Конспект урока на тему: "Серебряный век как культурно-историческая эпоха"
план-конспект урока

Историческая справка об эпохе, литературные направления модернизма и их характерные особенности, вопросы для обсуждения и закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Серебряный век как культурно - историческая эпоха.

                                             …Этот мир очарований, этот мир из серебра.

                                                                                                (В. Брюсов)

Цели:1. Дать представление о понятии «серебряный век» русской поэзии.

          2. Показать многообразие поэтических форм данной литературной эпохи.

          3. Дать общее представление об основных направлениях модернизма: символизме, акмеизме, футуризме.

         4.Анализ стихотворений представителей разных направлений.

Задачи урока:

1.Образовательные:

  1. познакомить с особенностями творчества символистов, акмеистов и футуристов;
  2.  на примере произведений художников, композиторов и драматургов разных направлений выявить характерные черты русской культуры Серебряного века;
  3. отработать умения анализа поэтического текста художественного произведения.

2.Воспитательные:

  1. приобщить учащихся к произведениям мировой культуры;
  2. учить чувствовать и переживать, понимать и оценивать внутренний мир лирического героя;
  3. воспитывать чувство ответственности, коллективизма
  4. 3.Развивающие:
  1. развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;

4.Здоровьесберегающие:

  1. соблюдать правила и нормы работы на компьютере;

Оборудование урока:

1. мультимедийный ПК, проектор.

2. презентация (Power Point) с включением цитат, иллюстраций, музыкальных фрагментов.

3. раздаточный материал (хрестоматии)

                                              Ход урока

I. Организационный момент

Сообщается тема урока, цели, задачи.

II. Установка на восприятие

   Русская культура Серебряного века вводит нас в удивительный мир русской культуры начала XX века. Это эпоха всплеска, подъёма в науке и искусстве: «Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов».

   Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры. С фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

Деятельность учащихся

   Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации возникают?

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы, составляют ассоциативную цепочку: «Серебряный век - …»

   Звуковой облик слов «Серебряный век» создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.

III. Основные положения лекции.

   На смену XIX столетию, ставшему периодом необычайного взлета отечественной культуры и грандиозных достижений во всех сферах искусства, пришел сложный, полный драматических событий и переломных моментов XX век. Исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства, называют Серебряным веком.

   Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933).

   Считается, что начало серебряного века русской литературы приходится на 80-90 гг. XIX в. Своего расцвета поэзия серебряного века достигает к 1915 г. Общественная жизнь и политическая обстановка характеризуются глубоким кризисом, неспокойной, кипящей атмосферой. Растут массовые выступления, происходит политизация жизни и одновременно укрепляется личностное самосознание.

    Мы поговорим о поэзии Серебряного века, рассмотрим ее отличительные черты, расскажем об основных направлениях, таких, как символизм, акмеизм и футуризм, каждое из которых отличалось особой музыкой стиха и ярким выражением переживаний и чувств лирического героя.

(обучающийся)Историческая справка

   На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи.

  • 1890 – начало эпохи экономического роста.
  • 1894 – начало царствования Николай II.
  • С 1902 – - массовое создание политических партий.
  • 1903 – второй съезд РСДРП.
  • 1904-1905– русско-японская война.
  • 1905 –первая русская революция.
  • 1906 –  создание Государственной Думы; аграрная реформа Столыпина
  • 1914– начало Первой мировой войны.
  • 1917 –Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция.

Научные открытия

  • Открытие рентгеновских лучей
  • Исследование радиации
  • Создание квантовой теории
  • Изобретение беспроволочной связи

   Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.

   Общество осуществляет напряженные попытки найти новый идеал власти и социального строя. А поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного.

   В художественной культуре получило распространение декаденство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма. Насчитывается три основных литературных направления поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности.

Литературная справка (обучающийся)

Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:

   Декаденство (упадок) -

явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний

 Модернизм (новейший, современный) -

художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.

Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.

В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели его.

Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Деятельность обучающихся

Записывают в тетрадь основные положения.

Основные модернистские течения

Деятельность учащихся

Записывают в тетрадях основные положения лекции.

2.Символизм

   Символизм первоначально возник во Франции как протест против обыденного отображения реальности и недовольство буржуазной жизнью. " Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Родоначальники этого направления, в том числе Ж. Морсас, считали, что лишь при помощи особого намека - символа, можно постичь тайны мироздания. В России символизм появился в начале 1890-х гг. Основоположником этого течения стал Д. С. Мережковский, который провозгласил в своей книге три основных постулата нового искусства: символизацию, мистическое содержание и "расширение художественной впечатлительности».

Первыми символистами, позднее названными старшими, стали В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский и др. поэты. Их творчество часто характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности. Они изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений.

   Младшие символисты: А. Блок, В. Иванов, А. Белый - не отрицают мир, а утопически ждут его преображения, воспевая божественную красоту, любовь и женственность, которые обязательно изменят действительность. Именно с появлением на литературной арене младших символистов в литературу входит понятие символа. Поэты понимают его как многоаспектное слово, отражающее мир "неба", духовную сущность и в то же время "земное царство».

   Вл. Соловьёв оказал сильнейшее влияние на «младших» символистов, благодарно и творчески развивших его основные мотивы — вечной женственности, мировой души, катастрофических предчувствий, его учение о «теургической» и пророческой миссии искусств.

   Чтение и анализ стихотворения В. Соловьёва «Знайте же: вечная женственность ныне».

Знайте же: вечная женственность ныне

В теле нетленном на землю идет.

В свете немеркнущем новой богини

Небо слилося с пучиною вод.

Все, чем красна Афродита мирская,

Радость домов, и лесов, и морей,-

Все совместит красота неземная

Чище, сильней, и живей, и полней.
1898

   Здесь София предстает в облике прекрасной юной Девы, "небесной Афродиты", олицетворяющей романтическую идею Вечной Женственности - музы и вдохновительницы поэтов и влюбленных. И многие русские поэты конца XIX - начала ХХ века вдохновлялись поэтическим образом Соловьева, воспели и развили его в своем творчестве. Вспомним хотя бы "Стихи о Прекрасной Даме" А. Блока, "Кубок метелей" Андрея Белого и другие произведения символистов.

   Анализ стихотворения А. Блока «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

Искусствоведческая справка (обучающийся)

   Настроение русских символистов нашло глубокое, проникновенное отражение в музыке и драматургии.

   В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами. Наряду с театром Чехова возникает новая драматургия Всеволода Мейерхольда.

   Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.

3.Акмеизм

   В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу "Цех поэтов". В нее входили поэты С. Городецкий, О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович. Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. "Цех поэтов" стал выпускать свой журнал "Гиперборей", а также печатать произведения в "Апполоне". Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов. Это модернистическое течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возвратило слову его изначальный, смысл. Для поэтов-акмеистов характерно наполнение образа живым теплом, точность и жизненность детали, тяготение к сюжету и диалогу в отличие от неопределённой музыкальности символистов, ясность и отточенность формы, культ ремесла. Одним из наиболее известных авторов-акмеистов стала Анна Ахматова. Ее произведения были насыщенны любовными переживаниями и стали словно исповедью, терзаемой страстями женской души.

Чтение и анализ стихотворения Н. Гумилёва «Жираф»

Искусствоведческая справка (убучающийся)

   Настроение русских акмеистов нашло отражение в творчестве музыкантов и художников.

   В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами (Ф.Малявин, В Коровин, Б.Кустодиев).

4.Футуризм

   Серебряный век в русской поэзии породил еще одно интересное направление под названием "футуризм" (от лат. futurum, то есть "будущее"). Это авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Прошлое, в том числе и искусство прошлого, футуристы рассматривали лишь как «собрание окаменелых ценностей»: «… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.,с Парохода Современности…» Стремление создать новое – подлинное – искусство. Футуристы не только обновили значения многих слов, но активно занимались словотворчеством.

    В1910 г. в печать вышел футуристический сборник "Садок судей", в котором были собраны произведения таких ярчайших поэтов, как В. В. Каменский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро. Эти авторы составили ядро так называемых кубофутуристов. Позднее к ним примкнул В. Маяковский. В декабре 1912 г. вышел альманах - "Пощечина общественному вкусу". Стихи кубофутуристов "Бух лесиный", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас", "Затычка" стали предметом многочисленных диспутов. Поначалу они воспринимались как способ раздразнить привычки читателя, но при более внимательном прочтении обнаруживались острое стремление показать новое видение мира и особая социальная вовлеченность. Антиэстетичность превращалась в неприятие бездушной, поддельной красоты, грубость выражений трансформировалась в глас толпы.

   Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство "Петербургский Глашатай", выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: "Небокопы", "Орлы над пропастью", "Засахаре Кры" и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими слов.

   Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и "Мезонин поэзии" (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).

Литературная справка (обучающийся)

   Хлебников совместно с Крученых выступил с декларацией «Слово как

таковое». Главная мысль декларации — «произведение искусства —

искусство слова». Хлебников решительно разграничивал язык поэзии

и язык быта. У Хлебникова в его подходе к слову был ряд различных аспектов:

1) обращение к корню слова и при помощи различных префиксов и суффиксов образование новых слов, напоминающих древнеславянскую речь; 2) «звукопись», в которой слова подбирались по своей эмоционально-звуковой выразительности. Это приводило к «зауми», то есть к отказу от предметного смысла речи, превращение ее в чисто звуковой ряд;

3) «звездный» или «мировой» язык («азбука ума») — попытка создания иероглифического языка понятий. И это удавалось Хлебникову, когда просто языковой эксперимент превращался в факт эстетический. Так было с известнейшим стихотворением «Заклятие смехом», когда из одного корня «смех» Хлебников создал целое стихотворение, использовав щедрое богатство суффиксов и префиксов русского языка.

 О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

                                              Что смеются смехами,

   что смеянствуют смеяльно,

 О, засмейтесь усмеяльно!

            О, рассмешниц надсмеяльных —

 смех усмейных смехачей!.

   Его неологизмы восходят к русским и славянским корням, образуются при помощи русских же суффиксов.

Помирал морень, моримый морицей,

                                   Верен в веримое верицы ...

   Хлебников смело использует поэтику «сдвига», когда стих затруднен многочисленными ритмическими и метрическими перебоями и сдвигами,

а это противостоит как гладкости стиха классической поэзии XIX века, так

и безупречной форме поэтов символизма и акмеизма. Вот

некоторые примеры: синтаксический сдвиг в поэме, «Вила и леший»:

Он покраснел, чуть- чуть рассержен,

                                    и покраснел заметно он;

 инверсионная расстановка слов:

                                   И на плечо ее прилег

                                   Искавший отдых мотылек;

смешение архаизмов, традиционно –поэтических выражений с бытовыми

выражениями, что создает гротескный план, комически осмысляемый:

                                 Он телом стар, но духом пылок,

                                 Как самовар блестит затылок.

   И это удавалось Хлебникову, когда просто языковой эксперимент превращался в факт эстетический. Так было с известнейшим стихотворением «Заклятие смехом», когда из одного корня «смех» Хлебников создал целое стихотворение, использовав щедрое богатство суффиксов и префиксов русского языка.

Анализ стихотворения В. Хлебникова «Заклятие смехом» …»

Искусствоведческая справка (обучающийся)

   Творчество русских футуристов нашло отражение в творчестве композиторов, художников и драматургов.

Литературная справка (обучающийся))

   Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм - Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм -Сельвинского, эго-футуризм – Северянина, будетлянство – Хлебникова, ОБЭРИУ - Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова и «ничевоков». К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А.Парщикова и К. Кедрова, а также Г.Айги, В.Соснору, Горнона, С.Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко.

Вывод.

   Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но все они успели внести огромный вклад

в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.

 Закрепление знаний

   Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

   Что даёт основания для объединения поэтов начала века под общим понятием «творцы Серебряного века»?

Домашнее задание:

1.Прочитать статью учебника «Серебряный век русской поэзии»

2. Составьте понятийный словарь по теме « Серебряный век русской поэзии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».

План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра ...

План-конспект урока история эпохи Перта 1

План-конспект урока предназначен для обучающихся направления подготовки "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"...

Открытый бинарный урок по истории и литературе Тема урока: «Культура советского общества в 1920-1930 гг: Эпоха в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цели:Закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;Развивать навыки монологического высказывания через анализ художественно...