Олимпиадные задания по дисциплине Обществознание
олимпиадные задания

Мишкевич Рита Борисовна

Олимпиадные задания по дисциплине Обществознание с эталонами ответов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_tur.docx33.91 КБ
Файл 2_tur.docx573.61 КБ

Предварительный просмотр:

I тур

Олимпиады по дисциплине «Обществознание»

  • Тест отборочный

Часть 1.

1.Основной закон России, в котором перечислены основные права и свободы человека и гражданина, это

  1. всеобщая декларация прав человека
  2. конституция Российской Федерации
  3. федеральный конституционной закон «О судебной системе Российской Федерации»
  4. федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

2.Одним из отличий норм права от норм морали является

  1. формальная определенность
  2. общеобязательность
  3. неперсонифицированность
  4. неоднократность применения

3.Правонарушение не может быть в виде

  1. деяний
  2. мыслей
  3. действия
  4. бездействия

4.Уголовная ответственность по общему правилу наступает

  1. с 15 лет
  2. с 16 лет
  3. с 18 лет
  4. с 20 лет

5.За опоздание на работу должно следовать наступление

  1. моральной ответственности            3)  социальной ответственности
  2. религиозной ответственности         4)  дисциплинарной ответственности

6.Безбилетный проезд в общественном транспорте влечет за собой наложение

  1. уголовной ответственности
  2. гражданской ответственности
  3. административной ответственности
  4. дисциплинарной ответственности

7.Независимость государства во внутренней и внешней политике называется

  1. демократией
  2. справедливостью
  3. конформизмом
  4. суверенитетом

8.Принцип разделения властей, согласно общепринятой классификации, делит государственную власть на

  1. законодательную, учредительную, судебную
  2. исполнительную, контрольную и законодательную
  3. законодательную, исполнительную, судебную, президентскую
  4. законодательную, исполнительную, судебную

9.Парламент в России называется

  1. Федеральным Собранием
  2. Советом Федерации
  3. Государственным советом
  4. Государственной думой

10.Федеральное Собрание состоит из

  1. Совета Федерации и Верховного совета
  2. Палаты общин и Государственной Думы
  3. Совета Федерации и Государственной Думы
  4. Совета национальностей и Совета республики

11.По конституции Российской Федерации Президент является главой

  1. судебной власти                                                  3) законодательной власти
  2. государства                                                           4)  исполнительной власти

12.В современной России существует

  1. однопартийная система
  2. двухпартийная система
  3. беспартийная система
  4. многопартийная система

13.В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится

  1. референдум
  2. голосование депутатов
  3. плебисцит
  4. народное собрание

14.К социальным правам и свободам человека и гражданина не относится

  1. право на труд
  2. свобода совести
  3. право на отдых
  4. право на забастовку

15.К занятым не относятся

  1. работающие по найму, а также имеющие иную оплачиваемую работу
  2. занимающиеся в кружках дополнительного образования
  3. самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели
  4. избранные или назначенные на оплачиваемую должность

16.Полное право устроится на работу имеет человек с

  1. 12 лет                                                        3)  18 лет
  2. 15 лет                                                        4)  21 года

17.Ежегодный оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется

  1. только по истечении 6 месяцев с начала трудовой деятельности
  2. только в летний период
  3. только в зимний период
  4. в любое удобное для подростка время

18.Система взглядов на объективный  мир и место человека в нем, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей называются

  1. моралью
  2. религией
  3. мировоззрением
  4. мироустройством  

19.Особый вид деятельности человека, система исследований, направленных на получение новых знаний

  1. наука
  2. образование
  3. культура
  4. искусство

20.Брачные возраст в Российской Федерации наступает

  1. с 16 лет
  2. с 17 лет
  3. с 18 лет
  4. с 20 лет

21.16-летний ребенок, обучающийся в вузе и получающий стипендию, может ей распоряжаться

  1. с согласия родителей (опекунов, попечителей)
  2. самостоятельно
  3. с согласия органов опеки и попечительства
  4. по взаимному согласию ребенка и родителей

22.Трудовая пенсия по старости назначается мужчинами женщинам в возрасте соответственно

  1. 50 и 45 лет
  2. 55 и 50 лет
  3. 60 и 55 лет
  4. 65 и 62 лет

23. В соответствии в действующим законодательством к видам трудовых пенсий не относится пенсия по

  1. старости
  2. инвалидности
  3. случаю потери кормильца
  4. нетрудоспособности

24.Права и обязанности супругов возникают со дня

  1. государственной регистрации заключения брака
  2. совместного проживания
  3. рождения первого ребенка
  4. венчания в церкви

25.Юридической основой брака являются

  1. венчание
  2. помолвка
  3. любовь
  4. регистрации в органах ЗАГС

26.Наукой о морали, нравственности является

  1. этика
  2. эстетика
  3. экзистенция
  4. эклектика

Часть 2.

1.Расставьте нормативные правовые акты в соответствии с их юридической силой, начиная с высшего.

  1. указ Президента Российской Федерации
  2. постановление Правительства
  3. федеральный закон
  4. федеральный конституционный закон
  5. приказ министерства

2.Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из _______________________.

 3.Надите в приведенном ниже списке сферы общественной   жизни, управление которыми относят к управлению в сфере экономики, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. промышленность          
  2. безопасность
  3. связь
  4. юстиция
  5. образование
  6. финансы и кредит
  7. торговля

     4.К преступлениям против личности относятся

  1. причинение смерти по неосторожности
  2. незаконное лишение свободы
  3. вандализм
  4. хулиганство
  5. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
  6. вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

5.Завершите известную фразу древних римлян: «Закон суров, но это _________________________!»

6.Из латинского выражения res populi произошло слово ________________.

7.В ведении местного самоуправления находится организация учреждений

  1. здравоохранения
  2. судопроизводства
  3. дошкольного образования
  4. газоснабжения

8.Первая значительная реформа местного самоуправления произошла в период царствования _______________.

9.Какие три слова стали символом Великой Французской революции ?

10.Политический режим в государстве, где отсутствует свобода слова, существует преследование инакомыслящих, жестокая цензура, подавленные личности, называется _________________________________.

11.Деятель граждан, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработки (трудовой доход) называется _______________________.

12.Отрицание существования всякого рода сверхъестественных сил, отказ от религиозных верований называется _______________________.

13.Право личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется ________________________________________.

     14.К мировым религиям относятся

  1. Иудаизм                                              3) синтоизм
  2. Христианство                                     4) буддизм

5) ислам

15.Для заключения брака необходимо наличие

  1. российского гражданства
  2. постоянной регистрации по месту жительства
  3. взаимного согласия вступающих в брак
  4. соответствующего брачного возраста
  5. полного общего (среднего) образования

     16.Не допускается регистрация брака в случае

  1. наличия у будущих супругов детей
  2. состояния одного из будущих супругов в нерасторгнутом браке
  3. достижения одним из супругов 80-летнего возраста
  4. недееспособности одного из желающих вступить в брак
  5. желания вступить в брак усыновителя и усыновленного

17.Термин «нигилизм» получил широкое распространение и наполнится общественно-политическим звучанием после издания романа ______________  ______  ____________.

18.Автором поэмы «Что такое хорошо и что такое плохо?» является ____________________.

19.Закончите фразу.

«Самые злые люди – те, которые не любят _______________».(Н.А. Бердяев)

20.Выпишите пропущенное слово.

«В отличии от ____________________, которая является исключительно внутренней реакцией нравственного самосознания на нарушение моральных требований, стыд связан с опасением осуждения поступков или недостатков со стороны окружающих». (Джон Брейтуэйт)

21.Выпишите пропущенные слова.

«Согласно воззрениям Г.Ф.Ф. Гегеля, обязанности человека делятся на четыре рода : обязанности

  1. перед _____________  ____________
  2. перед _____________________________
  3. перед государством, обществом
  4. перед людьми вообще»

22.Закончите фразу А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе _______________________________».

23.Кому принадлежат строки ?

«Быть или не быть – таков вопрос;

Что благородней духом – покорятся

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?..»

Перевод М. Лозинского

  • Эталоны ответов

Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8  

9

10

11

12

13

2

1

2

2

4

3

4

4

1

3

2

4

1

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

2

2

2

4

3

1

3

2

3

4

1

4

1

Часть 2.

1

43125

2

Уголовный кодекс

3

1367

4

1256

5

Закон

6

Республика

7

134

8

Александр II

9

Свобода, равенство, братство

10

Тоталитарным

11

Занятостью

12

Атеизм

13

Свободой совести

14

245

15

34

16

245

17

И.Тургенева « Отцы и дети»

18

Владимир Маяковский

19

Себя

20

Совести

21

1)самим собой 2) семьёй

22

В одном направлении

23

У.Шекспир «Гамлет»

        

        



Предварительный просмотр:

II тур

Олимпиада по дисциплине «Обществознание»

  • Тест усложненный

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1.Закончите определение: «Общество - это …»

  1. Совокупность произведенных отношений
  2. Сложная иерархическая организованная система отношений людей и социальных групп
  3. Система отношений между людьми, регулируемая юридическими законами
  4. Система отношений между людьми по поводу политической власти

2.Интуиция – это

  1. Чувственное познание
  2. Вера с сверхъестественное
  3. Способность предвидения
  4. Непосредственное схватывание сущности вещи

3.К числу параметров, характеризующих социальный статус личности, не относится

  1. Возраст                                                            3)  Семейное положение
  2. Коэффициент интеллекта                           4)  Профессия

4.К какой из подсистем общества (сфер общественной жизни) относится институт семьи?

  1. Экономический                                            
  2. Социальный
  3. Политико-правовой
  4. Духовной                                                  

5.Способность лица, группы лиц, отдельных объединений институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение людей – это…

  1. Плюрализм                                                                 3)  Эффективность
  2.  Президент                                                                  4)  Власть

6.Что не является признаком тоталитаризма ?

  1. Централизованная власть
  2. Господство одной идеологии
  3. Наличие свободных и независимых СМИ
  4. Контроль государства за всеми сферами общественной жизни

7.Венры ли следующие суждения

Деньги – это…

  1. Финансовый актив, используемый для совершения сделок
  2. Законное платежное средство для покупок товаров и услуг

  1. Верно только первое суждение                       3)  Оба суждения верны                          
  2. Верно только второе суждение                        4)  Оба суждения неверны

Задание 2. Напишите напротив утверждений, которые верны,- «да», а напротив тех, которые неверны,- «нет».

1.Федеральное собрание РФ состоит из двух палат.

2.Прогресс исторического развития противоречив: в нём можно найти как прогрессивные, так и регрессивные изменения.

3.Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентские.

4.Индивид, личность, индивидуальность – понятия, являющиеся тождественными.

5.Проблему ограниченности ресурсов может решить только рыночная экономика.

 

Задание 3. Дайте определение следующим понятиям.

  1. Правоспособность - _____________________________
  2. Суверенитет - __________________________________
  3. Дивиденды - ___________________________________
  4. Либерализм - ___________________________________
  5. Юридическое лицо - _____________________________
  6. Пропаганда - ___________________________________
  7. Сепаратизм - ___________________________________
  8. Статус - ________________________________________
  9. Нейтралитет - ___________________________________

Задание 4. Прочитайте текст . Впишите в таблицу порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность экономической системы.

1.Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. 2. Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. 3. Экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования органических ресурсов. 4. Многообразие форм собственности на средства производства. 5. Товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. 6. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. 7. Что производить определяется группами профессионалов . 8. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами. 9. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления. 10. В основном производятся продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства.

Традиционная

Рыночная

Административно-командная

Задание 5. Впишите правильную(-ые) букву(-ы) вместо пропусков, дайте полное определение терминов.

  1. ...д…ол…гия – система концептуально оформленных взглядов и идей.
  2. Пр…л…тар…ат – социальный класс.
  3. Л…г…т…мн…сть – согласие народа с властью.
  4. Т……кр…т…я – политическая система.
  5. Пр…в…т…з…ц…я – форма преобразования собственности.

Задание 6. Установите лишний элемент в изобразительном ряду. Свой выбор объясните.

Безымянный.png

Задание 7. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

  1. Гражданское право, конституционное право, земельное право.
  2. Водитель, академик, аспирант, инженер

Задание 8. Что является в ряду лишним? Дайте краткое пояснение.

1.

  1.  Земля, труд, капитал, налоги, предпринимательство.
  2. Анимизм, синтоизм, фетишизм, тотемизм.

2.

Безымянный 1.png

Задание 9. Выпишите соответствующие обществоведческие термины и понятия.

  1. Массовая культура, ________________, народная культура.
  2. Физиологические потребности, _____________, духовные (идеальные) потребности.

Задание 10. Перед вами иллюстрации ,отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Определите эти права. Исходя из смысла и содержания, запишите входящие в каждую группу права в соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядковый номер изображения обозначающего данное право.

Основные группы прав и свобод

Права и свободы

Политические права и свободы

Социально-экономические права

Безымянный 2.png

Задание 11. Большинство понятий и терминов современного обществознания имеет греческие и латинские корни. Перед вами слова ,полученные путём их буквального перевода на русский  язык. Ваша задача – назвать соответствующий русскому переводу научный термин.

Перевод на русский язык

Научный термин

Любомудрие

Ведение домашнего хозяйства

Обработка почвы

Богословие

Власть лучших

Подкуп

Учение о будущем

Власть немногих

  • Эталоны ответов

Задание 1.

1

2

3

4

5

6

7

2

4

2

2

4

3

3

Задание 2.

1

2

3

4

5

Да

Да

Нет

Нет

Нет

   Задание 3.

1

установленная законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей

2

независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах

3

часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении

4

философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека

5

организация, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом

6

распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных целей

7

политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или перехода в состав иного государства

8

совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта

9

неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках

   

Задание 4.

Традиционная

Рыночная

Административно-командная

 3 5 10

2 4 8

1 6 7 9

                

Задание 5.

1

идеология

2

пролетариат

3

легитимность

4

теократия

5

приватизация

Задание 6.

Лишний элемент – 2

Задание 7.

  1. - виды права
  2. - статус человека

Задание 8.

  1.  А. - налоги

 В. - фетишизм

      2. – 3

Задание 9.

  1. - элитарная культура
  2. - социальные

Задание 10.

Основные группы прав и свобод

Права и свободы

Политические права и свободы

2 4 6

Социально-экономические права

1 3 5

Задание 11.

Перевод на русский язык

Научный термин

Любомудрие

Философия

Ведение домашнего хозяйства

Экономика

Обработка

Информатика

Богословие

Теология

Власть лучших

Аристократия

Подкуп

Коррупция

Учение о будущем

Футурология

Власть немногих

Бюрократия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вопросы и задания для проведения дифференцированного зачёта по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»...

Олимпиадные задания

Олимпиадные задания по предметам: биология, геграфия....

Олимпиадные задания по географии, 10 класс

Задания для олимпиады по географии для учащихся 10-х классов составлен в виде тестов....

Олимпиадные задания по географии, 10 класс

Задания для олимпиады по географии для учащихся 10-х классов составлен в виде тестов....

Варианты тестовых заданий по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"

Мною были разработаны варианты контрольного тестирования по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" для проведения итоговой аттестации за 1 курс в группе подготовки квалифицированных р...

Олимпиадные задания по математике 1 класс

Задания по математике для первого класса с ответами...

Олимпиадные задания по обществознанию

Данная методическая разработка олимпиады предназначена для студентов 1-го курса. Цель проведения мероприятия: выявления талантливой молодёжи, поддержки творческих и умственных способностей обучаю...