Классный час
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
городского округа города Стерлитамак
Республики Башкортостан
Классный час
по профилактике алкоголизма и табакокурения среди подростков
Разработала: Классный руководитель 10А класса
Мавлютова Р.Р.
Цели:
- Приобщать учащихся к здоровому образу жизни,
- Научить ценить и сохранять собственное здоровье,
- Предостеречь от приобщению к вредным привычкам
- Рассказать о последствиях вредных привычек и их влиянии на растущий организм
- Развивать кругозор и познавательную деятельность.
- обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
1.Вступительное слово классного руководителя:
ПОДРОСТКОВЫЙ АЛКОГОЛИЗМ
Алкоголь - нередкая причина смерти человека. Употребление алкоголя является причиной:
- автомобильных катастроф в 55,9% случаев;
- смерти от асфиксий (закупорки дыхательных путей) - утопление, удушение, смерть от аспирации рвотными массами и другие в 75,8%;
- смерти от общего переохлаждения - среди замерзших в состоянии алкогольного опьянения находились 82,2%;
- самоубийств, совершаемые в состоянии опьянения или похмелья.
Алкоголизм у подростков - довольно часто встречающееся явление, которое обычно начинает развиваться в 13-15 лет, реже - в более раннем возрасте (детский алкоголизм). По данным статистики каждый третий младший школьник уже знаком с алкоголем. Почти 40% из них впервые попробовали спиртное в 7 лет, около 5% - в 8 лет, а 15% - еще в дошкольном возрасте; примерно 25% подростков не считают пиво алкогольным напитком, а у наркологов уже давно есть термин <пивной алкоголизм>. На территории Новосибирской области число больных алкоголизмом (включая алкогольные психозы) среди детского населения (от 0 до 18 лет), зарегистрированных в наркологических учреждениях, по состоянию на 2006 год составляло 75 человек. Перенесли алкогольные психозы за 2006 год 6 подростков.
Алкоголизм у подростков протекает злокачественно, отсутствует стадия психической зависимости от алкоголя (т.е. стадия бытового пьянства), которая у взрослых растягивается на долгие годы. Как только подростки начинают регулярно употреблять спиртные напитки, в том числе и пиво, у них сразу формируется стадия физической зависимости. Регулярное употребление любых спиртных напитков в течение года формирует у подростка и психическую, и физическую зависимость одновременно. С самого начала употребляются большие дозы алкогольных напитков, без самоконтроля, до тяжелой степени опьянения. Быстро нарастает толерантность (переносимость), особенно при систематическом приеме алкоголя. Довольно быстро формируется похмельный синдром.
У подростков, больных алкоголизмом, проявляются изменения личности - возбудимость, взрывчатость, эмоциональное огрубение, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, становится узким круг интересов, нарастает количество конфликтов с родителями, появляются асоциальные тенденции. Настроение неустойчиво: вкрадчивость и подобострастие в ситуациях, сулящих выпивку, резко сменяется гневными вспышками и агрессивностью, если ей препятствуют.
Систематическое употребление алкоголя приводит к следующим отрицательным эффектам:
- Расстраиваются механизмы, регулирующие систему кровообращения, что приводит к развитию артериальной гипертонии, поскольку алкоголь стимулирует выброс в кровь веществ, которые ведут к повреждению стенок кровеносных сосудов и мышцы сердца, а также способствуют спазму артерий сердца. При употреблении пива дополнительный повреждающий фактор - постоянно повышенный объем циркулирующей жидкости в организме, который увеличивает нагрузку на сердце, почки, мозг и печень.
- Происходит снижение питания сердечной мышцы, ухудшение доставки ей кислорода, развивается алкогольная миокардиодистрофии, которая служит фоном для развития инфаркта миокарда.
- Алкогольные напитки не обеспечивают организм питательными веществами, но в связи с высокой калорийностью (1 грамм алкоголя содержит 7 килокалорий) создают и усугубляют проблему избыточного веса.
- Выпитые кружка пива, стакан вина или рюмка водки провоцируют катастрофу в человеческом мозге, разрушая его клетки - нейроны. Дело в том, что эритроциты поставляют кислород к каждой клетке по индивидуальному капилляру. Диаметр капилляра настолько мал, что кровяные тельца могут проходить по нему только в один ряд. Под воздействием алкоголя эритроциты слипаются в <комочки> по 3-5 штук и застревают на подходе к нейрону, закупоривая капилляр. Через 7-10 минут без кислорода клетка погибает. Между тем мы рождаемся с постоянным запасом нервных клеток, новые клетки не образуются, мертвые нейроны не восстанавливаются.
- Почти у всех любителей горячительного отмечаются воспалительные изменения в пищеводе и желудке.
2.Табакокурение (ученик 1)
В современном мире курение - одна из авруальеыхȠిѐ萾блемĠ.`Йолее(1 мллиарда человек пᐰ Земле耡куряᑂ. Ёоглвсно 葁татистикеဠв Еврؾпе ࠱耴% все葅 葁мертей прпис葅одитРпм причине табакоԺурени䑏 . Еж5годно тибал вызвает околО耠5 миллионов смертел или(же <00 каждый день. Россия䀠% одна из самых курящах стран иираီȠНְဠкаждого рѾссияⒽина, вклюేая длరден摆евЬ приходится 13 Ҳы:ыренныэ саг䰰рет Բ день или(113 пачки в год.
Специалиుты з┴равоохраҵения ѡчитают¬ хто боЫҵе 25 б萾лезней свᑏзаны с тРбذком. Куремие являетՁя!глҰжным 䐄акто@оش†такШх болезнصй квкဠишемицеская болезнь 葁ердца, инсульт, рак легких,ဨраᐺ!Пищевода рак л萻отЪи, Յр萾ничес萺ий бᑀонѕит, обԻитеѐируӎщ䐸й атер萾скһерЮᐷ0периӄерическиѥ артерий и др. В)25% случаев сердеч䐽Ю-сосуХистых0жболеванай(ахпԽᑀвоᐿричмной явлѯдтся ᐸме=но курение.
Сигаретный дым содерж8т"бЮлее 4000 эимичнских внщеётв, обладающԸх то萺сическим дవйстزием на 萾ـганѸзм. Ԓ состав табачного ఴыма входят: никᐾтн, окиفь углеродѰ, синظльЭая Һищлоᑂа, иммиак, бензпирен , сероводород¬ садйоактивнӋй полонии逭030, тяжелые металлы и их соవдин萴ния (ᐺадмиб, стронций, никель, свинец) и другие. По набору вредных для здоровья веществ табачный дым можно сравнить с выхлопными газами неисправного автомобиля.
(Ученик 2)
Никотин - нейротропный яд. Он нарушает обмен веществ, в том числе в нервных клетках дыхательного и сосудодвигательного центров головного мозга, что приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты сердечных сокращений. Постоянное < подстегивание > никотином вызывает истощение нервных клеток. У курильщиков часто бывают головные боли, головокружения, бессонница; снижается память, ослабляется внимание, расстраивается восприятие запахов, нарушается ощущение вкуса.
Окись углерода снижает чувствительность нервных клеток сетчатки глаза - притупляется острота зрения. Кроме того, окись углерода образует стойкое соединение с гемоглобином - карбоксигемоглобин, поэтому резко нарушается доставка кислорода к органам и тканям. Окись углерода повышает сахар в крови, чаще появляются нарушения ритма сердца.
Радиоактивный полоний-210 проникает в бронхи и задерживается в них продолжительное время, вызывая развитие злокачественных опухолей в легких. Человек, выкуривающий в день пачку сигарет, получает дозу облучения в 3,5 раза выше предельно допустимого коэффициента.
Никель с трудом выводится из организма, задерживаясь в клетках различных органов (в больших количествах откладывается в клетках печени, легких, головного мозга, почек, кожи, крови). Это один из основных компонентов табачного дыма, который вызывает кашель. Никель снижает иммунитет; активно способствует вымыванию кальция и магния, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности костной ткани и сердечно-сосудистой системы.
Отрицательно табак влияет не только на курильщика, но и на окружающих людей. При пассивном курении (вдыхании попадающего в окружающую среду табачного дыма) табачный дым более агрессивен, чем при активном. Многие некурящие считают, что пассивное курение если и не совсем безвредно для них, то вполне терпимо. На самом деле все обстоит иначе: 25% вредных веществ табачного дыма поступает в легкие курящего; 5% остается в окурке; 20% - сгорает; 50% токсических веществ поступает в воздух.
Невольный курильщик в накуренной комнате вдыхает за 1 час никотина столько же, сколько курильщик при выкуривании 2-4 сигарет; в легких оседает большое количество сажи. У пассивных курильщиков табачный дым также вызывает головные боли, чувство дискомфорта, обострение бронхиальной астмы, аллергических и других заболеваний. Если не так давно рак легких считался главным образом уделом курящих, то теперь он нередко встречается у людей, часто пребывающих в окружении курящих.
Отказаться от курения никогда не поздно, тем более , что существуют положительные примеры. В США пик смертности, связанный с курением, приходился на 70-е годы прошлого столетия. Снижение числа курящих людей привело к снижению уровня смертности и увеличению продолжительности жизни (за последние 20 лет в США отмечено снижение уровня смертности от ишемической болезни сердца на 47%, от инсультов - на 38%). Задумайтесь о своем здоровье и о здоровье своих близких.
ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗМ
О существовании пивного алкоголизма известно давно, но в представлении обычного человека он кажется менее опасным, чем винный или водочный. Многие полагают, что пиво - это не спиртной напиток. По оценке Министерства здравоохранения и социального развития, в среднем гражданин России (включая грудных младенцев) за год выпивает более 40 л пива.
По вредности для человеческого организма пиво по воздействию может сравняться только с самогоном (в процессе спиртового брожения, как в пиве, так и в самогоне в огромном количестве образуются побочные ядовитые продукты - метанол, альдегиды, эфиры, сивушные масла).
Главный аргумент пропагандистов пива - его древние корни. Но много лет назад пиво было совершенно не таким, как современное. К примеру, в ежедневный рацион строителей древних египетских пирамид, действительно, входили три жбана пива, но это был не хмельной напиток, а пищевой продукт, имевший высокую пищевую и энергетическую ценность. При его изготовлении применялись только натуральные продукты, и крепость пива была незначительной.
В состав современного пивного напитка входят:
- Биогенные амины - вызывают головную боль, способствуют развитию гипертонии, могут привести к поражению почек.
- Витамины - например, группы В, но для того, чтобы человек получил суточную норму витамина В1, ему необходимо выпивать более 10 л пива каждый день.
- Горькие вещества - относятся к разряду психоактивных соединений, оказывают снотворное, седативное, а в больших дозах - галлюциногенное воздействие.
- Фенольные соединения - повышают риск развития злокачественных образований в нижних отделах мочевыводящих путей.
- Фитоэстрогены - растительные аналоги женских половыхࠠгормонов.(У ᐼужчин пЮдавляеђсэ выработкРму萶ского полоВго$гормона тестостерона, раз@астаются грудные ж谵ле萧ы, ظз кОторых䀠начИнает гыделятьсџ моћозиво, становитсѯ шире таз; инЮгда раᐷви萲Բетщя елокачестဲеннвя оⒿухольʡгрудЭой耠же;езы.耠
УченШк1
2.ПивнҾй алкоголизм форМируетсᕏ медленнее воҴочноسп,0более ҽезаметно и мбманхиво. Для него очень харак⑂етна анозкᐳнозия, т.е. отрицание заБолевания и(ᐾтсЃѢствие криуаки сбоему сохтЮянию.0Еще!кдна 萾собенность∠- ѱы葁тӀое рапలШЂие выраженной психичᐽско萹 зависԹмости. Еслᐸဠهеловек выпивает кртжку Яива в день, дсли Ծн чуТстԲует психологицескии диском䑄ост оттాго, ేто!не выпил - этЮ уже пивная зависимость. Из-за вкуса,Ġналичия AҴдативныхĠкомпЮнентов и небольшᐸх градусов бороъься ు ᰲҋечением л пиву сложнее,(чем с влечениҵм к 䐲одке. С точки зренияࠠнذркологᐸи, пивной 萰лкоголиطм - это тяжԵԳый,Ġтрт萤ఽо поఴԴаⓞщийся леченаю варинт алкогоЫизма* При пивн萾й0алкоголизации䀢клетки0мозга страдают горазҴо сШльԽее( чем при 䐲ЮдоՇнжй& В пxве в микродозах содవржится кбдаверин - аналог䀠трупного яда. Постоянное потребление пива влияет на интеллект человека, снижает его способность к обучению.
Употребление пива приводит:
- К избыточному поступлению калия и воды, что резко увеличивает выработку мочи, усиливается выделение почками натрия и хлора, приводящее к деминерализации организма.
- К безжалостному вымыванию из организма белков, микроэлементов, витаминов. В результате, дефицит магния приводит к изменению фона настроения, человек плохо спит, становится раздражительным. От вымывания витамина С страдает интеллект, снижается иммунитет, чаще возникают простудные заболевания.
- К циррозу печени, стойкому поражению поджелудочной железы, воспалительным процессам в пищеводе и желудке.
- К формированию так называемого бычьего или баварского <пивного сердца> - происходит расширение полостей сердца, утолщаются его стенки, возникают некрозы в сердечной мышце, при этом учащается частота сердечных сокращений, возникают аритмии, повышается давление.
- К увеличению смертности от инсульта в 2 раза, чем у непьющих.
- К варикозному расширению вен.
- К появлению избыточного веса, ведь в зависимости от сорта пиво содержит от 4 до 10% углеводов.
3.Анкета по проблеме табакокурения (классный руководитель)
1. Пробовали ли вы курить (ДА, НЕТ)? Если да, сколько вам было лет, когда вы попробовали?
2. Причины, по которым начали курить:
a) пример родителей;
b) равняюсь на друзей;
c) влияние кинофильмов и телепередач;
d) внешняя привлекательность процесса курения;
e) стремление казаться взрослым, самостоятельным;
f) любопытство, интерес.
3. С вашей точки зрения, курение - это:
a) безобидная привычка;
b) вредная привычка;
c) зависимость (пристрастие);
d) неизлечимая болезнь.
4. Ваше самочувствие при курении:
a) бодрое настроение, высокая работоспособность;
b) болит голова, тошнит;
c) сильная жажда;
d) слабость;
e) никаких последствий не бывает.
5. Как вы относитесь к курению родителей и тех, кто вам особенно дорог?
a) отрицательно;
b) не вижу в этом ничего плохого;
c) переживаю, что они вредят своему здоровью;
d) равнодушно.
6. Отношение к курящей девушке (Д), к курящему молодому человеку (М):
a) уважительное;
b) сочувственное;
c) безразличное;
d) презрительное.
Примечание: ответы даются раздельно.
7. Как вы думаете, кому выгодно то, что вы курите?
a) мне самому;
b) табачным компаниям;
c) государству;
d) никому не выгодно.
8. Как вы думаете, вредна ли одна сигарета с фильтром (ДА, НЕТ)? Почему?
9. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?
10. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить?
11. Хотели бы вы быть некурящим, если бы бросить курить было не так трудно?
4.Подведение итогов соцопроса
5.Обсуждение итогов соцопроса
6.Рекомендации по образу жизни:
- Проявление сочувствия к другим
- Чередование веселья и уединения
- Действие и наслаждение жизнью посредствам участия в группе
- Постоянное овладение изменяющимися условиями
- Совмещение действия, наслаждения и созерцания
- Жизнь в здоровом беззаботном наслаждении
- Размышления о внутренней жизни
- Стоическое самообладание
- Культивирование независимости от людей и вещей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-299153-1379655033.jpg)
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569426-1421823401.jpg)
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563840-1421173252.jpg)
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/27/picture-374816-1393494526.jpg)
Визитка к конкурсу профессионального мастерства «Самый классный классный»
Визитка педагога к конкурсу классных руководителей «Самый классный классный», самопрезентация конкурсанта -преподавателя русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/11/picture-984922-1513011993.jpg)
Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)
Наверное, никто из вас до прихода в школу и не представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...
"Классные" классные!
Статья о классном руководителе...