Фонд оценочных средств
учебно-методический материал

Ракшаева Цырма Жамсарановна

Предварительный просмотр:

Входная контрольная работа по обществознанию.      

Вариант 1

   1. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические   черты, присущие конкретному человеку:

а) индивид;

б) деятель;

в) творец;

      г) индивидуальность

2. Выберите из перечисленного те преступления, за которые уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста:

а) злостное хулиганство; б) изнасилование;

в) похищение человека; г) неоказание помощи больному.

     3. Отношения общества и природы характеризуются тем, что:

а). общество оказывает лишь отрицательное влияние на природу;

б). природа полностью определяет направление развития общества;

в). общество оказывает только положительное влияние на природу;

г). природа и общество воздействуют друг на друга.

     4.  Правовая связь человека с государством – это:

а) гражданство; б) право;

в) юридическая ответственность;  г) правонарушение.

     5. Наука, изучающая методы рационального ведения хозяйства, называется:

    а) экологией; б) геологией; в) технологией; г) экономикой.

 6. Дефицит государственного бюджета существует, если:

а) увеличиваются государственные расходы на социальные нужды;

б) государственные расходы превышают доходы;

в) увеличивается государственный долг;

г) уменьшаются налоги.

7. Государственный бюджет – это:

а) общая сумма денежных доходов, которыми располагает государство;

б) отчет о финансово-экономической деятельности государства;

в) сумма всех расходов государства;

г) сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов его расходов.

8. Налог – это:

а) безвозмездная помощь государства гражданам и предприятиям с целью их социальной защиты и поддержки;

б) плата за пользование государственным имуществом;

в) установленный государством для предприятий и граждан обязательный платеж;

г) сумма денег, выдаваемая предприятиям и гражданам на условиях возврата.

9. Между спросом и предложением существует следующая зависимость:

а) спрос растет – растет и предложение; б) растет предложение – не обязательно вырастет спрос;

в) предложение падает – падает и спрос; г) предложение растет – растет и спрос.

10.Спрос потребителя определяется:

а) размерами индивидуального дохода;

б) самыми необходимыми потребностями;

в) модой, то есть общественной оценкой того, что сегодня стоит покупать, а что нет;

      г) всем вместе.

   11. Дайте характеристику индустриальному обществу (три признака)

    12. Перечислите глобальные проблемы современности и объясните в чем суть проблемы  «Севера» и «Юга»?

   

Входная контрольная работа по обществознанию.   

   Вариант 2

1. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:          

  1) самосохранении;  2) самореализации;  3) самопознании;   4) самообразовании.

2. Качества личности проявляются в:

1) чертах человека как биологического организма;  2) наследственной предрасположенности;

3) особенностях темперамента;  4) социально-преобразующей деятельности.

3. Человек, в отличие от животного, обладает способностью:

1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий;

3) обучать потомство;  4) защищаться от опасности.

 4.Что является проявлением глобальной экологической проблемы:

1)        рост потребления энергии во многих странах; 2)        участившиеся вспышки на Солнце;

3)        недостаток очистных сооружений;         4)        промышленное загрязнение воздуха.

 5. Основу экономики страны А. составляет сельское хозяйство. Семьи сообща владеют землей работают на ней. Значительную роль в управлении обществом играют церковь и армия. К какому типу принадлежит это общество:

1) традиционному;  2) индустриальному;

3) информационному;  4) постиндустриальному.

3)        верны оба суждения;    4) оба суждения неверны.

 6. Расплачиваясь за покупки в кассе магазина, девушка обронила сторублевую купюру. Стоящий сзади подросток оказался перед выбором: обратить внимание девушки на выпавшие деньги или, дождавшись ее ухода, присвоить их.  Эта ситуация отражает выбор:

1)        правовой;     2)        экономический;  3)политический;  4) моральный.

7. Рациональное познание, в отличие от чувственного:

  1) расширяет знания об окружающем мире.

  2) формирует наглядный образ предмета

  3) осуществляется в форме ощущений и восприятий  

  4) использует логические умозаключения

8. Государственный бюджет – это планируемые государством на год:

1)        сроки ввода новых предприятий;  2) расходы и доходы;

3)        темпы роста экономики;                4) льготы и дотации.

9.Увеличение количества самостоятельных продавцов на рынке бытовой техники привело к снижению цен на нее. Это результат:

1)        государственного регулирования;  2) ценового сговора производителей;

3)        технического прогресса;                 4)конкурентной борьбы.

10. Что из перечня относится к специфическим для человека видам деятельности, характерным только для него:

1) добывание пищи; 2) забота о потомстве; 3) научное творчество; 4) общение.

 11. Дайте характеристику постиндустриальному обществу (три признака)

 12. Перечислите глобальные проблемы современности и объясните в чем суть проблемы  войны и мира?



Предварительный просмотр:

 «Духовная сфера жизни общества»

I вариант

1. Первоначально культурой называли:

1) ораторское искусство; 2) умение рисовать;

3) способы возделывания почвы; 4) воспитанность

2. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп; 2) компьютер; 3) научное открытие; 4) телевидение

3. Спецификой массовой культуры является:

1) зрелищность; 2) доступность; 3) оригинальность; 4) узнаваемость

4. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:

1) национальной культуры; 2) элитарной культуры;

3) массовой культуры; 4) народной культуры

5. Гуманизация образования - это:

1) уменьшение учебной нагрузки

2) возможность получить образование в другой стране

3) внимание к индивидуальным особенностям личности

4) свободное посещение, занятий

6. Искусство характеризуется тем, что оно

1) отражает действительность в образно-символической форме

2) выполняет функцию социального управления

3) основано на вере в сверхъестественное

4) комплексно описывает и объясняет события и явления

7. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?

1) мюзикл; 2) кино; 3) пляски; 4) анекдоты; 5) сказки; 6) поговорки; 7) законы

8. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитарной культуры?

1) Общедоступность

2) Сложность и противоречивость

3) Расчет на узкий круг знатоков

4) Анонимность

5) Выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

9. К моральным нормам относятся

1) Уважение к другим народам

2) Верховенство закона

3) Преданность и любовь к Отечеству

4) Бережное отношение к природе

5) Талант

6) Любовь к искусству

7) Честное исполнение долга

10.Заполните пропуски:

Вид деятельности, воспроизводящий мир в специфических образах, называется _____________ 1). Причиной разделения его на виды является многообразие типов общественной ____________ 2) людей, опирающееся на удовлетворение __________ 3) потребностей. Нет главных и второстепенных искусств, каждый вид обладает своими особенностями. Формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений называется ______________ 4). Пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, - это ______ 5). Изображение на плоскости картин реального мира называется ____________6).

А) деятельность; Б) искусство; В) живопись; Г) эстетические;

Д) общность; Е) архитектура; Ж) сознание; З) скульптура.

 «Духовная сфера жизни общества»

II вариант

1. Культура в широком смысле слова - это:

1) все виды преобразовательной деятельности; 2) виды искусства;

3) производство духовных ценностей; 4) образованность человека

2. К духовным ценностям относится:

1) симфония; 2) радио; 3) телескоп; 4) телефон

3. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:

1) массовой; 2) народной; 3) экранной; 4) художественной

4. К средствам массовой информации относится:

1) литература; 2) телевидение; 3) театр; 4) киноискусство

5. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью; 2) убеждением;3) талантом; 4) этикетом

6. Система образования регулируется:

1) государством; 2) обществом; 3) социальной группой; 4) отдельными людьми

7. К мировым религиям не относится:

1) христианство; 2) буддизм; 3) иудаизм; 4) ислам

8. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для массовой культуры?

1) Общедоступность

2) Сложность и противоречивость

3) Расчет на узкий круг знатоков

4) Коммерциализация

5) Развлекательный характер

9. К моральным нормам не относятся

1) Уважение к другим народам

2) Верховенство закона

3) Преданность и любовь к Отечеству

4) Бережное отношение к природе

5) Талант

6) Любовь к искусству

7) Честное исполнение долга

10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
« Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.
Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________(2)…
Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.
Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, __________(3),______________(4).
Все религии можно также объединить в две большие группы __________(5), т.е. признающие существование единого Бога и ___________(6), признающее множество богов.»
А) монотеизм Б) политеизм В) древность Г) ислам Д) культ Е) буддизм Ж) индуизм З) суеверие И) конфуцианство 
К) миф



Предварительный просмотр:

Проверочная работа «Типы обществ»

Вариант №1

 

1. О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах:

А. Низший слой вавилонского общества составляли рабы. Они работали на стройках города, в царском дворце, на полях, в домашнем хозяйстве. Во главе свободных граждан стоял царь со своими придворными, высшим чиновничеством и жречеством. Важные позиции в обществе занимало войско.

Б. Известный русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай (1846–1888) провёл два с половиной года в Новой Гвинее, где изучал жизнь папуасов. В XIX веке папуасы жили деревнями, разделёнными на небольшие поселения, в особых хижинах на сваях. Они занимались собирательством, рыбной ловлей и охотой.

В. С появлением на Земле человека разумного (homo sapiens) на смену человеческому стаду пришла родовая община. Её члены всё делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну.

Г. К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности (барщину и оброк) – обязанности, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.

2. Укажите черты традиционного общества.

А) доминируют коллективистские ценности

Б) темпы развития техники и технологии невысоки

В) увеличивается доля промышленности в национальном доходе

Г) сохраняется строгая иерархическая организация

Д) преобладает частная собственность на средства производства

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Под ____(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и _____(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ____ (В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ____ (Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ____ (Е)».

 1) постиндустриальное общество  2) отношения  3) традиционное общество    4) эволюция  5) революция  6) подъем   7) прогресс   8) регресс  9) простая форма.

Проверочная работа «Типы обществ»

Вариант №2

1. О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах:

А. Вторая половина XIX в. – начало XX в. – период, который вошёл в историю как век «машинный», век «железный», эпоха стали, доменных печей, железнодорожных линий, связавших  жителей континента от океана до океана; время, когда  в небе появились первые самолеты и дирижабли, на водных просторах – пароходы. Это время зарождения большого бизнеса, банков и бирж, акционерных обществ. Это время, когда выходец из незнатной бедной семьи мог разбогатеть и занять высокое положение в обществе.

Б. Это общество, в котором господствовало натуральное хозяйство, применялись примитивные орудия труда. Ведущим сектором экономики было сельское хозяйство. Основная часть населения проживала в деревне. Главными ценностями общества были религия, армия и власть (монарха). Это время, когда человек не мог существовать вне сословия или корпорации. Купцы объединялись в гильдии, ремесленники – в цехи, крестьян объединяла община, а положение феодалов зависело от места, которое они занимали на феодальной лестнице.

В. В этом обществе ведущее место играет информация, теоретические знания. Востребованными становятся такие профессии, как информатики, экономисты, бухгалтеры, юристы, ученые. Сфера обслуживания преобладает над аграрным и промышленным сектором, основанным на информационно-электронных системах.

Г. Это время великих географических открытий, время возрождения гуманистических идеалов античной науки, технических изобретений, подготовивших существенные изменения в общественном укладе Европы. Это время появления фабрик, наёмного труда, роста городов, быстрой смены технических изобретений. Это время зарождения парламентаризма, борьбы за избирательные права.

2. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу.

А) приоритет коллективистских ценностей

Б) рост численности рабочего класса

В) высокая социальная мобильность

Г) использование информационных технологий

Д) глобализация экономики и финансов

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Характеристика общества как ______ (А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются общественной жизни  и социальные институты. Выделяют четыре сферы, которые находятся в тесной взаимосвязи, т.к. поддерживают необходимую ______ (Б)  общества.   ______ (В)  в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ____ (Г), а также управление совместной _____  (Д) людей.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) целостность    2) система    3) общество  4) социальные блага  5)  сфера  6) производство   7) культура            8) социальные институты    9)  деятельность.  



Предварительный просмотр:

Задания по экономической сфере

  1. Установите соответствие

термины

определения

1

акциз

А

сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти.

2

гиперинфляция

Б

ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

3

прямой налог

В

Выпуск новых партий бумажных денег

4

эмиссия

Г

налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара.

5

конкуренция

Д

продажа жителям других стран товаров, произведенных отраслями отечественной экономики.

6

Международное разделение труда

Е

Расширение участия страны в мировом хозяйстве

7

Факторы  производства

Ж

ситуация в экономике, когда рост общего уровня цен в стране в течение месяца превышает 50% и это продолжается более трех месяцев подряд

8

экспорт

З

экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов

9

Бюджет

И

сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации

10

Интернационализация

К

Специализация отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Экономика- многозначное понятие. С одной стороны, это _________(А) занимающаяся изучением хозяйственной деятельности и отношений, появляющихся в её процессе; а с другой – это _________(Б), то есть это сфера производительной деятельности, обеспечивающая жизнь общества, процесс создания материальных благ.

Существует два уровня экономика. Первый,  _________(В),  это хозяйственная деятельность в отдельно взятой стране или в мире в целом. Данная деятельность становится наиболее эффективной, если используются все возможности экономической _________(Г), предполагающей создание трансконтинентальных корпораций, различных экономических союзов предпринимателей. Немаловажное значение имеет также __________(Д), что значительно повышает качество выпускаемой продукции.

Второй уровень – это _________ (Е), то есть деятельность отдельных хозяйственных субъектов экономики (фирм, предприятий и других).

Оба уровня тесно взаимосвязаны, обеспечивают удовлетворение экономических и других материальных потребностей людей.

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)международное разделение труда;

2)дифференциация;

3)хозяйство;

4) регулирование;

5)наука;

6)микроэкономика;

7) конфронтация;

8)макроэкономика;

9)интеграция.



Предварительный просмотр:

Задания по экономической сфере

1.Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Безработица представляет собой _____ (А) явление, которое наступает в случае превышения _____ (Б) трудовых услуг над спросом и проявляется в том, что часть трудоспособных граждан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современной безработицы существенное влияние оказывают уровень _____ (В), освоение новых территорий, появление новых видов деятельности, усиление внешнеэкономической конкуренции. _____ (Г) не означает абсолютного отсутствия безработицы. Ей соответствует _____ (Д) безработицы, который связан с поиском наиболее подходящих рабочих мест, обучением новым специальностям, _____ (Е) изменениями спроса и др. Естественная безработица не является _____ (Ж). Она зависит от уровня развития экономики страны. Государство должно следить, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественный.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) сезонный, 2) социально-экономический, 3) общество, 4) научно-технический прогресс,

5) постоянная величина, 6) предложение, 7) естественный уровень,8) полная занятость,

9) производственный.

В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в строку ответа.

2.Банковский кредит – денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре __________(1).

В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, _______(2) денег банку. Процент – это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование ________(3) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и ______(4). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан – потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа.

Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные ______(5) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки _____(6) заемщиков.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) операции Г) процент Ж) гарантии возврата

Б) государство Д) потребительский кредит З) окупаемость

В) кредитоспособность Е) ликвидность И) заемные средства



Предварительный просмотр:

Задания по экономической сфере

1. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

http://iumka.ru/images/stories/ris23.gif

 2 . Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А)

многообразие форм собственности

1)

Административно-командная

Б)

контроль за производством и распределением со стороны государства

2)

Рыночная

В)

действие закона спроса и предложения

 

 

Г)

централизованное ценообразование

 

 

Д)

экономическая независимость товаропроизводителей

 

 

3.  Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А)

токарный станок

1)

земля

Б)

каменный уголь

2)

труд

В)

наладчик оборудования

3)

капитал

Г)

офис фирмы

 

 

Д)

менеджер

 

 

4. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ОБЪЕКТЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

ВИДЫ РЫНКОВ

А)

бытовая техника

1)

рынок труда

Б)

иностранная валюта

2)

рынок капиталов

В)

услуги адвоката

3)

рынок товаров

Г)

муниципальные облигации

 

 

Д)

страхование жизни

 

 

5. Найдите в приведенном списке характерные признаки рыночной экономики и укажите цифры, под которыми они указаны.

1) контроль со стороны государства над производством 2) свободное ценообразование

3) экономическая свобода производителей 4) преобладание государственной собственности

5) централизованное планирование экономики 6) разорение убыточных предприятий

Цифры запишите в порядке возрастания.

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

« В современной экономике действует три главных_____________(1): производители экономического продукта, его потребители и _____________(2). Между ними происходит весьма интенсивный _________(3) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое _______________(4), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный ____________(5) товаров, услуг, информации. В то же время государство является __________(6), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений».

А) производитель Б) обмен В) объект Г) государство Д) предложение Е) субъект

Ж) регулирования З) спрос И) потребитель



Предварительный просмотр:

Задания по обществознанию «Экономическая сфера» I вариант

Определите термин:

  1. Переход предприятий в из частного в государственную собственность-
  2. Экономика, где сочетаются черты рыночной и командной  экономики-
  3. Финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные деньги и предоставляет кредиты-
  4. Перечислите виды банков-
  5. Борьба  между товаропроизводителями за потребителя-
  6. Минимум средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность человека-

 Дайте определение:

  1. Профицитный бюджет это-
  2. Государственный долг-
  3. Монополия-
  4. Экстенсивная модель развития экономики-
  5. Маркетинг-
  6. НТП-
  7. Протекционизм-

Задания по обществознанию «Экономическая сфера» II вариант

Определите термин:

  1. Переход предприятий в частные руки-
  2. Экономика, где сочетаются черты рыночной и командной  экономики-
  3. Финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные деньги и предоставляет кредиты-
  4. Перечислите качества денег:
  5. Борьба  между товаропроизводителями за потребителя-
  6. Минимум средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность человека-

 Дайте определение:

  1. Дефицитный бюджет это-
  2. Государственный бюджет-
  3. Монополия-
  4. Интенсивная  модель развития экономики-
  5. Маркетинг-
  6. НТР-
  7. Меркантилизм-



Предварительный просмотр:

Политическая сфера жизни общества

1.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(2), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(6), отражающих интересы различных социальных групп.»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) единство Б) фракция В) выборы Г) движение Д) лидер Е) социум

Ж) партия З) группа И) членство

2. Для консервативной идеологии характерно признание

1) ценностей традиций, преемственности

2) классовой борьбы в качестве двигателя истории

3) государственной собственности как основы экономики

4) имущественного равенства

3.  Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

4. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

5. Конституция РФ была принята

1) Федеральным Собранием2) думским комитетом 3) Государственным Советом

4) всенародным референдумом

6.  Функцией государства является

1) разделение властей 2) суверенитет

3) поддержание общественного порядка 4) наличие государственного аппарата

7.  Любую политическую партию характеризует

1) широкий круг сторонников 2) наличие в партийных рядах членов правительства

3) близость политических позиций 4) критика правительственного курса

8. Отличительным признаком тоталитарного режима является

1) монополия на власть одной политической партии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

9. Одной из ведущих черт демократического режима является

1) наличие одной партии, сросшейся с государством

2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан

3) гарантированность прав и свобод человека законами государства

4) наличие органов судопроизводства

10. нацеленность на завоевание политической власти – это

1) принцип деятельности парламента

2) ведущая задача профсоюза

3) особенность политической культуры

4) цель деятельности политической партии

11. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим 2) форма правления

3) форма административного устройства 4) государственный суверенитет

12. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является

1) федерация 2) конфедерация 3) унитарное государство 4) республика

13. К признакам понятия «политический режим» относится

1) форма государственного правления 2) структура высших органов государства

3) территориальное устройство государства 4) степень реализации прав и свобод личности

14. Демократический режим характеризуется

1) господством исполнительной власти 2) защитой прав и свобод граждан

3) командно-административными методами управления

4) господством одной обязательной идеологии

15. «Государство, общество должны опираться на опыт и устои предков». Для какой политической идеологии данное высказывание является ведущим, основным?

1) консервативной 2) либеральной 3) социал-демократической 4) коммунистической

16. Власть опирается на

1) авторитет 2) силу 3) право 4) на все вышеперечисленное

17. Оппозиционные политические партии

1) имеют большинство в законодательном собрании 2) определяют темпы экономического развития

3) выражают интересы определенных социальных групп 4) определяют состав правительства.

18. При характеристике человека как гражданина указывают на его

1) семейное положение 2) профессию 3) партийность 4) права и обязанности

19. Кто является источником власти в демократической стране

1) народ 2) передовой общественный класс

3) представители крупного бизнеса 4) интеллектуальная элита общества

20. Политикой древние греки называли:

1) искусство ведения домашнего хозяйства 2) ораторское искусство

3) искусство управления государством 4) политический талант

21.Завершите заполнение схемы

http://festival.1september.ru/articles/617840/1.gif

22.Заполните таблицу:

Критерии

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

1. Существует ли контроль за властью со стороны общества?

 

 

 

2. Какова роль парламента (если он есть)?

 

 

 

3. Допускается ли существование оппозиции?

 

 

 

4. Реализуются ли основные права и свободы граждан?

 

 

 

5. Какова степень насилия и принуждения?

 

 

 



Предварительный просмотр:

Задания на повторение

1.Вставьте пропущенные слова

«Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной
деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга свои
ми  _____________ (1).   Главными  институтами  общества  являются

__________________ (2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в
которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает
и изменяет институты. Развитие социальных институтов происходит

в ходе_________________ (3) общества».

Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия, приведенные в именительном падеже. Выбирайте каждое понятие одно за другим, мысленно заполняя пробелы. При этом вариантов понятий больше, чем пробелов.

А) частный бизнес Б) государство В) функциональные качества

Г) экономика, семья, образование, религия Д) общественные потребности

Е) эволюция Ж) совместная деятельность

2.  Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе (А)_______________, обращения и распределения товаров. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся (Б)___________ (земля, дикорастущий лес).Рынок представляет (В)__________, в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме (Г)____________, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления. Субъектами рынка являются продавцы и (Д)_____________. В их качестве выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), предприятия, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Субъекты взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи. Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает произведенная продукция, факторы производства (земля, труд, капитал), (Е)_____________. В качестве денег – все финансовые средства.

Список терминов:

  1. Покупатели 2. Результат труда 3. Государство  4. Производство 5. Услуги  6.Бартер
  1. Купля-продажа 8. Распределение 9. Сфера обмена (обращения)

3. Деньги — специфический товар, обладающий наивысшей ликвидностью, служащий измерителем (А)_________________ других товаров и (Б)_____________ Одна из функций денег — роль посредника при (В)______________одних благ на другие. При помощи денег выражают стоимость различных товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них. По мнению сторонников трудовой теории стоимости, в частности К. Маркса, не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представляют собой овеществлённый человеческий (Г)_____________ и, следовательно, сами по себе соизмеримы по количеству затраченного труда (сопоставляются затраты количества рабочего времени с учётом квалификации труда, необходимого для воспроизводства товаров). Это позволяет стоимость всех товаров измерять одним и тем же специфическим товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоимости, то есть в деньги.

Обычно деньгами становится товар с высокой (Д)_____________ (его легче всего обменять на другой товар, например скот). Помимо меры стоимости для других товаров, деньги являются (Е)_________, то есть тем товаром, который является посредником в процессе обмена. Кроме того, функцию денег могут выполнять различные вещи, иные вещные права, обязательства и вещно-обязательственные комплексы.

Список терминов:

  1. Услуги
  2. Ликвидность
  3. Результат
  4. Средство обмена
  5. Труд
  6. Средство обращения
  7. Обмен
  8. Стоимость
  9. Эквивалентность



Предварительный просмотр:

 Контрольная работа по обществознанию.       Вариант 1

1. Верны ли следующие суждения?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

В а р и а н т ы   о т в е т о в:

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

2. К социальным относятся потребности человека в:

1) отдыхе; 2) пище; 3) воде;  4) общении.

3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

В а р и а н т ы   о т в е т о в:

1) верно только А;  2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;   4) оба суждения неверны.

4. Установите соответствие: к каждому определению, данному под пунктами А, Б, В, подберите соответствующее понятие из пунктов Г, Д, Е:

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода.

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Г. Индивид.

Д. Индивидуальность.

Е. Личность.

В а р и а н т ы   о т в е т о в:

1) А–Г; Б–Е; В–Д;  2) А–Д; Б–Е; В–Г;

3) А–Е; Б–Г; В–Д;  4) А–Г; Б–Д; В–Е.

5. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

1) самосохранении;  2) самореализации;  3) самопознании;   4) самообразовании.

6. Качества личности проявляются в:

1) чертах человека как биологического организма;  2) наследственной предрасположенности;

3) особенностях темперамента;  4) социально-преобразующей деятельности.

7. Человек, в отличие от животного, обладает способностью:

1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий;

3) обучать потомство;  4) защищаться от опасности.

8. И человек, и животные способны:

1) использовать предметы природы;

2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда;

3) передавать трудовые навыки последующим поколениям;

4) осознавать собственные потребности.

9. Верны ли следующие суждения?

А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.

Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

В а р и а н т ы   о т в е т о в:

1) верно только А;  2) верно только Б;  3) верно и А, и Б;  4) оба суждения неверны.

10. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

1) физиологические; 2) потребность в безопасности;

3) социальные; 4) престижные; 5) духовные.

А. Потребность человека жить в коллективе, в общении, дружбе, любви, уважении и взаимопонимании.

Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.

В. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.

Г. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движениях.

11.Что является проявлением глобальной экологической проблемы:

1)        рост потребления энергии во многих странах; 2)        участившиеся вспышки на Солнце;

3)        недостаток очистных сооружений;         4)        промышленное загрязнение воздуха.

12.Основу экономики страны А. составляет сельское хозяйство. Семьи сообща владеют землей и работают на ней. Значительную роль в управлении обществом играют церковь и армия. К какому типу принадлежит это общество:

1) традиционному;  2) индустриальному;

3) информационному;  4) постиндустриальному.

3)        верны оба суждения;          4) оба суждения неверны.

13. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:

1)        наукой;   2)искусством;  3)образованием;   4) творчеством.

5. Расплачиваясь за покупки в кассе магазина, девушка обронила сторублевую купюру. Стоящий сзади подросток оказался перед выбором: обратить внимание девушки на выпавшие деньги или, дождавшись ее ухода, присвоить их.  Эта ситуация отражает выбор:

1)        правовой;     2)        экономический;  3)политический;  4) моральный.

14. Рациональное познание, в отличие от чувственного:

1) расширяет знания об окружающем мире.  2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений и восприятий  

4) использует логические умозаключения

15. К основным факторам (ресурсам) производства относится:

1)        спрос;  2) конкуренция;   3)        товар;     4) труд.

16. Государственный бюджет – это планируемые государством на год:

1)        сроки ввода новых предприятий;  2) расходы и доходы;

3)        темпы роста экономики;   4)        льготы и дотации.

17.Увеличение количества самостоятельных продавцов на рынке бытовой техники привело к снижению цен на нее. Это результат:

1)        государственного регулирования;  2) ценового сговора производителей;

3)        технического прогресса;   4)        конкурентной борьбы.

Контрольная работа по обществознанию.       Вариант 2

   1. Закончите определение:

Предусмотренное уголовным правом общественно опасное деяние – это  ……. .

2. Выберите из перечисленного те преступления, за которые уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста:

а) злостное хулиганство; б) изнасилование;

в) похищение человека; г) неоказание помощи больному.

3. Закончите определение:

Особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения – это  …… .

   4.  Правовая связь человека с государством – это:

а) гражданство; б) право;

в) юридическая ответственность;  г) правонарушение.

5. Что из перечисленного относится к признакам правонарушения:

а) предумышленность деяния; б) противоправность;

в) наличие свидетельских показаний;

г) общественный вред деяния;

д) нежелание совершившего правонарушение раскаяться.

  6.Завершите определение.

Конституция – это  ……. .

а) основной закон государства, имеющий наивысшую юридическую силу;

б) закон, принятый парламентом;

в) документ, провозглашающий права и свободы человека.

7. Завершите определение:

Трудовой договор – это  ……. .

а) соглашение между предприятиями и государством;

б) добровольное соглашение между предприятием и работником, в котором определяются их взаимные права и обязанности;

в) соглашение между двумя или несколькими предпринимателями об условиях сбыта продукции.

8.Какое из нижеприведенных действий свидетельствует о нарушении прав человека:

а) Александр не пригласил друга на день рождения;

б) Анна заказала в ателье слишком дорогое платье на выпускной вечер;

в) Сергей купил продукты в магазине без очереди;

г) Раиса обсуждала с соседями подслушанные ею телефонные разговоры.

9.Соедините название художественных произведений и соответствующие им виды искусства.

1) литература

а) лаковые миниатюры из г. Палеха Ивановской области

2) живопись

б) «Лунная соната» Л. Бетховена

3) народное декоративно-прикладное искусство

в) фрески Андрея Рублева в Успенском соборе

г. Владимира

4) скульптура

г) традиционная японская миниатюра «нэцке»

5) музыка

д) памятник князю Юрию Долгорукому в Москве

10. Наука, изучающая методы рационального ведения хозяйства, называется:

а) экологией;

б) геологией;

в) технологией;

г) экономикой.

11. Экономическая категория, отражающая права владельца имущества, – это:

а) акция;

б) собственность;

в) приватизационный чек;

г) облигация.

12. Что не может являться объектом собственности:

а) предметы домашнего обихода; б) производственное оборудование;

в) знания и умения работника; г) здания и жилища.

13. Особый товар, выступающий средством платежа при обмене на любой другой товар, – это:

а) драгоценные камни; б) полезные ископаемые;

в) антиквариат; г) деньги.

14.Издержки производства – это:

а) затраты на сырье;

б) затраты на ремонт износившегося производственного оборудования;

в) затраты на приобретение и использование производственных ресурсов;

г) затраты на заработную плату персонала.

15. Дефицит государственного бюджета существует, если:

а) увеличиваются государственные расходы на социальные нужды;

б) государственные расходы превышают доходы;

в) увеличивается государственный долг;

г) уменьшаются налоги.

16. Государственный бюджет – это:

а) общая сумма денежных доходов, которыми располагает государство;

б) отчет о финансово-экономической деятельности государства;

в) сумма всех расходов государства;

г) сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов его расходов.

17. Налог – это:

а) безвозмездная помощь государства гражданам и предприятиям с целью их социальной защиты и поддержки;

б) плата за пользование государственным имуществом;

в) установленный государством для предприятий и граждан обязательный платеж;

г) сумма денег, выдаваемая предприятиям и гражданам на условиях возврата.

18. Между спросом и предложением существует следующая зависимость:

а) спрос растет – растет и предложение; б) растет предложение – не обязательно вырастет спрос;

в) предложение падает – падает и спрос; г) предложение растет – растет и спрос.

19.Спрос потребителя определяется:

а) размерами индивидуального дохода;

б) самыми необходимыми потребностями;

в) модой, то есть общественной оценкой того, что сегодня стоит покупать, а что нет;

      г) всем вмсете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонд оценочных средств по физике

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Физика» для специальностей СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание элект...

Фонд оценочных средств "Естествознание"

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Естествознание» для специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»...

Фонд оценочных средств "Документационное обеспечение управления"

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления» для специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»...

Фонд оценочных средств для специальности 190631

Фонд оценочных средств для студентов специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей" ( углубленной подготовки 2, 3 курс)...

Фонд оценочных средств по дисциплине "Технические средства информатизации"

Фонд оценочных средств по дисциплине "Технические средства информатизации"...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине Математика для специальности 11.02.08 "Средства связи с подвижными объектами (базовая подготовка)"

ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ по учебной дисциплинематематика 11.02.08  Средства связи с подвижными объектами (базовая подготовка)2. Состав КОСдля текущего контроля знаний, умений обучающи...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по Заправке транспортных средств горючими и смазочными материалами

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  по профессиональному модулю ПМ. 02 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиле...