Конспект занятия по теме "Научная картина мира"
план-конспект занятия

Ерёмина Елена Анатольевна

В конспекте представлен методический материал для проведения занятия по теме Научная картина мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Конспект занятия707.4 КБ
Файл Презентация846.7 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Философия и научная картина мира

Слайд 2

Философия и наука В древности философия и наука не разграничивались. Пифагор Платон и Аристотель

Слайд 3

Философия и наука Р. Декарт Лейбниц Паскаль В общем виде под наукой принято понимать деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний .

Слайд 4

Современное научное знание включает множество дисциплин: естественные , изучающие мир природы (физика, химия, астрономия и др.); технические , изучающие мир техники (архитектура, механика, электротехника и др.); гуманитарные , изучающие мир человека (история, языкознание, психология и др.); социальные , изучающие мир общества (социология, экономика, демография и др.)

Слайд 5

Развитие науки ФИЛОСОФИЯ Физика Химия Биология Политология Социология Педагогика Этика Эстетика Религиоведение Математика

Слайд 6

Взаимосвязь философии и науки Философия Наука Включает в себя только теоретический уровень знания Включает теоретический и эмпирический уровни знания 2. Ставит предельно широкие, глубокие и существенные вопросы и проблемы, на которые нет однозначного ответа 2. Ставит проблемы, которые можно решить сегодня или завтра, т.к. тесно связана с практикой

Слайд 7

Взаимосвязь философии и науки Рациональное отношение к миру и человеку Формулирование специальных понятий и их определение Использование специальных форм и методов познавательной деятельности Системность, доказательность и критичность Постановка проблем и попытка их решения

Слайд 8

Постановка проблем в философии подталкивает науку расширять свои горизонты

Слайд 9

Общенаучные понятия – это понятия, которые могут применяться во всех, почти во всех или во многих областях научного познания. Общенаучные понятия используются не только на уровне фундаментальной науки, но и на уровне частных наук .

Слайд 10

В качестве примера рассмотрим понятие «система» Система – (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Это понятие используется практически всеми научными дисциплинами: естественными (термодинамическая, молекулярная, экологическая, солнечная и др. системы); техническими (автоматизированная, операционная, энергетическая, механическая и др. системы); гуманитарными (лингвистическая, воспитания, ценностей, языковая и др. системы); социальными (социальная, партийная, налоговая, судебная и др. системы).

Слайд 11

Научная картина мира, ее функции и этапы эволюции

Слайд 12

Картины мира мифологическая, религиозная, философская научная

Слайд 13

Научная картина мира – это совокупность знаний о мире, включающая в себя наиболее важные теории , гипотезы и факты

Слайд 14

Этапы эволюции научной картины мира Классическая картина мира основана на достижениях Галилея и Ньютона. Ей соответствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией . Прошлое определяет настоящее, а настоящее определяет будущее, поэтому грядущие события могут быть просчитаны и предсказаны. Однозначная причинно-следственная зависимость являлась основой теорий, объясняющих окружающий мир, причем отдельные события не имеют значения.

Слайд 15

Этапы эволюции научной картины мира Неклассическая картина мира основана на достижениях естественных наук конца 19 – начала 20 в.в. и теории относительности А. Эйнштейна. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей магистральную направляющую развития. Возникает более гибкая система детерминации нежели в линейном процессе и учитывается роль случая. Развитие системы имеет направление, но ее состояние в каждый момент времени неопределенно. Изменения осуществляются подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Такая форма детерминации вошла в теорию под названием статистическая закономерность .

Слайд 16

Этапы эволюции научной картины мира Постнеклассическая картина мира основана на достижениях брюссельской школы И. Пригожина. Ее образ – древовидная ветвящаяся графика. С самого начала и в любой момент времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Упорядоченность, структурность, равно как и хаос, и стохастичность признаются объективными, универсальными характеристиками действительности, поэтому будущее абсолютно непредсказуемо.

Слайд 17

Классическая картина мира Статистическая закономерность Детерминация Неклассическая картина мира Постнеклас-сическая картина мира СтохастичностьХаос Упорядоченность Структурность

Слайд 18

Функции научной картины мира интегративная , т.е. научная картина мира обеспечивает синтез знаний, полученных различными науками; нормативная , т.е. научная картина мира влияет на формирование социокультурных , методологических и логических норм научного исследования, определяя ориентиры научного поиска; психологическая , т.е. научная картина мира влияет на стиль мышления, способы общения, особенности отражения человеком окружающего мира.

Слайд 19

Материя и ее свойства

Слайд 20

Понятие материи («вещь», «вещество») является основным в философском материализме. Понятие «материя» появилось в работах Аристотеля. Он понимал под ней некую бесформенную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи. Платоном материя рассматривалась как низшая ступень бытия, косная и пассивная масса. Она служит как бы строительным материалом для воплощения идей в конкретные вещи.

Слайд 21

Философия Средних веков считала, что материальный мир был создан в течение весьма краткого времени актом воли Творца. Сотворив мир, Бог наметил и определенный порядок в нем. В Новое время материя рассматривалась как совокупность физических тел. В ней выделялись различные виды вещества. Во французском материализме 18 в. подчеркивалось, что материя не сотворена Богом и существует вечно. Природа есть колоссальная мастерская, снабженная всеми необходимыми инструментами и материалами.

Слайд 22

В диалектическом материализме появляется новое понимание материи Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и человечества. В современной науке выделяют два вида материи – вещество и поле, переходящие друг в друга. Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и сосредоточено в пространстве. Формы вещества разнообразны – атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела. Поле – это сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов. Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле существует в различных видах – гравитационное, электромагнитное, биологическое.

Слайд 23

Атрибуты материи

Слайд 24

Движение – это любые изменения, способность переходить из одного состояния в другое. Механическое движение – это перемещение тел в пространстве по определенной траектории (падение камня, полет спутника, колебание маятника часов и т.д.) Физическое движение включает в себя такие явления, как теплота, свет, электричество, магнетизм и т.д. Здесь уже отсутствует четкая траектория движения. Химическое движение включает в себя сложные взаимодействия атомов, что порождает в результате новые реакции, более сложные вещества. Биологическое движение – это существование и развитие живых организмов, включая и растения. Носителем жизни является белок. Социальное движение включает в себя всю совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни. Их носителем является человек. Это самая сложная форма.

Слайд 25

Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, длина, расстояние и т.д. Свойства пространства – это его трехмерность (длина – ширина – высота), изотропность (равенство всех трех измерений), обратимость (возможность перемещения предмета и человека в любую точку пространства). История убеждает, что человек властен над пространством. Это очевидно на примере активного освоения земных недр, Мирового океана и космоса.

Слайд 26

Время – это длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний. Принято считать, что время имеет три измерения настоящее (текущие события), прошлое (застывшие события) будущее (грядущие события). Время необратимо, поскольку оно течет только в одном направлении – от прошлого через настоящее к будущему. Еще никому не удавалось повернуть свою жизнь назад и прожить ее по-новому.

Слайд 27

Выводы: Таким образом, представления о материи и ее атрибутах лежат в основе современных научных представлений, формирующих научную картину мира.

Слайд 28

Заполните таблицу Общенаучные понятия Примеры их использования в дисциплинах специальности 1. Система 2. Структура 3. Функция 4. Элемент 5. Информация 6. Модель 7. Вероятность 8. Алгоритм 9. Симметрия 10. Множество

Слайд 29

Какая из характеристик в большей степени раскрывает сущность науки? Наука есть система теоретических знаний о мире, возникших под влиянием потребностей общественного производства. Наука есть особая форма деятельности по производству духовных ценностей. Наука является в настоящее время непосредственной производительной силой. Наука – это система упорядоченных знаний, истинность которых проверяется в ходе общественной практики.

Слайд 30

Какое из утверждений в большей степени раскрывает взаимосвязь философии и науки? Философия – это одна из форм научного знания. Развитие науки стало основной причиной возникновения философии. Философия относится к общенаучному знанию, она пронизывает области знания частных наук. Философия стала началом науки.

Слайд 31

К каждой форме движения из первого столбца подберите подходящий пример из второго столбца: А. Механическое движение Б. Физическое движение В. Химическое движение Г. Биологическое движение Д. Социальное движение 1. Размножение бактерий 2. Экономический рост Работа двигателя Окисление железа 5. Инерция

Слайд 32

2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 0 11 12 Постнеклас-сическая картина мира Классическая картина мира Неклассическая картина мира Статистическая закономерность Детерминация Стохастичность Составьте логические цепочки

Слайд 33

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Слайд 34

Домашнее задание С. 168-184. Работа с текстами. Заполнить таблицу «Материя и ее свойства»

Слайд 35

Состоит из квантов Равномерно распределено в пространстве Не имеет массы покоя 1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________ АТРИБУТЫ МАТЕРИИ - это любые изменения, способность переходить из одного состояния в другое Состоит из отдельных элементов Сосредоточено в пространстве Обладает массой покоя 1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________ - это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи - это длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний Свойства пространства 1. __________________ 2. __________________ 3. __________________ Формы движения 1. _________________ 2. _________________ 3. _________________ 4. _________________ 5. _________________ Измерения времени 1. _________________ 2. _________________ 3. _________________ МАТЕРИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка для развития языковой картины мира

В статье рассказывается о формах и методах работы со студентами СПО на уроках немнцкого языка....

Презентация к выступлению "Использование системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка для развития языковой картины мира"

Презентация к выступлению использование системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка для развития языковой картины мира...

мастер-класс "Интегрированный урок как форма реализации метапредметных связей учебных предметов в системе формирования целостной картины мира обучающихся"

Мастер-класс по апробации региональной модели "Гносеологическое моделирование школьниками картины мира на уроках русского языка и литературы" (в рамках реализации Концепции преподавания русс...

проект «Флористическая лексика как часть национальной языковой картины мира»

Данная тема является своевременной и актуальной в связи с тем, что вопрос о разнообразии национальных картин мира остается открытым, а изучение определенного слоя лексики дает возможность дополнить те...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"

задачи занятия  развитие звуковой культуры речи, продолжать учить детей составлять рассказы по картине, самостоятельно задавать друг другу вопросыРазвивать фонематический слух, находить в тексте ...

Лекция «Этапы философии и основные картины мира» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Этапы философии и основные картины мира» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Методические рекомендации для выполнения практических занятий по ДУП.12 Научная картина мира (раздел История русской культуры)

Методические рекомендации по выполнению практических работ по общеобразовательному учебному предмету «Научная картина мира. Раздел «История русской культуры» разработаны в соответств...