Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение по теме "Местоимение" 6 класс
план-конспект урока на тему

Артемова Ирина Вильдаровна

Цель:  Повторение и обобщение знаний о местоимении.
Задачи: 1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу.

               2.Совершенствовать навыки правописания местоимений.

               3.Развивать речевые навыки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_po_teme_mestoimenie6kl.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Повторение по теме «Местоимение».

Класс: 6


Цель:  Повторение и обобщение знаний о местоимении.
Задачи: 1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу.

               2.Совершенствовать навыки правописания местоимений.

               3.Развивать речевые навыки учащихся.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

2.Целеполагание.

-Разгадайте ребус.

-А что такое местоимение?

-А зачем нужно изучать эту часть речи?

-А у кого-нибудь остались вопросы  по изучению  этой теме?

-Что можно посоветовать своим товарищам. чтобы они  знали эту часть речи в совершенстве, умели правильно ее употреблять?

-Чему можно посвятить сегодняшний урок? Какую цель должны поставить перед собой?

-Что нужно сделать, чтобы достичь этой цели?

2.Запись числа и темы в тетрадях.

3.Орфографический диктант.

Некого винить, кого-то увидел, с кем-то говорил, кое-что спросить, сказать кому-либо, никого не было, , некоторые люди, кое-кто из малышей, нечего делить, отдать кому-нибудь.

Один ученик пишет у доски, остальные на карточках. По окончании работы взаимопроверка. 

Вывод:

Какие местоимения пишутся с дефисом?

Ответы учащихся:

- Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

- Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.

Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не , а когда ни? (Под ударением не, без ударения ни).

4.Повторение теоретического материала с последующим выполнением упражнения.

А)Цифровой диктант. 

-Сколько разрядов  местоимений вы знаете? Проверка д\з.

- А сейчас выполним цифровой диктант.

Учитель читает предложения, учащиеся на слух определяют местоимения и их разряд, обозначая их соответствующей разряду цифрой (цифры зафиксированы на доске

1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное

  1. А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.
  2. Опять на то же место вышла.
  3. Если бы вы знали, сколько птиц прилетело в наши края!
  4. В такую ночь невозможно уснуть.
  5. Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.
  6. Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.
  7. Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.
  8. Если за день ничему не научился, зря прожил день.

Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3

Б)Выполнение упражнений по повторению и закреплению.

-Как изменяются местоимения ? (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.)

Задание:  

1. Запишите предложения, определите разряд и падеж.

 Сильные учащиеся (работают самостоятельно по карточкам)
Слабые учащиеся работают вместе с учителем. Работа в тетрадях и на доске.
Запись предложений, нахождение местоимения.
Слабым ученикам

1.        Кто много чита..т, тот много зна..т.

2.        Исти(н,нн)нная любовь к своей стране немыслима без любви к св..ему
языку.

3.        Книги ра(с,сс)сскажут тебе о д..леком прошлом.

4.        Читала такие книги, которые тревож..т сердце, формируют вкус.

Карточка сильным ученикам.

1.Что в поле ни родит…ся — всё в доме пригодит…ся.

2.Чего в других (не) любиш…, того и сам не делай.

3.Каков мастер, такова и работа.

4.Чья (бы) корова мычала, твоя (бы) молчала.

5.Сколько голов, столько умов.

6.ичем ничего не сделаешь.

7 .то нам честь, коли нечего есть?

Физминутка

В)  Морфологический разбор местоимения.
-Какими членами предложения местоимения обычно бывают?(подлежащим,дополнением,определением)

Тебе3 -

Расскажут (кому?) тебе
I. Н.ф.-ты

II.Пост.приз: лич., 2л; непост.-Д.п.
III.Расскажут (кому?) тебе.

Такие-какие? –мест.

Н.ф.-такой;

Пост.:  указат. м.;

Непост.; мн.ч.,И.п.

3.Книги (какаие?)такие

-А как изменяется возвратное местоимение? (себя) не имеет... (И.п., рода и числа)

-А для чего вопросительные местоимения служат?... (для выражения?)

5.Употребление местоимений в речи.

А)

Ребята, скажите, пожалуйста, где чаще всего употребляются местоимения? (В художественных произведениях, в пословицах, в разговорной речи)

- Да, конечно, в разговорной речи мы употребляем местоимения чаще всего. И иногда неверно. Поэтому при устных ответах, в разговоре мы всегда должны следить за тем, как и что мы говорим, особенно, как мы употребляем местоимения.

- Перед вами предложения, в которых есть речевые недочёты. Ваша задача исправить эти недочёты и переписать предложения в исправленном виде.

Сколько  много  интересного  вокруг?!

Бабушка присела около печки: возле её было теплее.

Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление.

Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.

На ихних огородах травы много наросло.

Лавочник протянул Алёше его пухлую руку

Исправленный:

Как  много  интересного  вокруг?!

Бабушка присела около печки: возле неё было теплее.

Летом я предпринял путешествие на озеро, поездка оставила неизгладимое впечатление.

Когда у неё получался фокус, Каштанка звонко лаяла.

На их огородах травы много наросло.

Лавочник протянул Алёше свою пухлую руку.

Из приведенных примеров следует, что неправильное использование местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок.

О правильном употреблении каких притяжательных местоимений мы должны с вами помнить? (Его, её, их)

- Местоимения очень работящие и разносторонние. Они употребляются в устной и письменной речи. Они могут заменять одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные. Местоимения есть в разных языках. Местоимения создают много удобств в речи, экономят время, разнообразят речь.

Б)

Работа с текстом, записанным на доске. Найти и исправить речевую ошибку.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, онприжимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. (запись в тетради)


III. Самостоятельная работа в тетрадях под диктовку учителя. (7мин.)

1.        Поставить местоимение в начальной форме, определить разряд, падеж.
Никого - (никто)        со мной - (я)
Нашего-(наш) твоего - (ты)
Ваши- (ваш) себе - (сам)

никакому - (никакой)

2.        Запишите нужное местоимение.

1)        Личное местоимение 1 л., ед.ч. Т.п. (со мной)

2)        Неопределенное местоимение Д.п. (кому-то?)

3)        Возвратное местоимение в Р.п. с предлогом С (с себя)

4)        Указательное местоимение П.п. (о том)

5)        Личное местоимение Зл., едч., ж.р., Т.п. с предлогом С (с ней)

IV.        Подведение итогов. Оценивание учащихся. 
Как вы понимаете эпиграф?

Местоимения, подобно ярким лучам солнца, озаряя, высвечивают все уголки языка… К.Чуковский

- Местоимения очень работящие и разносторонние. Они употребляются в устной и письменной речи. Они могут заменять одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные. Местоимения есть в разных языках. Местоимения создают много удобств в речи, экономят время, разнообразят речь.

V.        Домашнее задание.
составить загадки, ребусы, кроссворды по данной теме

Рефлексия :

Я научился… Мне понравилось… Мне показалось сложным… Я поставил себе за урок…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку за 5 класс

Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Цель урока: формирование понятия корень слова.Задачи урока:Образовательная:Уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;Формировать умение находить однокоренные слов...

Конспект урока по русскому языку. 1 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие".

Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления....

Конспект урока по русскому языку для 4 классов

Во вложении представлен конспект урока для 4 классов. На тему :"Глаголы 2 лица, ед.числа" ...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»

Урок по русскому языку "Корень слова.Однокоренные слова."На уроке формируем понятия кореня слова,умения подбирать однокоренные слова,выделять в них корень....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" Учитель Азнабаева Б.С.

Конспект урока «Тире между подлежащим и сказуемым» в 5 классе с использованием элементов сингапурской технологии.Цель урока: Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и ...