Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву Инструкция: прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.
тест

Усачева Богдана Богдановна

Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровня

экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву

Инструкция: прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.

I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Что такое экология?

а) наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей

средой;

6) наука о взаимодействии человека и природы;

в) наука о природе.

Какие глобальные экологические проблемы современности вы знаете?

а) проблема загрязнения окружающей среды, проблема парникового

эффекта, разрушение озонового слоя;

б) заканчиваются исчерпаемые ресурсы, люди вырубают леса;

в) сжигается попутный газ в факелах, радиоактивное загрязнение,

утилизация отходов.

Какие антропогенные факторы изменения окружающей среды вы знаете?

а) рост городов, загрязнение почв, воды, воздуха, вырубка лесов;

б) осушение болот, распашка земель, снижение численности популяции

опылителей и опыляемых растений;

в) разрушение почвы копытными животными, увеличение численности

бактерий, повышение кислотности.

Что такое Красная книга?

а) аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения

Животных, растений

и грибов;

б) описание наиболее редких животных и растений;

в) перечень негативных действий человека по отношению к природе.

Кто прежде всего должен заниматься охраной природы?

а) прежде всего я сам и все люди на планете;

б) специалисты — экологи, Министерство природных ресурсов, приятий;

в) президент страны.

Можно ли рвать цветы в лесу или приносить домой диких животных?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

II. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ И ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

В чем ценность природы для человека?

а) главное условие жизни человека, источник здоровья человека;

б) критерий прекрасного в жизни, источник вдохновения для человека;

в) источник пищи и одежды, пользы и достатка.

Какому принципу должен следовать человек в общении с природой?

а) изучать и открывать новое, рационально использовать, ответственно

относиться;

6) жить в мире и согласии, любить и охранять, беречь и восхищаться;

в) покорять и использовать.

Станете ли вы останавливать товарища от нанесения вреда природе?

а) да, всегда;

б) в зависимости от ситуации;

в) нет, не стану, мне все равно.

Что является причиной вашего поведения в природе?

а) стараюсь беречь растения и животных, все живое должно быть

сохранено;

б) природа — источник красоты, вдохновения;

в) желание отдохнуть, расслабиться, получить выгоду для себя.

Что влияет на ваше отношение к природе?

а) экскурсии в природу, работа на экологической тропе, в лаборатории,

посещение эколого-биологических музеев;

б) уроки биологии, экологии, географии; беседы и лекции о природе, ее

охране; телепередачи, фильмы и книги о природе;

в) ничего не влияет.

Какие эмоции и чувства вызывает у вас общение с природой?

а) желание оберегать, чувство ответственности;

б) положительное;

в) безразличное.

III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Что вызывает у вас потребность заниматься экологической деятельностью?

а) мне нравится природа, я интересуюсь экологическими проблемами;

б) хочу быть полезным;

в) требования родителей или учителей.

Считаете ли вы своим долгом заниматься экологической деятельностью

(охраной природы)?

а) да, считаю;

б) не знаю;

в) нет, не считаю.

Что мешает вам заниматься экологической деятельностью?

а) я не владею навыками и умениями экологической деятельности;

б) не хватает времени, большая загруженность другой работой;

в) мне не интересны проблемы взаимодействия человека и природы.

Сумеете ли вы организовать и провести экскурсию в природу для маленьких

детей?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

Хотели бы, чтобы ваша будущая работа была связана с защитой природы?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

Есть ли у вас постоянное желание заниматься экологической

деятельностью?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

Подсчитайте количество баллов, используя ключ:

ответы а) — 2 балла;

ответы б) — 1 балл;

ответы в) — 0 баллов.

Обработка: подсчитывается количество положительных ответов по каждому

разделу и по тесту в целом.

Уровни компонентов экологической культуры:

10—12 баллов — высокий уровень;

6—9 баллов — средний уровень;

5 и менее баллов — низкий уровень.

Уровни экологической культуры:

30—36 баллов — высокий уровень;

18—29 баллов — средний уровень;

0—17 баллов — низкий уровень.

Высокий уровень сформированности экологической культуры — у

учащихся многообразные знания о растениях и животных разных сообществ.

Школьники заботятся, бережно относятся к растительному и животному миру,

понимают их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе,

проявляет устойчивый интерес к окружающему миру.

Средний уровень сформированности экологической культуры — учащиеся

усвоили закономерные связи объектов, явлений, совершенствуют знания об

особенностях природного мира. Но не всегда' способны анализировать

последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, хотя проявляют

при этом желание, заботу и бережное отношение к природе.

Низкий уровень сформированности экологической культуры — учащиеся

не знают о существенных сторонах животного и растительного мира, они

проявляют желание заботиться о животных и окружающей среде, но

познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к

животным и растениям, но интереса к данному содержанию не проявляют.

Приложение 2

Диагностическая игра «Интерес к природе»

Цель: выявление спектра интересов детей к природе.

Задание: (расставьте по степени значимости для себя) характеристики,

отражающие Ваш интерес к природе:

· сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;

· получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;

· открытия чего-то нового, получение новых знаний;

· купание, загорание;

· рисование природы;

· помощь природе в ее охране;

· пение на природе;

· игры на природе.

Приложение 3

Тест "Экологическая культура учащихся" (по Асафовой Е.В.)

Инструкция:

Отметьте выбранный вариант ответа по 6-балльной шкале, где:

0-1 обозначают отсутствие выраженности качества (0 - полное отсутствие, 1

- слабая степень выраженности)

2-3 обозначают среднюю степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 -

среднее значение)

4-5 обозначают высокую степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво

высокая)

1.. Экологическая образованность

1.Как Вы оцениваете собственные экологические знания?

2.Насколько необходимо для Вас углубление и расширение своих

экологических знаний?

3.В какой мере развитие личности зависит от взаимодействия между

обществом и природой?

4.Считаете ли Вы, что ухудшение состояния окружающей среды

отрицательно влияет на Ваше здоровье?

5.Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной

жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете

пластиковую посуду, т.д.)?

6.Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных

изданиях, посвященные обсуждению экологических проблем?

I. Экологическая образованность

Низкий уровень - 0-13 баллов, характеризуется недостаточной развитостью

экологических интересов, наличием фрагментарных экологических

представлений и знаний, которые не реализуются в повседневной жизни и

творческой работе.

Средний уровень- 14-24 балла, означает наличие интересов, представлений

в области экологии, понимание важности сотрудничества между обществом и

природой.

Высокий уровень- 25-35 баллов, предполагает единство системы

экологических интересов, представлений и их реализации в научноисследовательской работе и повседневной жизни, практикоориентированность

знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровня

экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву

Инструкция: прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.

I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Что такое экология?

а) наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей

средой;

6) наука о взаимодействии человека и природы;

в) наука о природе.

Какие глобальные экологические проблемы современности вы знаете?

а) проблема загрязнения окружающей среды, проблема парникового

эффекта, разрушение озонового слоя;

б) заканчиваются исчерпаемые ресурсы, люди вырубают леса;

в) сжигается попутный газ в факелах, радиоактивное загрязнение,

утилизация отходов.

Какие антропогенные факторы изменения окружающей среды вы знаете?

а) рост городов, загрязнение почв, воды, воздуха, вырубка лесов;

б) осушение болот, распашка земель, снижение численности популяции

опылителей и опыляемых растений;

в) разрушение почвы копытными животными, увеличение численности

бактерий, повышение кислотности.

Что такое Красная книга?

а) аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения

Животных, растений

и грибов;

б) описание наиболее редких животных и растений;

в) перечень негативных действий человека по отношению к природе.

Кто прежде всего должен заниматься охраной природы?

а) прежде всего я сам и все люди на планете;

б) специалисты — экологи, Министерство природных ресурсов, приятий;

в) президент страны.

Можно ли рвать цветы в лесу или приносить домой диких животных?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

II. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ И ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

В чем ценность природы для человека?

а) главное условие жизни человека, источник здоровья человека;

б) критерий прекрасного в жизни, источник вдохновения для человека;

в) источник пищи и одежды, пользы и достатка.

Какому принципу должен следовать человек в общении с природой?

а) изучать и открывать новое, рационально использовать, ответственно

относиться;

6) жить в мире и согласии, любить и охранять, беречь и восхищаться;

в) покорять и использовать.

Станете ли вы останавливать товарища от нанесения вреда природе?

а) да, всегда;

б) в зависимости от ситуации;

в) нет, не стану, мне все равно.

Что является причиной вашего поведения в природе?

а) стараюсь беречь растения и животных, все живое должно быть

сохранено;

б) природа — источник красоты, вдохновения;

в) желание отдохнуть, расслабиться, получить выгоду для себя.

Что влияет на ваше отношение к природе?

а) экскурсии в природу, работа на экологической тропе, в лаборатории,

посещение эколого-биологических музеев;

б) уроки биологии, экологии, географии; беседы и лекции о природе, ее

охране; телепередачи, фильмы и книги о природе;

в) ничего не влияет.

Какие эмоции и чувства вызывает у вас общение с природой?

а) желание оберегать, чувство ответственности;

б) положительное;

в) безразличное.

III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Что вызывает у вас потребность заниматься экологической деятельностью?

а) мне нравится природа, я интересуюсь экологическими проблемами;

б) хочу быть полезным;

в) требования родителей или учителей.

Считаете ли вы своим долгом заниматься экологической деятельностью

(охраной природы)?

а) да, считаю;

б) не знаю;

в) нет, не считаю.

Что мешает вам заниматься экологической деятельностью?

а) я не владею навыками и умениями экологической деятельности;

б) не хватает времени, большая загруженность другой работой;

в) мне не интересны проблемы взаимодействия человека и природы.

Сумеете ли вы организовать и провести экскурсию в природу для маленьких

детей?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

Хотели бы, чтобы ваша будущая работа была связана с защитой природы?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

Есть ли у вас постоянное желание заниматься экологической

деятельностью?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

Подсчитайте количество баллов, используя ключ:

ответы а) — 2 балла;

ответы б) — 1 балл;

ответы в) — 0 баллов.

Обработка: подсчитывается количество положительных ответов по каждому

разделу и по тесту в целом.

Уровни компонентов экологической культуры:

10—12 баллов — высокий уровень;

6—9 баллов — средний уровень;

5 и менее баллов — низкий уровень.

Уровни экологической культуры:

30—36 баллов — высокий уровень;

18—29 баллов — средний уровень;

0—17 баллов — низкий уровень.

Высокий уровень сформированности экологической культуры — у

учащихся многообразные знания о растениях и животных разных сообществ.

Школьники заботятся, бережно относятся к растительному и животному миру,

понимают их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе,

проявляет устойчивый интерес к окружающему миру.

Средний уровень сформированности экологической культуры — учащиеся

усвоили закономерные связи объектов, явлений, совершенствуют знания об

особенностях природного мира. Но не всегда' способны анализировать

последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, хотя проявляют

при этом желание, заботу и бережное отношение к природе.

Низкий уровень сформированности экологической культуры — учащиеся

не знают о существенных сторонах животного и растительного мира, они

проявляют желание заботиться о животных и окружающей среде, но

познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к

животным и растениям, но интереса к данному содержанию не проявляют.

Приложение 2

Диагностическая игра «Интерес к природе»

Цель: выявление спектра интересов детей к природе.

Задание: (расставьте по степени значимости для себя) характеристики,

отражающие Ваш интерес к природе:

· сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;

· получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;

· открытия чего-то нового, получение новых знаний;

· купание, загорание;

· рисование природы;

· помощь природе в ее охране;

· пение на природе;

· игры на природе.

Приложение 3

Тест "Экологическая культура учащихся" (по Асафовой Е.В.)

Инструкция:

Отметьте выбранный вариант ответа по 6-балльной шкале, где:

0-1 обозначают отсутствие выраженности качества (0 - полное отсутствие, 1

- слабая степень выраженности)

2-3 обозначают среднюю степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 -

среднее значение)

4-5 обозначают высокую степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво

высокая)

1.. Экологическая образованность

1.Как Вы оцениваете собственные экологические знания?

2.Насколько необходимо для Вас углубление и расширение своих

экологических знаний?

3.В какой мере развитие личности зависит от взаимодействия между

обществом и природой?

4.Считаете ли Вы, что ухудшение состояния окружающей среды

отрицательно влияет на Ваше здоровье?

5.Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной

жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете

пластиковую посуду, т.д.)?

6.Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных

изданиях, посвященные обсуждению экологических проблем?

I. Экологическая образованность

Низкий уровень - 0-13 баллов, характеризуется недостаточной развитостью

экологических интересов, наличием фрагментарных экологических

представлений и знаний, которые не реализуются в повседневной жизни и

творческой работе.

Средний уровень- 14-24 балла, означает наличие интересов, представлений

в области экологии, понимание важности сотрудничества между обществом и

природой.

Высокий уровень- 25-35 баллов, предполагает единство системы

экологических интересов, представлений и их реализации в научноисследовательской работе и повседневной жизни, практикоориентированность

знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Диагностика уровня творческого развития"

Методическая разработка "Диагностика уровня творческого развития" предназначена для выявления уровня развития и обучения, формирования хореографических способностей, определения задач индивидуального ...

Физическая культура личности студента как вид общей культуры.

Воспитание здорового студента является приоритетной задачей в нашем колледже. В соответствии с современными требованиями в понятие «здоровый студент» мы обязаны включать не только телесное здоровье об...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уже достаточно много говорилось об экологии, но недостаточно для ее улучшения и сохранения жизни на Земле. Очень важно, чтобы культура человека (в т.ч. и экологическая) впитывалась в каждого человека ...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либ...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д...