Философская подготовка специалистов среднего звена технического профиля
учебно-методическое пособие

Рыжкова Нина Григорьевна

Философская подготовка специалистов среднего звена технического профиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000a9009-30b482d1.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Философская подготовка специалистов среднего звена технического профиля

“Чтобы переварить знания,                      

                                                                             Надо поглощать их с аппетитом”

А.Франс

  Одной из глобальных тенденций развития современного общества является тотальная экспансия науки и техники во все сферы его жизни. Сегодня труд любого специалиста невозможен без использования цифровых технологий. ”Цифра” проникла не только в профессиональную деятельность, образование, но и в нашу повседневную жизнь. Неслучайно современную молодёжь называют “цифровым поколением”, у которого средства преобладают над целью, частные интересы над общественными, символы над реальностью, техника над человеком и его традиционными ценностями [3].

  В этих условиях важное значение приобретает гуманитаризация технического профессионального образования как гарантия здорового будущего общества. Перед колледжами и техникумами технического профиля стоит задача не только дать своим выпускникам профессию, но и обеспечить им высокий и современный уровень общего развития.

  Существенными возможностями в формировании фундаментального образования, приобщения молодёжи к общечеловеческим нравственным ценностям обладают социально-гуманитарные дисциплины и прежде всего философия. Философские знания, уровень философской культуры являются базой выбора ценностных установок человека, стратегии его поведения в жизни, средств достижения поставленных целей. Настоящее и будущее человечества в значительной  степени зависит от философского взгляда на мир.

  Однако, в настоящее время наблюдается снижение интереса студентов к изучению философии. В этой связи возникает вопрос: как поднять этот интерес, что необходимо сделать, чтобы философия заняла подобающее ей место в учебно-воспитательном процессе среднего профессионального образования? К сожалению, проблем в решении поставленного вопроса больше, чем позитивных результатов.

  Прежде всего, попытаемся разобраться в причинах нежелания значительной части студентов изучать философию, отношения к ней как к досадному приложению, отвлекающему от получения профессиональных знаний.

На наш взгляд, негативная установка студентов на изучение философии имеет следующие основные причины:

  1. Доминирование в современном обществе технократизма и узко прагматического взгляда на мир. Отсюда пренебрежительное отношение к философии как к ненужному “ пустословию” и не понимание её как необходимой предпосылки для умения ориентироваться в нынешнем сложном и противоречивом мире .
  2. Недостаточный уровень общеобразовательной подготовки студентов, большинство из которых слабо владеет навыками устной и письменной речи, изучение учебного материала сводят к заучивание текста учебника или лекции, а написание рефератов к “скачиванию” из Интернет и т.п.
  3. Свою лепту в эту ситуацию вносит и так называемое “клиповое мышление” вследствие которого подросток воспринимает мир не целостно, а как череду не связанных между собой  частей, фактов, событий [5].
  4. В учебных заведениях СПО преподаётся курс “ основы Философии” на освоение которого согласно учебному плану отводится 48 аудиторных часов. Ограниченные рамки учебного курса и его пропедевтический характер не позволяют в полном объёме раскрыть богатство философии и её значимость в поисках человеком своего места в мире, превращение его в подлинного творца своей и общественной жизни.
  5. Неумение, а подчас и нежелание преподавателей варьировать преподавание основ философии с учетом специфических интересов студентов, связанных с их специализацией, использовать наряду с традиционными методами новые методические средства обучения.

  Поиск пути преодоления падения ценности философских знаний в глазах студентов требует от преподавателя, прежде всего, решения трёх главных вопрос: чему учить?, как учить?, для чего учить?.

  Ответ на первый вопрос в общем виде содержится в ФГОС среднего профессионального образования  [1]  и рекомендуемых  учебных пособиях  по основам философии. Но, если мы хотим пробудить интерес обучающихся к философским знаниям, сформировать их позитивное отношение к занятиям философии, то нашей первоочередной задачей является на основе первоисточников, научных работ, учебных пособий создать свой собственный лекционный курс изложения проблем философии, обязательно связав его с профилем учебного заведения, с будущей профессии студентов.

  Для этого необходимо найти точки соприкосновения философских знаний с специальными дисциплинами, показав что в техническом знание и деятельности технического специалиста существуют проблемы требующие философского осмысления. Технические знания, техническая деятельность не существуют в неопределенной системы ценностей, которые и задают конечные цели это деятельности. Само по себе техническое знание не может «увидеть» потребности завтрашнего дня обосновать,  почему надо изобретать, выпускать именно эту продукцию, а не что-то другое, какие технические проекты надо запретить, а какие реализовать… . Без ясного понимания конечных целей техническая деятельности лишается своего общественного смысла и более того может привести человечество к катастрофе. Выход из этой ситуации один – обращения к философскому анализу и формам рефлексивного мышления. Включение в содержание учебных занятий проблем связанных с развитием техники, технологий, смыслом инженерно-технической деятельности  и т.п. способствует более глубокому усвоению профессиональных знаний, более осмысленного отношения к выбранной специальности. Так, например, в теме «Общество и его структура»  необходимо подчеркнуть противоречивость использования новейшей техники и технологий в качестве средства оптимизации общественных процессов. Так, опыт развитых стран показывает, что автоматизация производства, использование информационной технологии не способствует снижению индустриальной нагрузки, т.к. продолжается искусственное стимулирование потребностей, увеличение потребления.

По нашему мнению, «сквозная тема» философии человек и мир в техническом учебном заведение должна трансформироваться в тему человек и техника.

  Ответ на вопрос «Как учить?»  предполагает поиск новых организационных форм и методов обучения. Учебной программой по основам философии предусмотрено изучение  двух разделов включающих восемь учебных тем. С нашей точки зрения, их изучение целесообразно построить  на основе модульной модели обучения. Каждая тема представляет собой отдельный учебный модуль,  в который входит три блока:

1 блок – теоретический. В него входит тематическая лекция, призванная ввести обучающихся в учебную тему путем её сжатого изложения, а также дать методические указания студентам по её самостоятельному изучению.

2 блок – продуктивное обучение, которое предполагает практические занятия в форме семинаров. В своей практике мы используем два типа семинаров: 1) на понимание учебного материала и 2) на применение знаний в разработке учебного исследовательских объектов.

  Следует отметить, что для поддержания интересов студентов формы проведения семинаров следует разнообразить например, семинар на понимание учебного материала может проводиться в упрощенной или интенсивной форме, в форме «за» и «против» , в форме «соревнование знатоков» и др. Сознательному и глубокому освоения учебного курса философии, повышения общей культуры мышления способствует философский анализ текстов на семинарских занятиях. Преподаватель определяет цели и задачи анализа текстов, дает примерный алгоритм при анализе, а также непосредственно образцы анализа.

  Для активизации мыслительной деятельности студентам предлагаются различные задачи и упражнения, способствующие формированию умения самостоятельно мыслить и преодолевать познавательные затруднения. Кроме того, данные задания приближают преподавание философии к более привычным для студентов-«технарей» формам обучения.

  Одним из важнейших элементов подготовки современного специалиста является учебно-исследовательская работа студентов. Здесь на первый план выступает реферативная работа. Философский реферат – это письменная работа на определенную тему подготовленная на основе самостоятельного изучения научной и научно-популярной литературы, документов, монографий, статей, а также опытных данных. Не будем останавливаться на методике организации реферативной работы студентов, т.к по данному вопросу имеется достаточное количества литературы. Отметим лишь, что при разработке тематики рефератов следует ориентироваться на актуальность проблем, их соприкосновение со специальностью. Тему реферата студенты выбирают самостоятельно в соответствии  со своими интересами, что обеспечивает более конструктивное усвоение учебного материала и является стимулом для более глубокого познания философии.

  Учебно-исследовательские проекты непосредственно связывают овладение определенными философскими и специальными знаниями с реальным их использованием через комплексный, интегративный характер проектной работы.

  Третий блок учебного модуля темы составляет контроль. Методы применяемы про контроле усвоения философии учитывают её специфику. В условиях дефицита учебного времени, на наш взгляд, наиболее подходящим способом проверки качества знания студентов является тестовая методика. Тестовая методика выходит на самую суть философского знания, отражает её проблемно-альтернативный характер, представляет философский выбор студента, подкрепленный не только знанием, но и нравственными ценностями. С помощью тестов формируется критическо-творческий образ философии, систематизируются знания о ней. Студенты начинают более вдумчиво и ответственно относится к своим и чужим взглядам, мнениям, что способствует выработки культуры свободного выбора. Одновременно тестовый контроль является приращением, расширением и углублением знаний студентов.

  Перейдем непосредственно к тестам. Один из широко применяемых тестов по философии – это вопросы с многовариантными ответами. Каждый вопрос имеет только один правильный ответ. Следующий тип теста, также распространен и представляет собой вопросы на согласование понятий. Тесты могут быть ориентированы на выявления логических связей или определения истинности суждений. Помимо указанных типов тестов в своей практике мы применяем концептуальные тесты, построенные на определении мировоззренческо-методологического характера отобранных для теста утверждений, а также проблемно-ориентированные  тесты по составления словаря темы и др. При составление тестов следует помнить, что тесты должны включать узловые моменты учебных тем, ясно обозначать их проблемные горизонты.

  И, наконец, третий вопрос «Для чего учить?» . Ответ на этот вопрос, по сути, является выводом из всего сказанного выше. Учить философии студентов технических колледжей и техникумов следует прежде всего для преодоления «профессионального кретинизма», то есть замкнутости человека на своей профессии, для формирования ключевых общекультурных компетенций, делающих человека Человеком. Рефлексивные позиции и навыки критического и рационального мышления, развиваемы философией, не только не безразличны для повседневных дел человека, но делают его жизнь разумней, лучше, помогают укрепить моральные устои внести ясность в бесчисленное количество проблем, с которыми приходиться сталкиваться на жизненном пути.

 

Литература

  1. Федеральный  образовательный государственный стандарт СПО
  2. Вербицкий А.А «Цифровое поколение»: проблемы образования. //Профессиональное образование №7 0016 с.10-13
  3. Гаранина О.Д «Инновационные технологии преподавания философии в техническом вузе» // Современные проблемы науки и образования. 2017, №4 URL:http://sciens-education.ru/ru/article/view26649
  4. Семеновских Т.В Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://naykovedenie.ru/PDF/105PVN515.pdf.

Ключевые слова

«Цифровое поколение», технократизм, философские знания, «клиповое мышление», учебный модуль, философское мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПО МДК 01.02 ПМ 01«ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК» программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей технического профиля 08.02.09 «Монтаж наладка и эксплуа

Задания для практических и лабораторных работ для МДК 01.02 "Электрооборудование промышленных и гражданских зданий"и МДК 01.03 "Эксплуатация и ремонт  силового электрооборудования" ПМ 0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена специальности СПО 23.02.03  Техническое обслуживание и ремонт...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей социально-экономического профиля

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения

Рабочая программа  учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля

Методические рекомендации и задания разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей технического профиля

Методические рекомендации и задания разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности09.02.05. Прикладная информатика (по отраслям);Приказ Министер...