Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бессмертные поля России"
классный час

Козлова Людмила Валерьевна

Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре Бессмертные поля России для студентов 1-го курса и обучающихся 11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бессмертные поля России

Цели мероприятия: 

  • донести до учащихся трагедию русского народа;
  • показать духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество тех, кто отстоял свободу и независимость,
  • сохранять и приумножать славные традиции стойкости и безграничной преданности Родине, охранять связь поколений, развивать чувство осознанности, безграничной силы духа и воли человека,
  • показать роль православной церкви в обеспечении победы,
  • развивать творческие способности детей, активность, речь и внимание.

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА. 1380 год.
1чтец:
Куликовская битва, Бородинское, Прохоровское сражения – три великих поля ратной русской славы. Какие замечательные страницы Отечественной воинской доблести связаны с этими полями. Сколько существует Русь, столько и приходится ей сражаться за свою свободу и независимость. Сегодня мы перелистываем лишь некоторые страницы нашей истории, которые связаны победными сражениями на этих полях.
Много раз с мечом и огнем приходили к нам незваные гости. Кто только ни зарился на русские земли, на наши богатства, кто только ни пытался поработить свободолюбивый народ.

2чтец: Шведы, немцы и монголы,

Польша, Турция, Литва,

Печенеги и хазары,

Даже Франция была...

1чтец:
Но ни перед кем не вставала наша страна на колени. Недаром русская пословица говорит “Кто с Россией ни тягался, правым не оставался”. Разоренная, разграбленная и сожженная, она вновь и вновь освобождалась от чуждого ига, поднималась из пепла.

2чтец: Москва страдала, горела, пустела

На окраине не встретишь ответ.

И снова сверкала, блестела,

Все злое забыв на послед.

Мы все прощали,

Мы – великороссы,

Всегда великодушны и добры.

3чтец:
Русское поле, разлеглось ты во все стороны, точно сказочный ковер, расшитый искусными руками, и кажется – нет ничего на свете красивее и величественнее тебя...Русское поле! Много ты повидало на своем долгом веку: и хорошего и плохого. Ведь так повелось, что все самые главные и судьбоносные сражения разыгрывались в поле. Может, именно поэтому место сражения и зовется у нас полем брани?!
1чтец:
Поля да поля, зеленые перелески, тихие ручьи, холмы плавные и покатые...
Ширь да простор – вот оно, наше русское раздолье! А какая тишина! Только птицы поют. То кулики перекликаются, ведь не случайно поле

Куликовым зовется.

2чтец:

Так прочтем же старинную повесть,

Как из сел, разоренных дотла,

В пламя битвы народная совесть

Всенародное войско вела.

Та заря разгорелась сурово,

Что когда-то пылала вдали –

Славься, поле побед – Куликово

Слава ранняя Русской земли.

1 чтец:

Шел год 1380-й... “Эге-гей, люд московский, православный. Мамай идет! Подымайся, Русь!” И вот оно – огромное Куликово поле, открыто со всех сторон злым ветрам и стрелам.

3 чтец: Рассвет багров и насторожен

Над тихой русскою рекой,

Князь Дмитрий вынул меч из ножен,

И начался смертельный бой!

Ломались копья, точно колья,

И стрелы падали дождем,

По увядающему полю

Людская кровь текла ручьем.

2чтец:
Страшную картину представляло собой Куликово поле после битвы! “Дон река три дня кровью текла, – пишет летописец. – Восемь дней хоронили погибших”. Лишь каждый третий русский воин остался в живых... Великий князь был найден окровавленным, в помятых доспехах, среди трупов чужих воинов.  Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. Колокольным звоном встречали их Коломна и Москва.
3чтец:
И все же значение Куликовской битвы нельзя недооценивать, ведь Московский князь доказал, что, если русские соберутся вместе, то они смогут противостоять даже самому страшному врагу. Разоренный, ограбленный и униженный народ шел на Куликово поле, чтобы победить или умереть! И он победил! Страшно подумать, что могло бы случиться, если бы верх на Куликовом поле взяла другая сторона, во-первых, были бы истреблены все русские, так как отступать им было некуда – позади Дон, а во-вторых, земля московская тут же подверглась новым ударам безжалостной и чужеродной стихии.

2чтец: Куликово поле – первое ратное поле России. Значение битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года огромно: войско Мамая было разгромлено, миф о непобедимости Золотой Орды был развеян.

1чтец: на нашем мероприятии сегодня присутствуют команды из Советского, Касторенского и Черемисиновского районов, с которыми мы проведем викторину. Сейчас мы проверим как вы знаете события Куликовской битвы. Найдите правильный ответ на мои трудные вопросы.

Я вам буду предлагать несколько вариантов ответов, а вы выберите правильный.

Назовите первое произведение о нашествии монголо-татар на Русь

а)        «Слово о погибели Русской земли»;

б)        «Сказание о Мамаевом побоище»;

в)        поэма «Задонщина»;

г)        «Повесть о сожжении Москвы Тохтамышем».

(«Слово о погибели Русской земли».)

1чтец: Молодцы, справились с ответом. А вот вам еще вопросы о российской истории тех времен;

Какой город первым разорил хан Батый?

а)        Москву;

б)        Рязань;

в)        Коломну;

г)        Владимир;

д)        Муром.

(Муром.)

1чтец: Какой город на Руси оказал упорное сопротивление войску хана Батыя?

а)        Рязань;

б)        Владимир;

в)        Киев;

г)        Торжок;

д)        Козельск.

(Козельск.)

1чтец:. Первая крупная победа русских над монголо-татарами одержана в битве на:

а)        реке Калке в 1223 году;

б)        реке Сить в 1238 году;

в)        реке Воже в 1378 году;

г)        Куликовом поле в 1380 году.

(На реке Воже.)

1чтец: Кто прославился среди участников Куликовской битвы?

а)        Александр Пересвет;

б)        Родион Ослябя;

в)        Дмитрий Боброк-Волынский.

(Все они проявили чудеса храбрости на поле битвы, так что всех героями можно назвать.)

1чтец: Молодцы, с заданиями вы справились.

БОРОДИНО 1812 год.

2чтец:  Бородинское поле – второе поле русской воинской доблести. Бородинская битва 1812 года разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. И именно тогда наша держава прославилась как его победительница.

1 чтец:

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

“Что ж мы? На зимние квартиры”

Не смеют, что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?”

(М. Лермонтов)

И вот – новое поле битвы... Да, да, именно поле. Бородинское! Потом кто-то остроумно заметит: “На Русь шагал Наполеон, и был побит на поле он”

2чтец:
Бородинское поле выбрано было не случайно. Михаил Илларионович Кутузов долго искал место для генерального сражения с французами.

3чтец:
Страшная битва Бородинская, происходившая на площади в одну квадратную версту, продолжалась 15 часов. Французы назвали эту битву сражением генералов, учитывая то, сколько их выбыло там из строя. По свидетельству очевидцев, поле сражения было пропитано кровью на три вершка. Неприятель, превосходивший численностью русскую армию, не сумел столкнуть ее ни на шаг с родной земли. Французы были поражены стойкостью русских, которые, потеряв половину войска, стояли так же твердо, как и в начале сражения. Бородинская битва разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. И именно тогда наша держава прославилась как его победительница.
1 чтец:

Есть под Москвой большое поле

На Бородинские вершины,

Седой орел с детьми засел,

И там схватились исполины,

И воздух рделся и горел.

Кто вам опишет эту сечу,

Там гром орудий, стон долин?

Со всей Европой эту встречу

Мог русский выдержать один.

Ф. Глинка


2чтец:
Памятники, памятники ... Они стоят по всему Бородинскому полю на высотах, как часовые. Их поставили в день столетия Бородинской битвы в 1912 г. солдаты русской армии. Но есть в России еще более внушительный памятник, посвященный героям 1812г., – храм Христа Спасителя в Москве. Кто был под его сводами, тот, наверное, видел списки участников Бородинской битвы, начертанные на мраморных плитах.
Трудно перечислить всех тех, кто геройски сражался на Бородинском поле. Но все они и простые солдаты, и генералы достойные славы.
3 чтец:

...Вам не видать таких сражений!

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

2 чтец:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар, –

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

3чтец:
Никогда не переставали надеяться на помощь Божьей Матери русские люди.
“Во время Отечественной войны, – повествуется в летописи о нашествии французов, – в русской армии находилась общая святыня – Смоленская икона Божьей Матери, именуемая еще Одигитрией – Путеводительницей.
5 августа 1812 года при отступлении из Смоленска по распоряжению генерала А. П. Ермолова икона была вынесена из города. Генерал Барклай де Толли, исполнявший обязанности главнокомандующего, распорядился, чтобы она постоянно следовала за войсками. Для ее охраны им была назначена первая артиллерийская рота третьей пехотной дивизии под командованием Глухова.

1чтец: Главнокомандующий Кутузов Михаил Илларионович приказал сделать для нее новый киот. Икона передвигалась с войсками вплоть до самого освобождения Смоленска. После каждой новой победы над неприятелем перед ней служился благодарственный молебен.
Накануне Бородинской битвы, 25 августа Смоленская икона Божьей матери была пронесена по всему военному лагерю.
Сама собой по влечению сердца стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была утолить своею кровью.
Везде творились крестные знамения, по местам случались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли.

Вечером перед боем в присутствии Кутузова был отслужен молебен.

2чтец: Бородинское сражение, в котором с обеих сторон приняло участие 240 тысяч человек (110 тысяч россиян и 130 тысяч – армии Наполеона) и только за один день убито, ранено и погибло 100 тысяч человек, относится к тем сражениям, в которых не было ни победителя, ни побежденного: обе стороны имели и потери, и трофеи. Французская армия уже не может победить россиян, а русская армия еще не в силах разгромить французов.

3чтец:  Кшенцы,  также принимали участие в  в Отечественной войне 1812 года

Императорский манифест о войне с Наполеоном в Ливенском уезде Орловской губернии, куда входила тогда северо-восточная часть нашего района, был получен 18 июля 1812 года. Во исполнение его провели три рекрутских набора: два раза брали по 2 рекрута, а в третий – 8 с пятисот душ крепостных и государственных крестьян. Потом начали формировать ополчение, собирать для армии лапти, сапоги, полушубки, сухари, фураж, подводы…

1чтец: В ополчение зачислялся каждый двенадцатый мужчина.

Так происходило во всей Курской губернии, за это она заслужила благодарность М.И. Кутузова.

3чтец: А больше всех в той войне отличился Осип Осипович Бородаевский из села Кшени.

За участие в Бородинской битве Осип Осипович был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость» и многими медалями и орденами.

1чтец: А сейчас мы с вами проведем еще одну викторину.

1вопрос. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:

а)    Багратион,

б)    Наполеон,

в)      Барклай- де- Толли.

2вопрос. Французская армия вторглась в Россию:

а)    1 сентября 1812 года,

б)    14 ноября 1812 года,

в)      12 июня 1812 года.

3вопрос. Главнокомандующим русской армии был назначен:

а)    М. И. Кутузов,

б)    А. В. Суворов,

в)      Ф. Ф. Ушаков.

4вопрос. Бородинская битва произошла:

а)    26декабря 1812 года,

б)    26 ноября 1812 года,

в)      26 августа 1812 года.

5вопрос. Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:

а)    оставить Москву,

б)    дать еще одно сражение под Москвой,

в)      признать Наполеона победителем.

6вопрос. Война 1812 года называется Отечественной потому, что

а)    главное сражение произошло под Москвой,

б)    на войну поднялся весь народ,

в)      вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

7вопрос. Кому принадлежат строки:

              «Недаром помнит вся Россия

             Про день Бородина…»

а)    А. С. Пушкину,

б)    М.Ю.Лермонтову.

в)      Д. В. Давыдову.

8вопрос. В честь победы над Наполеоном был построен:

а)    Петропавловский собор,                                    

     б)Спасо-Преображенский собор,

в)Храм Христа Спасителя.

1 чтец: Молодцы, с заданиями вы справились и мы продолжаем.

ПРОХОРОВСКОЕ СРАЖЕНИЕ. 1943 год.

2чтец: Прохоровское поле – третье ратное поле России. 12 июля 1943 года здесь состоялось одно из самых крупных за всю историю второй мировой войны танковое сражение, обеспечившее нам Победу во всей Курской дуге. 

1 чтец:

Здесь, под Прохоровкой , в 43-м,

Смерть презрев, по сигналу атаки,

Шли солдаты в бессмертие,

Становились бессмертными танки.

3чтец:
Сегодня мы чтим 12 июля как знаменательный день Российской истории. 12 июля 1943 года в районе поселка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии и принуждению СССР к подписанию капитуляции был сорван.

Поселок Прохоровка до сражения был мало кому известен, теперь о нем знают не только у нас в стране но, и за рубежом, а легендарное Прохоровское поле по праву поставлено историей в один ряд с Куликовым и Бородинским полями...

1 чтец:

Куликовское, Бородинское,

Поле Прохоровское – родня:

Все по духу, по-кровному близкие,

Разве только из разного дня.

Веет дух Пересвета над вами,

Дух Кутузова, дух Горовца…

Память Родины не убывает

И, как прежде, волнует сердца”.

3 чтец: Фронтовой поэт, участник боев за Прохоровку, Михаил Глазков написал правдивые строки: “ За тишину на Прохоровском поле отдали свою жизнь около 10 000 солдат и офицеров. Вот какая дорогая цена Победы!”

И мы живые позабыть не вправе

Какой ценой была защищена

Вот это с заревом разноголосьев,

И ели слышным шелестом колосьев

На Прохоровском поле тишина.

1 чтец: На Прохоровском поле, на знаменитой высоте 252,2 – эпицентре встречного танкового сражения, воздвигнут Памятник Победы – звонница.

2 чтец: На барельефах памятника образы Святой Троицы, Георгия Победоносца, Курской коренной иконы Божьей Матери. Венчает златоглавую звонницу скульптура Покрова пресвятой Богородицы – заступницы и защитницы России. Здесь через каждые 20 минут звонят колокола в память о погибших на трех ратных полях России – Куликовом, Бородинском, Прохоровском.

3 чтец: Первый звон – о героях Куликова поля, второй – о солдатах Бородино, третий – память о победе в Прохоровском сражении.

Звучит колокольный звон.

1 чтец: Для вас поет Александр Атанов «Курское лето».

2 чтец: А сейчас мы предоставляем слово научному сотруднику филиала музея Вячеслава Михайловича Клыкова Владимиру Александровичу Степанищеву.

3 чтец: Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории на тему: "Помора сын - ты сыном стал России"

«Ломоносов обнял все области просвещения… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Он всё испытал и всё проник….»....

Интегрированный урок по истории и ПМ "Бутерброды"

Данный урок является интегрированным по учебным дисциплинам история, обществознаие и ПМ "Бутерброды"....

Проект "Православная Пасха в России и английские пасхальные традиции"

Ты хочешь поиграть в пасхального кролика?Вспомнить национальные традиции празднования Пасхи в России; Посетить Свято Введенский храм села Флорищи?Научиться думать ,анализировать ,обобщать?Хочешь ли ты...

внеклассное мероприятие по истории России "Личность Александра Невского

Урок, где обучающиеся знакомятся с исторической личностью (сильной, выдающийся личностью), позволяет формировать чувства гражданственности и уважения к историческому прошлому, героическим делам наших ...

Тема интегрированного урока по истории и литературе «Гражданская война в истории и литературе»

Разработку данного урока можно использовать при  рассмотрении истории гражданской войны и её освещении в литературе на примере романа М. Булгакова "Белая гвардия", романа М. Шолохова &q...

Методическая разработка кураторского часа «Прохоровское поле – ратное поле России»

Очень важно продолжать знакомство студентов с историческими событиями малой и большой Родины, с подвигами земляков, участников Великой Отечественной войны, приобщать к истории своей семьи, своей Родин...