«Пушкинское слово» как ключ к инновационной и экспериментальной деятельности по обновлению программы непрерывного филологического образования
статья по теме

«ПУШКИНСКОЕ СЛОВО»  КАК КЛЮЧ К ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБНОВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Беляева Т.В.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №1467, г. Москва

 

Учителя Центра образования  №1467 Западного округа города Москвы в своей работе  проявляют огромный интерес к литературному и духовному наследию А.С.Пушкина и стремятся, чтобы ценностный мир поэта стал ценностным миром учащихся. Экскурсии по пушкинским местам, создание альбомов по впечатлениям от поездок, написание творческих и научно-исследовательских работ, постановки спектаклей,  встречи с Лауреатами Пушкинской премии, создание музея-гостиной А.С.Пушкина – это часть огромной работы, предваряющей вступление в «Пушкинское слово».

В сентябре 2007 года  в ЦО №1467 стартовала экспериментальная деятельность  в составе городской инновационной сети «Пушкинское слово», научным руководителем которой является кандидат филологических наук Л.В. Голубцова. Инновационная сеть создана  на базе Пушкинского института в 1990 году, на данный момент в ней работает 41 образовательное учреждение Москвы, Подмосковья и Зарубежья.

Вступая на экспериментальный путь, методическое объединение учителей русского языка   исходило из задачи обновления содержания филологического об­разования. В связи с тем, что в современном  обществе происходит разрушение культуры и состояния языка, именно Пушкинским  институтом  была разработана и принята Программа непрерывного гуманитарного образования. Цель программы состоит в том, что учителя в своей деятельности используют методики, технологии без отрыва от текущей темы, формируют способность к индивидуальному, оригинальному высказыванию. К данным программам созданы в сети интегративные пособия, которые дают учителю возможность реализовать модульный подход к сценированию учебного процесса. Пособия строятся по принципу методического конструктора, что позволяет педагогу использовать необходимый ему модуль  в той учебной ситуации, которую он создаёт [1].

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пушкинское слово» как ключ к инновационной и экспериментальной деятельности по обновлению программы непрерывного филологического образования

Беляева Т.В.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №1467, г. Москва

 

Учителя Центра образования  №1467 Западного округа города Москвы в своей работе  проявляют огромный интерес к литературному и духовному наследию А.С.Пушкина и стремятся, чтобы ценностный мир поэта стал ценностным миром учащихся. Экскурсии по пушкинским местам, создание альбомов по впечатлениям от поездок, написание творческих и научно-исследовательских работ, постановки спектаклей,  встречи с Лауреатами Пушкинской премии, создание музея-гостиной А.С.Пушкина – это часть огромной работы, предваряющей вступление в «Пушкинское слово».

В сентябре 2007 года  в ЦО №1467 стартовала экспериментальная деятельность  в составе городской инновационной сети «Пушкинское слово», научным руководителем которой является кандидат филологических наук Л.В. Голубцова. Инновационная сеть создана  на базе Пушкинского института в 1990 году, на данный момент в ней работает 41 образовательное учреждение Москвы, Подмосковья и Зарубежья.

Вступая на экспериментальный путь, методическое объединение учителей русского языка   исходило из задачи обновления содержания филологического образования. В связи с тем, что в современном  обществе происходит разрушение культуры и состояния языка, именно Пушкинским  институтом  была разработана и принята Программа непрерывного гуманитарного образования. Цель программы состоит в том, что учителя в своей деятельности используют методики, технологии без отрыва от текущей темы, формируют способность к индивидуальному, оригинальному высказыванию. К данным программам созданы в сети интегративные пособия, которые дают учителю возможность реализовать модульный подход к сценированию учебного процесса. Пособия строятся по принципу методического конструктора, что позволяет педагогу использовать необходимый ему модуль  в той учебной ситуации, которую он создаёт [1].

Реализация этой программы охватывает все ступени школы и имеет на разных возрастных ступенях разные приоритеты. На дошкольной ступени ведущей становится художественная риторизация, или овладение нормативными способами передачи своих мыслей при помощи вербальных и невербальных способов. На ранней стадии, в младших классах ребёнок ещё живет в мире устной сказки. Наиболее действенный способ приобщения ребёнка к литературе через театр, театрализацию. Ребёнок, которому трудно точно донести текст, охотно вживается и «присваивает» слова героев. Таким образом, на этой стадии освоение языка идет за счёт обогащения словарного состава. Работа ЦО данной ступени была представлена на городском конкурсе «Страна русского языка», в котором в номинации «Конкурс капитанов» команда начального звена стала победителем. На ступенях среднего звена ведущей становится риторизация, поднятая на уровень проектно - творческой риторики.   Новизна данной технологии состоит в том, что учителя не интегрируют содержание предметов, а пользуются едиными приемами, направленными на развитие речи учащихся. Значимой частью риторизации является овладение научными стилями, жанрами доклада, реферата, статьи. Новыми являются занятия по развитию культуры речи, которые включены не только в программу основных занятий, но и в программы факультативов, кружков [2].

Работа площадки в среднем звене была представлена в виде открытых уроков на семинаре директоров  Западного округа города Москвы, на встречах с Лауреатами Пушкинской премии, а также в  городском конкурсе риторов, где команда учащихся 5-8 классов стала призером в номинации «За блестящее умение вести дебаты» в прошлом году. Неоднократно команда учащихся школы побеждала  в различных номинациях:  «Бережное отношение к слову», «За умение работать в команде»

В старшем звене модуль включает такие этапы, как определение жанра, медленное чтение текста, выявление авторской позиции, анализ выразительных средств, написание текста. Работа этого модуля была представлена на семинарах, встречах, а также в городском литературном конкурсе «Поэзия эпохи», в котором  в номинации «Поэтический конкурс» команда  старшеклассников стала победителем в 2010 году.

В старшем звене приоритетными являются введение учащихся в поэтический замысел, воспитание вдумчивого ответственного  отношения к слову,  освоение лучших образцов национальной культуры, высшим из которых является А. С. Пушкин. Задача эксперимента не только познакомить ученика с хрестоматийными произведениями поэта, но и показать своеобразие ума нашего национального гения и самое сложное в работе — заинтересовать детей, очертить масштаб такого явления, как А. С. Пушкин(1).

    Программу непрерывного филологического образования дополняют в сети «Пушкинское слово» средовые технологии, задачей которых на настоящий момент является выстраивание системы оценки качества получаемых результатов. В эту систему входят:  сетевые конкурсы, олимпиады и проводимый «Пушкинским словом» Праздник русского языка. Все сетевые олимпиады на настоящий момент приобрели статус городских - это Городской турнир риторов «Дорога к слову»   для 5—8 классов, который проходит в два этапа. Первый этап - письменный, отборочный. 10 школ, прошедших 1й тур, приглашаются на конкурс. Традиционно он представлен шестью заданиями:  приветствие команды, задание «Продолжи фразу», «Подбери средства выразительности», «Переделай  произведение одного жанра в другой», «Построй текст в определенном жанре и стиле» и «Прочитай выразительно ораторский текст». Городской историко-литературный конкурс для старшей школы «Поэзия эпохи» тоже состоит из 6 заданий, как и городской конкурс «Страна русского языка» для начальной школы. В Праздник русского языка входят: конкурсы на лучшие собственные стихотворения, сочинения, исследовательские работы по русскому языку, лучший школьный альманах, Международная интернет-акция »Новая цивилизация». Система конкурсов разворачивается на каждой возрастной ступени и проводится не только по предметному принципу, но рассчитана на выявление формируемых у детей способностей.

 Подведение итогов Праздника Русского языка, активным участником которого была команда учащихся ЦО №1467, проходит ежегодно в Государственном литературном музее имени А.С.Пушкина на Пречистенке. Кроме конкурсов, входящих в Праздник русского языка, в сети проводится Фестиваль мировоззренческого кино в Доме творчества на Воробьевых горах. Главная задача фестиваля - выявить, что складывает, формирует ценностный блок сознания современного поколения и что составляет основу преемственности в отношениях поколений. Ребята принимают участие в обсуждении фильмов и выбирают победителя,  что отличает «Мировоззренческий» от других киносмотров.

В сети проходят научные и практические  конференции, как для взрослых, так и для детей: «Идеальное как средство преображения действительности», »Листая страницы любимых книг», «Апробация учебников нового поколения», »Заменят ли книгу телевидение и Интернет».

Конечно же, по выстраиванию системы оценки качества получаемых результатов кроме общесетевых мероприятий в коллективе  ЦО № 1467 сложились общешкольные. Это  и предметные декады, участие в различных школьных, окружных, городских олимпиадах, викторинах, конференциях по защите проектов, в конкурсе «Лучший ученик года». Ежегодно ученики школы побеждают в литературно - телевизионном конкурсе «Сделай мир добрее», в Международном конкурсе «Русский медвежонок», в Фестивалях «Таланты Московии».

 В школе существует  сложившийся календарь пушкинских событий: тематические экскурсии в музее – гостиной »А.С.Пушкин», прием в гимназисты пятиклассников в Пушкинский День лицея 19 октября, День памяти Пушкина 10 февраля, 6 июня – в День рождения поэта - поездки по пушкинским местам. Традиционными в музее стали встречи с поэтами Клуба Ново – Переделкино, а также  совместные мероприятия Начальной школы и Центра развития ребенка детского сада №1844. Балы, инсценировки сказок поэта, постановки театральной студии, состязание на лучшее объяснение в любви, почерпнутое из классической литературы, конкурсы на лучшего чтеца стихотворений Пушкина и о Пушкине, весь климат ЦО №1467 создают подлинный культ поэта.

Опыт работы показал, как полезно для детей общение с Пушкиным: дети преображаются духовно и нравственно. В них пробуждаются «чувства добрые», они растут патриотами своего Отечества, своей культуры, своего языка. Многие учащихся ЦО №1467 становятся поэтами, писателями, журналистами, победителями различных конкурсов, олимпиад, многие из них при поступлении в вузы выбирают факультеты гуманитарной направленности. Ученические работы были опубликованы в сборниках »Дорога к слову» Пушкинского института, «Поэтическая тетрадь» литературной студии «Зеленый шум», а также в  сборнике »От Пушкина до наших дней»  под редакцией Григорьева, Волкова, докторов педагогических наук  

Учителя русского языка и литературы делились опытом работы в площадке «Пушкинское слово», выступая на телевидении Западного округа, на конференциях, семинарах учителей и руководителей города, демонстрируя свое мастерство на открытых интегрированных уроках по литературе, по русскому языку с введением элементов риторики без отрыва от основной программы. Проводили также Круглые столы для учителей Псковской области (Пыталово), лауреатов Пушкинской премии Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Словении, Македонии. В 2007 году 19 октября ЦО №1467 состоялась встреча с участниками 3 Международного Форума пушкинистов из 40 стран мира, а в 2009 с делегацией из Кубы во главе с послом Кубы в России, принимали участие во встречах 4 и 5 Международных Форумов пушкинистов.

    Путь к Пушкину торил большой коллектив людей, потому что жизнь поэта, пушкинское перо, как магнит, притягивают к себе. Благодаря творчеству Пушкина можно многое увидеть, понять, вечно открывать новые горизонты своей жизни.   Несмотря на немало проделанную работу, мы в начале пути к поэту и надеемся продолжать работу в »Пушкинском слове». Пушкин нам нужен…

Литература

1. Голубцова Л.В. Дорога к слову: сборник статей. – М.: Пушкинский институт, 2009 г.

2. Ассуирова Л.В. Риторизации: введение элементов риторики в преподавание русского языка / Итегративный учебник. – М.: Пушкинский институт, 2005. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ–КЛЮЧ К ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОМУ СПЕЦИАЛИСТУ

СтатьяНЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ–КЛЮЧ  К  ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОМУ СПЕЦИАЛИСТУ...

Инновационная/экспериментальная деятельность

Инновационная/экспериментальная деятельность...

Инновационная/экспериментальная деятельность

Инновационная/экспериментальная деятельность...

Инновационная экспериментальная деятельность

Программа Управление качеством знаний в обучении дисциплине «Строительное черчение» студентов I  курса....

публикации, инновационная и экспериментальная деятельность

здесь находятся подтверждающие документы результатов распространения педагогического опыта. Также внесены результаты экспериментальной и инновационной педагогической деятельности...

Инновационная/экспериментальная деятельность. Инновационные средства обучения.

        Инновационные средства обучения как составная часть материально-технического оснащения образовательного учреждения представляет собой совокупность предметов, которые...

3.4 Участие в инновационной или экспериментальной деятельности

Презентация Российское движение школьников...