Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа
для профессий среднего профессионального образования
социально-экономического профиля
43.01.02 Парикмахер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._russkiy_yazyk._parikmaher.doc | 429 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики "Чебоксарский экономико-технологический колледж" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01. РУССКИЙ ЯЗЫК
для профессий среднего профессионального образования
социально-экономического профиля
43.01.02 Парикмахер
Чебоксары 2017 г.
Разработана на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык » для профессиональных образовательных организаций (ФГАУ ФИРО протокол №3 от 21.07.2015г.), в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по профессиям социально-экономического профиля
| УТВЕРЖДЕНА Приказом №_______ от «__»______________ 201_ г. М.П. |
РЕКОМЕНДОВАНО
Экспертным советом колледжа
Протокол №____ от "___" __________201_ г.
Председатель Экспертного совета __________
СОГЛАСОВАНО
ФИО, должность, место работы __________
"___" ____________201_ г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦК гуманитарных дисциплин
Протокол №____ от "___" __________201_ г.
Председатель ЦК: __________/Титова Е.В./
РАЗРАБОТЧИК:
Харитонова В.М.,
преподаватель русского языка и литературы
"___ "______________ 201 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4-5 |
| 6-13 |
| 14-15 |
| 16-19 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессиям социально-экономического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» является базовой дисциплиной общеобразовательной полготовки .
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает
культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков,
осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
формирование общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
− использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;
самостоятельной работы обучающегося 57 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | не предусмотрено |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | не предусмотрено |
курсовая работа (проект) | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 57 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | 8 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень усвоения | ||||
1 | 2 | 3 | |||||
Введение. Язык как средство общения. Язык в современном мире | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Язык как средство общения. Язык как система. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов «Культура речи. Нормы русского языка», «Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др.) в изучение русского языка», «Язык и его функции», «Русский язык в современном мире», «Язык и культура». | 1 | ||||||
Раздел I. Язык и речь. Функциональные стили речи | 1 8 | ||||||
Тема 1.1. Язык и речь. Основные требования к речи | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа со словарями (подбор паронимов). | 1 | ||||||
Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности. Научный стиль речи | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Признаки и назначение научного стиля. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с текстами научного стиля (написание аннотации). | 1 | ||||||
Тема 1. 3. Официально-деловой стиль речи Тема 1.4. Публицистический стиль речи | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Признаки и назначение официально-делового стиля. Основные жанры публицистического стиля. Признаки и назначение публицистического стиля. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над оформлением основных документов официально-делового стиля (написание резюме). | 1 | ||||||
Тема 1. 5. Художественный стиль речи. Разговорный стиль речи
| Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Основные жанры художественного стиля. Признаки и назначение художественного стиля. Основные жанры разговорного стиля. Признаки и назначение разговорного стиля. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с текстами художественного стиля (подбор из художественной литературы образных средств языка) | 1 | ||||||
Тема 1.6. Признаки текста. Идея. Тема 1.7. Типы речи Тема 1.8 План. Тезисы Тема 1.9. Реферат. Аннотация | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1 | Текст. Признаки текста. Структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема. Идея. Средства связи. Информационная переработка текста. План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Речеведческий анализ текста. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Написать сочинение-описание. Написать аннотацию к произведению. Произвести речеведческий анализ текста. Работа с интернет-информацией. | 4 | ||||||
Раздел 2 Лексика и фразеология | 14 | ||||||
Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы. Антонимы. Синонимы | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа со словарями (подбор многозначных слов, синонимических рядов). Работа с интернет – информацией. | 2 | ||||||
Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Нейтральная лексика. Книжная лексика. Жаргонизмы | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа со словарями (толкование значения иностранных слов). | 1 | ||||||
Тема 2.3. Активный и пассивный словарный запас | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Архаизмы, историзмы, неологизмы. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения по теме «Использование архаизмов и историзмов в художественной литературе». | 1 | ||||||
Тема 2.4. Фразеологизмы | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа по фразеологическому словарю (толкование значения фразеологизмов). Работа с интернет - информацией | 2 | ||||||
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 10 | ||||||
Тема 3.1 Тема 3.2.Фонетические единицы. Фонетический разбор. Тема 3.3.Орфоэпические нормы. Слог. Ударение | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Произносительные нормы и нормы ударения. Использование орфоэпического словаря. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа по орфоэпическому словарю (определение ударения в словах). Выполнение фонетического разбора слов. | 2 | ||||||
Тема 3.4. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Безударные гласные. Звонкие и глухие согласные. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных». | 1 | ||||||
Тема 3.5 Правописание О/Ё после шипящих и Ц | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Гласные О/Ё после шипящих и Ц. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме «Правописание О/Ё после шипящих и Ц». | 1 | ||||||
Тема 3.6. Правописание приставок на З - / С. Правописание И – Ы после приставок | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Приставки на З - / С - . И – Ы после приставок. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение тестовых заданий по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография». | 1 | ||||||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография | 12 | ||||||
Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1 | Многозначность морфем. Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа по словообразовательному словарю (разбор слов по составу). Выполнение упражнений по теме «Правописание приставок при- / пре-. | 2 | ||||||
Тема 4.2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ – Тема 5.3. Правописание сложных слов | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1 | Чередующиеся гласные в корнях слов. Приставки ПРИ - / - ПРЕ -. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы по чередующимся гласным. Выполнение упражнений по теме «Правописание приставок при- / пре-. | 2 | ||||||
Раздел 5. Морфология и орфография | 28 | ||||||
Тема 5.1. Имя существительное. Тема 5.2. Правописание существительных Тема 5.3. Правописание сложных существительных | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Род, число, падеж существительных. Правописание суффиксов, окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации по теме «Имя существительное». Выполнение упражнений по теме «Имя существительное». | 2 | ||||||
Тема 5.4. Имя прилагательное Тема 5.5. Правописание суффиксов и окончаний прилагательных. Тема 5.6. Правописание сложных прилагательных. Тема 5.7. Морфологический разбор имени прилагательного | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме «Имя прилагательное». Выполнение упражнений по теме «Н и НН в прилагательных». | 2 | ||||||
Тема 5.8 Имя числительное Тема 5.9. Морфологический разбор имени числительного | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Правописание и употребление числительных. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации по теме «Имя числительное». Выполнение упражнений по теме «Имя числительное» | 2 | ||||||
Тема 5.10 Местоимение | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Значение и употребление местоимений. Правописание местоимений. Правописание наречий. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме «Местоимение. Наречие». | 1 | ||||||
Тема 5.11 Глагол Тема 5.12. Правописание не с глаголами | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Спряжение и правописание глаголов. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме «Глагол». | 1 | ||||||
Тема 5.13. Причастие как особая форма глагола. Тема 5.14 Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Тема 5.15 Правописание Не с причастиями. Тема 5.16 Деепричастие как особая форма глагола | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Правописание суффиксов и окончаний причастий. Образование деепричастий. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление алгоритма по правописанию –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях. Выполнение упражнений по теме «Правописание НЕ с причастиями». Подготовка презентации по теме «Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» Морфологический разбор причастий и деепричастий. | 4 | ||||||
Тема 5.17. Наречие. Правописание наречий. Тема 6.18. Степени сравнений наречий | Содержание учебного материала 1 Грамматические признаки наречий. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор наречий. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации по теме «Наречие». Выполнение упражнений по теме «Правописание наречий» | 2 2 | 1,2 | ||||
Раздел 6. Служебные части речи | 8 | ||||||
Тема 6.1. Предлоги | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Употребление и правописание предлогов. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы на предлоги и синонимичные части речи. | 1 | ||||||
Тема 6.2. Союзы | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Употребление и правописание союзов. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы на союзы и синонимичные части речи. | 1 | ||||||
Тема 6.3. Частица как часть речи | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление алгоритма по правописанию частиц. | 1 | ||||||
Тема 6.4. Междометия и звукоподражательные слова | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение тестовых заданий по разделу «Морфология и орфография». | 1 | ||||||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация | 30 | ||||||
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме «Основные единицы синтаксиса». Подготовка презентации по теме « Основные единицы синтаксиса». | 2 | ||||||
Тема 7.2. Простое предложение | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Виды простых предложений. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации по теме «Простое предложение». | 1 | ||||||
Тема 7.3. Осложненное простое предложение. Тема 7.4. Предложения с обособленными и уточняющими членами | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Написание мини-сочинения с однородными членами предложения. Написание мини-сочинения с обособленными и уточняющими членами предложения. | 1 | ||||||
Тема 7.5. Вводные слова и предложения | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации по теме «Вводные слова и предложения». | 1 | ||||||
Тема 7.6. Способы передачи чужой речи | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение тестовых заданий по разделу «Синтаксис и пунктуация». | 1 | ||||||
Тема 7.7. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подбор сложносочиненных предложений из художественной литературы. Выполнение упражнений по теме. | 2 | ||||||
Тема 7.8. Сложноподчиненное предложение | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление схем к предложениям. | 1 | ||||||
Тема 7.9. Бессоюзное сложное предложение | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации по теме «Бессоюзное сложное предложение». | 1 | ||||||
Тема 7.10. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 1,2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление схем к предложениям. | 1 | ||||||
Тема 7.11. Контроль знаний Тема 7.12 Повторение пройденного материала | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Диктант. | 1,2 | |||||
2 | Пробное тестирование. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение тестовых заданий. | 1 | ||||||
Итого: | 171 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-методических материалов;
Технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование;
- проектор;
-компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Воителева Т.М. Русский язык и литература: Русский язык 11(базовый уровень): учебник для 10-11 классов: среднее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10 -11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2011
Дополнительные источники:
1.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2011.
2.Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2011. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10 -11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2011
3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Словари:
1.Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 2009.
2.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
3.Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2006.
4.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2010.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2007.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М. (любое издание).
6.Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005..
7.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
8.Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
9.Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
10.Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
11.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2011.
12.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2006.
Интернет – источники:
1. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/
2. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
3. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
4. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
5. Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru
6. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
7. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
8. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org
9. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
10. Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/
11. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru
12. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru
13. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Введение | •Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; • составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека |
Язык и речь. Функциональные стили речи | • Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; • вычитывать разные виды информации; • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; • анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; • подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими ин- формационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; • различать тексты разных функциональных стилей (экстра- лингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • анализировать тексты разных жанров научного (учебно- научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) |
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | • Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
Лексикология и фразеология | • Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; • познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
Морфемика, словообразование, орфография | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; • проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова |
Морфология и орфография | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле- кать его из текста, анализировать с точки зрения текстообра- зующей роли; • проводить морфологический, орфографический, пунктуаци- онный анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при- знаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфо- грамм, пунктограмм; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании |
Синтаксис и пунктуация | • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); • комментировать ответы товарищей; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; • производить синонимическую замену синтаксических конструкций; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО
Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....
Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО
Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....
Рабочая программа по русскому языку для учреждений среднего профессионального образования
Рабочая программа по русскому языку для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...