Дисциплина: "Психология", раздел: "Социальная психология"
план-конспект занятия

Метелик Наталья Петровна

Лекция № 1 "Введение в социальную психологию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_no_1_predmet_sotsialnoy_psihologii.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 1. Тема: «Введение в социальную  психологию» (2 часа).

Вопрос 1. Общее понятие социальной психологии.

          Социальная психология –  это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Вопрос 2.  Объект, предмет, задачи и функции социальной психологии.

        Объектом социальной психологии являются сообщества людей (группы), или отдельные их представители (люди).

        Предметом  социальной психологии служат:

-  явления психики, характерные для больших социальных групп (нации, страны, большие социально – демографические группы);

- главным предметом социальной психологии является личность: ее положение в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучения личности, ее черт;

- предметом психологии являются массовые психические процессы и положение личности в группе.

        Задачи социальной психологии  - это основные направления ее исследования, а также цели, которые она ставит перед собой, решая определенные проблемы:

  1. Продолжение исследования проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;
  2. Пересмотр социально – психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;
  3. Исследование новых социально – психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических и др.);
  4. Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

        Функции социальной психологии – это ее системные свойства, которые определяются спецификой ее объекта и предмета познания, и вытекает из ее особой роли среди других наук в исследовании явлений духовной жизни общества и формирования общественного сознания людей, отражают ее роль и значение в раскрытии законов и закономерностей проявления психики и поведения людей и их групп, их влияния на жизнь и деятельность общества:

  1. Интеграция (т.е. восстановление, или восполнение) и трансляция социального опыта, на основе которого  формируется единое направление мыслей, воли и чувств в данной социальной группе.
  2. Социальная адаптация – приведение индивидуального сознания  в соответствие с принципами и нормами, принятыми в данном социуме;
  3. Социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствии с нормами, принятыми в данном социуме;
  4. Социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;
  5. Психологическая разгрузка – освобождение от социально – психологического напряжения без нарушения общепринятых норм;
  6. Социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.

Вопрос 3. История формирования социально – психологических идей (или, предпосылки формирования социальной психологии).

        Зачатки социальной психологии  появились в первобытном обществе с появлением табу и обрядов. Люди пытались осознать характер совместной деятельности. Появились ораторы, которые могли воздействовать на публику и вести за собой.

         Клайнберг говорил, что корни социальной психологии можно найти  в произведениях Аристотеля, Олпорт – что в философском учении Платона. В новое время вопросами социальной психологии занимались Гегель, Руссо, Локк и др.

Вопрос 4. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания.

        В процессе формирования предмета социальной психологии как науки выделяют три периода:

  1. Накопление социально – психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н.э. – середина  XIX в.).
  2. Выделение описательной социальной психологии и философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (50 – 60 гг. XIX в. –

20- е  гг.  XX в.)  В течение длительного периода социально – психологические взгляды разрабатывались в рамках различных  философских учений. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук – в психологии и социологии (они являются родоначальниками социальной психологии), а также антропологии, этнографии, криминологии, языкознания. Социальная психология возникла, прежде всего, на основе языкознания. Работы по этнографии, антропологии, криминологии легли в основу социальной психологии, т.к. помогли понять жизнь других людей.

        Американский ученый Шибутани сделал вывод, что социальная психология возникла отчасти потому, что в ней нуждались другие науки.

3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20 - е  гг.  XX в.)

        Началом существования социальной психологии, как особой дисциплины считается 1908 год, когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях работ которых содержался термин «Социальная психология».

Вопрос 5. История развития западной социальной психологии XX в. и ее основные теоретические подходы.

        В западной социально -  психологической науке  XX в. получили развитие следующие теоретические подходы:

  1. Социокультурный подход Э.Росса – источники социального поведения людей присущи не отдельной личности, а социальной группе, социальное поведение объясняется влиянием больших социальных групп. Группа рассматривалась как своеобразная целостность, обладающая сознанием. В соответствии с современным  социокультурным подходом считается, что убеждения, ценности и предрассудки человека обусловлены факторами группового уровня (нация, социальный класс, нормы культуры);
  2. Эволюционный подход У. Макдугалла – направлен на поиск причин  социального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство. Предполагается, что животные, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды, имеют больше шансов выжить и произвести на свет жизнеспособное потомство, передав ему по наследству соответствующие свойства. Эти свойства со временем заменяются новыми свойствами живых организмов, больше подходящими для определенной среды;
  3. Теория социального научения  (А. Бандура и Р. Уолтерс) – социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивида и его научения в процессе получения вознаграждений и наказаний. Особая роль в развитии поведенческих форм отводится подражанию. Так, например, дети могут научиться агрессии, наблюдая за различными формами агрессивного поведения взрослых. Важная роль в развитии индивидуального поведения  отводится также убеждениям, ожиданиям, возможности выбора и самоподкреплению;
  4. Феноменологический подход К. Левина – это социальное поведение человека направляется его субъективной интерпретацией событий социального мира. Основным  в системе взглядов Левина на социальное поведение человека является понятие «жизненного пространства», в которое входит вся сумма возможных событий, которые влияют на индивида из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется. Поведение человека рассматривается как его движение сквозь участки данного жизненного пространства, одни из которых привлекательны, а другие – нет. Интерпретация человеком той или иной ситуации, по Левину, связана с его целями в данный момент. Так, например, если фанат какой–нибудь футбольной команды желает ввязаться в драку с поклонниками «чужой» команды, он может интерпретировать случайный толчок как агрессивный выпад с другой стороны;
  5. Социально–когнитивный подход – сосредотачивается на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти. Сторонники этого подхода считают, что психические процессы, связанные с тем, какие именно события  привлекают внимание человека, направляя его внимание к тому или иному аспекту ситуации. Они также могут оказывать влияние на понимание этой ситуации на основе возникших  у него ассоциаций данного события с аналогичным опытом прошлого, сохранившимся в памяти.

        Рассмотренные подходы  к пониманию социально – психологических явлений не противоречат друг другу, а представляют собой одну из граней социально – психологического анализа, которые взаимно дополняют друг друга. Сочетание этих подходов  и их комплексное использование обеспечивают всестороннее изучение того или иного явления  социальной психологии.

Вопрос 6. Развитие отечественной социальной психологии.

        Основоположником отечественной социальной мысли был Н.К. Михайловский, который впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившейся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Он рассматривал толпу как «самостоятельное общественно – психологическое явление», считая, что герои являются порождением толпы, которая выдвигает их в определенные моменты истории. Толпа неосознанно подражает герою, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя.

        На развитие социальной психологии в России сильное влияние оказывал марксизм. Г.В. Плеханов рассматривал «общественную психологию» как конкретно – историческое и классовое явление.

Экспериментальная социальная психология.

         В.М. Бехтерев рассматривал групповую психику как совокупность (кучу) условных рефлексов. Он дал характеристику различных социальных групп, создал оригинальную классификацию коллективов. Законы психологии масс он сводил к физическим законам. Эксперименты, проведенные В.М. Бехтеревым с В.М.Ланге, показали существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов, выявили половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Было установлено, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и тормозящим образом влиять на других.

В 1920  - гг. большое внимание уделялось  социально – психологическим проблемам детских ученических коллективов (Е.а. Аркин, Б.В. Беляев и др), социальной психологии труда, управления организациями ( Н.А. Витке и др.).

           Культурно – историческая теория развития психики Л.С. Выготского придерживалась мнения, что «в процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные». Эта теория оказала большое влияние на исследования развития поведения ребенка.

           В 1930 – 50 гг. социально – психологические работы практически не проводились по идеологическим соображениям, не считая А.С. Макаренко, который считал главной целью воспитания формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. Одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста».

           Возрождение социальной психологии как науки в конце 1950 – х гг. началось обсуждение вопроса о предмете социальной психологии. В 1962 году была создана первая в стране лаборатория социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством Е.С. Кузьмина). Проводились работы по эмпирическому исследованию фольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьных классах.

         Б.Ф. Поршнев впервые у нас в стране ставит вопрос  о таких социально – психологических категориях, как «мы» и «они».

         В 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Е.С.Кузьмина), а в 1972 г. в Московском университете (под руководством Г.М. Андреевой) были открыты первые кафедры социальной психологии. Выходят первые учебные пособия по социальной психологии, проводятся социально – психологические исследования на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, в школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дисциплины "Психология" (ПДО)

Программа представляет собой методические рекомендации к содержанию дисциплины общепрофессионального блока. 01.02. Психология для специальности 050148 Педагогика дополнительного образования. Сод...

Методическая разработка по дисциплине "Психология" на тему "Общение с пациентом"

На первое место в деятельности медицинской сестры в качестве оставляющей эффективности лечения выдвигается сейчас проблема профессионального общения, необходимость эмпатического понимания и ряд ...

Контрольная работа по дисциплине «Психология физической культуры и спорта» по разделам: «Психология личности спортсмена» «Психологическое обеспечение спортивной деятельности».

                  Контрольная работа в виде теста по дисциплине «Психология физической культуры и спорта» по разделам: «Психология личности спо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

Гуманитарный профиль.Для студентов очной формы обучения....

Технологическая карта изучения учебной дисциплины "Психология" специальность 050144 " Дошкольное образование"

Технологическая карта по учебной дисциплине " Психология" составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и  рабочей программой учебной дисциплины " Психология" для обучающихся по специальности...

Методическая разработка обобщающего урока - викторины по учебной дисциплине "Психология " на тему "Психология подростка"

Обобщающий урок-викторина на тему: «Психология подростка» составлен на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП.02  «Психология» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в нача...

Сборник заданий для самостоятельной работы по дисциплине: «Психология» для специальности Сестринское дело. Тема: «Психология пациента».

Сборник содержит задания и упражнения, выполнение которых поможет студентам лучше понять и усвоить материал, повторить пройденное и контролировать полученные знания, а преподавателю – организова...