ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
статья

Голиков Артем Олегович

Сегодня история, как наука, стремительно продвигается в различных направлениях. И в век громадного количества информации преподаватель обязан поспевать за этим вектором.

В рамках данной статьи попробуем ответить на вопрос: как возможно организовать историческое исследование на уроках истории в образовательном учреждении?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Голиков А.О., преподаватель истории

ГБПОУ Некрасовского педколледжа №1 г. Санкт-Петербурга.

Исследование как процесс, сопровождающий любую науку, способен ответить на множество вопросов. Исследование известных, но пока не обобщенных материалов, способно объединить их в целый комплекс фактов, вокруг которых выстраиваются различные трактовки и теории. Поэтому грамотно проведенное исследование сможет предоставить нам ту или иную объективную картину событий. Сейчас подобным действием может заняться любой желающий, для этого нужно просто вписать в адресную строку браузера необходимое. Весь спектр информации перед вами, и тут очень важно обратить внимание на то, каким образом следует проводить верное историческое исследование, не будучи историком. Нам известна масса имен государственных деятелей, исторических личностей, писателей и публицистов, занимающихся этим процессом во вред объективности или же в угоду кому-либо. Сегодня история, как наука, стремительно продвигается в различных направлениях. И в век громадного количества информации преподаватель обязан поспевать за этим вектором.

В рамках данной статьи попробуем ответить на вопрос: как возможно организовать историческое исследование на уроках истории в образовательном учреждении?  При этом речь не пойдет об исследовании в профильных исторических образовательных учреждениях, так как в них процесс ознакомления с историографией проводится фундаментально.

Предлагаем алгоритм взаимодействия субъектов образовательного процесса по учебной дисциплине «История» при изучении двух основных тем: история Руси и России (IX-XVII вв.). На изучение истории Отечества в школе отводится достаточно много времени, поэтому считаем важным на первом курсе колледжа опираться на полученные ранее знания. Учебники Артемова В.В. и Лубченкова Ю.Н., рекомендованные Министерством образования в качестве основной литературы, по ряду объективных причин, не дают необходимой историографической справки, катастрофически мало или же нет вообще никаких ссылок на историков или исторические источники. Учебники Волобуева О.В. «Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века» и Сахарова А.Н. «История России с древнейших времен до конца XVII века» для 10 класса школы передают нам несколько подробную информацию о соответствующих событиях, но в разряд основной литературы не входят. Следует отметить учебник под редакцией Милова Л.В. «История России с древнейших времен до конца XVII века», который отвечает на ряд фундаментальных вопросов, но он рекомендован для высших учебных заведений. Использовать это пособие в качестве основной литературы мы не можем, хотя по информативности это самое обширное историческое подспорье из всего краткого списка, представленного здесь. Таким образом, использование дополнительной литературы - важный атрибут исторического исследования студентов, обучающихся в учреждениях СПО.

Студенты сегодня, в большинстве случаев, уже не используют учебники, несмотря на педагогические рекомендации. Весь пласт информации они черпают из сети, поэтому анализ рекомендованной и дополнительной литературы ложится на плечи преподавателя.

Здесь и берет свое начало первый пункт исследования:

  •  предоставить список доступной учебной литературы
  •  на уроке сопоставить информацию из этих учебников по некоторым критериям (историография событий, численность войска, последствия нашествия и т.д.)
  •  сделать первоначальный вывод

Возьмем для примера тему «Нашествие монголо-татар на Русь».

Перед началом занятия задаем вопрос: что вы знаете о монголо-татарах? Ответы всегда различные: монголы - варвары и дикари; нашествия не было, мы ничего о них не слышали и т.д. В целом, судя по реакции студентов, в школе об этом не говорили или говорили вскользь, не заостряя особого внимания (вне зависимости от того, было ли событие или нет).

Главная задача современного педагога-историка преподнести обучающимся то, чего на просторах интернета первым кликом они не смогут найти. Это второй пункт исследования:

  •  предоставить массу различных фактов, имен, доказательств (отсутствие таковых) того или иного произошедшего события.
  •  показать, каким образом следует изучать, анализировать и интерпретировать различную информацию из исторических источников.
  •  продемонстрировать логически верную структуру исторического исследования (постановка целей и задач, определение последовательности изучения материала, его систематизация и обобщение).  

Занятие продолжаем с историографической выкладки, на оглашение списка и краткую характеристику источников не уходит много учебного времени. Преподаватель обязан ознакомить студентов с основным спектром исторических источников, описывающих определенные события, интерпретировать информацию из источников с точки зрения автора и времени, в котором он жил (если источник древний), перечислить важнейшие факторы исторического действия и т.д.

Здесь необходимо разделить историографию (естественно не ее полный список, так как формат статьи не позволяет сделать это подробно и тем более охарактеризовать все составляющие) на несколько видов, прежде всего по временному и территориальному признаку, при этом огласить имена исследователей и названия источников:

  1. Зарубежная историография.

«Сокровенное сказание монголов», Франц Рюль, Рашид ад-Дин, хроника Матвея Парижского, переписка короля Бэллы IV и Папы Римского, переписка Фридриха II Гогенштауфена с монгольской ставкой (предположительно с ханом Угэдэем) и т.д.

  1. Историография Руси.

Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, первая Новгородская летопись, «Повесть о разорении Рязани Батыем» и т.д.

  1. Историография Российской империи.

Карамзин Н. М., Соловьев С.М., Оленин А.Н., Иловайский Д.И., Эренджен Хара-Даван, Ключевский В.О. и др.

  1. Советская и современная историография.

Троицкий Н.А., Каргалов В.В., Кирпичников А.Н., Веселовский С.Б., Греков Б.Д. и др.

В случае высказывания собственной точки зрения педагога, сам студент решает: склоняться к ней или же нет.  

Далее мы сопоставляем данные из учебников и источников, прикладываем всю информацию к механизму исследования, используемого в исторической науке, с которым работали все ученые историки. Напомним лишь некоторые из них:

  •  поиск свидетельств
  •  прочтение, сопоставление, логическая обоснованность
  •  систематизация и обобщение
  •  выдвижение гипотез и теорий

Это заключительный пункт исследования. Студенты на занятиях получат всю необходимую информацию и составят собственное мнение о произошедших событиях. Всегда найдутся студенты, которые заинтересуются проблемой и начнут собственное «расследование». После этого можно будет с уверенностью сказать: «Задача педагога  выполнена».

В заключение необходимо подчеркнуть, что ознакомление с процессом исторического исследования берет свое начало в школе. Профессиональное образование, в свою очередь, используя этот фундамент, вырабатывает у студентов способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, что позволяет ориентироваться в различных источниках исторической информации, с использованием критической оценки и объективной интерпретацией. Весь комплекс полученных знаний и умений сформирует у студентов понимание, как правильно вести диалог и дискутировать на различные темы в историческом поле.  Поскольку исследование функционирует только с привлечением различных источников, все это поможет вести проектную деятельность и реконструировать исторические события с научно-обоснованной точки зрения.

Список литературы.

  1. История: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 14-е изд., стер. - : Издательский центр «Академия», 2010.
  3. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова.- 12-е изд., перераб. и доп. – М. Просвещение, 2006.
  4. История России с древнейших времен до конца XVII / Л.Н. Вдовина, Н.В Козлова, Б.Н. Флоря; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006.
  5. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин . – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода. Главная задача пр...

Фортепианная техника как необходимое условие формирования профессиональных компетенций студентов исполнительского отделения

Разработка открытого занятия по междисциплинарному курсу "Специальный инструмент" (фортепиано)...

Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...

Международное сотрудничество как условие формирования профессиональных компетенций студентов колледжа (на примере проекта "ConEct"

Формирование профессиональных компетенций студентов при помощи международных проектов...

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности...