Поэзия второй половины 20 века
план-конспект урока по теме

Сенчук Ирина Николаевна

Работа предназначена для проведения урока по теме:"Поэзия второй половины 20 века", а также для проведения внеклассного мероприятия по современной поэзии.

Цель:

  • познакомиться с творчеством поэтов  второй половины 20 век;
  • рассмотреть новые идеи, темы, образы в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, В.Высоцкого, Н. Рубцова;
  •  определить основные направления поэзии,  связь с традициями русской классической  литературы, выявить значение авторской песни для развития литературного процесса.
 

К уроку студентами подготовлены презентации по творчеству Е.Евтушенко, А.Вознесенского, В.Высоцкого, Н.Рубцова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc88 КБ
Файл poeziya_20_veka.rar458.67 КБ
Office presentation icon poeziya_vtoroy_poloviny_xx_veka.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Костромской области

ГОУ СПО «Костромской автодорожный колледж»

Костромской области

Конспект открытого урока

по предмету «Литература».

Тема:

«Поэзия второй половины 20 века»

  Автор:  Сенчук И.Н., преподаватель   литературы.

Кострома 2012


Тема урока: «Поэзия второй половины 20 века».

 

Цели урока.

             Образовательные: познакомить учащихся с творчеством поэтов  второй половины 20 век, ё выявить значение авторской песни  для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа, раскрыть роль  поэзии Костромского    края в развитии русской литературы;

            воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся, их гражданской позиции;

             развивающие: углубить и расширить знания  о поэзии, о культурных традициях и творческих поисках поэтов, продолжать развивать умения  работы с компьютером, совершенствовать  навыки выразительного чтения  стихотворений.

 

Тип урока: комбинированный урок, сопровождаемый презентацией.

Наглядные пособия и оборудование:

компьютер, видеозапись о жизни и творчестве В.С.Высоцкого, аудиозапись песен Б.Окуджавы, фотовыставка.

                 

                        План урока.

1.Творчество «эстрадных» поэтов: Е. Евтушенко, А.Вознесенского

2.Авторская песня поэтов-бардов В. Высоцкого, Б.Окуджавы.

3. «Тихая» лирика Н.Рубцова.

4.Современная постмодернистская поэзия.

5. Закрепление изученного материала.

               

                                Ход урока.

                                                     

1.Орг. момент. Записи в тетради (тема, эпиграф)

Цель: изучить творчество поэтов  второй половины 20 века, определить основные направления поэзии,  связь с традициями русской классической  литературы, выявить значение авторской песни для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа.

По ходу урока должны  сделать записи в тетради об особенностях  направления и творчества каждого из представленных поэтов, составив  таблицу.

Поэт      Основные этапы        Новые темы, идеи,                 Отражение традиции

              жизни и творчества   художественные приемы

                           

Домашнее задание: ответ-рассуждение на вопрос: есть ли будущее у поэзии?

Эпиграф.    

                     Быть поэтом – это значит то же,

                     Если правды жизни не нарушить,

                     Рубцевать себя по нежной коже,

                     Кровью чувств ласкать чужие души.

                                         С.А.Есенин.

Это значит: поэт должен раскрывать  правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века.

2. Вступительное слово учителя.

Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии в нашей стране врожденные. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового. В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками.  «Оттепель» - это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Для поэзии прошедших десятилетий трудно найти что- либо ее объединяющее; ни безусловного лидера, ни преобладающей тенденции.

Творчество «эстрадных» поэтов.

         В 60 годы 20 века страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы. Заявила  о себе « эстрадная» поэзия, которая собирала в годы  «оттепели» широкую читательскую аудиторию. Обрели громкую известность и популярность поэты: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Постоянными стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках. Как писал Андрей Вознесенский,

« заполнив Лужники, читатели тянутся к стихам, как к травам от цинги…».

         Вот как вспоминал об этом поэтическом «буме»  поэт Вадим  Шефнер:

 «Никто не предполагал, что группа молодых поэтов столь быстро и целеустремленно войдет в нашу поэзию и не только утвердит в ней себя, но и изменит расстановку поэтических сил. Конечно, этим поэтам помогало время. Но ведь и они помогли времени,… молодые поэты подняли интерес читателя  к поэзии вообще,… и стало ясно видно, кто чего стоит. Это пошло на пользу поэзии в целом». Это было время поразительно талантливых, увлеченных читателей и слушателей.

          В стихах « эстрадных» поэтов звучали самые назревшие, насущные вопросы демократизации общества, переоценки той роли, которую  должен играть в обновленном обществе каждый отдельный человек, уже не «ноль», не « винтик», а социально  активная личность.

           Поэты «эстрады» старались  вглядеться в мир не «идеального героя», а  

« рядового» человека с его нелегкой судьбой и душевной стойкостью. В новой поэзии слушатели находили отклик своим надеждам и сомнениям, своему стремлению к раскрепощению, к внутренней свободе. Но поэзия не покушалась на идеи социализма, а лишь стремилась их обновить. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос, и «эстрадность» (направленность на большую аудиторию).

3.  Изучение творчества поэтов  второй половины 20 века (учащиеся заранее изучают  биографии поэтов, учат наизусть 1 стихотворение и готовят компьютерную презентацию, сопровождающуюся демонстрацией слайдов).

1 слайд. Рассказ учащегося  о жизни и творчестве   Е.Евтушенко.

Евгений Александрович Евтушенко - поэт, прозаик, публицист, литературовед. Кинорежиссер. Он родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области. Отец- геолог, был репрессирован. Евгений Евтушенко начал печатать  стихи  в 1949 году.  Сейчас продолжает активную творческую работу не только в поэзии, но и в прозе, киноискусстве. Евтушенко-автор поэм, лирических сборников, романов («Ягодные места»,1981, « Не умирай прежде смерти»1987), сценариев       ( «Детский сад»1983, «Похороны Сталина»1990).

Поэзия Евтушенко - это как бы кардиограмма времени, искренняя, честная. Стихи его злободневны. Он внес новое в тематику, интонацию стихов и в создание  необычных  корневых рифм. Его поэзия доказала, что стихи могут быть массовым видом искусства. Очевидно влияние на него поэзии В. Маяковского с ее публицистичностью и поиском новых выразительных поэтических средств. Его стихотворения – это авторские лирико-публицистические монологи, ораторские речи. Поэт умело пользуется риторическими приемами (вопросами, восклицаниями). Типичное стихотворение написано четырехстопным или пятистопным ямбом, преобладает кольцевая композиция рифмовки в четверостишии.

Е.Евтушенко говорит о противоречивости  человеческой   натуры:

              Я разный-

                               Я натруженный и праздный.

              Я целе - и нецелесообразный.

              Я весь несовместимый,

                                                      неудобный,

              застенчивый и наглый,

                                                      злой и добрый.

       И все это звучало звонко, задиристо, заразительно, подкрепленное широким спектром художественных приемов (интонационных ходов, поэтических зарисовок).

      Поиски искусства - это поиски свободы от всего, мешающего непосредственно выразить то, как впервые открываешь для себя мир.

Что записали в тетради о Е. Евтушенко? Таблица:

Поэт                     Основные этапы жизни и                Особенности           Традиции

Евтушенко               творчества

                          «эстрадный поэт», прозаик,            творчества      

                            публицист, литературовед                  корневая        Маяковский

                            кинорежиссер                                       рифма

 Своим  поэтически неповторимым голосом обладал и Андрей Вознесенский.

Поэт  высекает искру пламени, ему  хорошо служат ассоциации, эмоциональная энергия образности.

2 слайд. Рассказ учащегося  о творчестве А.Вознесенского.

Андрей Андреевич Вознесенский  родился в Москве в 1933 году, в семье инженера-гидроэнергетика. В 1957 году Вознесенский  окончил Московский архитектурный институт.  Начал печатать произведения с 1958 года. Автор многих поэм и стихотворных сборников. Его перу принадлежат также эссе, статьи по вопросам литературы  и искусства. Он не только поэт, но и художник: некоторые из его картин находятся  в музеях. Основное качество  Вознесенского- раскованность.

           Я не знаю, как остальные,

           Но я чувствую жесточайшую

           Не по прошлому ностальгию-

           Ностальгию по настоящему…

           Одиночества не искупит

           В сад распахнутая столярка.

           Я тоскую не по искусству,

           Задыхаюсь по - настоящему.

Настоящее для поэта- это подлинное,  неподдельное,  искреннее.

Метафоры Вознесенского, мастера строки,- это важнейший элемент содержания его поэзии: из метафорических открытий, сближений, соотнесений, создана и его «существованья ткань сквозная». Его метафоры подчинены одной повелительнице: мысли. Его метафоризм усвоен прежде всего  у Бориса Пастернака и Марины Цветаевой.

   «Вы читали?- биополе распахали»; «Мой кот, как радиоприемник, Зеленым глазом ловит мир»; «По лицу проносятся очи,  как буксующий мотоцикл»; «Мое лицо никак не выжмет \ Штангу ушей»;  « Отлетали ножки от кузнечиков,\  Как душки отломившихся очков». Но самое вечное  в поэзии Вознесенского – это стихотворения, в которых он оставляет  метафоры, необычные образы, и признается просто:

Тишины,

Тишины хочу, тишины,

Нервы, что ли, обожжены…

Итак,  «эстрадные» поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко по- новому, свободно, раскованно изображали  обычного рядового человека, действительность, находили новые художественные формы.

Учащиеся читают стихи А. Вознесенского, заполняют таблицу.

А. Вознесенский    поэт, художник       необычные метафоры    Б. Пастернак.

3 слайд. Авторская песня поэтов-бардов.

       Слово не только читалось с «эстрады», но и пелось поэтами- бардами, насыщавшими его особым, проникновенным лиризмом.  Рождение жанра песни- рассказа, песни- исповеди, песни, в которой поющий поэт становится своеобразным режиссером, музыкантом и актером, «выпевающим», выговаривающим свои стихи,-  следствие перемещения духовно- нравственных представлений  с общественных на частное, личное. Первыми  среди поэтов- бардов были: Юрий Визбор(1934- 1984), Александр Галич, Булат Окуджава.

4 слайд. Рассказ учащегося  о творчестве  Б. Окуджавы.

 Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) расширил диапазон поэтического слова, обогатил его лирическим звучанием. Он родился в Москве, родители - партийные работники - были репрессированы, отец  расстрелян в 1937 году. Из 9 класса ушел добровольцем на фронт, был ранен. После войны  поступил на филологический факультет Тбилисского университета.  Работал учителем в школе, затем редактором «Литературной газеты».  Окуджава писал и прозу: автобиографическую повесть  о войне «Будь здоров, школяр!», исторические романы о судьбах декабристов, о жизни высших кругов русского общества  середины 19 века. В его стихах находили отражение безоглядная доброта, мечтательность и насмешливость, условные принципы сказки, пантомимы, кукольного представления, музыкальной шкатулки. У Окуджавы лирические песни. Внутренняя проникновенность и выразительность звучания лирической поэзии сближает ее с музыкой. Слово «лирика» восходит  к названию  музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой в  Древней Греции исполнялись стихотворные произведения. А одна из девяти муз в греческой  мифологии - Эвтерпа – была покровительницей и лирической поэзии, и музыки. Широко известны песни Булата Окуджавы « Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим» (из к-ф  « Белорусский вокзал»), «До свидания, мальчики»,  «Король», «Молитва Франсуа Вийона».

( Читается стихотворение Б. Окуджавы).

               Искренне желая выразить свое уважение, Высоцкий называл Булата Окуджаву своим «духовным отцом». Общность и различие  очевидны. Если у Окуджавы песни чисто лирические, то у Высоцкого балладные, лироэпические,

5 слайд. Рассказ учащегося о творчестве В.С.Высоцкого.

                Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943года возвращается в Москву. С1947года живет в г.Эберсвельде в семье отца. В 1949 году они переезжают в Москву. 1955 год – Владимир оканчивает школу и поступает в инженерно- строительный институт, из которого уходит через год.

1956 год - поступает в школу-студию МХАТ.

1960 год - работа в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина. В это время появляются первые песни.

С 1964 года по 1980 год работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке.

                Высоцким  написано более 600 песен, сыграно 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в  радиоспектаклях.

Высоцкий снимался в кинофильмах:

«Вертикаль»,

«Хозяин тайги»,

Сказ про то, как царь Петр арапа женил»,

«Место встречи изменить нельзя»,

«Опасные гастроли»,

«Служили 2 товарища».

25 июля 1980 года  В.С.Высоцкого не стало. Он похоронен на Ваганьковском кладбище.

           Драма Высоцкого-поэта - в его прижизненной  «непечатаемости». Написавший сотни стихотворений и множество песен, он почти не видел своих сочинений на книжных или журнальных страницах. Но была прижизненная слава артиста и поэта, « голосом которого кричало Время» (по словам Ф. Абрамова). Любительские магнитофонные записи его песен миллионными тиражами расходились по всей стране. Поэт был смел и правдив, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию, был  исповедален и искренен во всем. Он умел сострадать. Слово Высоцкого, обжигающе правдивое, выстраданное и бесстрашное.

    Каждую  «роль», сочиненную в песне, автор проживал, пропускал через себя. «Втискивался»  в нее, как он сам говорил.

    Лучшие песни Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,- есть неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой.

               Кем же он все-таки был больше всего? Актером? Певцом? Поэтом? Трудно сказать. Но важно то, что он был личностью, гражданином, уникальным явлением.  

Жизнь поэта продолжается в его  стихах и песнях.

(Учащиеся читают стихи Высоцкого).

А сейчас посмотрим видеозапись выступлений Высоцкого.

Есть замечательные книги о Высоцком. Одна из них: книга  - воспоминания  Марины Влади: «Владимир или прерванный полет», где она пытается разобраться в непростых явлениях советской действительности. Об отношении  власти к творческой личности и стихотворение Андрея Вознесенского « На смерть Высоцкого».

Нет великого поэта и  артиста, но звучат его стихи, песни и заставляют человека размышлять о себе,  о  времени и о судьбе.

     На представленных здесь фотографиях вы можете наблюдать многогранность таланта В.С.Высоцкого.

Вопрос учащимся: Каких поэтов, бардов, исполнителей самодеятельной песни вы знаете?

(Юрий Визбор,  Виктор Цой,  Игорь  Тальков,  костромичи:  Александр Григорьев,  Владимир Смирнов, Ирина Блинова, Виктор Зудин.) У каждого свои интонации, свой голос.

Среди современных бардов, связанных с традициями рок- музыки, выделяется рок- музыкант Александр Башлачев (1962-1988) , певец света,  любви, слушавший свою душу, считавший, что «каждую песню надо оправдать жизнью».

На грани риска и легенд живут нынче барды вроде Егора  (Игоря Федоровича) Летова, рок- музыканта, выступающего  с героическими песнями: « Гражданская оборона», « Победа»,

«Родина», «Пой, революция!».

Посмотрите видеозапись встречи с костромским бардом Игорем Зудиным.

Как наказ, завет, звучат строчки  барда Виктора Цоя:

Электрический свет продолжает наш день,

И коробка от спичек пуста,

Но на кухне синим цветком горит газ,

Сигареты в руках, чай на столе – эта схема проста,

И больше нет ничего: все находится в нас.

6 слайд.

«Тихая»  лирика. Рассказ о жизни и творчестве Н. Рубцов(1936-1971).

Николай Михайлович Рубцов родился в Архангельской области. Он был пятым ребенком в семье, в шесть лет потерял мать, фактически остался без отца и был отдан в детский дом. Рубцов испытал горечь сиротства и бездомности в самой полной трагической мере. Служил на Северном флоте. В 1962 году поступил в Московский литературный институт им. М. Горького. Первый сборник стихотворений вышел в1965 г. В 1967 г. выходит его книга « Звезда полей», в 1969 – «Душа хранит», в 1971- «Зеленые цветы».

Существует поэзия, которая не заявляет о себе громко. Во 2 половине 20 века зазвучал тихий лирический голос поэта Николая Рубцова, так не похожего на эстрадных поэтов.   О  Николае Рубцове сказал его  преподаватель Николай Сидоренко: « Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь…Николай Рубцов-поэт по самой своей сути»

«Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова и взял обратно: не достойны».

            Особенностью поэзии Н.Рубцова является трагически-обостренное чувство Родины, ее прошлого, настоящего и будущего. В творческом плане поэзия Н.Рубцова – это синтез многих традиций: прежде всего Тютчева, Фета, Блока и Есенина.  Для русской поэзии тютчевский образ – человек перед лицом мироздания. Один на один с мирозданием. Душа и Вселенная. Диалог, который все более грозит обернуться непониманием. Не этого ли боится человек, научившийся брать у природы, не полагаясь на ее милости, но вдруг растерянно  признающий, что перестал слышать ее голос? Глубокая вера в возрождение России, в ее способность « вынести все» соседствует в поэзии Н.Рубцова с крайним  пессимизмом, с ощущением чего-то утраченного навеки. Поэт боготворил Россию, ее историю, ее природу, обычаи, верования. Рубцов через головы неинтересных ему «громких» поэтов – современников обращался к вечности.

Современник Н.Рубцова Роберт Винонен  вспоминает, как   на студенческой вечеринке читали стихи по кругу: «Кому-то было тесно во Вселенной, у другого  играли ассонансные рифмы вроде «интересно - интеллекта», в белых стихах третьего рифма роскошно отсутствовала. Настал черед поэта – первокурсника, паренька из Вологды…Николай Рубцов прочитал: « В горнице моей светло…» Произошла некоторая заминка: больно уж все просто, даже наивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия – дело серьезное. Мы в космосе, а ты: « матушка принесет воды». У Рубцова крестьянская горница с традиционным укладом жизни становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной. И это было в духе народных представлений о мире: изба – своеобразный микрокосмос.

            Поэзия Н. Рубцова дает читателю  ощущение  себя частью огромного целого,  мира Божьего.  Это   и делает человека человеком, человеческую жизнь осмысленной.

Таблица:          

Н.Рубцов       трагическая судьба         слияние человека и мира     Ф.И.Тютчев

    Такие поэты, как Николай Рубцов, Алексей Прасолов, Юрий Кузнецов, костромской поэт Николай Тряпкин, чувствующие « самую смертную связь с жизнью своего народа и мира, с каждой избой  и тучей», стремились выразить общенародные чувства и представления.

 Рассказ о творчестве костромского поэта  Николая Тряпкина.

Народная традиция  живет во многих стихотворениях Николая Тряпкина: «Летела гагара», «Хоровод», «Завивайся, березка».

(Читается  стих.  Н. Тряпкина).

7 слайд.  Современная постмодернистская  поэзия.

Одна из характерных закономерностей современной поэзии - стремление поэтов « проложить метафорические ходы на глубину смысла». Такие метафорические ходы пролагаются в ироническом контексте нарочито «цитатной» поэзии у  Тимура Кибирева.

Но сквозь иронию у Кибирева пробивается боль за судьбу страны и ее сынов.

Родоначальник теории постмодернизма  И. Хассан назвал  такую литературу литературой молчания, наличием  саморазрушающегося,  всеотрицающего языка  и тишины, священной, властной, которая воспринимается в  двух  понятиях: ПАЛИМПСЕСТ (диалогическая взаимодополняемость с классической литературой) и  ЦЕНТОН (бессмысленность культурной деятельности). Это  стихи из цитат, которые воспринимаются иронически.

    Спой же песню мне, Глеб Кржижановский!

    Я сквозь слезы тебе подпою,

    Подскулю тебе волком тамбовским

    На краю, на родимом краю!

    На краю, за фабричной заставой,

    Силы черные злобно гнетут.

    Спой мне песню, парнишка кудрявый,

    Нас ведь судьбы безвестные ждут.

   

    Это есть наш последний, конечно,

    И единственный, видимо, бой.

    Цепи сбрасывай, друг мой сердечный,

    Марш навстречу заре золотой!

В этом стихотворении чувствуется  ирония, шутка, насмешка.

Современная поэзия по своему уровню  далека от золотого и серебряного веков русской поэзии, хотя имеются многие приобретения. К счастью, русские поэты смогли сохранить и донести до нас и грядущих поколений живую музу русской поэзии. Да, у  каждого из них она своя, но в ней есть то, что роднит всех. Возвратимся к эпиграфу.

 Вопрос учащимся: что же является главным в творчестве всех  истинных поэтов, что их объединяет? Возвратимся к эпиграфу.

Правда жизни и отклик в сердцах читателей, воздействие на ум и сердце человека.

Об этом хорошо сказал поэт А. Передреев в стих. « Памяти поэта»:

Тебе твой дар простором этим дан,

И ты служил земле его и небу,

И никому в угоду иль потребу

Не бил в пустой и бедный барабан.

Ты помнил тех, далеких, но живых,

Ты победил косноязычье мира,

И в наши дни ты поднял лиру их,

Хоть тяжела классическая лира.

4. Закрепление изученного материала.

 Вопросы учащимся.  Итак, подведем итоги урока: что мы узнали о поэзии последних десятилетий 20 века и о современной поэзии? Какие направления определились в поэзии?

Назовите поэтов этих направлений.

1.«Эстрадные поэты» (обращение к рядовому человеку, к его внутреннему миру).

Е. Евтушенко (создание особых корневых рифм)

А. Вознесенский (необычные метафоры)

Р.Рождественский  (особая ритмика стиха)

2. «Барды» (проявление гражданственности, лиризма).

Б.Окуджава  (лиричность)

В.Высоцкий (лироэпические песни)

3. «Тихая» лирика (рассказ о малой родине, о красоте природы).

Н. Рубцов (трагическая судьба, слияние человека и мира )      

4. Современная постмодернистская поэзия (палимпсест и центон).

Вывод: каждый поэт своеобразен, неповторим,  в произведениях показывает свободную личность, которая хочет и может проявить себя в жизни.

Задумайтесь над таким вопросом: как каждый из вас проявляет себя в жизни?

 Рассказ учащегося о своем поэтическом творчестве.

 О неповторимости, таланте и красоте каждого человека стихотворение  Николая Заболоцкого.

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица, подобие  жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица,

Закрыты решетками, словно темницы.

Другие  - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда – то;

Была неказиста она, небогата

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик, и чудесен!

Есть лица - подобье ликующих песен.

Из этих, как солнце сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

 

Закрепление изученного материала.

  Поэтический турнир.

1.Подобрать рифмы к словам: розы, года (на самую удачную рифму).

2. Получаете  конверт, в нем  строчки разрезанные стихотворения, пронумеруйте их, составьте стихотворение, чтобы был смысл, логика.

3. Отгадайте кроссворд.

4. Заполните  тест.


                                      ЛИТЕРАТУРА.

1.В.Чалмаев, С. Зимин.  Русская литература ХХ века. Учебник для 11 класса в

двух частях (часть 2), Москва « Русское слово», 2005.

2.Русская литература  ХХ века. Учебник – практикум  для общеобразовательных учреждений (под редакцией  Ю. И. Лыссого ) Москва, «Мнемозина», 2001.

3. Русская литература ХХ века. Хрестоматия для 11 класса средней школы в двух частях (часть 2 ) ( составители: А.В. Баранников, Т. А.  Калганова, Л.М. Рыбченкова ),  Москва, «Просвещение»,  1993.

        




Подписи к слайдам:

Костромской автодорожный колледж
Кострома, 2009
Андрей Андреевич Вознесенский Обучающиеся группы №24Смирнов ГеннадийГражинский Алексей Андрей Андреевич Вознесенский родился в Москве в 1933 году, в семье инженера-гидроэнергетика.В 1957 году Вознесенскийокончил Московский архитектурный институт.
Андрей Андреевич Вознесенский Автор многих поэм и стихотворных сборников. Его перу принадлежат также эссе, статьи по вопросам литературы и искусства. Он не только поэт, но и художник: некоторые из его картин находятся в музеях. По его стихам были поставлены спектакли - "Антимиры" на Таганке и "Юнона и Авось" в Ленкоме. ИЗ ЭССЕ «АРХИСТИХИ» В стихотворении «Автобиография»… я описал процесс печатания на камне…Мне хотелось передать в графике зарождение света жизни из небытия, из тьмы. Из слова «тьма» многократно повторенного, рождалась жизнь – «мать» и опять уходила во тьму небытия. Роща Не тронь человека, деревце,Костра в нём не разводи.И так в нем такое делается –Боже, не приведи!Не бей человека, птица,Еще не открыт отстрел.Круги твои ниже, тише.Неведомое – острей. Неопытен друг двуногий.Вы, белка и колонок,Снимите силки с дороги,Чтоб душу не наколол.Не браконьерствуй, прошлое.Он в этом не виноват.Не надо, вольная рощица,К домам его ревновать. «Вы читали? - биополе распахали»; «Мой кот, как радиоприемник, Зеленым глазом ловит мир»; «По лицу проносятся очи, как буксующий мотоцикл»; «Мое лицо никак не выжмет Штангу ушей»;
Новаторство и традиции Метафоры Вознесенского, мастера строки,- это важнейший элемент содержания его поэзии: из метафорических открытий, сближений, соотнесений, создана и его «существованья ткань сквозная». Его метафоры подчинены одной повелительнице: мысли. Его метафоризм усвоен прежде всего у Бориса Пастернака и Марины Цветаевой.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Литература второй половины 18 века"

Методические и вспомогательные материалы по литературе...

Россия в XIXвеке( вторая половина) тест, "Экономическое развитие России и внешняя политика во вт.пол.19 века(презентация)

Тестовый материал предназначен для проверки знаний студентов по теме "Росссия в XIX веке - вторая половина, в основногм общественное движение, В презентации собран материал для урока...

Развитие механизации села в СССР во второй половине 20 го века

В данной статье сделана попытка пранализировать особенности механизации С/Х во второй половине 20-го века.Материал может быть полезен для студентов СПО...

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 1)

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 1. Эпоха дворцовых переворотов)...

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 2).

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 2. Правление Екатерины II и Павла I)...

Тест по советскому искусству второй половины ХХ века

Тест по советскому искусству второй половины ХХ века...

Обзор русской поэзии 2ой половины XIX века. Жизненный и творческий путь А.К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики, 2021

Литературный процесс второй половине 19 века в целом характеризуется развитием жанра романа во всем разнообразии его видов – это и роман- эпопея («Война и мир»), социальный роман (&l...