методические указания по усвоению дисциплины русский язык и культура речи для учащихся СПО -1 курс
методическая разработка

Дёмина Алла Анатольевна

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы, изучается в 1 семестре

Целями учебной дисциплины являются:

формирование навыков грамотной устной и письменной речи, навыков свободного пользования разнообразными языковыми средствами в различных ситуациях общения и, прежде всего, в профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ  ОГСЭ 04. « РУССКИЙ ЯЗЫК  И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

для студентов специальности

        2к.ПСО 110-19-11, 1кПСО110-18-09, 2кКОМ610-18-09,1кКОМ610-19-11,1кБАД410-18-11,2кБАД410-18-09,1кРЕК1410-19 -11,2кРЕК410-18-092кБУН

512-18-091кБУХ510-19-111кОДЛ214-19-112к.ОДЛ214-18-091кПИН 810-19-11

1кПИН 810-19-11

        

                                                                                         

             Москва, 2019                                   

                                           

Содержание

  1. Общие положения        
  2. Методические рекомендации при подготовке к теоретическим занятиям
  3. Методические рекомендации при подготовке к практическим (лабораторным) занятиям
  4. Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы
  5. Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы        
  6. Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы.
  7. Методические рекомендации по балльно-рейтинговой системе учета и оценки достижений обучающихся

 

  1. Общие положения

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы, изучается в 1 семестре

Целями учебной дисциплины являются:

формирование навыков грамотной устной и письменной речи, навыков свободного пользования разнообразными языковыми средствами в различных ситуациях общения и, прежде всего, в профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • формировать умение создавать устные и письменные речевые произведения разной стилевой принадлежности;
  • познакомить с нормами современного русского литературного языка, коммуникативными качествами речи; с некоторыми приемами и методами устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях;
  • повысить уровень практического владения современным русским литературным языком;
  • формировать представления об особенностях и законов публичных выступлений различных типов;
  • воспитывать культуру общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять свои коммуникативные качества через богатство, точность, выразительность и другие качества речи;
  • грамотно выражать свои мысли устно и письменно;
  • систематизировать знания в области лингвистики;
  • приобрести навыки, необходимые для эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия культуры речи;
  • правила речевого этикета;
  • структуру и стилистические ресурсы русского языка;
  • общие сведения о лингвистике как науке;
  • основные нормы русского литературного языка;

В результате обучения студент должен освоить следующие профессиональные компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационнокоммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

При реализации различных видов учебной работы используются разнообразные (в т.ч.) методы обучения, в частности:

электронные учебники, презентации, видеоматериалы;

в рамках требований ФГОС СПО предусматривается написание по отдельным темам курса рефератов.

Задействуется следующее программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Лицензионное программное обеспечение: XP профессиональная (операционная система), Microsoft Office, Internet Explore

Интернет-ресурсы:

\\Mim\ConsultantPlus\CONS.EXE - Справочная Правовая Система КонсультантПлюс

https://online.muiv.ru  - ЭБ «Электронная  библиотека».

Для успешного освоения курса, обучающийся должен изучить теоретический материал, выполнить практические работы, проработать литературу и источники Интернет. Методика изучения дисциплины и профессионального модуля основана на сочетании теоретического и практического обучения с использованием различных форм закрепления изученного материала:        решение задач, тестирование, подготовка и защита рефератов.

Оценка уровня освоения дисциплины и профессионального модуля предполагает проведение текущего контроля, который представляет собой 2 контрольные точки, итоги которых отражают процентное выполнение лекционных, практических и самостоятельных занятий и работ. Итоговой точкой изучения данной дисциплины или профессионального модуля является дифференцированный зачет, экзамен, комплексный экзамен. К дифференцированному зачету, экзамену или комплексному экзамену допускаются студенты, посещавшие занятия и прошедшие все контрольные точки по данной дисциплине или профессиональному модулю.

  1. Методические рекомендации при подготовке к теоретическим занятиям

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.

В ходе теоретических занятий преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на самостоятельную работу.

В ходе теоретических занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

Контроль ведения конспекта лекций

  1. Конспект лекций студента должен вестись в отдельной тетради с количество страниц, рекомендованном ведущим лектором. На обороте титульного листа тетрадь с конспектом лекций  должна содержать подписи:
  • фамилия и инициалы студента;
  • номер группы;
  • ФИО ведущих предмет преподавателей.
  1. В начале каждой лекции студент должен записать тему и перечень рассматриваемых вопросов, а также перечень рекомендуемой литературы (при условии, что они оговариваются лектором).
  2. При записи содержания лекции следует применять минимум сокращений, желательно общеупотребимых. Студентом может быть разработана своя система сокращений, с выносом ее в конце конспекта для пояснения.
  3. Табличный, графический, цифровой материал должен быть точно перенесен в конспект с доски (проектора) без искажений динамики зависимостей и обозначений формул, а также значений  результатов расчетов.
  4. Тетрадь с конспектом должна содержать полный объем прочитанного материала лекций по их количеству и полноте изложения, включая материал для самостоятельного изучения и конспектирования

Записи должны быть сделаны аккуратным почерком, разборчиво.

  1. Методические рекомендации при подготовке к практическим (лабораторным) занятиям

Практические (лабораторные) занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины или профессионального модуля. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине или профессиональному модулю.

Практическое (лабораторное) занятие - это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно - теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения. Перед практическим (лабораторным) занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых задач. На практическом (лабораторном) занятии главное - уяснить связь решаемых задач с теоретическими положениями.

Логическая связь теоретических и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на теоретических занятиях, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается.

При выполнении заданий студенты имеют возможность пользоваться лекционным материалом.

Типовые задания для практических (лабораторных) занятий.

Практическое занятие 1Тестирование

Практическое занятие 2Письменный опрос

 Практическое занятие 3 Сочинение

Методическое описание процедуры оценивания практических работ

По результатам выполнения практической работы обучающийся ее оформляет и дает для учета преподавателю в конце занятия. Преподаватель оценивает следующие критерии: корректность выполнения практической работы, полноту объема выполнения практической работы, аккуратность и логическую последовательность оформления.

Вид задания

Проверяемые знания и умения

Критерии оценки

1

Тестирование

Знание норм современного русского языка, теории литературы, биографических данные, содержания произведений.

«5» - 100 – 90% правильных ответов

«4» - 89 - 80% правильных ответов

«3» - 79 – 70% правильных ответов

«2» - 69% и менее правильных ответов

2

Опрос (письменный, устный)

Развёрнутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

 «5» - 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» - ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» - знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2» - незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Литература

  1. «5» ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.
  2. «4» ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
  3. «3» ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.
  4. «2» ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.

3

Практическая  работа

Знание правил русского языка в соответствии с пройденной темой, знание литературного произведения, умение их применения при выполнении самостоятельных работ.

«5» - допускается одна негрубая ошибка

 «4» - допускается две ошибки

«3» - допускается три ошибки

«2» - четыре и более ошибок

4

Сочинение

Умения правильно и последовательно излагать мысли; умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания.

«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении  сохранено не менее 70 %

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием  синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании

Допускается:

1 негрубая орфографическая или

1 пунктуационная или

1 грамматическая ошибка

«4» 1.содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются незначительные отклонения от темы.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной  выразительностью.

6. Допускается не более  2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются:

- 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;

- 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;0-орфографических

+ 4 пунктуационных + 3 грамматические ошибки.

«3» 1.Имееются существенные отклонения от заявленной темы.

2. работа достоверна в основном в своём содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объём изложения составляет менее 70% исходного теста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются:

- 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учётом повторяющихся и негрубых);

-1 орфографическая + 4 -7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;

- 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;

-3 орфографические + 5 пунктуационных +4 грамматические ошибки;

-4 орфографические + 4 пунктуационных + 4 грамматические ошибки

«2» Работа не соответствует заявленной теме.

1. Допущено много фактических неточностей; объём изложения составляет менее 50) исходного текста.

2. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения ( изложения) не6 соответствует заявленному плану.

3. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

4. Нарушено стилевое единство текста.

5. Допущено более 6 недочётов в содержании до 7 речевых недочётов

Допускаются:

- 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных.

- 8 и более пунктуационных ошибок (с учётом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.  

  1. Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы

Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых особенно выделяются:

  • развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
  • ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
  • воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
  • исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
  • информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях).

Целью самостоятельных занятий является самостоятельное более глубокое изучение студентами отдельных вопросов курса с использованием рекомендуемой дополнительной литературы и других информационных источников.

Задачами самостоятельной работы студентов являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умения использовать справочную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

Индивидуальные занятия (домашние занятия):

  • изучение программного материала дисциплины и профессионального модуля (работа с учебником и конспектом лекции);
  • изучение рекомендуемых литературных источников;
  • конспектирование источников;
  • выполнение контрольных работ;
  • работа со словарями и справочниками;
  • использование аудио- и видеозаписи;
  • работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
  • составление плана и тезисов ответа на лекции;
  • составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;
  • выполнение тестовых заданий;
  • решение задач;
  • подготовка презентаций;
  • ответы на контрольные вопросы;
  • аннотирование, реферирование, рецензирование текста;
  • написание эссе, тезисов, докладов, рефератов;
  • составление глоссария, кроссворда по темам дисциплины и профессионального модуля;
  • работа с компьютерными программами;
  • подготовка к дифференцированному зачету.

Групповая самостоятельная работа студентов:

  • подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);
  • анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и др;
  • участие в Интернет - конференциях.

Получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины и профессионального модуля.

Но наиболее часто при изучении дисциплины и профессионального модуля используются следующие виды самостоятельной работы студентов:

  • поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме;
  • подготовка рефератов;
  • подготовка докладов.

Реферат - форма письменной работы. Как правило, реферат является самостоятельным библиографическим исследованием студента, носящим описательно-аналитический характер. Объем реферата может достигать 10-15 страниц. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата - привитие навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.

Работа студента над рефератом включает следующие операции:

  • уяснение сути темы (по её названию);
  • выявление литературных источников по данной теме;
  • ознакомление с содержанием источников, направленным на осмысление его внешней и внутренней структуры;
  • работа над выделением главных смысловых компонентов текста (ключевых слов и предложений);
  • отбор наиболее важных сведений из выделенных фрагментов;
  • составление «связок» из отобранного материала в соответствии с логикой изложения фактов;
  • написание реферата.
  • Реферат в структурном отношении должен включать:
  • заголовочную часть (введение);
  • собственно реферативную часть (изложение основных положений по плану с соответствующими названиями и нумерацией);
  • заключительную часть (выводы);
  • справочную часть (список использованной литературы);
  • оглавление (содержание).

Текст реферата должен иметь связанное, цельное построение. Содержание реферата должна пронизывать главная идея, которая объединяет все информационные элементы источников, а также приводимые факты. При этом допускается сохранение отдельных структурных элементов оригинала. Однако не допустимо простое переписывание положение литературных источников. Язык должен быть кратким, ясным, доступным.

Оформление реферата должно быть выполнено машинописным способом в соответствии со следующими требованиями: печатный шрифт – TimesNewRoman, кегль (размер) 14; листы бумаги – формата А4, все страницы должны быть пронумерованы, с размером полей по 2 см; междустрочный интервал – полуторный; абзац – с отступом первой строки 1,25 см; текст – должен быть выровнен по ширине и структурирован по главам (разделам, параграфам), сопровождаться ссылками на источники при использовании прямых (в кавычках) цитат и фрагментов опубликованных текстов, т.е. на такое использование источников должно быть явным образом указано в сносках или за текстовом списке литературы в соответствии с требованиями ГОСТа.

Реферат оценивается исходя из следующих критериев:

  • поставлена ли цель в работе;
  • сумел ли студент самостоятельно составить логический план к теме и реализовать его;
  • каков научный уровень реферата;
  • собран ли достаточный фактический материал;
  • удалось ли раскрыть тему;
  • показана ли связь рассматриваемой темы с современными проблемами науки и общества, со специальностью студента;
  • каков авторский вклад в систематизацию, структурирование материала, в составлении заключения;
  • достигнута ли цель работы.

Тематика рефератов приводятся в рамках темы каждого практического занятия. Возможно написание реферата по теме, предложенной самим студентом (по согласованию с преподавателем). Реферат на занятиях (научно-практических конференциях) может быть представлен в виде доклада.

Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие        в        установленный срок реферат, либо        получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена не допускаются.

Углубленному изучению материала по отдельным разделам дисциплины и профессионального модуля способствует подготовка студентами докладов. Доклад - это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка доклада - достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга экономических первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над докладом способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять экономические знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем. Рекомендуемое время доклада - 10-12 минут.

Непременным условием закрепления теоретических и практических знаний студентов является выполнение ими домашних заданий. Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Колледж обеспечивает учебно-методическую и материально-техническую базу для организации самостоятельной работы студентов. Библиотека факультета СПО обеспечивает:

  • учебный процесс необходимой литературой и информацией (комплектует библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с учебными планами и программами, в том числе на электронных носителях);
  • доступ к основным информационным образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической, возможность выхода в Интернет.

Типовые задания для самостоятельной работы:

  1. Написание сочинения по заданной теме……
  2. Написание реферата по заданной теме
  3. Создание мультимедийной презентации по заданной теме

  1. Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Самостоятельная работа студентов включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины или профессионального модуля. По каждой теме учебной дисциплины или профессионального модуля студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.

К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.

Студентам следует:

- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на консультациях неясные вопросы;

- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины или профессионального модуля, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на плановой консультации.

Для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации студенты могут воспользоваться электронной библиотекой ВУЗа, расположенной по электронному адресу https://online.muiv.ru/, где они имеют возможность получить доступ к учебно-методическим материалам как библиотеки ВУЗа, так и иных электронных библиотечных систем. В свою очередь, студенты могут взять на дом необходимую литературу на абонементе в библиотеки колледжа, а также воспользоваться читальным залом.

  1. Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы.

Выполнение курсовой работы проводится с целью формирования общих и профессиональных компетенций и способностей к научно-исследовательской работе, позволяющих:

  • осуществлять поиск и использование информации (в том числе справочной, нормативной и правовой), сбор данных с применением современных информационных технологий, необходимых для решения профессиональных задач;
  • выбирать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей, применяя современный математический и статистический аппарат, программные продукты;
  • анализировать результаты расчетов, используя современные методы интерпретации данных, обосновывать полученные выводы.

Темы курсовых работ предлагаются студентам на выбор. Студент имеет право выбрать одну из заявленных тем или тема курсовой работы может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности.

Изменение или уточнение темы курсовой работы возможно не позднее, чем за месяц до установленного срока защиты курсовой работы на основании личного заявления студента, согласованного с руководителем, на имя директора колледжа и утверждается председателем ПЦК.

По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно - экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 25 - 30 страниц печатного текста.

Курсовая работа имеет ряд структурных элементов: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список использованных источников и приложение.

Во-первых, во введении следует обосновать актуальность избранной темы курсовой работы, раскрыть ее теоретическую и практическую значимость, сформулировать цели и задачи работы.

Во-вторых, во введении, а также в той части работы, где рассматривается теоретический аспект данной проблемы, автор должен дать, хотя бы кратко, обзор литературы, изданной по этой теме.

Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать. В первом предложении называется тема курсовой работы.

Актуальность исследования (почему это следует изучать?) Актуальность исследования рассматривается с позиций социальной и практической значимости. В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в различных трудах (юристов, экономистов, техников и др. в зависимости от ВПД). Здесь же можно перечислить источники информации, используемые для исследования. (Информационная  база исследования может быть вынесена в первую главу).

Цель исследования (какой результат будет получен?) Цель должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.

Проблема исследования (что следует изучать?) Проблема исследования показывает осложнение, нерешенную задачу или факторы, мешающие её  решению. Определяется 1 - 2 терминами.

Объект исследования (что будет исследоваться?). Объект предполагает работу с понятиями. В данном пункте дается определение экономическому явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, хозяйственная деятельность предприятия (организации).

Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?) Здесь необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий.

Задачи исследования (как идти к результату?), пути достижения цели. Задачи соотносятся с гипотезой. Определяются они исходя из целей работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи.

Перечень рекомендуемых задач:

  1. «На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции).
  2. «Определить... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования).
  3. «Раскрыть... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).
  4. «Разработать... » (средства, условия, формы, программы).
  5. «Апробировать…» (что разработали) и дать рекомендации...

Теоретическая и практическая значимость исследования (что нового, ценного дало исследование?).

Теоретическая значимость исследования не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.

При написании можно использовать следующие фразы: результаты исследования позволят осуществить...; будут способствовать разработке...; позволят совершенствовать….

Структура работы – это завершающая часть введения (что в итоге в работе представлено).

В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников, 5 приложений».

Текстовая часть работы должна быть представлена в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем курсовой работы - 25-30 страниц, объем дипломной работы должен составлять 55-70 страниц. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа. Приложения к курсовой работе не нумеруются. Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная с введения и заканчивая списком используемой литературы.. Номер страницы ставится в правом нижнем углу листа.

Весь текст работы должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на разделы (главы) и подразделы (параграфы). В содержании работы не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий глав и параграфов. Названия разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны отражать их основное содержание и раскрывать тему работы.

При делении работы на разделы (главы) (согласно ГОСТ 2.105-95) их обозначают порядковыми номерами – арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа. При необходимости подразделы  (параграфы) могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта, разделённых точками. В конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят.

Если раздел (глава) или подраздел (параграф) состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы (главы), подразделы (параграфы) должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Наименование разделов (глав) должно быть кратким и записываться в виде заголовков (в красную строку) жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов.

Нумерация страниц основного текста  и приложений, входящих в состав работы, должна быть сквозная.

В основной части работы должны присутствовать таблицы, схемы, графики с соответствующими ссылками и комментариями.

В работе должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в специальной и научной литературе. Если принята специфическая терминология,  то перед списком литературы должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание работы.

Все иллюстрации, помещаемые в работу, должны быть тщательно подобраны, ясно и четко выполнены. Рисунки и диаграммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних изображений и данных, которые нигде не поясняются. Количество иллюстраций в работе должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует размещать как можно ближе к соответствующим частям текста. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

Ссылки на иллюстрации разрешается помещать в скобках в соответствующем месте текста, без указания см. (смотри). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации записывают, сокращенным словом смотри, например, см. рисунок 3.

Размещаемые в тексте иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами, например: Рисунок 1, Рисунок 2 и т.д. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации, например Рисунок 1.1.

Надписи, загромождающие рисунок, чертеж или схему, необходимо помещать в тексте или под иллюстрацией.

В тексте документа не допускается:

применять обороты разговорной речи;

применять произвольные словообразования;

применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии;

сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

Оформление библиографии производится в соответствии с ГОСТ Р 7.05 - 2008. Список использованных источников, как правило, содержит сплошную нумерацию. В начале списка использованных источников указывают Конституцию РФ, законы и подзаконные акты.

Монографии, учебники, учебные пособия и статьи, опубликованные в периодической печати, размещают в очередности букв русского алфавита. При оформлении списка использованных источников, обязательно указывают автора, название статьи/учебника/монографии, название периодического издания, если это статья, год издания и количество страниц. Например:

  1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. - М.: Логос, 2004. - 304 с.
  2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. - Волгоград: Перемена, 1999. - 274 с.
  3. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1980. - 318 с.
  4. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. - 2001. - № 11. - С. 64-79.
  5. Сиротинина О.Б. Структурно-функциональные изменения в современном русском литературном языке: проблема соотношения языка и его реального функционирования // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы междунар. науч. конф. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - Т. 1. - С. 14-19.

Источники на иностранных языках помещаются в список после перечисления литературы, изданной на русском языке, в порядке очередности букв латинского алфавита.

Электронные ресурсы оформляются с указанием даты обращения к ним.

  1. Борхес Х.Л. Страшный сон // Письмена Бога: сборник. - М.:

Республика, 1992.        -        510 с. [Электронный        ресурс]. URL:

http://literature.gothic.ru/artides/nightmare.htm (дата обращения: 20.05.2011).

  1. Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий

в конфликтном дискурсе // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. -        2006.        -        №        4 [Электронный ресурс]. URL:

http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1 .htm (дата обращения: 15.12.2007).

  1. Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной

реальности // Вестник Омского        государственного        педагогического

университета: электронный научный журнал. - 2006 [Электронный ресурс]. Систем. требования:        Adobe Acrobat Reader. - URL:

http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.01.2007).

Темы курсовых работ.

  1. …..
  2. …..
  3. …..

  1. Методические рекомендации по балльно-рейтинговой системе учета и оценки достижений обучающихся

Общие положения

Балльно-рейтинговая система учета и оценки достижений обучающихся (далее – БРС) в Частном образовательном учреждении высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте» (далее – Университет) предназначена для решения следующих задач:

  • стимулирования обучающихся к регулярной учебной и внеучебной деятельности;
  • организации непрерывного контроля освоения обучающимися элементов основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования;
  • комплексной оценки результативности учебной и внеучебной деятельности обучающихся в течение семестра;
  • создания для преподавателей, руководства факультетов и кафедр надежного инструментария для осуществления систематического и регулярного контроля за учебной и внеучебной деятельностью обучающихся.

БРС является обязательной для всех участников образовательного процесса и реализуется в электронной информационно-образовательной среде «Электронный университет» (далее – ЭИОС) для всех форм и технологий обучения.

БРС обеспечивает рейтинговый учет и оценку достижений обучающегося за семестр и включает в себя учебный (далее – Rуд) и внеучебный (далее – Rвр) рейтинги.

Учебный рейтинг обучающихся

Семестровый учебный рейтинг по дисциплине и профессиональному модулю  (далее – Rуд) определяется своевременностью, количеством и качеством выполненных обучающимся рейтинговых мероприятий, в которые входят:

  • посещаемость и активность в ходе аудиторных занятий;
  • прохождение рубежного контроля освоения учебного материала по каждому модулю учебной дисциплины и профессионального модуля в ходе выполнения тестовых оценочных заданий (далее – ТОЗ),
  • выполнение рейтинговой работы по дисциплине и профессиональному модулю, если предусмотрено учебным планом (не более одной работы в семестре по учебной дисциплине и профессиональному модулю).

Rуд рассчитывается для всех дисциплин учебного плана, кроме учебных дисциплин «Физическая культура»  и дисциплин, назначенных обучающемуся к переаттестации.

Rуд не рассчитывается для всех видов практик, курсовых работ, мероприятий ГИА. Оценки по этим учебным мероприятиям вносятся в соответствующие документы в порядке, установленном локальными нормативными актами Университета, регламентирующими данные виды учебной работы.

Оценка посещаемости и активности обучающегося проводится преподавателем самостоятельно и предусматривает начисление премиальных баллов (до пяти баллов в семестре по каждой дисциплине и профессиональному модулю). Премиальные баллы вносятся преподавателем в разделе соответствующей дисциплины и профессионального модуля в ЭИОС не позднее, чем за неделю до начала зачетно-экзаменационной сессии.

Выполнение обучающимся модульного ТОЗ допускается в течение установленного календарным учебным графиком периода. Учитывается лучший результат, полученный обучающимся в ходе выполнения ТОЗ.

Для выполнения модульного ТОЗ в ходе одного сеанса компьютерного тестирования устанавливается время – один академический час (45 минут).

Все задания в комплексе ТОЗ разделены на три типа:

  • А – задания с выбором правильного ответа;
  • В – без готового ответа;
  • С – кейс-задания или практические задачи.

В состав модульного ТОЗ включаются: задания типа А – 10 вопросов, задания типа В – 8 вопросов, задания типа С – 2 вопроса. Модульные ТОЗ имеют вариативный характер и формируются автоматически из базы ТОЗ по учебной дисциплине и профессиональному модулю для каждого обучающегося индивидуально, при последующем сеансе не повторяются.

Выставление баллов обучающимся за каждое рейтинговое мероприятие (рейтинговая работа и ТОЗ) осуществляется раздельно по 100-балльной шкале (от 0 до 100).

Результаты выполнение ТОЗ определяются автоматически.

Оценивание преподавателем выполненной обучающимся рейтинговой работы осуществляется в личном кабинете преподавателя в ЭИОС.

Результаты рейтинговых мероприятий отображаются в личных кабинетах преподавателя и обучающегося в ЭИОС.

Обучающийся, набравший по результатам выполнения рейтинговых мероприятий (выполнение ТОЗ, выполнение рейтинговой работы) средний балл 75 и более, может претендовать на оценку «хорошо», «отлично» или «зачтено» по итогам работы в семестре без прохождения промежуточной аттестации («автоматом»). Оценка «автомат» выставляется преподавателем в день проведения  промежуточной аттестации в зачетно-экзаменационную ведомость  при явке обучающегося. При несогласии обучающегося с оценкой «хорошо» ему предоставляется возможность прохождения промежуточной аттестации на общих условиях в установленные сроки.

Перерасчет баллов Rуд из 100-балльной в традиционную 4-х балльную  систему оценивания осуществляется по следующей линейной накопительной шкале:

Объем дисциплины

Макс.кол-во баллов

2

(не зачтено)

3

(зачтено)

4

(зачтено)

5

(зачтено)

«Премиальные» баллы преподавателя

«Автомат»

Оценка «зачтено»

«Автомат»

Оценка 4 «хорошо»

«Автомат»

Оценка 5 «отлично»

3 ЗЕТ

(3 теста)

300

<150

>=150

>=198

>=255

+ <=5

>=225

>=225<255

>=255

3 ЗЕТ

(3 теста + 1 РР)

400

<200

>=200

>=264

>=340

+ <=5

>=300

>=300<340

>=340

4 ЗЕТ

(4 теста)

400

<200

>=200

>=264

>=340

+ <=5

>=300

>=300<340

>=340

4 ЗЕТ

(4 теста + 1 РР)

500

<250

>=250

>=330

>=425

+ <=5

>=375

>=375<425

>=425

5 ЗЕТ

(5 тестов)

500

<250

>=250

>=330

>=425

+ <=5

>=375

>=375<425

>=425

5 ЗЕТ

(5 тестов + 1 РР)

600

<300

>=300

>=396

>=510

+ <=5

>=450

>=450<510

>=510

Обучающиеся, не имеющие права претендовать на получение оценки «автоматом» или не согласные с ней, проходят промежуточную аттестацию. При прохождении промежуточной аттестации Rуд обучающегося имеет для преподавателя рекомендательный характер.

Допуск обучающегося к промежуточной аттестации осуществляется с любым количеством баллов, набранных в ходе выполнения рейтинговых мероприятий по учебной дисциплине и профессиональному модулю, в том числе с количеством баллов 0.

Промежуточная аттестация для обучающихся по очной, очно-заочной и заочной (за исключением очной, очно-заочной и заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) осуществляется в форме проведения письменных и (или) устных зачетов и экзаменов.

Для обучающихся с применением ДОТ промежуточная аттестация проходит в форме выполнения итогового тестового задания по учебной дисциплине  и профессиональному модулю (далее – итоговое ТОЗ).

Прохождение итогового ТОЗ обучающимися с применением ДОТ возможно не более двух раз в течение установленного календарным учебным графиком периода. Учитывается лучший результат, полученный обучающимся в ходе выполнения итогового ТОЗ. Для выполнения одного сеанса тестирования устанавливается время – один академический час (45 минут).

В состав итогового ТОЗ  включаются: задания типа А – 10 вопросов, задания типа В – 8 вопросов, задания типа С – 2 вопроса из общей базы ТОЗ по учебной дисциплине и профессиональному модулю. Итоговые ТОЗ имеют вариативный характер, формируются автоматически для каждого обучающегося индивидуально и при последующем сеансе не повторяются.

Если обучающийся не прошел мероприятия БРС и не присутствовал на промежуточной аттестации по уважительной причине, то ему представляется возможность повторного изучения учебной дисциплины и профессионального модуля в следующем семестре.

Ликвидация академической задолженности

Если обучающийся в ходе промежуточной аттестации по учебной дисциплине и профессиональному модулю получил неудовлетворительную оценку или не явился на зачет / экзамен без уважительной причины, то у него образуется академическая задолженность.

Обучающийся, имеющий академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующей учебной дисциплине и профессиональному модулю не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности.

Результаты прохождения рубежного контроля освоения учебного материала по каждому модулю учебной дисциплины и профессионального модуля в ходе выполнения ТОЗ, полученные обучающимся до возникновения академической задолженности и результаты выполнения рейтинговой работы по учебной дисциплине и профессиональному модулю сохраняются.

Если обучающемуся необходимо повысить балл, он должен:

  • пройти ТОЗ заново, прохождение возможно не более двух раз, при этом учитывается лучший результат по итогам всех попыток,
  • разместить новую рейтинговую работу в личном кабинете в ЭИОС, при этом учитывается последняя оценка, полученная по результатам проверки работы.

Обучающийся, набравший по результатам выполнения рейтинговых мероприятий (выполнение ТОЗ, выполнение рейтинговой работы) средний балл 50 и более, может претендовать на оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «зачтено» без повторного прохождения промежуточной аттестации («автоматом»).

Шкала оценивания строится в соответствии с правилом – обучающийся не может в ходе ликвидации академической задолженности получить отличную оценку:

Объем дисциплины

Макс.

кол-во баллов

2

(не зачтено)

3

(зачтено)

4

(зачтено)

3 ЗЕТ  (3 теста)

300

<150

>=150

>=198

3 ЗЕТ (3 теста + 1 РР)

400

<200

>=200

>=264

4 ЗЕТ (4 теста)

400

<200

>=200

>=264

4 ЗЕТ (4 теста + 1 РР)

500

<250

>=250

>=330

5 ЗЕТ (5 тестов)

500

<250

>=250

>=330

5 ЗЕТ (5 тестов + 1 РР)

600

<300

>=300

>=396

При несогласии обучающегося с оценкой «удовлетворительно» ему предоставляется возможность ликвидации академической задолженности в форме выполнения итогового ТОЗ.

Обучающийся может быть допущен к повторной промежуточной аттестации, с любым количеством баллов, набранных им в ходе выполнения рейтинговых мероприятий по учебной дисциплине и профессиональному модулю, в том числе с количеством баллов 0.

Прохождение итогового ТОЗ возможно не более двух раз в течение установленного календарным графиком периода. Учитывается лучший результат, полученный обучающимся в ходе выполнения итогового ТОЗ. Для выполнения одного сеанса тестирования устанавливается время – один академический час (45 минут).

В состав итогового ТОЗ  включаются: задания типа А – 10 вопросов, задания типа В – 8 вопросов, задания типа С – 2 вопроса из общей базы ТОЗ по учебной дисциплине и профессиональному модулю. Итоговые ТОЗ имеют вариативный характер, формируются автоматически для каждого обучающегося индивидуально и при последующем сеансе не повторяются.

Шкала оценивания итогового ТОЗ:

Максимальное количество баллов за итоговое ТОЗ

2 (не зачтено)

3 (зачтено)

4 (зачтено)

100

<50

>=50

>=66

Внеучебный рейтинг обучающихся

Rвр применяется для активизации обучающихся к участию в творческой, спортивной,  общественной и научно-исследовательской  деятельности Университета и является составной частью портфолио обучающегося.

Rвр складывается из баллов, полученных обучающимися за участие в различных внеучебных мероприятиях. Подтверждение суммы баллов за Rвр осуществляется деканами / директором колледжа на основе анализа представленных обучающимися документов (сертификатов, грамот, свидетельств, благодарностей и иных материалов).

Внесение баллов осуществляется через личный кабинет декана / директора колледжа в ЭИОС.

Пример ТОЗ

Модуль 2.Части речи. Синтаксис

V2: Задания А

V3: Однозначный выбор. 

S:В каком ряду все существительные имеют только форму множественного числа

+:щипцы, хлопоты, консервы

-:небеса, ворота, бродяги

-:каникулы, именины, блинчики

-:брюки , штаны, сапоги

S: Укажите неверное утверждение

+: вводные слова иногда могут быть членами предложения

-: предложение имеет грамматическую основу

-: однородными могут быть все члены предложения

-: цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо

S: Найдите, в каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым

+: биться в одиночку жизни не перевернуть

-: утро ясное, морозное

-:ночь была свежа

-: два да пять будет семь

S: Укажите неверное утверждение

+: обращение является членом предложения

-: основными единицами синтаксиса являются предложения и словосочетания

-: вводные слова и предложения не являются членами предложения

-: сложное предложение, состоящее из нескольких частей, делится на смысловые блоки

S: Найдите неверное утверждение

+любое согласованное определение после определяемого слова обособляется

-: вводные предложения могут выделяться запятыми, тире, скобками

-: частица о не отделяется от обращения запятой

-: авторскую пунктуацию соблюдать необязательно

S: Укажите, в каком случае двоеточие употреблено в бессоюзном сложном предложении

+:глядя на окна, трудно было понять: все ли еще светит луна, или это уже рассвет:

-:в Мещерском крае у меня много приятелей: шустрых мальчишек, дремучих стариков

-:в корзинке лежала дичь: два гуся и утка

-: казалось, чайки тревожатся и спрашивают себя: « Чьи мы? Чьи мы?»

S: В каком варианте ответа выделенное слово – предлог?

+: не сможет в силу обстоятельств

-: не было вблизи никого

-:имел в виду другое

-: в доме напротив их нет

-: дальнее расстояние не помеха для дружбы

S: Укажите  в каком ряду все слова - частицы

+: ведь, только, даже

-: именно, зато, же

-: к, благодаря, поэтому

-: также, дабы, лишь

S: В каком предложении выделенное слово является междометием? (Знаки препинания не расставлены)

+нет дудки я в лес сегодня не пойду

-: представьте сосед наш в генеральском чине

-: а вы еще ого-го-го

-: само собой я завтра помогу

S: В каком предложении оба выделенных слова относятся к одной части речи?

+:об этом помнило большинство присутствующих 

-:в комнате было темно

 -:каждый человек мечтает о счастливой жизни

-: вот тут их увидели дети

V3: Наиболее правильный выбор. 

S: Для того, чтобы найти в тексте, состоящем из нескольких предложений, односоставное предложение, надо

+: [100] сделать синтаксический разбор всех предложений, сосчитать количество главных членов в каждом из них, определить тип односоставного предложения

+: [60] сделать синтаксический разбор всех предложений, сосчитать количество главных членов в каждом из них

+: [20] сделать синтаксический разбор всех предложений

+: [10] сделать синтаксический разбор

S: Чтобы указать предложение, в котором союз и соединяет однородные члены, надо

+: [100] сделать синтаксический разбор предложения, определить слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову

+: [60] сделать синтаксический разбор предложения, определить слова, отвечающие на один и тот же вопрос

+: [20] сделать синтаксический разбор предложения, определить слова, отвечающие на один и тот же вопрос

+: [10] сделать синтаксический разбор предложения

S: Как отличить простое предложение от сложного

+: [100]сделать синтаксический разбор, посчитать количество грамматических основ - в простом предложении одна грамматическая основа

+: [60] сделать синтаксический разбор, посчитать количество грамматических основ

+: [20] сделать синтаксический разбор

+: [10] сделать разбор

S: Как найти обращение

+: [100] сделать синтаксический разбор предложения, определить лицо, к которому обращена речь

+: [80] сделать синтаксический разбор предложения

+: [40] сделать разбор предложения, определить лицо, к которому обращена речь

+: [10] сделать разбор предложения

S: Как определить вводные слова

+: [100] сделать синтаксический разбор, поставить запятые, найти слова, стоящие вне структуры предложения

+: [60] сделать синтаксический разбор, поставить запятые, найти слова, стоящие вне предложения

+: [30] сделать синтаксический разбор, поставить запятые

+: [10] сделать синтаксический разбор

S: Самостоятельные части речи

+: [100] имеют лексическое значение, отвечают на вопросы, являются членами предложения

+: [60] имеют лексическое значение, отвечают на вопросы

+: [40] имеют лексическое значение

+: [20] имеют значение

S: Деепричастие -

+: [100] особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом

+: [60] особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии

+: [40] особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие

+: [20] особая неизменяемая форма глагола

S: Что такое предложение?

+: [100] основная синтаксическая единица языка, предназначенная для общения

+: [60] основная синтаксическая единица языка

+: [40] основная синтаксическая единица языка, для общения

+: [10] основная единица языка

S: Полные предложения - это

+: [100] такие простые предложения, в которых есть все члены , необходимые для смысловой полноты предложения

+: [80] такие простые предложения, в которых есть все члены , необходимые полноты предложения

+: [60] такие простые предложения, в которых есть все члены

+: [20] простые предложения, в которых есть все члены , для смысловой полноты предложения

S: Бессоюзные предложения - это

+: [100] сложные предложения, части которого соединяются только при помощи интонации, без союзов и союзных слов

+: [60] сложные предложения, части которого соединяются только при помощи интонации, без союзов

+: [30] сложные предложения, части которого соединяются только при помощи интонации

+: [10] сложные предложения

V3: Множественный выбор. 

S: Найдите сложные предложения (знаки препинания не расставлены)

+:осень наступила высохли цветы и глядят уныло голые кусты

 +:всю ночь мы лежали у костра дремали и слушали как бушевало море

+: я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь

-: все промолчали и по правде сказать сделали это правильно

S: Найдите односоставные предложения

+: что посеешь, то и пожнешь

-: в лагере кто-то проснулся

+: бурей снесло крышу

-: прошло два дня

S: Найдите, где вид связи между словами в словосочетании - примыкание

+: возможность учиться

+: его подруга

-: пять лет

-: рассказ ветерана

S: Найдите предложения, в которых на месте вопросительного знака нужна запятая

+: охватывая весь горизонт, медленно надвигалась (?) все больше темнея, туча

-: он так был занят собой, что (?) когда его спрашивали о чем-либо, то он вздрагивал

+: за чаем, видя (?) что отцу не хочется разговаривать, Нина тоже молчала

+: выл ветер, и (?) хотя порог был заложен мешковиной, все равно по полу тянуло холодом

S: Найдите, в каком случае двоеточие употреблено в бессоюзном сложном предложении

+: он почувствовал, что результат получился желаемый: он тронут, и она тронута

+: скамейка была очень низкой: ушла в землю, а может быть, земля поднялась

-: отец совершил несколько будничных движений: достал бумажник, порылся в нем, извлек две монеты

-: он понимал действительность, то есть : обустроился, накопил деньжонку

S: В каких предложениях ставится тире между подлежащим и сказуемым

+:воля способность совершать поступки согласно выбору

 +:взятка это сочетание материального и аморального стимула

+: чай пить не дрова рубить

-: твои глаза что маяки в ночи

S: Укажите предложения, в которых надо поставить одну запятую

+: девушку охватила если не досада то явное неудовольствие собой

-: красноватое солнце висело над длинными снеговыми полями

+: сильный ветер склоняет слабые кусты ковыля до самой земли треплет их и рассыпает направо и налево

-: здесь от вас потребуется высшее мужество стальная прочность характера высочайшая самоотдача

S: Какие предложения не являются сложносочиненными

+: он страшно бледен был, и худ, и слаб

+: меня угнетала и боль, и тяжелое, тупое недоумение

-: сон одолел меня, и я заснул в каком-то блаженном упоении

-: успех опьянил его, и он решил отдать все силы и самого себя литературе

S: Найдите предложения, в которых нужно поставить одну запятую

+: на ветку синица садится ягоды жадно клюет

-: я видел лишь белое платье да чей-то привздернутый нос

+: сравнения в «Мертвых душах» отсылают нас то к образам Гомера то к эпохе Данте

+: еще было рано однако уже гнали разбегающееся по выгону пестрое стадо

S: В каких предложениях ставится запятая перед союзом И?

+: он ушел и сразу начался дождь

+: в окнах огней уж нет и фонари потухли

-: среди ночного безмолвия лишь уныло слышались хлест и журчанье воды

-: вчера зацвела черемуха и весь город нес себе из лесу ветки с белыми цветами

V2: Задания В

V3: Вписать правильный ответ 

J: ____________________-раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи

+:морфология

+:  марфология

+: марфалогия

J: имя существительное - ________________часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?

+: самостоятельная

+: самост*

+самастаятельная

J: на письме обособленный член выделяется___________

+: запятыми

+: обособляется

+запятой

J: Грамматическая основа ___________предложений состоит из одного главного члена

+: односоставных………………………

+: односост*

+односостав*………………………

J: Грамматическая основа ___________предложений состоит из одного главного члена

+: односоставных………………………

+: односост*

+односостав*………………………

J:____________-самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, их признаки и количество, но не называет их.

+:местоимение

+:мест*

+:местаимение

 V3: Установить соответствие. 

Q: Установите соответствие между группами предложений и их  структурными особенностями

L1: двусоставные предложения

L2: односоставные предложения

L3: нераспространенные предложения

L4: распространенные предложения

L5: полные предложения

R1: грамматическая основа состоит из двух главных членов

R2: грамматическая основа состоит из одного главного члена

R3: имеют только главные члены

R4: кроме главных членов имеют второстепенные

R5: имеют все требуемые структурой члены предложения

Q: Установите соответствие между местоимениями и их разрядами

L1: ты

L2: себя

L3: что?

L4: какой

L5: ничей

R1: личное

R2: возвратное

R3: вопросительное

R4: относительное

R5: отрицательное

Q: Установите соответствие между существительными      и их значением

L1: Москва

L2: здание

L3: стол

L4: счастье

L5: песок

R1: собственное

R2: нарицательное

R3: конкретное

Q: В какой последовательности производится разбор сложного предложения

L1: найти сложное предложение, выделить в нем грамматические основы

L2: определить его вид по цели высказывания, эмоциональной окраске

L3: определить распространенное или нет

L4: определить тип предложения

L5: определить вид между его частями в сложном предложении

L5: определить вид простых предложений, входящих в состав сложного

R1: 1

R2: 2

R3: 3

R4: 4

R5: 5

Q: в какой последовательности ведется морфологический разбор предлога

L1: часть речи

L2: непроизводный или производный

L3: с каким падежом употреблен

L4: неизменяемость

L5: синтаксическая роль

R1: 1

R2: 2

R3: 3

R4: 4

R5: 5

Q: в какой последовательности производится морфологический разбор деепричастия

L1: часть речи

L2: вид

L3: возвратное или невозвратное

L4: неизменяемость

L5: синтаксическая роль

R1: 1

R2: 2

R3: 3

R4: 4

R5: 5

V2: Задания С (логико-аналитические задания)

V3: Задача1 .

S: Собака моя забегает иногда в ельник и (1) выскакивая из его таинственно-светлых и темных дебрей (2) замирает на (3) ярко озаренной (4) дороге.

 Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

+: 12

-: 123

-: 2

-: 23

S: Собака моя забегает иногда в ельник и (1) выскакивая из его таинственно-светлых и темных дебрей (2) замирает на (3) ярко озаренной (4) дороге.

 Найдите деепричастный оборот

+: 12

-: 123

-: 2

-: 23

S: Собака моя забегает иногда в ельник и (1) выскакивая из его таинственно-светлых и темных дебрей (2) замирает на (3) ярко озаренной (4) дороге.

 Нужны ли запятые на месте цифр (3) и (4)

+:  нет

-: 3

-: 34

-: 4

S: Собака моя забегает иногда в ельник и (1) выскакивая из его таинственно-светлых и темных дебрей (2) замирает на (3) ярко озаренной (4) дороге.

 Почему нужна (или нет) запятая на месте цифры (2) ?

+:  обособляет деепричастный оборот

-: отделяет сказуемые

-: не нужна –однородные сказуемые

-: часть сложного предложения

S: Собака моя забегает иногда в ельник и (1) выскакивая из его таинственно-светлых и темных дебрей (2) замирает на (3) ярко озаренной (4) дороге.

Почему нужна (или нет) запятая после союза и ?

 

+: нужна – деепричастный оборот

-: не нужна

-: нужна –однородные сказуемые

-: нужна сложное предложение

V3:Задача 2.

S: Налитые, сочные, прохладные (1) они чуточку покислее своих соплеменниц (2)растущих на пригорках, но (3) увидев такую ягоду (4) не променяешь ее на десяток других.

 Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

+: 1234

-: 23

-: 123

-: 34

S: Налитые, сочные, прохладные (1) они чуточку покислее своих соплеменниц (2)растущих на пригорках, но (3) увидев такую ягоду (4) не променяешь ее на десяток других.

 Нужна ли запятая на месте цифры (2) и почему?

+: да– причастный оборот

-: нет

-: нет– бессоюзное предложение

-: да – однородные члены

S: Налитые, сочные, прохладные (1) они чуточку покислее своих соплеменниц (2)растущих на пригорках, но (3) увидев такую ягоду (4) не променяешь ее на десяток других.

 Какие цифры указывают на обособление деепричастного оборота?

+: 34

-: 12

-: 123

-: 4

 S: Налитые, сочные, прохладные (1) они чуточку покислее своих соплеменниц (2)растущих на пригорках, но (3) увидев такую ягоду (4) не променяешь ее на десяток других.

  Чем являются в предложении слова : налитые, сочные, прохладные?

+: определениями

-: дополнениями

-: обстоятельствами

-: прилагательными

S: Налитые, сочные, прохладные (1) они чуточку покислее своих соплеменниц (2)растущих на пригорках, но (3) увидев такую ягоду (4) не променяешь ее на десяток других.

 Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые) отделяющие причастный оборот?

+: 2

-: 3

-: 123

-: 34

V3:Задача 3

S: Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду .

Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

+: 14

-: 2

-: 123

-: 34

S: Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду .

Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении  не должна(-ы) стоять запятая(-ые)

+: 23

-: 14

-: 123

-: 34

 S: Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду .

Чем в предложении является слово приобретают?

+: сказуемым

-: подлежащим

-: определением

-: дополнением

S: Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду .

Сколько простых предложений в данном?

+: 2

-: 3

-: 1

-: 4

 S: Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду .

Какой тип данного предложения?

+: бессоюзное

-: простое

-: сложноподчиненное

-: составное

V4:Задача 4

S: Темно-синие вершины гор(1) изрытые морщинами(2) и (3) покрытые слоями снега(4) рисовались на бледном небосклоне.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

+: 14

-: 3

-: 12

-: 34

 S: Темно-синие вершины гор(1) изрытые морщинами(2) и (3) покрытые слоями снега(4) рисовались на бледном небосклоне.

Нужны ли запятые на месте цифр (2) и (3)?

+: нет

-: 3

-: 2

-: 23

S: Темно-синие вершины гор(1) изрытые морщинами(2) и (3) покрытые слоями снега(4) рисовались на бледном небосклоне.

Чем являются в предложении слова - изрытые и покрытые?

+: определения

-: прилагательными

-: дополнениями

-: обстоятельствами

S: Темно-синие вершины гор(1) изрытые морщинами(2) и (3) покрытые слоями снега(4) рисовались на бледном небосклоне.

 Какое сказуемое в данном предложении?

+: составное именное

-: простое

-: составное глагольное

-: глагол

S: Темно-синие вершины гор(1) изрытые морщинами(2) и (3) покрытые слоями снега(4) рисовались на бледном небосклоне.

Каким изобразительно-выразительным средством литературного языка является слово - на бледном (небосклоне)

+: эпитет

-: сравнение

-: метафора

-: литота

V5:Задача 5

S:По ясному небу плавно неслись  (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве .

Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

+: 123

-: 3

-: 1234

-: 1

S:По ясному небу плавно неслись  (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве  

.Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые) , обособляющие причастный оборот?

+: 3

-: 3

-: 124

-: 2

S:По ясному небу плавно неслись  (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве .

Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые), обособляющие деепричастный оборот

+: 12

-: 34

-: 134

-: 1

S:По ясному небу плавно неслись  (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве .

Почему между словами- низкие дымчатые- не ставится запятая?

+: неоднородные определения

-: однородные определения

-: однородные члены

-: определения

S:По ясному небу плавно неслись  (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве .

Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении не должна(-ы) стоять запятая(-ые)

+: 4

-: 12

-: 234

-: 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе над рефератом по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Методические рекомендации по работе над рефератом по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов СПО...

Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». В методических указаниях определена цель практически...

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине Русский язык и культура речи для СПО

Методические рекомендации для  выполнения самостоятельной работы по дисциплине Русский язык и культура речи для СПО...

Методическая разработка занятия по дисциплине "Русский язык и культура речи" на тему "Орфоэпические нормы "

осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;разграничить произносительную и акцентологическую нормы речи;      отработать навыки произ...

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для учащихся СПО -1 курс

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:                 Учебная дисциплина Русский язык и культура р...

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Русский язык и культура речи"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Методические указания по выполнению практических работ...