Урок обществознания 7 класс "Проблема одиночества"
план-конспект урока на тему

Белых Наталья Васильевна

Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-методическому плану: "Образ жизни подростка"

Номер урока по теме:   2

Форма урока: комбинированный урок с использованием метода дискуссии (фронтальная деятельность), работа в группах

Оборудование: дидактические материалы: мультимидийное оборудование, заготовка буклета в Microsoft Office Publisher, рефлексивные мишени.

 

Цели:

1. формирование теоретических представлений о понятии "одиночество";

2. развитие умения выделять главное, анализируя полученную информацию;

3. способствовать становлению и саморазвитию личности учащегося.

Задачи:

  •  добиться понимания термина «одиночество»;
  •  научить выделять основные виды одиночества;
  • обращать внимание на воспитание лучших для общества черт характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_problema_odinochestva.docx36.03 КБ
Файл odinochestvo.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет «Обществознание».

Урок обществознания по теме: «Проблема одиночества» в 7 классе.

Подготовила и провела учитель обществознания

МБОУ "Горковская" Белых Н.В.

Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-методическому плану: "Образ жизни подростка"

 Номер урока по теме: 2

Форма урока: комбинированный урок с использованием психодиагностического тестирования, релаксационной методики.

Оборудование: дидактические материалы: мультимидийное оборудование, бланки тестирования.

Цели: 

1. формирование теоретических представлений о понятии "одиночество";

2. развитие умения выделять главное, анализируя полученную информацию;

  1. способствовать становлению и саморазвитию личности учащегося.

Задачи:

  •  добиться понимания термина «одиночество»;
  •  научить выделять основные виды одиночества;
  • обращать внимание на воспитание лучших для общества черт характера.

Ожидаемые результаты: повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, стремление к психологическому самопознанию и самосовершенствованию.

Понятия: одиночество, виды одиночества

Этапы урока (с временной раскладкой).

  1. Приветствие - 1 минута.
  2. Проверка домашнего задания -5 минут.
  3. Сообщение темы и целей урока - 2 минуты.
  4. План урока – 1 минута.
  5. Объяснение нового материала – 27 минут.
  6. Итоги урока -3 минуты.
  7. Домашнее задание – 1 минута.

Этапы урока

№ слайда

Ход урока:

I.    Приветствие.

       Тема сегодняшнего урока «Проблема одиночества».

Слайд № 1.

II.   Проверка домашнего задания.

  1. Дети зачитывают различные афоризмы, цитаты, минимы, максимы, которые они нашли в литературе, в сети интернет на тему "Одиночество"
  2. Объясняют смысл этих цитат.

  1. Развитие темы.  

                                            План:

  1. Вступительная беседа.

Мы с вами продолжаем изучать тему: «Формирование личности».

Эпиграфом к нашему уроку я решила взять высказывание, которое встретилось мне в сети, автор которого представился Мудрым вороном:

"Человек в высшей степени существо социальное, поэтому так много он говорит о том, чего боится больше всего на свете - об одиночестве". 

Слайд №2.

  1. Изучение нового материала.

Ситуационные картинки. Их описание. Название нового термина – "одиночество". Понятие «одночество».

Для начала, проанализируем определения понятия «одиночество», которые существуют не сегодняшний день в различной литературе.

Например, в «Современном толковом словаре русского языка» (под ред. Кузнецова С. А.) дается следующее определение данному понятию:  «одиночество - это состояние одинокого человека», такое же определение дано и в «Словаре русского языка» 2 том (под ред. Евгеньева А. П.), и в «Словаре русского языка. С. И. Ожегова» (под ред. Шведовой Н. Ю.). Как мы можем заметить, данное определение носит далеко не исчерпывающий характер и мы, со своей стороны, решили обратиться к психологической литературе и нашли там исчерпывающие для себя определения, которое мы хотим положить в основу нашего исследования.

Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери. В рамках этого понятия распознают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации. (Дэниел Перлман и Летиция Энн Пепло «Теоретические подходы к одиночеству»).

Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.

Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества.

На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть.

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

  1. Информирование учащимся о видах одиночества.

Очень многие авторы предлагают различного рода классификации, относительно понятия одиночества. Мы решили рассмотреть в своей работе некоторые из них.

Ситуативное одиночество - иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство людей переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений.  

Хроническое одиночество - следствие длительной неспособности человека установить отношения с людьми.

Одиночество по желанию. Да, да. Одиночество по желанию, когда человек чувствует себя комфортно в такой ситуации. У него могут быть друзья, знакомые и даже много, но он отстраняет себя от более близкого и частого общения с ними. Он привык быть наедине с самим собой.

Одиночество вынужденное. Ну а с этим понятием всё намного сложнее. Бывает, что дело в самом человеке, а в большинстве случаев дело в том обществе, в котором он находится. Или обстоятельства сложились так, что человек, в силу каких-то причин, остался вообще один.

Скрытое одиночество. Одиноким можно быть и среди своих любимых и близких друзей и родственников. В этой ситуации можно как быть одиноким, так и просто чувствовать себя таковым. Чаще всего, всё начинается с ощущений.

Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.

- Скажите, а всегда ли одиночество – это плохое явление. (Иногда люди мечтают об одиночестве. Это те моменты в жизни, когда они хотят побыть одни, подумать, остановиться, найти правильный путь дальше.)

- А может ли одиночество быть стимулом чего-либо. (Да, люди уходят, чтобы творить, создавать произведения искусства. В эти минуты им никто не нужен и они счастливы).

Слайд №6

4. Анализ стихотворений, которые дети должны соотнести с каким-либо видом одиночества. (Приложение 1).

5. Упражнение на релаксацию «Мой огонек»

Психологи считают, что у каждого человека есть способность помочь самому себе. Если одиночество еще внутри вас, давайте закроем глаза и представим себе вечер, прохладный весенний ветерок.

Вы выходите из дома и идете по улице. Вы никуда не торопитесь, просто гуляете. Замечаете подтаявшие снежные сугробы вокруг дороги, снег, который искрится в лучах фонарей. Вы останавливаетесь и любуетесь снегом. Потом вы поднимаете глаза, видите дома и в них — освещенные окна. В окнах горит теплый свет. В каждом окне — маленький мир. Уютный дом.

        Теперь представьте себе, что где-то внутри вас горит такой же свет. Он дает вам уют и теплый покой. Что бы ни случилось с вами, какие бы бури и волнения вы ни переживали, он горит ясным, теплым, спокойным светом.

Представьте его в виде язычка пламени. Вы можете осторожно взять его в руки. Вот он — перед вами. Вы бережно держите его в руках. Полюбуйтесь им. Поблагодарите за тепло и мир, которые он дает (пауза).

Теперь бережно положите его обратно. Он всегда будет с вами. Открывайте глаза и возвращайтесь в класс, к нашему разговору (в ходе всего упражнения звучит спокойная релаксационная музыка).

        Как вы себя чувствуете? Представился ли вам огонек, который горит внутри?

Слайд№14

(музыка)

  6. Советуем запомнить.

В словаре В.И. Даля даны два значения:

1.Одинокий – уединённый, живущий там, где мало людей, отдельно.

2. Одинокий – живущий одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей.

- В чём разница между значениями?

- Как думаете, одиночество и единство – однокоренные слова?

Подберите ряд однокоренных слов к слову одиночество.

Одиночество – один – одинокий – одиночка.

Единство- единение – единый

- Почувствовали разницу в значении? -

Давайте заглянем в этимологический словарь.

(Этимология — учение о происхождении и правильном толковании смысла слов). (Читают со слайда)

ОДИН (современ.) – из общеславянского един-, образовано сложением основ ед- (из старославянского языка «только») и –ин (общеслав. «один, сам»)

        Что скажете? Вот оно, могущество русского языка! От единства до одиночества один шаг, но каждый человек делает свой выбор.

Слайд № 7

Слайд № 8

   7.Подведем итоги.

   8.Краткий анализ урока:

Учитель читает притчу:

Во времена Ледникового периода многие животные замерзли и погибли.

        Ежи поняли, что жить стало очень опасно и решили собраться все вместе и прижаться друг к другу. Так они защитили себя от холода.

        Но, хотя вместе им было тепло, они острыми иголками кололи друг друга. И потому ежи решили вновь разойтись. Но это означало – умереть от холода!

        Пришлось ежам выбирать одно их двух: или смириться с острыми иголками своих собратьев – или вымирать.

        И потому, в конце концов, они опять решили собраться и жить вместе.

Они научились терпеть небольшие раны, которые наносит столь близкое совместное проживание с остальными – потому что тепло, которое им давали другие, оказалось куда важнее.

        Мораль:

        Чтобы построить хорошие отношения, не обязательно сводить вместе идеальных людей, лишенных всяких недостатков. Надо научиться жить с другими, несмотря на все их минусы, и ценить их плюсы.

Оценки, отвечавшим учащимся, благодарность активным ученикам. Пожелания всему классу.

До свидания, спасибо за урок.

Рекомендуемая литература:

1.        Заворотных, Е. Н. Особенности взаимосвязи одиночества и депрессии / Е.Н. Заворотных // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2008. Вып. 2. − 2008. − С.286-293

2.        Заворотных, Е.Н Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.05 / Е.Н. Заворотных. − Санкт-Петербург, 2009. − 23 с.

3.        Кон, И. C. Многоликое одиночество // Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед.инст. / И.C. Кон; сост. В. В. Мироненко. − М.: Просвещение, 1990. – 162 c.

4.        Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. − М.: Прогресс, 1989. – 624 с.

6.        Романова, Н.П. Одиночество: Введение в проблему / Романова Н. П., Дробышевский В. С. − М., 2003. – 323 с.

7.        Шагивалеева, Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: Монография / Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.

8.        Википедия. Словарь. – интернет – ресурс.

Приложение 1

Стихотворения для анализа видов одиночества

***

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок

(Агния Барто )

***

Пусто в доме моём
Тишина лишь звенящая.
...
Кто ты?...
... Эй! ...
... За окном!

Не мираж...
... настоящая.
И стоит не таясь...
Красоты ослепительной
Я такой отродясь
Не видал, удивительной.

Заходи, что стоишь?
Щас чайку с сахарком.
Ну, осваивай дом
Хоть частично хоть весь
...
А она мне мельком –
«Я давно уже здесь».
...
Сердце вдруг встрепенулось
Услыхав как пророчество,
А она улыбнулась –
«Я твоё одиночество»

***

Дожди, ветра и все метели
Прошли, ушли и пролетели.
Я обнимаю воздух дня,
Приветствуй, утро, ты меня.
Пою, лечу, парю и плачу,
А это значит: я живу.
Не буду ждать судьбу-удачу,
Я в ней купаюсь и плыву.
Болезнь отступит, это точно!
На смену ночи день придет!
Слеза омоет, боль упрочит
И сталью сердче отольет,
И кто-то в спину - ну даёт!
Плевать на сплетни, пересуды,
Ты, одиночество, со мной.
Беру тебя с собой повсюду
И окунаюсь с головой.
Как было просто не бояться,
Как было сложно всё понять,
Принять себя, не разучиться улыбаться
И жить, творить, не стоит ждать!

***

Скучнее нету одиночества,
Чем одиночество в толпе,
Когда безумно всем хохочется,
А плакать хочется тебе.

***

«Одиночество»

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Иван Бунин

***

Белеет парус одинокий.

В лазури солнца голубом.

Что ищет он в краю далеком?

Что кинул он в краю родном?..

(М. Ю. Лермонтов)

Приложение 2

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

 

 

 

 

2

Мне не с кем поговорить

 

 

 

 

3

Для меня невыносимо быть таким одиноким

 

 

 

 

4

Мне не хватает общения

 

 

 

 

5

Я чувствую, будто никто не понимает меня

 

 

 

 

6

Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне

 

 

 

 

7

Нет никого, к кому бы я мог обратиться

 

 

 

 

8

Я сейчас больше ни с кем не близок

 

 

 

 

9

Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

 

 

 

 

10

Я чувствую себя покинутым

 

 

 

 

11

Я не способен раскрепощаться и общаться

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

13

Мои социальные отношения и связи поверхностны

 

 

 

 

14

Мне не достает компании

 

 

 

 

15

В действительности никто как следует не знает меня

 

 

 

 

16

Я чувствую себя изолированным от других

 

 

 

 

17

Я несчастен, будучи таким отверженным

 

 

 

 

18

Мне трудно заводить друзей

 

 

 

 

19

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

 

 

 

 

20

Люди вокруг меня, но не со мной

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы одиночества

Слайд 2

«Одиночество - это состояние одинокого человека» «Современный толковый словарь русского языка» (под ред. Кузнецова С. А.), «Словарь русского языка» 2 том ( под ред. Евгеньева А. П.), «Словарь русского языка. С. И. Оже г о в а» (п од р ед . Шведовой Н. Ю.).

Слайд 4

Одиночество психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери. В рамках этого понятия распознают два различных феномена одиночество Позитивное ( уединенность) негативное (изоляция)

Слайд 5

идеальное представление о том, какими должны быть мои отношения РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Слайд 6

Одиночество бывает: Ситуативное одиночество. Хроническое одиночество. Одиночество по желанию. Одиночество вынужденное. Скрытое одиночество. Психологическое одиночество.

Слайд 7

В словаре В.И. Даля даны два значения: 1. Одинокий – уединённый, живущий там, где мало людей, отдельно. 2. Одинокий – живущий одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей.

Слайд 8

ОДИН ( современ .) из общеславянского един- , образовано сложением основ ед - (из старославянского языка «только») и –ин ( общеслав . «один, сам») един-

Слайд 9

иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство людей переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений.

Слайд 10

- следствие длительной неспособности человека установить отношения с людьми.

Слайд 11

- человек чувствует себя комфортно в такой ситуации. У него могут быть друзья, но он отстраняет себя от более близкого и частого общения с ними. Он привык быть наедине с самим собой.

Слайд 12

- а с этим понятием всё намного сложнее. Бывает, что дело в самом человеке, а в большинстве случаев дело в том обществе, в котором он находится. Или обстоятельства сложились так, что человек, в силу каких-то причин, остался вообще один.

Слайд 13

- одиноким можно быть и среди любимых и близких друзей и родственников. В этой ситуации можно как быть одиноким, так и просто чувствовать себя таковым. Чаще всего, всё начинается с ощущений.

Слайд 14

- комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», « инакостью », непризнанием, обидой, а также следствие заниженной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Каждый человек является частью общества, выполняет различные социальные роли, общается с другими людьми. Для решения различных повседневных задач каждому необходимы знания своих прав и обязаннос...

Методическая разработка бинарного урока (обществознание, английский язык) Тема: СМИ - четвёртая власть

Методическая разработка бинарного урока - обществознание и английский язык предназначена для преподавателей профессиональных образовательных учреждений и учителей общеобразовательных школ. Данная мето...

Интерактивные технологии в обучении на уроках обществознания

Обобщение и анализ своего педагогического опыта для выступления на межрегиональном семинаре...

Урок обществознания в 10 кл. (презентация) Свобода в деятельности человека

Урок проводился с применением Системы согласованного обучения, отрабатывались мыслительные операции, общенения, умозаключения....

статья "Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории"

Проблемную ситуацию можно создать на различных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний. На уроках обществознания и истории данный метод   можно применять  т...

Формирование гражданской позиции на уроках обществознания

Гражданская позиция - это гражданские действия. Гражданское действие– добровольное действие, приводящее к личным потерям, ради блага общества...