Технология оценивания на уроках Основы философии
статья

Бурангулова Гульфия Махмутовна

Технология оценивания на уроках Основы философии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технология оценивания на уроках Основы философии

Ведущими векторами образовательной стратегии стали образование в течение всей жизни, инициатором которого является тот, кто учится, вариативность и индивидуализация обучения, которые обеспечивают его запросы и возможности, компетентностный подход, тесно связанный с активным характером обучения.

Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.

Целью данной работы является осмысление и популяризация опыта формирующего оценивания

Для более эффективного достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • глубоко и максимально полно изучить техники формирующего оценивания;
  • проанализировать и систематизировать имеющийся опыт формирующегося оценивания;

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между преподавателем и учащимися по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

Различают два вида отметок: внутренняя отметка (формирующая) и внешняя отметка (суммирующая).

Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь «между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты студента в сравнении с его же предыдущими результатами).

Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном).  Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного студента, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Цели формирующего оценивания и результаты:

  • Оценивать потребности студента. Студент имеют широкий опыт, интерес к новой теме. Понимание имеющегося багажа знаний позволяет скорректировать процесс обучения на основе дифференцированного подхода.
  • Оценивать умения работать самостоятельно и в сотрудничестве. Позволяет учащимся самим планировать свою деятельность без принуждения, учась на своих ошибках.
  • Осуществлять мониторинг прогресса учащихся. В результате накопления полезных отзывов и комментариев преподаватель обращает внимание на слабые стороны учащегося и подтверждает его сильные стороны.

Организация формирующего оценивания:

  • планирование образовательных результатов по каждой теме, учитывая индивидуально уровень каждого студента;
  • определение в рамках программы обучения тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи;
  • контроль, определение индивидуальных достижений каждого учащегося и нет сравнения результатов учащихся;
  • оценивание результатов деятельности, оценка ориентирована на конкретного ученика, выявление пробелов в освоении учащимся содержания образования с целью восполнить их с максимальной эффективностью, показать прогресс в обучении;
  • предъявление учащимся планируемых образовательных результатов;
  • обратная связь относительно достижений учащегося, анализ;
  • планирование дальнейшей деятельности.

Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы. Это не должно быть отдельной частью занятия, а должно пронизывать всю работу.

Здесь помогут приёмы самопроверки и взаимопроверки. Важно научить эталонам самооценки, способам обнаружения ошибок и их исправления

Нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

Проблемы и пути их преодоления:

  • Отметки могут носить необъективный характер. Используйте формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок - их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося.
  •  Работа над оцениванием занимает больше времени. Включите оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может предоставить вам информацию для формирующего оценивания.

Принципы осуществления контроля:

  • Градация трудности заданий. Необходимо предложить виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся разной подготовки.
  • Свобода выбора заданий. Студент может выбрать сам уровень трудности задания, осознавая ответственность за результаты деятельности
  • Принцип свободы. В любой момент ученик может иметь возможность улучшить свои достижения.

Формирующее (текущее оценивание) позволяет студенту и преподавателю скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты до проведения итоговой работы.

При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.

Формирующее оценивание для обучающихся

  • может помогать учиться на ошибках; понять, что важно; понять, что у них получается;
  • обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Наблюдение и анализ учебного процесса, и формирующее оценивание позволяют сделать так, чтобы школьники могли более успешно учиться, а учителя более эффективно преподавать.

Учителя, таким образом, получают возможность сделать класс лабораторией, в которой они исследуют то, как происходит учение, прийти к пониманию этого процесса и более эффективно влиять на него через собственное преподавание.

Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи и осторожно проводя эксперименты в ходе учебного процесса, учителя могут многое узнать о том, как школьники воспринимают материал и как они реагируют на те, или иные приёмы преподавания.

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно.

Одна из сторон самостоятельности мышления – сформированность привычки к самоконтролю и умений его проведения. Чтобы привить привычку контролировать полученный результат, учу включать этот этап работы как обязательный в алгоритм любого учебного действия. Умение оценивать работу включает умение выбирать из нескольких возможных путей решения более рациональный (при проверке домашнего задания, самостоятельной работы). На уроке через специальные задания создаю такие ситуации. Проводим с ребятами самооценку отдельных этапов учебной работы.

При выполнении учебного действия, проводиться самооценка своих действий. Навык самооценки формирую по средствам следующего алгоритма:

  • Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что должно было получиться в результате?
  • Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ?
  • Задание выполнено полностью верно или ошибкой (какой, в чем)?
  • С работой справился полностью самостоятельно или кто-то помогал?
  • Какую отметку ты поставишь себе за выполнение данной работы? (Помним, что критерии оценивания результатов студент знает до начала работы).

Данный  выработается очень полезная для жизни привычка: обдумывать каждый свой шаг, оценивать его с точки зрения разумности и рациональности, необходимости и полезности (воспитательный момент урока).

Таким образом, в ходе такой работы  установлено, что у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учащихся, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности. Только в процессе выполнения определенным образом составленного комплекса действий можно сформировать у учащихся универсальные учебные действия. Конечно, существуют и проблемы. На мой взгляд, нежелание части детей учиться – своего рода психологическая защита от перегрузки, потеря уверенности в своих силах. Потому что существуют противоречия между все возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений. Не в силах справиться с такими нагрузками, дети просто перестают заниматься, свыкаются с ролью неспособных, бесперспективных, отстающих.

Сильно мешает изучению основы философии отсутствие привычки внимательно следить за цепочкой логических выводов, критически их осмысливать, выявлять причинно-следственные связи. Несомненно, что существует определенный разброс способностей этого рода и можно указать в каждом классе примеры учащихся, которые чувствуют себя при проведении логических рассуждений как бы в родной стихии, так и тех, кто быстро утомляется и теряет нить рассуждений. В этом случае систематическая логическая тренировка на простейших ситуациях и заданиях может принести неоценимую пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку основы философии

Первая лекция: Что такое философия?...

Презентация к уроку основы философии

Презентация на тему возникновения философии...

Презентация к уроку основы философии

Презентация на тему софисты....

Презентация к уроку основы философии

Презентация на тему "Мудрецы Древней Греции". Освещение деятельности Сократа, Платона, Аристотеля....

Презентация к уроку основы философии

Презентация на тему христианская философия...

Поиск новых технологий оценивания на уроках иностранного языка

Статья посвящена проблеме поиска новых технологий оценивания деятельности обучающихся на уроке. Традиционная методика оценивания не справляется с задачей оценки названных результатов и не способна заф...