Рабочая программа дисциплины "Методика и практика архивоведения"
рабочая программа

Горпинченко Екатерина Викторовна

Рабочая  программа междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, входящей в состав укрупненной группы специальностей 46.00.00 История и археология.

Курс входит в профессиональный цикл - модуль «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_metodika_i_praktika_arhivovedeniya.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Норильский государственный индустриальный институт»

Политехнический колледж

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

междисциплинарного курса

«Методика и практика архивоведения»

для специальности

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

2018


СОДЕРЖАНИЕ

1 Паспорт рабочей программы междисциплинарного курса…………….……4

2 Структура и содержание междисциплинарного курса …………..………….7

3 Условия реализации программы междисциплинарного курса …………….11

4 Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса…. .12

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «МЕТОДИКА И ПРАКТИКА АРХИВОВЕДЕНИЯ»

1.1 Область применения программы междисциплинарного курса

Рабочая  программа междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, входящей в состав укрупненной группы специальностей 46.00.00 История и археология.

1.2 Место междисциплинарного курса в структуре основной профессиональной образовательной программы: курс входит в профессиональный цикл (модуль «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации»).

1.3 Цели и задачи междисциплинарного курса – требования к результатам освоения междисциплинарного курса:

В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен:

иметь практический опыт:

- организации архивной и справочно-информационной работы по документам организации;

уметь:

- организовывать деятельность архива с учётом статуса и профиля организации;

- работать в системах электронного документооборота;

- использовать в деятельности архива современные компьютерные технологии;

- применять современные методики консервации и реставрации архивных документов;

знать:

- систему архивного управления в Российской Федерации и организации Архивного фонда Российской Федерации;

- систему хранения и обработки документов.

сформировать следующие общие и профессиональные компетенции (базовый уровень):

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
  • ПК 2.1. Осуществлять экспертизу ценности документов в соответствии с действующими законодательными актами и нормативами.
  • ПК 2.2. Вести работу в системах электронного документооборота.
  • ПК 2.3. Разрабатывать и вести классификаторы, табели и другие справочники по документам организации.
  • ПК 2.4. Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в том числе документов по личному составу).
  • ПК 2.5. Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.
  • ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.
  • ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.

сформировать следующие общие и профессиональные компетенции (углубленный уровень):

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
  • ПК 2.1. Участвовать в работе по экспертизе ценности документов в соответствии с действующими законодательными актами и нормативами.
  • ПК 2.2. Вести работу в системах электронного документооборота.
  • ПК 2.3. Разрабатывать и вести классификаторы, табели и иные справочники по документам организации.
  • ПК 2.4. Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в том числе документов по личному составу).
  • ПК 2.5. Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.
  • ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.
  • ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение  программы междисциплинарного курса:

Базовый уровень

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часа;

- самостоятельной работы обучающегося - 30 часа.

Углубленный уровень

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа;

- самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «МЕТОДИКА И ПРАКТИКА АРХИВОВЕДЕНИЯ»

2.1 Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Базовый уровень

Углубленный уровень

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

64

в том числе:

     практические работы

6

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

32

в том числе:

- реферат

12

12

- работа с конспектом лекций

12

12

- подготовка к практическим занятиям

8

8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2  Тематический план и содержание междисциплинарного курса «Методика и практика архивоведения»

Наименование тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Цели, задачи, содержание учебной дисциплины, её связь с другими дисциплинами. Законодательно-нормативная база

2

1

Тема 1 Научно-методические основы работы с архивными документами

Содержание учебного материала

10

1

  Организация документов АФ РФ. Недробимость архивных фондов и их комплексов как необходимое условие научной организации документов в составе АФ РФ.  Организация документов на уровне АФ РФ. Классификация документов в пределах архива. Классификация документов в пределах архивного фонда. Понятие «архивный фонд». Виды архивного фонда. Понятие «фондообразователь». Фондирование документов. Хронологические границы архивного фонда; их значение для выявления полноты состава его документов.

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций

Написание реферата

Выполнение заданий самостоятельной работы

4

Тема 2 Комплектование АФ РФ и экспертиза ценности документов

Содержание учебного материала

21

2

1

Комплектование архивного фонда РФ.

Понятие о комплектовании. Разграничения форм собственности на архивные документы с 2004 г: государственная собственность, в том числе федеральная и субъектов Российской Федерации, муниципальная и частная. Задачи комплектования государственных и муниципальных архивов, архивов организаций. Понятие «источник комплектования». Критерии определения источников комплектования государственных и муниципальных архивов. Источники комплектования архивов организаций. Понятие о формах приема документов. Выборочный прием документов. Списки учреждений (лиц) источников комплектования государственных, муниципальных и архивов организаций Экспертиза ценности документов (ЭЦД). Понятие «экспертиза ценности документов». Научно-методические основы ЭЦД. Критерии экспертизы ценности документов. Группы критериев происхождения, содержания, внешних особенностей. Особенности методики проведения ЭЦД документов личного происхождения. Современная система нормативно-методических пособий по экспертизе ценности документов. Перечни документов. Типы и виды перечней. Организация экспертизы ценности документов. Система экспертных органов (ЭК, ЭПК, ЦЭПК). Их задачи и функции. Понятия «особо ценные» и «уникальные» документы. Выявление особо ценных документов.

14

Практическое занятие 1

Экспертиза ценности документов по перечням

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций

Написание реферата

Подготовка к практическому занятию

Выполнение заданий самостоятельной работы

5

Тема 3 Организация учёта документов

Содержание учебного материала

10

2

1

Система учета архивных документов. Состав и назначение основных учетных документов. Понятие «страховой фонд» и «фонд пользования».

2

Практическое занятие 2

Составление учётных документов

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций

Написание реферата

Подготовка к практическому занятию

Выполнение заданий самостоятельной работы

6

Тема 4 Справочно-поисковые средства архива (НСА)

Содержание учебного материала

20

2

1

Справочно-поисковые средства архивов организаций, муниципальных и государственных архивов. Назначение справочно-поисковых средств. Понятие «первичная информация» и «вторичная информация», «система», «архивный справочник», «система СПС архива». Состав и функции системы СПС, процесс их создания и использования. Обязательные архивные справочники в государственных, муниципальных и архивах организаций Описание документов как основа создания архивных справочников. Понятие об описании документов. Архивные описи и их назначение. Путеводители и их назначение Систематический каталог и его назначение Дополнительные архивные справочники в государственных, муниципальных и архивах организаций Тематические и предметные каталоги и их назначение. Обзоры документов и их назначение. Указатели и их назначение.

12

Практическое занятие 3

Описание документов и дел

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций

Написание реферата

Подготовка к практическому занятию

Выполнение заданий самостоятельной работы

6

Тема 5 Использование архивных документов

Содержание

22

1

Использование архивных документов - составная часть научно-информационной деятельности архивов. Понятия «интенсивность» и «эффективность» использования архивных документов. Виды и типы эффективности использования ретроспективной документной информации. Методы определения эффективности использования архивных документов. Цели использования документов АФ РФ. Формы использования архивных документов в государственных, муниципальных и архивах организаций. Организация использования документов в государственных и муниципальных архивах Понятие об организации использования архивных документов. Структура организации использования. Виды информационных документов в архивах. Подготовка тематических, научных, научно-популярных, рекламно-информационных статей, подборок документов и других материалов для периодической печати, радио и телевизионных передач, кинофильмов. Организация использования документов в архивах организаций Исполнение запросов граждан и организаций социально-правового характера. Работа читального зала архива. Выдача дел во временное пользование. Использование документов архива при подготовке информационных мероприятий, в средствах массовой информации и публикационной деятельности. Учёт использования дел и документов архива.

16

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций

Написание реферата

Выполнение заданий самостоятельной работы

6

Тема 6 Автоматизированные архивные технологии

Содержание

11

3

1

Организация информатизации архивного дела на современном этапе. Нормативная база автоматизации архивного дела. Современные автоматизированные архивные технологии.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций

Написание реферата

Выполнение заданий самостоятельной работы

5

Всего

96



3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация междисциплинарного курса требует наличия учебного кабинета «Документационного обеспечения управления и архивоведение».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2 Информационное обеспечение обучения.  Перечень рекомендуемых учебных изданий,   дополнительной литературы

Основные источники

1 Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: НОРМА, 2014.

2 Тельчаров А.Д. Архивоведение. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2015.

3 Вовкотруб О.В., Фионова Л.Р. – Пенза: Знание, 2015.

4 Булюлина Е.В. Актуальные проблемы архивоведения. Учебное пособие.  – Волгоград: ВолГУ, 2014.

Дополнительные источники

1 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 43, ст. 4169

2 Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 января 2007 г. № 19 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного Фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях РАН».

3 Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. - М.: ВНИИДАД, 2007.

4 Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Росархив, ВНИИДАД. - М.: ИПО «У Никитских ворот», 2015.

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий

Результаты обучения

(освоенные общие и профессиональные компетенции)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

иметь практический опыт:

- организации архивной и справочно-информационной работы по документам организации;

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

уметь:

- организовывать деятельность архива с учётом статуса и профиля организации;

- работать в системах электронного документооборота;

- использовать в деятельности архива современные компьютерные технологии;

- применять современные методики консервации и реставрации архивных документов;

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

знать:

- систему архивного управления в Российской Федерации и организации Архивного фонда Российской Федерации;

- систему хранения и обработки документов.

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

сформировать следующие общие и профессиональные компетенции (базовый уровень):

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
  • ПК 2.1. Осуществлять экспертизу ценности документов в соответствии с действующими законодательными актами и нормативами.
  • ПК 2.2. Вести работу в системах электронного документооборота.
  • ПК 2.3. Разрабатывать и вести классификаторы, табели и другие справочники по документам организации.
  • ПК 2.4. Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в том числе документов по личному составу).
  • ПК 2.5. Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.
  • ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.
  • ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, итоговая аттестация в форме экзамена

сформировать следующие общие и профессиональные компетенции (углубленный уровень):

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
  • ПК 2.1. Осуществлять экспертизу ценности документов в соответствии с действующими законодательными актами и нормативами.
  • ПК 2.2. Вести работу в системах электронного документооборота.
  • ПК 2.3. Разрабатывать и вести классификаторы, табели и другие справочники по документам организации.
  • ПК 2.4. Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в том числе документов по личному составу).
  • ПК 2.5. Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.
  • ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.
  • ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной практике по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образовании по специальности 270802 Строительство и эксплуа...

Рабочая программа по учебной практике по ПМ.01"Профилактическая деятельность"

Предназначено для прохождения студентами учебной практике по ПМ.01"профилактическая деятельность" МДК 01.03"Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению" в соответствии с ФГ...

Рабочая программа по учебной практике по ПМ.07 "Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными""

Преднозанчено для преподавателей ведущих учебную практику у студентов 1 курса специальности 060101 Лечебная деятельность по ПМ.07 "Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за ...

рабочая программа по преддипломной практике для специальности 080110 "Банковское дело"

Рабочая программа преддипломной практики  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО укрупненной группы специальностей СПО 0800...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по производственной практике (по профилю специальности) концентрированная профессионального модуля ПМ.04 Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.

Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 260807 Технология ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по производственной практике (по профилю специальности) концентрированная профессионального модуля ПМ.08 Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах

Практика является обязательным структурным компонентом ОПОП по специальности СПО 260807 «Технология продукции общественного питания» в части освоения основного вида профессиональной деятельности обслу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по производственной практике (по профилю специальности) концентрированная профессионального модуля ПМ.08 Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах

Практика является обязательным структурным компонентом ОПОП по специальности СПО 260807 «Технология продукции общественного питания» в части освоения основного вида профессиональной деятельности обслу...