Конкурсное эссе "Я-учитель"
материал на тему

Николаев Дмитрий Андреевич

Это Эссе было использовано мной при прохождении заочного этапа регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель Года России - 2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Региональный этап Всероссийского конкурса “Учитель года России - 2018”»

Николаев Дмитрий Андреевич

Эссе на тему:

 «Я – учитель»

Задумывались ли вы, почему решили стать тем, кем вы сейчас являетесь? Можете ли ответить однозначно на этот вопрос? Я  не могу, уверен, что вы тоже. Выбор будущей профессии – стихийное явление, не поддающееся полному объяснению. Он обусловлен спонтанными факторами. Престиж, традиции семьи, друзья, склонности и способности.… Все они не являются таковыми. Будет ли хорошим юрист, если он просто следует веяниям моды трудового рынка; неужели в семье потомственных агрономов должны быть только агрономы; что мешает физику-ядерщику овладеть иностранным языком? Так что же за факторы определяют будущего профессионала и почему они будут спонтанными? На мой взгляд, таких факторов несколько: интерес, стремление и мотив.

Интерес – это отправная точка профессионального становления. Наличие интереса способствует формированию стремления детально изучить интересующее явление. В интересе рождается стремление.

Стремление сделать что-то лучше, как бы громко это ни звучало, является, на мой взгляд, основополагающим при профессиональном самоопределении. Ведь большое начинается с малого. Рим не построили за день, а прогресса не достигли в мгновение. Стремление, являясь преемником интереса, формирует мотив. Мотив профессионального самоопределения.

Мотив, как финальный штрих будущего профессионала, задаёт тон и предопределяет принципы и подходы будущей профессиональной деятельности, стараясь дать ответ на вопрос: «К чему меня это приведёт?».

Итак, каковы же мотивы человека, выбирающего профессию учителя? Стремление к получению высшего образования? Притязание на роль просветителя подрастающего поколения? Может быть, получение уважения и признания? Или желание обрести кусочек власти? А карьерный рост является двигателем получения данной профессии? Знание предмета можно отметить среди прочих факторов?

Всё это звенья одной длинной и комплексной цепи шагов в попытке найти себя. Ни один из перечисленных мотивов не может полностью дать представление о том, почему люди выбирают профессию педагога. Стремление только к фактическому получению высшего образования, как и перспективы карьерного роста, не смогут сделать учителя настоящим профессионалом, а следовательно, не могут быть решающими мотивами при выборе профессии. Это как заменить естественное освещение лампами дневного света. Эффект есть, но не может в полной мере исключить использование настоящего солнечного света. Учителя, имеющие такие мотивы, обречены страдать формализмом в своей деятельности. Искусственные театралы, они никогда не смогут по-настоящему заинтересовать, привить любовь, а главное вдохновить своих воспитанников на получение знаний и опыта посредствам социализации.  

Тогда получается, что любви к предмету и мотива к просвещению детей может быть достаточно? Будут ли они являться главными мотивами при самоопределении будущего учителя? Позволим себе не согласиться, т.к. это равносильно попыткам достучаться в закрытую дверь. Современная педагогическая наука учит нас видеть в своих учениках, прежде всего, личность, со своими особенностями, взглядами на жизнь и отношением к ней. Одинаковых учеников не бывает, нельзя провести два одинаковых урока, нельзя спланировать конспект, учтя каждый возможный ответ и вопрос, в конце концов, нельзя прожить жизнь по сценарию. Каким бы хорошим ни был предметник, в случае, если он не принимает во внимание потребности и особенности своих учеников, слеп.

Уважение, признание, власть… Три эти вещи неразделимы, как песчинки, закрытые за стёклами одних часов. Так могут ли они послужить выбору профессии учителя? Конечно же, нет. Слепое следование лишь законным аспектам организации образовательной деятельности лишает этот процесс души. Тотальное законопослушание душит творчество, свободу и желание создавать и экспериментировать, пробовать и искать себя, пусть и методом ошибок. Вместе с тем такой мотив заранее лишает педагога души и гасит искру. Поэтому этот мотив не может быть решающим. Ведь учителя прежде всего творцы, фантазёры и интерпретаторы научной картины жизни.

Рассмотренные мотивы не представляют универсальной панацеи при выборе профессии учителя. Настоящий мотив сочетает в себе несколько указанных аспектов, объединяя, пронизывает их, при этом интегрируя с каждым личностным параметром. Здесь и любовь к предмету, и потребность в просвещении подрастающего поколения и стремление делать это правильно и по требованиям стандартов и законов в сочетании со здоровым желанием творить и экспериментировать. А как приятный бонус в виде высшего образования, способного развить будущего учителя всесторонне, ну и карьерный рост, если суметь лаконично и функционально сочетать всё вышеперечисленное. Поэтому главным мотивом является модель данного комплексного мотива. Цепочка рядовых «к чему», стремящихся к «я действительно хочу и могу это делать», определяет и совершенствует будущего учителя.

Интеграция мотивов и личных качеств учителя формирует принципы и подходы к работе. Когда-то в начале изучения геометрии в школе я спросил, зачем доказывать то, что и так очевидно. Мой вопрос оставили без внимания. Решив кучу задач по теме, я подумал, должен быть способ, способ объяснить. Возвращаясь в своих мыслях к этому случаю, я определил один из основных принципов своей работы. Вопросы учеников нельзя оставлять без внимания. В своей педагогической практике стараюсь всегда отвечать на интересующие их вопросы, как на те, что относятся к предмету, так и затрагивающие личную сторону их жизни, если они того хотят. Однажды получив вопрос, на который не сумел ответить, я не стал лукавить и открыто сказал, что не знаю ответа. Современное состояние развития технологий позволяет получить информацию по требованию, поэтому мы сделали это вместе.

Построение тёплых взаимоотношений с учениками составляют второй принцип моей педагогической деятельности. Ведь именно учителя ученики запомнят надолго после окончания школы. Выстраивание прочных, фундаментальных и доверительных взаимоотношений со своими учениками – вот вторая приоритетная задача и другой из основных подходов к организации моего образовательного процесса. Возможно, они запомнят больше всего то, как, смотря им в глаза, вы искренне интересовались их успехами во внеурочной деятельности; а вероятно то, как забавно вы пытались запомнить их имена в первые дни вашего с ними знакомства, или то, что вы тоже человек, который может пошутить над собой или посмеяться с ними. Поэтому между моими учениками и мной не существует барьера непонимания. Я принимаю их такими, какие они есть, а они принимают меня такого, как есть.

Третьим центральным принципом я могу выделить стремление вдохновить своих учеников. Это необязательно вдохновение на изучение моего предмета. Это может быть просто книга, которую я недавно прочитал, фильм, который я посмотрел накануне, разговор на определённую тему, который у меня был пару дней назад. И если я вижу, что ученики читают ещё какую-то книгу этого автора, смотрят фильм с участием данного актёра, изучают информацию по предмету разговора, я понимаю, что мой труд не напрасен.

В способности вдохновить и представляется мне истинная миссия педагога. В современном мире компьютеризации и информатизации неважно вложить в головы учеников как можно больше фактов и существующих теорий. То, что действительно важно и что составляет, на мой взгляд, миссию педагога в современном мире – это вдохновить детей на самостоятельную добычу дополнительной информации по интересующим их вопросам, стать конкурентоспособными, базируясь на своих собственных силах, интересах и способностях так, чтобы они осознавали, что для них есть место в этом мире. Но для этого нужны лидеры, духовные наставники, которые создадут культ знаний, успеха, научат воспринимать обучение как расширение границ личностного горизонта, которые покажут им, как это делать, возможно, на личном примере,  что будет способствовать преодолению всевозможных трудностей при достижении поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная исследовательская работа «1812 год в истории Ставрополья»

Война всколыхнула всю Россию и в Кавказской губернии развернулось широкое движение по сбору средств на ополчение, в пользу разоренных неприятелем губерний, на устройство гостиницы на Кавказских ...

Конкурсный проект "ПРАВОСЛАВНАЯ ИГРУШКА"

«Православная инициатива 2012»Образование и воспитание Творческий проект «Православная игрушка»Над созданием проекта работали: заместитель директора МБОУСОШ №2 Е. Н. Пономарева, педагог дополнит...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНКУРСНОЙ РАБОТЕ

Методические  указания к  КОНКУРСНОЙ работе Направление и профессия подготовкиквалифицированных рабочих:НПО № 1.9 «Оператор электронно-вычислительных машин»Профессия (ОКПР) 16199 – «Опе...

"Через тернии к звёздам!" оригинальный сценарий празднования юбилея театральных коллективов "Последняя сказка Шахрезады!" сценарий конкурсно-игровой программы посвящённой 23 февраля и 8 марта для мл.шк.в.

В Студии Современного Праздника "Позитив" есть три прекрасных детских театральных коллектива и так получилось, что в один год у этих коллективов юбилей. Правда здорово! Только даты этих юбилеев разные...

Конкурсная работа студентки первого курса Михайловой Алисы в рамках темы Фрагментарные изображения в Adobe Photoshop

Конкурсная работа студентки первого курса Михайловой Алисы в рамках темы Фрагментарные изображения в Adobe Photoshop, работа выполнена в графическом редакторе Adobe Photosho...

Конкурсная программа " Мне о России надо говорить"

Конкурсная программа « Мой дом – Россия».Цель:·         Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре и традициям своей стра...

Внеаудиторное мероприятие конкурсная интеллектуальная игра с элементами литературно-музыкальной композиции. «Родина любимая моя»

     Внеаудиторное мероприятие «Родина любимая моя»  проводится для студентов I курса, поступивших  на базе 9 классов.    Основные цели проведения меропр...