Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка.
статья

Эффективность использования проектного метода в практике обучения иностранному языку высока по всем видам деятельности: улучшается качество перевода текста, чтения, письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка.

Учитель английского языка

Рахимова Р.Р.

«Знание только тогда становится знанием,
 когда оно приобретено усилиями своей
 мысли, а не памятью».

Л. Н. Толстой.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темповжизни, технологиями, ростом информации. Поэтому именносейчас отучителей многое зависит в плане развития, обучении и воспитанияподрастающего поколения которому предстоит жить работать и управлять своей деятельностью.В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поискеновых средств форм и методов обучения.

Второй год  я преподаю иностранный язык (английский) детям снарушением слуха.С самых первых дней  столкнулась с проблемами трудного  усвоении детьми английской лексики, слабой мотивацией к изучению языка, слабыми коммуникативными навыками и пришла к выводу что для работы с ними необходимо искать новые подходы.

Применяя  в работе  технологии  проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, игровые методы , здоровьесбережение внимание уделила проектной деятельности, которая обозначена в стандарте образования.Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

Лозунг  проектнойдеятельности звучит так - «Все из жизни-все для жизни». Все, что я познаю, знаю для чего мне это надо и где и как я  могу эти знании применить.

Современный человек должен уметь наблюдать ,анализировать, вносить предложения отвечать за принятые решения уметь преодолевать конфликты и противоречия ,все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.

Методологической основой метода проектов являются труды американского философа и педагога Дж. Дьюи и его последователя Уильяма Килпатрика. В России разработкой этого  метода занимался  выдающийся русский педагог С.Шацкий.

Проектная деятельность учащихсяактуальна тем,чтоименно в процессе грамотно –организованной самостоятельной работы детей над созданием проекта у них лучше всего формируется культура умственного труда.Проектная работа является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений, их творческое применение в новых условиях.

Что такое проект?

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов.

Основные подходы проектной деятельности.

1.Личностный.

2.Компетентностный.

3.Дифференцировванный.

4.Деятельностный.

Проект – это 6 «П».

Проблема (цель)- Проектирование(процесс разработки проекта)- Поиск информации (сбор информации)работа с различными источниками)–Продукт проектной деятельности-(результат)Презентация(публичное предъявлениерезультата)-Портфолио(папка проекта)оформление всех рабочих материалов проекта.

Другими словами проект –это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение  дает учащимся возможность почувствовать  что иностранный язык –этоне цель учения , а средство общения.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • Повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование чувства ответственности;
  • Создание условий для отношения сотрудничества между учителем и учащимся.

Классификация проектов может проводиться по числу участников:

  • Индивидуальные (личные);
  • Парные;
  • Групповые.

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • Исследовательские;
  • Творческие;
  • Игровые;
  • Информационные;
  • Социально-значимые.

Критерии оценки проекта:

  • Оформление проекта – наличие рисунков, аккуратность;
  • Содержание проекта – соответствие теме, наличие оригинальных находок, полнота раскрытия темы, логичное изложение материала;
  • Представление проекта – правильность речи, степень владения материалом, эмоциональность в представлении.

Цель обучения иностранному зыку –это коммуникативная деятельность учащихся.  Задача учителя -активизировать эту деятельность , т.е. создать условия для творческой активности каждого учащегося  и усвоения новых знаний в процессе обучения.Метод проектов позволяет это сделать достаточно успешно: проявить самостоятельность в выборе темы , способе ее изложения и презентации , поиске источников информации, что способствует расширению языковых знаний, принципам индивидуализации обучения , а также соответствует требованиям ФГОС.

Я использую технологию проектной деятельности с прошлого года. Нужно отметить, что дети с удовольствием включаются в работу , наблюдается позитивный настрой  и повышение мотивации  при подготовке проектов.

Начальныйэтап работы над проектом –введение и обсуждение темы  предлагаетсяна обычном уроке, дается базовая лексика по теме , грамматика , дети осваивают простые предложения .Практическая работа над проектом начинается я на стадии «закрепления» и « обобщения» материала и становится гармоничной частью едино процесса обучения.

В обучении английскому зыку проектнаятехнология  представляет возможность учащимся использовать зык в ситуациях реальной повседневной жизни, что несомненно способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.В процессе подготовки, создания и представления проекта создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют друг друга, составляют рассказы,  рисуют плакаты, изготавливают открытки, издают мини-буклеты, готовят выступлении на иностранном зыке: это могут  быть стихи, песня или презентация.

Иногда выполненный самостоятельный проект содержит речевые ошибки, которые после защиты проекта обсуждаются., но тем не менее, даже выполненный с ошибками проект всегда имеет положительный результат:

 Во - первых происходит совершенствование речевых умений и навыков. Работа над проектом создает благоприятные условия для мотивации к говорению на иноязычном зыке,

 Во- вторых детям предоставляется возможность реализации творческих идей,работа над проектом развивает воображение, фантазию, и мышление.

 В третьих  совершенствуются навыки самостоятельной учебной деятельности.

Метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку ведется по учебникам УМК И.В. Михеевой и О.В.Афанасьевой. Мы выбираем  проекты, которые предлагаются учебной программой.    Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

  В основном  на уроках использую краткосрочные проекты, такие которые готовятся в процессе 2-3 уроков.Здесь я координирую этапы работы над проектом, слежу, направляю и контролирую работу его участников.

Так, например, в 9б классе при изучении темы: «Myflat…»учащиеся работали над проектом  «Моя комната»

Этапы проекта:

Подумай, какой должна быть комната.Критерии.

Цветовая палитра комнаты.

план комнаты(макет)

Представление (рассказ)который отображал бы информацию о твоей комнате .

Итогом было выступление на внеклассном мероприятии Коренькова Тимофея.

      Информационные проекты носят, с моей точки зрения наиболее познавательный характер и способствуют развитию творческого и исследовательского интереса учащихся.

При их реализации учащиеся собирают определенную информацию  о каком-либо объекте.

Например: изучив тему «Животные» во внеурочной деятельности ребята собрали информацию о своих домашних животных.

Тема «Семья» как правило, также представляет интерес для учащихся. При выполнении проекта о семье реализуются не только знания по английскому языку, но и социальные приоритеты детей. Здесь учащиеся составляли свое «Генеалогическое древо» (FamilyTree) и представили его.

Выбор тематики проектов в одних случаях определяю с учетом ситуации, уделяю внимание интересам и способностям учащихся. Форма представления проектов также выбирается с учетом предпочтений  детей.

Так, например учащиеся после ознакомлении со страноведческим материалом по теме «Рождество» и «День Св. Валентина»история праздника и  традиции их празднования, выполнили мини-проекты:  «Рождественскую открытку и открытку на день Св. Валентина.»

В итоге проектной деятельности создается реальный продукт: открытка, плакат, буклет, и т.д. – который можно увидеть и потрогать. Это может быть классическая “бумажная версия”, выполненная карандашами, фломастерами или красками на листе бумаги. Однако дети предпочитают компьютерные технологии. Дети, освоившие текстовый редактор, могут набирать текст в Word’е, вставить картинки и распечатать – это тот же “бумажный” вариант , но чуть более современный. Более “продвинутые” используют имеющуюся в офисном пакете среду создания презентаций PowerPoint.

Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки:

- увеличение умственной нагрузки;

-требование более сложной системы оценивания;

- увеличение объёма работы учителя;

-существование риска неудачного выполнения работы;

-повышение эмоциональной нагрузки;

Но, как показывает мой опыт, все эти проблемы преодолимы.

   Главное – иметь желание работать по-новому с целью обеспечения качества, эффективности и доступности образования.

В заключении  могу сделать вывод, что проектная деятельность обучения действительно является  эффективной, дающей возможность использовать именно те подходы к  обучению и воспитанию, которые помогают ребенку раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться, получить навыки рефлексии.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет решить дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, но и позволяет мне делать уроки более разнообразными и интересными, способствует саморазвитию и самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей проектного обучения на уроке русского языка

Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков самор...

Проектная деятельность на уроках английского языка.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса .Проектная  технология сочетается с любым УМК и другими учебными средствами....

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Использование технологии критического мышления на уроках английского языка при обучении чтению

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой с...

Применение проектной методики в учебной деятельности на уроках английского языка

Применение проектной методики в учебной деятельности делает ее максимально эффективной.Проектная работа - одно из средств организации творческой деятельности на уроках иностранного языка.Проект имеет ...

Внеурочное занятие с использованием технологии проектной деятельности

Занятие во внеурочное время по биологии с использованием технологии проектной деятельности. Лекарственные растения сосновского района...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

АННОТАЦИЯЦель данной работы, адресованной педагогам-практикам, -  рассмотреть вопросы внедрения цифровых УМК в образовательный процесс. В статье проанализированы характерные особенности такого ро...