Философия эпохи Возрождения. Лекция
план-конспект занятия

Философия эпохи Возрождения. Лекция. Занятие расчитано как на очную так и на дистанционную форму обучения студентов СПО. В лекции дан материал в форме конспекта  занятия, а также просмотра видеоуроков по данной теме. Домашнее задание расчитано на выполнение с  использованием полученных знаний а также с фориулировкой собственных суждений и выводов. Лекция дает студентам проявить самостоятельность творчество, а преподавателям облегчает поиск материала по данной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofii_epoha_vozrozhdeniya_distantsionnye_zadaniya.docx282.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия Философия эпохи Возрождения. (Дистанционное обучение)

Предлагаю изучить тему и воспользоваться   конспектом и видеолекциями, т. к. в учебнике эта тема практически не освещена.

                                                                          План

1. Философия эпохи Возрождения, ее основные черты и принципы.

2. Философские и космологические учения Н. Кузанского и Д. Бруно.

3. Значение взглядов представителей эпохи Возрождения в развитии философской мысли.

Видеолекции  Философия эпохи Возрождения

https://yandex.ru/video/preview/?text=философия+средневековья+лекция&path=wizard&parent-reqid=1610694383902515-1298875195265648916400145-production-app-host-man-web-yp-188&wiz_type=vital&filmId=5701180505423876484&url=http%3A%2F%2Fvk.com%2Fvideo-140355142_456244195  Серьезная лекция

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15805239658589567048&text=философия+эпохи+возрождения+лекция&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DF4mUOUApYsc с элементами презентации

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2813000178852189990&text=философия+эпохи+возрождения+лекция&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D02hceYUk7xc  молодой лектор  живой стиль изложения.

Домашнее задание

  1. Прочитать и просмотреть материал.
  2. Выписать основные черты философии эпохи Возрождения. ( это отдельная оценка).
  3.  Дать письменную характеристику одному из представителей философов Эпохи Возрождения по выбору их имена перечислены в тексте. Биография, интересные факты из жизни, взгляды философа, цитаты философа. Объем 2-3 листа письменного текста, 1-2 печатного.
  4. Сформулировать вывод.  В чем значение взглядов представителей эпохи Возрождения в развитии философской мысли?

https://cf.ppt-online.org/files/slide/y/yxbFGk4TBfDpoYUrl2dw9uRiqO83Chm0gN61Kc/slide-4.jpg 

     

http://900igr.net/up/datas/92346/062.jpg 

  1. Философия эпохи Возрождения, ее основные черты и принципы.

        Третьим, переходным этапом в истории философии является философия эпохи Возрождения – период, охватывающий 15 – 16 вв. – это период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений, развития промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, науки и техники, искусства, изменения отношений церкви и государства, изобретения книгопечатания, компаса, парохода, доменно-металлургического процесса, возобновления интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, математического обоснования гелиоцентрической системы мира польским ученым Коперником.

       Все это требовало освобождения от догматического схоластического мышления, поворота к естественнонаучному познанию мира и человека. Возрождались античные идеи, античное культурное наследие, забытые в Средние века, отсюда эпоха была названа эпохой Возрождения (или Ренессанса – франц.). Давайте вспомним, что стало завершающим итогом античной философии – неоплатонизм (Единое – Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, космос). В средние века неоплатонизм трансформировался (Бог, Христос, Святой дух, Природа). В эпоху Возрождения философы возвращаются к неоплатонической схеме, но преимущественное внимание в философии теперь принадлежит человеку, мировоззрение Возрождения - антропоцентризм.

       Если в центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, в средние века – религиозная жизнь, проблема спасения души, то на первый план в философии Возрождения выходит человек. Бог по-прежнему считается началом всех вещей, но как в античный период он отождествляется с несотворимой и вечной природой (пантеизм), центром же мировоззрения в эпоху Возрождения становится человек.

       Философия Возрождения не имела своего систематизатора (античная была систематизирована Плотином, средневековая – Фомой Аквинским, а в эпоху Возрождения - систематизатора не было). Вообще мыслителей теперь интересовала не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, самостоятельность, творчество, красота и т.д.

      Основной принцип философии и форма мировоззрения Возрождения – антропоцентризм. С развитием промышленности и науки выявляется особая значимость человека, его возможностей и созидательной активности. В эпоху Возрождения человеческая личность олицетворяет творческое начало. Если в античности физический труд и даже искусство ценились невысоко, высшей формой человеческой деятельности считались размышления и созерцания, потому что они приобщают человека к вечному, к Космосу, а христианство – молитву и ритуалы богослужения, что в целом носило пассивный характер по отношению к миру, то в эпоху Возрождения сакральный характер приобретает творческая деятельность. Человеку в его замыслах и деятельности все по плечу, человек выходит на новый уровень самосознания: его качествами становятся гордость и самоутверждение, воля и энергичность, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие в противовес преклонению, смирению в средние века. Человек ощущает себя сотрудником Бога, способным творить новый мир, красоту.

      Одним из доминирующих аспектов философии становится эстетический. Яркие его представители: Леонардо да Винчи – живописец и изобретатель, Микеланджело – живописец и поэт, Альбрехт Дюрер – художник, скульптор, архитектор, внесшие существенный вклад и в развитие философии.

        Происходит реабилитация телесности человека. Признается, что в человеке имеет значение не только духовная жизнь. И тело – вовсе не «оковы души», тянущие ее вниз и обуславливающие греховные помыслы (как в средние века), а нечто самоценное. С этим связан культ красоты человеческого тела в искусстве эпохи Возрождения, особенно в живописи, имевший место без всякого ущерба духовному началу. Поэтому говорят, что антропоцентризм Возрождения имеет личностно-материальное значение, что предполагает равнозначность духовного и материального в человеке.

        В искусстве большинство сюжетов бралось из Библии, наиболее возлюбленный сюжет эпохи – Богородица с младенцем, затем Мадонны. Художники Возрождения владели богословием и философией, широко использовали математические знания в анатомических целях и в искусстве.

     Выдающийся художник и мыслитель эпохи – Леонардо да Винчи (1452 – 1519) оставил после себя множество проектов технических устройств, гидротехнических сооружений, записи по механике и оптике, способствовал зарождению инженерного подхода.

       В изобразительном искусстве был выработан и широко применялся метод линейной перспективы, заключающийся в том, что предметы изображаются на плоскости так, как их видит субъект: параллельные линии кажутся сходящимися в одну точку, отдаленные предметы изображаются   маленькими.

      Антропоцентризм способствовал развитию гуманизма – воззрения, признающего ценность человека как личности, права человека на свободу, счастье и развитие. Мыслители Возрождения считали, что Бог дает человеку свободную волю, право определять свою судьбу, самостоятельно действовать и творить.

     Гуманисты возродили идеалы античных эпикурейцев (наслаждение и радость жизни), сочетая их с активной жизненной позицией. Актуальным стал вопрос об истинном благородстве человека, которое понимали как доблесть духа.

       Схоластической философии было противопоставлено право на поиск истины и сомнение, догматизм и преклонение перед авторитетами подвергались резкой критике, защищался частный интерес, индивидуализм. Развивались идеалы умеренного утилитаризма (учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляется с пользой) – для этого личные интересы должны согласовываться с интересами других. Люди должны быть друг для друга источником радости, что возможно только когда в основе их взаимоотношений – любовь или дружба.

         Общество рассматривалось уже не как продукт божьей воли, а как результат деятельности людей. В целом гуманизм Возрождения ориентировался на свободомыслие и справедливое устроение общественно-государственной жизни, обычно на демократических началах и в рамках республиканского строя. Однако некоторые социальные мыслители, стремясь к преодолению феодальных междоусобиц и раздробленности Италии допускали использование варварских средств (Николо Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» рассуждал о соотношении политики и морали и считает, что политика всегда связана с предательством и это нормально, кто хочет заниматься политикой, должен улыбаться тому, кого ненавидит и обманывать, предавать и т.п.), другие создавали утопические теории государства (Т. Мор, Т. Кампанелла), выражавшие прежде всего интересы нового общественного класса – буржуазии. Утопический социализм Т. Морра и Т. Кампанеллы основывался на идее уничтожения несправедливости путем уничтожения частной собственности вплоть до предметов быта, и реализации общественной собственности.

Основные принципы философии Эпохи Возрождения:

антропоцентризм;

гуманизм;

признание творческой сущности человека;

личностно-материальное понимание мира;

антисхоластика;

пантеизм (в основе которого лежала философская установка Николая Кузанского: Единое есть все. Бог во всем: он сливается с природой, природа обожествляется).

гелиоцентрическая система мира (Коперник, Д. Бруно).

В целом философия эпохи Возрождения – переход к Новому времени, которому суждено было сыграть ведущую роль в развитии индустриальной цивилизации.

  2. Философские и космологические учения Н. Кузанского и Д. Бруно.

        В эпоху Возрождения философия возвращается к изучению природы. Математическое обоснование гелиоцентрической системы мира польским ученым Николаем Коперником (1473 – 1543) в работе «Об обращениях небесных сфер» нанесло существенный удар по средневековой геоцентрической системе и представлению об исключительном характере земли и позволило предположить существование бесконечного количества других небесных тел, подобных Земле и Солнцу. Гелиоцентрическая (Гелиос – солнце) и геоцентрическая (Гео – земля) системы мира.

      Согласно гелиоцентрической системе Земля и другие планеты вращаются вокруг солнца и вокруг своей оси (Коперник, Кузанский, Галилей, Ньютон). Коперник дал ее математическое обоснование, но считал, что Солнце является центром вселенной – все вертится вокруг Солнца.

Согласно геоцентрической системе мира, Земля является центром мироздания, она неподвижна, вокруг нее вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды (Пталомей – 2 в., религиозные представления средневековья).

      Одним из ярких представителей философии эпохи Возрождения является Николай Кузанский (1401 – 1464) (родился в Куза на Мозеле – поэтому Кузанский, настоящее имя Николай Кребс или Крипфс) – итальянский философ, теолог, кардинал при Папе Пие 2, математик, астроном, географ. Основные работы: «Об ученом незнании», «О происхождении».

      Философская установка Н. Кузанского: Единое есть все. Бог во всем: он сливается с природой, Бог - предельное понятие, которое нельзя полностью постичь. Из утверждения, что единое есть все, следует, что единое не имеет противоположности, а значит, оно тождественно беспредельному. Выработал учение о Боге как об абсолютном максимуме бытия, стоящем выше всех противоположностей. Противоположности: абсолютный максимум и абсолютный минимум совпадают и переходят друг в друга, т.к. они неделимы и им ничего не противостоит. В Боге совпадают все противоположности.

       Кузанский развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, учение о бесконечности Вселенной и человеке как микрокосмосе.

Человек через творческую деятельность своего ума уподобляется Богу. Его главная способность – познание, которое реализуется, согласно Кузанскому, в первую очередь, геометрически, т.е. структурно – математически. Кузанский изучал возможности применения математических понятий в познании природы и приходит к выводу, что Бог есть абсолютный интеграл.

       Кузанскому принадлежит учение о бесконечности мира и отсутствии у мира какого-либо центра, разрушившее античную и средневековую картину мира, он явился предшественником Коперника и оказал значительное влияние на Джордано Бруно, подготовив коперниковскую революцию в астрономии.

      Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и углубил итальянский философ и поэт Джордано Бруно (1548 – 1600). Основные работы: «О причине, начале и целом», «О бесконечности, вселенной и мирах». Исходные идеи его философии – единство и бесконечность, несотворимость и неуничтожимость мира.

       Цель философии Бруно усматривал в познании природы, которая является «Богом в вещах». Разделяя космологическое учение Коперника, он развивал идеи о бесконечном множестве миров во Вселенной, освобождая теорию Коперника от представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от представления о Солнце как о неподвижном центре всей вселенной. Бруно показал, что ни Земля, ни Солнце не может быть центром космоса, так как у него вообще нет центра, как нет и границ, нет верха и низа. (Подумайте, применимо ли к Космосу понятие верха и низа).

Единица сущего - монада (от монос – единица) - слияние духовного и телесного, объекта и субъекта. Бог – высшая субстанция, монада монад, отождествляемая с мировым целым.

       «В безмерном лоне бесконечной Вселенной возникают, развиваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные миры. Наша Солнечная система – лишь одна из бесчисленного множества других, подобных систем». «Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг нашего Солнца», - писал Дж. Бруно в книге «О бесконечности, вселенной и мирах».

       Философские и космологические учения Дж. Бруно были неприемлемы церковью. За эту книгу, после 8-летнего заключения, 17 февраля 1600 г. Бруно был заживо сожжен католической инквизицией на площади цветов в Риме. Были сожжены его труды, а имя Джордано Бруно было запрещено даже упоминать. Ему давали неделю, чтобы подумать и отречься от убеждений, но Бруно этого не сделал.

        Идеи Н. Кузанского и Дж. Бруно заложили основы для развития философии и естествознания Нового времени.

Николай Кузанский: натурфилософия эпохи Возрождения

«Человеческая природа — такая природа, которая была помещена над всеми творениями Бога и лишь немного ниже ангелов»

Николай Кузанский — видный церковный деятель и талантливый ученый, в своих теориях совместил науку и веру, примирил древние идеи о божественности природы с христианским вероучением и предвосхитил множество астрономических открытий.

Гуманист из Кузы

Николай Кузанский, натурфилософпантеист

Настоящее имя этого философа — Николаус (Николай) Кребс. Он родился в 1401 году в селении Кус (Куза) в Германии. В соответствии с античной и средневековой традицией мыслитель вошел в историю под прозвищем «Кузанский», или «Кузанец», напоминавшим о его малой родине. Дата его рождения — самое начало XV века — символична. Николай Кузанский стал в прямом смысле «человеком эпохи Возрождения».

     В это время снова возвращается интерес к античной философии, искусству, истории. Человек по-прежнему признаётся творением Бога, но акцент делается уже не на «грешности», а на красоте души и безграничных возможностях этого творения. Прославление человека и его духовного и творческого потенциала принято называть гуманизмом. Именно к ранним гуманистам причисляют Николая Кузанского, ставя его в один ряд с такими титанами Возрождения, как Леонардо да Винчи: подобно великому итальянцу, он снискал успех во многих областях. Сделав блестящую церковную карьеру (Кузанец был кардиналом и папским легатом), он писал многочисленные философские трактаты, был математиком, астрономом, работал над реформированием календаря, занимался поиском древних рукописей.

«Человек... есть союз души и тела, разделение которых производит смерть» (Н. Кузанский)

 «Бог во всём, и всё в боге»

       Как философ, Николай Кузанский был близок к неоплатоникам. Будучи прекрасно образованным, он опирался и на древнегреческие, и на римские, и на средневековые источники. Если для неоплатоников целью было единение с Богом и поиск «ступеней» для движения души вверх, к творцу, то Кузанский пошел еще дальше: он заявил, что «Бог во всём, и всё в Боге», «Бог есть единое». По его мнению, не нужно противопоставлять Бога как могучую непостижимую силу — и созданную им Вселенную. Философ вообще избегал говорить о «сотворении мира» — одном из основополагающих моментов многих религий. Он предлагал идею «развертывания»: Вселенная разворачивается из некоего Божественного первоначала, то есть Божественная сила присутствует везде. Поэтому Кузанского иногда называют еще и пантеистом.

       Пантеизм (от др.-греч. «пан» — всё, всякий и «теос» — Божество) — это вера в то, что Бог и природа — по сути одно и то же, что в природе «растворено» Божественное начало. Пантеисты не признают Бога как некую «творящую личность». Они предпочитают говорить о природе (Вселенной) как олицетворении Божественного, о единстве всего живого, убеждают в необходимости бережного отношения к природе. Подобные теории появлялись в разное время: «отголоски» пантеизма можно увидеть и в индуизме, и в даосизме, и в концепциях греческих мыслителей.

Каково же, с точки зрения Николая Кузанского, место человека? Он выдвигает достаточно смелые для того времени теории: так как все явления природы взаимосвязаны, а Бог неотделим от всего сущего в мире, то именно в разуме, вложенном Богом, главное достояние человека и его «богоподобие». И человеку в мире уготована центральная роль!

При жизни Кузанца его труды были практически неизвестны, публиковать их начали только через 20 лет после его смерти

Наука и вера

     Применительно к его философской системе часто можно услышать слово «натурфилософия» (от лат. natura — природа). Этим довольно общим термином вплоть до XVIII века обозначали совокупность законов естествознания, попытку свести воедино все имеющиеся на данный момент знания о природе. И Николай Кузанский, увлеченный изучением небесных тел, относился к отцам натурфилософии эпохи Возрождения. Он предвосхитил многие открытия Коперника, Галилея и Бруно: тезис «Бог есть всё и во всём» и отождествление Творца и творения привел Кузанца к выводам о бесконечности Вселенной. Он высказывал предположения о постоянном движении небесных тел, о существовании многих миров (причем населенных!); встречаются в его трудах и упоминания о «пятнах на Солнце». Он считал, что все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля.

      Довольно необычными для того времени стали рассуждения Николая Кузанского о необходимости примирения — как между государствами, так и между религиями. В частности, он весьма интересовался исламом и находил в его постулатах много общего с христианскими догмами. Для философии Кузанца характерна убежденность в необходимости религиозной терпимости; но, будучи крупным церковным иерархом, претворять эти идеи в жизнь он не торопился. Правда, некоторые исследователи считают, что только смерть, последовавшая в 1464 году, помешала Николаю начать масштабную реформу католической церкви.

      Несмотря на преклонение перед разумом и уверенность в безграничных возможностях человека, идеи веры занимают важное место в философии Николая Кузанского, причем слово «вера» он применяет и к религии, и к науке: «Всякий человек, желающий подняться до познания чего-либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эпоха Возрождения

Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название:а) реформация;        б) гуманизм...

Философия эпохи Просвещения

Данная статья представляет собой обзор моделей идеального государственно-политического устроства в эпоху Просвещения. Материал может быть использован для подготовк к занятиям по истории, обществознани...

Методическая разработка интеллектуального турнира "Прекрасный мир Эпохи Возрождения"

Интеллектуальный турнир "Прекрасный мир Эпохи Возрождения" проводился как зачетное занятие по Мировой художественной культуре. Состязание двух групп в поединке на лучшее знание Эпохи,творчества Велики...

Немецкая классическая философия И.Кант. Лекция+презентация (дистанционно)

Немецкая классическая философия И.Кант. Лекция+презентация (дистанционно). Данная лекция расчитана на проведение очных и дистанционных занятий  по философии со студентами СПО. С помощью презентац...

Презентация к уроку Костюм эпохи Возрождения

Презентация к уроку Костюм эпохи Ворождения.Включает в себя развитие мужского и женского костюма, особенности причесок и аксессуаров эпохи Ренессанса. Особую ценность представляет то, что иллюстративн...

Костюм эпохи Возрождения(Ренессанс) 14-16 века в Италии

В материале "Костюм эпохи Возрожения" описывается мужской и женский костюм, головные уборы и обувь. Также отличительные черты исторического стиля....