Практикум по дисциплине История
учебно-методический материал

Корогодина Елена Александровна

Практические работы по дисциплине История для самостоятельной работы студентов в рамках дистанционного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_istoriya_chast_1.docx72.34 КБ

Предварительный просмотр:

1.

Последний этап холодной войны, подведение итогов

2.

СССР в конце 70-х начале 80 годов, оценка ситуации в стране

3.

Преобразования в СССР 1985-1989, оценка преобразований

4.

Периодизация современной истории

5.

«Парад суверенитетов»

6.

Политические кризис начала 90-х

7.

События 1989-1991гг. в странах Восточной Европы

8.

Конституционный кризис 1992-1993

9.

Социально-экономическое развитие России в начале 1990-х годов

10.

Обновление федерального устройства России

11.

Международные отношения в начале 90-х годов

12.

Экономическое развитие Российской Федерации в 1994—1999

13.

Внутриполитическая ситуация в России 1994-1999

14.

Внешняя политика РФ второй половины 1990-х годов

15.

Ситуация в социальной и духовной сферах России 2 половины 90-х годов ХХ века

16.

Политическая глобализация на рубеже ХХ-ХХ I века

17.

Политическое развитие РФ 2000-2008 гг

18.

Социально-экономические преобразования 2000-2008 года в РФ

19.

Развитие культуры в первое десятилетие ХХ I века

20.

Экономическое развитие мира и России с 2008 года

21.

Президентство Д. Медведева

Практические задания для самостоятельной работы

Дисциплина «История»

Пояснительная записка

Практическая работа представлена в двух вариантах. Каждый вариант состоит из трех заданий.

Первое задание (часть А) состоит из трех вопросов, на которые необходимо дать полный развернутый ответ, с применением обществоведческих понятий.

Второе задание (часть В) - тестовые вопросы трех уровней. Первый уровень подразумевает выбор одного правильного ответа. Второй уровень - тестовые задания на соответствие. Третий уровень тестовых заданий, требуют применение анализа и сравнения.

Третье задание (часть С) – вопросы, требующие развернутого ответа, анализ документов и таблиц, решение кроссворда. Чтобы выполнить эти задания, студенты должны обладать определенными знаниями, применяя их на практике, используя логику, умение обобщать, анализировать и сравнивать.

Отчет о проделанной работе делается в тетради для практических работ. В период дистанционного обучения работа выполняется в электронном варианте и отправляется на почту преподавателя.

Отчет должен содержать в себе все задания, которые есть в практической работе. Каждое выполненное задание оценивается в один балл, все баллы суммируются. Если студент выполнил 50% всех заданий, он получает оценку «3». 70% выполненных заданий соответствует оценке «4». 90% выполненных заданий соответствует оценке «5».

Практическая работа 1.

Вариант 1.

Часть А.

  1. Объясните понятия:

Сверхдержавы________________________________________

Двухполюсная модель мира___________________________

Гонка вооружений____________________________________

Разрядка международной напряженности____________

2.

А) Какие новые виды вооружений появились в годы «Холодной войны»?

Б) К каким последствиям могло привести применение ядерного оружия?

Часть В.

1. Факторами, способствовавшими разрядке международной напряженности, были

1) ослабление гонений на инакомыслящих

2) достижение военно-стратегического паритета между СССР и США

3) подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе

4) успешная работа советских дипломатов

2. Прочитайте отрывок и определите, о каком событии из истории СССР в нем говорится:

«В 1971 году в результате Апрельской революции к власти пришли коммунисты. Главой правительства стал Тараки, которого уже в 1979 году сместил его соратник Амин. Оба неоднократно обращались за помощью к СССР для укрепления своей победившей партии. Советское правительство принимает решение сместить Амина, установившего в стране террористический авторитарный режим. В ночь на 28 декабря 1979 года советский десант штурмом взял президентский дворец; партию возглавил Бабрак Кармаль. Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывести «иностранные войска» из республики».

1) война во Вьетнаме

2) ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан

3) арабо-израильские конфликты на Ближнем Востоке

4) советско-китайский конфликт на острове Даманский

3. Советско-американское соглашение о контроле над стратегическими вооружениями и ограничении систем противоракетной обороны (ОСВ-1 и ПРО) в 1972г подписали

1) Л.И. Брежнев и Р. Никсон

2) Л.И. Брежнев и Д. Кеннеди

3) Л.И. Брежнев и Р. Рейган

4) Л.И. Брежнев и Д.Буш

4. В 1983 году программа стратегической оборонной инициативы (СОИ) была принята

1) СССР

2) Китае

3) США

4) Великобритания

5. В 1975 году был подписан международный документ

1) Всеобщая декларация прав человека

2) Договор об ограничении наступательных вооружений

3) Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

4) Соглашения СССР, США, Великобритании, Франции по Западному Берлину

6. Какое событие произошло раньше других?

1) Олимпийские игры в Москве

2) осуществление советско-американского полета в космос по программе «Союз-Аполлон»

3) принятие новой Конституции СССР

4) Избрание Генеральным секретарем ЦК КПССЮ.А. Андропова

7. Советско-американский договор ОСВ-2 был подписан

1) 1978г.

2) 1979г.

3) 1980г.

4) 1981г.

8. Укажите фамилию политического деятеля, занявшего пост Генерального секретаря ЦК КПСС после смерти Л. И. Брежнева

1) Ю.А. Андропов

2) М.С. Горбачев

3) К.У. Черненко

4) А.А. Громыко

9. Какое событие произошло в феврале 1984 года?

1) смещение Н.С. Хрущева со всех партийно-государственных постов

2) избрание К.У. Черненко Генеральным Секретарем ЦК КПСС

3) начало перестройки

4) избрание Ю.А. Андропова Генеральным Секретарем ЦК КПСС

Вариант 2

Часть А

1. Что такое Движение неприсоединения?

Какие страны придерживались этой политики?

2. С какими событиями связаны имена этих политических деятелей?

Р. Рейган____________________________________________________

М.С. Горбачев________________________________________________

Часть В

1. Факторами, способствовавшими разрядке международной напряженности, были

1) ослабление гонений на инакомыслящих

2) достижение военно-стратегического паритета между СССР и США

3) подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе

4) успешная работа советских дипломатов

2. Прочитайте отрывок и определите, о каком событии из истории СССР в нем говорится:

«В 1971 году в результате Апрельской революции к власти пришли коммунисты. Главой правительства стал Тараки, которого уже в 1979 году сместил его соратник Амин. Оба неоднократно обращались за помощью к СССР для укрепления своей победившей партии. Советское правительство принимает решение сместить Амина, установившего в стране террористический авторитарный режим. В ночь на 28 декабря 1979 года советский десант штурмом взял президентский дворец; партию возглавил Бабрак Кармаль. Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывести «иностранные войска» из республики».

1) война во Вьетнаме

2) ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан

3) арабо-израильские конфликты на Ближнем Востоке

4) советско-китайский конфликт на острове Даманский

3. Советско-американское соглашение о контроле над стратегическими вооружениями и ограничении систем противоракетной обороны (ОСВ-1 и ПРО) в 1972г подписали

1) Л.И. Брежнев и Р. Никсон

2) Л.И. Брежнев и Д. Кеннеди

3) Л.И. Брежнев и Р. Рейган

4) Л.И. Брежнев и Д.Буш

4. В 1983 году программа стратегической оборонной инициативы (СОИ) была принята

1) СССР

2) Китае

3) США

4) Великобритания

5. В 1975 году был подписан международный документ

1) Всеобщая декларация прав человека

2) Договор об ограничении наступательных вооружений

3) Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

4) Соглашения СССР, США, Великобритании, Франции по Западному Берлину

6. Какое событие произошло раньше других?

1) Олимпийские игры в Москве

2) осуществление советско-американского полета в космос по программе «Союз-Аполлон»

3) принятие новой Конституции СССР

4) Избрание Генеральным секретарем ЦК КПССЮ.А. Андропова

7. Советско-американский договор ОСВ-2 был подписан

1) 1978г.

2) 1979г.

3) 1980г.

4) 1981г.

8. Укажите фамилию политического деятеля, занявшего пост Генерального секретаря ЦК КПСС после смерти Л. И. Брежнева

1) Ю.А. Андропов

2) М.С. Горбачев

3) К.У. Черненко

4) А.А. Громыко

9. Какое событие произошло в феврале 1984 года?

1) смещение Н.С. Хрущева со всех партийно-государственных постов

2) избрание К.У. Черненко Генеральным Секретарем ЦК КПСС

3) начало перестройки

4) избрание Ю.А. Андропова Генеральным Секретарем ЦК КПСС

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Дополните хронологическую таблицу «Разрядка международной напряженности».

Дата

1963 г.

Договор между СССР, США ц Великобританией о нераспространении ядерного оружия.

Советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1).

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

1979 г.

Практическая работа №2

СССР в конце 70-х начале 80 годов, оценка ситуации в стране

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Вариант №1

Часть А

1. Почему период 70-х - первой половины 80-х гг. получил название эпохи «застоя»? Как он проявлялся в политической и экономической сфере?

2. Приведите примеры, иллюстрирующие улучшение благосостояния населения страны в кон. 1970-1985 гг.

Часть В

1. Какой из указанных периодов получил название «застой»?

1) 1945-1953гг.

2) 1953-1964гг.

3) 1964-1985гг.

4) 1985-1991гг.

2. Укажите процесс (явление; событие) не характеризующее стагнацию (застой) в экономике СССР в 70-е годы - I половины 80-х гг.

1) спад темпов роста национального дохода

2) экстенсивное развитие экономики за счет вовлечения в производство дополнительных людских и природных ресурсов

3) введение хозрасчета - частичной экономической самостоятельности предприятий под контролем государства

4) экспорт продовольствия

3. Номенклатура в СССР - это

1) офицерский состав Советской Армии

2) руководящие должности и лица, утверждаемые партийными органами

3) политический режим с неограниченной властью одного человека

4) ответственные работники, отвечающие за борьбу с диссидентами

4. Какая характеристика давалась советскому обществу официальной пропагандой в 1970-х гг.?

1) постиндустриальное общество

2) гармонично развитое общество

3) общество конвергенции

4) общество развитого социализма

5. В чем проявились черты экстенсивного экономического развития СССР?

1) быстрое внедрение достижений НТР в производство

2) передовые позиции в мировом автомобилестроении

3) сокращение числа занятых в промышленности

4) значительный объем неквалифицированного и ручного труда

6. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х годов людей не разделявших господствующую в СССР идеологию?

1) диссидентами

2) космополитами

3) нигилистами

4) депутатами

7. Соотнесите имена государственных деятелей и посты, которые они занимали

1) К.У. Черненко                 а) министр обороны

2) А.А. Громыко                 б) Генеральный Секретарь ЦК КПСС

3) М.А. Суслов                 в) министр внутренних дел

4) Д.Ф. Устинов                 г) министр иностранных дел

д) секретарь ЦК КПСС, занимавшийся вопросами идеологии

8. Соотнесите

ФАМИЛИИ ПЕРИОДЫ

А) А.В. Андропов                        1) 1982-1984гг.

Б) М.С. Горбачёв                         2) 1964-1982гг.

В) Л.И. Брежнев                         3) 1984-1985гг.

Г) К.У. Черненко                        4) 1985-1991гг.

9. Кто из партийных руководителей не занимал пост Генерального секретаря ЦК КПСС?

1) Л. И. Брежнев

2) М.А. Суслов

3) А.В. Андропов

4) К.У. Черненко

10. Расставьте в хронологическом порядке

1) принятие конституции «развитого социализма»

2) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

3) XXII Олимпийские игры

4) подписание договора ОСВ-2

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Анализ документа. Составьте политический портрет Л.И. Брежнева, используя различные источники.

Вариант №2

Часть А

1. Почему период 70-х - первой половины 80-х гг. получил название эпохи «застоя»? Как он проявлялся в политической и экономической сфере?

2. Приведите примеры, иллюстрирующие улучшение благосостояния населения страны в кон. 1970-1985 гг.

Часть В

1. Какой из указанных периодов получил название «застой»?

1)1945-1953 гг.

2) 1953-1964 гг.

3) 1964-1985 гг.

4) 1985-1991 гг.

2. Что не относится к характерным чертам советской экономики 1970- 1980- х гг.?

1) экспорт продовольствия

2) замедление темпов экономического роста

3) дефицит качественных промышленных товаров

4) доминирующая роль ВПК в экономике.

3. Как назывался слой руководящих работников в СССР, которые утверждались на своих должностях партийными органами

1) партминимум

2) актив

3) ударники

4) номенклатура

4. Какое положение не содержалось в Конституции СССР 1977 г.?

1) социальную базу общества составляют рабочий класс, колхозное крестьянство и интеллигенция;

2) КПСС – руководящая и направляющая сила советского общества

3) рабочие имеют право на организацию забастовок

4) все граждане имеют право на труд, отдых, бесплатное образование.

5. В чем проявились черты экстенсивного экономического развития СССР?

1) быстрое внедрение достижений НТР в производство

2) передовые позиции в мировом автомобилестроении

3) сокращение числа занятых в промышленности

4) значительный объем неквалифицированного и ручного труда

6. Какое событие произошло раньше остальных

1) Смерть К.У. Черненко. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева

2) Чернобыльская авария на АЭС

3) XIX конференция КПСС. Начало политической реформы в СССР.

4) XXVII съезд КПСС. Принятие новой Программы КПСС, утверждение концепции «ускорения».

7. Политика, проводившаяся в СССР, России со II половины 80-х годов, Утверждающая свободу слова, открытость, доступность информации для Общественности, связанная со свободой печати и отменой цензуры, получила название

1) политика диалога

2) гласность

3) информационная революция

4) перестройка

8. Многопартийность начала возрождаться в СССР в

1) 1988г.

2) 1989г.

3) 1990г.

4) 1991г.

9. Одним из следствий проведения политики гласности в СССР было

1) официальное осуждение политики КПСС в предшествующие десятилетия

2) издание ранее запрещенных литературных произведений

3) увеличение численности КПСС

4) реабилитация

10. Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?

1) В. Молотов

2) М. Тухачевский

3) Н. Бухарин

4) В. Ленин

11. Впервые были опубликованы, ранее запрещенные литературные произведения

1) А. Рыбаков «Дети Арбата»

2) В. Бортко «Собачье сердце»

3) А. Прошкин «Холодное лето 53-го»

4) С. Соловьев «Асса»

12. Что было не характерно для положения церкви в период «перестройки»?

1) церковные здания стали возвращать верующим

2) прекратился контроль государства за деятельностью религиозных организаций

3) Данилов монастырь стал резиденцией патриарха

4) была запрещена деятельность религиозных сект

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Анализ документа. Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

Вариант №2

Часть А

1. Как вы понимаете понятие «перестройка»? На какие результаты рассчитывало руководство страны, начиная перестройку?

2. Какие изменения произошли в политике и экономике в период перестройки. Составьте таблицу.

3. Объясните сущность понятия «гласность». Приведите примеры.

Часть В

1. После смерти К.У. Черненко М.С. Горбачев стал

1) Первым Секретарем ЦК КПСС

2) Председателем Президиума Верховного Совета СССР

3) Генеральным Секретарем ЦК КПСС

4) Президентом СССР

2. Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенного М.С. Горбачевым

1) ускорение социально-экономического развития

2) переход к регулируемому рынку

3) переход к свободной рыночной экономике

4) переход от экстенсивного типа экономики к интенсивной

3. Принятый в 1988г. закон о кооперации

1) возвращал к территориальной системе управления промышленностью

2) вводил хозрасчет

3) разрешал индивидуальную предпринимательскую деятельность

4) разрешал создавать кооперативы

4. Какое событие произошло позже остальных

1) Смерть К.У. Черненко. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева

2) Чернобыльская авария на АЭС

3) XIX конференция КПСС. Начало политической реформы в СССР.

4) XXVII съезд КПСС. Принятие новой Программы КПСС, утверждение концепции «ускорения».

5. Политика, проводившаяся в СССР, России со II половины 80-х годов, утверждающая свободу слова, открытость, доступность информации для общественности, связанная со свободой печати и отменой цензуры, получила название

1) политика диалога

2) гласность

3) информационная революция

4) перестройка

6. Первой политической партией, основной оппозицией стал(а)

1) Демократический Союз

2) Демократическая партия России

3) Союз конституционных демократов

4) Социал-демократическая партия России

7. Что было не характерно для духовной жизни общества во второй половине 1980-х гг.?

1) в печати стали публиковаться критические материалы о прошлом и настоящем

2) расширялись культурные контакты с Западом

3) в страну стали возвращаться уехавшие в прошлом деятели культуры

4) были распущены все творческие союзы.

8. Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?

1) В. Молотов

2) Н. Бухарин

3) И. Сталин

4) В. Ленин

Прочитайте и составьте тезисы

Тезисы –это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада. Тезисы необходимо нумеровать для сохранения логики авторских суждений, а при записи стоит пропускать строку, отделяя один тезис от другого. Обычно план раскрывает основные положения, а тезисы раскрывают содержание положений текста.

Кондратьев выделил несколько циклов истории по 50 лет: начало быстрого развития, 25 лет период понижения. С 1789 выделяет 50-летние циклы. Эту схему принял Ф.Бродель.

Последний цикл после 2 Мировой начинается с понижающей фазы до 2000 года. Период холодной войны: социалистические страны с СССР – капиталистические страны с США. Существуют примерно одни и те же

1. Этапы периодизации:

1. вторая половина 40-х – конец 50-х-60-е.

2. с 60-х – середина 70-х. Период влияния первой волны НТР - развивается крупносерийное производство. ТНК быстро развиваются, дешевое сырье и дешевая рабочая сила. 1973-1974гг. энергетический кризис (цены увеличены в 10 раз на энергопродукты, начинается реструктуризация экономики).

3. конец 70-х – конец 80-х – время быстрого экономического роста, распад соцсистемы и социализма.

4. С конца 80-х по современность.

2. Периодизация по странам социализма:

1. 1944-1947 – возникновение народной демократии.

2. 1948-1956 – период формирования в Европе социализма сталинского типа. В 1953 происходят изменения в СССР, пересматривается политика в соцстранах.

3. С марта 1956 (ХХ съезд КПСС) по конец 60-х – попытки пересмотра концепции социализма в Венгрии, Чехословакии, СССР (Косыгинская реформа).

4. С начала 70-х по первую половину 80-х – застойный период – быстрое экстенсивное развитие СССР, но затем крайне медленное в 80-х. Страны социализма отстают от развитых.

5. 1985 – 1989 период перестройки социализма и крах социализма в СССР.

Народная демократия – форма мирного существования, переход к социализму без диктатуры пролетариата, в странах народной демократии должна быть парламентская форма осуществления власти. Это трехсекторная экономика: социалистический, государственно-капиталистический, частный сектор. С 1944 по 1947 существовала эта форма демократии в странах Европы, где победил социализм. В начале 1948 года от народной демократии отказались. 27.9.1948 создано КОМИНФОРМБЮРО, фактически КОМИНТЕРН. С 1948 стали осуществляться мероприятия по советскому образцу. 1948-1953 – идет повторение советского пути, коллективизация, репрессии. С 1953 года этап пересмотра генеральной линии, связано со смертью Сталина, Берии (Управляющий в европейских делах по социализму). В ряде партий предприняты чистки от шпионских элементов. В 1956 году прошел ХХ съезд КПСС. Принята новая программа развития соцстран. Тезис о мирном сосуществовании капитализма и социализма. Хрущев призывает к этому, что имеет большое значение для социалистических европейских стран. Принцип материальной заинтересованности закреплен.

Конец 50-х – начало 60-х – время эйфории, соцстраны находятся на пике экономического развития. Хрущев планировал сравниться по экономике и превзойти США. С начала 60-х время реформирования соцсистемы в европейских странах. За основу брали венгерский вариант, Косыгинскую реформу, реформу Либермана. В начале 70-х в СССР разрабатываются Сибирские нефтепроводы (удалось противостоять кризису энергии 70-х, но эти деньги использовались нерационально), что привело к отставанию советской экономики. За счет нефти СССР развиваются и европейские соцстраны. Перестройка в экономике началась с опозданием в СССР. Годы застоя – 70-е – 80-е.

С 1985 начало перестройки. Реформы Горбачева привели к распаду социалистической системы. Сначала он хотел реформировать политическую надстройку (в Китае началось с экономики, социальных реформ. Дэн Сяопин: «Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей»). У нас не было четкой цели. 1989 – происходит распад социалистической системы и история стран социализма заканчивается.

3. Периодизация по странам капитализма:

1. конец 40-х – 50-е.

Процесс восстановления народного хозяйства шел двумя путями: 1. Преобладали социал-демократические тенденции – Англия, Франция, Италия, Австрия – была проведена крупная национализация. 2. США, ФРГ, Япония – сильны антимонополистические тенденции, госсектор не сложился. Начало холодной войны, эпоха маккартизма (гонения коммунистов и других левых партий, началась волна эмиграций). Это осуществление программы лидерства США по плану Маршалла. Он предложил помощь странам Западной Европы, которые будут развиваться не коммунистически. Это 18 млрд. долларов. В 1948-49 годах проблема раскола Германии, так как возникает Западная Германия и раздел ее на социалистическую и капиталистическую. Холодная война – речь Черчилля в Фултоне: о необходимости создания железного занавеса между Западом и Востоком.

50-е – первая половина 70-х. Меняется общая экономическая ситуация. Заканчивается период стабилизации. Экономика: темпы беспрерывного роста, кризисы лишь к началу 60-х. Экономику отличает: дешевая энергия – энергоемкие виды продукции. Экономия – увеличение масштабов производства. Переход к неоколониализму сделал сырье более дешевым. Падение более чем в 3 раза. Одновременно – независимость колониальных стран. Неоколониализм – главное экономические отношения метрополий и бывших колоний.

К власти в европейских странах – социал-демократическое правительство. Кейнсианская теория (или неокейнсианская) Джон Гелбрайт – распространение в США и частично в Западной Европе. В Западной Европе – шведская модель – возросшие социальные расходы. В странах Западной Европы единая социальная инфраструктура, высокий потребительский стандарт (машины, квартиры). В эти годы общество называют «обществом потребления». Повышение зарплаты и высокая занятость населения. Расходы на военный бюджет (особенно США – за счет военной промышленности мощный научно-исследовательский и опытно-конструкторский центр. 85% патентов и изобретений в США. За счет новейших открытий, технологий.

В 60-е социал-демократия – ведущая политическая сила в обществе, даже в США социал-демократическая линия (приверженность реформизму, ориентация на широкие слои, расширение влияния госсектора. Социал-демократическое движение – 1951 – восстановление деятельности Социнтерна г.Франкфурт-на-Майне. Были сформулированы цели демократического социализма. Альтернатива и капитализму и социализму – защита демократии, политические свободы, в экономике система общих интересов преобладает над интересами частной собственности, особая роль – муниципальная собственность. Программа действует до 1986 года. В 1986 году отказ от некоторых принципиальных моментов, пересматривается экономическая стратегия. Роль государства перестает рассматриваться как важная часть экономического правления – развитие жесткой финансовой политики.

Отличительная тенденция конца 50-х – ослабление коммунистических партий на Западе – до этого – одни из главных политических сил. После ХХ съезда коммунистическое движение – в кризис. Во Франции число коммунистов – 1 млн., Италия – 1,5 млн. появляются новые доктрины – движение «новых левых» - весьма популярно, основные создатели – Режи Дебре, Чегевара.

Латиноамериканский вариант: партийная война в странах Латинской Америки – серьезно рассматривается после победы на Кубе. Суть концепции: мелкие локальные революционные группы способны вызвать революцию. Концепция рассчитана, в основном, на пролетариат третьего мира. Смесь нацистских и социалистических лозунгов. Хорошее отношение к Ф.Кастро, Э.Чегевара. В СМИ положительные отзывы о них.

Африка – Франц Фаннон – его идеи популярны, объясняли революционный процесс с точки зрения африканского крестьянства и его интересов. Идеи поддерживаются в последние годы в ЮАР.

На западноевропейские страны революционные доктрины также оказали влияние. Герберт Маркузо – труды в начале 60-х – «Одномерный человек» - критика современного потребительского общества, сохраняется неравенство. Даже революционные организации интегрированы в капиталистическом обществе и действуют, играя роль громоотвода. В социалистических странах отношения аналогичны. Новыми революционными силами должно стать аутсайдеры (маргинальные слои буржуазного общества – национальное меньшинство, безработные, миллионные массы в третьем мире, студенчество и интеллигенция – наука превращается в производительную силу общества и средний класс эксплуатируется). В 60-е годы начинается переизбыток научной рабочей силы и средний класс, получивший хорошее образование эксплуатируется. Студенчество – так как еще не интегрировано в современную систему, мобильные слои. Студенты конца 60-х – май-июнь 1968 года, Франция - студенты захватили парижский Университет – демонстративная акция – заявили о себе как о революционной силе. Во всех городах Запада студентов поддерживало профсоюзное движение. Задача: требования о реформах образования, затем заявляли «Будьте реалистами – требуйте невозможного!» - о реформации общества. К началу 70-х волна спадает. Сейчас к власти на Западе пришли люди, связанные ранее с этим движением, многие принимали участие в выступлениях. Чуть позже – движение «новых правых» - немногочисленно, но значимо: движущая сила современного общества – национальное самосознание, следовательно, необходимо поддерживать это чувство в любом народе.

2. вторая половина 70-х – до начала 90-х. Из этого движения выросло движение неоконсерватизма. Усиливается роль национального фактора. Начало изменениям в экономике положил конец эры дешевого топлива. В 1973-74 годах в 10 раз на него выросли цены. Экономические кризисы на Западе – кризисы недопроизводства. Недостаток сельскохозяйственных и другой продукции. В 60-х – начале 70-х социал-демократические правительства проводили неэффективную политику. Выросла безработица – к концу 70-х это проблема № 1. Рост зарплаты, особенно в германии. В 70-х – новая волна научно-технических революций: компьютеры, средства связи. Провозвестник неоконсерватизма – май 1979 Маргарет Тэтчер: решительные ограничения вмешательству государства в экономику. Безработица – всегда следствие высокого уровня зарплаты.

Постулаты неоконсерватизма: 1. Снижение налогов или налоговая революция (Тэтчер – в 2-2,5 раз); 2. Приватизация национализированных отраслей (особенно в 80-е). Главный принцип приватизации – получение максимального денежного дохода. Р.Рейган – рейганомика – то же, что и тэтчеровская модель. 3. Поощрение мелкого и среднего бизнеса (в США Р.Рейган снизил цены на нефтепродукты, чтобы они могли быть доступны среднему и мелкому предпринимателю, специальные программы в поддержку. 80-е – бум в мелком и среднем бизнесе. Особенно распространены венчурные компании – рисковый бизнес (создаются небольшие компании для внедрения новых технологий или нового продукта). Наибольший процент прибыли.

Социальная концепция неоконсерваторов: социальное неравенство неизбежно, но задача государства создать для всех равные стартовые условия, что фактически означает сокращение социальных программ, кроме программ для тех, кто не имеет равных возможностей (инвалиды).

Политическая концепция: концепция сверхсильного государства (значение и влияние органов ГБ, возрастает количество силовых структур). Внешнеполитическая доктрина – активная сильная внешняя политика, не исключается применение военной силы (война 1983 года Британия – Аргентина, силовые акции Гренада – США); культ ядерного оружия (Тэтчер: Нобелевскую премию мира надо дать ядерной бомбе). Силовая политика. Ядерное оружие под жестким контролем. Усилилась гонка вооружений.

4. В 80-е годы развивается сфера производства и сфера распространения информации; перемещение основной массы занятого населения из сферы производства в сферу услуг (в развитых странах до 60%).

Основные уклады:

1. Централизованный (военная инфраструктура, характер производства определяется количеством);

2. Диверсифицированный сектор массового товарного производства. Характер производства отмечен массовостью. Заняты ТНК (SONY, HONDA, BASF)

Для первого и второго характерно, что есть профсоюзные организации.

3. Венчурный бизнес (мелкое и среднее предпринимательство).

4. Сектор индивидуально-трудовой деятельности.

5. Нетоварный сектор (образование, культурные учреждения и т.п.).

В отношении политических движений: новые правые, новые альтернативные движения – движение зеленых, общество гражданских инициатив. Основные концепции: зеленые против засилья техники, оптимально – когда нулевой экономический рост. Контрэкономика,

приоритет муниципальной и общинной собственности. Ограничения на ядерную энергетику, военную экономику. Контроль над госсектором, его сокращение. Лозунги эмансипации. В Германии представитель зеленых Ешко Фишер – второй пост.

Повсеместная экономическая интеграция – создание крупных экономических объединений государств (Европейское сообщество). 1991 год – Маастрихтские соглашения – Европа – огромное государство с единой валютой, единая система социального страхования. Единое европейское экономическое пространство. Проблемы – так как ряд стран отстают. Поэтому – поэтапно, медленно.

Экономическая интеграция в Северной Америке – начало 90-х: Канада, Мексика, США – о проведении единой таможенной политики.

Тихоокеанский регион – то же самое.

В России – дезинтеграция (Е.Гайдар – дезинтеграция приведет к отрыву от России балласта. Г.Явлинский – программа «500 дней».

5. Сегодня: усиливается экономическая интеграция, связь. Телекоммуникации. 1979 по 1989 год более чем в 18 раз выросли переговоры между США и Японией. Экономический рост без ограничений. Рост, особенно в США (4 – 4,5 %) при одновременном сокращении безработицы. Период благосостояния. В период Рейгана – преобразования по консервативному варианту – увеличил внутренний долг 3 млрд. долларов. В последнее время Клинтон сокращает. Это опасно – страны мира могли избавляться от долларов. Сейчас в США ограничение ввоза, хождения крупных купюр.

Снижение цен на энергоносители – 80-е – 90-е. В последний год ситуация изменилась – выросла цена на нефтепродукты. Новые виды энергии (солнечные). Электромобили. Производство новых материалов.

Снижение налогов – особенно в 80-е. Монетаристская политика. Сейчас государство участвует в экономике в большей степени. Новая доктрина – доктрина институционализма (монетаризм Тэтчер, Е.Гайдар) – соединение кейнсианства и монетаризма. Джоан Стиглиц – экономист – его идеи.

Потребительский бум в Азии – за 80-е годы население юго-восточной Азии выросло более чем на 80 млн. человек (в Европе – на 10 млн.). Экономический центр перемещается в Азию – высокие зарплаты, экономический прирост. В Японии экономика, ориентированная на экспорт – к экономике, ориентированной на внутренний рынок.

Распад социализма (неэффективность экономики, неспособность преодолеть кризис, связанный с гонкой вооружений, структурный кризис. Неэффективная политическая система).

 

Практическая работа № 5

«Парад суверенитетов».

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Вариант №1

Часть А

1. Оформите в виде таблицы результаты национальных конфликтов в СССР периода перестройки?

2. Почему по мере ослабления власти Центра происходило нарастание межнациональных конфликтов в СССР?

3. Почему во время референдума о сохранении СССР большинство проголосовавших высказались за это сохранение?

1. Одной из причин усиления сепаратистских тенденций в национальных Республиках СССР в период перестройки является

1) значительное усиление центральной власти

2) не эффективность проводимых реформ

3) отсутствие экономической поддержки республик со стороны центра

4) вмешательство иностранных государств во внутренние дела республик 

2. Первым проявление межнациональных проблем в СССР 1988г. стало событие

1) война между Арменией и Азербайджаном за контроль над Нагорным Карабахом

2) напряженность между Грузией и Абхазией

3) вытеснение русского населения из национальных республик

4) референдум по вопросам сохранения СССР

3. В апреле 1991 года произошло(а)

1) XIX Всесоюзная конференция КПСС

2) создание ГКЧП

3) начало переговоров Ново-Огареве о заключении нового союзного Договора между советскими республиками

4) принятие Деклараций о суверенитете Грузии, Эстонии, Литвы

4. Какое событие произошло позже других?

1) принятие Деклараций о суверенитете Грузии, Эстонии, Литвы

2) «Новоогаревский процесс»

3) Подписание Беловежских соглашений о создании Россией, Украиной и Белоруссией Содружества Независимых Государств.

4) межнациональный конфликт среди узбеков и турок-месхетинцевв Фергане (Узбекистан)

5. В июне 1990 г. в Москве на I Съезде народных депутатов России состоялось

1) упразднен пост Президента СССР

2) принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР

3) подписание Декларации о независимости Латвийской ССР

4) образование СНГ

6. Как назывался народный фронт, созданный в Литве?

1) Демократическая платформа

2) «Саюдис»

3) «Солидарность»

4) «Жальгирис»

7. Какое событие выпадает из логического ряда

1) Роспуск Организации Варшавского договора.

2) принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР

3) подписание Декларации о независимости Латвийской ССР

4) образование СНГ

8. СССР как государство было ликвидировано решением

1) Референдума

2) Верховного Совета

3) Беловежской тройки (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич)

4) V Съезда народных депутатов СССР

9. Беловежское соглашение руководителей трех республик (России, Украины, Белоруссии) о создании Содружества Независимых Государств заключено

1) 21 августа 1991г.

2) 8 декабря 1991г.

3) 25 декабря 1991г.

4) 1 января 1991г.

10. Первыми странами, образовавшими СНГ, были

1) Россия, Украина, Белоруссия

2) Россия, Казахстан, Узбекистан

3) Россия, Украина, Казахстан

4) Украина, Белоруссия, Казахстан

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Заполните таблицу. Итоги существования многонационального СССР

Вариант №2

Часть А

1.Оформите в виде таблицы результаты национальных конфликтов в СССР периода перестройки?

2. Как связано ухудшение экономической ситуации в СССР с ростом межнациональных конфликтов?

3. Почему во время референдума о сохранении СССР большинство проголосовавших высказались за это сохранение?

Часть В

1. Одной из причин усиления сепаратистских тенденций в национальных республиках СССР в период перестройки является

1) значительное усиление центральной власти

2) не эффективность проводимых реформ

3) вмешательство иностранных государств во внутренние дела республик

4) отсутствие экономической поддержки республик со стороны центра 

2. Первым проявление межнациональных проблем в СССР 1988г. стало событие

1) война между Арменией и Азербайджаном за контроль над Нагорным Ка-рабахом

2) напряженность между Грузией и Абхазией

3) вытеснение русского населения из национальных республик

4) массовые демонстрации в Молдавии

3. В январе 1991 года произошло(а)

1) XIX Всесоюзная конференция КПСС

2) Ввод войск в Вильнюс. Попытка государственного переворота в Литве.

3) начало переговоров Ново-Огареве о заключении нового союзного Договора между советскими республиками

4) принятие Деклараций о суверенитете Грузии, Эстонии, Литвы

4. Какое событие произошло раньше других?

    1) принятие Деклараций о суверенитете Грузии, Эстонии, Литвы

2) «Новоогаревский процесс»

3) Подписание Беловежских соглашений о создании Россией, Украиной и Белоруссией Содружества Независимых Государств.

4) межнациональный конфликт среди узбеков и турок-месхетинцев в Фергане (Узбекистан)

5. В июне 1990 г. в Москве на I Съезде народных депутатов России состоялось

1) распад СССР и образование СНГ

2) упразднен пост Президента

3) принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР

4) подписание Декларации о независимости Латвийской ССР

6. Как назывался народный фронт, созданный в Литве?

1) «Солидарность»

2) «Жальгирис»

3) «Саюдис»

4) Демократическая платформа

7. Какое событие выпадает из логического ряда

1) образование СНГ

2) подписание Декларации о независимости Латвийской ССР

3) Роспуск Организации Варшавского договора.

4) принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР

8. СССР как государство было ликвидировано решением

1) Референдума

2) Верховного Совета

3) Беловежской тройки (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич)

4) V Съезда народных депутатов СССР

9. Беловежское соглашение руководителей трех республик (России, Украины, Белоруссии) о создании Содружества Независимых Государств заключено

1) 21 августа 1991г.

2) 8 декабря 1991г.

3) 25 декабря 1991г.

4) 1 января 1991г.

10. Первыми странами, образовавшими СНГ, были

1) Россия, Украина, Белоруссия

2) Россия, Казахстан, Узбекистан

3) Россия, Украина, Казахстан

4) Украина, Белоруссия, Казахстан

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Заполните таблицу. Итоги существования многонационального СССР

Позитивные моменты

Противоречия, трудности, негатив

 

 

 

Практическая работа № 6

Политические кризис начала 90-х

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

 

Вариант №1

Часть А

1. Как с помощью реформ в СССР должны были перейти к регулируемой рыночной экономике?

2. Восстановите хронологию событий, произошедших в России во второй половине 1991 года. Вставьте пропуски.

«Избрание Б.Н. Ельцина Президентом России в 1) ……окончательно оформило ситуацию «двоецентрия» власти в лице союзных и российских органов. Когда 7 из 15 союзных республик отказались принять участие в подписании нового Союзного договора, намеченном 2) …….., консервативная часть партийного аппарата решилась на открытое выступление. 3)…….., в отсутствие Президента СССР, группа руководителей партии и государства, включая вице-президента, премьер-министра и всех силовых министров, объявила об изменении политического курса в стране, чтобы предотвратить распад СССР, защитить идеалы социализма и спасти страну от экономической катастрофы. Образованный ими 4)………объявил, что в связи с «болезнью» М.С. Горбачева и невозможностью исполнения им обязанностей Президента СССР комитет берет всю полноту власти в свои руки.

Основные события развернулись 5) …….... когда было объявлено о введении чрезвычайного положения, а на улицах столицы появились войска и бронетехника.

Однако против образовавшегося ГКЧП энергично выступили новые лидеры России:6) ……….. ( не менее 3 имен) .

«Белый дом», где заседал Верховный Совет России, был окружен баррикадами и живым кольцом тысяч людей, готовых отразить атаку правительственных войск. Опираясь на массовую поддержку населения, Б. Ельцин объявил «хунту» низложенной, а деятельность КПСС приостановленной по всей стране. Нерешительность членов ГКЧП, несогласованность их действий, а главное – активная демократическая позиция населения обозначили полный провал путча уже через два дня. Вернувшийся из изоляции в Крыму 7) ………оказался вынужденным подтвердить указы Президента России.

Силовая акция сторонников коммунистической государственности оттолкнула от союзного центра большинство республик. Союз распадался буквально на глазах. После того как 8)……….о своей государственной независимости объявила Украина, процесс распада приобрел необратимый характер.

9) …….. лидеры России, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. об образовании СССР и провозгласили создание 10)………….. из трех славянских республик. Вскоре к Содружеству примкнуло и большинство прежних республик Союза.

 

Часть В

  1. Соотнесите имена государственных деятелей и посты, которые они занимали

1) Д.Т. Язов         а) председатель Кабинета Министров СССР в 1991 гг.

2) Б.Н. Ельцин                 б) Президент России

3) В.С. Павлов                 в) министр обороны в 1987-1991гг.

4) И.С. Силаев                 г) председатель правительства России

  1. Прочитайте отрывок из постановления Государственного комитета и укажите, в каком году оно было принято?

«В целях защиты жизненно важных интересов народов и граждан СССР ГКЧП постановляет:

1) Всем органам власти и управления СССР обеспечить неукоснительное соблюдение режима чрезвычайного положения…

1) 1990г.

2) 1991г.

3) 1993г.

4) 1994г.

3. В состав ГКЧП входили:

1) В.С.Павлов, Д.Т. Янаев, В.А. Крючков

2) И.С. Силаев, А.И. Лукьянов, Р.И. Хасбулатов

3) Н.И. Рыжков, Е.Т. Гайдар, С.П. Горячева

4) Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич 

4. Указ о запрете деятельности КПСС на территории РСФСР и Компартии РСФСР был подписан

1) 1990г.

2) 1991г.

3) 1993г.

4) 1994г.

5. Кто был автором экономической программы «500 дней»?

1) С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский

2) М.С. Горбачев

3) Т.И. Заславская

4) Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Дайте оценку последствий августовских событий для политического, социального, духовного развития российского общества.

Вариант №2

Часть А

1. Как с помощью реформ в СССР должны были перейти к регулируемой рыночной экономике?

2. Восстановите хронологию событий, произошедших в России во второй половине 1991 года. Вставьте пропуски.

«Избрание Б.Н. Ельцина Президентом России в 1) ……окончательно оформило ситуацию «двоецентрия» власти в лице союзных и российских органов. Когда 7 из 15 союзных республик отказались принять участие в под-писании нового Союзного договора, намеченном 2) …….., консервативная часть партийного аппарата решилась на открытое выступление. 3)…….., в отсутствие Президента СССР, группа руководителей партии и государства, включая вице-президента, премьер-министра и всех силовых министров, объявила об изменении политического курса в стране, чтобы предотвратить распад СССР, защитить идеалы социализма и спасти страну от экономической катастрофы. Образованный ими 4)……… объявил, что в связи с «болезнью» М.С. Горбачева и невозможностью исполнения им обязанностей Президента СССР комитет берет всю полноту власти в свои руки.

Основные события развернулись 5) …….... когда было объявлено о введении чрезвычайного положения, а на улицах столицы появились войска и бронетехника.

Однако против образовавшегося ГКЧП энергично выступили новые ли-деры России: 6) ……….. ( не менее 3 имен) .

«Белый дом», где заседал Верховный Совет России, был окружен баррикадами и живым кольцом тысяч людей, готовых отразить атаку правительственных войск. Опираясь на массовую поддержку населения, Б. Ельцин объявил «хунту» низложенной, а деятельность КПСС приостановленной по всей стране. Нерешительность членов ГКЧП, несогласованность их действий, а главное – активная демократическая позиция населения обозначили полный провал путча уже через два дня. Вернувшийся из изоляции в Крыму 7) ……… оказался вынужденным подтвердить указы Президента России.

Силовая акция сторонников коммунистической государственности оттолкнула от союзного центра большинство республик. Союз распадался буквально на глазах. После того как 8)……….о своей государственной независимости объявила Украина, процесс распада приобрел необратимый характер.

9) …….. лидеры России, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. об образовании СССР и провозгласили создание 10)………….. из трех славянских республик. Вскоре к Содружеству примкнуло и большинство прежних республик Союза.

Часть В

1. Соотнесите имена государственных деятелей и посты, которые они занимали

1) Б.К. Пуго а) председатель правительства России.

2) Б.Н. Ельцин б) Президент России

3) И.С. Силаев в) министр внутренних дел СССР обороны в 1991гг.

4) М.С. Горбачев г) Президент СССР

 2. Прочитайте отрывок из постановления Государственного комитета и укажите, в каком году оно было принято?
«В целях защиты жизненно важных интересов народов и граждан СССР ГКЧП постановляет:

1) Всем органам власти и управления СССР обеспечить неукоснительное соблюдение режима чрезвычайного положения…»

1) 1989г.

2) 1990г.

3) 1991г.

4) 1993г.

3. В состав ГКЧП входили:

1) Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич

2) И.С. Силаев, А.И. Лукьянов, Р.И. Хасбулатов

3) В.С. Павлов, Б.К. Пуго,, В.А. Крючков

4) Н.И. Рыжков, Е.Т. Гайдар, С.П. Горячева

4. Реформа премьер-министр СССР B.C. Павлова по обмену старых пятидесяти- и сторублевых купюр была произведена

1) 1989 г.

2) 1990 г.

3) 1991 г.

4) 1993 г

5. Выборы первого Президента РСФСР состоялись

1)17 марта 1991г

2) 23 апреля 1991г.

3) 12 июня 1991г.

4) 6 ноября 1991г.

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Дайте оценку последствий августовских событий для политического, социального, духовного развития российского общества.

С распадом Советского государства закончилась целая историческая эпоха. Началась принципиально новая полоса российской истории – полоса болезненного перехода к новой, рыночной экономике, конституирования новой структуры государственной власти и межнациональных отношений в стране.

Распаду СССР в огромной степени способствовали крайне непростые, а зачастую и драматические обстоятельства его национально-территориального развития на протяжении всех 70 лет его истории. Процесс становления новых республиканских властей осложнялся обострением межнациональных отношений, ростом антирусских настроений, стремлением местного руководства обеспечить господствующее положение своей нации. Корни этих противоречий лежали в тоталитарном прошлом, длительной имперской политике центра. Политическое развитие российского общества в 90-е годы

Переходный период для формирования новой системы государственной власти был объявлен на внеочередном Съезде народных депутатов СССР, уже после путча, нанесшего мощнейший удар союзному государству и послужившего ускорителем процесса распада Советского Союза.

Обретение Россией независимой государственности и образование СНГ подтолкнули к решающим шагам на пути реформ – шагам, зачастую непоследовательным и противоречивым. Целью их был объявлен переход от неэффективной социалистической системы хозяйствования к капиталистической (либеральной).

Практическая работа № 7

События 1989-1991гг. в странах Восточной Европы

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Вариант №1

Часть А

1. Что такое «новое политическое мышление» и в чем состояла его принципиальная новизна?

2. Какие изменения с 1989 г. начали происходить в странах социалистического лагеря?

3. Как и почему были выведены советские войска из Афганистана?

 

Часть В

1. Какое из перечисленных понятий появилось в период перестройки в СССР?

1) мировая система социализма

2) новое политическое мышление

3) биполярная система мира

4) глобализация

2. К основным идеям нового политического мышления не относится

1) признание мира целостным и неделимым

2) признание того, что внешняя политика должна служить решению глобальных проблем современности

3) сохранение принципа пролетарского интернационализма

4) снижение уровня ядерного потенциала

3. СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу

1) в мае 1985 г

2) в июле 1985 г

3) в августе 1985 г

4) в сентябре 1985 г

4. Встречи каких двух лидеров СССР и США проходили в Женеве (1985г.) и Рейкьявике (1986г.)?

1) Л.И. Брежнев, Р. Никсон

2) Н.С. Хрущев, Д. Кеннеди

3) М.С. Горбачев, Р. Рейган

4) М.С. Горбачев, Д. Буш

5. Вашингтонский договор по РСМД, предусматривающий полную ликвидацию ракет дальностью от 500 до 1000 км и от 1000 до 5500 км был подписан

1) в ноябре 1987 г.

2) в декабре 1987 г.

3) в ноябре 1988 г

4) в ноябре 1989 г.

6. Советским министром иностранных дел для периода перестройки был

1) Э.А. Шеварднадзе

2) А.В. Козырев

3) Е.М. Примаков

4) Н.И. Рыжков

7. Вывод советских войск из Афганистана начался в

1) 1988г.

2) 1989г.

3) 1990г.

4) 1991г.

8. В ноябре 1989 г. произошло

1) роспуск ОВД и СЭВ

2) падение Берлинской стены

3) подписан договор о сокращении РСМД

4) подписание договора о дружбе и сотрудничеству между Россией и Китаем

9. ОВД и СЭВ были распущены в

1) 1989г.

2) 1990г.

3) 1991г.

4) 1992г.

10. Договор между СССР и США по сокращению стратегических вооружений (ССВ-1) на 30% был подписан

1) 1988г.

2) 1990г.

3) 1991г.

4) 1992г.

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Охарактеризуйте итоги политики «нового политического мышления».


Вариант № 2

Часть А

 

1. Какие практические шаги были предприняты СССР для реализации «нового политического мышления»?

2. Какие изменения с 1989 г. начали происходить в странах социалистического лагеря?

3. Как и почему были ликвидированы Организация Варшавского договора и СЭВ?

Часть В

1. Новая концепция советской внешней политики не предусматривала

1) уменьшение напряженности по линии Восток – Запад

2) сохранение принципа пролетарского интернационализма

3) снижение уровня ядерного потенциала

4) невмешательство во внутренние дела других стран, в том числе партнеров по социалистической системе.

 2. Какое из перечисленных понятий появилось в период перестройки в СССР?

1) мировая система социализма

2) новое политическое мышление

3) биполярная система мира

4) глобализация

3. Как назывался оппозиционное движение, созданное в Польше?

1) «Солидарность»

2) «Жальгирис»

3) «Саюдис»

4) Демократическая платформа

4. Что не относится к новым приоритетам советской внешней политики:

1) вмешательство во внутренние дела других стран, в том числе партнеров по социалистической системе

2) деидеологизация межгосударственных отношений,

3) совместное решение глобальных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека),

4) совместное строительство «общеевропейского дома».

5. Какой договор был подписан Советским Союзом и Соединенными Штатами в декабре 1987 г.?

1) о возможной передаче Аляски в состав СССР

2) о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

3) о роспуске НАТО и ОВД

4) об объединении Германии

6. Кто из руководителей СССР был удостоен Нобелевской премии мира?

1) М.С. Горбачев

2) Ю.В. Андропов

3) Л.И. Брежнев

4) К.У. Черненко

7. Бархатные революции» в Восточной Европе имели место

1) 1989г.

2) 1990г.

3) 1991г

4) 1992г

8. В этой стране свержение существовавшего режима ознаменовалось расстрелом генерального секретаря ЦК Компартии и его жены

1) Болгария

2) Чехословакия

3) Румыния

4) Венгрия

9. Февраля 1989 г., как предусматривалось Женевскими соглашениями последние советские войска были выведены из

1) Монголии

2) Афганистана

3) ГДР

4) Чехословакии

10. Договор между СССР и США по сокращению стратегических вооружений (ССВ-1) на 30% был подписан

1) 1988г.

2) 1990г.

3) 1991г.

4) 1992г.

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Охарактеризуйте итоги политики «нового политического мышления».

 

 

Практическая работа № 8

Конституционный кризис 1992-1993

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

 

Вариант №1

Часть А

1. С какими проблемами столкнулось руководство страны осенью - зимой 1991-1992 гг.?

2. Удалось ли предотвратить угрозу распада России в 1992 году?

3. Восстановите хронологию событий 21 сентября - 4 октября 1993 г.

 

Часть В

1. В 1991г. на демократических выборах был избран первый Президент РФ

1) М.С. Горбачев

2) Б.Н. Ельцин

3) А.В.Руцкой

4) Р.И. Хасбулатов

2. Что не являлось чертой политического кризиса 1993 года?

1) издание указа президента о приостановке деятельности политических партий

2) споры о формах и темпах реформ в стране

3) противостояние между президентом и Верховным Советом

4) использование насильственных методов при решении политических проблем.

3. Каким образом была принята Конституция РФ

1) введена указом президента

2) принята Съездом народных депутатов

3) принята на всенародном референдуме

4) введена указом Конституционного суда

4. Когда был подписан Федеративный договор?

1) 1 января 1991

2) 1 марта 1992

3) 31 марта 1992

4) 31 марта 1993

5. Председателем Верховного Совета России в 1991-1993гг. был

1) В.С. Черномырдин

2) В.Ф. Шумейко

3) Р.И. Хасбулатов

4) А.В. Руцкой

6. Конституционный кризис – противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти был

1) весной-осенью 1993г.

2) в декабре 1993г.

3) в декабре 1994г

4) весной 1995г.

7. В конфликте законодательной и исполнительной ветвей власти в период

Политического кризиса 1993г. исполнительная власть была представлена

1) Конституционным Судом

2) Съездом народных депутатов

3) Президентом и Правительством РФ

4) Конституционным Судом и Президентом

8. Одним из вопросов референдума 25 апреля 1993 г. был

1) о доверии Президенту Ельцину

2) об осуждении социально-экономической политики Президента Ельцина

3) о досрочных выборах Премьер Министра страны

4) о досрочных выборах народных судей

9. Что стало новым явлением общественно-политической жизни России в 1990-е годы?

1) запрещение многопартийности

2) развертывание движения диссидентов

3) проведение выборов на безальтернативной основе

4) предвыборная борьба партий блоков за голоса избирателей

10. Новая Конституция в России была принята

1) 12 июня 1991г.

2) 25 апреля 1993г.

3) 12 декабря 1993г.

4) 1 января 1993г.

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Объясните суть конфликта между Президентом и оппозицией в начале 90-х гг.

Вариант №2

Часть А

1. Продолжите мысль.

После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи: ...

2. Удалось ли предотвратить угрозу распада России в 1992 году?

3. Восстановите хронологию событий 21 сентября - 4 октября 1993 г.

 

Часть В

1. В 1991г. на демократических выборах был избран первый Президент РФ

1) М.С. Горбачев

2) Б.Н. Ельцин

3) А.В. Руцкой

4) Р.И. Хасбулатов

2. Что не являлось чертой политического кризиса 1993 года?

1) издание указа президента о приостановке деятельности политических партий

2) споры о формах и темпах реформ в стране

3) противостояние между президентом и Верховным Советом

4) использование насильственных методов при решении политических проблем

3. В 1990-е гг. президенты РФ вступали в должность в результате

1) избрания Государственной Думой

2) назначения Федеральным Собранием

3) всенародных выборов

4) назначения Верховным Советом

4. Когда был подписан Федеративный договор?

1) 1 января 1991

2) 1 марта 1992

3) 31 марта 1992

4) 31 марта 1993

5. Что из названного произошло в России в 1993 году?

1) выборы Президента страны

2) издание указа Президента РФ о роспуске Верховного Совета

3) дефолт

4) референдум по принятию Конституции

6. Причина конфликта между Президентом и парламентом состояла

1) в необходимости запрещения деятельности некоторых партий

2) необходимости отменить референдум по принятию Конституции

3) в расхождениях по социально-экономической политике страны

4) способах борьбы с дефолтом 

7. Одним из вопросов референдума 25 апреля 1993 г. был

1) о досрочных выборах народных судей

2) об одобрении социально-экономической политики Президента Ельцина

3) о досрочных выборах Премьер Министра страны

4) запрете коммунистической партии

8. Конституция РФ была принята

1) Съездом народных депутатов

2) референдумом

3) Указом Президента

4) Федеральным Собранием

9. По Конституции РФ 1993года высшим органом законодательной власти стало

1) Федеральное Собрание

2) Верховный Совет РФ

3) Конституционный Суд

4) Верховный Суд

10. Новая Конституция в России была принята

1) 12 июня 1991г.

2) 25 апреля 1993г.

3) 12 декабря 1993г.

4) 1 января 1993г.

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Объясните суть конфликта между Президентом и оппозицией в начале 90-х гг.?

Практическая работа № 9

Социально-экономическое развитие России в начале 1990-х годов

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Вариант №1

Часть А

1. Какие мероприятия планировалось провести для перехода страны к рыночной экономике?

2. Что такое ваучерная приватизация? Каковы были ее итоги?

3. Как изменение благосостояния жителей России в 90-е гг?

 

Часть В

  1. Политика либерализации цен «шоковой терапии» проводилась в России в 1990-е годы под руководством

1) С.В. Кириенко

2) Е.Т. Гайдара

3) В.С. Черномырдина

4) А.В. Руцкого

2. Что не является частью радикальной экономической реформы?

1) выпуск ваучеров

2) приватизация жилья

3) ликвидация государственных краткосрочных обязательств (ГКО)

4) обеспечение конвертируемости рубля

3. Приватизация - это

1) обесценивание денег

2) перевод военных предприятий на выпуск мирной продукции

3) перевод государственной собственности в частную

4) обеспечение конвертируемости рубля

4. В начале 1990-х гг. проведение приватизации в РФ связано с деятельностью

1) А.Б.Чубайса

2) А.В.Руцкого

3) С.В.Кириенко

4) Г.А. Явлинского

5. Какая черта не характерна для социально-экономической ситуации в стране в начале 1990-х годов?

1) снижение уровня жизни основной массы населения

2) спад промышленного производства, рост инфляции

3) стабилизация экономической ситуации

4) увеличение импорта

6. Итогом «первой волны» приватизации государственной собственности в России (1992-1994гг.) стало

1) возникновение небольшого числа крупных финансово-промышленных групп и финансовой олигархии в лице их руководства

2) повышение уровня жизни большинства населения страны

3) создание эффективного хозяйственного механизма

4) повышение производительности труда

7. Отрицательным последствием «шоковой терапии» можно считать

1) конвертируемость рубля

2) увеличение экспорта газа и нефти

3) частые смены кабинета министров

4) политическая стабилизация

8. Эффективными мерами по сокращению дефицита бюджета страны можно считать

1) увеличение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство

2) сокращение государственных расходов, связанных с производством вооружения

3) финансовая поддержка дружественных стран

4) снижение налогов

9. Указ Президента «О свободе торговли» 1992 г предусматривал

1) разрешение гражданам осуществлять торговую, закупочную и посредническую деятельность

2) запрет на свободное ценообразование

3) продолжение фондового распределение производственной продукции

4) разрешение вести торговлю только в специально оборудованных местах

10. Кто после отставки Е.Т. Гайдара стал председателем правительства РФ, внесшим коррективы в курс проведения рыночных реформ?

1) А.Б. Чубайс

2) С.В. Степашин

3) В.С. Черномырдин

4) С.В. Кириенко

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Анализ документа. России в XX веке.

 

Вариант №2

Часть А

 

1. Почему меры перехода к рынку, проводимые в 90-х гг., называют «шоковой терапией»?

2. Что такое ваучерная приватизация? Каковы были ее итоги?

3. Найдите примеры, иллюстрирующие изменение благосостояния жителей России в 90-е гг.

Часть В

1. Когда в России началась радикальная экономическая реформа?

1) 2 января 1990 г

2) 2 января 1991г

3) 2 января 1992г

4) 31 марта 1992г

2. Что было не характерно для экономики России 90-хгодов?

1) предоставление крупных займов иностранным государствам

2) значительный экспорт природных ресурсов

3) конверсия промышленности

4) создание и крах финансовых пирамид

3. Ваучер - это

1) ценная бумага, дающая право на приобретение собственности

2) приватизационный чек, дававший право приобретать приватизированную муниципальную или государственную собственность

3) ценная бумага, подтверждающая право собственности

4) чек, подтверждающий факт купли-продажи

4. Автором реформы ценообразования в РФ стал

1) В.С. Черномырдин

2) Е.Т. Гайдар

3) Г.А. Явлинский

4) А.Б. Чубайс

5. Какая черта характерна для социально-экономической ситуации в стране в начале 1990-х годов?

1) увеличение экспорта продовольствия

2) рост промышленного производства

3) бартер

4) стабилизация уровня жизни населения

6. Итогом «первой волны» приватизации государственной собственности в России (1992-1994гг.) стало

1) 100% приватизация жилья

2) создание акционерных обществ открытого и закрытого типа
3) создание эффективного хозяйственного механизма

4) повышение рентабельности производства

7. Отрицательным последствием «шоковой терапии» можно считать

1) злоупотреблений, сопровождавших процесс приватизации

2) частые смены кабинета министров

3) увеличение экспорта газа и нефти

4) конвертируемость рубля

8. Эффективными мерами по наполнению бюджета страны можно считать

1) введение налога на добавленную стоимость в размере 28%.

2) увеличение расходов на армию и производство вооружения

3) введение фиксированных цен на товары первой необходимости

4)увеличение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство

9. Указ Президента «О свободе торговли» 1992 г предусматривал

1) разрешение гражданам осуществлять торговую, закупочную и посредническую деятельность

2) запрет на свободное ценообразование

3) продолжение фондового распределение производственной продукции

4) разрешение вести торговлю только в специально оборудованных местах

10. Кто после отставки Е.Т. Гайдара стал председателем правительства РФ, внесшим коррективы в курс проведения рыночных реформ?

1) А.Б. Чубайс

2) С.В. Степашин

3) В.С. Черномырдин

4) С.В. Кириенко

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Анализ документа. России в XX веке.

«90-е годы стали поворотными в истории России. Был сделан значительный шаг к построению рыночной экономики: в короткий срок оформился рынок труда, жилья, продовольственный и фондовый. Конвертируемой валютой стал рубль. Приватизация привела к передаче в частную собственность десятков тысяч предприятий. Начал формироваться отечественный средний класс – основа стабильности любого общества. Вместе с тем переходный период вызвал немало сложностей, связанных с падением объемов производства и развитием социальной сферы.

Главным событием в политической жизни страны стал демонтаж системы власти Советов. Вместо полновластия Советов в основу государственного устройства была положена идеей разделения властей, что впервые закреплено в Конституции России. Государственные и местные органы власти стали впервые избираться путем всеобщего, равного и тайного голосования».

 

1. Какие наиболее существенные преобразования произошли в российской экономике?

Определите, каковы главные трудности экономического развития России на современном этапе.

Каковы основы нового политического строя России?

 

 

Практическая работа № 10

Обновление федерального устройства России

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

 

Вариант №1

Часть А

1. Составьте схему государственного устройства России 90-х гг.

2. Каковы отрицательные последствия открытого вооруженного противостоянияна Северном Кавказе?

3. Почему в середине 90-х в стране сформировались «олигархические» группы?

Часть В

  1. Федеративный Договор определивший взаимоотношение между субъектами РФ был подписан в марте

1) 1991г.

2) 1992г.

3) 1993г.

4) 1994г.

2. Первая война в Чечне началась в

1) 1992г.

2) 1993г.

3) 1994г.

4) 1995г.

3. Официальное восстановление КПРФ, принятие новой Конституции, референдум о доверии Президенту и Верховному Совету прошли в

1) 1991г.

2) 1992г.

3) 1993г

4) 1994г

4. Самая многочисленная фракция в Государственной Думе в результате выборов 1995 года (22 %) была представлена

1) ЛДПР

2) Аграрной партией

3) КПРФ

4) Единая Россия

5. Лицо, принадлежащее к правящей группе, активно поддерживающее руководителя страны

1) олигарх

2) реформатор

3) дипломат

4) секретарь

6. Лидером Либерально-демократической партии в 1995 г являлся

1) Г.А. Зюганов

2) В.В. Жириновский

3) Б.Н. Ельцин

4) А.И. Лебедь

7. Августа 1996 г. в Хасавюрте были подписанысоглашения

1) об окончание военных действий и вывод федеральных войск из Чечни

2) и Договор об общественном согласии в России

3) о дружбе и экономическом сотрудничестве между Россией и Грузией

4) о вхождении Татарстана в Федеральный союз

8. Население проголосовало за Б.Н. Ельцина на выборах 1996 г благодаря

1) активной жизненной позиции лидера

2) давлению, которое оказывал государственный аппарат на население

3) нежеланию населения страны возврата к режиму, существовавшему до перестройки

4) удовлетворенности результатами правления Б.Н. Ельцина

9. Победа Б.Н. Ельцина на выборах 1996 года была обеспечена

1) активной избирательной компании

2) высокой явке населения на выборы

3) безальтернативность выборов

4) финансовой помощи из-за рубежа

10. Ранее других произошло событие

1) принятие Конституции РФ

2) начало I войны в Чечне

3) дефолт

4) Соглашения в Хасавюрте

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Прокомментируйте данные, используя различные источники информации

 

 

Вариант № 2

Часть А

 

1. Составьте схему государственного устройства России 90-х гг.

2. Возможно ли было избежать проведения военной операции в Чеченской Республике в середине 90-хгодов?

3. Почему в середине 90-х в стране сформировались «олигархические» группы?

Часть В

  1. Федеративный Договор определивший взаимоотношение между Субъектами РФ был подписан в марте

1) 1991г.

2) 1992г.

3) 1993г.

4) 1994г.

2. Чеченская война шла

1) 1994-1996 гг.

2) 1993-1995 гг.

3) 1994-1997 гг.

4) 1992-1997 гг

3. Какая партия не принимала участия в выборах в Государственную Думу в 1995 году

1) ЛДПР

2) Аграрной партией

3) КПРФ

4) Единая Россия

4. Лидером КПРФ в 1995 году являлся

1) Г.А. Зюганов

2) В.В. Жириновский

3) Б.Н. Ельцин

4) А.И. Лебедь

5. Лицо, принадлежащее к правящей группе, активно поддерживающее руководителя страны

1) секретарь

2) олигарх

3) дипломат

4) реформатор

6. На президентских выборах 3 июля 1996г. голоса распределились в пропорции 53,8% и 40,3 %, обеспечив победу между

1) А.И. Лебедем и Г.А. Зюгановым

2) Б.Н. Ельциным и Г.А. Зюгановым

3) Б.Н. Ельциным и А.И. Лебедем

4) Г.А. Зюгановым и В.В. Жириновским

7. Августа 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения

1) об окончание военных действий и вывод федеральных войск из Чечни

2) и Договор об общественном согласии в России

3) о дружбе и экономическом сотрудничестве между Россией и Грузией

4) о вхождении Татарстана в Федеральный союз

8. Население проголосовало за Б.Н. Ельцина на выборах 1996 г благодаря

1) активной жизненной позиции лидера

2) давлению, которое оказывал государственный аппарат на население

3) нежеланию населения страны возврата к доперестроечному режиму

4) удовлетворенности результатами правления Б.Н. Ельцина

9. Победа Б.Н. Ельцина на выборах 1996 года была обеспечена

1) переходом во втором на сторону Б.Н. Ельцина, бывшего соперника по выборам В.В. Жириновского

2) привлечения сил государственного аппарата

3) безальтернативность выборов

4) финансовой помощи из-за рубежа

10. Позже других произошло событие

1) принятие Конституции РФ

2) начало I войны в Чечне

3) дефолт

4) Соглашения в Хасавюрте

Часть С (для 1 и 2 варианта)

Прокомментируйте данные, используя разные источники информации.

1) Всенародное голосование 12 декабря 1993 г.

2) Вопрос: Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?

3) Число зарегистрированных избирателей 106 170 835

4) Число выданных бюллетеней 58 174 707 (54,79%)

5) Число действительных бюллетеней 56 368 956 (53,09%)

6) ЗА — 32 931 018 (58,42% от числа действительных бюллетеней; 56,61% от числа выданных бюллетеней)

7) ПРОТИВ — 23 437 938 (41,58% от числа действительных бюллетеней; 40,29% от числа выданных бюллетеней).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по дисциплине "Основы бухгалтерского учёта".

Практикум по дисциплине "Основы бухгалтерского учёта" по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)....

Практикум по дисциплине "Налоги и налогообложение" специальности "Экономика и бухгалтерский учет"

Практикум по дисциплине "Налоги и налогообложение" включает в себя принципы расчета основных налогов и сборов в РФ...

Практикум по дисциплине "Основы экономики" по специальности среднего профессионального образования 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

Настоящий сборник предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «Основы эко-номики» для специальности  13.02.02 «Теплоснабжение и теплоте...

Практикум по дисциплине "Основы бухгалтерского учета"

Учебно – практическое  пособие Практикум по учебной  дисциплине «ОСНОВЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА»,  разработан на основе Программы  учебной  дисциплины «ОСНОВЫ  Б...

СХЕМА-КОНСПЕКТ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА по дисциплине «АУДИТ»

Цели урока определены с учетом требований ФГОС по специальностям 38. 02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и 100701 «Коммерция» к знаниям и умениям по дисциплине «Аудит». ...

Практикум по дисциплине «Документационное обеспечение управления» предназначен для студентов базового уровня СПО, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения».

Практикум по дисциплине «Документационное обеспечение управления» предназначен для студентов базового уровня СПО, обучающихся по специальности  «Право и организация социального обеспечения»...