Материалы для практического занятия по психологии "Публичное выступление"
план-конспект занятия

Шувалова Наталья Александровна

Целью занятия является ознакомление студентов с компонентами и различными стратегиями публичного выступления. В процессе занятия развивается позитивное самовосприятие,коммуникативные навыки и навыки самоанализа.Из материалов занятия Вы узнаете, как строить свое выступление, чтобы оно было наиболее выигрышным

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_vystuplenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для практического занятия по психологии

«Публичное выступление. Незапланированное выступление».

Цель: Познакомить студентов с компонентами и различными стратегиями выступления, развить навыки публичного выступления.

Задачи:

1. Развивать позитивное самовосприятие.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Развивать у обучающихся навыки самоанализа.

Ход занятия

Вступительное слово: Уважаемые студенты! Вы учитесь в медицинском колледже, отвечаете на занятиях, готовите доклады, участвуете в конференциях, в будущем некоторые из вас поступят в институты. Вам просто необходимо владеть навыками публичного выступления. На этом занятии вы узнаете, как строить свое выступление так, чтобы оно было наиболее выигрышным.

Информирование по теме занятия.

1. Неречевые компоненты публичного выступлении. Психологическое воздействие на публику начинается до речи, с момента появления выступающего перед аудиторией. Первое впечатление от оратора в значительной степени определяет, как его будут слушать. Большое значение имеют оформление внешности и манера “предъявлять себя”, вести себя перед слушателями, Здесь есть несколько правил:

1. В одежде не должно быть ничего кричащего.

2. Вы должны распространять впечатление уверенности.

3.  Лучшей позой является та, при которой вес тела равномерно распределен на всю ступню и оно слегка наклонено вперед. Сутулая осанка, склоненная набок или поникшая голова – все это признаки слабости. Подгибающиеся колени, суетливость, дрожащие руки, бросаемые украдкой взгляды, нервозность – признаки, вызывающие недоверие. Слишком прямая стойка, плечи назад, грудь вперед, живот втянут – признаки надменности.

4.  Естественный, спонтанный жест, действующий заодно со словом, удваивает силу речи. Однако часто начинающему оратору приходиться уделять основное внимание не тому, чтобы правильно использовать жесты, атому, чтобы избавиться от автоматических привычных движений, которые он помимо воли повторяет во время выступления. Это может быть: переступание с ноги на ногу, покачивание взад и вперед, почесывание, бесконечное снимание и надевание очков, повторяющиеся поднимание и опускание плеч, откидывание челки со лба и т. п. Эти частые однообразные движения скоро обращают на себя внимание слушателей и начинают раздражать их или смешить. Отслеживание своих неосознаваемых движений и преодоление их требует систематической и целенаправленной работы над собой.

5.  Необходимо добиться хорошего контроля над выражением своего лица. В мимике тоже встречаются привычные бессознательные движения, которые могут отрицательно повлиять на процесс взаимодействия выступающего со слушателями. Это, например, выпячивание или закусывание губы, закатывание глаз, выдвижение нижней челюсти и т. п. Если бессмысленные движения рук лишь отвлекают внимание слушателей, вызывая раздражение и смех, то непроизвольные мимические движения могут испортить эффект даже от хорошего выступления. Именно поэтому им должно уделяться особенно пристальное внимание.

6. Существенной составляющей налаживания межличностного взаимодействия между выступающим и слушателями является прямой контакт глаз. Выступающему не следует фиксировать взгляд на какой-то одной точке. Начинающему докладчику следует помнить, что существует общая тенденция смотреть на левую часть аудитории и в какой-то степени не обращать внимания на сидящих справа. Часто неопытные ораторы основное внимание уделяют слушателям, сидящим в центре. Лучше непрерывно скользить взглядом по аудитории слеш направо и обратно, от первых рядов к последним.

Практическое закрепление материала:

1. Студенты делятся на пары. В течение 3 минут им нужно сидеть и молча смотреть друг на друга. При этом необходимо фиксировать эмоции и невербальные проявления “собеседника”. Результаты обсуждаются. Задаются вопросы типа:

– Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?

– Кто чувствовал себя раскованно, а кто напротив стеснялся?

–Какие проявления эмоций вы заметили на лице и во внешнем облике “собеседника”?

2. Начало выступления. Поговорим теперь непосредственно о самом выступлении. Начало выступления – не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с аудиторией, завоевания внимания. Любое выступление начинается с приветствия и обращения. Необходимо использовать такое обращение, чтобы у слушателей не возникло впечатление отстраненности выступающего или его фамильярности.

Неконструктивными стратегиями начала будут:

а) оправдывающаяся: “Надеюсь, это покажется вам интересным”;

б) извиняющаяся: “Уважаемые, я очень хорошо знаю, что вы все устали и хотите домой. Я вас не задержу”;

в) расплывчатая, нечеткая: “Давайте рассмотрим сегодня этот вопрос, потому что такие проблемы надо решать”.

Этих “стратегий” нужно избегать, преодолевая свою неуверенность. Начало должно быть уверенным.

3. Язык выступающего. Речь выступающего, конечно, является наиболее важной составляющей искусства публично! о выступления. Здесь важны следующие моменты.

1. Правильное произношение, хорошая дикция, хорошо поставленный голос.

2. Умеренный темп (торопливость создает ощущение, что выступающий “отделывается”, вялая речь вызывает безразличие к теме выступления).

3. Словарный состав речи. Для того чтобы слушатели доверяли выступающему, его язык должен быть в известной мере близким к языку аудитории и, в противном случае возникает отчужденность.

“Человек, говорящий нашим языком, – наш человек” (И. Г.  Чернышевский).

4. Недопустимость cлов-“паразитов”.

5.  Краткость и четкость речи. (Цицерон утверждал, что величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Насколько известное высказывание Цезаря “Пришел, увидел, победил” лучше, чем “Сначала пришел, потом увидел и после побелил!”. )

6. Использование прямых обращений (такой прием способствует активизации мышления слушателей).

Практическое закрепление материала:

1. Учащимся разлаются темы выступления – рассуждения, которые они должны защитить. Время ограничено – выступление не должно превышать 2 минут.

Примерные темы вступления:

– что было бы, если все люди перестали испытывать эмоции и чувства;

–за деньги можно сделать абсолютно все;

-  спорт в нашей жизни;

- СПИД – смертельная угроза человечеству;

- модные диеты – «за» и «против».

– современное общество теряет моральные устои;

- конфликт отцов и детей и т.д.

4. Контроль эмоций. Очень важно научиться владеть своим эмоциональньным состоянием в ситуациях публичной речи (ответ у доски, экзамен, выступление на конференции). Для выступления особенно важно состояние уверенности, в некоторых случаях даже “побеждающее”. Для того чтобы создать у себя такой настрой, вспомните как можно подробнее, со всеми переживаниями, ощущениями, деталями случаи успехов, удач.

Не вспоминайте провалов, вспоминайте именно успех. Вспомните ощущение уверенности в своих силах, свободы и раскованности (неважно, с чем оно было связано). Важно проникнуться чувством собственной удачливости. Не может быть, что вам нечего вспомнить.

Выберите для уверенности характерный жест. Не забудьте о “позе уверенности”. Некоторым помогает прием записывания своего уверенного голоса, а затем, в случае необходимости, прослушивание его – это помогает как бы “подстроиться” под эту запись.

Настроиться на нужное состояние можно и по контрасту. Например, в момент сильного волнения усилить все признаки неуверенности, шаржировать их, сделать гротескными. Сыграть на чувстве юмора и стремлении к противоречию. Представьте, что будет в случае неудачи: под вами провалится пол? Вас повесят? Ведь нет. Попробуйте себя рассмешить. Именно чувство юмора более всего способно превратить отрицательную энергию в положительную.

Перед особо важными, особо ответственными выступлениями можно воспользоваться приемом “мысленная тренировка” из арсенала спортсменов. Продумайте мысленно свой ответ, свое выступление во всех подробностях, представьте конкретно, как можно ярче все, что будет происходить.

Не надо “бояться страха”, он уйдет сам, когда придет время действовать и вы будете знать, что сможете это сделать хорошо.

Перед началом публичной речи выходите уверенно, спокойно. Не обращайте внимания на то, что у вас сильно бьется сердце и пересыхает в горле. Многие расценивают эти признаки как симптомы страха и думают, что из-за этого их ждет очередная неудача. На самом деле такая реакция означает лишь то, что человек готов действовать, и она свойственна очень многим людям. Подобное состояние помогает мобилизовать все силы, энергию, выступить как можно лучше. Помните – это означает, что вы готовы действовать и достичь успеха!

Упражнение “Вверх по радуге”.

Цель: Снятие напряженности, усталости.

Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге, а на выдохе – съезжают с нее, как с горки. Повторить 3–4 раза.

Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.

Итог занятия.

Обсуждение:

1. Что понравилось на занятии, а что нет;

2. Какие новые знания получили;

3. Как полученные знания могут пригодиться в жизни.

Литература 

  1. Белоусова Р. В. Пономаренко Л. П. Психология для старшеклассников. –М. , 2002.
  2. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг. – М. , 2001.
  3. Сонин В. А. Психологический практикум. – М. , 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по дисциплине "Основы экономики" для студентов специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики" включает цель, рекомендуемую литературу по основным темам курса,. а также условия задач для практтического занятия критерия оценивания выполняемых рабо...

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков определения расчетных характеристик материалов при расчетах строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооруж

методическая разработка рекомендована для пользования студентам при проведении учебно-практического занятия по нахождению расчетных характеристик маиериалов в рамках курса Основы проектирования строит...

МР практического занятия "Подготовка и разработка материалов по стоматологическому просвещению"

Методическая разработка практического занятия "Подготовка и разработка материалов по стоматологическоу просвещению" по МДК 03.01 "Стоматологическое просвещение"  специальности...

КОМПЛЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП. 3 «ОСНОВЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА» по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 46.01.03 Делопроизводитель

Комплект методических материалов к практическим занятиям по дисциплине «Основы делопроизводства» составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО по программе подготовки квалифицированных ...

Дидактические материалы для подготовки студентов к практическим занятиям

Дидактические материалы предназначены для организации систематической подготовки обучающихся к практическим занятиям по дисциплине Анатомия и физиология человека...

ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

Характеристика и возможность применения технологии уровневой дифференциации при проведении практических занятий по специальности 34.02.01 Сестринское дело....

Материалы для практических занятий по дисциплине «Конфликтология»

Упражнения по конфликтологии позволяют осознать качества личности, важные для межличностного общения.· Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого...