Литературные салоны пушкинской поры
проект на тему

Цель проектной работы:исследовать черты русской салонной культуры в России начала 19 века.

Задачи: ознакомление с салонной культурой в России 19 века, понимание важности чтения в личностном культурном развитии.
Тип проекта: информационный 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Литературные салоны пушкинской поры” Выполнил студент второго курса, группы АвД-203 Поморцев Всеволод Руководитель Вишневская Н.А ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по литературе

Слайд 2

Литературный салон А. Голицыной Салон Авдотьи Голицыной — предмета страсти Пушкина — имел свою особенность. Дело в том, что прекрасной княгине девица Ленорман, французская прорицательница, предсказала, что та умрет ночью . По этой причине Голицына целиком переменила образ жизни: днем спала и никого раньше 10 часов вечера не принимала. Ее прозвищами были Princesse nocturne («принцесса ночи») и Princesse de minuit («принцесса полночи»). Ее «вечера» начинались в полночь, ужин накрывали в два или три часа ночи, а расходились, когда становилось совсем светло.

Слайд 3

Дом Олениных Фонтанка, 101... Этот дом пережил века в неизмененном виде. В нём, у директора Публичной библиотеки Алексея Оленина, юного Поэта стали принимать сразу после окончания Лицея. Хозяин сам оформил заглавный лист первого издания « Руслана и Людмилы». Здесь Пушкин впервые встретил Жуковского и Гнедича, Крылова и Батюшкова. Это был центр дворянской культуры, где «составлялись мнения по вопросам литературы и художества.» Литературные салоны отвечали потребностям взаимного общения, обмена мнениями ...

Слайд 4

Усадьба Приютино Летом встречи происходили в загородной усадьбе Приютино. Она сейчас неплохо восстановлена: сохранился и дом, и даже дубы, посаженные Олениным в память о сыновьях.

Слайд 5

Салон Зинаиды Волконской Здесь бывали корифеи русской словесности и культуры того времени: П . Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П . Чаадаев, В. Одоевский, М. Загоскин, М. Погодин, С. Шевырев, А. Хомяков, братья Киреевские… Но , конечно, звездами самой большой величины здесь были Пушкин и А. Мицкевич.

Слайд 6

Салон Жуковского Собрания, проходившие у Жуковского, носили более серьёзный характер. Люди, чувствующие призвание к литературе и понимающие важность умственных занятий, посещали салон Жуковского по пятницам в течение 1808 и в начале 1809 года. Среди посетителей были литераторы Батюшков, Гнедыч , Вяземский, и такие видные люди, как Сперанский и Оленин. После перерыва салон Жуковского был возобновлён в середине 30-х годов по субботам. Кроме Пушкина Жуковского посещали Гоголь, М.И. Глинка, Виельгорский , а из прежних посетителей – Крылов, Гнедич , Вяземский.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕДЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ “ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЖЕДЖ”

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
по литературе
по теме “Литературные салоны пушкинской поры

        Выполнил
студент второго курса, группы АвД-203
Поморцев Всеволод
Руководитель
Вишневская Н.А.

Первоуральск 2017

Краткая пояснительная записка к проектной работе:
 Цель проектной работы: исследовать черты русской салонной культуры в России начала 19 века.

Задачи: ознакомление с салонной культурой в России 19 века, понимание важности чтения в личностном культурном развитии.
Тип проекта: информационный

Литература
1. Лотман Ю. М.“Культура и взрыв”
2. Лотман Ю. М. “Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века)”
3. Рябцев Ю.С. “История русской культуры”
4. Пушкин А.С. “Египетские ночи”
5. Павлова К. “Двойная жизнь”
6.  http://www.culture.ru/materials/127375/salonnie-umnitsi-hozyayki-literaturnih-salonov-rossii
7. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=703470


Содержание

Введение
Русская салонная культура начала девятнадцатого века
1.1. Понятие литературного салона и того, как он устроен
1.2. Зарождение литературных салонов и их появление в России
1.3. Салон З.И. Волконской
1.4. Салон Е.И. Голицыной
1.5. Светский салон в новелле Пушкина “Египетские ночи”
1.6. Образ литературного салона в очерке К. Павловой “Двойная жизнь”
Роль литературных салонов и Пушкина в развитии русской литературы
2.1. Роль литературных салонов в развитии русской культуры
2.2. Положительное влияние Пушкина и его современников на русскую литературу


1.1. Понятие литературного салона и того, как они устроены 

Литературный салон – это круг или группа избранных лиц, собирающихся в частном доме. В салонах встречались люди, принадлежащие к разным слоям общества: здесь вельможи, дипломаты встречались с писателями и художниками. Главным было не положение в иерархии двора, а интеллект, образование и, наконец, бойкий ум. Хоть по этой теме и повествуется исключительно о литературных салонах, они имели и другую специализацию. Помимо поэтических и литературных салонов, они могли быть политическими, музыкальными, художественными и т.п. У каждого салоны были и завсегдатаи и приглашённые знаменитости того времени, которых выбирала хозяйка, опираясь на тему беседы вечера. Чтобы в салонах было не так шумно, и беседа шла плавно, количество гостей не должно было превышать нормы, заданной хозяйкой.


1.2. Зарождение литературных салонов и их появление в России

Литературные салоны того времени пришли в Россию из Франции и Европы. Аристократические салоны Франции и Европы семнадцатого века неслабо повлияли на московские и петербургские традиции салонных собраний. Немалую роль в формировании салонной культуры сыграли женщины знатных семейств русского дворянства. Большая часть литературных салонов в России принадлежала женской половине, женщинам-дворянкам. Как писал Юрий Михайлович Лотман, начиная с семнадцатого века “роль женщины в дворянском быту и культуре становится всё заметнее…”.


1.3. Салон З.И. Волконской

Московский салон Волконской просуществовал немногим более четырех лет и занял одно из центральных мест в литературной и культурной жизни русской дворянской элиты второй половины 1820-х гг. Имена многих посетителей его известны и значимы. Огромный интерес представляет общение Волконской с аббатом Андре Мерианом (преимущественно эпистолярное), Вяземским, Тургеневыми, с кругом Веневитинова, Пушкиным, Мицкевичем, Каролиной Япиш (Павловой), Шаликовым, Иванчиным-Писаревым, а также с А.Я. Булгаковым - своеобразным зеркалом московской общественной жизни. Две персоны из этого списка – А. Мериан и кн. П.И. Шаликов всегда оставались в тени более известных литераторов, между тем они сыграли огромную роль в становлении литературной репутации Волконской. Некоторые эпизоды истории салона стали хрестоматийными, равно как и образ его хозяйки, вокруг которой "веяла и трепетала атмосфера искусства", С именем Волконской неразрывно связаны произведения поэтов, прославленных и не очень известных, оно часто встречается в переписке и в воспоминаниях современников. О ее салоне упоминали и упоминают все, кто в той или иной мере занят изучением литературы и культуры пушкинской эпохи или просто испытывает потребность почувствовать ее атмосферу, "тот воздух, которым эта эпоха дышала"


1.4. Салон Е.И. Голицыной

Хозяйкой первого в России подлинного салона была княгиня Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына, урожденная Измайлова.
В 1816 году, вернувшись в Петербург из Парижа, княгиня становится естественным образом… хозяйкой салона. Ее дом на Миллионной превращается в некий храм искусств, расписанный лучшими художниками эпохи. Ничего от быстротекущей моды, - все просто, величаво и оригинально до невозможности. Хозяйка принимает гостей в одеяниях, которые заставляют вспоминать не журналы парижских мод, а картины из жизни Древнего Рима. Беседы длятся всю ночь, ибо княгиня как раз и боится… ночи. Цыганка нагадала ей смерть ночью во сне.
За эти бдения Голицыну прозвали «ночной княгиней». А среди ее гостей - поэты: язвительный Вяземский, добродушный Жуковский, мечтательный Батюшков. Сей последний пишет восторженно в 1818 году, что трудно кому-то превзойти Голицыну Авдотью Ивановну в красоте и приятности и что лицом она никогда не состарится. С 1817 года, едва вышедши из Лицея, у ног ее - и юный Пушкин. Мудрый Карамзин находит увлечение гениального юноши чересчур демонстративным и пылким. Он пишет не без иронии: «Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви…»


1.5. Светский салон в новелле Пушкина “Египетские ночи”

Вот как Пушкин описывает светский салон в новелле “Египетские ночи”: «Картины, мраморные статуи, бронзы, дорогие игрушки, расставленные на готических этажерках, поразили его», «Зала княгини отдана была в распоряжение импровизатору. Подмостки были сооружены; стулья расставлены в двенадцать рядов; в назначенный день, с семи часов вечера, зала была освещена, ... У подъезда стояли жандармы…», «Вскоре все ряды кресел были заняты блестящими дамами; мужчины стесненной рамою стали у подмостков, вдоль стен и за последними стульями. Музыканты с своими пульпитрами занимали обе стороны подмостков. Посредине стояла на столе фарфоровая ваза. Публика была многочисленна…».
1.6. Образ литературного салона в очерке К. Павловой “Двойная жизнь”

Образ литературного салона также предстаёт в очерке К. Павловой “Двойная жизнь”.
"В нарядном салоне было человек с тридцать. Иные говорили между собой, другие прислушивались, другие прохаживались, но на всех как будто тяготела какая-то обязанность, по-видимому, довольно трудная, и им всем, казалось, было немного скучно забавляться. Громких голосов и споров не было, так же как и сигарок; это был салон совершенно *comme il faut; даже и дамы не курили.
Недалеко от дверей сидела хозяйка на одной безымянной мебели, какими теперь наполняются наши комнаты; в другом углу стоял чайный стол; в его соседстве шептало между собой несколько премилых девушек; немного подальше, возле больших бронзовых часов, на которых только что пробила половина одиннадцатого,- очень заметная, грациозная женщина, утопая, так сказать, в огромных бархатных креслах, занималась тремя молодыми людьми, усевшимися около нее; они о чем-то говорили“.
*приличный


2.1. Роль литературных салонов в развитии русской культуры

Роль литературных салонов заключается во многом. Например, из-за того, что литературные салоны пришли в основном из Франции, стал популярен в России того времени и французский язык. Многие дворяне и представители светского общества настолько хорошо приняли этот язык, что могли изъяснятся на нём в идеал, Благодаря, уже традиционным на то время, литературным собраниям авторы, современники Пушкина и он сам, соответственно, могли сотрудничать, помогая друг другу оценивать свои творения, вести критику и многое другое. Например, именно в этих салонах впервые были прочтены лермонтовский “Демон” и гоголевские “Мёртвые души”


2.2. Положительное влияние Пушкина и его современников на русскую литературу

Русская литература девятнадцатого века довольно сложно и многогранна, этим она обязана событиями Отечественной войны 1812 года, восстанием декабристов, борьбе с крепостным правом и пр. Литературные салоны же являются факторами развития внутренней культуры.
Поэты, критики и прочие личности, так или иначе связанные с литературной деятельностью, посещали эти салоны. Там присутствовали и современники А.С. Пушкина: Жуковский, Лермонтов, Тургенев, Одоевский, Тютчев, Гоголь, Вяземский, Баратынский и другие.
Сам Пушкин и большинство его современников направляли свой литературный талант в сторону народа: иногда открыто показывали или высмеивали глупость обычных дворян-крепостников, или же просто представляя жизнь обычного русского мужика и студента того времени.
Многие современники Пушкина стремились к народу, Александр Сергеевич и сам признавал народность в произведениях русских авторов, таких как Фонвизин, Крылов, Грибоедов; он отражал в своём творчестве всю полноту русского духа. Пушкин ломал рамки старых жанров и создавал образцы новых, как бы подстраивал русский язык под его народ, создавая новые жанры: стихотворные повести, романтические поэмы, повести и романы в прозе и т.д.
Именно с А.С. Пушкина начинается современный русский литературный язык.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пушкинское слово» как ключ к инновационной и экспериментальной деятельности по обновлению программы непрерывного филологического образования

«ПУШКИНСКОЕ СЛОВО»  КАК КЛЮЧ К ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБНОВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Беляева Т.В.Государственное бюджетное образоват...

ОСЕННИЙ БАЛ «Прекрасная пора, очей очарованье…»

ОСЕННИЙ БАЛ«Прекрасная пора, очей  очарованье…»...

Внеклассное занятие «Осень – чудная пора!».

Проект направлен на развитие познавательного и эстетического опыта, художественного вкуса, поэтического слуха, письменной речи посредством материала, относящегося к одному из времен года – осени.По св...

Пушкинские места в Санкт-Петербурге

А.С.Пушкин - гражданин и поэт - неотделим от нашего славного города. Санкт-Петербург хранит все, что связано с памятью нашего великого соотечественника....

Литературная гостиная "Пушкинским стихам звучать на белом свете"

Внеклассное мероприятие посвящено 222 летию  Александра Сергеевича Пушкина. Представлен материал о биографии А.С. Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов интернета, реализация м...

Внеклассное мероприятие "Пушкинский бал"

Разработка внеклассного мероприятия с целью раскрыть духовный мир А.С. Пушкина, круг его интересов, истоки литературного творчества, верность дружбе; верность идеалам в душной атмосфере Николаевской Р...

Пушкинский день

Тематический день, посвященный творчеству писателя А.С. Пушкина...