Методическая разработка "Философия и медицина" (кружок)
методическая разработка

Степанов Андрей Николаевич

Объектом медицины является человек, его организм в норме и патологии. Но личность не сводится только к физиологии, а представляет собой био-социо-духовное образование. Поэтому эффективность современной медицины зависит не только от технической оснащённости, от конкретных знаний и навыков медиков, но и от понимания целостности человека, от учета этого фактора в повседневной лечебной практике. Именно философия, интегрируя знания о человеке, формирует целостный подход к его пониманию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимосвязь философии и медицины» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамент здравохранения Москвы «Медицинский колледж №5» Тема: 2.4.1. Философия в духовной культуре Преподаватель Степанов А.Н. Москва 2020

Слайд 2

Часть 1

Слайд 3

Ищу Человека? Медицина как наука является частью антропологии – философского учения о человеке Человек – это общий предмет изучения философии и медицины

Слайд 4

У некоторых философов среди ближайших родственников были медики: мать Сократа была акушеркой, отец Аристотеля врачом, жена Фихте медсестрой… Родственники

Слайд 5

Медики Сами медики неоднократно обращались к вопросам философии, например, Парацельс, Пирогов, Сеченов, Лука Войно-Ясенецкий …

Слайд 6

Философы Идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека пре-творялись в трудах известных философов Платона, Бэкона, Декарта, Гегеля, Ницше и других.

Слайд 7

Они окончили Мед Некоторые философы имели медицинское образование: Аристотель, Галилей, Коперник, Кант, Фрейд.

Слайд 8

Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного мышления в лечебном деле

Слайд 9

Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы – Ведах – содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации

Слайд 10

Древняя Индия Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде , составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно ей, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари . Так постепенно, из мифологии и религии происходит рождение философии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимосвязь философии и медицины» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамент здравохранения Москвы «Медицинский колледж №5» Тема: 2.4.1. Философия в духовной культуре Преподаватель Степанов А.Н. Москва 2020

Слайд 2

Часть 2

Слайд 3

Смысл жизни и рождение истины Смысл жизни и рождение истины

Слайд 4

Лучший ученик Сократа Платон ( V-IV вв.до н.э)

Слайд 5

Платон усматривает причину болезней в дисгармонии четырех стихий

Слайд 6

Далее он поясняет : «Если тело заболевает от избытка огня, они подтверждено непрерывной лихорадке; если от избытка воздуха – лихорадка повторяется каждый день; если от избытка воды –она трехдневная ; если от избытка земли – тело подвержено 4-х дневной лихорадке и выздоравливает с большим трудом»

Слайд 7

Платон Что касается недугов души, то они протекают из телесных следующим образом. Можно сказать, что неразумение – недуг души, но существуют два вида неразумления : Сумасшествие Невежество «Только в том случае, если ты согласен прежде всего предоставить в мое распоряжение свою душу и поговорить о ней, я приложу лекарство к твоей голове, страдающей от болей».

Слайд 8

Важное место в философии Платона занимает человек. Человек, по Платону, - единство души и тела, которые в то же время противоположны. Основу человека составляет его душа, которая бессмертна и возвращается в мир много раз. Тело – тюрьма для души, оно источник страданий, причина всех зол; душа гибнет, если она слишком много ублажало тело. Платон

Слайд 9

Аристотель Ученик Платона Аристотель ( IV в. до н.э.) , сын врача царя Македонии, готовил себя к врачебной деятельности, учился в медицинской школе в Северной Греции. Полагал, что человека можно считать «…здоровым – потому, что он имеет врожденную способность не поддаваться легко действию случайностей, а болезненным - потому, что он от природы не способен сопротивляться действию случайностей».

Слайд 10

Древнегреческого врача Гиппократа называют «отцом медицины», реформатором античной медицины. Согласно легенде, род Гиппократа происходил от самого бога медицины — Асклепия (Эскулапа) . Отец Гипократа - врач Гераклид , мать - акушерка Фенарета . Гиппократ является, таким образом, представителем народной медицины, переросшей в профессиональную. Гиппократ как врач и философ

Слайд 11

Гиппократ демонстрирует абсурдность смешения естественных причин заболеваний с чем-то им внеположным. Буквально он пишет: "Я не верю, что человеческое тело может быть осквернено каким-либо божеством; наиболее уязвимое не может быть продуктом наиболее святого и чистого. И ежели случилось, что человек осквернен или обижен каким-либо внешним участием, то естественнее считать, что с божьей помощью он будет очищен и обретет вновь здоровье, а не наоборот".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимосвязь философии и медицины» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамент здравохранения Москвы «Медицинский колледж №5» Тема: 2.4.1. Философия в духовной культуре Преподаватель Степанов А.Н. Москва 2020

Слайд 2

Часть 3

Слайд 3

Клавдий Гален (131— 217 гг ) — римский ( греческого происхождения) медик, хирург и философ. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию, физиологию, философию и логику.

Слайд 4

Гален и Гиппократ Гален (основываясь на работах Гиппократа) обратил внимание, что жидкости оказывают влияние на наше поведение. Если какая-то жидкость в избытке, человек ведет себя соответственно органу, который его производит (сангвиник – избыток крови – очень энергичные люди; флегматик – избыток слизи – замедленные реакции, склонность к размышлению; холерик – желчь – человек вспыльчивый, неуживчивый; меланхолик – избыток черной желчи).

Слайд 5

Философия Галена Гален критически отзывается о современ-ных ему философах и отдаляется от всех школ. По его мнению, аристотелики неверно понимают Аристотеля, стоики не могут разъяснить учение Хрисиппа , платоники плохо комментируют « Тимея » и не понимают его учения о смертности низшей части души, наконец, «именующие себя гиппократиками » тоже не понимают Гиппократа. Наибольшее количество возражений вызывали у Галена учения стоиков (логика и физика) и эпикурейцев (этика).

Слайд 7

Античная медицинская литература была хорошо известна. Она постоянно копировалась, усваивалась и служила источником новых идей.

Слайд 8

Ко времени императора правления Юлиана Отступника (361–363) христианские общины по всему Востоку стали организовывать странноприимные дома и больницы. Здесь можно упомянуть имена главных основателей – святой Ефрем Эдесский и святой Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийский (370–379), который около 372 г. основал первый крупный благотворительный центр под названием « Василиас », где была больница, помещения для ухода за прокаженными, комнаты для паломников и постоянный персонал из врачей и монахов.

Слайд 9

Средние века На протяжении всех средних веков античная медицинская традиция использовалась и развивалась как в светских, так и в церковных врачебных и научных центрах. «Земной» медицине сопутствовала медицина «небесная». Помимо научного медицинского авторитета Гиппократа и Галена существовал духовный авторитет христианских врачей – целителей-бессеребренников : святых Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и других.

Слайд 11

ИБН СИНА (Авиценна) (980-1037) Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах , известный также как Авиценна (это его латинизированное имя) - прославленный персидский врач, философ, последователь Аристотеля, ученый-энциклопедист.

Слайд 12

Об удивительном юном лекаре сразу заговорили в Бухаре и Хорезме. Отовсюду к нему начали стекаться страждущие, зная, что он никому не откажет в помощи.

Слайд 13

Главным философским сочинением Авиценны считается «Книга исцеления», состоящая из разделов, посвященных физике, метафизике, математике и логике.

Слайд 14

До нас дошли девять его поэм — урджусы , причем восемь из них посвящены медицине. В своих поэмах Ибн Сина большое внимание обращает на необходимость сохранения здоровья человека, дает советы, которые не утратили своего значения и в наше время: Бесцельны долгий отдых и покой. В излишествах нет пользы никакой. Коль человек недвижен, вредный сок Заполнит тело и еда не впрок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимосвязь философии и медицины» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамент здравохранения Москвы «Медицинский колледж №5» Тема: 2.4.1. Философия в духовной культуре Преподаватель Степанов А.Н. Москва 2020

Слайд 2

Часть 4

Слайд 3

ЭПОХА В О З Р О Ж Д Е Н И Я

Слайд 4

Леонардо да Винчи (1452-1519) В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали.

Слайд 5

Труды Леонардо представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны. Это – своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания автора самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией. Леонардо высоко ценил опыт, так как практически обучался всему самостоятельно, изучал книги и проверял свои теории на практике: « …каждый инструмент должен быть сделан на основе опыта ». Во всех вопросах, которые рассмотрел Леонардо, прослеживается поиск единственного, верного ответа.

Слайд 7

Франсуа Рабле 1494-1553 Французский писатель эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа « Гаргантюа и Пантагрюэль ». Доктор медицины, Философ, Естествоиспытатель, педагог, юрист, филолог, археолог и богослов. Рабле читал лекции и зарабатывал себе на пропитание то как врач, то как священник. Получив степень бакалавра медицины, он переехал в Лион, где был назначен главным врачом крупного госпиталя « Notre Dame de Pitiе ».

Слайд 8

Будучи врачом и гуманистом, Рабле отмечает необходимость двух основных принципов в общественном воспитании: - Человек должен получать не только умственное образование, но и физическое воспитание: ум и тело должны развиваться одновременно, параллельно и гармонично. - Система образования и воспитания становится успешной, если в ней чередуются различные дисциплины, которые в свою очередь перемежаются отдыхом. «Первейшая обязанность врача — вселять в больного оптимизм, поддерживать в нем веру в выздоровление. На больного оказывают влияние его костюм, поведение...»

Слайд 9

В целях популяризации работы Философского кружка и формирования интереса к будущей профессии со студентами можно посетить Музей Истории медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова

Слайд 12

Естествоиспытатель, основатель русской физиологической научной школы. Учился в Московском университете на медицинском факультете, который окончил с отличием в 1856 г. В 90-х гг. Сеченов обратился к проблемам психофизиологии и теории познания. 1829— 1905

Слайд 13

Основная идея всех исследований и научно-философских обобщений И.М. Сеченова заключается в невозможности отделять психические процессы от нервных процессов с ними связанных. С этой мыслью связано стремление Сеченова преодолеть идеалистические истолкования психических процессов и связать их с материальными причинами.

Слайд 14

Медицине необходим фундамент, без которого невозможен рост медицинских знаний. Гиппократ (460-377) говорил: «Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколько последняя без доставляемых ей медицинских фактов». Современная медицина стоит перед необходимостью решения практических вопросов. В области биомедицинской этики, в области полноценной терапии, воссоздание целостного человека.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамент здравохранения Москвы

«Медицинский колледж №5»

Тема: 2.4.1. Философия в духовной культуре. Взаимосвязь философии и медицины.

Преподаватель Степанов А.Н.

Москва 2020

 

    Музыка к презентации. Тихая медитативная музыка, без слов, инструментал.  Всего семь мелодий для каждой темы. Звучит как фон, еле слышно. Ее назначение создать атмосферу. В идеале к музыке нужны свечи или светильники, полумрак. Вся атмосфера должна настраивать на созерцание (кроме сценки с рождением истины).

Желательны мягкие переходы от одной музыкальной темы к другой (через убавление звука). Нужно быстро переключать мелодии, когда будет меняться выступающий. Музыка должны опережать его, настраивая слушателей на нужный лад. Вся презентация должна проходить не спеша. В конце презентации возможна кода (Необязательно, можно просто плавно убавить звук в конце).

Музыка:

 1-7 слайд. Любая мелодичная музыка.  

 8-9 слайд. Восточная музыка под медленный рассказ

10-18 слайд. Греческая

19-25 Средние века. Желательно византийскую музыку, можно со словами на греческом.

26-30 Арабская (или персидская). Какие-нибудь призывы на пятничную молитву.

31-36 Даже не знаю, что.

37-43 – русская музыка конца 19 века. Лучше фортепиано, пианино. См. концовка.  

43 кода.

1 слайд ТИТУЛ Медицинский колледж №5

 

Взаимосвязь философии и медицины.

 2 слайд. Ищу Человека.

Медицина как наука является частью антропологии – философского учения о человеке Человек – это общий предмет изучения философии и медицины.  

 

3 слайд Родственники

У некоторых философов среди ближайших родственников были медики: мать Сократа была акушеркой, повивальной бабкой, отец Аристотеля был врачом, жена Фихте медсестрой.

4 слайд Медики

Сами медики обращались к вопросам философии,  например, Парацельс, Пирогов, Сеченов, Лука Войно-Ясенецкий…

5 слайд Философы

Идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах известных философов, например, таких как  

Платона, Бэкона, Декарта, Гегеля, Ницше и других.

6 слайд Они окончили Мед

Некоторые философы имели медицинское образование: Аристотель, Галилей, Коперник, Кант, Фрейд.

7 слайд Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного мышления в лечебном деле.

8 слайд  Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы – Ведах – содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.

9 слайд Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно ей, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям.   Бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача.  Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. Так постепенно, из мифологии и религии происходит рождение философии.  

10 слайд. Смысл жизни и рождение истины.

Медик призван к тому, чтобы размышлять о смысле и ценности человеческой жизни. Как утверждал Сократ, он, как и его мать Фенарета, помогает разрешаться от бремени мужчинам, только рождают они не дитя, как женщины, а знание.  Каждый с его помощью производит  то, чем чреват сам.

11 слайд. Лучший ученик Сократа Платон (годы жизни)

12 слайд

усматривает причину болезней в дисгармонии четырех стихий.

13 слайд

Далее он поясняет: «Если тело заболевает от избытка огня, они подтверждено непрерывной лихорадке; если от избытка воздуха – лихорадка повторяется каждый день; если от избытка воды – она трехдневная; если от избытка земли – тело подвержено 4-хдневной лихорадке и выздоравливает с большим трудом».

14 слайд

Что касается недугов души, то они протекают из телесных следующим образом. Можно сказать, что неразумение – недуг души, но существуют два вида неразумления:

  • Сумасшествие
  • Невежество

  «Только в том случае, если ты согласен прежде всего предоставить в мое распоряжение свою душу и поговорить о ней, я приложу лекарство к твоей голове, страдающей от болей».

15 слайд

Важное место в философии Платона занимает человек. Человек, по Платону, - единство души и тела, которые в то же время противоположны. Основу человека составляет его душа, которая бессмертна и возвращается в мир много раз. Тело – тюрьма для души, оно источник страданий, причина всех зол; душа гибнет, если она слишком много ублажало тело.

16 слайд  

Ученик Платона Аристотель (годы жизни), сын врача царя Македонии, готовил себя к врачебной деятельности, учился в медицинской школе в Северной Греции. Полагал, что  человека можно считать «…здоровым – потому, что он имеет врожденную способность не поддаваться легко действию случайностей, а болезненным - потому, что он от природы не способен сопротивляться действию случайностей».

17 слайд. Гиппократ как врач и философ

Древнегреческого врача Гиппократа называют «отцом медицины», реформатором античной медицины.   Согласно легенде, род Гиппократа  происходил от самого бога медицины — Асклепия (Эскулапа). Отец Гипократа - врач Гераклид, мать - акушерка Фенарета. Гиппократ является, таким образом, представителем народной медицины, переросшей в профессиональную.  


18 слайд

Гиппократ демонстрирует абсурдность смешения естественных причин заболеваний с чем-то им внеположным. Буквально он пишет: "Я не верю, что человеческое тело может быть осквернено каким-либо божеством; наиболее уязвимое не может быть продуктом наиболее святого и чистого. И ежели случилось, что человек осквернен или обижен каким-либо внешним участием, то естественнее считать, что с божьей помощью он будет очищен и обретет вновь здоровье, а не наоборот".

19 слайд    

 (131— 217 гг) — римский 

(греческого происхождения) медик, хирург и философ. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию, физиологию,  философию и логику.

20 слайд Гален и Гиппократ

Гален (основываясь на работах Гиппократа) обратил внимание, что жидкости оказывают влияние на наше поведение. Если какая-то жидкость в избытке, человек ведет себя соответственно органу, который его производит (сангвиник – избыток крови – очень энергичные люди; флегматик – избыток слизи – замедленные реакции, склонность к размышлению; холерик – желчь – человек вспыльчивый, неуживчивый; меланхолик – избыток черной желчи).

21 слайд

Философия Галена

Гален критически отзывается о современных ему философах и отдаляется  от всех школ. По его 

мнению, аристотелики неверно понимают Аристотеля, 

стоики не могут разъяснить учение Хрисиппа , платоники плохо комментируют «Тимея»  и не понимают его учения о смертности низшей части души , наконец, «именующие себя гиппократиками» тоже не понимают Гиппократа . Наибольшее количество возражений вызывали у Галена учения стоиков (логика и физика) и эпикурейцев (этика).

22 слайд

Душа, по Галену, как совокупность жизненных сил организма связана с состояниями тела. В посвященном этой проблематике сочинение «О том, что силы души есть отражение  телесного   темперамента»   Гален,  опираясь на учение Платона,  говорит о трех частях души, локализации разумной в мозге, чувствующей в  сердце и в печени вожделеющей.  

23 слайд Средние века

Античная медицинская литература была хорошо известна в Средневековье. Она постоянно копировалась, усваивалась и служила источником новых идей.

24 слайд

Ко времени правления Юлиана Отступника (361–363) христианские общины по всему Востоку стали организовывать странноприимные дома и больницы. Здесь можно упомянуть имена главных основателей – епископ Антиохийский Леонтий (344–358),  св. Ефрем Эдесский, и, наконец, св. Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийский (370–379), который около 372 г. основал первый крупный благотворительный центр под названием «Василиас», где была больница, помещения для ухода за прокаженными, комнаты для паломников и постоянный персонал из врачей и монахов.

 

25 слайд

На протяжении всех средних веков античная медицинская традиция использовалась и развивалась как в светских, так и в церковных врачебных и научных центрах. «Земной» медицине сопутствовала медицина «небесная». Помимо научного медицинского авторитета Гиппократа, Галена,   существовал духовный авторитет христианских врачей – целителей-бессеребренников: святых Космы и Дамиана,   Пантелеимона и Ермолая и других.

26 слайд

Творчество этого ученого и философа имело большое значение для развития литературы не только в Средней Азии, но и на всем Востоке. Когда вокруг свирепствовали холера и оспа, они уносили тысячи жизней, он решил, что будет лечить людей. Математика и физика, астрономия и философия казались Ибн Сине далекими от жизни.

27 слайд  

ИБН СИНА (Авиценна) (980-1037)  Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах, известный также как Авиценна (это его латинизированное имя) - прославленный персидский врач, философ, последователь Аристотеля, ученый-энциклопедист.

28 слайд

    Об удивительном   юном лекаре сразу заговорили в Бухаре и Хорезме.

    Отовсюду к нему начали стекаться страждущие, зная, что он никому не откажет в помощи.

29 слайд

 

Главным философским сочинением Авиценны считается «Книга исцеления», состоящая из разделов, посвященных физике, метафизике, математике и логике.

30 слайд

До нас дошли девять его поэм — урджусы, причем восемь из них посвящены медицине. В своих поэмах Ибн Сина большое внимание обращает на необходимость сохранения здоровья человека, дает советы, которые не утратили своего значения и в наше время:

Бесцельны долгий отдых и покой.

В излишествах нет пользы никакой.

Коль человек недвижен, вредный сок

Заполнит тело и еда не впрок.

31 слайд

В эпоху Возрождения мыслители переносят внимание с мистико-духовного аспекта на разумно-телесную грань человеческой природы.  

32 слайд  

Леонардо да Винчи  (1452-1519)  

В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали.

 

33 слайд

Труды Леонардо представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны. Это – своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания автора самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией. Леонардо высоко ценил опыт, так как практически обучался всему самостоятельно, изучал книги и проверял свои теории на практике. «…каждый инструмент должен быть сделан на основе опыта». Во всех вопросах, которые рассмотрел Леонардо, прослеживается поиск единственного, верного ответа.

34 слайд

 В основу всего, в том числе самого познания, он ставил такую науку, как математика: «…ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства».

35 слайд

  Франсуа Рабле  1494-1553,   Французский писатель эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Доктор медицины, Философ, Естествоиспытатель, педагог, юрист, филолог, археолог и богослов.  Рабле читал лекции и зарабатывал себе на пропитание то как врач, то как священник.  Получив степень бакалавра медицины, он переехал в Лион, где был назначен главным врачом крупного госпиталя «Notre Dame de Pitiе»  

36 слайд

Будучи врачом и гуманистом, Рабле отмечает необходимость двух основных принципов в общественном воспитании:

- Человек должен получать не только умственное образование, но и физическое воспитание: ум и тело должны развиваться одновременно, параллельно и гармонично.

- Система образования и воспитания становится успешной, если в ней чередуются различные дисциплины, которые в свою очередь перемежаются отдыхом.

«Первейшая обязанность врача — вселять в больного оптимизм, поддерживать в нем веру в выздоровление. На больного оказывают влияние его костюм, поведение...»

37 слайд  Русская философия  Ренессанс.  В целях популяризации  работы Философского кружка и формирования интереса к будущей профессии можно посетить  со студентами  

Музей Истории медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова (25 февраля 2016).  

 

38 слайд

Один из экспонатов музея - небольшая книга профессора В. Войно-Ясенецкого. «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» Москва, 1944.  Так же он работал в области анестезиологии. Открыл способ обезболивания тройничного нерва путём введения этилового спирта непосредственно в стволы его ветвей (глазничного, верхне- и нижнечелюстного), а также в гнойной хирургии.  В истории русской философии он известен как автор таких книг как «Дух. Душа. Тело», «Наука и религия».

 

39 слайд

На данном слайде вы видите, как хирурги проводят операцию в военных условиях.

 

40 слайд

 Кабинет Сеченова Ивана Михайловича

41 слайд

Сеченов Иван Михайлович (1829— 1905), естествоиспытатель, основатель русской физиологической научной школы. Учился в Московском университете на медицинском факультете, который окончил с отличием в 1856 г. В 90-х гг. Сеченов обратился к проблемам психофизиологии и теории познания.

42 слайд

Основная идея всех исследований и научно-философских обобщений И.М. Сеченова заключается в невозможности отделять психические процессы от нервных процессов с ними связанных. С этой мыслью связано стремление Сеченова преодолеть идеалистические истолкования психических процессов и связать их с материальными причинами.

 

43 слайд  

Медицине необходим фундамент, без которого невозможен рост медицинских знаний. Гиппократ (460-377) говорил: «Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколько последняя без доставляемых ей медицинских фактов».  Современная медицина стоит перед необходимостью решения практических вопросов. В области биомедицинской этики, в области полноценной терапии, воссоздание целостного человека.

44 слайд Вопросы.

   



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования Медицинский колледж № 5

Департамента здравоохранения города Москвы

«Утверждаю»

Зам. директора по УР

_________________

 

ПЛАН РАБОТЫ

ФИЛОСОФСКОГО КРУЖКА

Руководитель кружка Степанов А.Н.

Рассмотрено на

Заседании ЦК ОГСЭД

 

 

                                                           «Философия и медицина»

Введение

      В процессе учебы студентам колледжа приходится изучать десятки учебных дисциплин. Абсолютное большинство из них, как и положено, медико-биологического и клинического характера. Но немаловажное значение имеет и изучение так называемых социогуманитарных дисциплин, в т.ч. и философии. Ведь объектом медицины является человек, его организм в норме и патологии. Но медицина акцентирует внимание на телесности, в то время как личность не сводится только к физиологии, а представляет собой био-социо-духовное образование. Поэтому эффективность современной медицины зависит не только от технической оснащённости, от конкретных знаний и навыков медиков, но и от понимания целостности человека, от учета этого фактора в повседневной лечебной практике. Именно философия, интегрируя знания о человеке, формирует целостный подход к его пониманию.

      Не случайно, что с древнейших времен медицинские знания развивались в лоне философии, а все великие врачи древности и средневековья были одновременно философами. Именно такое сочетание считалось образцом совершенства: врач-философ подобен Богу (Гиппократ).

     Философия вооружает человека инструментом познания мира, общества и самого разума; это рациональный поиск способа жизни и ориентации в мире. Философия изучает как мир внешний, так и внутренний мир человека в их взаимосвязи. Кроме того, философия акцентирует внимание на смысло-жизненных проблемах человека и общества, выявляя ценностные основания бытия человека.  Конструирование здоровья людей – комплексная задача как медицины, так и философии.

Работа философского кружка предусматривает формирование основных и профессиональных компетенций, т.е. готовность студентов использовать усвоенные знания, умения и навыки для решения практических и теоретических проблем, возникающие при их профессиональной деятельности.

      Изучение связи философии и медицины даст возможность нашим студентам, хотя бы в первом приближении, приобщиться к кладези мудрости человечества, поможет им в решении непростых задач, которые жизнь ставит перед мыслящим человеком, гражданином, специалистом.

I Цели и задачи кружка

     

Цель – формирование у будущего медика

- теоретических знаний о предмете философии, об основных философских проблемах, идеях и концепциях в их взаимосвязи и развитии;

- представлений о роли философии в осмыслении исторических типов рациональности, структуры, форм и методов научного познания, типов общенаучного и медицинского мышления;

- представлений о неразрывной связи философско-методологических, мировоззренческих, аксиологических проблем с содержательным развитием науки, биологии и медицины, о смысле медицины как феномена культуры;

- формирование у студентов многомерного, гибкого, не линейного мышления.

     

Задачи:

- создание у студентов целостного мировоззрения о мире и месте человека в нем;

- формирование у студентов знаний философских основ и проблем медицины;

- формирование у студентов философского миропонимания и мироощущения; умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- формирование у студентов своей собственной философской позиции по важнейшим проблемам современной медицины, а также умения самостоятельно осмысливать сложнейшие ситуации в современной общественной жизни, использовать приемы ведения дискуссии, полемики, диалога.

- формирование у студентов навыков философской интерпретации научных и практических лечебных проблем, навыков работы с текстами по важнейшим философским проблемам медицины;

 

II. Углублённое изучение темы «Философия и медицина»:

1) Исследовательские работы по темам:

1. Философия и медицина в культурах Древнего Востока
2. Философия и медицина в Античную эпоху
3. Философия и медицина в культуре Средневековья
4. Философия и медицина эпохи Возрождения
5. Философия и медицина в Новое время
6. Постклассическая философия и медицина
7. Философия и медицина в России
8. Философские проблемы общей патологии человека.  
9. Медицина как целостная система естественнонаучных и гуманитарных знаний
10. Медицина в современном социокультурном контексте
1
1. Предмет биоэтики
12. Медицинская этика и деонтология - от Гиппократа до наших дней
13. Основные проблемы современной биоэтики
1
4. Медицинский этикет
1
5. Духовная культура врача

2) Подготовка внеаудиторного мероприятия. 

Внеаудиторное мероприятие: Медицина в жизни философов.

3)  Обзор профессиональных СМИ для обсуждения в кружке.

4)  Создание видеоматериалов, презентаций.

5)  Посещение тематических выставок и экскурсий.   Медицинский музей.          

 

Информационное обеспечение кружка:

  1. ЭБС «Консультант студента»  htt://www.studmedlib.ru
  2. Философские науки - htt://www.phisci.ru
  3. Вопросы философии - htt://www.vphil.ru
  4. Цифровая библиотека по философии (философский словарь и библиотека по философии) - http://filosof.historic.ru/
  5. Учебное пособие. Философия и медицина (Кондратьев В.П.). Тул. Гос. Ун-т. - Тула, 2002. - 75 с.

6. Рабочая программа по философии «Дагестанской государственной медицинской академии»  http://d.120-bal.ru/doc/3842/index.html

Содержание мероприятий

Ответственный

Срок

Конт

роль

Выполнение

1.

Организационные мероприятия

Написание и обсуждение плана работы

Распределение докладов, рефератов, сообщений, ролей и т.п.

А.Н.Степанов

В течение года

Председатель

ЦК

2.

Тематика заседаний

Углублённое изучение темы  «Философия и медицина». Реферирование, обзор профессиональных СМИ для обсуждения в кружке. Создание видеоматериалов

А.Н.Степанов

В течение года

Председатель

ЦК

 Внеаудиторное мероприятие: Медицина в жизни философов.

 А.Н.Степанов

 апрель

Председатель

ЦК

Участие в профориентации

 Создание видеоматериалов, презентаций.

Посещение тематических выставок и экскурсий.  Медицинский музей   

Исследовательская работа по теме:  

 А.Н.Степанов

в течение года

Председатель

ЦК

3.

  Заключительное заседание

Подведение итогов работы, написание отчёта о работе кружка, публичная презентация, планирование работы на следующий год

 июнь

                                                            Руководитель кружка ______________________ Степанов А.Н.  

Образец объявления

                                               http://s3-eu-central-1.amazonaws.com/ks.post.images/a9743/542f7034-5bb5-424b-b333-c299e224c1e9.jpg

ФИЛОСОФСКИЙ КРУЖОК

«ТЁРКИ»

ТЕМА ГОДА:

«ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА»

ПОСЛЕДНИЙ ЧЕТВЕРГ МЕСЯЦА

 (НЕЧЕТНАЯ НЕДЕЛЯ):

15.30-17.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...