Разработка Лекционного материала
материал

ИринаНиколаевна Шевнина МБОУ Заларинская СОШ № 1

Лекции по истории и основам философии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Задания на 29.04.2020

Учебная дисциплина: ОГСЭ 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Преподаватель: Шевнина И.Н

ЛЕКЦИЯ Тема лекции: «Философия эпохи Возрождения»

Сегодня целью нашего занятия является формирование новых знаний философии эпохи Возрождения, а задачей сегодняшнего урока – знакомство с талантливыми философами эпохи Возрождения, которых часто называют – Титанами.

Тема лекции: «Философия эпохи Возрождения»

эпиграф занятия

                                                  «Величайший прогрессивный переворот,

                                          каким явилась, эпоха Возрождения, которая

                                          нуждалась в титанах, и породила титанов,

                                          была таковой и в истории философской мысли»

                                                                                        Ф.Энгельс

План лекции: 1. Особенности философии эпохи Возрождения.

 2.Характерные черты философии эпохи Возрождения.

 3. Основные направления эпохи Возрождения.

 4. Гуманизм.

Проблемный вопрос: -  почему на ваш взгляд, антропоцентризм стал принципом возрожденческой философии?

Словарная работа: Антропоцентризм – ( гр. anthropos человек+kentron центр) – принцип философии, согласно которому человек есть центральное звено мироздания.

Гуманизм – ( лат.humanus человечный) – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности.

Пантеизм (гр. pan все+theos Бог) – учение, отождествляющее Бога и природу.

Сегодня мы познакомимся и обобщим знания по периоду философии эпохи Возрождения, будем работать по персоналиям, событиям, датам, терминологиям.

"Величайший прогрессивный переворот", каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов", была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики, ренессансная философия являлась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим "великим системам" XVII столетия и эпохе европейского Просвещения.

"Эпохой Возрождения" или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории , именуется прежде всего потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, соответствующей новым социально-экономическим преобразованиям, по своей сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия.

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается со вечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей.

Особенности философии эпохи Возрождения  

Как вами уже было отмечено, что "Величайшим прогрессивным переворотом" явилась эпоха Возрождения, ознаменовавшаяся достижениями во всех областях культуры. Поэтому неудивительно, что для философской мысли этого периода характерны несравненные глубина, богатство и многообразие. Ренессансная философия пришла на смену многовековому господству схоластики, разработавшей систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания догматов церкви.

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики.

Философия Возрождения была пронизана отказом от авторитетов, свойственного схоластике, обращение к опытным данным, высоким доверием к человеку и его собственному разуму, отрицанием всяческих фантазий (схоласты писали даже о природе чертей) и заменой их свидетельствами естествознания, представлением о единой природе и идеей о по- тусторонности человеческой культуры. Если для средневековых схоластов все уже было сказано в Священном писании, то мыслители новой эпохи убежденно искали ответы в самой жизни на те "истины", которые казались несомненным и вечными. Они считали, что изучать природу следует не схоластическим рассуждениями, не ссылками на авторитеты, не магическими заключениями, а реальным опытом. Для них Вселенная существует вечно, а не сотворена, как утверждали средневековые теологи; она является храмом извечного божества, перводвигателем всего сущего, создателем изначального разума, откуда происходит душа, оживляющая все светила и людские тела, животных и растений. Также философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.

С точки зрения этой философии истинно не то, что считалось истиной в течение столетий, не то, что сказано Аристотелем или Фомой Аквинским, а лишь то, что представляется достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет играть роль "служанки" богословия.

Таким образом, мы пришли к выводу, что к характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

1.  Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;

2. Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;

3.  Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

4 Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию.

Основными направления философии эпохи Возрождения являлись:

1.  Гуманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

2.  Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пикоделла  Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

3. Натурфилософское (XVI-нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.

Гуманизм (человечный, человечность, человеколюбие) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения. Он охватывает период времени примерно в сто лет - от середины XIV до середины XV вв. В противовес христианско-теологическому религиозно-аскетическому пониманию человека, как "подобия божьего", рассуждениями церковной идеологии, которая всячески принижала человека и внушала мысль, что он слаб и беспомощен, гуманисты этого времени провозглашали человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью; прославляли свободно действующую, всесторонне развитую живую человеческую личность, сочетающую естественные и духовные начала, обладающую широкими творческими возможностями и способностью к безграничному прогрессу. Эта личность имеет право не наслаждение и счастье в земной жизни, на все земные радости в соответствии со своей "человеческой природой". "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо" - было основным лозунгом гуманистов.

Из всего, написанного выше , делаем вывод, что

 в центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, именно его они выдвигали на передний план, а не Бога, поэтому такую философию называют антропоцентристской с принципиально новым пониманием человека, предназначенного не столько к "спасению" во имя жизни вечной, сколько к земным делам.

ПРОСМОТР ВИДЕО РОЛИКА Эпоха Возрождения  ПО ССЫЛКЕ https://youtu.be/6NtZiRg3ViE?t=12

Работа по персоналиям: ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ПИСЬМЕННО Заполнение таблицы ( используя материал из видео ролика и ниже представление философов о эпохе Возрождения заполнить таблицу.

Философы

Основные философские идеи и изречения

Коперник Николай (1473—1543) польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Родился в г. Торунь, окончил там школу, потом продолжил образование в Краковском, Болонском и Падуанском университетах. Изучал математику, астрономию, физику, право и другие науки. В 1506-1507 гг. он навсегда возвратился из Италии в Польшу. На родине принял духовное звание, был каноником (членом совета при епископе участвующем в управлении епархией). Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков положения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в том числе и Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращении небесных тел» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 г.

Бруно Джордано (1548—1600) — итальянский философ - пантеист и поэт. Родился в Ноле, небольшом городке Южной Италии, учился в Неаполе, потом поступил в монастырь, откуда впоследствии бежал. После вынужденного отъезда из Италии жизнь его протекала в скитаниях по странам Европы — Швейцарии, Франции, Англии, Священной Римской империи. Церковь обвиняла его в том, что он проповедует учение о бесконечности Вселенной и множестве миров, о вращении Земли вокруг Солнца, что полностью противоречило христианскому вероучению. Он был твердо убежден в правоте своего учения, упорно его отстаивал, говоря своим недругам: «Сжечь — не значит опровергнуть!» Обвинён в ереси и сожжен инквизицией в Риме.

Галилей Галилео (1564—1б42) итальянский ученый, один из основателей естествознания. Родился в Пизе, детство его прошло во Флоренции , где он учился в монастырской школе, В 1585 г. Заложил основы современной механики выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника, первым исследовал прочность балок. Построил телескоп с З2-кратньтм увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) - «В одном из каменных домов маленького городка (а все они какого-то грязно-желтого оттенка), расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 г. родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения (а может быть, и всех времен). Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам волшебником. Люди последующих поколений называли его итальянским Фаустом. Загадка начинается с его рождения. Он был незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют ее молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. В Винчи существует традиция называть ее хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем Катерина.

Подводя итоги сегодняшнего занятия делаю вывод,, что сегодняшняя тема очень актуальна в нашем современном мире: актуальность нашего занятия на сегодняшний день, ЭТО повышенный интерес современного поколения к философским вопросам, к поискам духовности, к влиянию религии на жизнь человека в прошлом и настоящем.

Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие в эпоху Возрождения. Сколько времени прошло с тех пор! Не одно столетие. А люди все равно восхищаются научными открытиями Ньютона, Коперника, Галилея, которые нашли применение и в современном мире. Значит, действительно, эпоха Возрождения – это неиссякаемый источник вдохновения, откуда можно снова и снова черпать силы и идеи для творчества. И закончить наш сегодняшний разговор я хотела бы словами великих философов эпохи Возрождения:

                                   Творенье может пережить творца:

                                    творец уйдет, природой побежденный,

                                     однако образ, им запечатленный

                                      веками будет согревать сердца»  

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА!

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» - РЕШИТЬ В ТЕТРАДЯХ 

1. Какой термин является синонимом Возрождения?

а) ренессанс;                                                

б) декаданс;

в) оба термина являются синонимами Возрождения.

2. Кто из великих гуманистов Возрождения был вторым человеком в государстве после короля, но не отказался ради власти и денег от собственных идей?

а) Джон Локк;

б) Томас Мор;

в) Вильям Шекспир;                                    

г) Питер Брейгель.

3. Кто из великих ученых эпохи Возрождения был сожжен на костре за свои научные убеждения?

а) Николай Коперник;

б) Джордано Бруно;                                            

в) Галилео Галилей;

г) все вышеперечисленные.

4. Кто является автором гелиоцентрической системы мира?

а) Николай Коперник;

б) Джордано Бруно;

в) Галилео Галилей;                                            

г) каждый внес свой вклад в создание системы.

5. Кто из ученых Возрождения заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения?

а) Роджер Бэкон

б) Леонардо да Винчи;                                                    

в) Рене Декарт;

г) Френсис Бэкон.

6. Термин «гуманизм» означает:

а) божественный;

б) человеческий (человечный);                                        

в) природный;

г) животный.

7. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:

а) Нидерландах;

б) Германии;

в) Италии;                                                    

г) России.

8. В чем находило итальянское Возрождение величие человека?

а) в его Бого подобности;                                    

б) в его смиренности;

в) в его активности;

г) в его таланте.

9. По мысли Джордано Бруно, «оно само является бесконечным, неподвижным, субстратным, …жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него:

а) божественное;

б) единое;                                                      

в) материальное;

г) духовное.

10. Термин «утопия» означает буквально:

а) удаленный остров;

б) идеальное государство;

в) несуществующее место;                                          

г) великая мечта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Основные средства"

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Основные средства"...

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Нематериальные активы"

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Нематериальные активы"...

Лекционный материал по дисциплине "Экономика организаций". Оплата труда

Лекционный материал по дисциплине "Экономика организаций" содержит Основные понятия в сфере оплаты труда. Организацию тарифной оплаты труда и основные направления ее совершенствования. Формы и систе...

Лекционный материал по дисциплине "Клиническая фармакология"

Курс лекций по клинической фармакологии для отделения "Сестринское дело"...

Лекционный материал по предмету Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Данный материал поможет студентам специальности Преподавание в начальных классах освоить дисциплину Детская литература с практикумом по выразительному чтению...

Лекционный материал МДК 02.02

Информация для подготовки к зачету по МДК 02.02...

методическая разработка лекционного материала

Социально-психологический и социально-педагогический патронаж пожилых и лиц с ОВЗ...