План-конспект урока история эпохи Перта 1
план-конспект урока

План-конспект урока предназначен для обучающихся направления подготовки "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_istoriya_epoha_petra_1.docx45.8 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Эрдынеев Эрдэм Будаевич

Предмет: история

1 курс СПО

Тема урока: Россия в эпоху петровских преобразований

Предмет:История
Тема урока: «Россия в эпоху Петровских преобразований»        

Тип урока: комбинированный                                                                                                            Форма урока: комбинированный урок  с использованием современных образовательных  и информационных технологий, с элементами поисковой, практической и самостоятельной деятельности                                                                                    

Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017 Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, методы развивающего обучения                                                                                                   

Оборудование: учебник, компьютер, медиа-проектор, интерактивная доска,  тестовые задания.

Цели:

Образовательные:  Создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Петра I, раскрыть суть государственных реформ, дать оценку реформам, значение реформ, комплексе причин, их вызвавших, содержании преобразований и последствиях. 

Воспитательные: Воспитывать патриотизм, интерес к отечественной истории, дать возможность вырабатывать собственное отношение к событиям прошлого. 

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, воображение.

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации».                                                                                                                                                                                                                                               В.Татищев.
«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой».

                                                                                                               М. Щербатов.                          

Ход урока

I. Организационный момент: (2 мин.)

Приветствие, подготовка аудитории к работе, контроль присутствии обучающихся на занятии.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся (5 мин.)        

1. Укрепление обороноспособности страны.

2. Преодоление экономической отсталости

3. Создание предпосылок для развития торговли и  связей с другими странами.

4. Развитие просвещения

5. Изменение положения классов.

   

III. Сообщение темы, целей и задач урока (70 мин.)

1. Личность Петра I.

2. Начало правления Петра I.

3. Северная война.  

4. Реформы Петра I.

IV. Закрепление изученного материала (10 мин.)

V. Итоги и значение петровских реформ. (3 мин.)

 

Эпоха Петра I одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно «окном в Европу» стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург. Новые времена – новые песни: медь церковных колоколов, наполнявших Москву малиновым звоном, по приказу Петра I была перелита в пушки, победный грохот которых ознаменовал рождение новой цивилизации. (Слайд 1)

Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени. (Слайд 2)

  1. Личность Петра I. 
           Личная жизнь.  Петр Алексеевич, был 14 ребенком Алексея Михайловича, но первенцем его жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной.

В возрасте 6 лет у него умирает отец, Алексей Михайлович. На престол восходит сводный брат Петра Федор. Федор был обеспокоен, тем, что Петра не учат грамоте, и просил Нарышкину уделять этому компоненту обучения больше времени. Через год Петр I стал активно учиться.

 Царь Федор Алексеевич скончался в 1682 году. Завещания, он не оставил. После его смерти, на престол могли претендовать только два брата Петр I и Иван.  Братья по отцу, имели разных матерей, представительниц разных знатных родов. Заручившись поддержкой духовенства, Нарышкины возвели на престол Петра I , а Наталью Кирилловну сделали правительницей. С таким положением дел не собирались мириться родственники Ивана и царевны Софьи – Милославские. Милославские устраивает в Москве стрелецкий бунт. 15 мая произошло в Москве стрелецкое восстание. Милославские пустили слух, что царевич Иван убит. Недовольные этим стрельцы  двинулись в Кремль. В Кремле к ним вышла Наталья Кирилловна с Петром I и Иваном. Несмотря на это, стрельцы несколько дней буйствовали в Москве, грабили и убивали. Стрельцы потребовали венчать на царство слабоумного Ивана. А регентшей двух малолетних царей стала Софья Алексеевна .

Царевна Софья правила страной семь лет. В актив Софье можно записать «Вечный Мир» с Польшей заключенный в 1686 году. При Софье Россия заключила военный союз с Польшей, Австрией и Венецией, против Крыма и Турции.  В 1687 году начались «Крымские походы», которые не имели успеха. Во внутренней политике Софья   очень успешно пресекла бунт раскольников в 1682 году.  Вскоре царевна Софья потеряет многих своих сторонников, на престол взойдет Петр I. Софья же уйдёт в монастырь.

Десятилетний Петр I  стал очевидцем ужасов стрелецкого бунта. После этого у него стали очень сильные судорожные подёргивания лица, особенно в минуты гнева и душевного волнения. (Слайд 3)

Во время правления Софьи, Петр I  с матерью почти все время жил в Преображенском, Коломенском и Семеновском селах, лишь изредка выезжая в Москву, для участия в официальных приемах. Природная любознательность, живость ума, твердость характера привели Петра I к страстному увлечению военным делом. Петр I устраивает «военные потехи». «Военные потехи» - это полудетские игры в дворцовых селах. Петр  I , формирует потешные полки, в которые набираются ребята подростки из дворянских и крестьянских семей.  «Военные потехи», со временем, переросли в настоящие военные учения. Потешные полки, вскоре стали взрослыми. Семеновский и Преображенский полк стали внушительной военной силой, превосходившей стрелецкое войско в военном деле. В те же, юные году, у Петра I рождается идея о флоте.

В 17 лет Пётр закурил немецкую трубку, стал посещать немецкие вечеринки с танцами и выпивкой, познакомился с Патриком Гордоном, Францем Лефортом — будущими сподвижниками Петра, завёл роман с Анной Монс. Против этого строго выступала мать Петра. Чтобы образумить 17-летнего сына, Наталья Кирилловна решила женить его на Евдокии Лопухиной, дочери окольничего. (Слайд 4)

Пётр не перечил матери, и 27 января 1689 года была сыграна свадьба «младшего» царя. Однако менее чем через месяц Пётр покинул жену и уехал на несколько дней на Плещеево озеро. От этого брака Пётр имел двух сыновей: старший, Алексей, был наследником трона до 1718 года, младший, Александр, умер во младенчестве.

В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана встрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и была сослана в монастырь.

Алексей Петрович, официальный наследник российского престола, осуждал преобразования своего отца, а в конце концов бежал в Вену под покровительство родственника своей жены (Шарлотты Брауншвейгской) императора Карла VI, где искал поддержки в низвержении Петра I. В 1717 году царевича уговорили вернуться домой, где он был взят под стражу.

24 июня (5 июля1718 года Верховный суд, состоявший из 127 человек, вынес смертный приговор Алексею, признав его виновным в государственной измене.

26 июня (7 июля1718 года царевич, не дождавшись приведения приговора в исполнение, умер в Петропавловской крепости. Истинная причина смерти царевича Алексея до сих пор достоверно не установлена.

От брака с принцессой Шарлоттой Брауншвейгской царевич Алексей оставил сына Петра Алексеевича (1715—1730), ставшего в 1727 году императором Петром II, и дочь Наталью Алексеевну (1714—1728). (Слайд 5)

В 1703 году Пётр I встретил 19-летнюю Катерину, в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, захваченную русскими войсками как военную добычу при взятии шведской крепости Мариенбург. Пётр забрал бывшую служанку из прибалтийских крестьян у Александра Меншикова и сделал её своей любовницей. В 1704 году Катерина родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741—1761).

Катерина одна могла совладать с царём в его припадках гнева, умела лаской и терпеливым вниманием успокоить приступы судорожной головной боли Петра. Звук голоса Катерины успокаивал Петра.

2. Первым самостоятельным делом Петра стали Азовские походы, первый Азовский поход 1695 г. был неудачен из-за отсутствия у России флота. В январе 1696 г. на Дону под Воронежем по указу Петра начали строить морские военные корабли. Летом 1696 г. Азов был взят. В 1700 г. между Россией и Турцией был заключен мирный договор. Россия сохранила за собой Азов и несколько новых крепостей.

Для продолжения борьбы с Турцией Россия попыталась заключить союз с противниками османов в Европе. С этой целью за границу отправилось Великое посольство (1697 -1698), в состав которого инкогнито входил царь Петр. Однако найти союзников не удалось. Успешно была решена другая задача посольства: царь и его приближенные не только получили зримое представление о достижениях западноевропейских стран, но на службу были наняты многие специалисты, закуплены оружие и многое другое, несколько дворян остались учиться на Западе. Сам царь учился кораблестроению в Голландии. Были найдены союзники для войны со Швецией, закрывающей России выход к морю (Саксония, Речь Посполитая, Дания).

Петру пришлось спешно вернуться в Россию после известия о восстании нескольких стрелецких полков. До приезда царя выступление стрельцов было подавлено. Однако он продолжил следствие по этому делу, завершившееся массовой казнью сотен стрельцов. Стрелецкие полки начали расформировывать. На смену им пришла регулярная армия. В зависимости от потребности каждые 50, 100 или 200 крестьянских посадских дворов давали одного рекрута. Служба в армии был пожизненной.

3. Северная война.

Получив сообщение о перемирии с Турцией, Петр в 1700 г. начал войну со Швецией. Однако шведский король Карл ХII сразу разгромил Данию. Русские войска осадили Нарву, но бои затянулись. 32-тысячная шведская армия под командованием Карла ХII смелым ударом разгромила русских под Нарвой. Карл, посчитав, что с Россией покончено, двинулся c армией в Речь Посполитую. Войска союзника Петра короля Августа II в сражениях терпели поражения, но избегали окончательного разгрома.

Тем временем Петр энергичными мерами восстановил армию.  И зимой 1701/02 г. русские войска под командованием Б. П. Шереметева нанесли первое поражение шведам в Прибалтике. Была взята мощная крепость Нотебург (бывший русский Орешек) у истоков реки Невы.  

16 мая 1703 г. на острове в устье Невы Петр заложил Петропавловскую крепость, положившую начало Санкт-Петербургу. Уже в 1703 г. были построены порт, биржа, торговые ряды и дом Петра I. Зимой 1703/04 г. на острове Котлин в Финском заливе основали крепость Кроншлот (Кронштадт). Петербург стал быстро застраиваться. Со всей России на строительство нового города, ставшего в 1712 - 1713 гг. столицей России, собирались мастера различных профессий.

Летом 1704 г. русские войска штурмом овладели Нарвой и Дерптом. В дальнейшем активные действия были развернуты на территории Речи Посполитой. В 1706 г. соратник и любимец Петра А.Д. Меньшиков разгромил шведов под Калишем. Однако вскоре Карл ХII нанес поражение Августу II. Втайне от русских тот заключил мир и отказался от польской короны в пользу ставленника Карла ХII Станислава Лещинского.

Карл ХII решил теперь расправиться с царем и двинул свою считавшуюся в Европе непобедимой армию на Россию. Русская армия отступила. Однако Карл не решился в последний момент идти на восток, а повернул на юг, на Украину. Он вступил в тайные переговоры с гетманом Иваном Мазепой. Мазепа обещал обеспечить его боевой силой и припасами.

Однако, получив известие об измене Мазепы, войска А.Д. Меньшикова уничтожили все приготовленные им для Карла припасы. Умелая политика Петра по отношению к соратникам гетмана привела к тому, что с ним к Карлу перешло ничтожное число украинцев. Каждый город шведам приходилось брать с большими потерями. В 1708 г. шведская армия начала осаду Полтавы, которая затянулась надолго. Карл очень надеялся на помощь, с которой к нему шел корпус генерала Левенгаупта. Однако он был разбит Петром в битве при Лесной 28 сентября 1708 г.

Главное сражение Северной войны состоялось 27 июня 1709 г. под Полтавой. В бою шведские войска под командованием самого Карла ХII были наголову разбиты русской армией во главе с Петром I. Остатки шведов попали в плен. Карлу ХII и Мазепе удалось бежать во владения Османской империи.

От поражения под Полтавой Швеция оправиться так и не смогла. Русские взяли Ревель, Выборг, Ригу. В 1710 г. Карл ХII втянул в войну против России Турцию. Предпринятый Петром Прутский поход 1711 г. окончился неудачей. Царь добился перемирия с Турцией ценой уступки Азова.

Война со Швецией продолжалась еще 9 лет. Основные события развернулись на Балтийском море и по его берегам. Под руководством Петра был создан Балтийский флот. Первой победой флота явилось Гангутское сражение. В 1714 г. вышедшая из Кронштадта русская эскадра была остановлена у полуострова Гангут шведами. Петру обманом удалось разделить шведские силы. Русский галерный флот прорвался мимо главных сил шведов и атаковал отряд из одного фрегата и нескольких галер. Шведы потеряли 10 кораблей.

После побед русского флота у острова Эзель в мае 1719 г. и у острова Генгам в июле 1720 г. шведское правительство убедилось в безнадежности продолжения войны.

В 1721 Г. был заключен Ништадтски мирный договор, который закрепил за Россией все ее прибалтийские завоевания. Россия получала Лифляндию с Ригой, Эстляндию с Ревелем и Нарвой, острова Эзель и Даго, а также некоторые другие земли. Результатом победы России в Северной войне стало закрепление выхода России к Балтийскому морю.

После заключения Ништадтского мира Петр I был провозглашен императором, а Россия стала империей.

Последней войной Петра I стали походы на побережье Каспийского моря. В 1722 -1723 гг. русская армия под его командованием совершила Каспийские (Персидские) походы в прикаспийские владения Ирана. Целью похода было обеспечение торговых связей России с восточными странами и пресечение турецкой агрессии в Закавказье. Западное и южное побережье Каспия отошло к России.

4. Реформы Петра I.  

Предпосылки петровских преобразований

Экономические предпосылки

Социально-политические предпосылки

1) Уменьшение экономической разобщенности районов страны, начало процесса складывания всероссийского рынка;
2) специализация сельскохозяйственного производства;
3) возникновение и развитие мануфактурного производства;
4) развитие ремесленного производства в городе и промышленных селах

1) Тенденция к установлению абсолютной монархии;
2) начало консолидации различных групп феодалов в единый класс-сословие;
3) усиление роли городских элементов в экономической жизни страны;
4) неспособность институтов сословно-представительной монархии справиться с подъемом крестьянского движения;
5) нараставшее экономическое и культурное отставание России не только от передовых буржуазных государств, но и от менее развитых стран;
6) угроза потери национальной независимости в ходе Северной войны 1700-1721 гг.

            – Первые преобразования были – военные: учтя уроки поражения под Нарвой, Петр приступил к реформированию армии, созданию регулярной армии на основе рекрутских наборов. В 1712 году был издан указ, ставший символом жестокости и вызвавший ужас у людей.

«…а для знаку рекрутам значить на левой руке, накалывать иглою крест и натирать порохом. И сказать всех губерний в уездах явственно, в городах и по церквам, и на торгах, кто увидит такого человека, который имеет крест на левой руке назначенный, чтобы их ловили и приводили в город. А кто такого человека увидит и не приведёт, то сам записан будет в рекруты. А для образца в губернии послать начертанные руки с назначенными крестами ».

Военная служба стала пожизненной. Большое внимание царь уделял созданию флота. 

Развитие промышленности и торговли. Для армии и флота просто необходима была хорошо развитая военная промышленность. Если на начало 17 века в России насчитывалось до двух десятков мануфактур, то к 1725 году – уже 191.

 В 1721 году лицам недворянского происхождения разрешали покупать крепостных к заводам с условием, чтобы крестьяне закреплялись не за владельцами, а за предприятием. Эта категория рабочих (бывших крестьян) получили название – посессионные. И хотя на мануфактурах и применялся наёмный труд, большинство рабочих всё же составляли крепостные.
Пётр отлично понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы.

Было построено множество заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности; Россия даже начала экспортировать оружие в Пруссию. Приглашались иностранные инженеры (около 900 специалистов прибыли с Петром из Европы), немало молодых россиян отправлялись за границу изучать науки и ремёсла. Под личным наблюдением царя было организовано изучение российских рудных залежей, в результате чего был достигнут немалый прогресс в горном деле. Была спроектирована система каналов: один из них соединивший Волгу с Невой, был прорыт в 1711 году.

Царь проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырьё. В итоге принятых мер зависимость России от импорта существенно уменьшилась или прекратилась.
Таможенный тариф 1724 года устанавливал высокие пошлины на ввозимые товары, что способствовало ещё большему  развитию русских мануфактур и торговли.

ПРОТЕКЦИОНИЗМ – система экономических мероприятий, направленных на развитие в стране крупной промышленности и ограждение её от иностранной конкуренции.

Важное значение для укрепления государства имела финансовая реформа: 1711 г. – денежная реформа – чеканка единой золотой, серебряной и медной монеты установленного  образца;

1718 – 1724 годы –  налоговая реформа, введение единой подушной подати, основанной на учёте всего мужского населения.

 

Государственное управление. Полностью реорганизовано государственное управление: Боярская дума прекратила своё существование. Высшим органом стал Сенат (1711 г.), который заменял царя на время отлучек. Над деятельностью Сената был установлен контроль: в 1722 году был назначен  генерал-прокурор П.И.Ягужинский, которого называли «оком государевым» в Сенате.  

В 1721 г. Пётр І был провозглашён императором.

1722 г. – «Указ о престолонаследии» - император сам назначал преемника. Результат – неограниченная абсолютная власть монарха. А также опровержение концепции о божественном происхождении власти.

Были упразднены приказы, и создана система коллегий. Первоначально их было 11 (вместо 70 приказов).

Учреждена Тайная канцелярия, ведавшая сыском по наиболее важным государственным преступлениям.

Церковь.  Государство при Петре Первом полностью подчинило себе церковь. Ещё в 1700 г. умирает патриарх Адриан. Петр не желает выборов нового патриарха, а утверждает местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана Яворского. А в 1721 году упразднено патриаршество. Отныне церковью управляет  Синод. При нём учреждена должность обер-прокурора – из светских лиц. Была проведена частичная секуляризация церковных земель. Синод (Духовная коллегия) не имел президента и главой Русской православной церкви считался император. Этот титул Пётр получил в 1721 году.

Изменения в сословиях. В 1714 году Пётр подписал указ о единонаследии, по которому поместье приравнивалось к вотчине. Это было важным приобретением для дворян, которые владели поместьями за службу, и всегда рисковали в случае провинности, потерять его. Дворяне передавали в наследство поместья только одному наследнику, остальные сыновья должны жить за счет получения жалования за службу. Теперь же разницы между боярской вотчиной и дворянским поместьем не стало. 

1722 г. – Табели о рангах. По нему старая и новая  аристократия уравнивались и в служебном положении. Существует предположение, что мысль об издании «Табели о рангах» была подана Петру немецким философом Лейбницем. Табель разделила все чины на воинские, гражданские и придворные. Каждый вид службы был разбит на 14 классов, или рангов. Закон предусматривал возможность поступления на государственную службу как дворян, так и представителей других свободных сословий, при этом последние имели возможность получения личного и потомственного дворянства. Основное правило – это прохождение всех служебных степеней, начиная с низшего чина. Такая система дала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Областная и городская реформы. В 1708 году для усиления местного аппарата власти вся страна была разделена на 8 (затем 11) губерний. Гражданская и военная власть – в руках губернатора. Губернии делились на 45 (затем на 50) провинций. 

В управлении посадским население тоже произошли изменения – вместо земских изб были учреждены магистраты, которым подчинялась полиция.

Реформы в сфере образования и культуры

1698-1700гг. – первые указы о бритье бороды, и европейском платье.

Декабрь 1699 г. – Указ о новом летоисчислении (ранее было от Сотворения мира) и о праздновании Нового года с 1 января (вместо 1 сентября).

Появляются первые светские учреждения.

            Основана первая русская газета «Куранты».  Январь 1703 г. – выход в свет первого номера печатной газеты «Ведомости» (полное название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестный странах».

            Реформа образования. Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, так как для осуществления реформ нужны были грамотные люди. Молодых людей посылали учиться за границу. В 1701 году открыта школа математических и навигационных наук. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам. Создавались профессиональные школы: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, на уральских заводах – горнозаводские училища. Создаются цифирные школы для обучения всех детей дворян и подьячих. Переводились книги по науке и технике. Тем, кто не имел свидетельства об окончании школы, не разрешалось жениться.

 16 мая 1703 г. – заложена крепость в устье реки Невы названная Санкт-Питер-Бурх. Основание Санкт-Петербурга.

Январь 1708 г. – введение упрощенного гражданского алфавита.

1709 г. – введение первого гражданского календаря.

1718 г. – учреждены Ассамблеи – собрания, на которых гости из высших слоев общества развлекались на европейский лад.

1719 г. – открыт первый русский музей – Кунсткамера.

1724 г. – издан Указ об учреждении Российской Академии Наук (открыта в 1725 году при Екатерине I).

5. Итоги и значение петровских реформ.

+ петровских реформ

- петровских реформ

  • Создание регулярной армии и флота
  • Создание отечественной промышленности
  • Политика меркантилизма
  • Выход к Балтийскому морю, строительство каналов
  • «Табель о  ранга»  дал возможность представителям  народа дослужиться  до высших чинов
  • Попытка ликвидировать неграмотность, открытия школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев
  • 25 лет службы, крестьян отрывали от земли
  • Рост налогов, рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам
  • Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов
  • Усиление закрепощение крестьян насильно

              Вывод:  Таким образом, благодаря реформам Петра  I Россия вошла в число передовых стран Европы. Принятие Петром императорского титула подтвердило окончательное оформление абсолютизма в России.

IV. Закрепление:

-Какая из точек зрения вам кажется более обоснованной? Почему?

-Назовите основные направления внешней политики Петра I

- Перечислите основные реформы Петра I

V. Итоги и значение петровских реформ.

При Петре Великом Россия совершила огромный рывок вперед. Развитие мануфактурной промышленности сделало Россию одной из крупнейших держав своего времени. Появились новые дороги и каналы. Было открыто немало месторождений полезных ископаемых. Выросла внутренняя и внешняя торговля. Россия  теперь имела мощную регулярную армию и впервые, военно-морской флот. Было открыто много учебных заведений. Изменилась культура и образ жизни населения. Появились новые города ( Санкт-Петербург). Россия получила выход к Балтийскому морю.

Однако при Петре I  резко выросли налоги и повинности, усилилось крепостничество, множество людей погибли на полях сражений, строительстве городов, каналов, заводов. Положение значительной части населения ухудшилось.

С 40-х гг XIX  в возникли течения западников и славянофилов на почве бесконечных споров: свернула или нет Россия при Петре I  со своего естественного пути развития, хорошо это или плохо было для страны и ее жителей; нужно ли было перенимать так много у Европы или у России был собственный путь?

Однозначных мнений о Петре I нет до сих пор. Но никто не сомневается в том, что правление ПетраI  Великого – одна из важнейших вех в истории России, которую делят на дорпетровскую и послепетровскую.

Дайте собственную оценку деятельности Петра I.

Домашнее задание: Домашнее задание (2 мин.)   Проработать конспект, повторить 

Список используемой литературы:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. история учебник. М., 2011
  2. Самыгин П.С. История:учебник. Ростов-на-Дону, 2011

Ссылки на интернет-источники:

Биография Петра Великого

Пётр I. Краткая биография

http://historypp.tw1.ru/s2.htm

Петр I

http://www.ote4estvo.ru/cari-i-imperatory-xvi-xviii/108-petr-i.html

Северная Война 1700 - 1721 гг. (кратко)

http://historynotes.ru/severnaya-voyna-1700-1721-gg/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"

Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

План – конспект открытого урока по истории Тема: «Внешняя политика России во второй половине XIX в».

Цель  урока: Познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России во второй половине XIX  в.Задачи урока:- обучающие:  выяснить причины и ход действий России по отмене ...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...

План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»

Тема  программы: «Создание гипертекстовых документов».  Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...

Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.

Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...