве он охотно читал (Жюль Верн). Эти книги прислали для студентки (Гаврилюк).  Новое произведение (Генрих и Томас Манн) было выпущено небольшим тиражом. В журнале опубликована статья (Виталий Заболоцких). Цветы для (Мария Теплых). Интервью с (Андрей Макаревич). Письмо от (Павел Руденчик). Разговор с (Маргарита Янсен).

Задание№5. Запишите словами числительные в предложениях:

Урожай собран на 2660 гектаров. Что касается остальных 185 655 претендентов, то им придется попытать счастья в другой раз. Решение было принято 2/3 голосов. Он закончил университет в 2005 году. Важное историческое событие произошло в 584 году до новой эры.

Задание№6. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания:

Оба друга, полтора ведра воды, две девушки, сорок рублей.

Задание№7. Укажите номера предложений, в которых числительные употреблены в правильной форме:

    1) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре льготные путевки.

    2)  Здесь сэкономлено пять тысяч тонн авиационного керосина, что позволило спланировать выполнение шестисот дополнительных рейсов.

    3) Спиро опускался у Белых камней на глубину до сорока саженей.

    4) Монета оказалась старой, стертой с обоих сторон. 

    5) В играх двадцать второй Олимпиады приняли участие спортсмены восемьдесят одной страны.

    6) Двухсот пятый сезон открывает Большой театр.

    7) В одном из городов Китая состоялось шествие по случаю семьсот пятидесяти третьей годовщины смерти Чингисхана.

    8) Необычный старинный город с четырьмя тысячами шестьюстами семьюдесятью пятью жителями.

 Вариант2.

 Задание№. Подберите к существительному определение-прилагательное: мозоль, табель, жюри, евро, хиппи, табу, плакса, пенальти, цунами, МГУ, Сочи, протеже, харчо, пенсне, пари.

Задание№. 2. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа: отпуск, паспорт, порт, профессор, слесарь, сторож, тополь, торт, шофер, якорь, ястреб.

Задание№. 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных: апельсины, гектары, заморозки, якуты, микроны, носки, сапоги, свечи, томаты, полотенца, рельсы.

Задание№. 4. Употребите правильную форму собственных имен (в скобках дано имя и фамилия в именительном падеже): Сказки (Ганс  Христиан Андерсен) любят дети всего мира. Декларация была подписана (Роберт Смит). Заседание состоялось на кафедре у профессора (Гордейчук). Это письмо было написано американской девочкой (Саманта Смит). Цветы для (Виктор Данчин).  Копии для (Алена Павлушко). Письмо от (Андрей Сковорода). Розы для (Ольга Зильберт).

Задание№. 5. Запишите словами числительные:

За 336 заводскими станками работают выпускники нашего училища. В 432 номере газеты публиковался материал об экологии. Несмотря на сложные погодные условия, мы собрали по 45,9 центнеров зерна с гектара. В 2007 году обещают жаркое лето.

Задание№. 6. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: обе девушки, полтора часа, двое прохожих, трое людей.

Задание№. 7. Укажите номера предложений, в которых числительные употреблены в правильной форме:

   1) Сводный баланс коммерческих банков РФ на 1 января тысяча девятьсот девяносто четвертого года составил свыше семидесяти триллионов рублей и увеличился за год в пять раз.

  2) Сокол, падающий к земле за добычей, может развить скорость до двухсот пятидесяти километров в час и даже больше.

  3)  В октябре тысяча девятьсот девяносто четвертого года в России было зарегистрировано около двух тысяч пятьсот страховых компаний.

  4) Десятого февраля тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года исполнилось сто пятьдесят лет со дня гибели А.С.Пушкина.

  5) В Болгарии было создано около двухсот пятидесяти промышленных комплексов.

  6) В продаже появилась новая серия пособий, в которой показаны около шести тысяч восемьсот чертежей.

  7) В магазине ДОМО вы можете купить пылесос мощностью тысячу триста ватт.

  8) Небольшой старинный город с четырьмя тысячами шестьюстами семьюдесятью пятью жителями, расположенный на живописной реке, привлекает много туристов.

Критерии оценки:

5 баллов  выставляется студенту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок

3-4 балла, если при выполнении заданий допущено 3-4 ошибки

1-2, если при выполнении заданий допущено 5 ошибок

0 баллов, если при выполнении заданий допущено 6 и более ошибок

Приложение ФОС №7                                    

Задания для контроля знаний    по разделу 7. «Синтаксис»

Задание №1 Составьте с данными словами  осложненные предложения

Реклама, распространять, продвигать, расширять, производить, привлекать, показывать, представлять, продюсер, буклет, афиша, изображать, многообразный, энергичный, впечатление, стабильный, социальный, современный, прогрессивный, размещать, креативно, своевременно, творчески, позитивно, озадачивать, многократный, масштабно, ярко, натурально,

Задание№2. Исправьте, где это необходимо, «нанизывание» падежей, затрудняющее понимание текста.

1. После прочтения очередного произведения этого писателя открывается новый мир. 2. Большое внимание уделено автором изображению эпизода ссоры обитателей этой ночлежки. 3. Разведчик ходил занятыми врагами местами. 4. Обзор этого героя является для меня примером для всех людей. 5. В статье оценка Добролюбова «тёмного царства». 6. Повесть «Степь» – это итог сложных поисков Чехова своей творческой манеры. 7. В работе описываются поиски Пушкина новых средств и приёмов художественной выразительности. 8. В целях улучшения процесса выполнения, исправления и получения заказов нам необходимо изменить отношение к работе.

Задание№3. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте предложения.

1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котёнок встретит меня радостным мурлыканьем. 2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. 3. Читая этот рассказ, создаётся впечатление, что Куприн сам был шахтёром. 4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. 5. Идя по мокрой тропинке, дождь ещё не прекращался. 6. Сергей Эфрон, вернувшись на родину, был арестован и убит. 7. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.

Задание№4.Исправьте сложные предложения. Объясните допущенные ошибки.

1.Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают. 2. И как жестокий укор на католической иконе в доме «странного человека» остаётся висеть браслет, который героиня вернула ему со своим мужем. 3. Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества. 4. Посетить салон стоит хотя бы потому, чтобы определиться в своих оценках относительно качества товара мировых стандартов. 5. Салют – это когда много огней и очень красиво.

Задание№5. .Образуйте из данных двух предложений одно.

1)С деепричастным оборотом:

2)С причастным оборотом:

3) Сложносочиненное

4) Сложноподчиненное

5)Бессоюзное сложное

1. Из-за туч появилась луна. Она осветила все вокруг. 2. Мы пробыли в гостях почти четыре часа. Потом мы отправились прогуляться в парк. 3. Парень глядел на девушку. Он улыбался. Для справки: Друзья проговорили почти два часа. Они никак не хотели расставаться.

1. Ученик играл на пианино. Он вконец расстроил инстру мент. 2. Дед на озере ловил рыбу. Под вечер он поймал большую щуку. 3. Этот певец приехал в столицу из далекого Кемерово.  ОН сумел покорить московскую публику. 

Задание№.6  Замените приведенные ниже предложения синонимическими синтаксическими конструкциями. Какая из них, по-вашему, лучше звучит? Объясните свою точку зрения.

  1. В телеге все молчали, потому что говорить мешала тряская дорога.
  2. После звонка со второго урока все побегут в столовую.
  3. Грузовик, медленно двигавшийся вдоль дома, наконец достиг нужного подъезда.
  4. Наш новый знакомый, широко улыбаясь, спешил навстречу тоненькой девушке из новостройки.
  5. Я рассказываю — ты пересказываешь мне, то, что узнал нового.

Для справки: возможны следующие варианты синонимичных замен: 1) бессоюзное предложение или простое предложение с предложно-падежной конструкцией; 2) бессоюзное предложение, сложносочиненное предложение с союзом и или сложноподчиненное предложение с придаточным времени; 3) простое предложение, осложненное деепричастным оборотом, сложноподчиненное пред ложение с придаточным определительным или сложносочиненное предложение с союзом и; 4) простое предложение, осложненной причастным оборотом, или сложносочиненное предложение с сем юзом и; 5) сложносочиненное предложение с противительным союзом а.

Критерии оценки:

5 баллов  выставляется студенту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок

3-4 балла, если при выполнении заданий допущено 3-4 ошибки

1-2, если при выполнении заданий допущено 5 ошибок

0 баллов, если при выполнении заданий допущено 6 и более ошибок

Приложение ФОС №8  

 Задания для контроля знаний    по разделу  8 «Нормы русского правописания»  

                             

Задание№.1.Запишите данные ниже слова в три группы: а) слова, подчиняющиеся традиционному принципу написания; б) слова, подчиняющиеся морфологическому принципу написания; в) слова, подчиняющиеся фонетическому принципу написания.

Безвкусица, широкий, нисходящий, размороженный, свернуть, подскочить, переплыть, подождать, вырасти, положить, росток, капуста, корабль, король, роспись, правдивый, портной, животное.

Задание№.2 Распределите слова по группам: а) орфограммы в приставках; б) орфограммы в корне.

Пренебрегать, прибежище, прибавка, презент, прибаутка, презентация, президент, презентабельный, приветливый, привратник, привыкнуть, приговор, прекратить, прельщать, прейскуранта преимущественно, премудрый, применять, приоритет, преподаватель! ■' препарат, пригожий, придорожный, придумать, преодолеть, прическа, преподношение, прессовать, преподобным, пресладкий, признательность, престол, претендент, приказ, при«| маты, претензия, присоединить, прицеп, преувеличенный, призер, преуспевающий, приключение, примечательный,  прибавление, приятный, прецедент, Прибалтика

Задание №3. Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов.

Асвальт, беспрецендентный, будующий, времяпровождение, дермантин, дикообраз, жаждующий, желантин, игловкалывание, компроментировать, инциндент, конкурентноспособность, нервопатолог, переспектива, подскользнуться, подщёчина, прецендент, скурпулёзный, черезвычайный, явства.

Задание№4.Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, вспомните правило написания ниннв суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий. Определите, какому принципу написания соответствует данный вид орфограммы.

Варен...ый рак, организованная ярм...рка, серебрян...ая ложка, ранен...ый легко, вымощен...ая дорога, свежеморожен...ый, лишенный прав, непрошен...ый гость, ткан...ый золотом наряд, воспитан...ый человек, солен...ые в бочке огурцы, разочарованная инт..лли...енция, афиши расклеен...ы, рассказывал взволнован...о, свежезаморожен...ая рыба, недоварен...ый к...ртофель, асфальтированный тр.-.туар, глаДкокрашен...ые шторы, исхожен...ые тр...пинки, лакированная обувь, гостин...ица заселен...а, дере-ВЯН...ЫЙ стул, варен...ое в собствен...ом соку, крашен...ый охрой пол, священный долг, печен...ые бабушкой пироги, рван...ая одежда, смышлен...ый малыш, бешен...ая собака, эмалирован...ый чайник, костюмирован...ый бал.

Задание№5 Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Определите тип и вид орфограмм.

1.. Стереж...т, кореш...к, трубач...м, обреч...нный, царевич...м, лапш...вый, зайчинок, горяч..., ш...к, беч...вка, огорч...нный, братц...м, мальч...нка, сундуч...к, галч...нок, борщ...вый, зрач...к, отц...м, лягуш...нок, мыш...нок, итальянц...м, печ...т, бельч...нок, побежд....ный, месяц...м, репортаж...м, зверинц...м, медвеж...нок, волч...к, борович...к, этаж...м, певц...м, струч...к, языч...к, обожж...т, глупц...м, гребеш...к, собач...нка, москвич...м, танц...м, борц...м; кулач...к, испеч...т, за рубеж...м, персонаж...м, возбужд...нный, олимпийц...м, хорош...

2. Ор...гинальный, ф...нтазия, р...ставрация, аб...туриент, п...ли-садник, д....кламировать, эск...латор, директива, к...нфликт, тр...ди-ция, серт...фикат, гард,..роб, м...ршрут, ун...вермаг, прив...тизация, ч...модан, г...лерея, г...ниальный, эксп...нат, ф...стиваль, продукция, лабор...тория, б...калавр, м...гистр, ст...пендия, свидетельство, кр...дит, сп...нсор, пр...дюсер.

3. Редкос.ный, извес.ность, опас.ность, безжалос.ный, радостный, прелес.ный, прекрас.ный, трехос.ный, безвес.ный, дерз...кий, трол...ейбусный, соус.ный, студен...ческий, местность, ужас.ный, конкурс.ный, капус.ный, искус.ный, гнус.ный, лес.ница, дерма...тин, жимолос.ный, ценное..ный, гнилос.ный, жидкостный, ярус.ный, дерзос.ный, фикус.ный, целос.ный, личное..ный, ярое...ный, тысячеверс.ный, ус.ный, стогра-дус.ный.

Задание№6. Подберите подходящие по смыслу деепричастные обороты и вставьте их между однородными сказуемыми после союза и. Запишите примеры в измененном виде с нужными знаками, препинания.                                                                                                                                                                                                                                                                      

Образец: Стая журавлей тянулась к югу и медленно исчезала вдали.Стая журавлей тянулась к югу и, оглашая воздух резкими криками, медленно исчезала вдали

1.Ледокол продвигался между сплошными льдами и оставлял после себя широкий след. 2. Цвели фруктовые деревья и наполняли воздух пьянящим ароматом. 3. Лопата наткнулась на что-то твердое и не шла дальше. 4. Лесными тропами шли охотники и несли на руках больного товарища.

Задание№4. Задание №7 Используя данные слова, составьте сложные предложения различных типов

Реклама, распространять, продвигать, расширять, производить, привлекать, показывать, представлять, продюсер, буклет, афиша, изображать, многообразный, энергичный, впечатление, стабильный, социальный, современный, прогрессивный, размещать, креативно, своевременно, творчески, позитивно, озадачивать, многократный, масштабно, ярко, натурально,

Критерии оценки:

5 баллов  выставляется студенту, если при выполнении заданий допущено не более 2 ошибок

3-4 балла, если при выполнении заданий допущено 3-4 ошибки

1-2, если при выполнении заданий допущено 5 ошибок

0 баллов, если при выполнении заданий допущено 6 и более ошибок

        

Приложение ФОС №9  

        Вопросы

 для зачёта по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1 Язык и речь. Литературный язык. Понятие языковой нормы.

2.Типы норм. Словари русского языка.

3 Культура речи, её социальные аспекты.

4. Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

5. Текст и его структура.

6. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Определение (объяснение), характеристика (разновидность описания); сообщение (варианты повествования); описание научное, художественное, деловое.

7. Функциональные стили литературного языка. Научный стиль: сфера использования, языковые признаки, жанры,  особенности построения текстов.

8. Публицистический стиль: сфера использования, языковые признаки, жанры,  особенности построения текстов.

9. Официально – деловой стиль: сфера использования, языковые признаки, жанры  особенности построения текстов

10. Художественный стиль. Язык рекламы.  Стилистические ошибки

11. Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение

12. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

13. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов, профессиональной лексики; сценическое произношение и его особенности.

14. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация

15. Слово, его лексическое значение. Профессиональная лексика и научные термины  из области рекламы.

16. Лексические единицы языка

17. Фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, её вариантты

18. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии

19. Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования

20. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

21. Самостоятельные и служебные части речи.  

22. Нормативное употребление форм слов.

23. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании профессионализмов и использовании в тексте форм слова.

24. Основные синтаксические единицы. Словосочетание. Типы и виды словосочетаний.

25. Простое, осложнённое, сложносочинённое, сложноподчинённое и  бессоюзное сложное предложение. Актуальное членение предложения.

26. Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие функции речи).

27. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

28. Принципы русской орфографии. Типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения, в том числе  профессиональной лексики.

29. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование

30. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульно - рейтинговая система контроля по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Данная методическя разработка представляет собой  опыт работы  по применению модульно-рейтинговой системы контроля знаний обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Русский язык и культ...

Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"

В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной  жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...

14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"

Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...

«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...