Обучение английскому языку в условиях инклюзивного образования
статья

Балабан Елена Георгиевна
Аннотация
Одним из приоритетных направлений общего образования является, развитие детей с особыми образовательными потребностями. Ребенок данной категории – это особенный ребенок, и к нему не применимы требования стандартной системы образования.
Важная задача современного общества – развивать и сохранить каждого ребенка. Предполагается, что педагогам в своей практической деятельности следует проявлять чуткое внимание к каждому ребёнку, его способностям и особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 360385225.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 Обучение английскому языку в условиях инклюзивного образования

 Е.Г. Балабан, ОГБПОУ «Томский техникум социальных технологий», преподаватель истории

Аннотация

Одним из приоритетных направлений общего образования является, развитие детей с особыми образовательными потребностями. Ребенок данной категории – это особенный ребенок, и к нему не применимы требования стандартной системы образования.

Важная задача современного общества – развивать и сохранить каждого ребенка. Предполагается, что педагогам в своей практической деятельности следует проявлять чуткое внимание к каждому ребёнку, его способностям и особенностям.

Ключевые слова

Ребенок с особенными образовательными потребностями, инклюзивное образование, иностранный язык, образовательные способности

Особая образовательная потребность – это развивающееся в течение жизни и психическое качество, которое определяет важность достижения человеком результатов в определенных видах деятельности.

Инклюзивный ребенок представляет собой сложное психическое образование, в котором недостаточно сформированы или отсутствуют волевые, познавательные, мотивационные, психофизиологические, эмоциональные, и иные свойства психики, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера.

Семья играет большую роль в развитии детей в ограниченными возможностями. В семье у ребенка закладываются все качества и перспективы развития. Общество, школа и профессиональные учреждения обязаны сделать все возможное, для того, чтобы дети смогли реализовать свои возможности в необходимом для них объеме.

Для решения вопросов педагога требуется последовательное рассмотрение проблем, которые часто возникают в процессе деятельности:

1. «ребенок с ограниченными возможностями – В чем заключаются его потребности? Это ребенок, которому нужна помощь, поддержка и понимание. Что собой представляет ребенок с ограниченными возможностями и каковы его особенности.

2. Каковы методики выявления способностей таких детей, и основные характеристики критериев сформированности знаний, умений, способностей.

. Как заинтересованность в иностранном языке формируется и проявляется на уроках английского языка.

Все обозначенные проблемы рассматривались с позиции компетентностного подхода в условиях ФГОС нового поколения.

Английский язык представлен средством познания коммуникации и мира иной культуры. Так же язык является учебной дисциплиной, и одновременно средством расширения сотрудничества, достижения взаимопонимания, и средством обогащения культуры личности. В методике преподавания английского языка основной упор делается на формирование коммуникативной компетенции, развитие умений общаться, на основе познания мира.

Этот метод дает возможность учитывать сущность языка как одно из главных орудий деятельности человека и мышления, как средство становления личности, ориентируется на личность подростка и позволяет более тесно связать учебный процесс с иноязычной культурой. В первую очередь, преподавателю следует заинтересовать детей значимостью предмета, обогатить их словарный запас, научить их логически мыслить, занимать творческими заданиями, пробудить воображение, и предпринимать все, что возможно для развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Идеальный вариант работы на занятиях иностранного языка с особенными детьми – это использование индивидуального педагога. Педагог «ведет» обучающегося. В начале обучения преподаватель должен найти подход к каждому ребенку, для того, чтобы он имел свою «копилку знаний» и хороший стимул для последующего обучения.

При работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, преподаватель старается создать такие условия, когда обучающимся хочется слушать иноязычную речь, говорить на иностранном языке короткие фразы и выражения. Обучающиеся, чувствуя внимание преподавателя и товарищей к себе, легче вовлекаются в иноязычную деятельность и испытывает чувство радости и удовольствия от занятий.

Важно помочь подростку поверить в себя, создать ощущение успеха, преодолеть страх делать ошибки. В этом случае возможно предпринять опережение, когда сильный ученик, усвоивший материал, получает индивидуальное задания, которое соответствует по сложности его способностям, и позволяет ему быстрее освоить языковую среду.

Использование музыкальных упражнений на уроках иностранного языка позволяет преподавателю включить в активную познавательную деятельность резервные возможности личности ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.

Тесная взаимосвязь существует между развитием музыкального и речевого слуха. При использовании музыкальных текстов появляется развитие слухового внимания и контроля, совершенствуется работа артикуляционного аппарата. Подобные занятия включаются в работу в первые 4 месяца обучения, когда погружение детей в языковую среду, знакомство со звучанием и говорение играет более важную роль, пока дети не знакомы с правилами чтения и написания.

 Цели и задачи, которые преподаватель ставит перед собой при проведении занятий:

  1. Использование коммуникативных и театрализованных методик с использованием современных ИКТ.
  2. Проведение индивидуальных занятий-консультаций, внеаудиторная и проектная деятельность по предмету.
  3. Принцип деления учащихся на группы.

Из практики преподавания можно понять, что языковые проекты необходимы. В основе проекта лежит какая-либо задача, проблема, которая требует для решения исследовательского поиска, самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время и на уроке. С большим интересом обучающиеся участвуют в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах.

Выделяют следующие основные черты, присущие детям с особыми образовательными способностями в процессе обучения иностранному языку:

Позитивные:

Оптимистичный настрой не смотря ни на что;

Мышление такого ребенка отличается от мышления обычных детей.;

Доброта;

Отзывчивость

Желание познать новое

Негативные: нетерпимость, стремление к лидерству, завышенные требования к окружающим, непринятие традиционных методов обучения.

Основными подходами в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются:

  1. Низкий темп занятий и поверностность.
  2. Понижение уровня сложности заданий.

Основными формами и методами работы на занятиях английского языка выступают:

  1. Ролевые игры.
  2. Выполнение упражнений творческого направления.
  3. Создание презентаций и проектов.
  4. Интегрированное обучение (межпредметная связь).
  5. Внеклассная деятельность.

При подготовке к уроку для детей, которые намного быстрее осваивают материал, учитель должен продумывать различные дополнительные задания.  Дополнительная тренировка грамматических явлений, проговаривание активной лексики и речевых ситуаций, которые изучались на уроке, позволяют переходить к новой теме с полной уверенностью, что ребёнок целиком усвоил предыдущий материал. Учащиеся, успешно освоившие материал, приглашаются к участию в различных творческих предметных конкурсах.

Говоря в целом о работе с детьми с ограниченными возможностями, нужно отметить некоторые основные моменты, которые кажутся очень важными.

1.        Эмоциональный мир такого ребенка перенасыщен, и задача педагога научить ребенка выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, учитывая его индивидуальность.

2.        Педагоги, работающие с особенными детьми, должны быть профессионально и психологически подготовлены у тому, что уровень способностей некоторых учащихся выше, чем у преподавателя. Эта ситуация должна приниматься преподавателем без внутреннего протеста.

 Результатом успешной работы является рост познавательного интереса у обучающихся, положительные изменения как в интеллектуальном, так и творческом развитии.

Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность педагога на поддержку познавательного интереса обучающихся, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к развитию потенциала ребенка.

Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками ограниченных возможностей детей? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития обучающегося, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активнос

Литература

  1. Бондарева А. В. Реализация инклюзивного образования на уроках английского языка в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 471-474
  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – №4.
  3. Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование. — 2010. — № 3. — С. 14–20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»

Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....

Инклюзивное обучение английскому языку студентов с поражением слуховой функции в системе среднего профессионального образования

Статья содержит: интерпретацию понятия "инклюзивное образование", нравственные аспекты обучения учащихся с поражением слуховой функции и некоторые стратегии обучения учащихся данной категори...

Особенности обучения английскому языку студентов с нарушениями слуха в интегрированной группе в рамках инклюзивного образования

Презентация содержит интерпретацию термина "инклюзивное образование", стратегии обучения иностранному языку учащихся с нарушениями слуха....

Удостоверение о повышении квалификации Организация обучения и комплексного сопровождения детей с ВОЗ в условиях инклюзивного образования в рамках ФГОС

Повышение квалификации Организация обучения и комплексного сопровождения детей с ВОЗ в условиях инклюзивного образования в рамках ФГОС...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

данная статья посвящена особенностям профессионально -направленного обучения английскому языку и практике применения Google приложений в обучении английскому языку студентов неязыковой специальности. ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной работе раскрыты проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и изучена роль английского языка при адаптации детей с ОВЗ в обществе.Ключевые слова. Инклюзивное образование...