Статья
статья

Тазеева Миляуша Мунировна

Предмет родного языка и литературы - главный источник в воспитании общечеловеческих ценностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет родного языка и литературы - главный источник в воспитании общечеловеческих ценностей учащихся.

Я работаю учителем родного языка и литературы 13 лет, и с уверенностью могу сказать, что воспитание общечеловеческих ценностей учащихся составляет неотъемлемую часть уроков и мероприятий на родном языке. Несмотря на небольшое количество уроков родного языка в школьной программе, стараюсь использовать каждый урок и внеклассное мероприятие в целях духовно - нравственного воспитания учащихся.

Цель нашего воспитания – обеспечить преемственность между поколениями, передать моральные ценности, знания и опыт старших поколений, устои культуры, уважение к истории человечества, народа, страны.

На мой взгляд, литература располагает исключительно большими возможностями для нравственного воспитания подрастающего поколения. Наша задача – максимально использовать эти возможности на своих уроках.  

Конечно, каждое произведение имеет не одностороннее направление воспитания, в одном произведении можно встретить воспитательные элементы патриотизма, бережное отношение к родному языку, о толерантности, о семье, о добром отношении к родителям, о доброте и зла и т. д.

Анализируя  все произведения по программе,  классифицировала их по группам, так как, зная суть, тематику произведения, легче усваивается материал, запоминается надолго.

Прививают любовь к родному языку и к народному творчеству, народному наследию, национальной культуре, учат чтить обычаи и традиции своего народа, увидеть красоту природы. Воспитывают  дружеские чувства к детям другой национальности, раскрывают любовь к малой Родине и  жизнь народов, которые помогают им понять значение дружбы и взаимопомощи людей разных национальностей. 

Воспитывают доброту, порядочность, честность, душевной щедрости людей, о том, что не надо скупиться на доброе отношение к ближним(родителям) и дальним, надо дарить и радость, счастье, не надо стыдиться проявления своих чувств.

Проявляется проблема добра и зла, роли семьи в воспитании человека.

Учит быть благодарными тем, кто открыл твои глаза, помог увидеть прекрасное в этой жизни, учиться трудолюбию, взаимопониманию, сочувствию.

Если мы коснулись вопросу о патриотическом воспитании в школе, то татарский язык и литература  играет огромную роль в этой области, учащиеся  растут на отважных произведениях о героизме  Мусы Джалиля, Героя Советского Союза , так же Фатиха Карима,  Абдуллы Алиша, Сибгата Хакима, Хасана Туфана, Габдрахмана Апсалямова  и многих поэтов и писателей татарского народа ,участников Великой Отечественной войны, где каждая строка пропитана любовью родному краю, Родине советского народа. 

Роль учителя родного языка и литературы в школе особая. Он не просто даёт учащимся знания, а воспитывает высоконравственных людей, которые смогут в будущем выбрать себе дело по душе, построить свою жизнь, стать счастливыми, быть милосердными, гуманными, настоящими патриотами своей страны. Уроки  языка и литературы - уроки нравственности. Строя свои уроки, я обращаю внимание именно на это. Благодатный материал для этого можно найти по каждой теме, на каждом уроке языка и литературы, только надо умело использовать его. 

Каждое произведение, которые вошли в учебную программу, может восприниматься как уроки воспитания нравственности, человечности, гуманности, патриотизма. Принимая во внимание все проблемы, стоящие на сегодняшний день перед учителем родного языка и литературы, я запланировала в каждом классе уроки внеклассного чтения по татарской литературе. На примерах национальных героев, на языке отцов и дедов, которые ближе им по духу, легче достичь патриотического воспитания. Особенно по нраву учащимся начальных классов сказки о национальных героях, а в программу среднего звена вошли такие произведения, как например, рассказ «Йолдызлы малай» Ибрагима Гази, повесть  «Яшәү белән үлем арасында» Наби Даули, повесть «Чәчәкләр сөйли белә» Шамиля Ракыйпова , повесть «Миңа унтугыз яшь иде» Габдрахмана Апсалямова ,рассказ  «Лачын кыз» Лябибы Ихсановой, рассказ «Кем җырлады?» Амирхана Еники и еще многие стихотворения и прозаические произведения о героизме молодого поколения во время военных действий.

Татарский  язык — один из самых развитых и богатых языков мира. На уроках татарского  языка используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). На уроках используются тексты на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Честь», «Совесть». Ученики открыто делятся тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое Отечество. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что - то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.  Литература, на каком языке бы не была — основа воспитания, она всегда была гордостью, совестью народа. Любая тема в татарской литературе может рассматриваться с точки зрения нравственного понимания. Например, сказки, где добро всегда побеждает зло. Былины воспитывают в детях чувство патриотизма. 

Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус. Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов. Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Семинары, дискуссии также позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.   

Большое значение для воспитания у учащихся чувства патриотизма имеет также и дидактический материал, который я использую на уроках. Маленький мир повседневной жизни детей на уроках татарского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словарям, словосочетаниям и предложениям, относящихся к общественно–политическим явлениям страны, области, района, поселка. Дидактический материал, предлагаемый для разбора, ненавязчиво вводит школьника в мир общественной жизни, пробуждает его сознание как будущего гражданина, воспитывает нравственные идеалы. Ребята узнают о символике нашего государства, обычаях  его народов, замечательных традициях. Для повышения эффективности решения этих задач также используются электронно-образовательные ресурсы - презентации.

Развитию познавательной активности учащихся способствуют и сочинения – отзыв о произведениях.  Советую ребятам,  какому произведению посвятить сочинение. Предостерегаю учащихся от пересказов содержания книги и напоминанию им, что сочинение, являющееся отзывом о каком–либо произведении, строится как рассуждение. На одном из уроков анализируются отзывы учащихся о книгах – фрагменты из сочинений прежних лет. Для сочинения – рассуждения предлагаю такие темы: «Слово о родном крае», «Почему мне дорог родной край», «Берегите родную природу», «Друзья природы», «Об этом нельзя молчать» и др. 

Проблема нравственного воспитания в настоящее время является крайне актуальной. Если традиционно в советской школе патриотическое воспитание осуществлялось через организации октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто. Но педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от учения время.          

В воспитании нравственности и мировоззрения большое значение имеют также уроки внеклассного чтения. На уроках и на кружках мы анализируем произведения. Проводим уроки нравственности, внеклассные мероприятия: «Серле сандык », « Науруз »,  «Малый сабантуй», «Каз  өмәсе», «Аулак өй»  и другие. Участвуем на конкурсах чтецов: «Камаевские чтения», «Джалиловские чтения», в школе работает кружок: «Волшебное слово».

Внеурочная деятельность включает в себя: научно практические конференции, олимпиады, конкурсы, инсценировок  произведений писателей и поэтов татарской классической литературы, конкурсы чтецов произведений местных поэтов и собственного сочинения, драмкружки, оформление стенгазет и многие другие мероприятия. Итак, нравственность — наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность — воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценностей — длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках татарского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....