Урок литературы "Анна Ахматова. Великий лирик ХХ века» (к юбилею писателя)
план-конспект урока

Бобрышева Наталья Ивановна

Урок литературы в старших классах знакомит учащихся  с творчеством поэтессы,ализиром ее произведений, в том числе и  поэмой  «Реквием». На уроке я  использую  произведения смежных искусств: живопись и музыку. Это помогает студентам увидеть образ великой поэтессы ярче и полнее. Презентация содержит не только иллюстративный материал, но и музыкальный фрагмент песни, написанной на слова Ахматовой.  

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анна Ахматова Великий лирик ХХ века Ваш образ так оформлен славой, так ею властно завершен, что стал загадкою, забавой, навязчивой легендой он. Сергей Спасский

Слайд 2

Детство Анна Ахматова (настоящая фамилия — Горенко) родилась 11 (23 н. ст.) июня 1889 года в под Одессой в семье Андрея Антоновича и Инны Эразмовны Горенко.

Слайд 3

Царскосельская Мариинская женская гимназия Аня Горенко с классом гимназии 1904-1905 гг. (вторая слева во втором ряду).

Слайд 4

Любовь В 1903 году юная Аня Горенко познакомилась с гимназистом Николаем Гумилёвым. Через несколько лет она стала его женой. 25 апреля 1910 года А.А. Горенко обвенчались с Н.Гумилёвым в Николаевской церкви села Никольская слободка в Черниговской губернии. Анна Горенко. Евпатория 1905 Н. Гумилев 1906 г. (пропуск в Царское Село).

Слайд 5

Модильяни 1911 год. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилёвым поехала в Париж. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Художник после ее отъезда создавал портреты поэтессы — по памяти. Фигура «Ночи» 1911 г.

Слайд 6

Акмеизм В 1910 году в Петербурге был организован Цех поэтов, и Ахматова стала его секретарём. В 1912 году вышел первый сборник стихотворений Ахматовой «Вечер». В феврале 1914 г. произошел раскол в направлении акмеизма. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов. Гумилев и Ахматова в 1913 г. на литературном вечере

Слайд 7

Акмеизм – модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет (1913–1914), но нельзя не учитывать его родовых связей с «Цехом поэтов», а также определяющего влияния на судьбы русской поэзии ХХ века освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре». Основные принципы акмеизма

Слайд 8

Анна Ахматова и Николай Гумилев с сыном Львом, 1915 год В 1914 году Николай Гумилев ушел на фронт. Ему она посвятила сборник «Белая стая» (1917г.). Брак Ахматовой и Гумилева распался в августе 1918 года .

Слайд 9

Н .Альтман. Портрет Анны Ахматовой.1914 . Как в зеркало, глядела я тревожно На серый холст, и с каждою неделей Все горше и страннее было сходство Мое с моим изображеньем новым. Анна Ахматова 914 год. Вышел второй сборник Ахматовой — «Четки», который принес ей признание. На портрете Натана Альтмана она предстала гордой, но уязвимой.

Слайд 10

Смерть Николая Гумилёва В 1921 году Гумилева арестовали, а затем расстреляли .

Слайд 11

Ю.Анненков. Анна Ахматова. 1921. Ю.Анненков. Анна Ахматова. 1921. Год потрясений и утрат стал плодотворным для поэтического творчества Ахматовой. В апреле 1921 года вышел сборник стихов «Подорожник», а в октябре — книга « Anno Domini MCMXXI» (в переводе с латинского — «В лето господне 1921-го»).

Слайд 12

«Духовный портрет» портрет Петрова-Водкина 1922 Мариэтта Шагинян назвала эту работу иконой, духовным портретом.

Слайд 13

«Черный ангел» портрет Тырсы 1928 год 1928 год. К этому времени Ахматову совсем перестали печатать. В это время художник Николай Тырса создает три портрета Ахматовой, используя необычные материалы — смесь акварели с копотью от керосиновой лампы. Как черный ангел на снегу Ты показалась мне сегодня, И утаить я не могу — Есть на тебе печать Господня. Осип Мандельштам

Слайд 14

В белом платье в белой ночи портрет Осмёркина 1939 1939 год. В этот период Анна Ахматова писала совсем мало, больше переводила, занималась исследованием творчества Пушкина. Ее сын Лев Гумилев был в лагерях, а друг Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Пишет «Реквием». «Горячий шелест лета Словно праздник за моим окном. Я давно предчувствовала этот Светлый день и опустелый дом.» . Ахматова

Слайд 15

«Я была тогда с своим народом» Блокада «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде» , — писала поэтесса в воспоминаниях. Она мужественно переносила тяготы жизни в осажденном городе: выступает по радио с обращением к женщинам Ленинграда, вместе со всеми дежурит на крышах, роет окопы вокруг города. За свои патрио-тические стихи она была награждена медалью "За оборону Ленинграда". Ахматову эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент — там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте». В Северную столицу поэтесса смогла вернуться лишь в 1944 году.

Слайд 16

Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна) 1946 год. В этом году вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Их работу признали «совершенно неудовлетворительной» из-за «безыдейных, идеологически вредных произведений» Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. И снова её не печатали – 10 лет! Запрет с имени Ахматовой был снова снят в 1954 году, после смерти Сталина.

Слайд 17

Мировое признание В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия в связи с пятидесятилетием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. Анна Ахматова стала всемирно признанным поэтом, чья литературная слава была безмерной.

Слайд 18

Ахматова умерла 5 марта 1966 года в годовщину смерти Сталина



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»

Бобрышева Наталья Ивановна

Урок литературы

Тема урока: "Анна Ахматова. Великий лирик ХХ века» 

(к юбилею писателя)

Цели: 

- познакомить с творчеством поэтессы, проанализировать поэму А.Ахматовой «Реквием», предварительно подготовив учащихся к восприятию произведения; показать резкое обличение А.Ахматовой антинародных репрессий; отметить гуманизм автора;

- развивать умение учащихся работать с текстом, находить художественные особенности создания поэтических образов, творческое мышление, навыки исследовательской работы;

- воспитывать интерес к творчеству А.Ахматовой, к историческому наследию страны.

Вид урока: урок- композиция

Методы обучения: методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, метод иллюстрации и демонстрации, при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы)

Межпредметная связь: история, музыка

Материально-техническое обеспечение:

  • Презентация по творчеству Ахматовой
  • Раздаточный материал для учащихся

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известной русской поэтессы Анны Ахматовой

II. Сообщение темы и целей урока. (1 слайд)

- Эпиграфом к уроку я взяла слова, которые в 1941 году посвятил Анне Ахматовой поэт Сергей Спасский:

Ваш образ так оформлен славой, 
Так ею властно завершен, 
Что стал загадкою, забавой,
Навязчивой легендой он.

Вступительное слово учителя .

Ее называли “Северной звездой”, хотя родилась она на Черном море. Она прожила долгую и очень насыщенную жизнь, в которой были войны, революции, потери и очень мало простого счастья. Ее знала вся Россия, но были времена, когда даже ее имя было запрещено упоминать. Великий поэт с русской душой и татарской фамилией – Анна Ахматова.

Выступление учащихся с «литературными визитками» о жизни и творчестве А. А. Ахматовой

1. Детство и юность (2 слайд).

Родилась Анна Андреевна Горенко 11 июня 1889 года под Одессой. Ахматова – это псевдоним, который идет от прабабушки – татарской княжны. Отец был отставным инженером – механиком флота. Годовалым ребенком была перевезена в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Первое стихотворение написала, когда было 11 лет.

Училась в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше. (3 слайд)

 В 1903 году юная Аня Горенко познакомилась с гимназистом Николаем Гумилёвым. Через несколько лет она стала его женой.  25 апреля 1910 года А.А. Горенко обвенчались с Н.Гумилёвым в Николаевской церкви села Никольская слободка в Черниговской губернии.  (4 слайд)

У русалки печальные очи.
Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.
(Н.Гумилев «Русалка»)

Целых десять лет она занимала главное место и в жизни Гумилева, и в его творчестве.

В 1906 году в Париже Гумилев принимал участие в издании небольшого литературного альманаха "Сириус", где опубликовал одно стихотворение Анны. Ее отец, узнав о поэтических опытах дочери, просил не срамить его имени. Она  взяла себе фамилию своей прабабушки, Прасковьи Федосеевны, чей род восходил к татарскому хану Ахмату. Так в русской литературе появилось имя Анны Ахматовой.   

1911 год. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем  Гумилёвым поехала в Париж. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Художник после ее отъезда создавал портреты поэтессы — по памяти. (5слайд) 

 Осенью 1911 года Гумилев с товарищами решили организовать объединение молодых поэтов, назвав его "Цех поэтов". Вскоре Гумилев на основе Цеха основал движение акмеизма, противопоставляемого символизму. Последователей акмеизма было шестеро: Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут. Термин "акмеизм" происходит от греческого "акмэ" – вершина, высшая степень совершенства. Но многие отмечали созвучие названия нового течения с фамилией Ахматовой.    Весной 1912 года выходит первый сборник Ахматовой "Вечер", тиражом всего 300 экземпляров. Критика встретила его очень благожелательно. (6 слайд и 7 слайд)

Вопрос общения двух поэтов чрезвычайно сложен. Гумилёву как воздух были нужны путешествия – для жизни, для творчества. И всё-таки постепенно они стали отдаляться друг от друга. В 1914 году Николай Гумилев ушел на фронт.

(1917г.). (слайд 8)

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стёртые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
… А я была его женой.

 В начале 1914 года выходит второй сборник Ахматовой "Четки". Ее рисуют художники (Н.Альтман. Портрет Анны Ахматовой) , ей посвящают стихи собратья по поэтическому цеху.(слайд 9)

К 1914 году А.Ахматова и Н.Гумилев окончательно расстались. В 1918 году был оформлен официальный развод. Но бывшие супруги сохранили теплые отношения.

Так, весной 1915 года Н.Гумилев, будучи на фронте, был ранен, и Ахматова постоянно навещала его в госпитале.

В год развода А.Ахматова подарила Гумилеву сборник стихов «Белая стая» с надписью: «Моему дорогому другу Н.Гумилёву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918г. Петербург». В 1921 году Гумилева арестовали, а затем расстреляли. (слайд 10)

2. Начало.

Песня о песне

Она сначала обожжет, 
Как ветерок студеный,
А после в сердце упадет 
Одной слезой соленой.
И злому сердцу станет жаль
Чего- то. Грустно будет.
Но эту легкую печаль 
Она не позабудет.

Я только сею. Собирать
Придут другие. Что же!
И жниц ликующую рать
Благослови, о боже!
А чтоб тебя благодарить
Я смела совершенней,
Позволь мне миру подарить
То, что любви нетленней.

1916 год

- О чем говорят строчки: “Я только сею. Собирать придут другие”?

- Что можно подарить миру бессмертней, нетленней любви?

Эти стихи написаны в 1916 году.

Год потрясений и утрат стал плодотворным для поэтического творчества Ахматовой. В апреле 1921 года вышел сборник стихов «Подорожник», а в октябре — книга «Anno Domini MCMXXI» (в переводе с латинского — «В лето господне 1921-го»).

В начале двадцатых годов лик Ахматовой, ее образ привлекают таких разных портретистов, как Юрий Анненков и К. С. Петров-Водкин. Их ахматовские портреты отделяет всего год, но расстояние между ними гораздо больше.

У анненковского рисунка еще ощущается связь с портретом Альтмана. Он переводит в графику и как бы кадрирует его. Повернув голову модели в другую сторону, придавая ей скорбное выражение, Анненков своим острым, как бритва, пером резко заостряет образ поэта. “Грусть была наиболее характерным выражением лица Ахматовой». (слайд11)

Портрет, исполненный К.С.Петровым-Водкиным в 1922 году, сделан без оглядки на своих предшественников. Рядом с Ахматовой склоненная голова музы, сама поэтесса написана строго в фас, аскетично и напоминает собой иконописный лик. Мариэтта Шагинян назвала эту работу иконой, духовным портретом.  (слайд12)

3. Испытание творчеством.(11- 14  слайд)

Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще в дореволюционные годы и завершившийся в советское время, был длительным и нелегким. Поэзия А. А. Ахматовой представляет собой необычайно сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы. Исследователи видели в А. А. Ахматовой продолжателя русской классической поэзии (А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова) и преемника опыта старших современников (А. Блока, И. Ф. Анненского), ставили её лирику в непосредственную связь с достижениями психологической прозы XIX в. (Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова). Но был ещё один, не менее важный для А. А. Ахматовой, источник её поэтического вдохновения — русское народное творчество. Лейтмотив первых сборников поэтессы — женская доля-судьба, горести женской души, рассказанные самой героиней. Выделение женского поэтического голоса — характерная черта эпохи, своеобразно отразившая общую тенденцию развития русской поэзии начала XX в. — усиление лирического начала в поэтическом творчестве.

После расстрела Н.Гумилева именно А.Ахматова сделала всё для того, чтобы сохранить его рукописи, а потом много лет спустя активно добивалась публикации его наследия.

После этого сборника Ахматова не выпускала сборников долгие годы, только отдельные стихотворения. Новый режим не жаловал ее творчество – за интимность, аполитичность и "дворянские корни".

Череда статей заклеймила поэзию Ахматовой как вредную, поскольку она ничего не пишет о труде, коллективе и борьбе за светлое будущее.

В это время она осталась практически одна – все ее друзья или погибли, или эмигрировали. Сама же Ахматова эмиграцию считала совершенно для себя неприемлемой. . А. А. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех её путях и перепутьях.

Программным в этом отношении следует считать строки:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

И сердцем выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою        

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

руками я замкнула слух,

чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…» Анна Ахматова выступает как поэт-гражданин. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой: «звал утешно», «замкнула слух» и т. д. Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение с классическими стихами русской литературы XIX в. Но ведь это произведение не было одиноким! Через пять лет, в 1922 г., Анна Ахматова пишет примечательное стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…»:

 В 1925 году на ее имя был наложен неофициальный запрет. Ее не печатали 15 лет! Можно запретить печатать, но запретить писать – невозможно! Не имея возможности печатать стихи, Ахматова углубилась в научную работу. Она занялась исследованием Пушкина, заинтересовалась архитектурой и историей Петербурга. 

«Реквием».

Многие считали  ее лиричной, несколько экстравагантной, окутанной загадочной любовной дымкой. Но Ахматова  была и другой– той, что взяла на себя смелость стать голосом «стомильонного народа»», той, чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня.

Историческая справка.

На уроках истории вы, безусловно, говорили о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937-1938 годов; эти годы траурной лентой вплетены в историю Советского Союза. Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы, время, когда нарком внутренних дел был Н. И. Ежов.

30 - ые годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Чудовищные репрессии, обрушившиеся чуть ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, и ее сына, студента исторического факультета Ленинградского государственного университета Льва Николаевича Гумилева. Ахматова обратилась с письмом к Сталину, и 14 ноября 1935 года он был освобожден.

Второй раз Лев Гумилев был арестован 10 марта 1938 года за «участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Приговор - 5 лет исправительно - трудовых лагерей.

Третий арест сына был в 1949 году (10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.

Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании ареста.

Почти весь «Реквием» был написан в 1935–1940 гг., раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 гг. Долгое время произведение существовало только в памяти А. А. Ахматовой и её друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года после смерти поэта. Поначалу «Реквием» был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму.

Литературоведческая справка.

Реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.

(Звучит «Вместо предисловия» )

В этом маленьком отрывке зримо предстает эпоха, которую характеризует сама лексика. (Найдите эти слова).

Предисловие помогает понять, что поэма написана так же, как когда-то «Реквием» В.Моцарта,  по заказу. Женщина «с голубыми губами» просит ее об этом как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И, А.Ахматова берет на себя этот заказ, этот тяжкий долг.

Почему вместо местоимения «я» автор использует «мы»?

(Подчеркивается масштаб трагедии всего народа, общая боль и беда.)

Вступление – это материнский плач по сыну, безвинно осужденному. Читая его, понимаешь всю силу трагедии человека, испившего чашу отчаяния до дна.

Ахматова очень любила Петербург, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, в котором она познала счастье и разочарование. Найдите эти строки («ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград»).

Ахматова расширяет географию народной беды, перенося нас к кремлевским стенам, в Москву. - Найдите развернутую метафору, рисующую трагизм ситуации. («Звезды смерти стояли над нами…»).

(В ней материнское горе доведено до кульминации. Все путается в ее сознании: правда и кривда, добро и зло. Это был 1935 год. Москва. Ахматова выла под кремлевской стеной, когда писала письмо Сталину).

Почему А.Ахматова обращается к библейской теме в главе «Распятие»?

- Какие библейские сюжеты и образы используются в поэме?

(Образы Христа, Божьей Матери, Магдалины, Бога-отца).

- Можно ли эту главу считать центром поэмы и почему?

(Личное горе сливается с общим и даже восходит к Божественному началу, а образ матери перекликается с образом Богоматери).

«Эпилог» поэмы.

- Какова идейно-композиционная роль «Эпилога»?

(Автор использует кольцевую композицию, отсылая нас к началу поэмы, к тюремной очереди. От личного горя в начале прослеживается движение к общей беде в «Эпилоге»).

- Как 2-я часть «Эпилога» развивает тему памятника, хорошо известную в русской литературе по творчеству Г.Державина и А.Пушкина?

(Тема трагична. Впервые в поэзии мы встретились с памятником поэту у тюремной стены. Это памятник жертвам террора).

Темы:

1. Памяти и Смерти.

2. Вечной судьбы русской женщины (от петровских стрелецких жен до современниц Ахматовой и до Богородицы).

3. «Я» и «Мы».

Тема смерти и памяти. Память как спасение от гибели, как непрерывная страдающая жизнь души, духовное спасение гибнущего человечества.

«Я» и «Мы» в поэме. Слияние судьбы поэта с народной судьбой. Боль матери - от русской крестьянки петровских времен до Богородицы и современной женщины.

4.Рефлексия. Обобщающее слово учителя.

Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» — в истории русской литературы произведение уникальное. Само его создание — акт величайшего мужества и душевной стойкости, ведь оно создавалось в разгар сталинских репрессий, буквально по горячим следам страшных событий. Если бы власти узнали о существовании такого произведения, последствия были бы непредсказуемы. А. А. Ахматова прекрасно понимала это, однако не писать «Реквием» не могла. Это действительно память, потому что жива остаётся только она — память о самых мучительных моментах человеческой истории, которые поэт, превращённый в памятник, обречён переживать снова и снова, бесконечно оплакивая страдающих и усопших. «И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слезы, струится подтаявший снег». Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» — это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который основан на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени народа.

Поэма «Реквием» — не только скорбный плач, но и суровое предупреждение человечеству.

Блокада Ленинграда.

Совершенно неожиданно в 1940 году Ахматовой разрешили печататься. Сначала вышло несколько отдельных стихов, затем позволил выпустить целый сборник "Из шести книг", в который, правда, в основном вошли избранные стихи из предыдущих сборников.

«Поэма без Героя»

Этой Поэме она придавала принципиальное значение. По ее замыслу (а так и получилось) Поэма должна была стать синтезом важнейших для ее творчества тем, образов, мотивов и мелодий, то есть своего рода Итогом Жизни и Творчества. В ней нашли свое выражение некоторые новые художественные принципы, выработанные поэтессой главным образом в годы Великой Отечественной войны, и среди них главнейший - принцип неукоснительного историзма. Ведь Поэма в высшей степени обязана тому страданию и мужеству, что обрела Ахматова в 30-е годы, став свидетельницей и участницей народной трагедии. Безмолвный плач народа в тюремных очередях никогда не переставал звучать в ее душе и в ее слове.

Первая редакция поэмы была начата в Ленинграде 1940 году и закончена в 1942 г., в течение 20 лет последовал длинный ряд доработок. Осуществила синтез личной, лирической, общественной, эпической темы. В «Поэме без героя» она возвращается далеко назад, время действия ее произведения 1913 год. Он назван в поэме «последним», он действительно был последним мирным (перед войной) годом романовской империи.

Эпилог – конец поэмы, конец серебряного века.

«Поэма без героя» Анны Ахматовой является, с одной стороны, новаторским поэтическим повествованием середины XX века «о времени», «о себе» и «судьбах своего поколения», с другой, — высокохудожественным произведением, гармонично впитавшим в себя лучшие традиции классической русской и мировой поэзии XVIII - начала XX веков.

Из года сорокового,
Как с башни на все гляжу.
Как будто прощаюсь снова
С тем, с чем давно простилась,
Как будто перекрестилась
И под темные своды схожу.

Были святки кострами согреты.
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью
По Неве, иль против теченья, --
Только прочь от своих могил.
В Летнем тонко пела флюгарка
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.

А земля под ногами горела
И такая звезда глядела
В мой еще не брошенный дом,
И ждала условного звука...

Ты мой грозный и мой последний,
Светлый слушатель темных бредней:
Упованье, прощенье, честь.

Пусть теперь остановится время
На тобою данных часах.
Нас несчастие не минует

И кукушка не закукует
В опаленных наших лесах.

Блокада застала Ахматову в родном Ленинграде. (15 слайд) Она мужественно переносила тяготы жизни в осажденном городе: выступает по радио с обращением к женщинам Ленинграда, вместе со всеми дежурит на крышах, роет окопы вокруг города. За свои патриотические стихи она была награждена медалью "За оборону Ленинграда".

 (Звучит стихотворение А.Ахматовой «Мужество» )

В конце сентября ее по решению горкома партии самолетом эвакуируют из Ленинграда  в Ташкент, откуда она вновь в 1944 году возвратилась в свой любимый город. 

Готовились к печати ее исследования о Пушкине, большая подборка стихов.

В 1945 году к огромной радости Ахматовой вернулся Лев Гумилев. Из ссылки, которую он отбывал с 1939 года, ему удалось попасть на фронт.

10 лет запрета. (16 слайд)

14 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Журналы клеймились за то, что они предоставляют свои страницы двум идеологически вредным писателям – Зощенко и Ахматовой. Меньше чем через месяц Ахматова была исключена из Союза писателей, лишена продовольственных карточек, ее книга, находившаяся в печати, была уничтожена. И снова её не печатали – 10 лет!

Я научилась просто, мудро жить»)

Еще на всем печать лежала
Великих бед, недавних гроз, -
И я свой город увидала
Сквозь радугу последних слез.

1946

С 1949 года Ахматова начинает заниматься переводами - корейские поэты, Виктор Гюго, Рабиндранат Тагор, письма Рубенса... Известны поэтические переводы Анны Ахматовой с армянского, идиш, с литовского, латышского, осетинского, корейского, итальянского, румынского, болгарского, грузинского, сербского, польского языков.

Запрет с имени Ахматовой был снова снят в 1954 году, после смерти Сталина. Ахматова умерла 5 марта 1966 года после 4 инфаркта – по иронии судьбы, в годовщину смерти Сталина, которую любила отмечать.

5. Мировое признание. (слайд 17)

В шестидесятые годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. (17 слайд)

В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия в связи с пятидесятилетием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. Анна Ахматова стала всемирно признанным поэтом, чья литературная слава была безмерной.

 6. Заключение.

До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: “ Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.”(18 слайд)

Поэзия Анны Ахматовой, ее судьба, ее облик – прекрасный и величественный – олицетворяет Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории.

“Анна всея Руси” - так называла ее Марина Цветаева. В стихах Ахматовой – напевы русских песен: скорбных плачей, тихих молитв, лукавых частушек, безысходной тоски; неизбывные мечты о счастье. Она бессмертна, как бессмертно русское слово. (19 слайд)

III. Итоги урока, рефлексия

- Сегодня на уроке с помощью стихов, биографических сведений, известных портретов мы попытались представить образ Анны Ахматовой как Поэта.

- Какой же образ останется у вас в памяти? В течение всего урока вы записывали ключевые слова, которые помогут вам охарактеризовать Анну Андреевну. Давайте нарисуем ее образ словами синквейна.

1 строчка Ахматова

2 строчка Величавая, признанная

3 строчка Переживала, испытала, взволновала

4 строчка Сохранила великое русское слово

5 строчка Поэт

Домашнее задание: Стихотворение наизусть, теоретический материал. В раздел самостоятельной работы – найти стихотворения, посвященные теме творчества, и стихотворения, посвященные другим поэтам.

5. Итог урока

– Какие ощущения остались после урока?

– Какое наследие оставила Ахматова современному читателю?

6.Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение Ахматовой. Подготовьтесь к контрольному тесту по вопросам:

  1. Жизнь и творчество А.А. Ахматовой.
  2. Основные темы лирики первого биографического круга.
  3. Ранняя любовная лирика.
  4. Тема Родины (1910-е годы, годы Первой Мировой войны).
  5. Основные темы лирики второго биографического круга.
  6. Развитие темы Родины (годы революции и Гражданской войны).
  7. «Страшные годы ежовщины».
  8. Любовная лирика.
  9. Основные темы лирики третьего биографического круга.
  10. Тема Родины (годы Великой Отечественной войны).
  11. Философская лирика.
  12. Тема «страшной судьбы» поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"MARK TWAIN" - разработка к серии уроков по английскому языку "Знакомство с английскими и американскими писателями" (с презентацией)

Серия уроков под общим названием "Знакомство с английскими и американскими писателями" призвана расширить кругозор учащихся и привить им интерес к чтению зарубежной литературы. ...

Разработка урока по литературе "Великие гуманисты в борьбе за мир"

Реальное представление о войне, формирование у обучающихся чувства гуманизма, патриотизма....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ"ТРИ СТРАНИЦЫ ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА"

ДАННЫЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ БОЛЕЕ ЯРКО ПРЕДСТАВИТЬ СОБЫТИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА,РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ,ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ,ПОЭЗИИ РУССКИХ КЛАССИКОВ....

Разработка уроков письма 1 класс Школа 21 века

Предлагаю конспекты уроков письма в 1 классе для учителей, работающих по программе Школа 21 век...

А. Швейцер –великий гуманист 20 века. Экология души

А. Швейцер –великий гуманист 20 века. Экология души...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

Урок- открытие художественного мира Ф. М. Достоевского (По романам писателя)

Данный урок позволяет ввести студентов в мир жизни и творчества писателя с мировой известностью. Его произведения насыщены психологизмом, поисками героев своего пути , мрачными картинами давящей атмос...