Методическая разработка открытого занятия на тему "Культура" по дисциплине «Обществознание»
методическая разработка

Апарин Александр Николаевич
  1. Предмет: Обществознание.
  2. Группа: АП-1109
  3. Преподаватель: Апарин Александр Николаевич.
  4. Тема: «Культура».
  5. Тип занятия: урок изучения нового материала.
  6. Форма занятия: активная лекция.
  7. Цели занятия: в ходе изучения нового материала студенты должны…
    • образовательные: знать определение термина «культура», элементы культуры, функции культуры, виды культуры;
    • развивающие: уметь анализировать текст учебника, работать в парах, составлять схемы, доказывать свою точку зрения, анализировать и синтезировать материал
    • воспитательные: понимать роль культуры в жизни человека и общества.
  8. Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебники, практикумы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aparin_otkr_urok._ap-1109.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»

        

Методическая разработка открытого занятия

по дисциплине «Обществознание»

«КУЛЬТУРА»

Подготовил: преподаватель к.и.н. Апарин А. Н.

Арзамас, 2019


ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

  1. Предмет: Обществознание.
  2. Группа: АП-1109
  3. Преподаватель: Апарин Александр Николаевич.
  4. Тема: «Культура».
  5. Тип занятия: урок изучения нового материала.
  6. Форма занятия: активная лекция.
  7. Цели занятия: в ходе изучения нового материала студенты должны…
  • образовательные: знать определение термина «культура», элементы культуры, функции культуры, виды культуры;
  • развивающие: уметь анализировать текст учебника, работать в парах, составлять схемы, доказывать свою точку зрения, анализировать и синтезировать материал
  • воспитательные: понимать роль культуры в жизни человека и общества.
  1. Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебники, практикумы.
  2. Основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, язык, ценности, нормы, регулятивная, образовательная, воспитательная, интегративная, ретранслирующая функции, народная, массовая элитарная культура, доминирующая, субкультура, контркультура.
  3. Ход занятия (90 мин.):

1) Организационный этап (2 мин.).

2) Подготовка к активному усвоению нового материала (12 мин.).

3) Усвоение новых знаний (56 мин.).

4) Закрепление знаний (15 мин.).

5) Итоги занятия (5 мин.).


Ход занятия

Этапы и учебно-воспитательные задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационный этап

Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на занятии и психологически подготовить студентов к общению и предстоящему занятию

2 мин.

Приветствие.

Отметка отсутствующих.

Встают.

Староста называет отсутствующих

2.Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала

Задачи: организовать и целенаправить познавательную деятельность, подготов. студентов к усвоению нов. материала, формировать целенаправл. характер деят., научить формулир. цель и достигать ср-ва для их реализации

10 мин.

На слайде черный квадрат.

Что это?

Преподаватель задает вопросы:

Парта, стул, компьютер? Что их объединяет?

Почему вы встали?

Эти понятия объединяет то, что все это создано человеком.

Все что создал человек – это…?

Итак, тема сегодняшнего занятия «Культура»

Подберите ассоциации к термину «культура»

Фиксация на доске ответов обучающихся.

Определение плана занятия:

  1. Понятие культуры
  2. Элементы культуры
  3. Функции культуры
  4. Разнообразие культур
  5. Взаимодействие культур

Исправьте ошибки в тексте

Мозговой штурм

Эвристическая беседа

Дают ответы

Создается ситуация успеха

Мозговой штурм

Записывают тему занятия в тетради

Мозговой штурм

Методика «Понятийное колесо»

Студенты сами определяют задачи и план занятия.

Ситуация успеха

3.Усвоение новых знаний

Задачи: дать конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи вопроса, добиться изучения способов, путей и ср-в, кот. привели бы к данному обобщению, добиться усвоения метода воспр. изуч. материала, выработать соотв. умения и навыки.

60 мин.

Итак, к ошибкам в тексте мы еще вернемся в конце занятия.

Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Элементы культуры:

Язык - понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов

Ценности - одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и средств их достижения

Нормы - правила поведения человека в обществе

Какую роль выполняет культура в жизни общества?

Функции:

  • Регулятивная
  • Образовательная
  • Воспитательная
  • Интегративная (объединяющая)
  • Ретранслирующая

Разнообразие культур

- Духовная и материальная

- Народная, массовая и элитарная

- Доминирующая, субкультура и контркультура

Заполнить таблицу

Виды культуры и характерные черты

Фиксируют в тетради

Мозговой штурм

Создается ситуация успеха

Фиксируют в тетради

Практическое задание

4.Закрепление знаний

Задачи: закрепить в памяти студентов те знания и умения, кот. необходимы для самостоятельной работы дома, добиться повышения уровня осмысления изучаемого матер. и глубины его понимания

15 мин.

Практикум, с. 67, задание 1

Коллективная проверка задания

Составить схему:

«Культура», «элементы культуры», «функции культуры», «формы культуры», «материальная культура», «духовная культура», «язык», «ценности», «нормы», «регулятивная функция», «образовательная функция», «воспитательная функция», «интегративная функция», «ретранслирующая функция», «народная культура», «элитарная культура», «массовая культура».

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

1-я строка – существительное, тема диаманты
2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты
3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению
4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)
5-я строка –  три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму
6-я строка –  два прилагательных (по отношению к антониму)
7-я строка – существительное, антоним теме.

Выполнение задания

Ситуация успеха

Создание ситуации успеха

5.Итоги занятия

Задачи:

выставление оценок, инструктаж по домашнему заданию

5 мин.

Выставление оценок за тест

Выставление оценок за активную работу на занятии экспертам.

Д/З:

  • Параграф 4.1.
  • Индивидуальные задания – подготовить новости культуры
  • На выбор: составить диаманту или кроссворд 10 слов.

Инструктаж по д/з

Ситуация успеха

Записывают д/з в тетрадях.

12. Источники и литература:

  1. Важенин, А. Г. Обществознание: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. 11 изд., стер. – М. : Академия, 2012. – 368 с.
  2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2012.
  3. Гуревич, П.С. Основы философии: учебное пособие для студентов СПО / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2008. – 439 с.
  4. Интернет-портал «Философия в России» [Электронный ресурс] // http: // www.philosophy.ru (Дата обращения: 3.11.2019)
  5. Интернет-сайт «Все о философии» [Электронный ресурс] // http: // www.intencia.ru (Дата обращения: 3.11.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине" Немецкий язык" по теме: «Das Auto. Konstruktionsteile»

Средствами иностранного языка мы не только приобщаем студентов к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа, но и погружаем в будущую специальность, обучаем п...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Статистика» «Выборочный метод наблюдения»

В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, широко используется игровой метод. В связи с этим для наиболее успешного достижения поставленных целей я н...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Обществознание" на тему "Религия"

Тип занятия: урок изучения нового материала.Форма занятия: групповая, с элементами активной лекции.Цели занятия: в ходе изучения нового материала студенты должны…Ø  образовательные: знать определ...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" тема: "Молодежь как социальная группа".

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине Обществознание (включая экономику и проаво).Тема: "Молодежь как главная социальная группа"....

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экономика организации" по теме "Прибыль и рентабельность"

Разработка открытого занятия - изучение нового материала  с использованием элементов технологии критического мышления предназанчена для работы со студентами технических специальностей СПО....

Методическая разработка открытого занятия "Поезда-птицы". Учебная дисциплина "Логистика пассажирских перевозок"

Открытое занятие "Поезда-Птицы" дисциплина ОП.10 Логистика пассажирских перевозок Тема 5. Сервис в логистике. Актуальность темы: развитие высокоскоростного сообщения в России.Событ...