Методическая разработка " Литература второй половины 18 века"
методическая разработка по теме

Нуттунен Елена Александровна

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ «ЗВЕЗДНЫЙ»

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО:

Педагогическим советом СПб ГБПОУ

«Колледж «Звездный»

От «30» мая 2016 г.

Протокол № ________

СОГЛАСОВАНО:

Смольный институт

Российской Академии образования

КПН, доцент, лауреат международных конкурсов,  зав. кафедры мультимедиа технологии

_____________ М.Ю. Черная

«27»   мая   2016г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор СПб ГБПОУ

«Колледж «Звездный»

_________Р.А. Пантелеенко

«30»   мая  2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.01.09. ЛИТЕРАТУРА

по программе подготовки специалистов среднего звена

53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство

2016

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта(далее ФГОС), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2014 г. N 997 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) входящей в состав укрупненной группы 53.00.00 Музыкальное искусство специальность 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство и учебного плана  программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки СПб ГБ ПОУ «Колледж «Звездный», утвержденного 30 мая 2016г.

Специальность СПО

53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство

Квалификация

Специалист звукооператорского мастерства

Форма обучения

очная

Нормативный срок обучения

3 года 10 месяцев

На базе

основного общего образования

Учебная дисциплина

ОД.01.09. Литература

Объем курса

 151ч

Разработчик

Нуттунен Е.А. -  преподаватель русского языка и литературы

ученая степень, звание, должность, Ф.И.О.

Внешние рецензенты:

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии «Гуманитарных дисциплин»

протокол № ______

Председатель ЦМК _________________/О.А. Валеткина

« ____» ___________2016

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общеобразовательный учебный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематику, проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественную деталь);

-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-определять род и жанр произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

знать:

образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX в.;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико-литературные понятия.

ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

1.4.  Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 151 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося101 часов;

самостоятельной работы обучающегося  50 часов.

Вариативных часов нет

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

151

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

101

в том числе:

     лабораторные работы

-

     практические занятия

33

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

    внеаудиторная самостоятельная работа

50

Итоговая аттестация по дисциплине, промежуточная аттестация

в форме дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины«Литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Предмет и задачи курса

Содержание учебного материала

2

1.Вводное занятие

1

1

2. Анализ работ

1

Практические занятия:

1

1. Практическая работа №1. Тест по изученному материалу

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1

Тема 2.

Литература 2 пол. 19 в.

Содержание учебного материала

8

1.М.Е. Салтыков- Щедрин. Личность писателя, социальное творчество, сатирический пафос.

1

2

2.« История одного города». Политическая сатира

1

3.И.А. Гончаров. Личность писателя и литературная судьба

4.Аналитическое чтение первых глав романа. Обломов и Штольц.

1

5.Роман « Отцы и дети»..Базаров и Кирсановы.

1

6.Любовь в жизни героев.

1

7.А.Н. Островский. «Что вы знаете о русском театре и его создателе?».

1

8.Образ Катерины в пьесе. Проблематика.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

5

Самостоятельная работа№1.Реферат по теме:« Сатира  М.Е. Салтыкова- Щедрина.»реферат

5

Практические занятия:

4

1. Практическая работа№2. Анализ сказки

1

2. Практическая работа № 3.«Сравнительная характеристика героев»

1

3. Практическая работа № 4.Сочинение

               1

4. Практическая работа№ 5.  Аналитическое чтение «Грозы». Анализ явления.

1

Тема 3.

Русская лирика 2 пол. 19 в.

Содержание учебного материала

5

1. Н.А. Некрасов. Личность, писательская судьба.

1

2

2 Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Обзор.

1

3.Лирика Ф.И. Тютчева.

1

4.Лирика А.А. Фета.

1

5. Философская лирика 2 пол. 19 в.

1

Практические занятия:

5

1. Практическая работа № 6 по анализу стихотворений.

1

2.  Практическая работа№7. Анализ  стихотворений

1

3. Практическая работа№8. Анализ  стихотворений

1

4. Практическая работа №9 по презентации проектной деятельности

1

5. Практическая работа №10 по презентации проектной деятельности

1

  Самостоятельная работа обучающихся:

5

1. Самостоятельная работа № 2. Жизнь и творчество Некрасова презентация

5

Тема 4.

Художественный мир писателя 2 пол. 19 в.

Содержание учебного материала

12

1. Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества.

1

2

2.«Очарованный странник».  Аналитическое чтение

1

3.Национальный характер в творчестве Лескова.

1

4. Ф.М. Достоевский. «Преступление м наказание» Петербургский роман

1

5. Смысл теории Раскольникова

1

6. Особенности композиции понимания романа

1

7. Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество

1

8. Роман «Война и мир». Вводное занятие.

1

9. Изображение войны в романе.

1

10. Путь исканий любимых героев Толстого.

1

11. Тема любви в романе

1

12. Наташа Ростова- любимая героиня Толстого

1

Практические занятия:

5

1.Практическая работа № 11 по развитию речи.  Мини- сочинение

1

2. Практическая работа № 12. Анализ « Севастопольских рассказов»

1

3. Практическая работа № 13.  Изображение войны в произведениях Толстого.

1

4. Практическая работа № 14. Изложение

2

Самостоятельная работа обучающихся:

10

1. Самостоятельная работа № 3.Самостоятельное изучение рассказа « Мальчик у Христа на елке» Сочинение

5

2. Самостоятельная работа № 4.Сравнительная характеристика героев

5

Тема 5.

Русская драматургия конца 19 в

Содержание учебного материала

5

2

1. А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества.

1

2.Рассказ «Ионыч». Тема деградации личности

1

3.«Палата №6»,особенности композиции.

1

4.«Вишневый сад». Обзор сюжета.

1

5 Анализ работ

1

Практические занятия:

5

1.Практическая работа № 16.Анализ «Маленькой трилогии».

1

2. Практическая работа № 17  Анализ рассказа.

1

3. Практическая работа № 18  Анализ явления

1

4. Практическая работа № 19   Выявление новаторских черт чеховской. Ответы на вопросы

1

5. Практическая работа №м20   Работа по учебнику

1

Самостоятельная работа обучающихся:

5

1. Самостоятельная работа № 5.Самостоятельное изучение повести « Тупейный художник»

5

Тема 6.

Серебряный век русской литературы

Содержание учебного материала

13

1. «Старшие символисты»- В.Брюсов, А.Белый.

1

2

2. А.Блок. «Стихи о Прекрасной Даме». Анализ 1 книги.

1

3. Россия в лирике А. Блока.

1

4. М. Горький. Социальный и философский аспект в пьесе «На дне».

1

5. И.А.Бунин. Жизненный путь.

1

6. «Господин из Сан-Франциско». Бунинская концепция человека и мира

1

7. А.И.Куприн. Личность писателя. Анализ повести «Гранатовый браслет».

1

8. Художественно- философские мотивы в поэтике Есенина.

1

9. Природа в лирике С.Есенина.

1

10. В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Футуризм.

1

11. Поэт и революция.

1

12. А.А.Ахматова. Личность,обзор лирики. Гражданская позиция автора

1

13. М.И.Цветаева. Тема поэзии и поэта.

1

Практические занятия:

1.Практическая работа № 21. Анализ стихотворения

1

2.Практическая работа № 22. Ответы на вопросы по поэме А. Блока «12»

1

3.Практическая работа № 23 Сравнительная характеристика

1

4.Практическая работа № 24. Анализ рассказа «Темные аллеи»

1

5.Практическая работа №25. Анализ стихотворения

1

Самостоятельная работа обучающихся:

10

1.Самостоятельная работа № 6. Подготовка к семинару по творчеству поэтов символистов

5

2.Самостоятельная работа № 7. Сочинение по повести «Гранатовый браслет».

5

Тема 7

Литература нач. 20 в.

Содержание учебного материала

8

1. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество.

1

2

2. Система образов в романе. Тема добра и зла.

1

3. Москва 30 годов. Сатира Булгакова.

1

4. Тема любви в романе.  Образ мастера

1

5. Образ Иешуа.

1

6. Образ Воланда.

1

7. Писатель и критики в сов.время.

1

8. Анализ работ

1

Практические занятия:

5

1.Практическая работа.№ 26 Опрос

1

2. Практическая работа № 27Анализ главы романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

3. Практическая работа № 28. Опрос

1

4. Практическая работа № 29 по развитию речи (Изложение)

1

5. Практическая работа № 30 по развитию речи (Изложение)

1

Самостоятельная работа обучающихся:

5

1. Самостоятельная работа № 8. Самостоятельно подготовить биографию М.А. Булгакова

5

Тема 8.

Литературный процесс 30-50- годов

Содержание учебного материала

7

1. М.А. Шолохов. Личность писателя.

1

2

2. История создания романа «Тихий Дон».

1

3  Судьба казачества на примере судьбы

1

4  . Тема революции в романе

1

5 Лирика Пастернака

1

6  Система образов

1

7. Революция и интеллигенция

1

Практические занятия:

1

1.Практическая работа № 31 Анализ стихотворений

1

Самостоятельная работа обучающихся:

5

Самостоятельная работа № 9

1.Подготовить презентацию по теме: « Герои «Тихого Дона» в кино»

5

Тема 9.

Литература  со 2 пол. 20 в.

Содержание учебного материала

7

1. Проза о ВОв

1

2

2. Анализ творчества Е .Евтушенко.

1

3. Один день Ивана Денисовича». Анализ отдельных глав.

1

4. Анализ рассказов Шукшина

1

5. Своеобразие творчества И. Бродского

1

6. Обзор современной литературы.

1

7. Современный человек глазами современных писателей.

1

Практические занятия:

2

1.Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа обучающихся:

5

Самостоятельная работа № 10

1.Написать эссе по одному произведению по выбору

5

Дифференцированный зачет

1


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.01.09. Литература

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

  1. Посадочные места по количеству обучаемых;
  2. Рабочее место преподавателя;
  3. Интерактивная доска;
  4. Наглядные пособия, плакаты.

Технические средства обучения:

  1. Телевизор;
  2. Персональный компьютер с предустановленным обеспечением;
  3. Оборудование для тестирования качества знаний обучающихся.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Учебник «Русский язык  литература»  М. «Просвещение» 2014 г.

Дополнительные источники:

1. Учебник «Литература» И.Н. Сухих М. «Академия» 2013г.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольная оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических и лекционных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематику, проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественную деталь);

-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-определять род и жанр произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

Знать:

образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX в.;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико-литературные понятия.

Формируются общие компетенции (ОК):

ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

Текущий контроль в форме устного опроса,

Оценка отчетов по самостоятельной работе,

Тестирование по темам,

Дифференцированный зачет



Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения

      Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство. 
Определить "принадлежность" чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); 
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная); 
- определить организацию (композицию) лирического произведения; 
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); 
- определить лексический рисунок (просторечие, книжно-литературная лексика...); 
- определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение); 
- определить звуковой рисунок; 
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

План анализа стихотворения:


1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

         Тема стихотворения: 
         - пейзаж; 
         - общественно-политическая; 
         - любовная/интимная; 
         - философская.

         Сюжет: 
         - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 
         - без сюжета: образы чувств (...).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
Какую лексику использует автор: 
- бытовую, повседневную 
- литературную, книжную 
- публицистическую 
- архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения. 
Необходимо: 
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). 
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. 
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. 
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

         Композиция: размер, рифма, ритм. 
         Размер: 
         акцентный стих; 
         _ _' _ амфибрахий; 
         _ _ _' анапест; 
         верлибр (свободный или белый стих); 
         '_ _ _ дактиль; 
         дольник; 
         '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; 
         _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

         Рифма: 
         аабб - парная; 
         абаб - перекрёстная; 
         абба - кольцевая. 
         анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
         переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика. 
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
- определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
         - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
         - гипербола - художественное преувеличение; 
         - ирония - скрытая насмешка; 
         - литота - художественное преуменьшение; 
         - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; 
         - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
         - паралеллизм; 
         - сравнение; 
         - эпитет - художественное определение.

7. Стилистические фигуры: 
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
- антитеза/противопоставление; 
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный; 
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 
- повторы/рефрен; 
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика: 
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. 
- аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 
- ассонанс - повторение гласных; 
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское "Я". 
- сам автор, 
- рассказ от лица персонажа, 
- автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.



Предварительный просмотр:

Музыка для героев «Войны и мира» — не просто способность слушать или воспроизводить музыкальные фразы, не только настроение. Это состояние души, предчувствие чего-то важного, переломного. Недаром эпизоды, связанные с музыкой, сопровождают, в основном, Ростовых — самых близких душе писателя героев. Вот бал в доме Ростовых по случаю именин двух Наталий — матери и дочери. Квартет, составленный из молодежи, который охотно поет для гостей. Танцы — не церемонные, не парадные, а от души, как в кругу самых близких. Тут выйдет в центр залы пожилая уважаемая дама, Марья Дмитриевна, и затанцует на месте глазами, плечами, улыбкой, всей мимикой своего живого, умного лица. Тут впервые танцует с «большим, с приехавшим из-за границы» Пьером тринадцатилетняя Наташа, и он воспринимает ее всерьез, и просит подсказывать, так как «боится перепутать фигуры». Тут венцом бала станет танец самого хозяина Ильи Андреевича Ростова — знаменитый «Данила Купор» — восторженный визг подрастающей барышни Наташи: «Посмотрите на пaпa» не вызовет замечаний, а будет вполне уместен как выражение общего веселья. У знаменитого Йогеля лучшая его ученица Наташа просит станцевать мазурку прославившегося своим искусством в Польше Василия Денисова, автор показывает нам — до последнего па! — слаженные движения танца, нет, слияния с музыкой, превращение в душу самой мазурки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История в картинах Часть1 – Крещение Руси Составитель Нуттунен Е.А.

Слайд 2

М.М.Антокольский Нестор-летописец.1889.Мрамор Русский музей Нестор-автор Повести временных лет., где летописец поведал о том, как жили его предки. Он первый историк Древней Руси.

Слайд 3

Николай Констатинович Рерих Идолы 1901г.Русский музей Идолы одна из самых подлинно исторических композиций. В основу Идолов положен подлинный археологический материал

Слайд 4

Н.К.Рерих Заморские гости 1901.Третьяковская галерея,Москва Необычайно нарядный корабль плывет по густо-синей воде. На таких кораблях викинги совершали далекие морские походы.

Слайд 5

В.М.Васнецов Княгиня Ольга. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве В 945 году Правительницей Руси стала жена Игоря Ольга.

Слайд 6

Крещение Руси По преданию, Владимир не сразу решил, какую веру должна принять Русская земля. В 968 году им были выслушаны представители самых крупных религиозных конфессий , но не одна вера кроме христианской ему не понравилась. Сначала Владимир сам принял христианство, а затем крестил и своих сыновей и вельмож. А 1 августа 989 года Владимир крестил в водах Днепра Киевлян.

Слайд 7

К.В. Лебедев Крещение киевлян Именно этот день принято считать днем Крещения Руси

Слайд 8

В.М.Васнецов Крещение руси.1885-1893 Третьяковская галерея 989 год вошел в историю как год Крещения Руси

Слайд 9

Князь Владимир После крещения во всем образе жизни Владимира произошли разительные перемены. Он распустил свой гарем, оставив единственную жену — византийскую царевну Анну. В том же году были разрушены все языческие капища. Главный киевский идол Перун, сделанный из дерева, с золотыми волосами и серебряными усами, был бит палками и сброшен в Днепр. Приняв христианство, Владимир стал милостивым, щедрым и справедливым правителем. Именно тогда великого князя киевского прозвали в народе Красным Солнышком. Среди жен наиболее известна Рогнеда дочь половецкого князя Рогвольда . От этого брака родился Ярослав Мудрый. Событие достойно упоминания еще и потому, что послужило сюжетом для картины Антона Павловича Лосенко Владимир перед Рогнедой , которую можно назвать первой исторической картиной.

Слайд 10

А.П.Лосенко Владимир перед Рогнедой. 1770 Русский музей По словам самого Лосенко, он показал «первое свидание с Рогнедою,.

Слайд 11

Владимир и Рогнеда "Владимир и Рогнеда " - первая картина в русском искусстве, созданная на национально-историческую тему. За нее художник получил звание академика. Художник изображает момент, когда новгородский князь Владимир, убив полоцкого князя, стремительно войдя в покои княжны Рогнеды , сражен ее красотой. Он смущен своей жестокостью. На лице Владимира растерянность, жесты рук и поза изображают раскаяние в содеянном. В образе Владимира соединены любовь и деспотизм. Взволнованность героев, изображенных в центре, на первом плане, передают патетика в выражении лиц и жестов рук, динамичный наклон голов и торсов. Для усиления эффекта драматизма переживаний Владимира и Рогнеды им противопоставлены тихая покорность прислужниц княжны и холодное любопытство воинов князя. В театрально-условном характере картины, полной патетики проявились черты стиля классицизма. Художник стремится к ясности и величественности композиции. Он отказывается от пышных драпировок, арок и античной одежды. Стремясь показать национальный характер персонажей, Лосенко одевает их не в античные одежды, как это было принято, а в условные. В таких одеждах в то время трагические герои появлялись на театральной сцене. Правда одна из прислужниц Рогнеды одета в русское платье, с шитой жемчугом повязкой на голове, ее волосы заплетены в косу. Рисунок в картине, как того требовала академическая живопись, безупречен. Цвет носит локальный характер (не перетекая в другие цвета). Объемность фигур достигается разработкой светотени; цвета, используемые художником: красные, оливковые, темно-коричневые, серые

Слайд 12

Золотой век Древней Руси Великий князь Владимир Красное Солнышко умер 15 июля 1015 года. При нем русское государство достигло наивысшего экономического и политического расцвета. Был заключен выгодный для обеих стран военно-политический союз Руси с Византией, скрепленный религиозно-церковными и родственными узами. Он придал княжеской власти в Киеве державный характер. Христианство на Руси стало государственной религией.

Слайд 13

А.Д.Кившенко Ярослав Мудрый. Чтение народу «Русской правды» в 1036 году.1880 Военно-морской музей, Санкт-Петербург Для Киева правление Ярослава Мудрого ознаменовалось периодом бурного развития, который считается «Золотым веком» Киевской Руси

Слайд 14

Ярослав Мудрый Правление Ярослава Мудрого продолжалось почти сорок лет. Он объединил под своей властью почти все древнерусские земли. Во время его правления было начато составление первого свода древнерусского права, вошедшего в историю под названием РУССКОЙ ПРАВДЫ. Известный художник баталист не мог пройти мимо такого важного события для российской истории, как создание свода законов, по которым должна была жить страна.

Слайд 15

Памятник Ярославу Мудрому в Киеве В Повести временных лет сказано, что Ярослав любил книги, много их написал, положив в храм Святой Софии (как считают некоторые исследователи, эта библиотека до сих пор хранится где-то в подземельях). На внутренней стороне храма сохранилось около 300 граффити, т. е. надписей и рисунков XI–XIII вв., на них видны сцены из жизни Киевской Руси той эпохи.

Слайд 16

Ярослав Мудрый В своем завещании Ярослав призывает сыновей жить мирно и дружно: « Аще ли будете ненавидно живуще , в распрях…то погыбните сами и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша трудом своим великим». К сожалению после смерти Ярослава русское государство распалось и начался период феодальной раздробленности. Лишь при внуке Ярослава Владимира Мономаха попытка восстановить государство возобновилось.

Слайд 17

А.Д.Кившенко Владимир Мономах. Долобский съезд 1103 года. 1880 В оенно-морской музей

Слайд 18

Владимир Мономах А разговор можно представить такой цитатой из "Повести временных лет" : В 1103 году Бог вложил в сердце князьям русским Святополку и Владимиру, и съехались они для думы в Долобске . Сел Святополк со своей дружиной, а Владимир со своей в одном шатре. Начала думать и говорить дружина Святополка: «Неудобно теперь, весной, итти : погубим смердов и пашню их». Сказал Владимир: «Удивительно мне, дружина, что лошадей вы жалеете, на которой кто пашет, а почему о том не подумаете: начнет пахать смерд, а приедет половчин , убьет его стрелой, лошадь его заберет, а, приехав в его село, захватит жену его, детей и все имущество его? Лошади-то жаль, а его самого не жалко ли?» Не могла отвечать дружина Святополка. Сказал Святополк: «Вот я уже готов», и встал Святополк. Сказал ему Владимир: «Вот, брат, большое добро сделаешь ты земле русской».

Слайд 19

В.М.Васнецов Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты.1902. Военно-морской музей Для Владимира основным положительным качеством человека являлось трудолюбие. Труд для князя являлся воинский подвиг и охота. В древности своеобразной проверкой зрелости и готовности знатного юноши к будущим совершениям была охота. Владимир Мономах оставил свой след в истории русской литературы. Его перу принадлежит знаменитое Поучение Владимира Мономаха – первое литературное произведение Древней Руси.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель преподаватель кафедры СКТ Нуттунен Е.А. Народная художественная культура в «преданиях старины глубокой…»

Слайд 2

Каждый народ создает свой собственный эпос – мифы, саги, сказания, легенды в которых отражается народная память о событиях, оказавших влияние на судьбы страны. Не стала исключением и Древняя Русь. Здесь возник былинный эпос, отразивший вековой процесс борьбы с захватчиками: хазарами, половцами, позднее с татарами. Мифы Древней Руси

Слайд 3

Народные певцы – сказители передавали былины из поколения в поколение. Слог былин нетороплив и протяжен. В.М.Васнецов Гусляры

Слайд 4

Былины - песенно-стихотворные эпические произведения относительно небольшого объема. В былинах слово герой не встречается. Основные действующие лица их - богатыри. Независимо от того, есть в конкретной былине слово богатырь или нет его, решающее значение в ней принадлежит человеку исключительных качеств и способностей, которому под силу дела и возможности всего народа, государства, города, социальной группы. Так, богатырь Илья Муромец ("Илья и Соловей Разбойник") один уничтожает несметное войско врагов, плотно окруживших город Чернигов, побеждает опасного для людей, для всего живого на русской земле Соловья Разбойника; От Чернигова до Киева Илья едет непроходимыми лесами и болотами; причём одной рукой "рвёт дубьё с кореньями", а другой - "мосты мостит". . Былины

Слайд 5

В.М.Васнецов Баян 1910 Русский музей

Слайд 6

В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в «Слове о полку Игореве». Это Боян , который возлагая «свои вещие персты» на струны, пел о героических воинах прошлых лет. Можно предположить, что речь идет именно о сказителе былин, который находится при княжеском дворе. Боян – певец- сказитель

Слайд 7

В.М.Васнецов Богатыри. 1881-1898 Третьяковская галерея Москва

Слайд 8

По мнению видного русского историка С.М. Соловьева, «история России, подобно истории других государств, начинается богатырским или героическим периодом... Старая русская песня очень хорошо определяет нам лучшего человека, богатыря или героя: “Сила-то по жилочкам так живчиком и переливается, грузно от силушки, как от тяжелого беремени...» Мужи, или богатыри, своими подвигами начинают историю; этими подвигами их народ становится известен у чужих народов; эти же подвиги у своего народа становятся предметом песен, первого материала исторического… Самый рассказ о подвигах богатыря-чародея приобретает чудодейственную силу, море утихает, когда раздается песня о богатыре: “Тут век про Добрыню старину скажут, синему морю на тишину, вам всем, добрым людям, на послушанье”. Песня о богатыре

Слайд 9

Русские богатыри

Слайд 10

В.М.Васнецов Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем 1913г.

Слайд 11

Былинные богатыри реальные исторические личности. Прообразом Добрыни, по мнению многих ученых, был дядя великого киевского князя Владимира Святославовича. Былины рисуют Д обрыню могучим, честным, прямодушным, верным в дружбе и любви. Исторически Д обрыня участвовал в событиях 10 века – крестил Новгород, ходил походом на Полоцк. По былине Добрыня побил змея именно в тех местах (на горе Сорочинской ), где русские в 10 веке разбили хазар. Былинные богатыри

Слайд 12

В.М.Васнецов Богатырь. 1870. Москва

Слайд 13

Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории. История в былинах

Слайд 14

Каждый народ создает своего героя

Слайд 15

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич , Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко». История в былинах

Слайд 16

В.М.Васнецов Витязь на распутье.1882 Русский музей.

Слайд 17

Картина была написана в 1882 году для мецената С.Мамонтова. Особое внимание Васнецов придавал надписи на камне. Позже он писал Стасову: « На камне написано: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: « направу – ехати женату быти ; налеву ехати – богату быти » – на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии». Камень в целом получил древний действительно «вещий», колдовской характер. Описание картины


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Истоки народного танца Составитель Е.Нуттунен

Слайд 2

Начиная с глубокой древности люди различные эмоциональные состояния выражали пластическими движениями.

Слайд 3

Древнейшим видом русских народных плясок являются пляски-игры, отображающие трудовые процессы. Параллельно с темой труда в них раскрывалась и любовная тема.

Слайд 4

Пляска-игра, отображающая трудовой процесс Обычно они исполнялись в строгом соответствии со временем проведения тех или иных сельскохозяйственных работ.

Слайд 5

Танец ХОРОВОД Древнейший русский народный танец культового происхождения – хоровод.

Слайд 6

хоровод Хоровод- массовый танец, исполнение которого сопровождается хоровой песней., посвящавшейся солнцу.

Слайд 7

хоровод Массовые пляски

Слайд 8

хоровод Своим рисунком олицетворяя солнце, хоровод обычно движется по кругу слева направо.

Слайд 9

хоровод Иногда он движется вокруг деревни цепочкой, от избы к избе и заканчивается у той избы, у которой начинался, то есть замыкает круг.

Слайд 10

Обрядовые и бытовые танцы В троицын день в ряде местностей девушки водили хоровод вокруг березки, украшенной лентами.

Слайд 11

Сольный танец Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. Сольные в основном делятся на три вида: перепляс, парная и импровизационно-изобразительная пляски.

Слайд 12

Перепляс Перепляс обычно исполняется мужчинами и является танцевальным соревнованием.

Слайд 13

Массовый танец К массовым относятся пляски-игры, хороврды , а так же всевозможные виды кадрилей и т.д.

Слайд 14

скоморох Праздничные и народные бытовые обряды, окружающие общинного человека, почти обязательно включали в себя ритуальные игрища и потехи, где скоморохи играли основную роль.

Слайд 15

скоморошество Скоморохи – актеры, плясуны, шуты, фокусники, певцы, му з ыканты и грают на разнообразных инструментах – на гуслях, домрах, дудах, гудках, бубнах

Слайд 16

скоморох Ярмарки и народные гуляния несли в себе элемент традиционных народных зрелищ это выступления актеров с куклами Петрушками, циркачей – акробатов, музыка и плясы, пародии и прибаутки…. Всем этим занимались всегда скоморохи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель Нуттунен Е.А. Мастера Древней Руси

Слайд 2

Мастера Древней Руси каждый по - своему, но всегда удивительно точно отражают в своих работах чувства людей времени, в котором им довелось жить. Для русских людей той эпохи икона была историческим произведением, и творения художников XIV – XV веков точно вписываются в события, переживаемые Русью, с его горестями ига, радостью освобождения и чувством национального возрождения. И кона как историческое произведение

Слайд 3

В суровых, трагических образах Феофана Грека нашло отражение полное драматических столкновений и междоусобных раздоров конца 14 века, когда Русь была разорена нашествием татар и по русской земле гуляли мор и голод. Активная борьба за объединение русских земель вокруг Москвы еще только начиналась. Феофан Грек «отменный живописец»

Слайд 4

Феофан Грек Христос Пантократор

Слайд 5

Фрески сохранились частично - в куполе изображен Пантократор (Христос-судия), окруженный четырьмя серафимами. В простенках - фигуры праотцев: Адама, Авеля, Ноя, Сира, Мелхиседека , Еноха, пророка Илии и Иоанна Предтечи, а в камере - личной молельне заказчика - пять столпников, "Троица", медальоны с изображениями Иоанна Лествичника , Агафона , Акакия и Макария . Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко индивидуальную, сложную психологическую характеристику. И в то же время все они - мудрый величавый Ной, грозный пророк Илья, самоуглубленные столпники - имеют нечто общее, объединяющее их: это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречиями, за их внешним спокойствием кроется жестокая борьба с обуревающими человека страстями. Он казалось руками пишет роспись…

Слайд 6

Феофан Грек Троица Великий Новгород

Слайд 7

В композиции «Троицы" нет умиротворенности. В образах ангелов не ощущается юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напряженность. Распростертые крылья как бы осеняют двух других ангелов, объединяя композицию в целом, придавая ей особую строгую завершенность и монументальность. Общепринято причислять творчество Феофана Грека к явлениям русской культуры. Но на самом деле он был человеком исключительно византийской культуры и как мыслитель, и как художник. Композиция Троица

Слайд 8

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону « Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Андрей Рублев

Слайд 9

Тайна рублевского светлого связана в первую очередь с тем, что художник находился под непосредственным влиянием нравственного учения Сергия Радонежского. Слово Сергия прозвучало в грозном 1380 году, когда полчища Мамая двинулись на Русскую землю. В эпоху, когда Русь поднимала голову, расправляла плечи, готовясь к решающей схватке с Ордой, твердость духа и вера в себя нужны были ей не меньше, чем мечи и кольчуги, и Сергий внушал современникам эту веру. Он благословил воинов, идущих на Куликовскую битву. Для современников он был «светильником» заповедей любви и единомыслия. Сергий Радонежский

Слайд 10

Иконы с ликом Сергия Радонежского

Слайд 11

Андрей Рублев Троица. Икона.Третьяковская галерея

Слайд 12

В память о С. Радонежском Андрей Рублев создал свою знаменитую Троицу. Рублев считает своим долгом напомнить людям о братстве и справедливости, о высказанном Радонежском желании, чтобы люди побеждали «страх ненавистной розни мира сего созерцанием Святой Троицы» как образца согласия. Светлой грустью, сочувствием к страдающему человечеству проникнута безмолвная беседа ангелов. В «Троице» гениальный художник впервые выразил форму круга ритмичным движением самих фигур и наклоном головы друг к другу. Знаменитая «Троица»

Слайд 13

Знаменская церковь

Слайд 14

Церковь сооружалась в 1734-1747 годах. С 1943 по 1991 год храм был закрыт. В храме находится икона преподобного Серафима Саровского в серебряном окладе, переданная в церковь Николаем II. в 1747 году, храм был окончен. В середине мая, незадолго до полного освящения храма, в Сарское село крестным ходом, длившимся 3 дня, была перенесена чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы ( Царскосельская ). В шествии участвовала сама Елизавета Петровна, неся иногда образ на руках. После того как икону переместили в Знаменскую церковь, она стояла над царскими вратами главного иконостаса.

Слайд 15

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение

Слайд 16

Серафим Саровский

Слайд 17

Серафим, Саровский и всея России чудотворец (в миру — Прохор Исидорович Машнин ; в некоторых источниках — Мошнин) — русский святой, преподобный; по инициативе Императора Николая II канонизованный Российской Церковью в 1903. Граф Витте также писал о роли Александры Феодоровны : «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и безусловно укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет — образ святого Серафима.» Серафим Саровский

Слайд 18

Множество людей, по мере распространения христианства, были причислены к лику святых, так как прославились своей праведностью и считались обретшими благодать. Святые Руси это неотъемлемая часть истории русской культуры, можно сказать лучшая ее часть. Каждому обществу как и каждому человеку необходим светлый духовный идеал. Что же служит нам, русским людям этим духовным идеалом, духовным стержнем, той силой, которая на протяжении целого тысячелетия сплачивала Русь перед лицом нашествий, смут, войн и других глобальных катаклизмов? Несомненно что такой связующей силой является православие, но не в том виде в каком оно пришло на Русь из Византии,а в том какой оно приобрело на Русской земле, с учетом национальных, политических и социально-экономических особенностей Руси. Расколы на Руси

Слайд 19

К 11веку христианство на Руси делало только первые шаги и для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. Ведь чтобы признать святость пришлых святых нужно было очень глубоко уверовать, проникнуться духом православной веры. Совсем другое дело, когда перед глазами есть пример в лице своего же, русского человека, иногда даже простолюдина, совершающего святое подвижничество. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Таким образом к концу 11века начинает формироваться чисто русский пантеон святых, почитаемых и поныне наравне с общехристианскими святыми. С вятые

Слайд 20

Юродивый - так называется новый чин святости, который входит в Русскую церковь с начала 14 в. «Христа ради юродивый», или «блаженный» - человек, принявший на себя облик безумия ради отвержения ценностей мирской жизни. Своим подвигом притворного безумия или безнравственности они выявляли несовместимость таких понятий, как христианская правда и здравый смысл. Почти всем юродивым приписывается дар пророчества, который дается им в качестве награды за презрение к человеческому разуму. По свидетельству современников, древнерусские юродивые ходили нагими, с распущенными волосами и железной цепью на шее. Юродивые на Руси

Слайд 21

Родиной русского юродства стал Новгород. Именно из Новгорода происходят Прокопий Устюжский (14 в.), Никола Кочанов (14 в.), Михаил Клопский (15 в.). Ряд московских юродивых начинается со св. Максима (15 в.), а наиболее прославленным среди них был Василий Блаженный (16 в.). В 16 в. юродство стало формой пророческого (в древнееврейском смысле) служения, соединенного с крайней аскезой и посмеянием миру. В эту эпоху, когда церковная иерархия оказалась практически лишенной своего права печалования (ходатайства) за неправедно осужденных, подвиг юродивых приобрел социальный и даже политический смысл: обличение сильных мира сего стало неотъемлемой принадлежностью юродства. Именно юродивый, которого невозможно лишить голоса, выступает теперь как единственный поборник Христовой правды. С конца 16 в. власть начинает все более подозрительно относиться к юродивым. В 18 в. Синод запретил канонизацию блаженных. Последними святыми этого чина святости стали блаженная Ксения Петербургская (18-19 вв.) и блаженный Николай Рынин (19 в.), канонизированные в 20 в. Юродивые на Руси

Слайд 22

В.И.Суриков эскиз к картине Боярыня Морозова

Слайд 23

Один из главных героев картины Сурикова "Боярыня Морозова" - юродивый. Это - безумный человек. Но у верующих он пользовался большим почетом. Они прислушивались к его несвязным словам. Им казалось, что он предсказывает будущее. В лохмотьях, босой, юродивый сидит прямо на снегу. Его шея и плечи до крови растерты железной цепью, на которой висит пудовый крест. Юродивый - единственный в толпе - открыто поддерживает боярыню. Он отвечает на ее призыв сложенными двумя перстами. Сначала Суриков написал в виде юродивого знакомого нищего из подмосковной деревни. Позже этот нищий "превратился" в другого героя картины - татарина, чье смуглое лицо в тюбетейке видно в правом верхнем углу, возле лампады под иконой. А поиски юродивого продолжались. Юродивый

Слайд 24

Наконец Сурикову повезло. Он рассказывал: "Юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу - он... Я говорю - идем. Еле уговорил его... В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер... Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели... Так на снегу его и писал". "Если бы я ад писал,- говаривал Суриков,- то и сам бы в огне сидел, и в огне позировать заставлял". Сани увозят Морозову от верного ей юродивого влево вдаль - туда, где встречает ее злой насмешкой священник в богатой черной шубе с рыжим лисьим воротником. Суриков несколько раз писал лицо священника. Но главные черты этого лица подсказала художнику память: "А священничка у меня в толпе помните?.. Это когда меня из Бузима еще учиться посылали, раз я с дьячком ехал - Варсонофием , мне восемь лет было. У него тут косички подвязаны..." Рядом с санями идет родная сестра Морозовой, княгиня Авдотья Прокопьевна Урусова. В ее лице, крепко сплетенных пальцах рук, торопливой походке - жалость, страдание, душевная боль. И собственная судьба. Урусова тоже была раскольница. Ее черед близок. Завтра и на нее наденут цепи, сошлют вместе с сестрой. Замысел Сурикова

Слайд 25

Боярыня Морозова

Слайд 26

"Боярыня Морозова" Василия Ивановича Сурикова - одна из самых больших и серьезных русских картин. по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Это была знатная боярыня - Феодосья Прокопьевна Морозова. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Ее увозили в ссылку. В народе говорили, что Морозова пострадала "за веру". В ту пору в русской церкви произошел раскол. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды. Боярыня Морозова

Слайд 27

Для своей картины Суриков избрал тот момент, когда Морозову, измученную в застенке, везут среди толпы по московским улицам. Она сидит в розвальнях, закованная в кандалы, и поднимает руку, сложенную двуперстным крестом, знамением старообрядчества, призывая народ стоять за старую веру. Розвальни медленно двигаются сквозь расступающуюся толпу народа.

Слайд 28

Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в « новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года [1] , Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Феодосия Морозова

Слайд 29

Царь Алексей Михайлович Тишайший

Слайд 30

Когда царь Алексей Михайлович задумал жениться, он назначил боярыню Морозову исправлять на свадьбе почетную должность. Но боярыня отказалась. Она не хотела изменять "старой вере". Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее " преславно и дивно". Царь велел сослать непокорную боярыню, а перед тем провезти ее по Москве, прикованную, как цепную собаку, чтобы посмеялся народ и чтобы другим неповадно было.

Слайд 31

Патриарх Никон

Слайд 32

Важным фактом русской истории XVII века был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов, подрывавших авторитет церкви. С необходимостью проведения реформы согласились все: и Никон, и его будущий противник протопоп Аввакум. Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 года, была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу " алилуйя " не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Раскол в русской истории

Слайд 33

О Никоне заговорили как о " латыннике ", предтече антихриста. "Всяк бо , крестяся тремя персты, - писал по этому поводу протопоп Аввакум, - кланяется первому зверю папежу и второму русскому, творя их волю, а не божию, или рещи : кланяется и жертвует душою тайно антихристу и самому дияволу . В ней же бе , шепоти , тайна сокровенная: зверь и лжепророк, сиречь: змий - диявол , а зверь - царь лукавый, а лжепророк - папеж римский и прочий подобии им". Поэтому всякий, "крестящийся тремя перстами, будет мучен огнем и жупелом". Подобным же образом Аввакум осуждал введенную Никоном трегубую аллилуйю и прочие его реформы, призванные согласовать русское богослужение с практикой других православных церквей. Через все его послания и челобитные красной нитью проходило стремление связать эти реформы с латинством, с учением и практикой католической церкви, с "фряжскими" или немецкими порядками. "Ох, ох, бедная Русь! - восклицал он. - Чего-то тебе захотелось немецких поступков и НИКОН

Слайд 34

Среди верующих оказались люди, которые не захотели признать новые обряды. Их называли старообрядцами или раскольниками. Старообрядцы тайно собирались и молились по-старому. Самым яростным хранителем старых обрядов стал протопоп Аввакум. Боярыня Морозова была его верной помощницей. Раскольников преследовали, пытали, казнили. Протопопа Аввакума сожгли на костре. Аввакум

Слайд 35

Боярыня навещает Аввакума в тюрьме миниатюра XIX века

Слайд 36

Протопоп Аввакум - одна из наиболее ярких личностей в истории России. Это был человек огромной силы духа, которая в полной мере проявилась во время гонений на него. Он с детства приучался к аскетизму. Отвращение от всего мирского и стремление к святости он считал настолько естественным для человека, что не мог ужиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских утех и отступления от обычаев веры. Многие считали его святым и чудотворцем. Святой и чудотворный

Слайд 37

Алексею Михайловичу хотелось привлечь на свою сторону неустрашимого "ревнителя благочестия", так как это позволило бы в корне заглушить все более нараставшую народную оппозицию. Оттого он, не выказывая прямо своего отношения к челобитным Аввакума, попытался склонить его к уступчивости обещанием сперва места царского духовника, затем, что гораздо больше привлекало Аввакума, справщика в Печатном дворе. Царь увидел, сколь беспочвенны его надежды на примирение Аввакума с церковью и, поддавшись уговорам духовенства, 29 августа 1664 года подписал указ о высылке Аввакума в Пустозерский острог. Царь и Аввакум

Слайд 38

Сожжение протопопа Аввакума Пётр Евгеньевич Мясоедов, 1897 год

Слайд 39

14 апреля 1682 года закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности. До нас дошли очень скудные подробности этой казни. Известно, что совершилась она при большом стечении народа. Узников вывели из-за тюремного тына к месту казни. Аввакум заблаговременно распорядился своим имуществом, раздал книги, нашлись для смертного часа и чистые белые рубахи. И все равно зрелище было тягостное - загноенные глаза, обрубленные усохшие руки. Теперь Аввакума, Федора, Лазаря и Епифания никто не уговаривал отречься.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель преподаватель кафедры СКТ Нуттунен Е.А. Народная художественная культура в «преданиях старины глубокой…»

Слайд 2

Каждый народ создает свой собственный эпос – мифы, саги, сказания, легенды в которых отражается народная память о событиях, оказавших влияние на судьбы страны. Не стала исключением и Древняя Русь. Здесь возник былинный эпос, отразивший вековой процесс борьбы с захватчиками: хазарами, половцами, позднее с татарами. Мифы Древней Руси

Слайд 3

Народные певцы – сказители передавали былины из поколения в поколение. Слог былин нетороплив и протяжен. В.М.Васнецов Гусляры

Слайд 4

Былины - песенно-стихотворные эпические произведения относительно небольшого объема. В былинах слово герой не встречается. Основные действующие лица их - богатыри. Независимо от того, есть в конкретной былине слово богатырь или нет его, решающее значение в ней принадлежит человеку исключительных качеств и способностей, которому под силу дела и возможности всего народа, государства, города, социальной группы. Так, богатырь Илья Муромец ("Илья и Соловей Разбойник") один уничтожает несметное войско врагов, плотно окруживших город Чернигов, побеждает опасного для людей, для всего живого на русской земле Соловья Разбойника; От Чернигова до Киева Илья едет непроходимыми лесами и болотами; причём одной рукой "рвёт дубьё с кореньями", а другой - "мосты мостит". . Былины

Слайд 5

В.М.Васнецов Баян 1910 Русский музей

Слайд 6

В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в «Слове о полку Игореве». Это Боян , который возлагая «свои вещие персты» на струны, пел о героических воинах прошлых лет. Можно предположить, что речь идет именно о сказителе былин, который находится при княжеском дворе. Боян – певец- сказитель

Слайд 7

В.М.Васнецов Богатыри. 1881-1898 Третьяковская галерея Москва

Слайд 8

По мнению видного русского историка С.М. Соловьева, «история России, подобно истории других государств, начинается богатырским или героическим периодом... Старая русская песня очень хорошо определяет нам лучшего человека, богатыря или героя: “Сила-то по жилочкам так живчиком и переливается, грузно от силушки, как от тяжелого беремени...» Мужи, или богатыри, своими подвигами начинают историю; этими подвигами их народ становится известен у чужих народов; эти же подвиги у своего народа становятся предметом песен, первого материала исторического… Самый рассказ о подвигах богатыря-чародея приобретает чудодейственную силу, море утихает, когда раздается песня о богатыре: “Тут век про Добрыню старину скажут, синему морю на тишину, вам всем, добрым людям, на послушанье”. Песня о богатыре

Слайд 9

Русские богатыри

Слайд 10

В.М.Васнецов Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем 1913г.

Слайд 11

Былинные богатыри реальные исторические личности. Прообразом Добрыни, по мнению многих ученых, был дядя великого киевского князя Владимира Святославовича. Былины рисуют Д обрыню могучим, честным, прямодушным, верным в дружбе и любви. Исторически Д обрыня участвовал в событиях 10 века – крестил Новгород, ходил походом на Полоцк. По былине Добрыня побил змея именно в тех местах (на горе Сорочинской ), где русские в 10 веке разбили хазар. Былинные богатыри

Слайд 12

В.М.Васнецов Богатырь. 1870. Москва

Слайд 13

Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории. История в былинах

Слайд 14

Каждый народ создает своего героя

Слайд 15

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич , Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко». История в былинах

Слайд 16

В.М.Васнецов Витязь на распутье.1882 Русский музей.

Слайд 17

Картина была написана в 1882 году для мецената С.Мамонтова. Особое внимание Васнецов придавал надписи на камне. Позже он писал Стасову: « На камне написано: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: « направу – ехати женату быти ; налеву ехати – богату быти » – на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии». Камень в целом получил древний действительно «вещий», колдовской характер. Описание картины


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История в картинах Часть1 – Крещение Руси Составитель Нуттунен Е.А.

Слайд 2

М.М.Антокольский Нестор-летописец.1889.Мрамор Русский музей Нестор-автор Повести временных лет., где летописец поведал о том, как жили его предки. Он первый историк Древней Руси.

Слайд 3

Николай Констатинович Рерих Идолы 1901г.Русский музей Идолы одна из самых подлинно исторических композиций. В основу Идолов положен подлинный археологический материал

Слайд 4

Н.К.Рерих Заморские гости 1901.Третьяковская галерея,Москва Необычайно нарядный корабль плывет по густо-синей воде. На таких кораблях викинги совершали далекие морские походы.

Слайд 5

В.М.Васнецов Княгиня Ольга. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве В 945 году Правительницей Руси стала жена Игоря Ольга.

Слайд 6

Крещение Руси По преданию, Владимир не сразу решил, какую веру должна принять Русская земля. В 968 году им были выслушаны представители самых крупных религиозных конфессий , но не одна вера кроме христианской ему не понравилась. Сначала Владимир сам принял христианство, а затем крестил и своих сыновей и вельмож. А 1 августа 989 года Владимир крестил в водах Днепра Киевлян.

Слайд 7

К.В. Лебедев Крещение киевлян Именно этот день принято считать днем Крещения Руси

Слайд 8

В.М.Васнецов Крещение руси.1885-1893 Третьяковская галерея 989 год вошел в историю как год Крещения Руси

Слайд 9

Князь Владимир После крещения во всем образе жизни Владимира произошли разительные перемены. Он распустил свой гарем, оставив единственную жену — византийскую царевну Анну. В том же году были разрушены все языческие капища. Главный киевский идол Перун, сделанный из дерева, с золотыми волосами и серебряными усами, был бит палками и сброшен в Днепр. Приняв христианство, Владимир стал милостивым, щедрым и справедливым правителем. Именно тогда великого князя киевского прозвали в народе Красным Солнышком. Среди жен наиболее известна Рогнеда дочь половецкого князя Рогвольда . От этого брака родился Ярослав Мудрый. Событие достойно упоминания еще и потому, что послужило сюжетом для картины Антона Павловича Лосенко Владимир перед Рогнедой , которую можно назвать первой исторической картиной.

Слайд 10

А.П.Лосенко Владимир перед Рогнедой. 1770 Русский музей По словам самого Лосенко, он показал «первое свидание с Рогнедою,.

Слайд 11

Владимир и Рогнеда "Владимир и Рогнеда " - первая картина в русском искусстве, созданная на национально-историческую тему. За нее художник получил звание академика. Художник изображает момент, когда новгородский князь Владимир, убив полоцкого князя, стремительно войдя в покои княжны Рогнеды , сражен ее красотой. Он смущен своей жестокостью. На лице Владимира растерянность, жесты рук и поза изображают раскаяние в содеянном. В образе Владимира соединены любовь и деспотизм. Взволнованность героев, изображенных в центре, на первом плане, передают патетика в выражении лиц и жестов рук, динамичный наклон голов и торсов. Для усиления эффекта драматизма переживаний Владимира и Рогнеды им противопоставлены тихая покорность прислужниц княжны и холодное любопытство воинов князя. В театрально-условном характере картины, полной патетики проявились черты стиля классицизма. Художник стремится к ясности и величественности композиции. Он отказывается от пышных драпировок, арок и античной одежды. Стремясь показать национальный характер персонажей, Лосенко одевает их не в античные одежды, как это было принято, а в условные. В таких одеждах в то время трагические герои появлялись на театральной сцене. Правда одна из прислужниц Рогнеды одета в русское платье, с шитой жемчугом повязкой на голове, ее волосы заплетены в косу. Рисунок в картине, как того требовала академическая живопись, безупречен. Цвет носит локальный характер (не перетекая в другие цвета). Объемность фигур достигается разработкой светотени; цвета, используемые художником: красные, оливковые, темно-коричневые, серые

Слайд 12

Золотой век Древней Руси Великий князь Владимир Красное Солнышко умер 15 июля 1015 года. При нем русское государство достигло наивысшего экономического и политического расцвета. Был заключен выгодный для обеих стран военно-политический союз Руси с Византией, скрепленный религиозно-церковными и родственными узами. Он придал княжеской власти в Киеве державный характер. Христианство на Руси стало государственной религией.

Слайд 13

А.Д.Кившенко Ярослав Мудрый. Чтение народу «Русской правды» в 1036 году.1880 Военно-морской музей, Санкт-Петербург Для Киева правление Ярослава Мудрого ознаменовалось периодом бурного развития, который считается «Золотым веком» Киевской Руси

Слайд 14

Ярослав Мудрый Правление Ярослава Мудрого продолжалось почти сорок лет. Он объединил под своей властью почти все древнерусские земли. Во время его правления было начато составление первого свода древнерусского права, вошедшего в историю под названием РУССКОЙ ПРАВДЫ. Известный художник баталист не мог пройти мимо такого важного события для российской истории, как создание свода законов, по которым должна была жить страна.

Слайд 15

Памятник Ярославу Мудрому в Киеве В Повести временных лет сказано, что Ярослав любил книги, много их написал, положив в храм Святой Софии (как считают некоторые исследователи, эта библиотека до сих пор хранится где-то в подземельях). На внутренней стороне храма сохранилось около 300 граффити, т. е. надписей и рисунков XI–XIII вв., на них видны сцены из жизни Киевской Руси той эпохи.

Слайд 16

Ярослав Мудрый В своем завещании Ярослав призывает сыновей жить мирно и дружно: « Аще ли будете ненавидно живуще , в распрях…то погыбните сами и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже налезоша трудом своим великим». К сожалению после смерти Ярослава русское государство распалось и начался период феодальной раздробленности. Лишь при внуке Ярослава Владимира Мономаха попытка восстановить государство возобновилось.

Слайд 17

А.Д.Кившенко Владимир Мономах. Долобский съезд 1103 года. 1880 В оенно-морской музей

Слайд 18

Владимир Мономах А разговор можно представить такой цитатой из "Повести временных лет" : В 1103 году Бог вложил в сердце князьям русским Святополку и Владимиру, и съехались они для думы в Долобске . Сел Святополк со своей дружиной, а Владимир со своей в одном шатре. Начала думать и говорить дружина Святополка: «Неудобно теперь, весной, итти : погубим смердов и пашню их». Сказал Владимир: «Удивительно мне, дружина, что лошадей вы жалеете, на которой кто пашет, а почему о том не подумаете: начнет пахать смерд, а приедет половчин , убьет его стрелой, лошадь его заберет, а, приехав в его село, захватит жену его, детей и все имущество его? Лошади-то жаль, а его самого не жалко ли?» Не могла отвечать дружина Святополка. Сказал Святополк: «Вот я уже готов», и встал Святополк. Сказал ему Владимир: «Вот, брат, большое добро сделаешь ты земле русской».

Слайд 19

В.М.Васнецов Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты.1902. Военно-морской музей Для Владимира основным положительным качеством человека являлось трудолюбие. Труд для князя являлся воинский подвиг и охота. В древности своеобразной проверкой зрелости и готовности знатного юноши к будущим совершениям была охота. Владимир Мономах оставил свой след в истории русской литературы. Его перу принадлежит знаменитое Поучение Владимира Мономаха – первое литературное произведение Древней Руси.