Общие методические указания по самостоятельной работе для студентов заочного отделения «Курского монтажного техникума» специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по основам философии
учебно-методическое пособие

Рыжкова Нина Григорьевна

Общие методические указания по самостоятельной работе для студентов заочного отделения «Курского монтажного техникума» специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по основам философии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 000a9014-f7e69b32.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

   

Утверждены:

Зам. директора

 по учебной работе О.Б. Грунева

«___»_______2016г.

____________________

Общие методические указания

 по самостоятельной работе для студентов заочного отделения «Курского монтажного техникума»  специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

по основам философии

Курск 2016

Автор Рыжкова Н.Г. , преподаватель ФГОУ СПО

Разработано на основе рабочей программы по учебной дисциплине  «Основы философии»  разработанной на  основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 15 апреля 2010 г. №356

Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии

преподавателей цикла «ОГСЭД »,

протокол № 3  от «16» ноября 2016г.

  1. Пояснительная записка

Современное российское общество, развивающееся в рамках постиндустриальной цивилизации, нуждается в фундаментально образованном, профессионально компетентном человеке, творческой личности, подготовленной к различным видам преобразующей деятельности. Особая роль в этом процессе принадлежит комплексу социально-гуманитарных дисциплин и, прежде всего, основам философии.

В результате освоения учебной дисциплины  обучающийся «Основы философии», обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности СПО  08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», следующими общими компетенциями:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей  профессии, проявлять  к ней устойчивый интерес.

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

У 1. Ориентироваться  в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина.

 З-1.основные категории и понятия  философии;

 

 З-2. роль философии в жизни человека и  отечества;

 

 З-3.основы философского учения о бытие;

   З-4. сущность процесса познания;

   З-5. основы полученной, философской  и религиозной  картины мира;

   З-6. об условиях формирования личности ,свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

   З-7. о социальных и этических проблемах, связанных  с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка(всего)

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего)

6

В том числе:

    лабораторные занятия

-

     практические занятия

     контрольные работы

     курсовая работа(проект)                           не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающегося(всего)

56

В том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой(проектом)    

не предусмотрено

-

     подготовка практикоориентированных работ проектного характера

     домашняя работа

Итоговая аттестация в форме зачета

3. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Учебные пособия:

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.-315 с (с приложением).
  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с. (Профессиональное образование)
  3. В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров, Основы философии, Кнорус, Москва, 2015 г.                                                                                                                                               Дополнительные источники:

  Дополнительная учебная литература

  1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления  философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-337 с.
  2. Балашов В.Е. Занимательная философия.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2008-172 с.
  3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений.- Ростов н/Д.: Феникс. 2010.-315 с.
  4. Краткий филоофский словарь/ Под ред. А.П. Алексеева.- М.: РГ- Пресс. 2010.-496 с.
  5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ Пер. с англ. В.И. Кузнецова.- М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008.-799 с.

                           Дополнительные оригинальные тексты

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль. 1986.-574 с.
  2. Древнеиндийская философия/ Сост. В.В. Бродов.- М.: Мысль. 1972.-343 с.
  3. Древнекитайская философия: В 2-х т.- М.: Мысль. 1972.
  4. Лосский Н.О. История русской философии.- М.: Советский писатель. 1991.- 480 с.
  5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию.- м.: Наука. 1977.-383 с.
  6. Фромм Э. Душа человека.- М.: Республика. 1992.-430 с.

   Интернет-ресурсы

 www.alleg.ru/edu/philos1.htm.ru

 wikipedia.org/wiki/Философия  

www.diplom-inet.ru/resursfilos

Вопросы и задания для самоконтроля

Тема 1.1

Основные понятия и предмет философии

Вопросы и задания:

1.Что такое философия?

2.От каких слов происходит название этой дисциплины?

3.Как они определяются?

4.Каков предмет философии?

5.Что такое рациональность, из чего она складывается?

6.Каковы требования к определению понятий?

7.Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?

8.Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: «Из- за незнания логики погибло больше кораблей чем из- за незнания навигации».

Что он имел ввиду? Попробуйте привести примеры поясняющие это заявление.

9.Прокомментируйте высказывание Цицерона: «Как плодородное поле без   возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души в принятию посева и вверяет ей- сеет так сказать- только те семена, которые вызрев, приносят обильный урожай»

  В чем он видит предназначение философии?

10. Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии? «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

Тема 1.2

Философия древнего мира и средневековая философия

Вопросы и задания:

1.Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?

2.О каких великих философах Древнего Китая вы узнали? Каковы их основные идеи?

3.Изложите основные идеи Будды, как вы их поняли и запомнили?

4.Изложите эволюцию античной философии?

5. Каково соотношение в античной философии между знанием удовольствием и добродетелью?

6.В чем специфика  и значение древнеримской философии?

7.В  чем причины упадка древнегреческой философии?

8.В чем принципиальное отличие античной философии от индийской и китайской?

9.Составьте общую характеристику средневековой философии? Почему философы той эпохи были религиозными мыслителями?

10.В чем отличие средневековой философии от античной?

Тема 1.3

Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Вопросы и задания:

1.Особенности и основные направления философии эпохи возрождения?

2.Что такое гуманизм и как он проявился в творчестве философов эпохи Возрождения?

3.Почему в Новое время философия начала сближаться с наукой? Как это отразилось на содержании философии?

4.Как понимается субъект и объект философии Нового времени?

5.В чем суть коперниканского переворота в философии?

6.В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?

7.Что такое феномен и вещь в себе по Канту?

8.Как связаны философия Фихте, Шелленга и Гегеля с философией Канта?

9.Каковы основные законы диалектики Гегеля?

10.Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?

Тема 1.4

Современная философия

Вопросы и задания:

1.Что такое экзистенция ?

2.Как понимал экзистенциализм  проблему свободы и становления личнсоти?

3. В чем основное философское значение психоанализа?

4.Что нового внес в психоанализ Карл Юнг?

5.Каковы основные характеристики  двух моделей поведения по Фромму?

6. Каковы этапы развития общества по Спенсеру?

7.Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?

8.В чем проявился скептицизм в философии ХХ в.?

9. Каково соотношение опыта и веры в теории познания в ХХ в.?

10. Как Вы понимаете высказывания М. Хайдеггера:

"Человек не только существо, обладающее среди прочих своих способностей также и языком. Язык есть дом бытия, живя в котором человек эк - зистирует, поскольку, оберегая истины бытия, принадлежит ей…"

"Человек в своей бытийно-исторической сути есть сущее, чье бытие, будучи эк-зистенцией, заключается в обитании вблизи бытия. Человек - сосед бытия".

                                           

Тема 2.1

Методы философии и её внутреннее строение

 Вопросы и задания:

1.В чем основное различие идеализма и реализма?

2.В чем сходства и различия между тремя кругами в философии- античным, средневековым и новоевропейским?

3.В чем сходства и различия античного скептицизма, скептицизма эпохи Возрождения и скептицизма философии ХХ в.?

4.Каково соотношение веры и разума в развитии философии?

5.Как соотносятся предмет и метод исследования?

6.В чем суть диалектического метода?

7. В чем специфика прагматического метода?

8.Как соотносятся философский метод и философские принципы?

9.Как соотносится систематическая философия и специальные философские дисциплины?

10.Какова структура философского знания?

Тема 2.2

Учение о бытии и теория познания

Вопросы и задания:                                        

1. Что такое онтология? Чем она оличается от других областей философского знания?

2.Что такое бытие? Тождествены ли понятия «бытие» и «сущее»?

 3.Как понимать небытие?

 4. Сопоставьте следующие трактовки пространства и времени. В чем сущность расхождений между авторами? Какая точка зрения, на ваш взгляд, является более аргументированной? 

" Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносисительно к чему бы то ни было внешнему остается всегда одинаковым и неподвижным". (И. Ньютон.)

" Пространство не есть эмпирическое понятие, выводимое из нашего опыта. В самом деле, представление о пространстве должно уже заранее быть дано для того, чтобы те или иные ощущения были относимы к чему - то вне меня  (т.е. к чему - то в другом месте пространства, а не в том, где я нахожусь), а также для того, чтобы я мог представить себе их как находящихся вне и подле друг друга, стало быть не только как различные, но и как находящиеся в различных местах. Представление о пространстве не может быть, поэтому заимствовано из отношений внешних явлений посредством опыта. Сам этот внешний опыт становится возможным прежде всего благодаря представлению о пространстве."           (И. Кант)      

" Основные формы всякого бытия суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства". (Ф. Энгельс)

" В физиологическом отношении время и пространство суть ощущения ориентировки, которые вместе с чувственными ощущениями определяют развязывание биологически целесообразных реакций приспособлений. В физиологическом отношении время и пространство суть зависимости физических элементов друг от друга"  (Э. Мах).

" Мы не можем утверждать, что пространство и время имеют реальное существование; они находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи… Пространство и время суть не реальности мира явлений, а способы, которыми мы воспринимаем вещи" (К. Пирсон).

  Укажите факторы, способствующие возникновению сознания?

            5.Раскройте роль практики в познании. Какова структура, форма и функции практики  в познании?

            6.  Что такое агностицизм? Назовите его основные причины и формы проявления.  

            7.Что такое истина и заблуждение? Как они соотносятся? Актуально ли, по - Вашему, учение Ф. Бэкона об "идолах"?

            8.В истории познания сложились две крайних позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней познания. Охарактеризуйте их.

            9. Укажите факторы, способствующие возникновению сознания?

          10. Если метод определяется природой объекта, то почему возможно применение методов одних наук в исследованиях других наук? Какая тенденция развития науки связана с этой особенностью познания? Приведите примеры.

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Вопросы и задания:                                        

  1. Что такое добро? Почему в мире существует зло? Можно ли создать мир в котором совсем не будет зла?
  2. Почему этику называют практической философией?
  3. Что такое ценность? Постройте иерархию ваших собственных ценностей, воспользовавшись след. примером: свобода, любовь, мудрость, добро, вера, познание, власть.
  4. Правда ли что зло наказуемо? Приведите примеры «за» и «против».
  5. Можно ли обойтись без этики ориентируясь только на мораль?
  6. Что такое золотое правило нравственности? Почему оно пользуется признанием у людей? Как вы понимаете различие между нормативной и ненормативной эткой?
  7. Что такое этика ненасилия? Может ли она быть продуктивной? Возможен ли мир, где насилие устранено?
  8. Какие качества человека позволили ему создать общество? Что такое социальное отношение?
  9. Может ли одиночка выжить на необитаемом острове?
  10. Пифагор писал: «Народы! Старайтесь иметь добрые нравы нежели законы: нравы суть первые законы». Как вы считаете почему нравы играют приоритетную роль в жизни общества? Почему в обществе, где царит преступность, законы вряд ли могут оздоровить жизнь?

Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и ее значение

Вопросы и задания:

  1. В чем сходство и различия между философией и искусством?
  2. В каком смысле можно говорить о художнике философе?
  3. Что такое религия? Почему в каждой религии  есть бог?
  4. В чем сходство и различие между философией и религией?
  5. В чем сходство и различие между философией и идеологией?
  6. В каком смысле можно говорить о философии как синтезе науки, искусства и религии?
  7. Как связана философия о целостной гармонически развитой личности?
  8. Что такое духовность? Из чего складывается духовная жизнь человека?
  9. Как соотносятся понятия природа и среда?
  10. В чем разница между реальными и экологическими последствиями НТР?

Типовые задания для оценки знаний (промежуточная аттестация)

Оценка освоения дисциплины предусматривает проведения зачета в форме контрольного тестирования.

.

Время на подготовку и выполнение:

подготовка _____5____ мин.;

выполнение ___ часа __35__ мин.;

оформление и сдача__5__ мин.;

всего____ часа___45___ мин.

Критерии оценки заданий

       

Критерии оценки:

        

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

85 ÷ 100

5

отлично

84 ÷ 75

4

хорошо

74 ÷ 60

3

удовлетворительно

менее 60

2

неудовлетворительно

 

Тестовые задания  (для зачета)

Вариант 1

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Укажите разделы, составляющие общую структуру предмета философии:

а) учение о бытии, учение о познании, человек, история;

б) учение о бытии, человек, общество, природа;

в) учение о познании, человек, общество, природа;

г) учение о бытии, учение о познании, человек, общество;

д) учение о человеке, сознательном и бессознательном.

2. Античный мыслитель, автор изречения: «На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды»:

а) Демокрит;

б) Пифагор;

в) Гераклит;

г) Сократ;

д) Парменид.

3. Теоцентризм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

а) человека;

б) природы;

в) Бога;

г) космоса;

д) силы;

е) красоты.

4. Источником познания в рационализме является:

а) интуиция;

б) опыт;

в) разум;

г) ощущения;

д) сновидения.

5. Философия Л. Фейербаха называется:

а) диалектический материализм;

б) антропологический материализм;

в) географический детерминизм;

г) субъективный идеализм.

6. Направление в философии, зародившееся в 30-40 гг. ХIХ в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание, носит название:

а) позитивизм;

б) прагматизм;

в) космизм;

г) марксизм.

7. Поворот от классической к неклассической философии связан с именами:

а) А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше;

б) И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте;

в) Ф. Вольтера, Д. Дидро, К. Гельвеция;

г) Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница;

д)  Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма.

8. Выделите характерные черты русской философии:

а) тесный союз с наукой;

б) публицистичность;

в) религиозность;

г) особый интерес к нравственным проблемам.

9. Философская категория «бытие» означает:

а) материю;

б) все то, что реально существует;

в) вселенную;

г) природу;

д) жизнь.

10. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип:

а) противоречия;

б) дополнительности;

в) системности;

г) запрета историзма

11. Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития:

а) переход количественных изменений в качественные;  

б) отрицания отрицания;

в) единство и борьба противоположностей;

г) закон естественного отбора.

12. Главной, определяющей научную деятельность, целью, является:

а) удовлетворение познавательного интереса;     

б) описание природного мира;

в) получение материальной прибыли;

г) получение новых знаний о реальности.

13. Укажите формы теоретического познания:

а) эмпирический закон;

б) гипотеза;

в) научный факт;

г) проблема;

д) теория.

14. В концепцию З. Фрейда не входит компонент:

а)  «Я»;

б) «Сверх – Я»;

в) «Сверх  - Оно»;

г) «Оно».

15. «Личность» в переводе с греческого означает:

а) талант;

б) умение;

в) маска;

г) нравственность.

16. Наиболее принятым крупномасштабным членением мира культуры выступает выделение двух регионов:

а) Запада и Востока;

б) России и Америки;

в) Европы и Азии;

г) Америки и Японии;

д) Севера и Юга.

17. Разделение целого на различные части, формы и ступени:

а) дифференциация;

б) взаимодействие;

в) интеграция;

г) развитие.  

18. Функция морали, предполагающая оценку проявлений общественной жизни на основе нравственного освоения действительности:

а) оценочно-императивная;

б) регулятивная;

в) прогностическая;

г) познавательная;

д) мотивационная.

19. Понятие, обозначающее постепенные изменения в обществе и природе:

а) эволюция;

б) стагнация;

в) революция;

г) перелом;

д) перестройка;

е) переделка. 

20. .Кто ввел в научный оборот термин футурология:

а) О.Хаксли;

б) О.Флехтхайм;

в) О.Шпенглер;

г) А.Тойнби

Задание 2.

1. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:

а) бытие творящее и бытие сотворенное;

б) бытие как экзистенция;

в) бытие как Единое;

г) бытие мира как «часовой механизм».

Задание 3.

а) Античность            

б) Средние века          

в) Новое время            

г) XX в.                        

1. Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором;

2. Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.);

3. Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости.

4. «Град земной», стремящийся к «Граду небесному».

1. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:

Задание 4. Впишите ключевое слово в определение.

1.Пантеизм  – это представление о том, что __________ существует повсюду в мире (природе).

      2.Антропоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания _________.

          3.Рационализм  – направление в теории познания, выдвигающее на первый план __________  знание.

Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:

  1. Идеализм-..........................................................
  2. Номинализм-…………………………………..
  3. Дедукция-………………………………………
  4. Диалектика-……………………………………

           

 Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:

 а) космоцентризм;                         в) традиционализм;

б) провиденциализм;                    г) креационизм.

     

Вариант 2

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Укажите три исторические формы мировоззрения:

а) буддизм, христианство, ислам;

б) искусство, философия, наука;

в) религия, философия, наука;

г) мифология, религия, философия;

д) религия, искусство, наука.

2. «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко перенести все, что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы». Об этом могли заявить:

а) киники;

б) стоики;

в) скептики;

г) эпикурейцы;

д) аскетики.

3. Спор об «универсалиях» разделил философов на:

а) диалектиков и метафизиков;

б) реалистов и номиналистов;

в) эмпириков и рационалистов;

г) монистов  и дуалистов;

д) оптимистов и пессимистов;

е) идеалистов и материалистов.

4. В каком суждении выражена точка зрения эмпиризма:

а) теоретическое мышление связано с эмпирическим познанием;

б) теоретическое мышление способно выходить за пределы опыта;

в) теоретическое мышление не может выходить за пределы опыта;

г) теоретическое мышление – главный источник знаний.

5. Определите правильное положение материализма К. Маркса и  Ф. Энгельса:

а) бытие определяет материю и сознание;

б) бытие и сознание определяют материю;

в) бытие определяет сознание;

г) сознание определяет бытие.

6. Американские философы Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи являются представителями:  

а) неотомизма;

б) прагматизма;

в) герменевтики;

г) неофрейдизма;

д) позитивизма;

е) экзистенциализма.

7.В герменевтике  основная задача философии, по Х.-Г. Гадамеру, - это:

а) исследование философских письменных памятников;

б) современная интерпретация древних идей;

в) толкование и осмысление текста;

г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством;

д) сближение философии с искусством.

8. Какое из приведенных  ниже определений истины считается «классическим»:

а) истина- это то, что интуитивно ясно и самоочевидно;

б) истина- это соответствие знания и действительности;

в) истина- это то, что подтверждается опытом;

г) истина- это знание, экономно и просто описывающие опыт.

9. Наиболее полное, а значит и верное определение материи:

а) материя – это атомы и поля;

б) материя – это предметы и вещи;

в) материя – это все, что нас окружает, и мы сами;

г) материя – это качество вещи.

10. Основной закон диалектики – закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) противоречия;

в) взаимосвязи содержания и формы;

г) тождества.

11. Согласно диалектике, источником развития выступает:

а) внешнее воздействие на объект;

б) любое изменение объекта;

в) разрешение внутренних противоречий;

г) стремление к установлению равновесия;

д) накопление богатства.

12. Одним из важнейших отличительных качеств научного знания является его:

а) доступность;

б) систематизированность;

в) абстрактность;

г) необратимость;

д) непротиворечивость.

13. Метод познания, означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков:

а) абстрагирование;

б) аналогия;

в) дедукция;

г) анализ.

14. К сфере бессознательного следует отнести:

а) инстинкты;

б) мысли;

в) ценности;

г) гипотезы;

д) загадки.

15. Природные жизненные силы человека проявляются в:

а) задатках  и способностях;

б) нравственных принципах;

в) коммуникации;

г) морали;

д) деятельности.

16. Совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, формированию социальных отношений, взаимосвязи и взаимодействия всех людей, называется:

а) диалектика;

б) теория;

в) гносеология;

г) практика.

17. Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации – это социальная:

а) стратификация;

б) динамика;

в) мобильность;

г) философия.

18. Совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реальные объекты:

а)  религиозный культ;

б) религиозное сознание;

в) религиозная идеология;

г) религиозная психология.

19. Понятие, обозначающее развитие по направлению к высшему:

а) прогресс;

б) перелом;

в) pегpecc;

г) революция.

20. Основателем и главной фигурой постиндустриализма считается:

а) Д. Белл;

б) К. Маркс;

в) Ж. Бодрийяр;

г) С. Хантингтон;

д) М. Шлик.

Задание 2. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) бытие;  

б) первоначало (архэ);

в) экзистенция;    

г) субстанция.

Задание 3.

Установите соответствие трактовки общества тому или иному философу:

а) формационный подход;                   1) Шпенглер;

б) цивилизационный подход;              2) Маркс;

                                                           3) Тойнби;

Задание 4. Впишите ключевое слово в определение:

  1. Детерминизм – философское учение об объективной закономерной ____________ связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

2. Идеализм – философское направление, которое исходит из первичности ____________ по отношению к материальному.

            3. Гуманизм – философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности __________  и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения.

4.Онтология – учение о _________.

Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:

  1. Материализм-…………………………………….
  2.  Пессимизм -………………………………………
  3.  Анализ-…………………………………………..
  4.  Реализм-…………………………………………

           Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:

       

а) секуляризация,  б) антропоцентризм,  в) гуманизм,   г) теоцентризм.

Вариант 3

1.Системно-рационализированным мировоззрением называют:

а) религию;

б) искусство;

в) философию;

г) мифологию.

2.Христианское понимание смысла жизни заключается:

а) в накоплении знаний;

б) в спасении;

в) в преобразовании мира;

г) в материальном обогащении;

д) в достижении нирваны;

е) в подчинении старшим.

3.Пантеизм объединяет и отождествляет:

а) Бога и человека;

б) человека и природу;

в) Бога и природу;

г) науку и религию;

д) науку и технику;

е) человека и животных.

4. Утверждение: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах», является высказыванием:

а) Д. Локка;

б) Ж. Руссо;  

в) Д. Беркли;

г) Ф. Бэкона;

д) Д. Юма.

5. В каком суждении выражено диалектико-материалистическое понимание принципа единства мира:

а) единство мира проявляется в единстве его химического состава;   

б) единство мира состоит в его существовании;  

в) мир един, поскольку в нем все взаимосвязано;

г) единство мира состоит в его материальности;

д) единство мира в единстве человека и природы.

6. С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер являются представителями:

а) персонализма;

б) феноменологии;

в) фрейдизма;

г) экзистенциализма;

д) позитивизма.

7. Проблемой выбора исторического пути для России занимались представители философского направления «западников». По их мнению:

а) для России отдельного от западной цивилизации исторического пути развития не существует;   

б) Россия должна освоить культурное наследие Византии;

в) Россия должна искать свой «уникальный» исторический путь;

г) Россия должна освоить духовную традицию Китая и Японии;

д) Россия должна искать союза со всеми славянскими государствами.

8. Выделите характерные черты русской философии:

а) тесный союз с наукой;

б) публицистичность;

в) религиозность;

г) особый интерес к нравственным проблемам.

9. Главная проблема диалектики:

а) что такое сознание;

б) что такое развитие;

в) что такое познание;

г) что такое знание.

10. Отличие категорий диалектики от понятий: категории диалектики имеют ....... характер.

а) всеобщий;

б) субъективный;

в) динамичный;

г) объективный;

д) абсолютный.

11. Философская категория «бытие» означает:

а) материю;

б) все то, что реально существует;

в) вселенную;

г) природу;

д) жизнь.

12. Понятие «практика» занимает центральное место в философском учении:

а) Г. Гегеля;

б) К. Маркса;

в) Г. Лейбница;

г) Б. Спинозы.

13. Действительность, сфокусированная в сознании субъекта, называется:

а) социальной реальностью;

б) объективной реальностью;  

в) субъективной реальностью;

г) природной реальностью;

д) виртуальной реальностью.

14. Источником содержания сознания для материалистов выступает:

а) бессознательное;

б) бог;

в) ощущения;

г) объективный мир;

д) человек;

е) природа.

  15.  Осознание смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве:

а) индивида;

б) субъекта познания;

в) объекта познания;

г) личности;

д) человека.

16. Совокупность взглядов, идей и настроений людей, в которых отражается общественная жизнь, называется:

а) общественная психология;

б) общественная идеология;

в) общественное сознание;

г) общественное мнение.

17. Система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества:

а) социология общества;

б) социальная психология;

в) социальная антропология;

г) социальная философия.

18. Сфера общественной деятельности, создающая научные и художественные ценности:

а) экономическая;

б) духовная;

в) гуманитарная;

г) материальная.

19. Понятие, обозначающее развитие по направлению к низшему:

а) стагнация;

б) регресс;

в) перелом;

г) революция.

20. Какое место занимает Россия в развитии мировой цивилизации:

а) ближе к цивилизации Запада;

б) ближе к культуре Востока;

в) России свойственен евразийский тип цивилизации;

г) нет правильно ответа.

Задание 2. Установите последовательность в историческом развитии материализма:

а) механистический материализм;

б) стихийный материализм;

в) диалектический материализм;

г) антропологический материализм

Задание 3.

Установите соответствие между тенденциями социального бытия и их значениями:

а) технологизация                            1) нарастание степени организации и                

                                                               формализации общественной жизни

б) глобализация                               2) растущая взаимозависимость различных

                                                               регионов мира

в) институциализация                     3) расширение знаковой, информационной

                                                               среды

г) виртуализация                             4) увеличение удельного веса и значения

                                                               технических средств

Задание 4. Впишите ключевое слово в определение:

1.Сциентизм – абсолютизация роли __________ в обществе.

2.Сенсуализм – философское направление, выводящее все познание из ____________.

3.Гилозоизм – философское направление, которое считает всю материю __________ и одушевленной.

4.Механицизм  – односторонний метод познания, основанный на признании __________ формы движения как единственно объективной.

Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям

  1. Эмпиризм-………………………….
  2. Истина-……………………………
  3.  Причинность-……………………
  4. Метафизика-……………………….

Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:

       

а)  Я,  б) Оно,  в) Сверх- Оно,  г) Сверх- Я.

Вариант 4

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. В основе философии лежит:

а) признание многообразия мира;

б) размышление философов;

в) вопрос о бытии;

г) осмысление научных открытий;

д) суждение о смысле жизни.

2.Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догматы:

а) космизма и натурализма;

б) творения и откровения;

в) космоцентризма и антропоцентризма;

г)  деизма и демократизма.

3.Характеристика Вселенной в философии Дж. Бруно:

а) ограниченность;

б) временность;

в) неодушевлённость;

г) бесконечность;

д) абсолютность;

е) стабильность.

4.«Категорический императив» И. Канта в настоящее время понимается следующим образом:

а) «человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех»;

б) «человек – есть мера всех вещей»;

в) «человек- это звучит гордо»;

г) «человек человеку волк»;

д) «человек, всегда говори правду».

5.По какому критерию Маркс выделяет формации?

а) уровень нравственности;

б) способ производства;

в) осознание людьми свободы;

г) этап в развитии общества.

6.К искусственным языкам относятся:

а) английский язык;

б) азбука Морзе;

в) языки программирования;

г) русский язык;

д) эсперанто.

7.В. И. Вернадский – крупный русский ученый и философ-космист, обосновал теорию:

а) биосферы;

б) ноосферы;

в) гидросферы;

г) зоосферы;

д) литосферы.

8.Главная альтернатива диалектики:

а) антропология;

б) метафизика;

в) теория развития;

г) философия;

д) гносеология.

9.  Концепция бытия, признающая многообразие мира:

а) монизм;

б) плюрализм;

в) политеизм;

г) анархизм;

д) дуализм.

10.«Логическая операция, составляющая из двух исходных суждений следствие», это:

а) умозаключение;

б) чувство;

в) эмоция;

г) восприятие.

11. «Субъективный образ внешнего мира, комплекс ощущений» - это:

а) восприятие;

б) эмоция;

в) представление;

г) ощущение.

12.С точки зрения диалектического материализма, сознание человека:

а) это проявление мирового духа;

б) свойство высокоорганизованной материи;

в) свойство всей материи;

г) материально.

13.Важнейшая характеристика истины:

а) абсолютность;

б) относительность;

в) конкретность;

г) объективность;

д) иррациональность.

14.Учение о ценностях называется:

а) аксиология;

б) социология;

в) антропология;

г) гносеология;

д) этика;

е) праксиология.

15.Глобальные проблемы человечества связаны с:

а) взаимодействием социальных общностей людей;

б) взаимодействием общества и государства;

в) повышением уровня культуры народонаселения;

г) формированием информационного общества.

16. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается:

а) эпистемология;

б) этика;

в) эстетика;

г) онтология.

17. С точки зрения эвдемонизма смысл жизни состоит:

а) в отречении от мира;

б) в стремлении к счастью;

в) в наслаждении;

г) в извлечении из всего пользы.

18.Философский плюрализм означает:

а) многообразие философских учений;

б) эклектизм;

в) догматизм;

г) фанатизм;

д) дуализм.

19.Коренные воздействия в характере и масштабе воздействия человека на природу называется революцией:

а) культурной;

б) научной;

в) политической;

г) технической;

д) религиозной.

20.Организация, созданная в 1968 году для анализа острых проблем современности, называется:

а) Венский клуб;

б) Римский клуб;

в) Парижский клуб;

г) Берлинский клуб;

д) Английский клуб.

Задание 2. Установите последовательность возникновения философских категорий:

Установите последовательность возникновения философских трудов:

а) «О граде Божьем» Бл. Августин;

б) «Сумма теологии» Фома Аквинский;

в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит;

г) «О началах» Ориген.

Задание 3.

Соотнесите философские категории и их авторов:

а) идея;                                                1) Ницше;

б) социология;                                    2) Конт;

в) сверхчеловек;                                 3) Платон;

           г) воля к жизни;                                  4) Шопенгауэр

Задание 4. Впишите ключевое слово в определение.

1.Материализм – философское направление, которое исходит из первичности __________ по отношению к духовному.

2.Сциентизм – абсолютизация роли __________ в обществе.

3.Пантеизм  – это представление о том, что __________ существует повсюду в мире (природе).

4.Эмпиризм  – направление в теории познания, выдвигающее на первый план __________  знание.

Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:

а) Старое-…………………….

б) Качество-…………………

в) Эволюция-………………..

г) Знание-………………………

       

   Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:

а) онтология; б) гносеология; в) этика; г) филология.

Вариант 5.

1.Платон первым ввел в философию понятие:

а) апейрон;

б) диалектика;

в) субстанция;

г) идея;

д) форма;

е) метод.

2.Философская концепция, которая утверждает, что центом мира является Бог, называется:

а) идеализм;

б) пантеизм;

в) теоцентризм;

г) сенсуализм;

д) антропоцентризм.

3. Выделите основные принципы религиозно-философского теоретизирования и мировоззрения:

а) теоцентризм;

б) креационизм;

в)научность;

г) гуманизм.

4. Основоположником немецкой классической философии считается: 

а) К. Маркс;

б) И. Кант;

в) Г. Гегель;

г) Ф. Ницше;

д) Л. Фейербах.

5.Направление  в философии, объясняющее роль бессознательного в жизни человека и общества, называется:

а) психоанализ;   

б) неотомизм;

в) позитивизм;

г) экзистенциализм;

д) интуитивизм.

6.Проблемы отчуждения и свободы являются основными для:

а) структурализма;

б) экзистенциализма;

в) неопозитивизма;

г) постпозитивизма.

7. Поворот от классической к неклассической философии связан с именами:

а) А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше;

б) И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте;

в) Ф. Вольтера, Д. Дидро, К. Гельвеция;

г) Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница;

д)  Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма.

8. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия: а) онтология;

б) социология;

в) гносеология;

г) антропология;

д) этика.

9.Концепция бытия, признающая два типа реальности:

а) монизм;

б) плюрализм;

в) политеизм;

г) дуализм.

10.То, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность:

а) эксперимент;

б) метод;

в) субъект;

г) объект;

д) модель.

11.Гносеология - это учение о:

а) человеке;

б) познании;

в) бытии;

г) природе;

д) материи;

е) сознании.

12.С точки зрения идеализма, сознание:

а) есть продукт материи;

б) может существовать независимо от материи;

в) неразрывно связано с материей;

г) не всегда адекватно отражает материю.

13.Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины:

а) агностицизм;

б) эклектицизм;

в) гностицизм;

г) скептицизм.

14.Осознание смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве:

а) индивида;

б) субъекта познания;

в) объекта познания;

г) личности;

д) человека.

15.Нравственный критерий, применимый в качестве оценочного основания, можно отнести:

а) только к области морали и прав;

б) ко всем областям человеческой деятельности;

в) только к сфере морали;

г) лишь к сфере морали и искусства.

16. Основная функция искусства:

а) эстетическая;

б) воспитательная;

в) описательная;

г) познавательная;

д) иллюстративная.

17.Тип общества, выделяемый по способу материального производства, в марксизме называется:  

а) культурно – исторический тип;

б) формация;

в) цивилизация;

г) государство.

18.Сторона процесса развития, связанная с разделением целого на части, уровни:

а) интеграция;

б) поляризация;

в) синтез;

г) дифференциация.

19.Устойчивые, повторяемые связи между явлениями обозначаются понятием:

а) отношение;

б) необходимость;

в) закон;

г) связь.

20.Совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реальные объекты:

а)  религиозный культ;

б) религиозное сознание;

в) религиозная идеология;

г) религиозная психология.

Задание 2.  Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

            1. «Об ученом незнании»;                           а) Бэкон;

2. «Об общественном договоре»;               б) Декарт;

3. «Рассуждение о методе»;                        в) Николай Кузанский;

4. «Левиафан»;                                              г) Гоббс;

5. «Новая Атлантида»;                                 д) Руссо.

Задание 3.

Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:

а) онтология;                                                1) красота;

б) гносеология;                                          2) нравственность;

в) этика;                                              3) истина;

г) эстетика;                                                 4) бытие.

Задание 4. Впишите ключевое слово в определение.

1. Иррационализм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение __________.

2. Субъективизм – мировоззренческая позиция, отрицающая существование _________ законов природы и общества.

3.________________- философское направление, создавшее новую картину мира, свободную от теологии, опираясь на достижения естествознания.

4. Теоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания _________.

Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:

  1. Сущность-…………………………
  2. Единичное-………………………...
  3. Форма-………………………..
  4. Прогресс-…………………………

Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:

а)интуиция; б) воля к жизни; в) воля к власти; г) жизненный порыв.

Вариант 6

1.«Бытие состоит из мельчайших, неделимых, невидимых  частиц» - считал:

а) Гераклит;

б) Парменид;

в) Демокрит;

г) Аристотель;

д) Фалес;        

е) Эпиктет.

2.Вера противопоставлялась в средневековье:

а) умению;

б) желанию;

в) чувству;

г) разуму;

д) сознанию.  

3.Ф. Бэкон – английский философ и политический деятель является автором тезиса:

а) «я мыслю, следовательно, я существую»;

б) «без общины, без дома, без отечества»;

в) «ни что не вечно»;

г) «знание-сила»;

д) «свобода, равенство и братство».

4.Георг Гегель – был представителем немецкого классического:

а) прагматизма;    

б) волюнтаризма;

в) пацифизма;

г) идеализма;

д) гуманизма.

5.Представитель иррационализма и «философии жизни», создавший миф о «сверхчеловеке»:

а) А. Шопенгауэр;

б) Ф. Ницше;

в) В. Дильтей;

г) С. Кьеркегор.

6.Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни определяется:

а) философскими учениями;

б) самим человеком;

в) культурными традициями;

г) социальными нормами;

д) верой;

е) желаниями.

7.Фактор, обуславливающий историческую деятельность народа в славянофильстве:

а) потребности;

б) способности;

в) вера;

г) возможности;

д) труд.

8.  Всеобщая причинная обусловленность явлений называется: 

а) позитивизм;

б) креационизм;

в) провиденциализм;

г) детерминизм;

д) индетерминизм.

9.Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания:

а) переход количественных изменений в качественные;

б) отрицания отрицания;

в) единство и борьба противоположностей;

г) закон естественного отбора;

д) закон совпадения абсолютного максимума и абсолютного минимума.

10.Что не относится к чувственным формам познания:

а) представление;

б) понятие;

в) ощущение;

г) восприятие.

11.Результат процесса познания действительности, представленный в виде понятий:

а) знание;

б) суждение;

в) доказательство;

г) истина;

д) рассуждение.

12.«Свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность в форме идеальных образов», это:

а) познание;

б) сознание;

в) чувство;

г) эмоция;

д) воля.

13.Раздел философии,  изучающий человека, его сущность, детерминацию его поведения,  называется:

а) антропология;

б) гносеология;

в) онтология;

г) эстетика;

д) этнография.

14. . В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству;

б) нации;

в) экономике;

г) науке;

д) религии.

15.  Понятие, означающее состояние связанности отдельных частей и функций системы:

а) взаимодействие;

б) развитие;

в) движение;

г) интеграция.

16.Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и саморегулирование поведения индивида:

а) познавательная;

б) регулятивная;

в) прогностическая;

г) оценочно-императивная.

17. Как называется философская концепция рассматривающая человека как существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств:

а) фатализм;

б) натурализм;

в) утилитаризм;

д) волюнтаризм.

18.Значительные качественные изменения -  это:

а) эволюция;

б) революция;

в) регресс;

г) прогресс.

19.Устойчивые, повторяемые связи между явлениями обозначаются понятием:

а) отношение;

б) необходимость;

в) закон;

г) связь.

20.Эпоха, выдвинувшая на первый план ценности гуманизма:

а) Античность;

б) Новое время;

в) Возрождение;

г) Просвещение.

Задание 2.Установите последовательность в развитии диалектики:

а) диалектический материализм;

б) стихийная диалектика (Гераклит);

в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

г) абсолютный идеализм (Гегель).

Задание 3.

Установите соответствие философа философскому направлению:

1. материализм;                а) Фейербах;

2. идеализм;                      б) Демокрит;

                                          в) Гегель;

                                          г) Эпикур;

                                          д) Платон.

Задание 4. Впишите ключевое слово в определение.

1.Нигилизм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение __________.

2.Волюнтаризм – философское направление, признающее в качестве первоосновы бытия _________.

3.Гедонизм – этическое направление, рассматривающее __________ в качестве основного мотива человеческой деятельности.

4. Аксиология – учение о _________.

Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:

  1. Фатализм-………………………..
  2. Возможность-…………………….
  3. Количество-………………………
  4. Бытие-……………………………..

Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:

а) аскетизм; б) прагматизм; в) эмпиризм; г) утилитаризм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА) для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений базовой подготовки ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОЕ

Методические указания по выполнению дипломного проекта разработаны на основе рабочей программы ПМ.01 Проектирование зданий и сооружений. Содержание дипломного проекта ориентировано на формирование общ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.12 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 08.02.01 – Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (заочное отделение)

рабочая Программа учебной дисциплины ОП.12 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 08.02.01 – Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (заочное отделение)...

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации разработаны на основе ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплу...

Инженерная графика - Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

Целью изучения дисциплины «Инженерная графика» является усвоение студен­тами знаний и умений, необходимых для выполнения и чтения чертежей.По данной дисциплине предусматривается выполн...

Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов: методические указания к выполнению курсовой работы для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по дисциплине «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов&raqu...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся заочного отделения по выполнению практических работ, дисциплина "Техническая механика", специальность 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

Основной акцент при изучении дисциплины «Техническая механика» сделан на практическую и самостоятельную работу студентов. Для активизации самостоятельной работы программой предусматриваетс...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельности специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Методические указания обучающимся по выполнению практических работучебной дисциплины  ОП.08 Основы предпринимательской деятельностиспециальность 08.02.01  Строительство и эксплуатация зданий...