Разработка урока по литературе "Великие гуманисты в борьбе за мир"
план-конспект урока по теме

Реальное представление о войне, формирование у обучающихся чувства гуманизма, патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_literature.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе

Великие  гуманисты  в  борьбе за мир

ЦЕЛЬ  УРОКА:  Формирование  реального  представления  о войне.                                                                                                                                                        

        Формирование  чувства  гуманизма,  патриотизма,  неприятия  жестокости, войны, насилия.

Оборудование:  фрагменты фильмов,музыка  С Прокофьева, Кирилла Молчанова,  карточка-инструкция.

Опорная  лексика:

Ненависть к врагам, высокое чувство долга, верность присяге, моральное превосходство, новое видение войны, осуждение войны, мужество и патриотизм, любовь к Родине, самопожертвование, нравственная сила добра.

        Ход  урока

Предлагается посмотреть  фрагмент фильма «Война и мир» - начало

Вопрос   Какие ассоциации вызвал у вас этот фрагмент?

/ рождение жизни, радость, прелесть мирного существования, начало войны, ее жестокость/

Учитель  Так выражает свое  отношение к войне великий кинематографист  режиссер С.Бондарчук. Это отношение созвучно тому, которое испытывал еще в 19 веке великий писатель Л.Н.Толстой. В романе сцены мирной жизни чередуются с военными действиями.  Автор использует такой композиционный прием как антитеза, при котором на фоне прекрасного становится еще ужаснее война, и об этом сказано в авторских  отступлениях

.Прошу привести примеры.

  «Война  не любезность, а самое гадкое дело в жизни.  И надо понимать это, а не играть в войну»

«Цель войны-убийство, орудие войны- шпионство, измена,…разорение жителей, ограбление их, воровство, обман и ложь, называемые военными хитростями.»

 «12 июня силы Западной Европы перешли границу России, и началась война, т.е. свершилось  противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.»

Учитель   Заметьте, что автор выражает свой протест против войны, и многие его герои страдают от войны, или погибают, или теряют близких. Давайте приведем примеры.                                                                                      

 Учащиеся приводят примеры из романа

Можно ли по реакции героев сделать вывод об отношении их к войне?

Да.  Примеры из текста.

Учитель    Итак, Лев Николаевич  Толстой, великий гуманист, не мог не выражать протест против войны.  А в 20 веке  появляется потрясающий фильм с одноименным названием  «Война и мир».

Послушайте кинематографическую справку.

Фильм создан в 1966-1967 годах.  Автор сценария и режиссер- Сергей Бондарчук. Состоит из 4 серий, каждая из которых имеет по несколько частей. В главных ролях  Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук.

В самых ярких  сценах фильма  показаны ужасы войны за рубежом : в Австрии и Пруссии в 1805-1807 году. Это Аустерлицкое, Шенграбенское сражения,  В России –Бородинское сражение, ранение князя Болконского, смерть Пети Ростова.

Просмотр фрагмента фильма.  Эпизод разговора Андрея и Пьера о враге, который топчет родную землю и которого нужно беспощадно уничтожать.

Учитель  Не делая никаких выводов, актеры и режиссер внушают  нам свое неприятие войны, жестокости, насилия и утверждают мир и добро.

Тема войны и мира вечная. Она волнует любого гуманиста, и таковым оказался  композитор С.Прокофьев, который написал оперу Война и мир».

Прослушайте отрывок , в котором звучит  мелодия войны.

Вывод:  оказывается не только словами и кинематографическими приемами , но и языком музыки можно выразить  отношение к войне и патриотическую позицию.

Давайте обратимся к другому автору, в чьем творчестве поднимается тема войны. Это Борис Васильев и его повесть  «А зори здесь тихие»

Сообщение учеником сюжета повести.

Учитель.    Многие из вас читали повесть, а остальные  услышали о ней сейчас. Какой вывод об отношении к войне автора можно сделать? Какие чувства у вас вызывает то, что погибают  девушки на войне?

Выводы учащихся.  Примеры из текста.                                                

 «Это духовное моральное превосходство над врагом предрешило неудачу фашистских замыслов»

«И не мог он теперь их легкой смертью казнить. Око за око, нож за нож, только так сейчас дело решалось. Только так.»

«Погибли наши товарищи смертью храбрых. Не зря погибли: сутки выиграли.  Теперь наш черед сутки выиграть.»

«И такое чувство у него, словно за его спиной вся Россия сошлась, словно он, Федот Евграфович, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было в мире никого: лишь он, враг да Россия.»

«Что, взяли? Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро. А вы не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете.»

Это же чувство  ненависти к жестокости,  войне  уловил, понял режиссер  одноименного фильма «А зори здесь тихие»                    

Кинематографическая справка – сообщение ученика.

Просмотр фрагмента фильма.

События, описанные в повести не могли оставить равнодушным никого, поэтому появилась музыка, воплотившая в себе  протест против войны и трогательные чувства по отношению к тем, кто  отдавал свою жизнь в борьбе с врагом.  

Слушание фрагмента из оперы  Кирилла олчанова «А зори здесь тихие»

Учитель.       Еще одна война не могла оставить равнодушными людей нашей страны, несмотря на то, что она была в другой стране. Это Афганская война. В нее  тоже были втянуты советские военные. Мой ученик Сережа Дубовицкий  воевал в Афганистане и писал оттуда письма, которые сначала казались мне фантазией, ведь об афганских событиях не сообщалось долгое время.

Он писал: «Нас привезли сюда на защиту Афганской революции….  Что здесь хорошего? Женщину, как собаку , выводят  только в сопровождении. Они ходят в парандже. Процветает многоженство. Жуткий капитализм».

«Сегодня нашли в арыке трупы наших двоих солдат с отрезанными головами. ..Это звери- духи подстерегают на каждом шагу, в них нет ничего человеческого.»                                                                                                  

 События войны в Афганистане нашли отражение в повести  известного гуманиста А.Проханова «Кандагарская застава».

Сообщение учащимися содержания текста.

Примеры из текста

Свое отношение к войне автор постоянно показывает путем сравнения с  прелестями мирной жизни. Ненужность войны подчеркивается  изображением стариков-_афганцев, которые оказывают содействие  советским солдатам , помогают им, взаимодействуют с ними. Как укор тем,кто затеял войну, встают в повести растерзанные артобстрелами сады, но символично, с верой в победу звучат  размышления одного из героев о том, что  «скоро лопнут почки,  виноградные листья побегут вдоль лозы, бесшумно взорвутся белые бутоны на яблонях, и вся долина, белая, розовая, благоухающая… укроет своим цветением безумное разрушение смерти»

Мысль о ненужности войны  высказана в монологе лейтенанта, обращенном к убитому у арыка  афганцу: «Я не хотел. Это бой. Должны были друг в друга стрелять… Знаю, где-то в зеленке был твой дом, твои жена и дети. Все погибли от бомб и снарядов.

Вывод.  Итог урока.

Война всегда вызывает у человека чувство содрогания, ужаса, тревоги, ненависти, протеста. Один из путей борьбы за мир – это говорить  о войне, обличать завоевателей, разжигателей войн, протестовать против жестокости, насилия. Великие гуманисты разных времен так выражали свой протест. Запомните их имена: Л.Н.Толстой, С.Бондарчук, С.Прокофьев, Б.Васильев, А.Проханов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"

Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн

В настоящее время наиболее  актуальными являются активные формы и методы обучения.   В процессе  таких занятий каждый студент непрерывно  побуждается к активной деятельности,...