Статья Становление педагогической профессии
статья

Статья Становление педагогической профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_stanovlenie_pedagogicheskoy_professii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Становление педагогической профессии

В глубокой древности, когда ещё не было разделения труда, все члены общины или племени – взрослые и дети – участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта   детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в неё , усваивали знания о способах деятельности ( охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому  больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлёкших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода- самые уважаемые и умудренные опытом- образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей- воспитателей , прямой и единственной обязанностью которых стала передача, его нравственности, подготовки к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии, поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В ДР. Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Др. Греции- наиболее умные, талантливые, вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.

В Др. Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.

В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что ещё в XX веке до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило были священники, монахи, хотя в городских школах , университетах ими всё чаще становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя.  

В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: « Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь…».  В Др. Руси учителей называли мастерами , подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров – ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно - Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная , единая и неделимая , функция. Учитель – это воспитатель, наставник. В этом его гражданское , человеческое предназначение.  Именно это имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П. Куницыну

( Царскосельский лицей) следующие строки : «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена».

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется перенос акцентов с обучения на воспитание  и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния , так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой ЗУН.  Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде  всего как воспитателя.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена.  Так , Великим учителем китайцы называли Конфуция.

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

Я.А.Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем».  Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда.

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский- отец русских учителей. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику А.С.Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране , в 30-е гг. командно-административные методы управления , он противопоставил им педагогику , гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.С.Макаренко приобрели всемирное признание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

История становления и развития педагогической профессии

Профессия учителя является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями.Практика воспитания своими корнями уходит в ...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

ПРОГРАММА проведения профессиональных проб «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9классов на базе ГБПОУ ИО ТПТТ

ПРОГРАММАпроведения профессиональных проб«Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеобр...

Анализ мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9кл

Анализ  мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеоб...

статья "Игровая педагогическая технология в процессе обучения по профессии 15.01.05 «Сварщик(ручной и частично механизированной сварки(наплавки))» "

В статье представлена разработка методики проведения уроков с использованием игровых технологий при подготовке по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))&r...