Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву Инструкция: прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.
тест
Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровня
экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву
Инструкция: прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.
I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Что такое экология?
а) наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей
средой;
6) наука о взаимодействии человека и природы;
в) наука о природе.
Какие глобальные экологические проблемы современности вы знаете?
а) проблема загрязнения окружающей среды, проблема парникового
эффекта, разрушение озонового слоя;
б) заканчиваются исчерпаемые ресурсы, люди вырубают леса;
в) сжигается попутный газ в факелах, радиоактивное загрязнение,
утилизация отходов.
Какие антропогенные факторы изменения окружающей среды вы знаете?
а) рост городов, загрязнение почв, воды, воздуха, вырубка лесов;
б) осушение болот, распашка земель, снижение численности популяции
опылителей и опыляемых растений;
в) разрушение почвы копытными животными, увеличение численности
бактерий, повышение кислотности.
Что такое Красная книга?
а) аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения
Животных, растений
и грибов;
б) описание наиболее редких животных и растений;
в) перечень негативных действий человека по отношению к природе.
Кто прежде всего должен заниматься охраной природы?
а) прежде всего я сам и все люди на планете;
б) специалисты — экологи, Министерство природных ресурсов, приятий;
в) президент страны.
Можно ли рвать цветы в лесу или приносить домой диких животных?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
II. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ И ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
В чем ценность природы для человека?
а) главное условие жизни человека, источник здоровья человека;
б) критерий прекрасного в жизни, источник вдохновения для человека;
в) источник пищи и одежды, пользы и достатка.
Какому принципу должен следовать человек в общении с природой?
а) изучать и открывать новое, рационально использовать, ответственно
относиться;
6) жить в мире и согласии, любить и охранять, беречь и восхищаться;
в) покорять и использовать.
Станете ли вы останавливать товарища от нанесения вреда природе?
а) да, всегда;
б) в зависимости от ситуации;
в) нет, не стану, мне все равно.
Что является причиной вашего поведения в природе?
а) стараюсь беречь растения и животных, все живое должно быть
сохранено;
б) природа — источник красоты, вдохновения;
в) желание отдохнуть, расслабиться, получить выгоду для себя.
Что влияет на ваше отношение к природе?
а) экскурсии в природу, работа на экологической тропе, в лаборатории,
посещение эколого-биологических музеев;
б) уроки биологии, экологии, географии; беседы и лекции о природе, ее
охране; телепередачи, фильмы и книги о природе;
в) ничего не влияет.
Какие эмоции и чувства вызывает у вас общение с природой?
а) желание оберегать, чувство ответственности;
б) положительное;
в) безразличное.
III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Что вызывает у вас потребность заниматься экологической деятельностью?
а) мне нравится природа, я интересуюсь экологическими проблемами;
б) хочу быть полезным;
в) требования родителей или учителей.
Считаете ли вы своим долгом заниматься экологической деятельностью
(охраной природы)?
а) да, считаю;
б) не знаю;
в) нет, не считаю.
Что мешает вам заниматься экологической деятельностью?
а) я не владею навыками и умениями экологической деятельности;
б) не хватает времени, большая загруженность другой работой;
в) мне не интересны проблемы взаимодействия человека и природы.
Сумеете ли вы организовать и провести экскурсию в природу для маленьких
детей?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
Хотели бы, чтобы ваша будущая работа была связана с защитой природы?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
Есть ли у вас постоянное желание заниматься экологической
деятельностью?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
Подсчитайте количество баллов, используя ключ:
ответы а) — 2 балла;
ответы б) — 1 балл;
ответы в) — 0 баллов.
Обработка: подсчитывается количество положительных ответов по каждому
разделу и по тесту в целом.
Уровни компонентов экологической культуры:
10—12 баллов — высокий уровень;
6—9 баллов — средний уровень;
5 и менее баллов — низкий уровень.
Уровни экологической культуры:
30—36 баллов — высокий уровень;
18—29 баллов — средний уровень;
0—17 баллов — низкий уровень.
Высокий уровень сформированности экологической культуры — у
учащихся многообразные знания о растениях и животных разных сообществ.
Школьники заботятся, бережно относятся к растительному и животному миру,
понимают их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе,
проявляет устойчивый интерес к окружающему миру.
Средний уровень сформированности экологической культуры — учащиеся
усвоили закономерные связи объектов, явлений, совершенствуют знания об
особенностях природного мира. Но не всегда' способны анализировать
последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, хотя проявляют
при этом желание, заботу и бережное отношение к природе.
Низкий уровень сформированности экологической культуры — учащиеся
не знают о существенных сторонах животного и растительного мира, они
проявляют желание заботиться о животных и окружающей среде, но
познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к
животным и растениям, но интереса к данному содержанию не проявляют.
Приложение 2
Диагностическая игра «Интерес к природе»
Цель: выявление спектра интересов детей к природе.
Задание: (расставьте по степени значимости для себя) характеристики,
отражающие Ваш интерес к природе:
· сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;
· получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
· открытия чего-то нового, получение новых знаний;
· купание, загорание;
· рисование природы;
· помощь природе в ее охране;
· пение на природе;
· игры на природе.
Приложение 3
Тест "Экологическая культура учащихся" (по Асафовой Е.В.)
Инструкция:
Отметьте выбранный вариант ответа по 6-балльной шкале, где:
0-1 обозначают отсутствие выраженности качества (0 - полное отсутствие, 1
- слабая степень выраженности)
2-3 обозначают среднюю степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 -
среднее значение)
4-5 обозначают высокую степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво
высокая)
1.. Экологическая образованность
1.Как Вы оцениваете собственные экологические знания?
2.Насколько необходимо для Вас углубление и расширение своих
экологических знаний?
3.В какой мере развитие личности зависит от взаимодействия между
обществом и природой?
4.Считаете ли Вы, что ухудшение состояния окружающей среды
отрицательно влияет на Ваше здоровье?
5.Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной
жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете
пластиковую посуду, т.д.)?
6.Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных
изданиях, посвященные обсуждению экологических проблем?
I. Экологическая образованность
Низкий уровень - 0-13 баллов, характеризуется недостаточной развитостью
экологических интересов, наличием фрагментарных экологических
представлений и знаний, которые не реализуются в повседневной жизни и
творческой работе.
Средний уровень- 14-24 балла, означает наличие интересов, представлений
в области экологии, понимание важности сотрудничества между обществом и
природой.
Высокий уровень- 25-35 баллов, предполагает единство системы
экологических интересов, представлений и их реализации в научноисследовательской работе и повседневной жизни, практикоориентированность
знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровня
экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву
Инструкция: прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.
I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Что такое экология?
а) наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей
средой;
6) наука о взаимодействии человека и природы;
в) наука о природе.
Какие глобальные экологические проблемы современности вы знаете?
а) проблема загрязнения окружающей среды, проблема парникового
эффекта, разрушение озонового слоя;
б) заканчиваются исчерпаемые ресурсы, люди вырубают леса;
в) сжигается попутный газ в факелах, радиоактивное загрязнение,
утилизация отходов.
Какие антропогенные факторы изменения окружающей среды вы знаете?
а) рост городов, загрязнение почв, воды, воздуха, вырубка лесов;
б) осушение болот, распашка земель, снижение численности популяции
опылителей и опыляемых растений;
в) разрушение почвы копытными животными, увеличение численности
бактерий, повышение кислотности.
Что такое Красная книга?
а) аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения
Животных, растений
и грибов;
б) описание наиболее редких животных и растений;
в) перечень негативных действий человека по отношению к природе.
Кто прежде всего должен заниматься охраной природы?
а) прежде всего я сам и все люди на планете;
б) специалисты — экологи, Министерство природных ресурсов, приятий;
в) президент страны.
Можно ли рвать цветы в лесу или приносить домой диких животных?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
II. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ И ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
В чем ценность природы для человека?
а) главное условие жизни человека, источник здоровья человека;
б) критерий прекрасного в жизни, источник вдохновения для человека;
в) источник пищи и одежды, пользы и достатка.
Какому принципу должен следовать человек в общении с природой?
а) изучать и открывать новое, рационально использовать, ответственно
относиться;
6) жить в мире и согласии, любить и охранять, беречь и восхищаться;
в) покорять и использовать.
Станете ли вы останавливать товарища от нанесения вреда природе?
а) да, всегда;
б) в зависимости от ситуации;
в) нет, не стану, мне все равно.
Что является причиной вашего поведения в природе?
а) стараюсь беречь растения и животных, все живое должно быть
сохранено;
б) природа — источник красоты, вдохновения;
в) желание отдохнуть, расслабиться, получить выгоду для себя.
Что влияет на ваше отношение к природе?
а) экскурсии в природу, работа на экологической тропе, в лаборатории,
посещение эколого-биологических музеев;
б) уроки биологии, экологии, географии; беседы и лекции о природе, ее
охране; телепередачи, фильмы и книги о природе;
в) ничего не влияет.
Какие эмоции и чувства вызывает у вас общение с природой?
а) желание оберегать, чувство ответственности;
б) положительное;
в) безразличное.
III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Что вызывает у вас потребность заниматься экологической деятельностью?
а) мне нравится природа, я интересуюсь экологическими проблемами;
б) хочу быть полезным;
в) требования родителей или учителей.
Считаете ли вы своим долгом заниматься экологической деятельностью
(охраной природы)?
а) да, считаю;
б) не знаю;
в) нет, не считаю.
Что мешает вам заниматься экологической деятельностью?
а) я не владею навыками и умениями экологической деятельности;
б) не хватает времени, большая загруженность другой работой;
в) мне не интересны проблемы взаимодействия человека и природы.
Сумеете ли вы организовать и провести экскурсию в природу для маленьких
детей?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
Хотели бы, чтобы ваша будущая работа была связана с защитой природы?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
Есть ли у вас постоянное желание заниматься экологической
деятельностью?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
Подсчитайте количество баллов, используя ключ:
ответы а) — 2 балла;
ответы б) — 1 балл;
ответы в) — 0 баллов.
Обработка: подсчитывается количество положительных ответов по каждому
разделу и по тесту в целом.
Уровни компонентов экологической культуры:
10—12 баллов — высокий уровень;
6—9 баллов — средний уровень;
5 и менее баллов — низкий уровень.
Уровни экологической культуры:
30—36 баллов — высокий уровень;
18—29 баллов — средний уровень;
0—17 баллов — низкий уровень.
Высокий уровень сформированности экологической культуры — у
учащихся многообразные знания о растениях и животных разных сообществ.
Школьники заботятся, бережно относятся к растительному и животному миру,
понимают их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе,
проявляет устойчивый интерес к окружающему миру.
Средний уровень сформированности экологической культуры — учащиеся
усвоили закономерные связи объектов, явлений, совершенствуют знания об
особенностях природного мира. Но не всегда' способны анализировать
последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, хотя проявляют
при этом желание, заботу и бережное отношение к природе.
Низкий уровень сформированности экологической культуры — учащиеся
не знают о существенных сторонах животного и растительного мира, они
проявляют желание заботиться о животных и окружающей среде, но
познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к
животным и растениям, но интереса к данному содержанию не проявляют.
Приложение 2
Диагностическая игра «Интерес к природе»
Цель: выявление спектра интересов детей к природе.
Задание: (расставьте по степени значимости для себя) характеристики,
отражающие Ваш интерес к природе:
· сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;
· получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
· открытия чего-то нового, получение новых знаний;
· купание, загорание;
· рисование природы;
· помощь природе в ее охране;
· пение на природе;
· игры на природе.
Приложение 3
Тест "Экологическая культура учащихся" (по Асафовой Е.В.)
Инструкция:
Отметьте выбранный вариант ответа по 6-балльной шкале, где:
0-1 обозначают отсутствие выраженности качества (0 - полное отсутствие, 1
- слабая степень выраженности)
2-3 обозначают среднюю степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 -
среднее значение)
4-5 обозначают высокую степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво
высокая)
1.. Экологическая образованность
1.Как Вы оцениваете собственные экологические знания?
2.Насколько необходимо для Вас углубление и расширение своих
экологических знаний?
3.В какой мере развитие личности зависит от взаимодействия между
обществом и природой?
4.Считаете ли Вы, что ухудшение состояния окружающей среды
отрицательно влияет на Ваше здоровье?
5.Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной
жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете
пластиковую посуду, т.д.)?
6.Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных
изданиях, посвященные обсуждению экологических проблем?
I. Экологическая образованность
Низкий уровень - 0-13 баллов, характеризуется недостаточной развитостью
экологических интересов, наличием фрагментарных экологических
представлений и знаний, которые не реализуются в повседневной жизни и
творческой работе.
Средний уровень- 14-24 балла, означает наличие интересов, представлений
в области экологии, понимание важности сотрудничества между обществом и
природой.
Высокий уровень- 25-35 баллов, предполагает единство системы
экологических интересов, представлений и их реализации в научноисследовательской работе и повседневной жизни, практикоориентированность
знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/20/picture-422569-1395261765.jpg)
Методическая разработка "Диагностика уровня творческого развития"
Методическая разработка "Диагностика уровня творческого развития" предназначена для выявления уровня развития и обучения, формирования хореографических способностей, определения задач индивидуального ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-110266-1510311573.jpg)
Физическая культура личности студента как вид общей культуры.
Воспитание здорового студента является приоритетной задачей в нашем колледже. В соответствии с современными требованиями в понятие «здоровый студент» мы обязаны включать не только телесное здоровье об...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уже достаточно много говорилось об экологии, но недостаточно для ее улучшения и сохранения жизни на Земле. Очень важно, чтобы культура человека (в т.ч. и экологическая) впитывалась в каждого человека ...
Сетевая платформа воспитателей по теме: "Формы диагностики социально-психологической стороны личности и развития воспитанников"
Отчет по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-635666-1439886068.jpg)
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)
В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/22/picture-855363-1479836443.jpg)
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1078032-1541365464.jpg)
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д...