Рабочая программа "Основы логопедии" для специальности 44.02.02
рабочая программа на тему

Додух Наталья Владимировна

Программа учебной дисциплины «Основы логопедии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_logopediya.doc249 КБ

Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ        ПРОГРАММЫ        УЧЕБНОЙ        4 ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА        И        ПРИМЕРНОЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ        РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ


СОДЕРЖАНИЕ        6

УЧЕБНОЙ        10

4. КОНТРОЛЬ        И        ОЦЕНКА        РЕЗУЛЬТАТОВ        12 ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы логопедии

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины Основы логопедии является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 44.02.02  Преподавание в начальных классах.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Основы логопедии» входит в Профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной вариативной части основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 уметь:

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения проблем в области выявления, устранения и профилактики речевых нарушений обучающихся начальных классов общеобразовательной школы;

- определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания обучающихся, имеющих нарушения речи;

- планировать коррекционно-воспитательную индивидуальную работу и с группой детей, имеющих нарушения устной и письменной речи;

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных коррекционно-педагогических проблем, повышения эффективности коррекционно-педагогической деятельности в области преодоления речевых нарушений у обучающихся начальных классов общеобразовательных школ;

- применять знания теоретических основ логопедии при изучении профессиональных модулей.

знать:

определение логопедии как науки;

- предмет, объект, задачи логопедии;

- основные понятия и терминологию логопедии;

- общие сведения о языке и речи: формы и виды речи, функции речи,

основные речевые компоненты;

5

- системное строение речи;

- артикуляцию фонем русского языка;

- анатомо-физиологические механизмы речи;

- причины речевых нарушений и их классификацию; нарушения речи детей

группы риска: задержку речевого развития, фонетико-фонематическое

нарушение речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР), заикание;

- условия проведения и методы педагогического обследования детей группы

риска;

- способы педагогической работы по преодолению речевых нарушений;

- меры профилактики нарушений устной и письменной речи у детей группы

риска.

1.4. Количество часов на освоение дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 116 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная  учебная  нагрузка 77 часов,

- практических работ- 16 часов

- самостоятельная  работа обучающегося 39 часов.

5


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

116

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

77

в том числе:

практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

6


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы логопедии

Наименование

        разделов и тем        

        1        

        Раздел 1.Введение        

Тема 1.1. Логопедия как наука

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

         2        

        

Содержание учебного материала

        3        

        5        

2

        

3

        4        

        

1

        

Логопедия как наука и её структура. Связь логопедии с другими науками. Предмет и объект логопедии.

 Задачи логопедии. Роль место логопедии в общей и специальной педагогике.        

Самостоятельная работа обучающихся: 1.Написание эссе: «Личность логопеда»

2. Составление схемы: «Взаимосвязь логопедии с другими науками»

        

Раздел 2. Теоретические

        основы логопедии        

Тема 2.1. Понятийный аппарат логопедии как науки

        

Тема 2.2. Речь как одна из ведущих психических функций

        

  Содержание учебного материала        

Понятия: «норма речевого развития», «нарушение речи», «недоразвитие речи», «структура речевого дефекта», «коррекция нарушения речи» и др. Особенности речевых нарушений. Значение логопедических знаний в воспитании правильных речевых навыков у детей группы риска.

25

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

         1. Написание эссе: «Значение логопедических знаний в работе учителя начальных классов»        

 Содержание учебного материала        

Значение речи в психическом развитии ребёнка. Мышление и речь. Функции речи. Взаимосвязь структурных компонентов речи и их закономерности. Формы и виды речи. Этапы речевого развития детей в онтогенезе.

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

        1. Составление таблицы «Критические периоды развития речи в онтогенезе»        

 Содержание учебного материала        

Понятие о системном строении речи. Характеристика фонем русского языка по месту и способу

  образования, по участию голоса, по наличию и отсутствию подъёма средней спинки языка.        

4

Тема 2.3. Системное строение речи

        

Тема 2.4. Анатомо-физиологические механизмы речи

2

2

 Практическое занятие «Фонемный состав русского языка»        

Практическое занятие «Артикуляция звуков русского языка. Комплексы артикуляционной гимнастики»

        1        

1

        2        

2

Самостоятельная работа обучающихся:

         1. Составление таблицы «Уклад органов артикуляции»        

Содержание учебного материала

4

2

2

Центральный и периферический отдел речевого аппарата. Роль коры головного мозга, органов дыхания, голосообразования и артикуляции в речевой деятельности. Функциональные системы, обеспечивающие восприятие речи, чтение и письмо.

        

                

 

        

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление схемы «Строение артикуляционного аппарата»

2. Составление конспекта по теме: «Голос. Акустические характеристики голоса. Нарушения голоса у детей»

5

        Раздел 3.        

         

        50        

7


Виды речевых

        нарушений        

Тема 3.1. Причины нарушений речи

        

  Содержание учебного материала        

Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений: биологические и социально-психологические причины речевой патологии, наследственная и приобретённая патология, перинатальная и постнатальная

 патология.        

2

        

2

        

        

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление конспекта по теме: «Причины недоразвития речи и нарушения сформированной речи»

                

4

Тема 3.2. Классификация нарушений речи

 Содержание учебного материала        

2

1

Принципы классификации речевых нарушений. Клинико-педагогическая классификация.

10

2

Психолого-педагогическая классификация Р.Е.Левиной.

6

Практическое занятие по теме: «Соотнесение речевых нарушений с имеющимися в логопедии классификациями. Сравнительный анализ признаков, положенных в основу классификаций».

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

        1. Составление конспекта по теме: «Принципы анализа речевых нарушений»        

 Содержание учебного материала        

 1   Задержка речевого развития, её характеристика и проявления. Определение и характеристика ФФНР.        

 2  Определение ОНР, уровни речевого развития (по Р.Е. Левиной)        

 3  Заикание. Определение, этиология, симптоматика.        

          

 Практическое занятие по теме: «Сравнительная характеристика нарушений речи детей группы риска»        

 Практическое занятие по теме: «Анализ речи детей и определение речевых нарушений»        

        

        

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление конспекта по теме: «Влияние ФФНР и ОНР на овладение чтением и письмом»

4

Тема 3.3. Речевые нарушения у детей группы риска

        

        6        

        6        

        4        

                

        1        

        1        

                

                

2

        

        

        2        

        2        

5

Раздел 4. Организация и особенности педагогической работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей группы

        риска        

Тема 4.1. Педагогическое обследование состояние риска устной и письменной речи

        

Содержание учебного материала

36

2

1

Педагогическое обследование – часть комплексной диагностики детей группы риска: изучение познавательной деятельности ребёнка, исследование речи, счёта, счётных операций, конструктивной деятельности, логического мышления, состояния слуха и др.

4

2

Диагностический материал педагогического обследования детей младшего школьного возраста.

4

8


детей

Практическое занятие по теме: «Презентация упражнений, игр, вопросов для педагогического обследования

 детей группы риска»        

Практическое занятие по теме: «Анализ результатов педагогического обследования детей младшего

 школьного возраста, детей группы риска»        

Самостоятельная работа обучающихся:

        1. Изучение схемы анализа логопедического занятия        

 Содержание учебного материала        

1

2

1

2

3

Тема 4.2. Способы педагогической работы по преодолению нарушений устной и письменной речи детей группы риска

        

2

2

1

Условия и средства логопедического воздействия. Логопедические приёмы и упражнения по преодолению задержки речевого развития и коррекции звукопроизношения.

 2

3

  Логопедические приёмы и упражнения по преодолению ФФНР и ОНР        

Логопедические приёмы и упражнения по преодолению заикания

        4        

2

          

Практическое занятие по теме: «Презентация игр, упражнений, заданий для коррекции ФФНР и ОНР»

                

2

        

2

Практическое занятие по теме: «Презентация игр, заданий, для коррекции заикания на разных этапах логопедической работы»

2

2

        

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подбор игр, упражнений и заданий для коррекции нарушений речи младших школьников. 2. Составление плана лекции для родителей по профилактике речевых нарушений.

                

5

        2        

Тема 4.3. Предупреждение и профилактика нарушений и письменной речи детей группы риска

 Содержание учебного материала        

Предупреждение речевых нарушений у детей. Профилактика последствий речевой патологии.

1        Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы. Социальная адаптация детей,

          имеющих речевую патологию.        

        

Практическое занятие: «Система работы по организации предупреждения и профилактики речевых нарушений у детей группы риска в процессе учебной деятельности.

Презентация и защита проекта социальной адаптации детей группы риска, имеющих речевую патологию»        

Дифференцированный зачет

3

2

                

1

        

2

2

        

        Всего:

        116        

9


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования        к        минимальному        материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется на базе учебного кабинета гуманитарных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: 30 посадочных мест, оборудование в соответствии с паспортом кабинета

Технические средства обучения: плазменная панель LG

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень        рекомендуемых        учебных        изданий,        Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Волкова Лариса Степановна. Логопедия: учеб. для вузов / Л.С.Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М.Мастюкова. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

2. Хватцев Михаил Ефимович. Логопедия: В 2-х кн. / М.Е.Хватцев. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 2 кн.

Дополнительные источники:

1. Белякова Лидия Ивановна. Логопедия. Заикание: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 031800 "Логопедия" / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Академия, 2016. - 208 с.

2. Гегелия Наталия Алексеевна. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда / Н.А.Гегелия. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 240 с.

3. Дмитриева Любовь Ивановна. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. (Начальные классы): учеб. пособие / Л. И. Дмитриева; РАО, МПСИ. - М.: МПСИ, 2017. - 128 с.

4. Ермакова Ирина Игоревна. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Книга для логопеда / И.И. Ермакова. - 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение: АО"Учеб.лит.",2017. – 143 с.

5. Ефименкова Людмила Николаевна. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 336 с.

6. Игнатьева Светлана Александровна. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для вузов, обуч. по спец. "Социальная работа" / С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинков. - М.: Владос, 2016. - 304 с.

7. Лалаева Раиса Ивановна. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособ. / Р.И. Лалаева. – СПб.: СОЮЗ, 2017. - 221 с.

10


8. Логопедия.        Заикание:        Хрестоматия:        Учеб.        пособие        для        студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. завед. / Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Академия, 2015. - 304 с.

9. Методы обследования речи у детей: Вып. II / Ин-т коррекционной педагогики ; Общ. ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина, Сост. Т.П. Бессонова. - М., 2015. - 144 с.

10.Поваляева        Мария        Афанасьевна.        Дидактический        материал        по логопедии: Сказки о веселом Язычке / М.А. Поваляева. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 64 с.

11.Селиверстов Владимир Ильич. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / В.И.Селиверстов. - 4-е изд., доп. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 208 с.

12.Фотекова Татьяна Анатольевна. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. - М.: АРКТИ, 2015. - 56 с.

13.Ястребова Алла Викторовна. Учителю о детях с недостатками речи : [Для учит. нач. кл.] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. -М.: АРКТИ, 2015. - 159 с.

14.Ястребова Алла Викторовна. Коррекция заикания у учащихся начальных        классов        общеобразовательных        учреждений        /        А.В. Ястребова. - М.: АРКТИ, 2016. - 96 с.

15.www.logoburg.com 16.www.logoped-sfera.ru 17.www.logozavr.ru 18.www.pedlib.ru

11


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль        и        оценка        результатов        освоения        учебной        дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,     контрольных     работ,        тестирования,     а        также     выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В        результате        освоения        учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-        пользоваться        понятиями        и терминами логопедии;

- характеризовать речь человека;

- анализировать формы и виды речи;

-        показывать        и        объяснять артикуляцию       звуков       русского языка;

-        характеризовать        строение        и функции речевого аппарата;

- определять взаимосвязь причин речевых        нарушений        и        их проявлений;

- соотносить речевые нарушения с классификациями,        принятыми        в логопедии;

- характеризовать нарушения речи детей группы риска;

- подбирать и проводить игры, упражнения,        задания        для педагогического            обследования детей группы риска и анализировать результаты                педагогического обследования;

- владеть способами педагогической работы по закреплению речевых навыков детей;

-        использовать        приёмы коррекционной        работы, направленной      на      профилактику нарушений устной и письменной речи детей группы риска.

Тестирование,        творческие        работы, работа с        первоисточниками, эссе, подготовка                 информационных сообщений,                        тематические контрольные        работы,        итоговая контрольная работа.

Дифференцированный зачет.

12


В        результате        освоения        учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- определение логопедии как науки; -        предмет,        объект,        задачи логопедии;

-        основные        понятия        и терминологию логопедии;

- общие сведения о языке и речи: формы и виды речи, функции речи, основные речевые компоненты;

- системное строение речи;

-        артикуляцию        фонем        русского языка;

-        анатомо-физиологические механизмы речи;

- причины речевых нарушений и их классификацию; нарушения речи детей        группы        риска:        задержку речевого        развития,       фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР), заикание;

- условия проведения и методы педагогического        обследования детей группы риска;

- способы педагогической работы по        преодолению        речевых нарушений;

- меры профилактики нарушений устной и письменной речи у детей группы риска.

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 04. "Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих". Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

В рабочей программе отражены цели и задачи профессионального модуля, в тематическом планировании представлены основные разделы дисциплины, теоретические и практические занятия, указана тематика внеауд...

Рабочая программа учебной практики ПМ.05.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной практики - является частью программы подготовки специалистов среднего звена,  разработанной в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерск...

ОУД.03.Математика: алгебра и начала анализа; геометрия. Рабочая программа для специальности специальность 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03. «Математика» разработана на основе ФГОС  по специальности среднего профессионального образования   35.02.07 «Механизация сельского хозяйства...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Специальность 34.02.01. Сестринское дело

В настоящее время специальность медицинской сестры "сестринское дело» приобретает все больший вес. Она существенно меняет роль медицинской сестры в системе здравоохранения и во взаимоотноше...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Специальность 31.02.01 Лечебное дело

Повышение уровня образования средних медицинских работников создает реальные возможности для соблюдения необходимых медицинских технологий, обеспечения гарантий качества лечения, диагностики и ухода, ...

Рабочая программа по МДК 05.01. "Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих "Специальность 43.02.14. «Гостиничное дело»

Рабочая программа по МДК 05.01. "Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих "Специальность  43.02.14. «Гостиничное дело»...

Рабочая программа ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа позволяет подготовить специалиста, владеющего технологиями простых медицинских услуг, сестринской педагогикой, принципами общения с пациентами. Современный специалист в области сестр...